Роман построен на диалогах, кратких, но необычайно ёмких, наполненных тайным, мистическим смыслом:
«– Вы напоминаете мне того человека, поэтому…
– Колдуна?
– Мага, – уточнила я, мысленно пребывая в Иной Реальности в поисках своих перчаток. – 14 февраля будем давать спектакль. Я хочу, чтобы Вы сыграли Его.
– Ради Вас – всё что угодно, – улыбнулся Роман. – А в чём заключается роль?
– Вы будете приходить ко мне. Из Зеркала. Каждую ночь. До тех пор, пока не заберёте меня отсюда…»
Использование авторского текста в рецензии неизбежно, но приходится сдерживать себя, чтобы не процитировать всё произведение целиком.
Для основательного погружения во вселенную Александры Крючковой – читателю следует прочитать и другие её романы, из той же серии «Игра в Иную Реальность» – но куда более объёмные, например, «Книгу Тайных Знаний» и «Исповедь Призрака» о Матрице Пространства Времени. Лишь тогда, постигнув глубину внутреннего мира писательницы, он узрит, что в новом романе всё не просто так, а некоторые действующие лица имеют серьёзный бэкграунд, литературную судьбу, облик, размноженный сотнями отражений в зеркалах авторского взгляда. И пусть поначалу непонятно: что это за люди? Почему они обозначены как функции и зачастую вовсе не имеют имён?
Не спеши, читатель! Все загадки раскроются, когда сложится пазл. Александра мастерски обустраивает интригу!
Действие романа структурно распланировано и сконцентрировано вокруг главной героини. В музее, одновременно являющемся площадкой сборищ вполне реальной, связанной с литературой, нечисти, всё отчётливей зреет атмосфера готовящегося злодейства, а вокруг неизменно царствует метель. Её нескончаемое кружение создаёт атмосферу остановившегося времени.
«– Скажи, эта метель когда-нибудь закончится? – опустошённо произнесла я.
– Значит, ты всё-таки любишь весну? – с трудом улыбнулся он, оставаясь печальным.
– Она закончится, эта метель?! – переспросила я.
Страж обнял меня и стал медленно покачивать из стороны в сторону, тихо-тихо приговаривая:
– Она будет убаюкивать тебя, Алиса, убаюкивать, как мама, заканчиваться и начинаться снова, заканчиваться и начинаться снова, она будет кружить нас бесконечно, в своём магическом танце, потому что она – да-да, именно она! – способна помочь нам пережить Смерть…»
Живая эмоция романа резонирует с чувствами читателя, когда ситуация становится неразрешимой. Героиня испытывает естественный страх невозможности достучаться до людей, чтобы получить ответы на те вопросы бытия, на которые никогда и никто не отвечает, а если и пытается ответить, то ответы оставляют место сомнениям и неуверенности:
«– Каждый видит и получает то, что он хочет, или то, что он готов/ожидает/предполагает из своего опыта/на основе приобретённого знания увидеть или получить…
– Но как тогда можно понять, что мы – не призраки, если в мире призраков я не смогу пройти сквозь стену только потому, что буду считать и себя, и стену физически-материальными, а призрак, который понимает, что он – призрак, пройдёт сквозь ту же самую стену?..
– Совершенно верно… По той же причине и в мире материальном настоящий маг, будучи полностью уверенным в том, что чудо произойдёт после произнесения определённых слов заклинания, чудо совершит, вернее – ПОЗВОЛИТ ЧУДУ ПРОИЗОЙТИ. А обычный человек – нет. Он не предполагает, не ожидает, не хочет или не готов…
– Эти смежные миры – Королевство сплошных Кривых Зеркал! И Там – как здесь… И здесь – как Там… Но ведь должно, должно же быть какое-то отличие между Мирами!!! Его не может не быть!!!»
Метания души главной героини в самоопределении себя и, как следствие, в ответе на вопрос о предопределённости судьбы, нарастают со страшной силой, чтобы подобно цунами обрушиться в финале на застывшее время, поскольку: «… каждому человеку в какой-то момент времени нужно-таки определиться: жив он или мёртв, и вообще – кто он такой на самом деле…»
Неожиданная развязка сопровождается мудрым посланием в будущее: «…Передай эту книгу тому, кто пока ещё не стал Волшебником!..»
И я желаю вам прочитать эту книгу!
Вадим Шильцын,член Союза писателей России, лауреат литературных премийГазета «Литературные известия» №7 (193), 2021
http://www.litiz.ru/arch.html
https://reading-hall.ru/publication.php?id=29136
https://reading-hall.ru/publication.php?id=29133
V. Shiltzyn, «Bulgakov award „Master“ 2020»
On June 15, 2021, the Great Hall of the Central House of Writers hosted the annual summing up and awarding ceremony for the winners of the literary competitions of the Moscow City Organization of the Union of Writers of Russia together with the NP «Literary Republic», although that time, due to the pandemic, the results were summed up for two years at once, 2019 and 2020. Of particular interest was the «Master» award after M.A. Bulgakov, since the competition had been announced in 2020 for the first time.
The winner of the competition «Master» after M. Bulgakov for 2020, awarded with a name plated statuette, became Alexandra Kryuchkova, poet and honored writer of the Moscow City Organization of the Union of Writers of Russia, host of a literary salon in the museum & theater Bulgakov House, author of the cycle of poems «To Woland» (one of the main characters in «The Master & Margarita» by M.A. Bulgakov) and the laconic novel «A Trap for a Thought-Form».
The action of the novel takes place exactly in the Bulgakov House, where, judging by the intriguing annotation, during the breaks between presentations, Alice, the main character, who is not reflected in the mirrors, holds a magical workshop on the fulfillment of wishes and on the construction of one’s own Happy Reality.
Is the novel as simple as it seems at first glance?
Variations based on the ancient Greek myth of Pygmalion and the revived Galatea were born in world literature more than once. Bernard Shaw, and Oscar Wilde, and Alexey Tolstoy, and Daniil Andreev took up the case. The latter explained in detail in his novel «Rose of the World» how Cervantes’ Don Quixote could acquire an independent consciousness in order to live and act in the Heaven Synclite not as a literary hero, but as a real person.
However, none of the famous authors has yet approached the idea of incarnating a character from the point of view of the literary hero himself. In this sense, Alexandra Kryuchkova’s book «A Trap for a Thought-Form» is absolutely innovative. This is a real breakthrough in the field of knowledge of the human spirit! Before the eyes of the reader, the character becomes a personality, independent of the script.
The enchanting brevity of the novel speaks of a rare talent – to fit a wise depth in a few words.
From the first lines you can see the author’s handwriting, which cannot be confused with any other. In fact, Alexandra Kryuchkova managed to create her own new language in prose, and this achievement is comparable to the new language that Joseph Brodsky painfully gave birth to in poetry. Alexandra uses textual possibilities in a peculiar way, thanks to which the narrative is saturated with symbols that carry a hidden meaning unknown to an unprepared reader. The most important for the author details of landscapes, significant figures and objects are invariably indicated with a capital letter, «I’m catching stars at the Dark Tower. It looks like your Tower…»
The novel is built on dialogues, brief and unusually powerful, filled with a secret, mystical meaning.
«You remind me of that man, so…»
«The sorcerer?» Roman asked.
«The Magician,» I clarified, mentally staying in the Other Reality in search of my gloves. «We are going to give a performance on the 14th of February. I want you to play him.»
«Whatever you want,» Roman smiled… «What is the role?»
«You will come to me out of the Mirror every night. Until you take me away from here…»
The use of the author’s text in the review is inevitable, but I have to restrain myself so as not to quote the entire work.
For a thorough dive in the Universe of Alexandra Kryuchkova, one should read her other novels in the same «Playing Another Reality» series, much more voluminous, for example, «The Book of Secret Knowledge» and «Confession of a Ghost» about the Matrix of Time Space. Only then, having comprehended the depth of the author’s inner world, one will see that everything in the «Trap» is not just for fun, and some characters have a serious background, a literary fate, image, multiplied by hundreds of reflections in the mirrors of the author’s gaze, even if at first it’s not clear, what kind of people are these? Why are they designated as functions and often have no names at all?
Don’t rush, reader! All riddles will be solved when the puzzle is completed. Alexandra masterfully arranges intrigue!
The action of the novel is structurally planned and concentrated around the main character. In the museum, which at the same time is a gathering place for quite real, associated with literature, «impure souls», the atmosphere of impending villainy is ripening more and more clearly, and the Blizzard invariably reigns around. Its endless whirling creates an atmosphere of frozen Time.
«Tell me, will this Blizzard ever end?» I asked devastated.
«So do you love spring after all?» he smiled with difficulty, remaining sad.
«Will it end, this Blizzard?!» I asked him again.
The Guardian hugged me and began to rock me slowly from side to side, whispering softly,
«The Blizzard will lull you, Alice, lull you like a mother, end and start again, end and start again, it will circle us endlessly, in its magical dance, because it is – yes, yes, it is the Blizzard! – that can help us survive Death…»
The vivid emotion of the novel resonates with the reader’s feelings when the situation becomes unresolvable. Alice experiences a natural fear of being unable to reach to people in order to get answers to those existential questions that are never answered by anyone, and if one tries to answer, the answers leave room for doubts and uncertainty.
«Everyone sees and gets what he wants, or what he is ready / expects / assumes from his experience / on the basis of acquired knowledge to see or receive, Alice!» Roman said sadly.
«Then how can we understand that we are not ghosts, if in the world of ghosts, I can’t pass through the wall, since I consider both myself and the wall to be physically material, while the ghost who understands that he is a ghost will pass through the same wall?»
«Quite right,» said Roman. «For the same reason, in the material world, a true magician, being absolutely sure that a miracle will happen after pronouncing certain words of a spell, will perform a miracle, or rather, ALLOW THE MIRACLE TO HAPPEN. And a common man does not. He doesn’t anticipate, doesn’t expect, doesn’t want or is not ready to…»
«Everyone sees and gets what he… These adjacent worlds are the Kingdom of solid Crooked Mirrors, Roman. „There“ looks like „here“. And „here“ looks like „There“. But there must be, must be some difference between the Worlds!!! It can’t help existing!!!»
The throwing quest of the main character’s soul for self-determination and, consequently, for an answer to the question of her destiny, grow with terrible force in order to fall like a tsunami in the final on frozen Time, because «… everyone at a certain point in time needs to decide whether one is alive or dead, and what one really is…»
An unexpected outcome is accompanied by a wise message to the future, «…Pass this book to someone who is not the Magician yet!»
And I wish you read this book!
Vadim Shiltzyn,
member of the Union of Writers of Russia, laureate of literary awards
The newspaper «Literary News» («Literaturnye Izvestia»)
No. 7 (193), 2021
http://www.litiz.ru/arch.html
https://reading-hall.ru/publication.php?id=29136
https://reading-hall.ru/publication.php?id=29133
Н. Абрашина: «Искушение Не-Любовью, или ловушка Люцифера»
В 2021 году в музее-театре Булгаковский дом на вечере «Иная Реальность» прошла презентация повести «Ловушка для Мыслеформы» поэта и писателя-мистика, ведущей литературного салона Московской городской организации Союза писателей России Александры Крючковой (в сезоне 2020—2021 салон проходил как раз в Булгаковском доме).
«Ловушка» – нестандартное чтиво! Удивительная история преодоления страха Любви, в результате чего на почве суровой реальности появляется то самое Великое Чувство, благодаря которому продлевается жизнь и людей, и призраков!
Место действия – музей-театр Булгаковский дом (Москва) и одновременно – Иная реальность, Тонкий мир. Читателю необходимо внимательно следить за сюжетом, чтобы «метель» из событий, персонажей и их диалогов не затмила нить повествования, очень тонкую и требующую серьёзного осмысления.
Неслучайно Владимир Георгиевич Бояринов, Председатель Московской городской организации Союза писателей России, поздравляя автора с выходом книги и обращаясь к читателям, сказал:
«Содержание этой книги, конечно, я вам не поведаю, потому что она закручена очень и очень туго! И раскручивать придётся лишь тому, кто не побоится этой „Ловушки“ и откроет всё-таки обложку, и не даст ей захлопнуться, так, как это могло бы случиться. Но! Опять же „Игра в Иную Реальность“. Из этой серии книжка. Да? „А не заиграемся ли мы?“ – говорит читатель, открывая путеводитель… в область таинственного, в область неизведанного, в область головоломного сюжета, где главный герой отличается от героев Оскара Уайльда, Паоло Коэльо, Алексея Толстого, Бернарда Шоу, которые тоже здесь поколдовали-поколдовали и упокоились. Рановато нам думать ещё о грустном, поэтому всем, кому, в общем-то, интересно новое, неизведанное и кто хочет совершать открытия, ради Бога – читайте и извлекайте для себя какую-то любовь к слову, любовь к открытию, любовь к тому, чего мы не знаем и никогда не узнаем, не открыв первую страницу и не дочитав до последней!»
Сорок уроков «магии» по созданию Счастливой Реальности от главной героини Алисы – настоящее пособие для самосовершенствования каждой души, составленное в духе христианских заповедей о любви к ближнему, покаянии и прощении, взаимопомощи и смирении:
«пожелай любви своему врагу…»,
«помогай хотя бы одному человеку раз в месяц… Молча. Без сожалений. Не принимая ничего в ответ…»,
«научись видеть Бога в каждом встречном и даже в камне…»,
«напиши письмо Творцу про всё-всё-всё… Ему Оттуда виднее, что пойдёт на пользу конкретной душе, а что – во вред…»
Для Алисы действительно важно:
«простить и попросить прощения у каждого»,
«ставить своё „Я“ на второе место при общении, признавать, что его „Я“ не менее важно Богу, чем твоё»,
«выявлять в каждом существе, которое посылается тебе на Пути, нечто, за что его можно похвалить».
И насколько жизнеутверждающе звучат слова главной героини, полностью разочарованной в жизни и решившей шагнуть в Смерть:
«Представь, что твоя жизнь продолжится и после расставания с физическим телом, поскольку, исполнив свою миссию на Земле, ты обязательно возложишь на себя решение новых задачек Вселенной».
Да, Алиса ищет Портал перехода в Иную Реальность, где обитает её друг – Призрак, потому что у неё больше «нет сил быть в этой реальности». Она постоянно «укутывается в меха», словно прячется от окружающей действительности, ей неуютно в этом мире. Алиса устала от одиночества – не получилось встретить «сильное мужское плечо»:
«…а мне так хотелось сотворить свой маленький мир, где будет он и я, и камин, и кофе, и плед, и Лунный Кот, и в этом мире я буду читать нам сказки на ночь, и никакая метель за окном не сможет нас разлучить…».
При этом, до смерти уставшая, Алиса находит силы помочь ещё более слабому человеку – Паше, который, переборов страх отказа во взаимности, сказал ей «самые важные слова», добавив:
«Разве это плохо говорить то, что ты чувствуешь?», —
Алиса просит за Пашу напрямую у Творца.
Сам факт, что единственным препятствием на пути к Порталу в Мир Иной (по факту – в Смерть, то есть к досрочному уходу из жизни) является его мрачный Страж, «с которым произошла история, изменившая его Сознание, и он возомнил себя Богом» (прямая отсылка к Люциферу), ошеломляет. Характеризуя Стража, автор не скрывает его неприглядности: он постоянно ударяет кулаком по столу, швыряет предметы в стену, рявкает, его глаза сверкают «дьявольским блеском». Наконец, при появлении представителя «Крылатого мира» Страж восклицает:
«Что делать их засланному казачку в нашей порочной обители?»
Да и в итоге признаётся:
«Мой Особняк создан для Нечисти, а не для божественных дарований!»
Вступая в словесные поединки со Стражем, похожие на борьбу мечущейся души с Дьяволом-искусителем, Алиса понимает, что между ними есть общее – страх Любви, ведь оставаться «на уровне мечты» из-за страха быть отвергнутым – проще и безопасней, чем пытаться мечту реализовать. И тогда Алиса задаёт Стражу ключевой вопрос, будто отзеркаливая его на себя:
«Чего ты боишься сильнее: Любви или Смерти?»
Кстати, в этой книге все герои «отражают» друг друга, подобно зеркалам!
Страж отрицает Любовь (а значит – Бога, ведь «Бог есть Любовь»), пытаясь предложить Алисе искусственно созданное им бессмертие в обмен на её отказ от веры в Любовь (= в Бога):
«Единственно-настоящее в мире – это Смерть, Алиса! Смерть побеждает всех и всегда!.. Жаль, что к нам уже пожаловал очередной певец твоей мёртвой Любви, мнящий себя Бессмертным!.. Смерть давно победила Любовь».
Алиса не сдаётся:
«Твоя фраза построена зеркально, и каждый увидит в ней свой смысл…»
Но вот… всегда ли Любовь побеждает Смерть?
Нестандартное развитие событий ставит Алису перед глобальным вопросом: «Кто я?» Логично предположить, что она – всего лишь призрак убитой Стражем настоящей Алисы, но в этом переломном моменте, напоминающем стихотворение В. Брюсова «Побег» о пробуждении ото сна главного героя, «разрыв шаблона» провоцирует «хаос», из которого создаётся Новая – «и обязательно счастливая» – Вселенная.
Любопытно отношение автора к писателям – коллегам по перу:
«Все писатели – маги…»
«Все люди по-своему безумны, особенно Творцы, типа писателей – занимаются самой настоящей магией – магией Слова… чем талантливей, тем безумней…»
«Вот оно – предназначение: человек приходил на Землю для того, чтобы написать книгу…»
«Книга – это ведь тоже отдельный мир, да? И автор – его творец… такой маленький бог…»
«Ведь в начале было Слово…»
В завершении процитирую самую сильную, на мой взгляд, мысль в этой книге – о смысле… творчества?.. нет, о смысле жизни настоящего Творца:
«Могут ли настоящие маги творить миры? Да, безусловно. Но эти миры ровным счётом ничего не стоят, если в них нет Любви, нет того, ради кого ты их творишь, вместе с кем ты бродишь по ним и совершаешь чудесные открытия чего-то нового – чувств, эмоций, знаний, с кем разделяешь радости и печали… Если мир мага принадлежит только ему и никаким образом – ни в какой точке – не пересекается с миром родственной души, он обречён на разрушение».
Нина Абрашина,писатель, врач,член Союза писателей РоссииЖурнал «Зинзивер» №1 (127), 2022
Журнальный Зал «Горки медиа»
https://magazines.gorky.media/zin/2022/1/vzglyad-1.html
https://reading-hall.ru/publication.php?id=30244
N. Abrashina, «Not Love Temptation, or a Trap by Lucifer»
In 2021, the museum-theatre Bulgakov House in Moscow hosted the literary party «Another Reality» with the presentation of the novel «A Trap for a Thought-Form» by Alexandra Kryuchkova, poet and mystic writer, the manager of the literary salon of the Moscow City Organization of the Union of Writers of Russia, held exactly in the Bulgakov House during the literary season 2020—2021.
The «Trap» is non-standard reading! An amazing story of overcoming the fear of Love gives birth to the very Great Feeling, that prolongs life of both people and ghosts!
The place of action is the Bulgakov House in Moscow, and at the same time it is Another Reality, the Subtle World. The reader needs to follow the plot so carefully that the Blizzard of events, characters and their dialogues doesn’t overshadow the thread of the narrative, which is very delicate and requires serious reflection.
It’s no coincidence that Vladimir Georgievich Boyarinov, Chairman of the Moscow City Organization of the Union of Writers of Russia, congratulating the author on the release of the book and addressing readers, said,
«Of course, I won’t tell you the plot of this story, because it is wrapped very, very tightly! Only someone who is not afraid of this „Trap“ and will open the cover after all, and will not let it slam shut, as it could happen, unravel it. The book is in the „Playing Another Reality“ series, isn’t it? „Won’t we play too much?“ the reader asks, opening this guidebook… into the realm of the mysterious, into the realm of the unknown, into the realm of the puzzling plot, where the protagonist differs from the heroes of Oscar Wilde, Paolo Coelho, Alexey Tolstoy, Bernard Shaw, who were conjuring and shamanizing there, too, but calmed down. It’s too early for us to think about sad things, so everyone who, in general, is interested in something new, the unknown, and who wants to make discoveries, for God’s sake, read and extract for yourself some kind of love for the word, love of discovery, love of what we don’t know and will never know, without opening the first page and not having read to the last!»
Forty lessons of magic on creating a Happy Reality by Alice, the main character, is a real guide for the self-improvement of every soul, compiled in the spirit of Christian commandments concerning love for one’s neighbor, repentance and forgiveness, mutual assistance and humility.
«It’s important to wish good to your enemies absolutely sincerely, as to yourself.»
«Help at least one person a month… As much as you can, in whatever way you can. Free of charge. Don’t make it public.»
«Learn to see God in all you meet, even in a stone.»
«…Write a letter to the Creator about everything… being aware that He knows better in Heaven what will benefit a particular soul, and what will be harmful…»
It is really important for Alice to…
«ask everyone to forgive you… and forgive each of them»,
«move your Self in the second place during conversation, having recognized that the other person’s Self is no less important to God than yours»,
«reveal in each being, sent to you on the Path, something it can be praised for.»
And how life-affirming are the words of the main character, completely disappointed in life and decided to step into Death,
«Imagine that your life will continue after your leaving the physical body, because, having fulfilled your current mission on Earth, you will definitely take on the solution of some new tasks of the Universe.»
Yes, Alice is looking for the Portal to the Other Reality, where her friend, the Ghost, resides, because she «no longer had the strength to stay in our Reality». She constantly wraps herself in furs, as if hiding from the surrounding reality, she feels uncomfortable in this world. Alice is tired of loneliness, she didn’t manage to meet «a strong male shoulder»,