Замечу еще, что в азартной игре, целью которой являлось расположение знаменитых дам, Мальков был исключительно изобретателен и бесстрашен. Если бы с ним рядом оказалась Ева Браун или Светлана Сталина-Аллилуева, дочь дона Корлеоне или любовница Аль Капоне, он, не задумываясь, начал бы страстно и упорно ухаживать за ними – полагаю, с мизерной вероятностью неудачи. Здесь ему приходила на помощь его профессия: он мог обратиться к женщине в обычном письме или через общих знакомых и предложить нехитрую комбинацию косметологических приемов, поясняя, что, по его мнению, именно такая методика подходит конкретно этой даме, однако для пущей уверенности желательна личная встреча и обследование у него. В виде исключения обследование будет бесплатным в знак огромного уважения не только к самой женщине, но – особо подчеркивал Алекс – и к ее супругу.
В большинстве случаев этот прием срабатывал. Алекс был неплохим психологом и тонким знатоком женской души. Как правило, жены и подруги знаменитостей чувствуют себя очень одинокими при вечно занятых мужчинах. Кроме того, зачастую в них сидит подсознательная обида и зависть к именитому супругу или любовнику, желание доказать, что и сами они обладают немалыми достоинствами, позволяющими им быть чем-то большим, нежели просто спутницами известных персон, и эти достоинства замечают и ценят заслуженные люди. В каждом случае Алекс легко находил верную ноту, чтобы расширить уже существующую в паре трещину, и завоевывал личное доверие к себе, превращаясь в своеобразного духовника исповедующейся души. После достижения цели он тут же охладевал к покоренной им женщине. Она его уже не интересовала, более того, не возбуждала, и он, неиссякаемый герой-любовник, опасался, что при дальнейших встречах мог потерпеть фиаско, элементарно опозориться, что для него стало бы невыносимым ударом. Повторюсь, что, по большому счету, наш герой не был злым человеком – вступая в сексуальный контакт с женщиной, он снова и снова доказывал лишь одно: свое превосходство над другими, свои особые генетические, физические и душевные качества.
Чем оценить успех мужчины? Богатством? Властью? Несомненно. Но если его возлюбленная, ради которой он готов развязать войну, организовать переворот, написать картину, поэму или симфонию, страстно и беззастенчиво отдается другому – кто из этих двоих победитель? Не должны ли войти в историю имена любовников, которые соблазняли и покоряли жен великих людей?
* * *С Алексеем Мальковым я познакомился случайно, и свою историю он мне поведал сам во время наших неспешных бесед по воскресеньям, когда он приезжал навещать мать, оказавшуюся моей соседкой по даче. Выяснилось, что у нас много общих друзей и знакомых, кроме того, моя теща и мать Алексея принадлежат к медицинскому миру, и мы удивлялись тому, что, вращаясь в одной среде, они до сих пор ни разу не встретились. Зимой, обутые в теплые угги, мы подолгу ходили по заснеженным тропинкам наших дачных участков или сидели у камина, рассуждая о жизни. Будучи своеобразным коллекционером женских душ, Алексей не мог не рассказывать об этом. Любой коллекционер, прекрасно понимая, что подвергает себя определенной опасности, тем не менее частично или полностью раскрывает перед кем-то свою коллекцию – это просто необходимость. Я оказался тем человеком, которому Мальков постепенно начал доверять все больше и больше, рассказывая порой удивительные, насыщенные яркими переживаниями и глубоким драматизмом истории. Я не задавал вопросов, чтобы не показать мою заинтересованность и не вызвать этим его беспокойство. Из всех многочисленных рассказов я выделил для себя несколько эпизодов, поразивших меня своей необычностью.
Будучи заядлым путешественником, жаждущим все новых и новых впечатлений, Алексей значительное время года разъезжал по разным уголкам мира, не задерживаясь нигде больше недели, максимум десяти дней. После поездки он недели две проводил дома, чтобы повидаться с матерью, а затем уже в сопровождении новых девушек отправлялся в очередной тур. Через туристическую компанию, которую возглавляла одна его бывшая подруга, он до мелочей уточнял маршрут поездки, заранее заказывая билеты на концерты, мюзиклы, в театры и музеи и бронируя места в хороших ресторанах, пользующихся большим успехом, иногда нанимал гида с микроавтобусом. Если потенциальные спутницы Алекса были не из Москвы, он приглашал их в столицу, в аэропорту их встречал водитель, после чего Мальков из нескольких приглашенных девушек выбирал двоих, ориентируясь не только на их красоту, но главным образом на культурный уровень, интеллект и живость характера. Не прошедших отбор кандидаток обнадеживал тем, что пригласит их снова в другое, более удобное для него время, предлагал два-три дня провести в Москве, снабжал небольшой, но достаточной, чтобы провинциалка чувствовала себя счастливой, суммой денег, а затем, купив обратный билет, отправлял домой. Двум же «фавориткам» Алекс заказывал билеты бизнес-класса, забирал у них паспорта, выдавал немного наличной валюты и – в путь! При этом он никогда не ставил себе задачи быстро и нахрапом брать девушек – наоборот, начинал тонко с ними флиртовать и, используя всевозможные приемы давления на психику, добивался того, чтобы они сами, добровольно инициировали сближение. Сперва его импозантный вид и отточенные манеры смущали спутниц, но проходил день-другой, и они включались в проводимую Алексом душевно-психологическую игру. Они всегда были благодарны за подарки и чудесное времяпрепровождение, задыхались от волнения и нахлынувших впечатлений и явственно ощущали привкус вседозволенности от того, что вся их компания – незнакомцы в чужом городе. Нет сомнения, что проведенные в подобной поездке дни помогали девушкам и молодым женщинам почувствовать себя желанными, давали толчок их дальнейшему культурному развитию и заставляли по-новому смотреть на мир, особенно на отношения полов. В разговорах со мной Алексей называл себя подвижником, человеком, выполняющим важную просветительскую миссию.
– А не думаете ли вы, Алексей Андреевич, что этим девушкам, как правило, живущим в совсем иных социально-бытовых и культурных условиях, потом будет очень некомфортно возвращаться к повседневным реалиям? – резонно спрашивал я.
– Безусловно, но пусть они борются за себя, за свое достоинство, за социальный успех. Что плохого в том, чтобы увидеть новое, чистое и красивое? Если у кого-то из них в душе заложена потребность совершенствоваться, то и поездка, и мои с ними отношения окажутся стимулом. А та, кому более по душе повседневность, быстро забудет обо всем и вернется к своей обычной жизни.
– А если девушка забеременеет? Или душевно сломается? Не беспокоит вас такая перспектива?
– Первое попросту невозможно, потому что я максимально предусмотрителен – не забывайте, что я гинеколог. Что же касается душевной ломки, о которой вы говорите, это практически нереально. Во-первых, девушка надеется быть приглашенной вторично. Замечу, что и такое бывает, хотя и в редчайших случаях. Во-вторых, время быстро лечит молодых энергичных особ, и если они вспоминают о нашем совместном путешествии, то с благодарностью отзываются о своем гуру. В этом я уже не раз убеждался из самых разных источников.
– И все же, Алексей Андреевич, какова ваша цель? Чего вы добиваетесь?
– Цель? Честно сказать, я не понимаю, когда вопрос ставится в такой плоскости. Когда я был ребенком, родители заставляли меня прилежно учиться и закончить школу с хорошим аттестатом. В институте у меня уже появилась цель – завершить учебу, занять в обществе соответствующее моему психокультурному складу положение. Сейчас я живу, как мне нравится, в тех пределах, которые позволяют мои материальные и временные возможности и существующие вокруг меня условия. Я понимаю, что завтра вряд ли будет лучше, чем сегодня, потому что мое сегодня, то есть настоящее, вполне меня устраивает. Я знаю, чего я хочу, а то, чего я хочу, вполне реально в отличие от призрачного завтра. Не исключено, кстати, что завтра состояние моего здоровья изменится, а обстоятельства заставят меня жить совсем иначе. Так устроена жизнь. Я не борюсь за более справедливое общество, так как совершенным оно никогда не будет. Где есть понятие справедливости, там есть и несправедливость, где есть удача, должна существовать и неудача. Мне приятно знакомство с новыми людьми, и я предпочитаю общение с женщинами. Совокупление с ними – обоюдный добровольный акт, зов, заложенный в нас природой в качестве основного инстинкта. Вы пишете, изучаете человеческую психологию. Я тоже ее изучаю, но свои ощущения не передаю бумаге, а храню в памяти.
– Но согласитесь, Алексей Андреевич, ведь во всем, что вы мне рассказали, есть какой-то аморальный контекст, нечто, нарушающее принципы человеческого общежития.
– А вы точно знаете, в чем критерий морали и аморальности? Задумайтесь над тем, что я сейчас скажу. То, что совершается принудительно, чего добиваются обманом, аморально, и наоборот. Но кто установил эти правила? Церковь, которая совершала и продолжает совершать множество преступлений перед человеческим разумом, в стенах которой совершались бесчисленные акты насилия над женщинами – как монашками, так и прихожанками, массовые случаи мужеложества и педофилии и многое другое. Все эти попы, особенно невежественная российская церковь, вечная обслуга власти, смешны и отвратительны, их проповеди рассчитаны на малограмотных, потерявших надежду людей. Бог у меня в душе. Я люблю людей, но не скрываю, что лучшая половина человеческого рода несравнимо ближе мне, и эту мою любовь я реализую в жизни.
– Но разве в итоге эти девушки не оказываются обманутыми?
– Ничуть. Ни одна из них не думала и даже не надеялась, что сможет иметь со мной постоянные отношения. И потом, если считать аморальными добровольные краткосрочные ласки между мужчиной и женщиной, получится, что отношения, растянутые во времени, в том числе и брак, будут по определению моральны. Выходит, что время является критерием морали и аморальности. Разве это логично?
– А как же обманутые мужья? Если измена обнаружится, это приведет к разрушению семьи, к человеческой трагедии.
– Конечно, и этого, безусловно, надо остерегаться. Но я считаю, что это естественный отбор – как в животном мире, так и в человеческом обществе всегда идет борьба за самку. Животные действуют грубо и напористо, люди же включают сотни других аргументов: интеллект, обстоятельства, обаяние, лесть, упорство, материальные средства, психология и, наконец, случай и удача. Я баловень, я везунчик, я сильнее многих. Так что пусть они наслаждаются властью, деньгами и популярностью, а я буду наслаждаться тем, что удачливее и сильнее их в этой главной области жизни, наслаждаться их женами, дочерьми и подругами, тем самым доказывая свое превосходство.
– Интересный вы человеческий экземпляр… Мне, по-видимому, стоит опасаться вас? Вдруг вы и мою жену обольстите?
– Да, я горжусь тем, что я необыкновенный. А насчет вашей жены не беспокойтесь. Во-первых, она бабушка. Когда мы встретились взглядами, я не увидел в ее глазах искры – она смотрела на меня, как на вещь, дерево или облако. А во-вторых, вы не та социальная вершина, покорив которую, я получу удовольствие.
– Спасибо, что успокоили и утешили, Алексей Андреевич. Но не кажется ли вам, что вы ставите под сомнение весь институт брака и семьи, базовую ценность человеческой цивилизации?
– Нет, не кажется. В человеческой жизни все меняется: быт, культура, даже восприятие времени. За считаные часы вы можете оказаться в различных концах земного шара, можете, сидя дома, следить воочию за всеми мировыми событиями, можете войти в Интернет и заказать доставку чего угодно, можете вести из машины телефонные конференц-совещания и многое другое. Возможности человека расширяются, его жизнь становится интенсивнее. Если сравнить насыщенность, то сегодня человек живет десять – двадцать жизней человека XVIII–XX веков. Психика человека тоже изменяется, он осознает новые возможности, которые дает ему современная техника и медицина. Зачем стыдливо молчать о появлении «виагры» и подобных ей препаратов, давших возможность десяткам миллионов мужчин продлить свое сексуальное долголетие, осчастливить себя и женщин? О других завоеваниях медицины в этом направлении я не говорю, но они поистине фантастичны. Как врач-гинеколог, я знаком с удивительными возможностями новых технологий…
Мой собеседник взял стакан с водой, выпил, задумчиво прошелся по комнате и продолжил:
– Возможностей и степеней свободы у человека стало значительно больше, и это не может не коснуться института брака и семьи. Разве не об этом говорит хотя бы тот факт, что в странах Запада более половины мужчин и женщин живут в гражданском браке, то есть более свободно трактуют свои права и обязанности? А разве разрешение однополых браков, предоставление права таким парам усыновлять детей не разрушает основы традиционного брака и семьи? Выбор стал шире, влияние общественных механизмов контроля и принуждения – меньше, и каждый человек сам выбирает, как ему строить свою интимную жизнь, исходя из множества факторов. Самая простая и естественная форма – классический брак и семья. Но не стоит критиковать и презирать тех, чей выбор отличается от общепринятого! Лично мне, например, однополые браки омерзительны, поскольку они противоестественны, но, к сожалению, природа создает и таких индивидуумов, и с этим фактом придется мириться.
– Не думаете ли вы, что все эти крайние проявления свободы выбора в основном, к великому сожалению, затрагивают христианскую цивилизацию?
– Разумеется, вы знаете ответ, но хотите услышать мое мнение… К сожалению, да, потому что христианское общество является несравнимо более свободным и продвинутым по цивилизационным критериям, чем любое другое из ныне существующих. Свобода всегда подразумевает разнообразие и многовариантность обустройства общественной и личной жизни, а в итоге – демографический кризис и постоянное сокращение численности населения. Не хочу быть пессимистом, но, скажем, исламская цивилизация, намного более примитивная и менее гуманная, широко пользуется плодами технического прогресса христианской цивилизации, оставаясь при этом в быту и в брачно-семейных отношениях на средневековом уровне. Результатом такого положения вещей становится демографическая агрессия исламистов и постепенное сужение христианского мира. Что интересно, позиция мусульман рассчитана на гуманность и либеральность именно христианского общества, которое, в конце концов, будет кормить, лечить, образовывать и воспитывать этих людей уже у себя, за счет своих граждан. И вот парадокс: спасаясь от голодной смерти, обретая в новой стране незнакомое им ощущение человеческого и гражданского достоинства, эти люди не испытывают благодарности! Наоборот, они ненавидят своих спасителей и стараются расшатывать устои того общества, в котором они находятся и которое их приютило.
– Но ведь и сами вы имеете всего одного ребенка! Вашу дочку воспитывала бабушка, а сейчас она в Англии… Если вы так обеспокоены вопросом защиты христианских ценностей и цивилизации, почему не завели еще детей?
– К сожалению, должен констатировать, что я предпочел личную свободу семейной жизни, подразумевающей наличие нескольких детей. Бездушный эгоизм сегодня является бичом христианской цивилизации, и я прекрасно понимаю, что и сам принадлежу к зараженному вирусом гедонизма большинству. Увы, я предпочитаю наслаждаться, брать от жизни все, что возможно, и при этом не обременять себя обязанностями по уходу и воспитанию нескольких детей. Утешаю себя лишь тем, что так же думает значительное количество других представителей моей цивилизации. Впрочем, я сомневаюсь в том, что у меня только один ребенок, и на это у меня, возможно, есть веские причины. Однако предпочитаю не докапываться до истины – вдруг мои сомнения подтвердятся? Тогда не избежать больших волнений и переживаний, а они, честно говоря, мне не нужны.
– Вы не хотите выяснить, есть ли у вас еще ребенок? У меня это в голове не укладывается…
– Должно быть, вы думаете, что я свихнувшийся эгоист и моральный урод? Нет, уважаемый писатель. Если даже этот ребенок существует на самом деле, он находится в таких надежных руках, что мне незачем беспокоиться о его будущем. А мое появление только сделает его несчастным, а заодно и тех достойных людей, которых этот ребенок считает своими родителями.
– Вы меня заинтриговали. Может, объясните, о чем идет речь?
– Видите ли, друг мой, я влюбляюсь с первого взгляда. Пусть на день, пусть на неделю, но так, что не только я, но и женщина начинает верить в искренность моих чувств. Но я так же быстро перегораю – от этого зачастую мне самому становится стыдно. На следующий день или через неделю я погружаюсь в поиски новой подруги. Время от времени – очень редко! – я возвращаюсь к старым любовницам, прошу у них прощения так искренне, что сам начинаю верить своим словам, и через несколько дней снова исчезаю. Я очень влюбчив и крайне непостоянен – вы уже знаете об этом. Я и не пытаюсь стать другим. Среди многих сотен встреч с женщинами в моей жизни были единичные случаи, когда я на самом деле прошел через серьезные испытания. Но я до сих пор не нашел ту, с которой захотел бы прожить более длинный отрезок времени… Сколько? Жизнь сама покажет.
В данный момент я снова прохожу такое испытание. Пока я не могу об этом обстоятельно говорить – я еще не разобрался до конца в своих чувствах и возможных последствиях. Должен сказать, что такие встречи в моей жизни можно пересчитать по пальцам. Я расскажу вам о них. Можете считать это своего рода исповедью – вдруг вы посоветуете мне что-то такое, что поможет прояснить ситуацию.
Дело в том, что несколько дней назад на мой электронный адрес пришло сообщение, которого я никак не ждал. Обычно я почти не даю шансов моим подругам найти меня по собственной инициативе – это позволяет мне избегать непредвиденных последствий самого разного плана. У меня несколько мобильных телефонов, зарегистрированных на неопределенного адресата, я никогда не называю незнакомкам ни своего адреса, ни фамилии, ни профессии. Как говорится, береженого бог бережет. Разумеется, это правило не распространяется на женщин моего круга, которые все обо мне знают, и тех, к мужьям которых у меня особые счеты. Однако эта дама знала, в какой гостинице я остановился, и, судя по всему, сумела найти мой адрес. А я-то думал, что она давно пропала из моей жизни! Нет-нет, она не предъявляла никаких претензий. Всего несколько слов: «Алекс, можешь меня найти по такому-то адресу», – и все.
Знаете ли, среди моих многочисленных подруг и партнерш были женщины самых разных национальностей, рас и культурных групп. И все они, несмотря на различное происхождение, были очень похожи друг на друга, всех их объединяли некоторые черты, присущие всему женскому полу. Мне попадались разные женщины – умные и не очень, честные и лукавые, доверчивые и хитрые, в общем, всякие. И все они чего-то хотели в обмен на физическую близость: моего душевного расположения, любви или материальной выгоды, в том числе и весьма существенной, как, например, квартира, машина, драгоценности или крупные суммы денег. Были и такие, которые ни на что не рассчитывали, а просто стремились получить удовольствие от физической близости. Но ни одна еще не ушла от меня без какого-либо подарка, значительного или незначительного. В противном случае в их лице я нажил бы очень серьезных недоброжелателей, если не сказать врагов. Не удивляйтесь, мой друг, женщины очень меркантильны. Подарки для них равносильны признанию в любви, они свидетельствуют о вашем расположении. Есть известный афоризм: «Щедрость покрывает все ваши недостатки, в том числе и непостоянство». И это чистая правда. Есть разница между ситуациями, когда вы бросаете женщину с подарком или без, притом разница огромная. Если вы исчезнете, не оставив на память ни ювелирного украшения, ни конверта с деньгами, ни хотя бы открытки с признанием в любви или чего-то в этом роде, женщина подумает, что вы ее просто обманули, использовали, забывая при этом, что сама добровольно пошла вам навстречу. И тогда, еще раз повторю, вы получите в ее лице недоброжелателя. Не случайно другая пословица говорит, что нет опаснее врагов, чем бывшие наши возлюбленные.
Замечу, что основная часть моих любовниц принадлежала к христианской цивилизации – более длительные связи и последующая дружба складывались у меня именно с ними. Общался я и со множеством женщин из мусульманской среды, особенно татарками, казашками, азербайджанками и узбечками, но все они были не религиозны и представляли скорее европейскую культуру. Были женщины из северных стран и из южных, больше из южных. Чаще всего, естественно, я встречался с русскими, еврейками, польками, татарками, грузинками и армянками. Все они сходятся в одном: каждая женщина подсознательно старается вам понравиться и по возможности покорить вас. Есть, конечно, и существенные различия, обусловленные генетикой и культурной средой. Как правило, южанки более мягкие и покорные, но более лукавые. Северянки резче, но проще и бесхитростней. Конечно, это не общий для всех шаблон, но все-таки преобладающие черты характера хорошо заметны. Я сейчас специально делаю акцент на ментальности и психологии и оставляю за кадром физиологические особенности, которые тоже имеются – поверьте мне как гинекологу с немалым стажем, я неплохо разбираюсь в этих тонкостях. Были среди моих подруг и такие, кто настолько мне импонировал, что при необходимости я мог пойти на более длительный контакт с ними, а в исключительных случаях, пожалуй, даже решиться на брак.
Об одном из исключительных случаев я и хотел бы вам рассказать. Он единственный в своем роде, и в нем задействованы самые глубинные пласты человеческой психологии. Пожалуй, мой рассказ станет более полным, когда я отвечу на интернет-сообщение Жасмин – так зовут эту женщину – и выясню, какая причина заставила ее обратиться ко мне после четырех лет молчания.
Милосердие
Четыре года назад, в конце сентября, я проводил время в Париже, где, как известно, всегда происходит что-нибудь интересное. Я и моя жена Ирен, с которой мы поддерживаем дружеские отношения без каких-либо взаимных обязательств, решили несколько дней провести в столице Франции вместе с нашей дочерью Олесей. Из Санкт-Петербурга, где Ирен живет постоянно, она полетела за дочкой в Москву, а я затем встретил их обеих в Париже. Три дня мы вместе осматривали достопримечательности этого красивейшего на свете города – на большее меня, признаться, не хватило.
Потом жена с дочкой вернулись в Москву, оттуда Ирен улетела к себе домой, а я решил еще на несколько дней остаться в Париже, отдохнуть, встретиться со старыми друзьями, в разное время эмигрировавшими во Францию, и – на чем они особенно настаивали – вместе с ними отметить свой день рождения. Многие из моих парижских друзей неплохо там обосновались, обросли новыми знакомствами и привычками. Они решили пригласить меня в клубный ресторан-бутик, рассчитанный на малое число посетителей. Из-за ограниченного доступа столики там необходимо было резервировать заранее. Мои друзья обо всем позаботились заблаговременно, и в назначенный день, 26 сентября, в восемь часов вечера мы собрались в этом ресторане, расположенном недалеко от моей гостиницы «Морис», что рядом с площадью Согласия в центре города. В компании оказалось пятеро мужчин и женщина: один из моих товарищей пришел с подругой-журналисткой, исключительно энергичной, но представляющей неприятный для меня типаж. В личной жизни остальных, как и в моей, царила неопределенность – кто-то в разводе, кто-то в процессе развода, кто-то в гражданском браке, кто-то, как и я сам, числится женатым, но живет один. В общем, «Клуб старых развратников», как мы сами в шутку называли себя. Двое из нас были врачами – в свое время они, как и я, учились в Первом московском мединституте с разницей в несколько лет.
Небольшой зал, со вкусом обставленный дорогой мебелью и украшенный картинами, поначалу был полупустым. Затем постепенно начали собираться посетители, как правило, завсегдатаи этого ресторана. Многие друг друга знали, шумно здоровались, обнимались, пожимали руки. Метрдотель, серьезный мужчина средних лет, судя по виду, из бывших чиновников или полицейских, знал всех в лицо, в том числе и моего товарища – Эмиля, человека без определенной национальности, который и пригласил сюда нашу компанию. В свое время я имел мимолетные отношения с его бывшей женой, а впоследствии сам познакомил с ним нескольких поднадоевших мне подруг. Путешествуя по миру, я часто встречаюсь с такими людьми, как Эмиль, – истинными космополитами, имеющими гражданство нескольких государств, свободно говорящими на разных языках и слабо привязанными к какой-либо конкретной стране, городу или культуре. Как правило, они предпочитали устраиваться в многочисленные международные неправительственные или общественные организации и чувствовали себя там весьма неплохо. Париж – как раз один из тех городов, где существуют тысячи таких малопонятных организаций, комитетов, комиссий, благотворительных фондов, фондов по развитию и прочих заведений, деятельность которых всегда окутана туманом. Многие из моих зарубежных друзей имели в России бизнес или недвижимость – квартиры либо нежилые помещения, которые успешно сдавали, получая неплохой доход. Для кого-то эти деньги оставались единственным средством к существованию, по крайней мере до тех пор, пока не находился иной источник дохода. Должен заметить, что большинство наших эмигрантов продолжают и дальше получать дивиденды из России, и редко кому удается в первые несколько лет развернуть за рубежом успешный бизнес или просто нормально зарабатывать без помощи с покинутой ими родины.