Книга Папуа-Новая Гвинея. Практический путеводитель: папуасы без прикрас - читать онлайн бесплатно, автор Антон Кротов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Папуа-Новая Гвинея. Практический путеводитель: папуасы без прикрас
Папуа-Новая Гвинея. Практический путеводитель: папуасы без прикрас
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Папуа-Новая Гвинея. Практический путеводитель: папуасы без прикрас

Йод/зеленка, ранозаживляющие мази, бинты, рулонный пластырь, репеллент против комаров – лучше запасти это заранее. Папуасские аптеки небогаты ассортиментом.


Фотографии из России, открытки, для того, чтобы показывать местным жителям. Сфотографируйте свой дом, город, друзей, домашнюю обстановку, родственников, троллейбусы и метро, цветы на подоконнике, свой двор и улицу. Всё это будет интересно папуасам. Возьмите свои визитки или бумажки с адресом – раздавать новым друзьям, хотя конечно напишет вам потом только один человек из сотни.

Крема от загара и солнечные очки могут взять натуры, боящиеся экваториального солнца. А оно жарит неслабо.

Кружку большую металлическую, чтобы в ней можно было и варить, и кипятить. Лучше всего – литровую. Или небольшой котелок, если вы путешествуете вдвоём или большим количеством. Ложку.

Карты географические. Что найдёте.

Переходник для местных розеток (такой же как в Австралии, Новой Зеландии, Королевстве Тонга) – можно купить в городах в хозяйственных магазинах.


Плащ-дождевик или чехол на рюкзак, непромокаемый и не тяжёлый. Смотрите, чтобы чехол как-то пристёгивался – а то ветром унесёт.

Нитку и иголку для ремонта приходящего в негодность снаряжения. Пару пряжек пластмассовых, на случай если что сломается в рюкзаке.

Верёвку небольшую и несколько прищепок, чтобы вешать сушить ваше имущество после стирок или тропических ливней. Ножик и спички, хорошенько упаковав их.

Городской рюкзачок (сумочку), легко складывающийся в основной рюкзак, чтобы было с чем гулять по городу, оставив основные вещи на вписке или в гостинице.

Остальное всё – на ваше усмотрение. Сделайте свой собственный комплект вещей, соберите его так, чтобы любая вещь доставалась и клалась на место за минуту. Постарайтесь сделать так, чтобы рюкзак не промок даже под сильным дождём. И уж никак не должен ваш рюкзак быть тяжёлым. 15 килограммов – естественный природный максимум. Рюкзаки в 30 кг способны сделать вас малоподвижными, превратят поездку в ежедневный поиск камер хранения или мест заначки рюкзака, а авиаперелёт значительно удорожат.

Но рюкзак для поездки к папуасам должен быть, хоть и лёгким, но не очень маленьким. Если вы собираетесь совершать переходы в глухомани, вам потребуется некоторый продовольственный запас, который вы купите в ближайшем городе. Также вам могут дарить что-то, разные сувениры, предметы одежды, папуасские фирменные плетёные сумочки, что-нибудь ещё. Или вы сами купите какое-нибудь большое и деревянное нечто, особенно если сразу после Новой Гвинеи вы домой летите и нигде не задерживаетесь.


Помните, что паспорт всегда должен храниться при вас, а не в рюкзаке. В непромокаемой упаковке. Проверяйте его после каждого ливня – не отсырел ли? Не промок ли?


…Отправляясь в путешествие к папуасам, пообщайтесь с представителями Академии Вольных Путешествий (http://vk.com/avp_travel_ru), может быть у вас возник какой-то вопрос? Может быть, вы хотите приобрести другие полезные книги и путеводители, книгу А. Кротова «Автостопом по Индонезии и к папуасам» с фотографиями? Или путеводители по Индонезии, Египту, Шри-Ланке, Таджикистану, Узбекистану и другим странам мира нашего производства? Или вы никуда вообще не едете, но заочно любите папуасов и хотите приобрести себе на память папуасский сувенир – накладную пипиську (котеку)? Всё это у нас есть: и советы, и ответы, и книги, и даже котеки.

Приходите на тусовки (собрания) АВП, приезжайте на Лесной Трезвый Сход АВП в Подмосковье, познакомьтесь со специалистами и опытными людьми. О ближайших встречах читайте в ЖЖ А. Кротова http://a-krotov.livejournal.com

Сравнение между двумя

половинами острова

Чтобы вам было удобней понять устройство Новой Гвинеи, и понять – чего от чего ожидать, составим небольшую таблицу свойств Западной и Восточной частей острова.


Восточная половина острова: Папуа-Новая Гвинея

(Papua Nugini, PNG)

Схема дорог на восточной половине острова


Крупнейшая страна Океании занимает восточную половину второго по величине острова Земли – и ещё ей принадлежит сотня более мелких островов. Вы уже знаете, что это самая разноязычная страна мира – шесть миллионов её обитателей говорят более чем на 800 языках. Для общения с соседями папуасы используют пинджин – особый искажённый английский, – да и на нормальный английский тут знают реально многие – на 800 языках не очень-то друг с другом договоришься.

Папуа-Новая Гвинея имеет, наверное, самое большое число аэродромов на душу населения. Но лишь 1% папуасов пользуются этими редкими маленькими и дорогими самолётиками, чтобы выбраться из деревни в город – для остальных 99% жителей глухих местечек, главным транспортом остаются собственные ноги.

ПНГ порождает и экспортирует три «К» – Какао, Кофе и Кокосы. Четвёртое «К» – Консервы – хотя и изготовляется на заводах в Маданге и в Лаэ, и цены невысоки – или вовсе не экспортируется, или везётся только в Австралию. Ещё кое-где производится пятое «К» – каучук. Некоторые продукты питания производит Папуа, но не на экспорт – для собственного потребления (рис, сахар, растительное масло, бананы и другие фрукты). Производят папуасы и ваниль, и экспортируют её на Запад.

Ввозится в ПНГ всё остальное. Почти на всё импортное, от сахара до автомобиля, установлены тут большие ввозные пошлины, что делает импортную продукцию значительно дороже, чем в странах-соседях. Ввозят сюда и неликвиды – товары, не нашедшие спроса в развитых странах, устаревшую электронику, просроченные продукты, одеждный и даже книжный австралийский секонд-хэнд.

Из полезных ископаемых, на территории страны добывается золото, газ и что-то ещё. На острове Бугенвиль была большая шахта, кое-что там ценное добывали – медь и золото, но как начался там сепаратистский мятеж – шахту забросили, и по сей день ничего там не могут начать добывать вновь. Не досталась шахта ни сепаратистам, ни властям.

Политическая система ПНГ – парламентская республика. Каждые несколько лет папуасы выбирают примерно сто членов парламента. Те же выбирают Премьер-министра, который, по общему мнению, есть один из богатейших людей ПНГ и подкупает парламентёров, чтобы те избирали именно его. Почти все папуасы не любят своих вождей и политиков, и нигде, ни в офисе, ни в доме, не найти портретов какого-либо папуасского политического вождя.

Коррупция, по уверениям местных жителей, пронизала все сферы общества, и воруют все, от Премьер-министра, до сторожа овощного склада. Как бороться с этим, никто не знает, ведь и полицейские, и судьи, и губернаторы – все соревнуются в том, чтобы больше украсть. Растаскивают деньги бюджета, выделяемые на разные проекты, и австралийские дотации, которые поступают ежегодно – тоже.

Вся земля в Папуа принадлежит народу, а каждый конкретный надел, лес, поле, гора, риф – чей-то конкретно. Владение землёй достаётся от предков, традиционно, каждая земля чья-то. Бумаг же о владении землёй нет, как и вообще нет почти никаких документов у папуасов – ни паспортов, ни свидетельств о рождении (редко у кого есть). Итак, по традиции, из поколения в поколение, передано, что эта земля вот от того дерева до той реки – такого-то, или такой-то семьи, а дальше – семья такого-то или его семейства. Отсутствие чёткой маркировки и документации приводят к конфликтам, которые тянутся десятками лет, к кровопролитиям и даже местным междудеревенским войнам.

Кровная месть и традиционные разборки до сих дней сохранились в ПНГ. Кто-то из клана такого-то убил кого-то из другого клана, и вот начинается взаимная вражда, требуется выкуп в деньгах, или в свиньях, или в других надёжных вещах. Или, если те отрицают вину, пострадавшие могут убить кого-то из клана виновника, или самого виновника, и так тянется десятилетиями. Погиб мужик из одной деревни, деревенские считают, что виноваты жители другой, и убивают иногда кого попало из чувства мести, а те мстят обратно… Ситуация осложняется тем, что многие папуасы верят в колдовство, и гипотеза о том, что такой-то умер не сам, а по причине колдовства со стороны таких-то – она может выйти за рамки гипотезы и стать общепринятой версией, и решать проблему папуасы пойдут уже не колдовскими методами, а с ножами, палками и даже огнестрельным оружием.

Государство существует тут отдельно от граждан. Простые люди тут не платят налогов, ибо продажа своих овощей, рукоделий и сигарет-самокруток никаким налогом-сбором не облагается. Простые люди не имеют, как мы уже писали, никакого документа. Полицейских в деревнях нет, а если и есть, то выглядит он как обычный человек босиком и без формы, и ни во что не вмешивается. На то, чтоб решать вопросы, есть старейшины, главы кланов и родов. И только если те не могут решить ситуацию, то тогда передаётся дело в государственные структуры – обычно ж этого стараются не делать. Люди нужны государству только раз в несколько лет, на выборах, в подтверждение легитимности того самого государства.

Госчиновники же живут в городах, ездят на машинах, летают на самолётах, получают неплохую зарплату. Налогами облагаются стационарные объекты бизнеса – магазины, оптовые базы, скупщики кофе-какао, официальные транспортные средства, гостиницы и всё другое большое, городское. Управленцы живут неплохо, они и являются потребителями дорогих услуг – гостиницы, самолёты, связь (то, что им оплачивает государство). Народ же и чиновников разделяет большая пропасть – ещё бóльшая, чем у нас.

Между собой обитатели называют свою страну «PNG» («Пээнжи»). Называть свою страну просто «Папуа» или просто «Новая Гвинея» («New Guinea», «нюгини») могут не все обитатели. Некоторые патриотические жители (в горах) считают, что они не папуасы, а новогвинейцы, а другие, на побережье, считают наоборот.

Проникновение первых белых людей

К началу Второй Мировой Войны белый человек исследовал только прибрежные районы ПНГ и земли максимум на 40 километров вглубь острова. Однако территории в глубине оставались совершенно неизученными. Австралийцы организовывали кокосовые и каучуковые плантации, а также добывали золото, используя дешевый труд местных жителей.

Именно поиски золота были причиной первой австралийской экспедиции в нагорья – трех братьев Лихи (Leahy). Поднявшись в горы в сопровождении нескольких десятков носильщиков, исследователи обнаружили там огромные долины с населением примерно в миллион человек. Местные жители жили в каменном веке: для земледелия и охоты они использовали орудия из дерева и камня. Они никогда раньше не видели белого человека, поэтому думали, что одни на этом свете, и за горами никто, кроме соседних племен не живёт. Также горные папуасы никогда не видели океан, т.к. за территорию своего племени никто никогда не путешествовал.

Впервые увидев белых людей, горные папуасы подумали, что это духи их умерших родственников вернулись в этот мир. Они так и называли белых – «человек из рая». У некоторых племен появилась даже легенда, что белые люди возникли из молнии. У них были на то причины: белая кожа, стреляющие палки (ружья), изделия из неведомых материалов (топоры, ножи), летающие железные птицы (самолеты).

«Вайтмены» нашли залежи золота и начали его добывать. На первом руднике в нагорьях работали местные папуасы, получающие зарплату ракушками и железными инструментами. Папуасы не знали ничего о деньгах, поэтому хитрые вайтмены, прознав это, привозили из Австралии с острова Withsundays и с побережья ракушки, которые имели ценность среди папуасов.

До 1975 года ПНГ была австралийской колонией. Австралийцы принесли христианство, ввели, наконец, в оборот деньги, построили дороги и города, посадили плантации кокосов, каучуковых деревьев, масляных пальм, кофе, какао, чая, сахарного тростника, – в общем, организовали инфраструктуру страны. Папуасы начали ходить в школу и церковь. Был придуман общий для всех язык – пинджин, на котором общаются обладатели разных наречий.

В 1975 году Папуа-Новая Гвинея обрела независимость – после многолетнего опекания австралийцы ушли из страны. Сейчас формально ПНГ – независимая демократическая страна, однако Великобритания и Австралия до сих пор в некоторой степени контролируют политические и экономические процессы государства. Королева Великобритании имеет своего представителя в правительстве (аналогичная ситуация с Австралией, Новой Зеландией, Канадой и некоторыми другими бывшими колониями Великобритании). Влияние (как культурное так и экономическое) Австралии (и Великобритании) до сих пор присутствует: папуасские деньги печатаются в Австралии, регби – самый популярный вид спорта ПНГ, большинство папуасов в разговорной речи используют слова из австралийского сленга, в больших городах можно приобрести жареную картошку (в Австралии её называют chips), день рождения королевы Виктории – официальный государственный праздник и выходной день в ПНГ, в стране работает много австралийских компаний. и т. д.

В экономическом и политическом плане ПНГ больше зависит от Австралии, чем от своего западного соседа – Индонезии.


Отношение папуасов к белому человеку.

Как мы уже знаем, первых белых людей горные папуасы приняли за духов их умерших родственников. Однако вскоре стало ясно, что белые люди вполне обычные существа: едят белые люди такую же еду, кровь такого же цвета, какашки пахнут так же и т. п.

В 1975 году австралийцы передали контроль над страной папуасам. Развитие инфраструктуры замедлилось. Итоги можно наблюдать сейчас: это фантастическая коррупция, отвратительные дороги, заброшенные аэродромы и т. п.


Белый человек встречается в ПНГ в двух видах:

1. Туристы – приезжают в ПНГ, обычно, уже с конкретными планами, ограниченным временем и необходимым количеством денег.

2. Специалисты различных компаний, миссионеры, пилоты – люди, которые занимаются какой-либо профессиональной деятельностью в Папуа-Новой Гвинее. Естественно, большинство папуасов их тоже не видит.


В Папуа-Новой Гвинее мало туристов. Да и те туристы, что попадают в страну, ограничиваются посещением всего нескольких самых «раскрученных» мест (например тропа Кокода, различные фестивали и проч.) из-за ограниченного отпуска. Туристы живут в отелях, летают на самолетах, пользуются услугами турагенств. Обычные папуасы почти никогда не видят туриста, свободно разгуливающего среди местных жителей. Поэтому если вы планируете путешествие по стране, например, на велосипеде или автостопом, то следует быть готовым к тому, что придется стать постоянным центром внимания папуасов. Особым событием для местных жителей будет являться появление вайтмена в какой-нибудь глуши. К вам выйдет вся деревня, каждый будет задавать одни и те же вопросы. И вам придется рассказывать о себе, пускай эти вопросы вы слышали уже сотни раз.


Представьте себе жизнь в глухой деревушке на берегу океана, где годами ничего не происходит. И тут такое событие – появление вайтмена! Все папуасы бросят свои дела (или безделья) и кинутся к вам, обступят, будут глазеть, общаться. Вас будут везде сопровождать, даже в туалет. Это довольно утомительно для психики неподготовленного человека. Особо впечатлительным людям стоит это учитывать при подготовке к путешествию по Папуа-Новой Гвинее.


У белого человека всегда много денег!

Практически все папуасы в глубине души уверены, что все вайтмены сказочно богаты. Даже если вам никто открыто об этом не говорит, то это не значит, что это не так. Это очень важный момент! Практически никто ничего не знает про Россию. Никто никогда не видел русских людей и не знает, как живут люди в России и СНГ. Некоторые будут рассказывать вам про русских вертолётчиков, работавших несколько лет назад в стране. Большинство вайтменов в ПНГ – австралийцы. Среднестатистический австралиец намного богаче среднестатистического жителя СНГ. Но папуасы этого не знают, они думают, что все вайтмены сказочно богаты. Поэтому лучше объяснять им ситуацию с финансами, если заходит об этом разговор.

Некоторые умные папуасы советуют, при знакомстве с местными, представляться студентом. Именно студентом, а не туристом. Тут срабатывает стереотип: турист богат, а студент не имеет денег, поэтому у папуасов отпадёт сразу много вопросов, и они постараются вам помочь.

Религия и народ

ПНГ – редкая страна, где число христиан составляет более 96%. Некоторые параллельно следуют традиционным папуасским верованиям, но официально почти все христиане. Более христианский лишь только Ватикан и ещё некоторые островки в Океании. Больше всех, среди христиан – католиков. Прочих папуасов разделили между собой десятки сект и церквей, самые крупные из которых – Адвентисты Седьмого Дня, лютеране, пятидесятники. Имеются в наличии также пресвитерианцы, Свидетели Иеговы, баптисты, Армия Спасения, Церковь Христа, Евангельские христиане и другие протестанты. Православных нет ни одного.

Папуасы восприняли христианскую веру в течение одного ХХ столетия. И так горячо, что начисто вытеснились все прежние языческие культы. В каждой деревне имеется церковь, а часто – несколько церквей разных конфессий. Церковь является обычно первым зданием, которое удостоено металлической крыши (а второе окультуренное здание – школа). Нередко во всём селе нет света, а в церкви стоит генератор и включается на вечернюю (или воскресную праздничную) службу.

Здание церкви является святым зданием, для папуасов – без шуток. Без шуток! Это Дом Бога! В церкви никогда нельзя есть, спать, ставить палатку, удовлетворять другие плотские нужды. Ни одна попытка заночевать в церкви не увенчалась у меня (А.К.) успехом – папуасы уверены, что это – Священный Дом Бога, и никакая непозволенная активность там не может происходить. Наверное, могут и силу применить в защите Бога и Его Дома.


Церковь в большом посёлке


Крест на вершине горы, провинция Симбу


Сельская церковь (посёлок Кауп)


Иногда, в больших сёлах, церковь является капитальным бетонным зданием, а рядом находится миссия, чаще – католическая. С католических миссий и началась христианизация и колонизация острова сто лет назад. При миссии может обитать «вайтмен» – белый священник (пастор), прибывший из дальних стран. Среди пасторов встречаются американцы, французы, поляки, корейцы, филиппинцы, латиноамериканцы. Бывает, что в миссии обитает «вайтмери» – белая женщина, миссионерка (или монашка). Иногда эти люди живут среди папуасов по 20—40 лет и более, знают местный язык, а некоторые даже переводят Библию на папуасские многочисленные языки – изобретая им, параллельно, и письменность, на основе латинского алфавита.

При каждой миссии есть обычно некоторые жилые помещения, куда можно попроситься переночевать. Бывает и много комнат, вполне чистых и аккуратных, которые большую часть времени простаивают пустыми. В них собираются на религиозные собрания священники соседнних сёл, на какие-нибудь курсы повышения квалификации. Когда же комнаты пустуют, нередко миссия даже оказывает платные услуги гостеприимства, и не дешёвые, как любые гостиничные услуги в ПНГ. Если размещение окажется платным, то от 50 кина за ночь с вас сдерут, а то и больше, до ста. По договорённости с руководством миссии, возможно и бесплатное поселение. Вайтмены, живущие в глуши среди папуасов, распространяющие там христианскую веру, нередко оказываются хорошими людьми.

При миссиях почти всегда есть церковные школы.


В ПНГ довольно много епископов, порядка двадцати штук. В каждом городке (по населению крошечном) есть свой епископ. Епископы живут очень неплохо, в отдельных домах, с хорошими машинами, и вокруг имеются обычно и другие жилые или офисные епископские помещения. Однако, епископы в ПНГ – малополезный народ в плане гостеприимства. В гости они не зовут, в миссиях не вписывают, или же хотят денег.

На религиозные праздники ходят почти все папуасы обоего пола. Атеистов среди них нет (или они не признаются). С детства в школе всем внушают христианскую веру, утро начинается с молитвы и каждый урок – с неё же. В каждом классе есть Красный уголок – угол с изображениями Христа, Марии и святых. Почти в каждом папуасском жилище, даже в хижине, можно найти иконы (иногда – самонарисованные), символы христианства. Иногда – Библию (обычно на пинджине). Уличные и сельские скульптуры в ПНГ весьма редки, но где они есть – они изображают Иисуса или Марию.


Воскресенье – реальный выходной день во всех папуасских городах. В этот день почти все идут в церковь. Не работают рынки, магазины, банки, почта, супермаркеты, на дорогах почти нет машин, почти всё закрыто. Единственно кто работает и торгует – Адвентисты седьмого дня, потому что для них выходной – суббота. На Пасху (католическую) народ гуляет четыре дня (с пятницы по понедельник включительно), так что транспорта тоже будет не так много, как в обычные дни.

Из прочих праздников отметим 16 сентября – День Независимости. В этот день тоже работать никто не будет.


Другие религии в ПНГ встречаются очень редко, и нужно проявить особую активность, чтобы найти папуасов-нехристиан.


Мусульмане. Официально считается, что мечеть – как большое капитальное сооружение – в ПНГ всего одна, в столичном городе Порт-Морсби. Имам, пожилой нигериец Абдуль-Азиз, хороший проповедник, уже несколько десятков лет живёт в ПНГ. В мечети можно обнаружить как дипломатических и торговых работников из Индонезии и Малайзии, трудящихся в Порт-Морсби, – так и местных папуасов-мусульман.

Кроме того, существует – менее известный – ареал расселения мусульман в горных провинциях, особенно в Симбу (окрестности Кундиавы). В последние пятнадцать лет исламская проповедь, начатая местным активистом по имени Иса Тине, принесла свои плоды – в горной Папуасии уже около десятка мусульманских сообществ. Мечети есть в сёлах Карла Марла (там – первый Исламский Центр в горах ПНГ), Минума, Вайгар, в районе села Бандж (село Калманг) и в других местах. Небольшие сообщества мусульман есть в Лаэ и в других городах, но найти их постороннему человеку – весьма сложно (разве что начать путешествие с Порт-Морсби, там у имама все контакты есть).


Мечеть (секта ахмадитов)


Мечеть (суннитская). Село Вайгар, провинция Симбу


Кроме обычных мусульман, есть мусульмане-ахмадиты. Внешне они не отличаются, но их мечети есть в некоторых других городах, включая островной Кимбе. Найти также непросто, нужно уточнять адреса и телефоны в Австралийском или Новозеландском центре «Ахмадия».

В Ванимо и других приграничных селениях мечетей нет.


Бахаисты. Религия Бахаи считает себя второй по распространённости в мире. Она хоть и есть во всех странах, но по чуть-чуть. Бахаистские центры есть в Порт-Морсби, в Лаэ и, по уверениям бахаистов, во всех провинциях страны. Но найти их непросто. Храмов у них нет (ближайший – храм на Фиджи). В бахаистских центрах можно приобрести их литературу, на английском и на пинджине.


Иудаизм. Мы не видели в Папуасии синагог, но в принципе папуасы очень хорошо относятся к евреям, к Израилю и ко всему, что с этим связано. Еврейские флаги, шестиконечные звёзды, евросиволика встречается во многих городах ПНГ – на заборах в виде графиити, на сумках в виде вышивки, в виде маек или наклеек. Мечта многих жителей страны – поездка в Иерусалим, но для них это очень дорого – $6000! Если же сам израильтянин приедет к папуасам, его ждёт восторженный приём.


Атеистов среди папуасов не обнаружено. Вероятно, они есть, но предпочитают не рекламировать свои воззрения в чрезвычайно христианско-ориентированной стране.

Источники информации

Папуа-Новая Гвинея – страна очень удалённая от нас, и информацию о ней найти непросто.

На русском языке книга 130-летней давности «Путешествие на берег Маклая» (автор – сам Н.И.Миклухо-Маклай) переиздавалась много раз, и имеет сейчас и исторический, и этнографический интерес. По-видимому, это лучшее, что выходило на русском языке о папуасах. Но относится это к давно минувшей эпохе.