– Я всё понимаю, Роберт. Способности нашего мозга мало изучены, а некоторые его функциональные возможности не изучены вовсе и являются загадкой даже для специалистов. Психология…
– Аманда, поймите же, что сейчас, когда вы закончите этот сеанс, я проснусь и пойду по свои делам. Прямо сейчас, в это время, я нахожусь в отеле в Лондоне, и через несколько часов у меня самолёт в Прагу, где меня ждут люди, коллеги, моя девушка. А ночью, когда я лягу спать, ко мне снова придёт сновидение, где я буду видеть ваш мир глазами Тревора. Так было всегда.
– Давайте хотя бы попытаемся сделать это, Роберт. С чего-то же надо начинать. Мозг – очень сложный объект для изучения. Мы же попытаемся через подсознание установить истину. И это важно, прежде всего, для вас, ведь именно вы находитесь в поиске. Не так ли?
– Хорошо, – немного поразмыслив, ответил Роберт. – Мы сделаем это. Я завтра прилечу в Прагу и попытаюсь найти психиатра. Но что мне ему сказать? Как объяснить всё?
– А не надо ему ничего объяснять. Просто расскажите ему всё, что знаете о себе, и пусть он сам решит, что делать. Я уверена, что он согласится провести с вами этот эксперимент. Хотя в реальной жизни вас сочли бы сумасшедшим.
– Сколько у нас есть времени?
– Я не знаю, если следовать вашим убеждениям, то здесь управляете процессом вы, а мы всего-навсего ваше сновидение. Но если серьёзно, я думаю, у нас есть день или два максимум. Я попытаюсь назначить Тревору ещё один сеанс на завтра.
Вскоре Аманда прервала разговор и вывела Тревора из состояния сна.
Диктофон выключился.
Тревор и Аманда сидели друг напротив друга и молчали.
Наконец тишину прервала Аманда. В этот раз голос её был менее уверенным:
– Тревор, в конце концов, психология многое может объяснить. Мне кажется, что нам предстоит много работы. Всё усугубляется тем, что в моей практике этот случай уникален, я никогда ничего подобного не встречала.
Тревор смотрел на Аманду и не мог вымолвить ни слова. Он никак не мог понять, что там произошло. Это никоим образом не вмещалось в рамки обычных представлений и его восприятия всего сущего.
– Это был я? – наконец, выдавил он из себя.
– По всей вероятности, да. Вы или одна из ваших личностей.
– А как такое возможно? – недоумевал Тревор. Очевидно, что он пребывал в шоковом состоянии от услышанного.
– Человеческий мозг, Тревор, – это загадка даже для нас, психологов. Я попыталась немного для разминки вернуть вас во вчерашний и позавчерашний день, а потом бы немного покопалась в вашем прошлом. Но вы сами всё слышали.
– Аманда, это действительно возможно? Это болезнь?
– Возможно что? Множественность личностей? Конечно! – произнесла Аманда. – Есть даже определённый научный термин – диссоциативное расстройство, который используют для обозначения феномена возникновения множественных личностей. Но болезнью я бы это не назвала. Это нечто другое…
– И что теперь со мной будет?
– Я думаю, ничего… Надеюсь… – ответила Аманда. – Если до сегодняшнего дня вы жили с этим и ничего не подозревали, может, и после этого всё будет так же, как и прежде.
Вместе с тем Аманда как-то неуверенно пыталась объяснить Тревору, что некоторые психологи, в том числе и самостоятельно идентифицировавшие себя в качестве имеющих множественную личность, считают, что это состояние может быть не расстройством, а естественной вариацией человеческого сознания, не имеющей ничего общего с диссоциацией. Но эта неуверенность передалась Тревору. Ему показалось, что Аманда просто успокаивала его. Она пока ещё сама не понимала, с чем имеет дело, но пыталась не так ему, как самой себе, объяснить происходящее с ним.
– Понимаете, Тревор, многие психиатры не согласны с определением синдрома множественной личности как однозначного расстройства и рассматривают множественность личности как «психическое нарушение», что не является болезнью. Вот, к примеру…
Она оглянулась, подошла к книжному шкафу и начала искать нужную книгу. Через некоторое время в руках она держала большую медицинскую энциклопедию.
– Вот послушайте, – перелистав несколько страниц и найдя нужную, она стала читать: – «Антропологи Сурьяни и Гордон Йенсен убеждены, что феномен ярко выраженных трансовых состояний в сообществе острова Бали имеет ту же феноменологическую природу, что и явление множественной личности на Западе. Утверждается, что люди в шаманских культурах, испытывающие множественные личности, определяют эти личности не как части себя, но как независимые души или духи. Не существует данных о связи между множественностью личности, диссоциацией, а также восстановлением воспоминаний и сексуальным насилием в этих культурах. В традиционных культурах множественность, проявляемая, к примеру, шаманами или африканскими колдунами, не считается расстройством или заболеванием».
– Я ничего в этом не понимаю, Аманда. Я вообще ничего не понимаю, – обречённо произнёс Тревор, а потом посмотрел на Аманду и с надеждой спросил: – Это точно не розыгрыш?
– Я вначале тоже подумала… И сказать, что я просто удивлена тому, что произошло, – значит, ничего не сказать. Посмотрим завтра, если вы не возражаете. Завтра мы подготовимся более тщательно к разговору и постараемся понять, что нам подготовило ваше подсознание.
– Так на сегодня всё? – спросил он смущённо.
– Собственно, да. Я предлагаю завтра встретиться в это же время, и мы проведём сеанс ещё раз. А сегодня я советую вам отдохнуть. Оставьте все дела и размышления. Просто отдохните и эмоционально, и психологически. Можете сходить куда-нибудь в клуб, где много людей. Там вы точно сможете расслабиться. Постарайтесь не думать о происшедшем. Хорошо?
– Да я только то и делаю последнее время, что расслабляюсь, – озадаченно пробормотал Тревор.
***
Роберт открыл глаза. Он очнулся так же внезапно, как и уснул. Казалось, что кровать просто выплюнула его откуда-то изнутри толстого матраса. Он продолжал находиться в обескураженном состоянии, словно проснулся от ночного кошмара, и с трудом пытался сконцентрироваться. Его сердце бешено стучало в груди, и казалось, что мозг вот-вот взорвётся.
Роберт был не просто удивлён, он был одновременно озадачен, поражён и ошеломлён, ведь из пассивного наблюдателя, как было ранее, он вдруг превратился в активного участника своего сновидения. Вот этого он ожидал меньше всего.
Совершенно ясно, что Аманда слышала его и отвечала именно на его вопросы. Первый раз в жизни у Роберта случился осознанный прямой контакт и даже диалог с миром его сновидения. Как часто Роберт мечтал об этом, а когда это свершилось, он оказался не готов и не знал, с чего начать. Роберт решил, что это единственный шанс для него установить истину, и хотел максимально дольше остаться в этом состоянии.
Ему необходимы были ответы, но для этого он должен был убедить Аманду в реальности своего существования здесь, в этом мире, отдельно от Тревора. Она попросила его рассказать о себе, и Роберт с восторгом, увлечённо поведал ей историю своей жизни на этой стороне сновидения.
Но всё исчезло так же быстро, как и появилось, оставив Роберта наедине со своими мыслями и сомнениями.
Случившееся ещё больше осложнило и без того непростое положение Роберта, ещё более погрузило его в неопределённость и едва ли помогло найти ту нить, которая привела бы его в дальнейшем к разгадке его психологического состояния.
Роберт медленно поднялся с кровати, вынул из саквояжа дневник в красном переплёте, подошёл к письменному столу и стал записывать детально всё, что произошло с ним во сне. Заканчивая, внизу страницы он большими буквами написал «ПСИХИАТР. СРОЧНО!!!» и небрежно подчеркнул эти слова тремя жирными линиями.
До вылета осталось чуть менее трёх часов, и Роберт торопливо вышел из номера. Он решил как можно быстрее по прилёту в Прагу найти психиатра, чтобы провести эксперимент, предложенный Амандой. И сделать это надо было незамедлительно.
Глава 9
Женева, Швейцария
16.12.2011. 11:25
Тревор, преисполненный противоречивых чувств, вышел из кабинета Аманды и, размышляя о случившемся, зашагал по тротуару в сторону своего отеля.
Он был обескуражен словами психолога.
В нём живёт ещё один человек!
«Это раздвоение личности, – думал он. – Я псих! Я точно псих! Я – психически больной человек, и мне, наверное, придётся лечиться».
Тревор начал вспоминать, что он знает о психических болезнях. В его памяти всплыли кадры из каких-то чёрно-белых фильмов: буйные человеческие фигуры в смирительных рубашках, подпоясанные за спиной широкими ремнями, воспалённые глаза, безумные взгляды, отчаянные крики, дикий смех, конвульсии и шоковая терапия.
Познания в этой области у Тревора были, определённо, очень скудные, но и их ему хватило, чтобы запаниковать.
Тревор шагал по улице, словно находясь в прострации.
В это время Аманда тревожным взглядом наблюдала за ним из окна своего кабинета, немного отодвинув штору. Неожиданно позвонил телефон. Она взяла трубку и после небольшой паузы ответила:
– Да, я узнала, но не всё так просто… Кое-что изменилось, и мне понадобится ещё немного времени. Я хотела бы попросить перенести всё на завтра, – она внимательно выслушала в трубке мужской голос и через некоторое время тихо ответила: – Да, это очень важно… Для меня.
Тревор перешёл на другую сторону улицы и, напрочь забыв о договорённости с Йованом, неуверенно шагал по брусчатке.
Слова Аманды пульсировали в его голове: «Шаманы, африканские колдуны».
Он вспомнил, как в конце 1990-х вместе со съёмочной группой канала BBC и Этьеном он ехал по разбитой грунтовке в джунглях Сьерра-Леоне.
***
В одном из селений, в шестидесяти милях северо-восточнее Фритауна, где они остановились на ночлег, репортёры попали на какое-то торжественное мероприятие местного племени йоруба16.
К иностранцам с камерами они отнеслись на удивление миролюбиво, разрешили остановиться на ночлег и даже пригласили принять участие в празднике в деревне при условии, если все фото- и видеокамеры останутся в автомобиле.
Вечером всё селение собралось у круглой, покрытой тростником хижины вождя племени.
Тревора угостили каким-то местным напитком из плодов марулы17, с поразительно неприятным, кисловатым вкусом, действующим на мозги, как утверждали сами аборигены, подобно «удару копытом мула». Через некоторое время, когда Тревор стал приходить в себя, он понял, что почти не ощущает своё тело, что только мозг отчётливо подаёт сигналы жизни. Более того, как оказалось, напиток даже увеличил скорость восприятия сознанием окружающего мира.
Все танцевали в такт унылого пения и стука специальных, выдолбленных из цельного ствола дерева, ритуальных барабанов, называемых «бата». Со временем интенсивность барабанного боя увеличилась до такого уровня, что движения всех танцующих напоминали конвульсии. Громкость однотонного пения временами заглушала даже звуки бата.
Один из мужчин поджёг широкое кольцо на земле, и вокруг всё заиграло зловещими тенями и бликами. Барабаны стихли, и танцующие остановились, наблюдая за огненным кругом.
В кольцо сквозь узкий проход торжественно вошёл колдун с длинным посохом, увешанным десятком маленьких белых обезьяньих черепков, которые звонко бились друг о друга в такт его движениям.
Снова забили барабаны, мужчины и женщины начали синхронно танцевать.
Не ощущая своего тела, Тревор двигался в такт барабанного боя вместе со всеми.
Колдун был одет в длинную пёструю ткань, свободно облегающую его тело.
Худой, как скелет, он согнулся и неожиданно быстро начал кружиться волчком в этом огненном кольце. Лицо его под бликами языков пламени то успокаивалось, то вдруг сменялось чудовищными гримасами. Он скалил свои редкие кривые жёлтые зубы и громко выкрикивал что-то на незнакомом языке.
Неожиданно он замолчал, выпрямился, замер и вскинул вверх руку, из которой тут же вырвались несколько маленьких серых косточек, взлетевших вверх и рассыпавшихся вокруг него внутри огненного кольца. Колдун наклонился немного вперёд, всматриваясь в кости. После выпрямился, вытянул руки по всей ширине и принялся шептать какие-то заклинания, устремив свой взгляд к небу. Глаза его, покрытые белой пеленой, выглядели ужасающе.
Удары барабанов усилились.
Внезапно колдун с распростёртыми руками стал подниматься в воздух. Он завис в полутора метрах от земли и откинул свой посох.
Такт танца усилился, громкость пения увеличилась и достигла своего апогея. Это всё больше походило на шабаш ведьм.
Наконец, колдун начал медленно опускаться, резкими кивками головы всматриваясь слепыми глазами в толпу окружающих его людей, словно ища себе жертву. И когда его босые ноги коснулись земли, всё вдруг умолкло.
Старый колдун не сводил своих невидящих глаз с Тревора. Он вытянул руку и сквозь огненное кольцо медленным шагом подошёл. Тревор стоял, не владея своим телом. Колдун дотронулся своей ладонью до его лба. В этот момент тело колдуна начало судорожно изгибаться, и только рука словно приклеилась мёртвой хваткой ко лбу Тревора. Покрытые пеленой глаза колдуна были направлены куда-то вдаль, где бледным свидетелем дьявольского шабаша светила полная, навзничь опрокинутая луна.
Судороги прекратились, но ладонь на лбу Тревора стала неимоверно горячей. Он попытался отпрянуть, но тело по-прежнему не слушалось его.
Вдруг перед глазами Тревора открылась ужасающая картина. Перевёрнутый вагон поезда и изувеченные тела десятков людей. Обгоревшие тела лежали вперемешку с сиденьями, поручнями, обломками металла и вещами в искорёженном страшной катастрофой вагоне. Вагон был почти разорван и укрыт безжизненными, окровавленными телами мужчин и женщин. Внезапно огонь, как в замедленной съёмке, круглым, увеличивающимся шаром стал заполнять свободное пространство вагона. Всё было жутко реально. Тревор даже почувствовал на своём лице жар от пламени, которое вот-вот должно было поглотить его, а вокруг – невыносимый, сладковатый запах горелой плоти.
Зловещая картина кошмарной катастрофы не отпускала его.
Тревор смотрел на всё это, с ужасом понимая, что все люди вокруг мертвы и он, наверное, тоже, так как ни силы, ни воли пошевелиться у него не было, а огненный шар вот-вот должен окутать и его.
И в этот момент колдун резким движением что есть мочи толкнул Тревора, и тот упал, как подкошенный, даже не сопротивляясь.
Последнее, что он услышал перед полной потерей сознания, – это слова колдуна: «Ṣọra!.. Duro!»18
Тревор очнулся на рассвете, когда вся группа уже собралась выезжать. Голова жутко болела, видимо, вчерашний напиток, действительно, состоял из чего-то наркотического.
– Ребята, анальгин есть у кого? – устало спросил он.
– О, наконец-то, очнулся, танцор! – улыбнулся Этьен. – Держи! – он бросил Тревору пакетик таблеток, а потом, вынув из рюкзака солдатскую флягу, протянул её. – Только запей хорошенько. Сдаётся мне, что в этой деревне нас вчера хорошо отравили какой-то дрянью. У всех такие галлюцинации, что и описать нельзя. Собирайся, через десять минут трогаем…
***
От воспоминаний его отвлёк окрик Йована:
– Тревор, я здесь! Заждался тебя. Давай по кофейку? – Йован сидел на террасе небольшого кафе, за квартал от офиса Аманды. Он с нетерпением ожидал Тревора и после того, как тот сел к нему за столик, набросился с расспросами: – Ну, что там? Как она тебе? Впечатлила?
Тревор молча посмотрел на Йована рассеянным взглядом, шумно выдохнул и ответил:
– Впечатлила? Йован, ты даже не представляешь, до какой степени!
Глава 10
Прага, Чехия
16.12.2011. 11:30
Роберт прекрасно понимал, что он перешёл дорогу крупному бизнесу и сейчас может превратиться в главную мишень для мести.
В аэропорту Праги его встретили Йован и два охранника.
– Приветствую, дружище! Надеюсь, ты хорошо добрался? – радостно воскликнул Йован. – Ну и кашу ты заварил, брат!
– Йован, отвези меня домой, – попросил Роберт взволнованно, – я не могу никак связаться с Хлоей.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Азраи́л (араб. عزرائيل – «Азраи́л), или Ма́ляк аль-ма́ут (араб. ملك الموت – ангел смерти) – архангел смерти в исламе и иудаизме, который помогает людям перейти в иной мир.
2
Зи́гмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud – Зигмунд Фройд, полное имя – Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро—Венгрия (ныне Пршибор, Чехия) – 23 сентября 1939, Лондон) – австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы – терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.
3
Та́бла – индийский ударный музыкальный инструмент. Небольшой парный барабан, основной ударный инструмент индийской классической музыки североиндийской традиции хиндустани, используемый для сопровождения вокальной и инструментальной музыки и танца в стиле катхак. Распространён также в странах индийского субконтинента.
4
Ма́уриц Корне́лис Э́шер (нидерл. Maurits Cornelis Escher (17 июня 1898, Леуварден, Нидерланды – 27 марта 1972, Ларен, Нидерланды) – нидерландский художник—график. Известен, прежде всего, своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов.
5
Тов (идиш) – хорошо, ладно.
6
Подкарпатская Русь (чес. Podkarpatská Rus, Země Podkarpatoruská; также Карпатская Украина с сентября 1938 года – чес. Země Zakarpatskoukrajinská) – название одной из пяти (позже четырёх) земель, входивших в состав первой Чехословацкой Республики 1919—1938 (с 26 октября 1938 переименована в Карпатскую Украину – автономный край в составе второй Чехословацкой Республики). Занимала территорию современной Закарпатской области Украины.
7
Руси́ны (руте́ны, русна́ки) – название украинцев до XVIII века; на западноукраинских землях – до начала ХХ века. До сих пор сохранилось на Закарпатье. Первоначально слово «русин» употреблялось только в единственном числе как производное от формы множественного числа «русь». Многие хорватские историки отождествляют русинов с белохорватами, считая их потомками белохорватского племени.
8
«Аль-Каида в странах исламского Магриба» – решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 года признана террористической и запрещена на территории Российской Федерации.
9
Nemo me impune lacessit (лат). – Никто не тронет меня безнаказанно.
10
Леман (фр. Lac Léman, Le Léman, Lac de Genève) – второе название Женевского озера.
11
Insomvita (от лат. in- – «в-», «по-», лат. somnum – «сон», лат. vitae – «жизнь») – жизнь в сновидении.
12
Amanda Fabian – Psychologue (фр.) – Аманда Фабьен – психолог.
13
Бамбара (Bamanankan) – язык народа бамана, Западная Африка. Принадлежит к языковой семье мандэ.
14
E be moun fo, a kani? (Bamanankan) – Как вы думаете, камни хорошие?
15
A be dioli soro sissan? (Bamanankan) – Сколько реально может стоит такой камень?
16
Йо́руба (Ọmọ Yorùbá) – группа родственных негроидных народов, населяющих Западную Африку (от устья реки Нигер до Гвинейского залива): государства Нигерия, Того, Бенин, Гана. Имеется небольшая диаспора в Канаде. Общее число – около 40 миллионов человек.
17
Марула (лат. Sclerocarya birrea) – двудомное дерево семейства сумаховых, достигающее в высоту 18 м, произрастающее в лесистых районах Южной и Западной Африки, с широкой развёрнутой кроной и серой корой.
18
Ṣọra! Duro! [ʃɔra duro] (Èdèe, Yorùbá) – Будь осторожен! Остановись!
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги