Согласно преданию, дым и пепел того костра разнесли благодать Христову во все сербские земли и во все сербские души. Поэтому в честь Саввы сербы построили многочисленные храмы не только в сербских землях, но и по всему миру. Сегодня на том месте, где сгорели мощи, сербы завершают строительство величественного храма-памятника святого Саввы.
Кем был святой Савва? У сербов любовь к святому Савве никто не ставит под сомнение. И обладая государственностью, и утратив её, сербы всегда знали, кто он и что для них значит. Граф Янез Вайкард Валвазор, автор книги „Слава Воеводины Краньской“, опубликованной за три года до Великого переселения, возглавленного патриархом Арсением Чарноевичем (1687 г.), пишет, что сербы, живущие на территории сегодняшней Словении и защищающие её от турок, очень уважают основателя своей народной церкви, молятся ему усердно и постятся перед днем святого Саввы («Савиндан» – между Рождественским и Великим постом). Хорошо знали, что для сербов значит святой Савва, и враги наши – от Синана-паши, сжегшего его мощи, до хорватского геополитика Иво Пилара, который в своей книге о югославянском вопросе, опубликованной в Вене в 1917 г. и переизданной в усташском Загребе в 1942 г., утверждал, что для сербов важнее всего культ святого Саввы. Пока он есть, они могут жить и без государства, и без армии, и без институтов, и их «империальность», то есть государственное сознание, не исчезнет.
Разумеется, в разные времена лик святого Саввы воспринимался по-разному. Предвоенный сербский философ и культуролог Владимир Вуич в своей работе «Возвращение к Савве Святителю» указывает на два ошибочных восприятия. Первое – «досифеевское», согласно которому Савва был всего лишь школьным учителем и реформатором – предтечей Досифея Обрадовича. Второе – «эпическое», «десятистопное», приверженцы которого считали Савву всего лишь искусным государственным деятелем, политиком, отправившимся на Афон с целью стать епископом и добиться автокефалии церкви, что, в свою очередь, поспособствовало бы достижению независимости сербского государства. На это Вуич ясно отвечает: святой Савва прежде всего был человеком Божьим, уехавшим на Афон ради достижения вечности. Всё остальное проистекало из его стремления найти во Христе спасение для души своей и своего народа. Сербы были и в сердце, и на уме у Саввы. И привести их к Богу было целью его подвижничества. И сербскую церковь основал, и своему брату королю Стефану помогал ради того, чтобы сербы располагали собственным защищённым народным домом, в котором могли бы молиться перед иконой Господа и держать путь к Небесной Сербии – одному из районов вечного и нетленного града Небесного Иерусалима, ключами которого, а также кровью своей и своих сподвижников позднее клялся святой великомученик Лазарь Косовский – продолжатель дела святого Саввы. Наряду с «просветительской» и «государствообразующей» псевдоморфозами образу святого Саввы сегодня угрожает и третья – его пытаются представить предтечей экуменизма. Проживая в эпоху Франциска Ассизского, он якобы выступал за сближение с римским папой. Это, разумеется, неправда. Авторитетный сербский иерарх блаженнопочивший владыка Будимский Даниил сказал в свое время: «Святой Савва отправился для посвящения в сан архиепископа в ромейскую Никею, а не в папский Рим, хотя тот тогда в политическом смысле был тем, что сейчас ООН или Международный валютный фонд… Святой Савва сделал выбор в пользу униженной и ослабленной Византии, ибо видел в ней несломленный дух православия. Он повернулся спиной к всемогущему, на первый взгляд, Риму, из которого уже доносился смрад первых костров, провозвестников Аушвица и Ясеноваца».
Значение Законоправила для сербской истории. Законоправило – это труд, который святой Савва на протяжении многих лет переводил и редактировал, подготовляя провозглашение автокефалии сербской церкви. Из ромейской правовой традиции, величественно представленной в Кодексе Юстиниана, он позаимствовал всё самое ценное, адаптировав его к сербским обычаям и условиям. Когда в 1219 г. Савва добился автокефалии сербской церкви, каждому из новопосвящённых сербских владык он вручил этот сборник, в котором, помимо правил Святых Апостолов, Вселенских и Поместных соборов, было и цивильное законодательство. По сути, Законоправило стало основным сборником законов средневековой Сербии. Законник царя Душана можно считать его «дополнением». И когда протоиерей Матея Ненадович составлял законы повстанческой Сербии в XIX в., он ссылался на Законоправило. В мае 1939 г. Святой Архиерейский Синод СПЦ принял решение считать эту книгу «официальным нашим сборником канонов, пока не появится новый».
Какое значение святой Савва придавал Законоправилу, видно из послесловия к нему: «Появились на свет славянского языка эти боговдохновенные книги, называемые Номоканон. До этого они были затуманены облаком мудрости греческого языка. А теперь они заблистали, то есть переведены и ясно сияют благодатью Божьей, отгоняя тьму незнания, всё освещая светом разума и от греха избавляя. Всякий же учитель – епископ или пресвитер или другой, кто имеет учительское звание, – если не знает хорошо этой книги, не знает и самого себя. А проникнув в глубину этих боговдохновенных книг, как в зеркале увидит и себя, каков он есть и каким должен быть, и других узнает и научит».
Структура Законоправила говорит о том, что при его составлении использовано несколько разнородных греческих текстов, из которых в результате редактирования и комбинирования различных фрагментов получилось новое целостное произведение. Первая часть в основном посвящена церковно-правовой тематике; вторая содержит мирские предписания, регулирующие, помимо прочего, вопросы свидетельства, наследования, раздела имущества, завещания, сроков, когда заимодавцам следует требовать с наследников умершего. Номоканон описывает и основы урбанистического планирования: как в городах строить новые дома и ремонтировать старые, чтобы не нарушить гармоничное развитие города как единого целого, и т. д. Имеются и положения о законных и незаконных браках, степенях родства и т. п.
Об основных принципах милосердия, которое насаждал в Сербии святой Савва, др. Миодраг Петрович – издатель, редактор и переводчик Законоправила на современный сербский язык – пишет: «Особое внимание привлекает разнообразие предписаний, касающихся всех тонкостей социальных отношений человека от зачатия до смерти. Сложность этих вопросов отражена как в нормах семейного права, так и в положениях, регулирующих обязанности общества в отношении отдельной личности. Закон всё чаще защищает семью, которая, в отличие от римского права, поставлена на более надежные правовые основания. Одновременно развито осознание значения взаимных социальных обязательств родителей и детей, роли матери и статуса супруги».
Святой Савва внёс в Законоправило и ряд положений, которые защищают православную веру и предупреждают об опасности ересей и иноверий. Отдельный фрагмент, среди прочего, посвящён и исламу. В своем кодексе-завещании первый архиепископ оставил современникам и потомкам наставления, касающиеся того, как уклониться от искушения римокатоличества, воинствующие представители которого пытались в то время овладеть территорией, на которой проживал сербский православный народ. Великая борьба велась за защиту правоверия от натиска имперского папского Запада.
Первый во всём. Став игуменом Студеницы (1206–1217), Савва разработал будущее устройство сербской церкви и государства, в суверенных границах которого он без устали строил церкви и основывал епископские кафедры. Савва составил типикон для своей постницы в Карее на Афоне, Хиландарский и Студеницкий типикон, за основу которого был взят устав монастыря Эвергет. Из-под пера Саввы также вышло «Симеоново житие», «Служба святому Симеону» и, несомненно, важнейшее его литературно-правовое произведение «Законоправило», или «Номоканон». Законоправило и Студеницкий типикон помогли святому Савве добиться в Сербии огромных перемен: он достиг полной автономии Студеницы, в которой было положено начало автономии сербской церкви; освободился из-под юрисдикции Охридской архиепископии; впервые ввёл в Студенице сербские надписи на фресках; и, наконец, создал предпосылки для основания самостоятельной сербской церкви. После выполнения своей миссии в Студенице Савва в 1217 г. передал бразды правления монастырём другому игумену и отправился в большое паломничество по святым местам. Обратно он вернулся через Константинополь, где в 1219 г. был хиротонисан в архиепископа новооснованной автокефальной сербской церкви. Будучи родоначальником народного просвещения, Савва оставил сербам в наследие письменные памятники правового, литургического, агиографического и проч. содержания, что усилило в народе осознание принадлежности сербскому роду.
Савва становится известен благодаря своему усердию и подвижничеству, а также щедрости в отношении всех афонских обителей; основывает монастырь, который пользуется особыми привилегиями и сразу становится одним из четырёх главных монастырей на Афоне (наряду с Великой Лаврой, Ватопедом и Ивироной). Совершив два путешествия в Святую землю, Савва встал в ряд величайших путешественников своего времени. Савва – писатель и дипломат, лично выполнявший самые рискованные миссии, что было редкостью и до, и после него. Он одерживал победы, не начиная войн. После упокоения и провозглашения святителем почитался церковью и народом не меньше, чем при жизни.
Английский исследователь русского происхождения Дмитрий Оболенский в своей книге «Шесть византийских портретов» говорит о Савве беспристрастным языком науки: «Историк, который хочет осветить его жизнедеятельность во всём её необычайном разнообразии – как сына правителя, монаха, епископа, паломника, дипломата, администратора, писателя и просветителя своего народа, – почти неминуемо приходит к выводу, что в средние века в Восточной Европе в славянском и греческом мире мало кому было дано достичь столь многого за шестьдесят лет ж и зн и».
Геополитика святого Саввы. Христианские храмы – это центры мистической геополитики. И поэтому в средние века сербские правители всегда и везде оставляли после себя задужбины.
Христианизация сербов положила начало сербской сакральной геополитики, основные направления развития которой определил святой Савва. Он встал на путь создания сербской автокефалии, целью которой, по словам владыки Николая Велимировича, должно было стать обретение «национальной церкви, но не национальной веры». Поэтому история сербов – это история борьбы за правду, даже ценой нечеловеческих жертв. И по той же причине сербская христианская геополитика – по сути отечественная, а не имперская.
Савва, следуя канонам, национальную сербскую церковь разделил в соответствии с существующими историко-географическими областями. Особое внимание при этом уделялось тем из них, которые были слабыми или испытывали давление римокатолической пропаганды. До его возвращения в Призрене епископом был грек, поставленный туда охридским архиепископом. Святой Савва вынудил его подать в отставку и на его место поставил серба. Помимо старых епископий в Расе, Призрене и Липляне в Приморье появились еще две: Хумская с центром в монастыре Пресвятой Богородицы в г. Стон и Зетская (монастырь Святого Архангела Михаила на Превлаке, вблизи от г. Котор). Центральная Сербия была разделена на шесть епископий: Жичскую, Хвостанскую, Будимлянскую, Дабарскую, Моравичскую и Топлицкую. Епископами новых епархий святой Савва назначал своих учеников – монахов-аскетов, которые получали от своего учителя аутентичные копии всех церковных книг. И только с этих книг в епархиях разрешено было делать копии.
Епархии делились на протопресвитерства, прямой обязанностью которых было просвещение народа, проведение обрядов крещения и венчания. Таким образом, через усиление церкви и сакрализацию семьи достигалась сакрализация и самого государства. Все епископские кафедры расположились в монастырях, которые были духовными твердынями – местами молитвы и поста, а также центрами сербства. Благодаря православным храмам и алтарям Косово и Метохия с 1253 г. становятся колыбелью сербского народа, когда второй сербский архиепископ святой Арсений Сремский перенёс центр автокефальной церкви в Печ, находившийся в глубине территории сербского государства (Жиче могли угрожать венгерские католики-крестоносцы). Великие святыни – Печская патриархия, монастыри Грачаница, Девич, Дечаны, церкви Богородицы Левишской и Святых Архангелов были и остаются сербскими владениями на святой земле, а также служат лучшим свидетельством о «святородном» древе Неманичей, которое подобно Древу Иессееву изображено в виде 22 ликов на восточной стене задужбины Стефана Дечанского.
Род Неманичей в сербской истории
Великий жупан Стефан Неманя. Родоначальником «святородного» древа Неманичей был Стефан Неманя, родившийся около 1114 г. в Рибнице, находившейся в районе сегодняшней столицы Черногории Подгорицы. Из-за династических споров его отец Завида вынужденно скрывался в Зете, где у него и родился Неманя – младший из четырех сыновей. Старшим был Тихомир, средними – Мирослав и Страцимир. Неманю в Зете крестили по латинскому обряду, однако по возвращении в Рашку он принял православное крещение, о чём в житии своего отца пишет и святой Савва. После смерти Завиды его сыновья поделили землю. Тихомир стал великим жупаном, которому все должны были хранить верность. Мирослав получил во владение Хум. Страцимир – области в районе Чачака, у Западной Моравы. А Неманя – восточные земли около Топлицы, рек Ибара, Расины и Реки. С самого своего зарождения молодое сербское государство оказалось между двух крупных держав – между Венгрией и Византией. Венгрия с сербской помощью стремилась сбросить с себя власть Византии, в которой на престоле находился могучий и опасный император Мануил Комнин. Так как удельные земли, принадлежавшие Немане, граничили с Византией, молодой сербский правитель стремился поддерживать хорошие отношения с ромейской империей. Во время встречи, состоявшейся в Нише, император Мануил наградил Неманю придворным ромейским званием и передал в управление область Дубочице (окрестности сегодняшнего города Лесковац). Возможно, Мануил хотел приблизить к себе Неманю и отдалить его от братьев. Ведь сербы всегда были склонны к восстаниям против центральной власти и, как писал еще Псевдо-Маврикий, представляли угрозу, если им удавалось объединиться.
В своих владениях в Топлице Неманя построил два монастыря с храмами – Пресвятой Богородицы на реке Косаница и Святого Николы поблизости от современного города Куршумлия. Старшие братья обвинили его, что он действует без согласия с ними, и заточили Неманю в пещере в городе Рас – старой сербской столице. Близкая Немане знать добилась его освобождения. Сам Неманя приписывал свое избавление помощи святого Георгия, в честь которого построен монастырь Джурджеви Ступови в Рашке. Разразился конфликт, после которого братья бежали во владения Византии, надеясь с её помощью вернуть себе свои престолы. В 1166 г. Неманя провозгласил себя великим жупаном.
Император Мануил поддержал Неманиных братьев. Тихомир, Мирослав и Страцимир повели войско против великого жупана Рашки. Победу в битве, которая состоялась в селе Пантина под г. Звечан, одержал Неманя. Тихомир утопился в речке Ситница, а Мирослав и Страцимир признали власть брата и вернулись в свои удельные владения. В 1171 г. Неманя решил извлечь выгоду из войны венецианцев с византийцами и при помощи венгров попытался освободиться из-под власти Константинополя. Венгры, в силу внутриполитических причин, оставили Неманю на произвол судьбы, после чего он вынужден был сдаться на милость императора Мануила, который триумфально провёз его через Константинополь. Ввиду того, что Неманя поклялся ему в верности, могучий басилевс ромеев вернул пленника на престол, подтвердив его великожупанский титул. Сдержав своё слово, сербский бунтовщик не нарушал спокойствия вплоть до смерти Мануила в 1180 г.
После начала смуты, вызванной борьбой за византийский престол, Неманя снова объединяется с венграми с целью освобождения из-под власти Константинополя. Вместе с союзниками великий жупан берет город Ниш и, несмотря на то, что венгры подписывают мир с греками, продолжает завоевания. В результате заняты области между реками Западная и Великая Морава, территории вокруг г. Вранье, а также Косово, Лаба и Хвосно. В походе на Дуклю, которую византийцы считали своей, войско Немани захватывает и разоряет города Скадар, Ульцинь, Бар (этому предшествовала неудачная попытка завоевания Дубровника, в которой участвовали и Мирослав со Страцимиром). Сербия становится всё более значимой силой на Балканах. В преддверии Третьего крестового похода Неманя в декабре 1188 г. посылает своих людей в Нюрнберг – ко двору Фридриха Барбароссы, который собирался повести войска в Святую землю вместе с Ричардом Львиное Сердце и французским королем Филиппом II. Неманя, рассчитывавший на помощь крестоносцев в борьбе против Византии, предлагал Барбароссе в обмен на поддержку признать его сюзеренитет, а также помочь в снабжении войск. Барбаросса во время личной встречи с Неманей, состоявшейся в следующем году, отказался от предложения, однако их личные отношения остались добросердечными.
Гибель Барбароссы в Малой Азии в 1190 г. облегчила положение византийского императора Исаака II Ангела, который пошёл войной на неуёмного великого жупана и победил его в сражениях на Южной Мораве. Неманя вернул Византии захваченные территории, но сохранил за собой Дуклю, Адриатическое приморье до устья Цетины (кроме Дубровника), а также Косово и Метохию (кроме Призрена). Византия признала границы Сербии и, тем самым, подтвердила её международный статус. В своей грамоте Хиландару Неманя, описывая государственное устройство на Балканах, указывает, что Бог дал грекам императоров, венграм – королей, а сербам – великожупанский престол. Исаак II Ангел дополнительно подтвердил статус Сербии, выдав свою племянницу Евдокию – дочь будущего императора Алексея III – за сына и престолонаследника Немани Стефана, которого позднее тесть наградит титулом севастократора (благородного владетеля). В 1196 г. на государственном соборе Неманя отрекается от престола и вместе с супругой Анной уходит в монастырь. Под именем Симеон он принял постриг в своей задужбине Студенице, а жена стала монахиней Анастасией в монастыре Пресвятой Богородицы в Топлице. Великожупанский престол Неманя передал своему сыну и зятю ромейского императора Стефану, а сыну Вукану досталась в управление Дукля. В 1197 г. Неманя отбывает на Афон в монастырь Ватопед к своему сыну Савве. С разрешения императора они в 1198 г. восстанавливают заброшенный монастырь Хиландар. Здесь в 1200 г. Неманя и упокоился, оплакиваемый всей афонской общиной. В 1208 г. его мироточивые мощи святой Савва перенес в Студеницу, где они покоятся до сих пор.
Стефан Первовенчанный. Немане, помимо Рашки, принадлежали княжества Захумле и Зета. Первым некоторое время правил его брат Мирослав, а затем Захумле получил во владение младший сын великого жупана Растко Неманич. После ухода Немани в монастырь Зетой владел его старший сын Вукан, чей титул короля Дукли и Далмации подтвердит папа Иннокентий III. Правящий Рашкой великий жупан Стефан в грамоте монастырю Хиландар, щедро им одариваемому, пишет о том, как отец передал власть ему, хотя он и не был старшим по рождению: «Оставил меня, во Христе дарованное ему чадо, на престоле своём и во Христе дарованном ему владычестве, меня, возлюбленного его сына Стефана – великого жупана и севастократора, зятя от Бога венчанного кир Алексея, кесаря греческого. А этот подвижник и чадолюбивый и добрый старец – господин мой Святой Симеон, хоть я и не достоин наречься сыном его, благословил меня внеочерёдно по отношению к остальным моим братьям, подобно тому, как благословил Исаак Якова – сына своего – всяким благословением. И начал меня учить, чтобы заботился я о всяком деле благом во владычестве моём, чтобы был я благосердным к свету христианскому, который передал он мне, и заповедовал мне, чтобы и о церквах пёкся я, и о чернецах, которые служат в них, и чтобы ни за какие мои дела не было зазорно мне перед Владыкой всех Господом».
Вукан вскоре пренебрёг заветом отца и после смерти Симеона перестал признавать верховную власть брата Стефана. Объединившись с венгерским королем Эмерихом, в 1202 г. он напал на Рашку. Гражданская война длилась три года и принесла сербским землям страшное разорение. Часть сербских территорий захватил болгарский царь Калоян. Окончательно братья примирились лишь при посредничестве своего младшего брата Саввы Неманича. Вукан остался правителем Зеты, но признал верховную власть Стефана.
После смерти Калояна Стефану удалось вернуть часть земель, отнятых болгарами, – от Ниша до Призрена. Разведясь с византийской принцессой Евдокией, он женился на внучке венецианского дожа Анне Дандоло. Сделать это его вынудили изменившиеся политические обстоятельства. А именно, в 1204 г. Византию захватили крестоносцы, возглавляемые Венецией. Поэтому Стефану пришлось искать новых союзников. В 1217 г. Стефан просил и получил от папы Иннокентия королевскую корону, став первым коронованным, то есть «первовенчанным» сербским королём. В 1221 г. Савва снова его короновал на соборе в задужбине Стефана монастыре Жича. В Жичской грамоте, которую Стефан подписал вместе со своим сыном и наследником Радославом, он именует себя «По милости Божией венчанный король всей сербской земли, Диоклитии и Травунии, Далмации и Захумля». Стефан Первовенчанный умер в 1228 г. как монах Симеон. Его, находящегося на смертном одре, постриг в монахи брат Савва. Стефан провозглашён святым, мощи его почивают в монастыре Студеница.
Король Радослав. Преемником Стефана стал его сын из брака с византийской принцессой Евдокией Стефан Радослав, правивший с 1228 г. по 1244 г. Его короновал на престол святой Савва. Женатый на дочери эпирского царя Феодора I Ангела Анне, Радослав попал под сильное влияние Византии, свидетельством чего служил тот факт, что за советами он обращался к охридскому архиепископу Димитрию Хоматиану – жёсткому противнику самостоятельности сербской церкви. Грамоты Радослав подписывал по-гречески. Некоторые исследователи полагают, что святой Савва предпринял своё великое путешествие по Святой земле во многом из-за того, что был недоволен грекофильской политикой Радослава.
В 1230 г. тесть Радослава потерпел поражение в битве с болгарами на реке Клокотнице (приток Марицы), в результате чего болгарское влияние на Балканах заметно выросло. Спустя три года знать свергает Радослава с престола и возводит на него его брата Владислава, женатого на Белославе – дочери болгарского царя Ивана II Асена. Некоторое время Радослав жил в Дубровнике и Драче, а после того, как его оставила жена, вернулся в Сербию и принял постриг под именем Йован. После упокоения похоронен в Студенице.
Король Владислав правил с 1234 г. по 1243 г., вошёл в историю благодаря своей задужбине – монастырю Милешева, который построил вместе со своим дядей святым Саввой. Его мощи почивали в Милешеве, пока турки не сожгли их в 1594 г. Святой Савва венчал Владислава в 1234 г. Когда его тесть – болгарский царь – разорвал союз с папой за то, что тот поддержал венгров, Владислав вступил в коалицию против Латинской империи и Венгрии, в которой, помимо болгар и сербов, участвовали и греки – подданные Никейского императора Иоанна Ватаца. Владислав перенёс в Сербию мощи своего дяди, упокоившегося в болгарской столице Тырново в 1237 г. В 1241 г. татары вторгаются в Венгрию и разоряют всю территорию вплоть до Адриатического побережья. Их нападению подверглись, помимо Дубровника и Сплита, и сербские приморские города Котор, Драч и Дриваст. Дань татарам вынужден был платить и болгарский царь Калоян.
Столица Владислава находилась в Хуме. Он имел двух сыновей – Стефана и Десу. После восстания сербской знати отрёкся от престола в пользу брата Уроша. Умер в 1269 г. и похоронен в Милешеве.
Король Урош Первый. В 1243 г. сын Стефана Первовенчанного Урош I, как и Радослав с Владиславом до него, короновался как «король сербский и поморский». Он стремился навести порядок в собственных владениях, обезопасить их от соседей – прежде всего от набирающей силу Никейской империи, границы которой подошли к Скопской Черной Горе, а также от Дубровника. Урош вынудил Дубровник подписать договор-клятву не нападать на сербские земли королевских подданных, регулярно платить таможенные сборы и налоги, из которых главным был сербский (святодимитриевская подать), уплачиваемый всегда осенью, в день святого Димитрия Великомученика.
Во время правления Уроша I дубровницкий архиепископ попросил папу упразднить основанное ещё в XI в. архиепископство в Баре, в юрисдикции которого были сербы-католики и романизированное автохтонное население Приморья. Когда эмиссары папы прибыли в Бар, народ встретил их криками «Наш господин король Урош – наш папа». Новой делегации дубровницкого архиепископа Урош запретил переход границы сербского государства, хотя и не имел ничего против своих подданных-католиков. Супруга короля Елена из Анжуйского дома, на которой Урош женился в 1250 г., играла роль защитницы римокатоликов, проживавших в сербском Приморье.