Уже в мае 1934 года был готов первый большой деревянный макет нового истребителя. Фюзеляж длинный и узкий, плавно сужается в киль, закрытая кабина пилота немного возвышается над ним этаким горбом, но тут уж ничего не поделаешь. Обзор из кабины пилота оставляет желать лучшего, но зато самолет будет послушен малейшим движениям рулей. Вооружение – два пулемета калибра 7,9 мм, которые находятся под капотом над двигателем. Приезжали представители заказчика, облазали весь макет, с немецкой педантичностью написали обширный перечень несущественных замечаний и уехали обратно в Берлин. Вилли понял, что в этой гонке он лидер. Главным его соперником был, конечно же, Эрнст Хейнкель.
Эрнст Хейнкель
В напряженной работе прошло лето и начало осени, и вот уже в октябре 1934-го был готов новый, уточненный макет. Теперь самолет получил третий пулемет, установленный в развале цилиндров и стреляющий через кок воздушного винта. В декабре приступили к сборке первого летающего экземпляра Bf-109 V-1. Казалось, что скоро уже все будет хорошо, но беда пришла, откуда не ждали: подвели немецкие конструкторы моторов. В то время Германия отставала от Англии в разработке авиационных моторов. Неожиданно выручили… англичане. Фирма «Ролс-Ройс» поставила Хейнкелю за его самолет He-70 два своих мотора «Кестрел» мощностью 690 л. с. Один из них достался Мессершмитту, другой – Юнкерсу для установки на пикирующий бомбардировщик Ю-87. Потом, конечно, британские моторы были заменены на немецкие Юмо-210 и Даймлер-Бенц 601А. Как же британцы впоследствии раскаивались в том, что помогли немцам своими моторами! Но дело было сделано. Теперь уже оставалось совсем немного до появления на свет красивого, стремительного, изящного и чрезвычайно опасного воздушного хищника.
О чем думал Вилли в то напряженное время, когда постепенно появлялся на свет его истребитель, которому он отдавал всю свою нервную энергию, все интеллектуальные и душевные силы? Он искренне верил, что его «сто девятый» надежно закроет небо Германии и защитит страну от незваных гостей, несущих ей на своих крыльях смерть и разрушения. Вилли не солгал американцу, когда сказал, что создавал свой самолет не для агрессии. Намерения его тогда были, действительно, благими. А о том, какую дорогу и куда ведущую они обычно вымащивают, он в то время еще не задумывался.
Истребитель был построен, и на испытаниях, которые состоялись 12 декабря 1935 года, второй опытный экземпляр показал прекрасные результаты. А что же его конкуренты – компании «Фокке-Вульф», «Хейнкель» и «Арадо»? Разумеется, они тоже не дремали, но двое из них в этом соревновании Мессершмитту проиграли по всем статьям. Опытный экземпляр «Фокке-Вульф-159» был спроектирован по схеме высокоплана с подкосом. А значит, заведомо проигрывал «сто девятому» в скорости. Кроме того, он разбился в первом же испытательном полете да так, что не подлежал восстановлению. Самолет «Арадо» имел неубирающиеся шасси. Такой атавизм сразу же обрекал его на незавидную роль аутсайдера. Так что эти двое были «сто девятому» не соперники. А вот Не-112 V-1 компании «Хейнкель» оказался хорош. И неудивительно: Эрнст Хейнкель был авиаконструктором экстра-класса. Именно с этой машиной предстояло помериться силами на государственных испытаниях любимому детищу Вилли Мессершмитта.
Истребитель He-112
26 февраля 1936 года на авиабазе в Травемюнде начались пятидневные сравнительные испытания истребителей Мессершмитта и Хейнкеля. Большая и представительная комиссия из военных и гражданских экспертов в области авиации оценивала самолеты по многим характеристикам. Они летали на обеих машинах и устраивали условные воздушные бои. Вердикт комиссии был единодушным: Bf-109 лучше, чем Не-112. Именно его истребитель должен стать основным защитником немецкого неба. Теперь не будет проблем с заказами, а значит, и с финансами. Более того, ресурсы Рейха будут к услугам Вилли Мессершмитта. Военно-воздушным силам нужны его самолеты. Их нужно так много, что мощностей завода в Аугсбурге не хватает. Его друг Тео нашел отличное место для нового завода в Регенсбурге и руководит его постройкой, там будет учреждена его дочерняя компания Flugzeugwerke GmbH.
Вся страна превратилась в гигантскую стройку. Безработицы больше нет, как и обещал Гитлер. Наоборот, трудовых ресурсов не хватает. Огромные государственные деньги вкладываются в военную промышленность, рейхсмаршал Геринг наделен по отношении к ней диктаторскими полномочиями. Теперь все подчинено интересам предстоящей большой войны, войны-реванша за версальское унижение Германии. Перевооружается армия, строятся военные корабли и, конечно, боевые самолеты. Кроме его «сто девятого», запускаются в серию пикировщики Хеншель-123 и Ю-87 (знаменитые «штуки»), двухмоторные бомбардировщики Ю-88, строятся и опытные дальние четырехмоторные бомбардировщики Ю-89.
Едва было принято решение о принятии на вооружение Bf-109, его фирма получила заказ на 500 истребителей. Вилли поначалу пришел от этой новости в ужас: сразу такой огромный заказ, когда самолет еще не прошел испытаний в войсках. Но его друг Тео объяснил ему, что времени на раскачку нет – англичане уже запускают в серию свои новейшие истребители «Харрикейн» и «Спитфайр». Надо выпускать то, что есть, и на ходу модифицировать самолет на основе последних данных об опытной эксплуатации. Его завод в Аугсбурге расширяется – строятся новые корпуса, склады и ангары для предполетной подготовки самолетов. Не забывает Вилли и о своих сотрудниках: для рабочих компания строит трехэтажные многоквартирные дома, а для инженеров и технологов – целый поселок семейных коттеджей. Хотя завод и расширяется, его производственных мощностей все равно не хватит, и «сто девятые» обяжут выпускать по лицензии компании «Физлер», «Фокке-Вульф» и «ЭРЛА». Это ли не триумф Мессершмитта в его борьбе с конкурентами?
Первый серийный Bf-109 B-1
Первые шесть серийных Bf-109 B-1 были собраны и облетаны в Аугсбурге в конце 1936 года. Эти самолеты получили прозвище «Берта». В дальнейшем самолеты новых серий так и получали у военных клички по буквам серии. После Берт появились Цезари, затем Доры, Эмили, Фридрихи, Густавы и, наконец, самая совершенная серия «К» – Курфюрсты. Но это все было потом, а пока первые Берты должны были получить обкатку в условиях реальных боевых действий и померяться силами в небе Испании с русскими истребителями И-16 конструкции Николая Поликарпова. Когда Вилли впервые услышал об этом от Тео, который был вхож к Герингу, он не поверил своим ушам. Послать «сырые» самолеты на фронт, да еще в другую страну! Мыслимое ли это дело? Мало ли какие дефекты могут еще всплыть, причем не в учебных полетах, а в условиях реального воздушного боя! Кого будут обвинять в гибели боевых летчиков? Его, Мессершмитта! Скажут – недоработал, недосмотрел… да проклятый Мильх сожрет его после этого со всеми потрохами! Но Тео был спокоен.
– Не паникуй, – сказал он, – все в порядке.
– Какое там, в порядке! – возразил Мессершмит, обхватив руками голову. – А если что случится?
Тео сел в кресло и, не спеша, закурил сигару.
– Все понимают, что самолет еще «сырой», – сказал он, выпуская колечки ароматного дыма, – но зато у нас есть уникальная возможность проверить его в боевых условиях.
В его словах был здравый смысл, и Вилли немного успокоился.
– Сперва мы пошлем в Испанию только три машины, – продолжал Тео. – Там, на месте, их будут обслуживать наши инженеры. На боевых вылетах наши «сто девятые» будут прикрываться больших количеством бипланов «Фиат». Отчеты о поведении самолетов в воздухе мы будем получать немедленно в Берлин. Так чем же ты недоволен?
– А если крупные поломки?
– Ну, так что ж! Испания от нас находится не так уж далеко. Мы всегда можем организовать воздушный мост и поставлять на транспортниках в Севилью запчасти и вообще все, что понадобится.
Вилли окончательно понял, что Тео прав, и лучших условий опытной эксплуатации для его машин трудно было придумать. И вообще это очень заманчиво – сразиться в воздухе с юркими тупоносыми И-16, «крысами», как их прозвали немецкие летчики. Высокая скорость «сто девятого» должна была обеспечить ему преимущество в бою с русскими истребителями.
Советский истребитель И-16
В декабре 1936 года 88-й истребительный полк добровольческого легиона «Кондор» получил три первых истребителя Bf-109B. Лейтенант Траутлофт поднял одного из них в воздух и сразу же был покорен его послушностью в управлении. Конечно, всплыло много скрытых дефектов первых «Берт», но, все же, произошло главное – его самолет приняли в войсках, а в январе 1937 года Траутлофт сбил на нем свою первую «крысу». Прикрывая транспортники Ю-52, он увидел тройку покрашенных в серый цвет республиканских истребителей, которые крались на малой высоте, чтобы внезапно атаковать «юнкерса» снизу в живот. Траутлофт набрал высоту, разогнался и по большой пологой дуге зашел со стороны солнца к ним в заднюю полусферу. Атака была столь неожиданной и стремительной, что пилот И-16 ничего не успел ни осознать, ни предпринять. Вражеский самолет разлетелся на горящие куски.
Обкатку в горячем испанском небе прошло 130 истребителей Bf-109, но лишь 21 из них был потерян в воздушных боях. Вилли осознавал, что именно благодаря его «сто девятым» произошел коренной перелом в противоборстве республиканцев и франкистов в воздухе, и был немало этому рад. Он не любил «красных», которые, получив власть, устроили в Испании хаос и террор, привели ее к экономической катастрофе. В стране происходили грабежи и массовые зверские убийства, «красные» сжигали церкви вместе со священниками и прихожанами. Во имя какой-то мифической высшей справедливости они отнимали у людей их собственность, зачастую вместе с жизнями. Кто-то должен был положить конец этой кровавой вакханалии, и это сделали военные. Одержав победу, генерал Франко перестрелял и перевешал наиболее активно зверствовавших «красных», менее виновных посадил для перевоспитания в тюрьмы, и в истерзанной стране воцарились мир и спокойствие.
Генерал Франсиско Франко
Вилли считал, что решение Гитлера помочь Франко было правильным. Но вот потом… Что и зачем натворил потом этот человек, который всегда был с ним так приветлив в общении, любил обсуждать с ним перспективы развития авиации и называл его «мой дорогой Мессершмитт»? Откуда в нем была эта неутолимая жажда захвата новых территорий, подчинения и уничтожения целых народов? Зачем было истреблять евреев, которые верой и правдой служили Германии и считали ее своей Родиной? Зачем было захватывать Европу, начинать войну с Англией и подставлять под удар собственные города? Сейчас, сидя в «Дугласе», Вилли не находил ответа на эти вопросы. Может быть, нацистское государство в принципе не может существовать без войны? Но пример Испании доказывает обратное: диктатор Франко не ввязался в новую мировую войну, и бомбы на Мадрид больше не падали.
В последнее время он часто думал о Гитлере. Как могло получиться, что этот одержимый человек получил в свои руки и сумел направить могучую энергию и огромный интеллектуальный потенциал великой нации на злое дело и разрушительный путь? Сколько умных трудолюбивых старательных и талантливых немцев, в том числе и он, Мессершмиттт, позволили этому, в общем-то, недалекому человеку оседлать их талант и использовать его в ужасных целях? В чем был секрет его влияния на людей? Все дело в том, решил для себя Мессершмитт, что Гитлер был искренним и чистосердечным в своем злодействе. Он, действительно, верил в то, что говорил. А ему верили, потому что он олицетворял собой ту темную сторону германской натуры, которая подспудно была убеждена в своей исключительности, превосходстве над другими народами и в своем праве властвовать над ними. Гитлер был живым сгустком этой темной энергии, этаким мистером Хайдом униженной, но сильной и гордой нации. Он говорил немцам об их величии, а они за это возвели его на пьедестал. После этого они стали ему поклоняться и… превратились в его рабов.
Это сравнение Гитлера с мистером Хайдом пришло Вилли в голову, когда он прочитал мистическую повесть Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда». По сюжету этой повести ученый по имени Джекилл создал некое снадобье. Выпивая его, он превращался в мистера Хайда, который концентрировал в себе все самое отвратительное и злое, что скрывалось и подавлялось внутри сознания респектабельного английского джентльмена. Слово «hide» в английском языке обозначает «скрытый». Вот мистер Хайд и был тем обычно скрытым, но освобожденным от оков разума и совести Джекилла «чистым» злом, без примеси. Он творил ужасные вещи и в итоге погубил самого доктора. Так и Гитлер навлек на немецкий народ страшный гнев других, более сильных народов. И покатилась с востока огромная и неумолимая, лязгающая гусеницами танков и изрыгающая огонь лавина русских войск, и растеклись огненной лавой в небе Германии тысячи тяжелых бомбардировщиков, превращая в дымящиеся руины немецкие города, которые сверху во время ночных бомбардировок выглядели, как жуткое море огня.
Разрушенный Гамбург после налета англо-американской авиации
Противовоздушная оборона Рейха, в которую входили ночные истребители генерала Каммхубера, не могла заставить англичан и американцев платить слишком высокую цену за эти налеты. Но они сражались, эти ребята, как герои, дрались храбро, отправляя к земле при каждом налете десятки вражеских бомбардировщиков. И основной боевой машиной защитников ночного неба Германии был его тяжелый истребитель Ме-110, которому он отдал огромное количество своих нервов и сил.
Его самолеты были для него, как дети. Мессершмитт всегда считал, что истинный художник относится к своим творениям, как хороший родитель относится к своим детям. Для писателя это его книги, для архитектора – здания, для живописца – картины, а для авиаконструктора – его летательные аппараты. И этот добротный транспортный самолет, который, натужно гудя моторами, переносил его сейчас через Ла-Манш, тоже чье-то выстраданное детище. Слава богу, подумал Вилли, «Дуглас» – машина надежная, и боевые действия над проливом больше не ведутся. От самого момента рождения замысла, воплощенного в наброски, и до запуска в серийное производство новой крылатой машины конструктор переживает богатейшую гамму связанных с нею чувств. Тут и надежда, и отчаяние, честолюбивые мечты, и разочарования, радость открытий и упрямое желание непременно докопаться до сути проблем, которых так много возникает на тернистом пути создания нового самолета. Ме-110 был его гордостью и любимым «ребенком».
Идея дальнего истребителя, который мог бы перехватывать вражеские бомбардировщики на отдаленных рубежах, а также сопровождать свои стратегические бомбардировщики, родилась еще в 1934 году. Bf-109 для этих целей не годился: слишком короткий у него был радиус действия. Тут нужна была машина, которая может взять вдвое больше топлива. Поначалу напрашивался вариант укрупненного «сто девятого». Однако более массивный самолет требовал и более мощных двигателей, поэтому пришлось в дополнение к основному двигателю в фюзеляже снабдить его еще двумя моторами, подвешенными под крыльями в мотогондолах. В результате тяжелый истребитель стал смахивать на бомбардировщика. Это сходство еще более усилилось, когда самолет снабдили местом для стрелка-радиста с оборонительным пулеметом, внутренней подвеской бомб и двухместной кабиной экипажа. Вместо одного киля самолет после долгих колебаний конструкторов был снабжен раздвоенным килем с двумя шайбами на концах, чтобы стрелок-радист мог беспрепятственно вести огонь назад. Благодаря раздвоенному хвосту, во время войны с СССР его «сто десятый» часто путали в воздухе с русским пикировщиком Пе-2 конструкции Петлякова. В носовой части фюзеляжа Вилли решил установить целую батарею из шести неподвижных пулеметов. Когда дело дошло до серийного выпуска, самолет был вооружен четырьмя пулеметами в носу, двумя авиационными пушками калибра 20 мм и подвижным пулеметом стрелка-радиста для защиты от истребителей врага задней полусферы.
Тяжелый истребитель Me-110
В результате получился уже не просто истребитель, а дальний истребитель-бомбардировщик, который мог выполнять функции разведчика и перехватчика. Министерство авиации заказало семь его первых предсерийных экземпляров, когда рабочие чертежи ушли в производство, а уже в мае 1936 года штатный пилот завода поднял в воздух первый готовый самолет, который вел себя отлично. Так на свет появился Bf-110, который позднее получил наименование Me-110, когда было решено, что все немецкие самолеты будут именоваться по первым буквам фамилий их создателей. Аналогично и Bf-109 стал называться Me-109. «Сто десятый» был в целом удачным и эффективным самолетом, если его использовали по назначению. Он был хорош в борьбе против бомбардировщиков и, особенно, в качестве ночного истребителя, когда его в кромешной тьме наводили на английский «бомбер» наземный и бортовой радары. Тут его огромная огневая мощь и большой запас топлива были очень кстати. Более пятидесяти модификаций было у этой машины, и Вилли гордился тем, что именно его Me-110 стал основным защитником немецких городов от англо-американских воздушных террористов. А вот в качестве дальнего истребителя сопровождения во время воздушной битвы с Англией он оказался куда менее эффективным, поскольку драться на равных с более быстрыми и маневренными «спитфайрами» не мог. Тут был нужен его «старший брат» – Me-109. Но тот, увы, так далеко залететь не мог. В результате «сто десятые» не могли толком защитить от английских истребителей не только сопровождаемые ими «юнкерсы», но и самих себя. Потери были очень большими, и в целом «Битва за Англию» была немцами проиграна.
«Дуглас» продолжал лететь через Ла-Манш, который стал когда-то ареной массовых и жестоких воздушных схваток между британскими и немецкими летчиками. Мощные двигатели работали ровно. Глядя на пропеллер самолета, его важный пассажир заметил, как вдали прошла пара «спитфайров» и нырнула в облака. Теперь повсюду в небе лишь «спитфайры», «харрикейны», «мустанги», «аэрокобры», «боинги», «яковлевы», «ильюшины», «петляковы», «туполевы» и «лавочкины»… Не летают больше «мессершмитты», «юнкерсы», «дорнье» и «фоке-вульфы». Безвозвратно ушло время немецкого господства в воздухе, к которому он приложил свою руку. Вспомнив кратковременную, но жестокую воздушную войну с Британией, Вилли подумал, что это было первое по-настоящему жесткое сопротивление, которое встретило Люфтваффе после серии блестящих побед, начавшейся на рассвете 1 сентября 1939 года с нанесения массированного воздушного удара по польским военным аэродромам.
Наземную операцию против Польши под кодовым названием «Вайс» поддерживали 2000 самолетов всех типов 4-го Воздушного флота. Немедленно после удара по аэродромам начались бомбежки крупных польских городов. Бомбили Варшаву, Познань и Краков. Старинные красивые города безжалостно разрушали, убивая тысячи людей, а германские бомбардировщики были надежно прикрыты его новейшими истребителями Bf-109 и Bf-110. Вилли тогда ощутил в своей душе глухую черную тоску. Разве для этого он создавал свои самолеты? Нет! Он хотел, чтобы они защищали родное небо, а не помогали творить преступления. Польские летчики храбро дрались на своих безнадежно устаревших бипланах PZL P.11, вооруженных всего лишь двумя пулеметами. Первые потери Люфтваффе понесли уже в первый день войны, когда поляки сбили два бомбардировщика «Дорнье» и три «сто десятых». Но, все же, силы были слишком не равны. К тому же польская армия получила удар с тыла: наступление начали Советы.
Генерал Гудериан и комбриг Кривошеин во время передачи города Брест-Литовска (ныне г. Брест, Белоруссия) частям РККА. Слева – генерал Мориц фон Викторин.
Польша была обречена, но войну Германии объявили Англия и Франция, и уже 8 сентября французские истребители на американских самолетах «Хок» -75 сбили два Bf-109D. Это были первые потери «сто девятых» во Второй мировой войне. До этого их сбивали только русские в Испании. С Польшей разделались к 8 октября. Многие польские летчики-истребители бежали в Румынию, а оттуда в Англию, чтобы потом сводить счеты с немцами, сражаясь на «спитфайрах» в составе Королевских ВВС. Война с Польшей была классической «молниеносной войной», о которой так любил рассуждать Гитлер. А затем настала очередь Дании, Норвегии и Франции.
Размышляя сейчас о тех, уже далеких, событиях, Вилли вновь испытал то острое чувство вины и стыда, которое было у него, когда он узнал про жестокие бомбардировки Варшавы. Мы, немцы, сами выпустили из бутылки злого джина, когда начали сбрасывать бомбы на города, подумал Мессершмитт. Так чего же мы возмущались, когда и нас заставили выпить до дна эту горькую чашу? Ведь сказано в священном писании христиан: какою мерою другим меряете, такою и вам отмерят. Да и разве с Варшавы это все началось? Нет, это началось с Мадрида. А уж потом бомбы посыпались на Варшаву и Краков, на Лондон и Ковентри, на Роттердам, Киев, Москву, Ленинград, Сталинград… Мог ли немецкий народ после этого избежать страшного возмездия?
Улица Варшавы после бомбежки
Поведение Англии и Франции непосредственно после падения Польши не поддавалось никакому логическому объяснению. Расправившись с Польшей, Германия не была способна воевать с ними сразу, поскольку понесла ощутимые потери. Рейх располагал запасом бомб всего лишь на 5 дней, 30% самолетного парка было потеряно в боях. Польша своей геройской гибелью дала союзникам реальную возможность сокрушить врага немедленно. У французов и англичан было отмобилизовано и стояло на границе сто полнокровных дивизий, у Англии был к тому же могучий флот. И все это практически бездействовало, давая возможность Вермахту и германской военной промышленности собраться с силами! Чем можно объяснить такое странное поведение союзников? Этот вопрос Вилли не раз обсуждал наедине с Лилли, задал он его себе и сейчас.
Англичане и французы могли легко уничтожить Рейх тогда, но не сделали этого. Значит, он был им для чего-то нужен. Поэтому они тянули время, вели «странную войну», давали врагу окрепнуть и чего-то ждали. А чего ждали русские, когда заигрывали с Гитлером и отправляли ему стратегическое сырье, вместо того, чтобы уничтожить нацистское государство? А ведь они тоже могли это сделать! Да и не решился бы Гитлер на захват Польши без согласия на то Сталина. И те, и другие рассчитывали, что Германия первой начнет войну не с ними. Это понял сейчас Вилли со всей очевидностью. И тем, и другим нужен был агрессивный Гитлер, чтобы ослабить с его помощью своих сильных геополитических противников. Англичане, французы и американцы хотели натравить его на СССР, а русские – на Европу и Англию. И те, и другие хотели не мира, а выгодной им мировой войны. Гитлер же искусно лавировал между ними и набирал все больше силы до тех пор, пока созданная им могучая империя не стала угрожать реальным уничтожением и англосаксам, и русским. Только тогда они по-настоящему объединились, чтобы уничтожить общего врага.
Его вывел из задумчивости один из немногочисленных пассажиров «Дугласа» – офицер британского военно-морского флота, сидевший почти рядом. Он достал сигарету и закурил. Едва ароматный дым достиг ноздрей Вилли, он почувствовал настолько острое желание закурить, что не мог удержаться от просьбы к своему соседу.
– Простите, – обратился он к нему по-английски.
– Слушаю вас, – вежливо ответил моряк, – вам мешает дым?
– О нет, напротив! Дым от вашей сигареты напомнил мне, что я не курил уже с позавчерашнего дня. А вы понимаете, что это значит!
– Угощайтесь! – офицер протянул ему пачку американских сигарет «Camel» с изображением верблюда.
– Благодарю вас!
Мессершмитт вытащил одну сигарету, а моряк поднес зажигалку. Вилли с наслаждением затянулся.
– Судя по акценту, вы немец, – сказал офицер.