Книга Сумрачный гений. Повесть и очерки из истории военной авиации XX века - читать онлайн бесплатно, автор Евгений Хацкельсон. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сумрачный гений. Повесть и очерки из истории военной авиации XX века
Сумрачный гений. Повесть и очерки из истории военной авиации XX века
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сумрачный гений. Повесть и очерки из истории военной авиации XX века


**

– С кем, кроме Гитлера, из верхушки Рейха вы встречались лично? – задали ему следующий вопрос.

– С Гессом, Герингом, Мильхом.

– А с Геббельсом, Гиммлером, Борманом?

– Никогда! Эти люди не занимались авиацией. Геринг возглавлял Люфтваффе, Мильх курировал все вопросы, связанные с разработкой и внедрением в серийное производство новых самолетов, Гесс сам был летчиком-асом и помогал моей компании еще до прихода к власти НСДАП.

– Вы знали о готовящемся бегстве Рудольфа Гесса в Англию? – спросил британский полковник.

– Как я мог об этом знать?

– Но ведь он улетел на Bf-110 c вашего заводского аэродрома в Аугсбурге!

– Все верно, – кивнул Вилли. – Эта машина была выделена Гессу, она обслуживалась на заводе. Гесс всегда заранее предупреждал о полете. Куда он летал и зачем, никто не знал и не спрашивал. Он же был очень высокопоставленным партийным функционером. В этот день Гесс позвонил мне в 10 утра и заказал полет после обеда. Ему подготовили его машину с дополнительными подвесными топливными баками по 900 литров каждый. Он приехал в 17 часов, одолжил под расписку у штатного пилота летный комбинезон, улетел и больше уже не вернулся.

– Что было потом? – спросил англичанин.

– Потом был шок для всех. Началось разбирательство, и мы не знали, чем вся эта история для нас закончится. Меня вызывал для дачи показаний сам Геринг, и я не был уверен, что вернусь домой.

– Что вам сказал Геринг?

– Он назвал Гесса маньяком и спросил, зачем я дал ему самолет.

– А вы?

– А я назвал Гесса лунатиком и ответил, что не виноват в том, что человек, занимавший такой высокий пост, оказался сумасшедшим.


Все засмеялись: Рудольф Гесс меньше всего был похож на сумасшедшего. Этот человек имел волевое лицо, которое можно было назвать даже красивым, если бы не колючие глаза и чересчур массивный раздвоенный подбородок. Он был личным и самым преданным другом Гитлера, когда-то даже делил с ним на двоих одну камеру. Профессиональный летчик высокого класса, убежденный национал-социалист. Можно ли было предположить, что он предаст своего патрона и удерет к его злейшему врагу Черчиллю? Размышляя над этой историей, Вилли со временем понял, что Гесс не предавал Гитлера. Он полетел в Лондон по его заданию и с тайной миссией. Фюрер хотел заключить мир с Британией накануне нападения на СССР. Что касается Геринга, то он, вполне возможно, ничего об этом не знал. Когда же миссия Гесса провалилась, Гитлеру ничего не оставалось сделать, кроме как объявить его сумасшедшим.


Заместитель фюрера по партии Рудольф Гесс


– Как вы думаете, какова была истинная причина поступка Гесса? – вновь спросил британский полковник.

– Но ведь он у вас сидит за решеткой, а не у меня! – удивился Мессершмитт вопросу. Американец усмехнулся.

– Я полагаю, – продолжал Вилли, – что Гесс был абсолютно нормальным, и что он полетел в Англию на переговоры по секретному заданию самого фюрера. А вы, британцы, упрятали его в тюрьму.

– Ваш друг Гесс, – жестко сказал американец, – равно как Геринг, Мильх и другие нацистские преступники предстанут перед международным трибуналом. Я уверен, что их всех ждет виселица.

– Они мне не друзья, – ответил Вилли, помрачнев, – я был вынужден общаться с этими людьми, потому что они были представителями государства, которое заказывало мои самолеты. Я не политик, я всего лишь ученый, авиаконструктор, и за действия политического руководства своей страны отвечать не могу.

– Но вы осознаете, что ваши самолеты стали инструментом агрессии?

– Я создавал свои истребители не для агрессии! – сверкнул глазами Мессершмитт. – Моей целью было создание самолета для защиты неба Германии. И я был очень огорчен, когда узнал, что мы напали на Польшу. Когда мы присоединили к себе Австрию, Чехословакию и Судеты, это было хотя бы без войны. Я надеялся, что Гитлер остановится на этом. У нас была сильная армия, мощная авиация, мы могли за себя постоять, дать отпор любому агрессору. Но когда по радио объявили о войне с Польшей, я пришел в отчаянье, ведь это означало, что мы развязали новую мировую войну. Но что я мог сделать? Мы все оказались в этой страшной ловушке. Когда же мы напали на Россию, я окончательно понял, что Германия обречена.

– Хорошо, что вы понимаете вину Германии в развязывании войны, – важно сказал британец. – И заметьте, что именно немецкий народ на свободных и демократичных выборах вручил власть над собой Гитлеру и его кровавой банде.

– Так это была ваша месть немецкому народу, когда вы своими дальними бомбардировщиками уничтожали вместе с населением целые города? – глухо спросил Мессершмитт.

– Война есть война! Бомбардировщики Люфтваффе тоже бомбили Англию. Знаете, что они сделали с Ковентри и центром Лондона?

– Знаю, – тихо ответил Вилли. – И про Ковентри, и про Лондон, и про Гамбург, и про Дрезден, где страшной смертью погибли тысячи детей и женщин. Будь проклята эта война, которая превращала людей в кровожадных зверей! Хорошо, что она закончилась. Теперь победители будут судить и казнить побежденных. Фельдмаршал Мильх в ваших руках, или он достался русским?

– Он сдался командиру нашей пехотной дивизии, – ответил американец. – Правда, Мильх выбрал неудачный для этого момент.

– Что это значит?

– Этот полковник только что вернулся после экскурсии в ближайший концлагерь. И тут к нему является Мильх, важный и надутый как индюк, при полном параде и с фельдмаршальским жезлом в руках. Командир схватил его за грудки и, чуть было, не вытряс из него всю душу, а потом вырвал у него из рук жезл и сломал его о фельдмаршальскую голову.

– Этот Мильх немало попил моей крови, – заметил Мессершмитт.

– А я бы на вашем месте поинтересовался, что так расстроило полковника, – сказал американец. – Вот, полюбуйтесь!


Он достал из портфеля пачку фотографий и бросил ее на стол. Это были снимки, сделанные военным корреспондентом в только что освобожденном концлагере. На них были истощенные до последней крайности люди в арестантской одежде, которые стояли возле забора с колючей проволокой, трубы печей крематория, бараки, пулеметные вышки, газовые камеры, дети с выжженными на руках номерами.


– Это был лагерь смерти, – пояснил полковник, наблюдая за реакцией Мессершмитта. – Эсэсовцы тут издевались над несчастными узниками. Людей ежедневно сотнями умерщвляли вот в этих газовых камерах и сжигали в печах вот этого крематория. Тех, кто избежал газовой камеры в день прибытия, медленно убивали голодом и непосильной работой, у детей ежедневно забирали кровь для раненных солдат вермахта и отправляли в печь, когда взять было уже нечего.

– Какой ужас, – прошептал Вилли, рассматривая страшные фотографии. – Теперь я понимаю вашего полковника. Я бы на его месте в этот момент застрелил любого попавшегося мне под руку немецкого генерала.

– Неужели вы ничего не знали обо всем этом?

– Нет! – воскликнул Мессершмитт. – Клянусь вам, у нас, простых немцев, не было никакой информации об этих чудовищных преступлениях СС. Министерство пропаганды доктора Геббельса рассказывало нам только о зверствах русских солдат, творимых над несчастным немецким населением.


Мессершмитт выглядел совершенно потрясенным, и полковник решил, что настал удобный момент сделать ему предложение, ради которого его сюда и доставили.


– Я верю вам, господин Мессершмитт, – торжественно сказал полковник, – и от лица всех союзников уполномочен сделать вам официальное предложение.

– Какое предложение? – Вилли рассеянно поднял голову.

– Мы предлагаем вам сотрудничать с нами в качестве консультанта авиационной промышленности. Вы переедете в США, вам будут созданы все условия для работы: у вас будет свой дом, высокий оклад, в перспективе вы сможете возглавить собственное конструкторское бюро. Вы согласны?

– Нет!

– Подумайте хорошенько. В Соединенных штатах вы полностью реализуете свой потенциал ученого. Ваш реактивный Ме-262 – самый передовой в мире истребитель, и вы сможете развивать эту тему дальше. Мы ведь все равно заберем образцы этого самолета и всю техническую документацию.

– Да, конечно, я понимаю.

– Так почему же вы не хотите сотрудничать с нами? Согласие охотно дают многие ваши коллеги-конструкторы и ученые. Например, Липпиш, автор ракетного перехватчика Ме-163, и многие другие.

– Это их дело, – хмуро буркнул Мессершмитт, – а я никуда не уеду из Германии. Я останусь в своей стране.

– В разбомбленной, уничтоженной, униженной стране? Подумайте, какое будущее вас в ней ждет.

– Будь, что будет!

– Хорошо! – полковник встал и подошел к окну, заложил руки за спину. – Вас, разумеется, никто не увезет в Соединенные Штаты насильно. Но учтите, что вы можете быть привлечены к суду, и мы не сможем защитить вас от преследования.

– За что?

– За использование рабского труда заключенных на ваших заводах, за проводимые над людьми опыты.

– Никаких опытов над людьми я не проводил, – резко возразил Мессершмитт. – А что касается заключенных, то если они и попадали на мои заводы, это было для них счастьем. В этом я еще раз убедился, посмотрев ваши фотографии. Впрочем, я готов ответить на любые вопросы следственным органам оккупационных властей.

– Ну, хорошо, хорошо, – примирительно сказал полковник, который никак не ожидал, что этот высоколобый ученый окажется настолько крепким орешком. – Скорее всего, вам придется выступать на суде как свидетелю по делам Геринга и Мильха.

– Я готов давать показания в суде честно и беспристрастно, – пожал плечами Вилли, – выгораживать кого-либо я не намерен. Пусть каждый отвечает за себя и получает то, что заслужил.

– Вот и отлично! – Полковник подошел к столу и начал собирать в портфель бумаги. – Завтра утром вас отвезут обратно. Подумайте еще раз над нашим предложением, оно пока остается в силе. Я думаю, это был не последний наш разговор.

**

Вилли возвращался рано утром на точно таком же «Дугласе». Он сидел на жесткой скамье, расположенной вдоль борта фюзеляжа, посматривал в иллюминатор и вспоминал детали вчерашнего разговора. Американцы, конечно, могут ему предоставить прекрасные условия для работы и сытую безбедную жизнь. Но работать на американцев или англичан после тех чудовищных бомбардировок, которым они подвергали города Германии, он не мог. Это ему казалось предательством и кощунством над памятью тех сотен тысяч погибших людей, которые не были солдатами, но которых, тем не менее, целеустремленно и цинично уничтожали с особой жестокостью.

Зачем англосаксы бомбили зажигательными бомбами густонаселенные города, нарочно вызывая огненные смерчи? Вилли не мог этого понять. Они объявляют нацистов исчадьями ада, проклинают их за жестокость и военные преступления, но при этом сами творили самые настоящие военные преступления. Он, конечно, слышал про концепцию Дуэ, согласно которой войну можно выиграть стратегическими бомбардировками. По его представлениям это означало, что бомбить необходимо промышленные объекты: военные заводы, фабрики, нефтепромыслы, угольные шахты, заводы по производству синтетического горючего, но уж никак не жилые кварталы. Такие действия можно объяснить только одержимостью в стремлении уничтожить немецкий народ. То, что в 1933 году власть в Германии захватили преступники, ему было совершенно ясно. Правда была и в том, что произошло это в результате свободных демократических выборов. Но разве это может служить основанием для геноцида населения?

Он не мог им всего этого сказать, чтобы не злить победителей, которые элементарно могли уничтожить его вместе со всей семьей. Но если бы не страх за близких людей, он бы сказал им, что ненавидит англосаксов за огромное зло, которое они причинили его Родине. Именно их спесь и жадность, огромные репарации и аннексии, стремление унизить Германию после ее поражения в Первой мировой войне довели народ до отчаяния и в конечном итоге привели к власти политических экстремистов. Если бы Германию пощадили тогда, не было бы и новой войны. Неужели так трудно понять, что великую нацию нельзя унижать? А немцы – великая нация, также как французы, англичане и русские.


Вспомнив о русских, Вилли подумал, что нападение на Россию было самой трагической ошибкой Гитлера. Ведь еще Бисмарк предупреждал, что Германии ни в коем случае нельзя воевать против России с ее бескрайними просторами, колоссальными ресурсами, военно-промышленным потенциалом и огромным по численности сильным народом. Как он мог решиться на это, уже имея войну с Англией, за спиной которой маячили Соединенные Штаты? Впрочем, его друг Тео Кронейс по секрету рассказывал ему, что Геринг был категорически против нападения на СССР. А когда этот вопрос был окончательно решен, рейхсмаршал выглядел подавленным и растерянным. Гитлер ему якобы сказал, что не имеет другого выхода, кроме превентивного удара по советским войскам, которые в огромном количестве сконцентрировались у границ с Германией. Неужели он всерьез рассчитывал справиться с русским медведем?

Впервые Мессершмитт увидел русских в Баварии, когда там была неспокойная политическая обстановка, и из Москвы приехали большевистские эмиссары, чтобы установить советскую власть. Держались эти красные очень нагло и вызывающе, пытались посеять в стране хаос, натравить одни слои населения на другие. К счастью, они получили отпор и убрались восвояси. С тех пор Вилли терпеть не мог коммунистов. Что же касается русских вообще, его друзья из НСДАП объяснили ему, что русский народ является скорее жертвой, чем апологетом коммунизма, который ему силой насаждали большевики-евреи, что практически вся большевистская верхушка имела еврейское происхождение, как и сам их идол – основатель коммунистической доктрины – Карл Маркс. Новый большевистский вождь Сталин, хоть и является грузином, женат якобы на родной сестре своего соратника-еврея Кагановича. В общем, русские вплоть до начала войны с СССР, не объявлялись пропагандой врагами, и многие из них очень неплохо устроились в Рейхе. Работали они и на заводах Мессершмитта, и он был ими вполне доволен. Что же касается русских из Советов, ему впервые пришлось довольно плотно пообщаться с ними в 1939 году, когда на его завод в Аугсбург приезжала советская делегация, в состав которой входили авиаконструкторы Николай Поликарпов и Александр Яковлев.


Имя первого из них ему уже было хорошо знакомо. Именно его короткие и тупоносые, не слишком быстрые, но чрезвычайно маневренные истребители И-16, которых в Люфтваффе прозвали «крысами», так досаждали в Испании немецким летчикам из легиона «Кондор» до тех пор, пока туда не прибыли его первые Bf-109 и не переломили ход событий.

Русские тогда пробыли в Германии около месяца, и им показали очень много: заводы авиастроительных компаний «Мессершмитт», «Хейнкель», «Юнкерс», «Фокке-Вульф», «Фосс», «Блюм», «Дорнье» и «Арадо, моторостроительные заводы, приборостроительные предприятия, оружейные заводы «Маузер», подземные производства. Им даже позволили проникнуть в авиационный НИИ в Геттингене и осмотреть огромную вертикальную аэродинамическую трубу, в которой продувались модели самолетов. Советских специалистов иногда лично сопровождал сам Геринг. Русским еще и продали 12 его «сто девятых» различных модификаций. Нет сомнений, что если бы в СССР тогда видели врага, им бы не продали новейшие истребители, изучив которые Яковлев сумел создать свой фронтовой истребитель Як-1. В этом человеке, в лице и движениях которого было что-то от умного и грациозного хищного зверя, Вилли сразу распознал отличного профессионала в своем деле.


Советский авиаконструктор Николай Поликарпов


Второй раз русские приехали через год. Поликарпова в составе закупочной комиссии уже не было, а вот Яковлев был, и держался он еще более самоуверенно. Тогда Вилли понял, что получит в лице этого сталинского фаворита достойного соперника. Была бы его воля, русским бы не продавали Bf-109, хоть они и платили очень хорошие деньги. Яковлев ему мило улыбался и говорил комплименты, но при этом внимательно все осматривал своим цепким взглядом, как будто фотографировал, и задавал толковые вопросы. Мессершмитт ему отвечал и показывал все, что он просил. Таково было указание свыше. Позднее Яковлев, как докладывала разведка, устроил на своих заводах, производящих фронтовые истребители «Як», многое по образу и подобию заводов Мессершмитта. Тот же порядок в производственных помещениях, пунктуальность, строгий режим, четкость в доставке комплектующих, рабочие и технологи в чистой спецодежде.


Советский авиаконструктор Александр Яковлев


Их соревнование с Яковлевым длилось все четыре года войны с Россией. К июню 1941-го в русские войска уже поступили истребители Як-1, которые могли на равных драться с его «сто девятыми» серии «E», но уступали машинам серии «F». А в дальнейшем Яковлев и Мессершмитт исправно выпускали все новые модификации своих самолетов, повышая скорость и увеличивая мощь вооружения. Затем к этому соревнованию подключились Курт Танк с немецкой стороны со своим истребителем «FW-190» и Семен Лавочкин с советской стороны со своими мощными и хорошо вооруженными истребителями Ла-5, а затем и Ла-7. Конечно, эти два конструктора работали и раньше. «Сто девяностый» был еще довоенной разработкой, но долгое время рассматривался в Люфтваффе как запасной вариант к Ме-109, а Ла-5 был создан в 1942 году на базе русского тяжелого истребителя ЛаГГ-3, который тоже был довоенной разработкой Лавочкина. Считалось, что Мессершмитт соревнуется с Яковлевым, а Курт Танк – с Лавочкиным. Их машины – FW-190 и Ла-5 – даже внешне были похожи по той причине, что на обеих были установлены звездообразные двигатели с воздушным охлаждением, в то время как Мессершмитт и Яковлев остались верны рядным двигателям с жидкостным охлаждением.

Кто в итоге победил в этом соревновании, однозначно сказать трудно. Русские Ла-7 и Як-3 в конце войны уже, как правило, побеждали и «Густава» и FW-190. «Сто девятый» перестал быть господином неба, как это было в Испании и в России в 1941 году. Но его ли, Мессершмитта, в том вина? Пока русские были заняты доведением до совершенства своих поршневых самолетов, он смотрел вперед и проектировал самолеты реактивные, и в этом Мессершмитту не было равных. Но все же он отдавал себе отчет, что именно Ме-109 сделал его знаменитым на весь мир, и именно с ним в первую очередь будут связывать его имя будущие историки Второй мировой войны.

Вилли смотрел из иллюминатора на проплывавшие под крылом редкие кучевые облака и вспоминал о том, как появился на свет «сто девятый». Этот одномоторный воздушный хищник родился, конечно же, не на пустом месте. Его предшественником был туристский самолет Bf-108, получивший множество хвалебных отзывов мировой прессы, и не напрасно. Это была самая скоростная и экономичная машина в своем классе, что и было продемонстрировано на международных соревнованиях 1934 года в Польше. Все основные аэродинамические решения, использованные при проектировании «сто девятого» уже были воплощены в «сто восьмом», который мог перевозить трех пассажиров. Более того, на Bf-108 знаменитая, несмотря на свою молодость, немецкая летчица Элли Бейнхорн совершила беспосадочный дальний перелет из Берлина в Стамбул и обратно. А это более 3,5 тысяч километров. Элли была в восторге от своей машины, которой она дала имя «Тайфун». Приобрел себе эту машину и Рудольф Гесс. Вилли было совершенно очевидно, что на базе «Тайфуна» получится лучший в мире истребитель. Сам же «Тайфун» стал со временем использоваться в авиации связи, использовался он и как тренировочный самолет для будущих летчиков-истребителей, поскольку его приборная доска, рычаги управления и характеристики управляемости были очень близки к «сто девятому».


Bf-108 «Тайфун»


Эти прекрасные машины были проданы в Испанию, Японию, Венгрию, Югославию, Швейцарию, Болгарию, и даже в Советский Союз. Понятно, что пассажиры истребителю будут не нужны, поэтому освободившееся место можно использовать для дополнительных топливных баков, необходимы также другие изменения конструкции. Истребитель будет значительно тяжелее за счет пулеметов с боекомплектом и более мощного мотора, потому его надо делать максимально компактным и узким. Пусть пилоту будет тесно в кабине, но зато уменьшится лобовое сопротивление воздуха, а значит, вырастет скорость. Вилли примерно представлял себе, каким будет его истребитель, и знал, что он может его сделать лучше, чем его конкуренты – компании «Хейнкель», «Фокке-Вульф» и «Арадо», но его старый недруг Эрхард Мильх сделал все, чтобы он не получил заказ Министерства авиации на разработку истребителя. У них были старые счеты. Все началось с серии ужасных катастроф его пассажирского самолета М-20 в начале тридцатых, в которых погибло несколько друзей Мильха, после чего он буквально возненавидел Мессершмитта. Сейчас Вилли передернуло, когда он вспомнил про этого человека, испортившего ему немало нервов. Даже на совещании у благоволившего Мессершмитту фюрера Мильх не мог удержаться от язвительных замечаний в его адрес.


Фельдмаршал Эрхард Мильх


Вот и тогда, в марте 1934-го, Вилли совершенно случайно узнал от одного знакомого офицера из Технического Управления Министерства авиации, что техническое задание на новый истребитель проклятый Мильх уже разослал его конкурентам, а его, Мессершмитта, проигнорировал самым возмутительным образом. Когда он рассказал об этом Лилли, она пришла в ярость и потребовала, чтобы он немедленно позвонил Гессу. Вилли так и сделал. В разговоре с ним Рудольф Гесс был доброжелателен и спокоен. Он сказал, чтобы Мессершмитт не беспокоился, и пообещал, что сделает все возможное, чтобы восстановить попранную справедливость. И буквально на следующий день Вилли позвонили на завод из Министерства авиации и пригласили его приехать в Берлин. Гесс, действительно, все уладил. С Мессершмиттом говорили подчеркнуто вежливо.


– Мы уже выдали трем авиастроительным компаниям контракты на разработку нового истребителя, – сказал ему начальник Технического управления, – и хотели бы выдать еще один вам.


Сам Мильх и не подумал удостоить авиаконструктора личной встречей. Мессершмитт не выразил какой-либо готовности или радости от этого предложения. Он сказал, что ему нужно три дня для ознакомления с техническим заданием, после чего он решит, стоит ли ему браться за этот заказ. Просто поразительно было, какие бездари и невежды сидели в Министерстве авиации. И Вилли подозревал, что не только там, а по всему государственному аппарату расплодились некомпетентные бюрократы, которые подменяли дело бессмысленным бумаготворчеством и пустой говорильней об интересах Рейха и верности фюреру. Между тем, спроектированный по их требованиям истребитель не смог бы даже сбивать разрабатываемые во всех странах мира высокоскоростные и хорошо вооруженные бомбардировщики, не говоря уже о том, чтобы успешно вести воздушный бой с новейшими истребителями. Нет, Вилли не собирался играть по правилам этих, с позволения сказать, специалистов, которым он в своей фирме не доверил бы даже заточку чертежных карандашей. Ровно через три дня он вновь появился в Министерстве и решительно заявил оторопевшим чиновникам, что разработанные ими требования никуда не годятся. В результате произошел конфликт, в котором ни одна сторона не хотела уступать своих позиций. Разрешить его помог начальник Штаба Люфтваффе генерал Вефер. В результате Мессершмитта оставили в покое и позволили ему сделать то, что он считает нужным.

Он привез контракт в свое Проектное бюро и вместе со своим ближайшим помощником Робертом Люссером начал напряженную работу над самолетом, которому суждено было прославить имя своего главного создателя. Совершенно очевидно было, что новый истребитель будет представлять собой цельнометаллический низкоплан, т.е. крылья будут расположены под фюзеляжем. Самолет будет оснащен мощным V-образным перевернутым мотором жидкостного охлаждения, закрытой кабиной пилота и убирающимся шасси. Кроме того, он должен быть простым в управлении, неприхотливым в обслуживании и ремонте, технологичным в массовом производстве.


Генерал-лейтенант авиации Вальтер Вефер


Доктор Мессершмитт всегда был сторонником наиболее простых решений. Он был убежден, что все гениальное просто, а краткость – сестра таланта. Основной заботой главного конструктора было максимальное снижение веса и лобового сопротивления воздуха, которое можно было достигнуть узостью фюзеляжа и хорошей обтекаемостью контуров нового самолета. Все это необходимо было для достижения высоких скоростей. Ему, да уже и многим другим, было совершенно ясно, что главное для истребителя – это скорость, пусть и в ущерб маневренности. Понятно, что тихоходный биплан будет маневреннее скоростного моноплана, но это ему в воздушном бою поможет мало. Тактика истребителей будет основана на высокой скорости и скороподъемности, а также на большой огневой мощи. У Мессершмитта была хорошая команда, в которой роль первой скрипки выполнял Роберт Люссер. Это был очень толковый и грамотный специалист, который подбирал в свое Проектное бюро хороших инженеров. Вилли определял основные характеристики самолета, делал наброски, давал своим специалистам задания и контролировал ход выполнения работ. Ему не было нужды выполнять всю черновую работу, потому что он, в отличие от фюрера, умел подбирать правильных людей и делегировать им полномочия. Мессершмитт мог позволить себе, не беспокоясь о неотложных рутинных делах, размышлять в тиши кабинета о том, куда им двигаться дальше, и какие проблемы могут встретиться на их пути. Благодаря этому он всегда смотрел дальше и своих конкурентов, и членов своей команды. Он был не из тех людей, которые умеют лишь реагировать на возникающие проблемы. Его активная позиция пытливого исследователя помогала ему предупреждать будущие проблемы в самом зародыше.