Конфликт с Дубровником длился с 1252 г. по 1254 г. Дубровчане намеревались заключить союз с болгарским царем Михаилом Асеном, однако Урош нанёс им поражение и принудил выполнять свои торжественно данные обещания. После смерти Михаила Асена на болгарский престол взошёл Константин Тих, заключивший союз с Сербией. Тем не менее Никейское и Эпирское царства продолжили вражду, в которой Урош участвовал на стороне эпирцев. С другой стороны ему угрожали венгры, владевшие Мачвой, областью вдоль нижнего течения Савы, где правил принявший католичество русский князь Ростислав Михайлович, находившийся на службе у венгров. После того, как победу в войне за византийское наследство одержал никейский император Михаил Палеолог, которому в 1261 г. удалось вернуть Константинополь, Урош перестал вмешиваться во внутренние дела могучего соседа и переключился на Венгрию, вступив в конфликт с Белой Ростиславичем – сыном Ростислава Михайловича. В 1268 г. сербский король потерпел поражение и вынужден был принять вассалитет в отношении венгерского двора, а своего сына Драгутина женить на венгерской принцессе Кателине. С того времени венгры постоянно подначивают Драгутина, чтобы тот выступил против отца и занял его престол. Византийский император Михаил VIII Палеолог хотел пристроить дочь Анну при дворе Неманичей, выдав её за второго сына Уроша Милутина, надеясь, что тот унаследует власть в Сербии. Переговоры тянулись долго, но не принесли никаких результатов. Стремясь обезопасить себя от возможной агрессии со стороны могучего Палеолога, Урош налаживает отношения с Карлом Анжуйским – королём Южной Италии и родственником его жены Елены. Для того чтобы воспрепятствовать заключению союза Неманичей и Анжуйских, Михаил вступает в переговоры с папой и в 1274 г. подписывает Лионскую унию, признавая того главой христиан Востока и Запада. Эта уния станет дополнительной причиной внутривизантийских противоречий.
Урош I поддерживал добрые отношения с наследником святого Саввы архиепископом Арсением I, который по причине плохого здоровья перед смертью уступил престол Савве II – четвёртому сыну Стефана Первовенчанного, в молодости носившему имя Предислав. Когда Савва II упокоился, на престол взошел Даниил, а затем Иоанникий (бывший игумен Хиландара и Студеницы), который впоследствии вместе с Урошем I вынужден будет бежать в Захумле, когда Драгутин свергнет своего отца с престола.
Урош справился с сепаратизмом в сербском государстве: сыновья его дяди Вукана – Джордже (Георгий), Стефан и Димитрий (будущий монах Давид), – а также потомки брата Немани Мирослава утратили влияние, которым пользовались их отцы, и превратились в обычных представителей знатных родов.
Неудовлетворённый своим статусом соправителя, «молодой король» Драгутин вместе с венграми напал на своего отца и одержал над ним победу в сражении у г. Гацко в теперешней Герцеговине, после чего Урош отрёкся, принял постриг и через год умер. Останки его находятся в его же задужбине – монастыре Сопочаны.
В период правления Уроша I начался экономический подъём Сербии, в которую переселились германские рудокопы-саксонцы, надеявшиеся открыть залежи серебряной и золотой руды. Серебро добывали в руднике Брсково (поблизости от г. Мойковац в сегодняшней Черногории), позднее были открыты рудники Трепча, Ново-Брдо, Рудник и т. д. В окрестностях сегодняшней Иваницы обнаружили железную руду. Сельскохозяйственные продукты, произведённые в Сербии, вывозили через порты Котор и Дубровник. Король Урош I начал чеканить сербский динар.
Византийским послам, прибывшим вести переговоры о возможном браке дочери Палеолога Анны и Милутина, Урош с гордостью демонстрировал патриархальность собственного двора. Прясть приходилось даже Кателине – супруге будущего короля. Византийские же вельможи, сопровождаемые роскошной свитой евнухов, были разочарованы бедностью сербского двора.
Королева Елена Анжуйская. Одна из наиболее значительных женщин сербского средневековья Елена, супруга Уроша Неманича, – дочь Карла I Анжуйского, короля Сицилии и Неаполя. Её одинаково любили и сербы, и латиняне Приморья. Оставила после себя ряд задужбин, среди которых главная – расположенный поблизости от Студеницы монастырь Градац, где и сегодня находятся её останки. Она восстановила приморскую крепость Дриваст. Архиепископ Даниил II в «Житии королевы Елены» пишет о ней: «Была острой на язык, но мягкого нрава, жизнь вела непорочную, повелевала кротко, умела говорить ясно, утешала безболезненно и нелицемерно… Великого и малого, богатого и бедного, праведника и грешника, больного и здорового – каждого из них одинаково уважала и каждому отдавала должное». При своём дворе организовала своеобразную школу, в которой обучались девочки из бедных семей. Воспитанные должным образом, они получали и приданое для того, чтобы выйти замуж. Знать и церковь плохо отнеслись к перевороту, совершённому Драгутином. Видя, что никто не согласен с подчинением Сербии венгерскому королевству, и желая снизить напряжение в государстве, король разделил его на три части. Меньшую отдал брату Милутину. Большую оставил себе, а матери передал Зету, г. Требинье и земли в районе города Плав и реки Верхний Ибар. Этими землями Елена правила почти тридцать лет.
Король Драгутин. Драгутин был миролюбивым правителем. Женатый на дочери короля Стефана V, он поддерживал хорошие отношения как с Венгрией, так и с Византией, так как престолонаследник Андроник был женат на второй дочери Стефана. В 1282 г. на охоте, упав с коня, Драгутин повредил ногу, что воспринял как божью кару за свержение отца. Тогда он созвал собор и отрёкся от престола в пользу брата Милутина, но с условием, что его наследником будет сын Драгутина Владислав. Себе отрёкшийся король оставил в управление лишь северную Сербию. От венгерского короля он получил Мачву, Белград, Срем, Усору и Соли в Боснии. Тогда Белград впервые оказался частью сербского государства. Позднее он воевал с Милутином, отказавшимся завещать престол сыну Драгутина; потерпел поражение, но братьев помирил архиепископ Даниил II, который впоследствии напишет их жития. В конце жизни Драгутин принял постриг под именем Феоктист. Упокоился в 1316 г., а власть в своей части государства оставил сыну Владиславу.
Король Милутин. После прихода к власти в 1282 г. король Милутин вступил в союз с западными державами и приступил к завоеванию сербских земель, находившихся под властью Византии. Вместе с бывшим византийским вассалом Котаницей Милутин присоединил следующие территории: Верхний Вардар, Верхний и Нижний Полог в районе г. Тетово, Скопье, Овче-Поле, Злетово и Пиянац. Одновременно в войну против Византии вступили болгарский царь Георгий Тертер и правитель Фессалии севастократор Иоанн I Дука. Византийцы послали войска к Липляну и Призрену, но они потонули в разлившемся Дриме. Армии королей Драгутина и Милутина заняли обширные области на западе Македонии и вышли к Эгейскому морю. Новая сербско-византийская граница была установлена по линии Струмица – Охрид – Прилеп – Кроя. Император Михаил VIII Палеолог собирался в поход против Милутина, но умер. Наследник Андроник II похоронил отца, принявшего унию с Римом, без почестей. Уния была осуждена на соборе в Константинополе, а церкви, в которых служили униаты, снова освящены.
В 1282 г. или годом позже Милутин без разрешения на разрыв церковного брака развёлся с первой супругой Еленой, родившей ему сына Стефана (впоследствии именуемого Дечанским) и дочь Неду, и женился на дочери севастократора Фессалии Иоанна Ангела – своего главного политического и военного союзника. У Милутина родились дочь Зорица и сын Константин. От венгров он получил северо-восточную Боснию и Белград.
В 1285 г. татары нападают на Сербию и сжигают монастырь Жича. В конце последнего десятилетия XIII в. болгарский царь Георгий Тертер – вассал татарского хана Ногая – бежит в Византию, а Ногай возводит на болгарский престол сербского феодала по имени Смилец. В районе г. Браничево войско Драгутина и Милутина сражается с болгарскими вельможами Дрманом и Куделином. А позднее видинский князь Шишман напал на Сербию, опять сжёг Жичу и дошёл до г. Печ, но вынужден был отступить. Нанеся Шишману поражение в битве под Видином, Милутин заключил с ним мир и выдал за его сына свою дочь Неду. Однако хан Ногай пригрозил вторгшемуся в Болгарию Милутину войной, и тот вынужден был оставить занятые территории и послать татарам заложников – своего сына Стефана и нескольких представителей сербской знати, которые пробыли в плену семь лет. Во время конфликта ханов Токту и Ногая Стефану удаётся бежать и вернуться в Сербию. В 1298 г. умерла Елена – законная жена Милутина, и он женится на византийской принцессе Симониде. В следующем году Милутин провозглашает своим наследником сына Стефана. Стефан получает в управление Зету.
В начале XIII в. Жича, которой постоянно грозят завоеватели, перестаёт быть духовно-административным центром сербской церкви, им становится столица средневекового сербского государства Печ. В Косове и Метохии активно идёт добыча золота и серебра. В долине реки Ибар строится крепость Маглич, в с. Неродимле – роскошный дворец Неманичей.
Фаворит папы Карл де Валуа собирается в поход против Милутина, который стремится избежать конфликта. Во время переговоров папа предлагает сербскому монарху принять унию, что тот в 1307 г. решительно отвергает. Когда папские легаты прибыли в Сербию, Милутин заявил им, что не может принять латинскую веру, так как боится матери и брата. Это, разумеется, был предлог для того, чтобы закончить переговоры и не обострять отношений.
В 1314 г. сын Драгутина Владислав при поддержке венгерского двора вступает в войну за престол. В борьбу включается и незаконнорожденный сын сербского правителя Константин. «Молодой король» (престолонаследник) Стефан (будущий Дечанский), опасаясь потерять престол, по наущению знати восстаёт против отца. Стефана, потерпевшего поражение, по приказу Милутина ослепляют и отправляют к тестю – императору Андронику (в монастырь Вседержителя-Пантократора в Константинополе). В 1317 г. архи епископ Печский Никодим мирит Милутина и Стефана, который чудесным образом исцеляется и возвращается к отцу в Сербию.
Папы, некогда надеявшиеся подчинить себе Сербию, видят, что у них ничего не выходит. Иоанн XXII в 1319 г. призывает католическую знать в Албании, венгерского короля Карла Роберта и боснийского бана Младена восстать против Милутина, которого папа в письме Карлу Роберту называет «подлым схизматиком и абсолютным врагом христианской религии». Однако венгерский поход на Сербию провалился, а с ним и идея крестового похода против сербского короля.
Милутин умер в 1321 г. в Неродимле. Похоронен в своей задужбине – монастыре Баньска (около современной Косовска-Митровицы). Позднее его мощи были перенесены в Болгарию в софийский собор Святой Недели.
Стефан Дечанский. Сразу после смерти Милутина началась смута. На власть претендовали незаконнорожденный сын Милутина Константин, сын Драгутина Владислав, однако престол достался Стефану Дечанскому. В 1321 г. на Богоявление архиепископ Никодим коронует его, после того как Стефан рассказал ему, что был исцелён самим святым Николаем. Наследником провозглашён Душан.
После смерти жены Стефана Феодоры в 1323 г. состоялись переговоры о его возможной женитьбе на Бланке – дочери Филиппа Тарентского, который требовал от сербского короля принятия католичества. Убеждённый в том, что Стефан примет его требование, Филипп сообщил о переговорах папе Иоанну XXII, который шлёт сербскому королю письмо с поздравлениями и предложением принять его легатов, которые будут наставлять его как новообращённого католика. Сербский правитель отказывается перейти в католичество, несмотря на то, что папа уже выслал епископа Бриндизи Бертрана, снабжённого подробными инструкциями, в которых содержался даже текст речи, которую Стефану Дечанскому следовало произнести перед знатью и народом во время крещения.
В 1324 г. во главе сербской церкви встаёт Даниил Второй – один из самых значительных сербских средневековых церковных деятелей. Бывший игумен Хиландара, доблестно защищавший его от пиратов и разбойников, епископ Баньский, а затем Хумский, Даниил был выдающимся во всех своих начинаниях – от строительства храмов до написания житий и служб. Из-под его пера вышло одно из самых значимых сербских средневековых произведений – «Жития королей и архиепископов сербских».
В 1326 г. Стефан Дечанский берёт в жёны племянницу императора Андроника Палеолога Марию, дочь правителя Солуна Иоанна, а в следующем году начинает строительство монастыря Высокие Дечаны.
В 1330 г. состоялась битва при Вельбужде, в которой престолонаследник Душан одержал победу над сыном Шишмана Михаилом, стремившимся подчинить Сербию. После этого Стефан, во время сражения моливший Бога о победе сербского оружия, построил на месте, где стоял его шатёр, храм Святого Спаса (развалины храма находятся на горе Спасовица, недалеко от Струмы). Стефану Дечанскому удалось прогнать из своих владений и армию византийского императора Андроника III.
Тем временем сын Стефана Душан по наущению своего окружения восстаёт против отца, которого пленяет и заточает в крепости Звечан. Причиной конфликта, по-видимому, стали опасения, что Дечанский оставит престол Симеону (Синише) – своему сыну от брака с Марией Палеолог. В сентябре 1331 г. происходит коронация, перед которой Душан женится на Елене – дочери болгарского царя Ивана Александра. В том же году приближённые Душана убили его отца Стефана Дечанского. Позднее его канонизируют как святого; мощи его хранятся в монастыре Высокие Дечаны, строительство которого Душан завершил в 1335 г.
Царь Душан. Начало правления Душана отмечено восстанием сербского феодала Богоя и албанца Димитрия Сумы, которых на сербского короля науськивал архиепископ Бара Гийом Адам – противник православия. В письме французскому королю Филиппу VI, которого он призывал пойти в поход на «короля Расии» (Рашки), сербы именуются не иначе как «злобные враги нашей веры». Восстание Богоя и Димитрия потерпело неудачу.
В 1333 г. царь Душан уступает Дубровнику город Стон вместе с полуостровом с условием, что он будет выплачивать средства на содержание в Иерусалиме монастыря Святых Архангелов – задужбина его деда, короля Милутина. Несмотря на обещание не преследовать православную веру на своей территории, всего два года спустя после продажи Душаном Стона православная церковь Пресвятой Богородицы стала католической.
В 1334 и 1335 гг. Душан отбирает у Византии города Прилеп, Охрид и Струмицу, одерживает победу над венгерским королём Карлом Робертом и присоединяет в своему государству Мачву. В 1335 г. закончено строительство монастыря Высокие Дечаны, в котором Душан совершает покаяние над мощами своего отца. Над входом в храм – лик благословляющего Христа Спасителя. Под ним – молящиеся ему Стефан Дечанский и Душан, а шестикрылый серафим протягивает им свитки с милостивым ответом господним.
Спустя два года по завершении строительства Дечан Елена родила Душану сына Уроша – наследника престола. Царский логофет Иоанникий, человек энергичный и мудрый, искусный в государственных делах, становится архиепископом, главой сербской церкви.
В 1342 и следующем году Душан захватывает всю Албанию (кроме города Драч), а затем и города в северной Греции: Воден, Костур и Хлерин. В 1345 г. он присоединяет город Сер, юго-восточную Македонию. На рождество Душан провозглашает себя царём, а в следующем году на соборе сербской церкви в Скопье Печское архиепископство стало патриархией. В присутствии патриарха Болгарского и архиепископа Охридского Иоанникий объявлен патриархом. Молодым царевичем стал девятилетний сын Душана Урош.
Необходимо отметить, что Душан не собирался свергать или подвергать сомнению легитимность византийского императора. Даже от афонских монахов он требовал поминать его в литургии после царя ромеев. Душан желал, чтобы Византия, которой грозила опасность турецкого завоевания, которую сотрясала гражданская война и религиозные противоречия (споры варлаамитов и паламитов), окрепла и вместе с ним боролась за достижение общих православных целей.
В 1347 г. скадарский епископ Марко, желая произвести впечатление на папу Климента VI, известил его, что царь Душан якобы готов принять унию. Папа пишет протовестиарию, уроженцу Котора Николе Бучу, католику по вероисповеданию, чтобы тот постарался склонить царя принять римскую веру. В том же году во время страшной эпидемии чумы царь Душан скрывается на Афоне. Местные монастыри получают от него щедрые дары. В 1348–52 гг. сербский правитель сооружает свою задужбину – монастырь Святых Архангелов в Призрене, самое монументальное сербское средневековое строение наряду с Дечанами.
21 мая 1359 г. в Скопье царь Душан публикует свой Законник. После Законоправила святого Саввы это самый значительный средневековый сербский юридический памятник письменности. Первая глава, в которой речь идёт о борьбе за веру и об обновлении веры, озаглавлена «О том, как очистить христианство». В главе о латинской ереси написано, что те православные, которые обратились в «азимство», то есть католичество, должны опять принять православие. В противном случае они понесут наказание, как велит Закон Отцов (Законоправило святого Саввы). Документ также содержит требование Душана повсюду назначить протоиереев, которые бы людям проповедовали веру и возвращали их из латинства. А тех католических священников, которые обращают сербов в свою ересь, следовало строго наказывать.
Законник осуждает симонию (продажа/покупка церковных должностей), суеверия о вампирах, проявлением которых было извлечение трупов из гробов и их сжигание. Убийство отца, матери, брата или собственного ребёнка должно караться смертью на костре. Освобождение даруется тем, кто из темницы бежит к царскому двору. А если кого узником при царском дворе держат, и он сбежит на патриарший двор, то и ему полагается свобода. Если в каком селе найдут вора, село разорить. Определено, кто будет присяжными для крупных, средних и малых дел: «…пусть для крупных владетелей равные им присяжными будут, люди средней руки пусть судятся пред ровней им, простолюдинам же пускай присяжными люди их звания будут. И средь присяжных не должно быть ни родни, ни меж собой ненавистников».
Статьи 171 и 172 содержат требование независимости судей, которые даже царю не должны давать вмешиваться в судебный процесс. Если в отношении меропха[3] совершалась несправедливость, он мог судиться и с царем, и с церковью, и с феодалом, который не имел права ему угрожать и запугивать. Разумеется, во время суда принимались во внимание социальные различия. Например, если «властелин» обругает и осрамит «властеличича», он должен выплатить сто перперов, а если наоборот, то «властеличич» уплачивает ту же сумму и подвергается наказанию палками. «Коли убьёт владетель простолюдина в городе, иль в округе, иль на пастбище горном, пусть заплатит тысячу перперов. Если же простолюдин убьёт владетеля, пусть ему обе руки отрубят и пусть заплатит он 300 перперов».
В 1350 г. царь Душан отправляется на помощь своей сестре Елене Шубич, защищавшей собственные владения в Далмации (где она построила православный монастырь Крка) от агрессии венецианцев. Душан посетил и Дубровник, где его ожидал торжественный прием.
Под давлением императора Иоанна Кантакузина патриарх Вселенский Калист отлучил от причащения Святых даров царя Душана и патриарха Иоанникия, самовольно преобразовавших сербское архиепископство в патриархию. В новоприсоединённые земли, некогда принадлежавшие Византии, Душан назначал сербских епископов, которые, не запрещая богослужения на греческом языке, служили и по-славянски, так как в новых областях Душанова царства проживало много сербов и болгар. Душан пытался привлечь на свою сторону святого Григория Паламу, но тот, будучи искренним ромейским патриотом, отверг лестные предложения.
Сербский правитель вступил в союз с законным императором ромеев Иоанном V Палеологом для борьбы с Кантакузином. За это Иоанн (единственный раз в византийских документах) именует Душана «превеликим царем Сербии» и «любезным дядей». Душан подписывался как «царь сербов и греков» и «царь Сербии и Романии», но не претендовал на титул царя ромеев, признавая право на него византийского императора.
В 1354 г. умирает сербский патриарх Иоанникий, которого сменил Савва IV. Уже в следующем году епископы Петр Тома и Трогира Варфоломей посещают Душана во время собора в Крупиште (поблизости от с. Костур в Македонии), убеждая его принять католичество. Столкнувшись с холодным приёмом, Тома обращается к венгерскому королю Лайошу, призывая его объявить войну Душану и покорить Сербию, не подчиняющуюся Риму.
В конце 1355 г. Душан опять отправляется на помощь своей сестре Елене, однако неожиданно заболевает и умирает. Одно сохранившееся венецианское письмо даёт основания предположить, что Душана отравили, так как он препятствовал латинизации Балкан. Похоронен он в своей задужбине – монастыре Святых Архангелов, осквернённом и разграбленном турками в 1455 г. Сегодня его останки хранятся в церкви Св. Марка в Белграде.
Царь Урош. Ещё при жизни Душана Урош был провозглашён «молодым царём» и соправителем, а в 17 лет унаследовал царский трон. Рослый и с виду крепкий, на престоле он не проявил больших способностей. И это в ситуации, когда в некогда могучем государстве возобладали центробежные тенденции. Сводный брат Душана Симеон (Синиша) восстал против центральной власти и завладел Эпиром и Фессалией. Для тамошней сербской знати он был сыном Стефана Дечанского, а для греков – сыном Марии Палеолог. С 1360 г. вельможа Радослав Хлапен самостоятельно правил Баром и Воденом; мать Уроша Елена (в монашестве Елизавета) – областью Сер; ее брат Иван Асень – Канином и Валоном в южной Албании; Балшичи верховодили в территориально уменьшившейся Зете; князь Воислав Воинович с братом Алтоманом контролировали земли, некогда составлявшие Рашку и Травунию. Наследником Алтомана становится его сын Никола Алтоманович, враждовавший со своими соседями – боснийским баном Твртко, Балшичами, королем Вукашином и князем Лазарем Хребельяновичем.
В это время растёт влияние семей, которым принадлежала власть в отдельных областях. В Драме правит кесарь Воихна. Следует также упомянуть братьев Деяновичей – Йована и Константина, а также Мрнявчевичей – короля Вукашина и деспота Углешу. Вукашин приобрёл вес ещё при Душане, когда он управлял, помимо прочего, Призреном и Скопье. Его брат Углеша из области Сер вытеснил царицу и стал править самостоятельно. На братьев попытался опереться неуклонно утрачивавший влияние царь Урош. В 1365 г. он провозгласил Вукашина королём и своим соправителем. А правителя Сера и Афона Углешу объявил деспотом. Могущество Вукашина выросло настолько, что он своему сыну Марко присвоил титул «молодого короля».
А затем пришли турки. Султан Мурад I (1359–1389) уже вступил на европейские земли и сделал своей столицей город Эдирне (Адрианополь). Турки заселяли долину реки Марицы и стали угрожать области Сер, принадлежавшей Углеше. Вместе с Вукашином он решил остановить азиатских захватчиков, но 26 сентября 1371 г. потерпел поражение близ селения Черномен на реке Марице. Оба брата погибли в сражении.
Царь Урош, прозванный Слабым, умер в декабре 1371 г. После битвы на р. Марице византийский император Иоанн V Палеолог становится турецким вассалом.
Сын Вукашина Марко Кралевич – герой сербского эпоса – удержал за собой небольшую область со столицей в г. Прилеп. Признавая верховную турецкую власть, он правил вместе с матерью Еленой и братьями Андрияшем и Дмитаром.
Севастократор Деян, женатый на сестре Душана Феодоре, имел сыновей Йована и Константина, которых звали Драгаши и которым принадлежала власть в Вельбуждском княжестве в восточной Македонии. Дочь Константина Елена вышла замуж за византийского императора Мануила II Палеолога и родила ему последних ромейских царей – Иоанна VIII и Константина XI, погибшего в 1453 г., защищая Константинополь от турок.
Зета находилась в руках Балшичей. Джурадж I Балшич, женатый на дочери Вукашина Оливере, после битвы на р. Мырицы захватил Призрен и приморские территории, заставив Дубровник выплачивать ему святодимитриевскую подать.
Судьба средневековой Боснии
Босния с самого начала была сербской землёй, которая из-за соседства с мощными католическими государствами – Венецианской республикой и Венгрией – часто оказывалась под ударом папских крестоносцев. Еще бану Кулину в начале XIII в. пришлось формально признать в присутствии папских послов, что он католик. Ведь над его головой был занесён венгерский меч. Бан Матей Нинослав, правивший с 1232 г. по 1250 г., задабривал местного епископа богатыми дарами, хотя из его грамот ясно следует, что он считал себя правителем сербов. Власть в Боснии принадлежала сербским знатным родам, среди которых упоминания заслуживают Храничи-Косачи, Павловичи, Златоносовичи, Ковачевичи, Радивоевичи и т. д. B XVII в. семья Косача основала Герцеговину – воеводство святого Саввы. С XII в. в Боснии употреблялась сербская кириллица. Подданные боснийских правителей были сербы, осознававшие свою принадлежность к этому племени. Во время правления бана Степана II Котроманича Босния расширяется на северо-восток, присоединяя Усору и Соли, а также в направлении Хума. Через долину реки Неретвы Босния получает выход к морю.