Книга Семью создать на счет пять и зажить счастливо! - читать онлайн бесплатно, автор Александр Леонидович Экзистенц. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Семью создать на счет пять и зажить счастливо!
Семью создать на счет пять и зажить счастливо!
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Семью создать на счет пять и зажить счастливо!

4. Создание новых, более конструктивных форм поведения для позитивного намерения.

Сознание обращается к бессознательному:

– Согласна ли творческая часть бессознательного создать для части «А» новые варианты поведения?

После ответа «да» сознание продолжает:

– А теперь я хочу, чтобы часть «А» сообщила о своем намерении «творческой» части, а та начала бы создавать новые варианты поведения, из которых «А» сможет выбрать более эффективный, чем стереотип «Х». После их нахождения пусть «А» подает сигнал «да». Прошу найти три таких варианта.

5. Ответственность.

Далее сознание обращается к бессознательной части «А»:

– Согласна ли часть «А» взять ответственность за реализацию трех новых вариантов поведения вместо неконструктивного варианта «Х»?

При отклике «нет» можно предложить части «А» взять ответственность на малый период, например, на неделю или месяц.

После получения отклика «да» переходим к экологической проверке.

6. Экологическая проверка.

Сознание спрашивает у бессознательного:

– Есть ли какие-то части бессознательного, которые возражают против трех выбранных вариантов поведения?

Если отклик «нет», то сознание еще раз напоминает части «А», ответственной за реализацию новых вариантов, что она может приступить к делу.

Если отклик «да», то сознание обращается к бессознательному с предложением:

– Пусть все части, имеющие что-либо против трех вариантов поведения, сообщат о своих намерениях «творческой» части, а та начнет создавать новые варианты, удовлетворяющие намерениям как части «А», так и всех остальных. Часть «А» пусть опять выберет новые три варианта, которые будут более эффективны, чем стереотип «Х». После выбора каждого варианта поведения просьба сигналить «да».

После создания новых вариантов сознание опять делегирует ответственность за их реализацию части «А» и еще раз проводит экологическую проверку. И все это до тех пор, пока исчезнут конфликтующие бессознательные части.

Внимательно наблюдайте, что происходит с вашим поведением «Х». Если через 3–4 недели ничего не изменилось, поведение осталось прежним и новых вариантов не проявилось, нужно всю технику повторить сначала и создать следующую тройку вариантов. Реальный процесс идет непросто, не так гладко, как на бумаге, поэтому проверка жизнью – главная проверка любой психологической практики.

Счет «два»: ответственность и намерение

Цель требует действий, но тот, кто действует, берет ответственность за свои поступки. Многие люди неосознанно избегают любой ответственности и даже боятся ее! Когнитивно-поведенческая психология легко найдет в этом случае когнитивные искажения (иррациональные убеждения) и поможет их откорректировать. «Я всегда поступаю идеально! Ошибаться позорно! Я никогда не ошибаюсь!» – такое глубинное убеждение является ошибочным. Чтобы исправить это искажение, нужно создать ему противоположное. После ряда вопросов человек начинает понимать, что и верное, и ошибочное решение имеют одинаковое право на жизнь. Те, кто многого достигают, – много действуют! И много ошибаются! Но быстро исправляют ошибку и бодро продолжают путь. Такое убеждение рационально и конструктивно. Рациональный – означает прошедший через контроль ума, через осознание. Иррациональный – взятый на веру без анализа и критики, без проверки на опыте.

Чтобы научиться брать ответственность на себя, нужно стать зрелым взрослым человеком, а это значит, завершить сепарационный процесс, то есть и психологически, и экономически полностью отделиться от родителей. Когда я столкнулся с проблемой детско-родительской сепарации, то очень удивился тому, до какой же степени у меня было примитивное понимание этой темы. Теперь я совершенно уверен, что каждому желающему создать счастливую семью нужно убедиться, что сепарационный процесс успешно завершен.

Ваша деятельность по созданию счастливой семьи будет более дисциплинированной и ответственной, если вы дадите себе и высшему началу природы торжественное обещание. Можно его произнести вслух, подражая солдатам, принимающим присягу на верность Родине. Для обращения выберите то высшее начало, которое соответствует вашим религиозным или философским убеждениям: Господь Бог, Творец, Создатель, Высший Разум, Божественное Сознание, Жизнь, Дао, Абсолют, Квантовое Поле, Поле Чистой потенциальности и даже пень в лесу, если вы искренне считаете его божественным.

Торжественное обещание

Перед Священным Ликом Создателя я произношу эти слова сейчас.

За каждую мысль, каждое чувство, каждое слово, каждое действие я полностью и безоговорочно принимаю всю ответственность на себя!

Я полностью принимаю всю ответственность за мою жизнь на себя!

Я принимаю на себя навсегда!

Отныне и на вечные времена!

Отныне и на вечные времена!

Отныне и на вечные времена!

Я сказал(а)!!!

Я сказал(а)!!!

Я сказал(а)!!!

Это обещание не игра и не тарабарщина; это фразы, которые в силу большой энергетической наполненности опускаются глубоко в бессознательную часть вашего ума и начинают там самостоятельную жизнь! Можно и даже нужно раз в месяц произносить это обещание в самогипнозе; всегда на эмоциональном подъеме, иначе в глубины психики программа не войдет.

Как наполниться твердым намерением, чтобы создать счастливую семью?

Что такое создать намерение? Наполниться твердой, непоколебимой уверенностью исполнить намеченное.

Начинающим необходимо поэкспериментировать с намерением: в удобные минуты, например, погрузиться в себя и произнести там, в своей «глубине», как можно тверже и без малейшего сомнения свою цель: «Я нахожу достойного мужа (жену) и создаю счастливую семью!»

Теперь ищите новое ощущение, которое появилось в теле после ваших слов. Почувствуйте, как что-то странное и необычное образовалось внутри вас – какой-то круглый толстый стержень из «нержавеющей стали», идущий вдоль позвоночника! Что-то алмазной твердости и непоколебимое, как Эльбрус! Это и есть ощущение твердого намерения, которое вы только что создали в себе для достижения выбранной цели.

Счет «три»: азы психологии индивидуальных различий

Итак, что уже сделано?

Вы получили одобрение от своего бессознательного на создание счастливой семьи; вы дали высшему началу природы торжественное обещание быть зрелым и ответственным человеком; вы имеете твердое намерение. Что же дальше?

Теперь желательно познакомиться с основными психическими типами людей; их не так уж много, около двух десятков. Это поможет вам понять, с какими психотипами вы совместимы в семейной жизни, а с какими у вас возникнут проблемы в отношениях. В справочник по практической дифференциальной психологии, размещенный в конце книги, собраны мои наблюдения за 30 лет. Обращайтесь к нему по мере надобности.

Счет «четыре»: создание семейного кодекса

Обратим внимание на следующее: все замечали, что после заключения любого письменного договора обе стороны ведут себя более ответственно. В российском менталитете обсуждение правил будущей семьи и статей брачного договора пока не прижилось. Это в русском духе: «или по сердцу, или никак!»

Однако можно ведь обсудить обеим сторонам те принципы, на которых будет строиться семья. Устные договоренности через пару лет никто не вспомнит, поэтому хотя бы одна сторона, преодолевая свое неприятие такого подхода, должна зафиксировать правила отношений.

Теперь поговорим о том, какими должны быть пункты семейного кодекса или статьи брачного контракта.

Пункты для обсуждения

А. Семья – объединение мужчины и женщины, имеющих равные права, но разные обязанности. Цель объединения – совместное решение индивидуальных и семейных проблем, воспитание детей и личностный рост.

Б. Каждый имеет право при необходимости выйти из семейного объединения. Раздел имущества и место проживания детей оговорены в приложении.

В. Каждый несет личную ответственность за конструктивность своих убеждений и свое психическое здоровье.

Г. Насилие физическое, эмоциональное, ментальное запрещается!

Д. Никто не должен стать «мусорным ящиком» для чужого негатива. Агрессия рассеивается через спортивные игры, с помощью физкультуры или длительных прогулок.

Е. Если одна сторона не может удовлетворить потребность другой стороны в чем-либо, то другая сторона имеет полное право в рамках здравого смысла, сохраняя взаимное уважение, удовлетворить эту потребность иначе. Скажем, одному супругу не хватает материальных средств, тогда он без обид и упреков идет и зарабатывает недостающие, на его взгляд, деньги.

Ж. Никто не успеет стать идеальным, даже работая над собой всю жизнь. Поэтому остается только одно – терпеть недостатки другого человека и радоваться его хорошим сторонам. Таким образом, упреки и обиды исключаются полностью: они всегда ухудшают атмосферу в семье.

З. Никто не является главой семьи! Все решается после обсуждения. Никто не имеет права командовать другим! Нельзя давать поручения, приказывать. Нужно только спросить, есть ли у другого возможность сделать эту работу, и, если другой отказался, выполнить ее самому.

К. Стороны признают принцип «таковости» жизни: «Жизнь такова!». Из этого следует, что нужно принимать человека таким, какой он есть, а не пытаться его улучшить, воспитать или переделать. Если одна сторона занимается личностным ростом, это не дает ей право насильно улучшать другую.

Л. Признание принципа Гераклита: «Все течет, все меняется!» Каждое изменение в семье, которое затронуло интересы какой-либо стороны, обсуждается в доброжелательной атмосфере.

М. Стороны оговаривают и перечисляют все основания, достаточные для развода. Развод – эмоционально тяжелая процедура, но решение это, обусловленное серьезными изменениями в жизни, должно приниматься в уважительной атмосфере.

Н. Каждая сторона умеет советоваться со своим бессознательным, получая его отклики на все проблемные ситуации.

Счет «пять»: самопрограммирование и главные техники для достижения цели

Главные понятия на счете «пять» – это самопрограммирование и самогипноз. Чтобы доходчиво объяснить их смысл, я возьму в помощники знаменитые книги: Джо Диспенза «Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели» [5] и Валери Остин «Самогипноз. Как раскрыть свой потенциал, используя скрытые возможности разума» [15].

Начнем с Диспензы.

«Человеческий мозг удобно сравнивать с компьютером. В настоящее время у вас уже есть все необходимое оборудование, чтобы изменить себя и свою жизнь. Но как им воспользоваться и корректно установить новые программы?»

«Эта книга научит вас проникать в сферу подсознания и перепрограммировать его, используя новые схемы. По сути, вам предстоит разучиться думать по-старому, т. е. разрушить прежние паттерны мыслей и чувств и перенастроить мозг на новые, соответствующие желаемому состоянию. Изменившийся мозг изменит и тело, так как эти сущности не могут действовать вразнобой – напротив, должны гармонировать друг с другом. Вот это и есть переломный момент – теперь вы действительно создаете себя сами!»

Если мы улучшаем, совершенствуем, излечиваем себя, закладывая в ум новые группы мыслей, новые программы поведения, значит, мы занимаемся самопрограммированием.

Термин «самопрограммирование» пришел в психологию из компьютерной сферы и получил право на жительство в «новом психологическом районе» под названием «самопомощь».

А теперь слово известному практикующему гипнотерапевту Валери Остин:

«Термин “самогипноз” близок к понятию “самовнушение”, введенному в начале 1900-х годов французским фармакологом Эмилем Куэ. Его так впечатлила сила гипноза, что он решил сделать ее доступной людям, научить их исцелять свои болезни без помощи гипнотизера. Так общество впервые познакомилось с идеей самогипноза. Чтобы не путать свое учение с собственно гипнозом, Куэ назвал его “самовнушением”, однако прошло время и мы снова используем термин “самогипноз”. Куэ учил пациентов входить в состояние транса и делать себе внушения, сформулированные в виде коротких предложений. Поразительные результаты новой доктрины вызвали в Париже бурю восторга, которая быстро перекинулась на США и Великобританию, и везде самовнушение работало удивительно успешно».

Перед тем как изложить алгоритм достижения цели, стоит заметить, что его автор – коллективный разум: десятки лет множество практических психологов и просто любознательных людей по всему свету штурмовало проблему, как материализовать желания, как достичь цели. Опытным путем были найдены успешные приемы, и тем не менее стопроцентного результата для всех людей получить никогда не удавалось. Это означает, что не все важные факторы учитываются в «достигаторской» технологии, не все люди реально хотят достичь выбранной умом цели, потому что на бессознательном уровне их все устраивает. Также далеко не все способны работать над собой и выполнить даже тот минимум, который предписывает им стандартный алгоритм.

Хороший, добротный вклад в практику достижения целей и в работу со своей бессознательной частью ума вложил наш российский психолог Александр Свияш [16]. Знакомство с его книгами принесет, на мой взгляд, большую пользу каждому, кто любит работать над собой.

Нет никакого резона заниматься «археологией»: кто из мировых ученых, что и когда в этот алгоритм вложил. Однако наиболее известные методики достижения целей я проанализирую в отдельном разделе.

Действие первое: выявить цель из проблемы и найти критерий ее достижения

Откройте новую тетрадь и назовите ее, например, «Дневник осознания» или «Путевой дневник: личностный рост» – как вам нравится; поставьте дату начала работы (это нужно для статистики, анализа и обобщений). Изложите на бумаге те обстоятельства, которые вы хотите изменить; сформулируйте цель.

Пишите сначала все ручкой в тетради, чтобы бессознательное через мелкую моторику уже загружалось этой задачей, а потом, для удобства, перенесите заметки на компьютер.

Запишите условия, при выполнении которых цель будет считаться вами достигнутой. Например, это может быть регистрация брака, совместное проживание и ведение хозяйства более года, рождение детей. Важно, чтобы критерий достижения содержал социальные факты.

Действие второе: освоить саногенное мышление

Мы часто слышим в общении с друзьями, родственниками, на работе фразы: «Я обиделась!», «Он постоянно меня обижает!», «Я, конечно, не обижаюсь, но только абсолютная дебилка так себя ведет!».

Складывается впечатление, что обида – частый «гость» в нашей эмоциональной жизни! Давайте же познакомимся с ним поближе и выясним его роль.

Заглянем в «Словарь современного русского языка» [19].

«Обида, ы, ж. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление; чувство, вызванное таким огорчением».

Многим кажется, что обида – дело житейское, обыденное. Но насколько обиды вредны для психического и физического здоровья? И если вредны, то как уменьшить ущерб? Нужно ли работать с обидами ежедневно? Нужно ли тратить на исцеление от обид время и деньги?

Эти и другие вопросы изучал известный российский психолог Юрий Орлов – создатель теории и практики саногенного мышления (СГМ), то есть мышления здорового, гармоничного человека (в отличие от патогенного мышления, ведущего к болезням) [14].

Я очень рекомендую каждому освоить метод Юрия Орлова. Саногенное мышление ориентировано и на специалистов, и на «сам-себе-психологов».

Теория и практика СГМ имеет общие точки соприкосновения с когнитивно-поведенческой терапией, но сильно отличается в принципах, по причине чего она стала самостоятельным направлением в психологии.

В направлении СГМ успешно продолжили работу другие талантливые психологи, например, С. Н. Морозюк и Ю. В. Морозюк. В своей книге «Десять шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления» [12] авторы изложили свой опыт применения этого простого, но эффективного метода. Поскольку мы будем активно использовать СГМ в работе с обидой и гневом, стоит познакомиться с методом поближе, опираясь при этом на тезисы этих превосходных специалистов.

Главные принципы саногенного мышления.Реальность эмоций.

Эмоциональное состояние – это результат мышления.

1. Уместность мыслительных операций.

Патогенное мышление не является нарушением. Оно использует те же мыслительные операции, что и саногенное и научное, как то: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Однако даже правильное мышление может причинить вред здоровью. Но почему? С точки зрения поведения, оно может быть уместным или неуместным. Например, мыслительная операция «сравнение» в сфере человеческих отношений в одном случае вызовет чувство самоуважения, а в другом – зависть и обиду, что тут же приведет к стрессу. И при этом мыслительная операция в силу привычки может не осознаваться. Значит, патогенное мышление не только неуместное, но и бессознательное.

2. Принцип самоосознания.

В эмоциональном состоянии человек частично или полностью мыслит автоматически, бессознательно; это результат накопленного опыта проживания эмоций. Если направить внимание на ход своих мыслей, осознавая их, можно отыскать, в каких же случаях наше мышление неуместно.

3. Превращение обыденного мышления в научное.

Осознание чего-либо предполагает не только поиск бессознательного процесса, но и взятие его под контроль и, разумеется, управление. Если человек осознал, как устроена обида, он может ею управлять. Знание того, как работает эмоция, привнесено в СГМ из научных психологических исследований, поэтому саногенное мышление превращает обыденное мышление в научное.

Болезни сильно обидчивых людей:

«Обида – это негативное эмоциональное состояние, это эмоциональный стресс. При любом стрессе активизируются все защитные функции организма, и поэтому кратковременный стресс даже полезен. Но если стресс от обливания холодной водой с целью закаливания организма длится не больше минуты, то эмоциональный стресс может продолжаться часами, днями, неделями и годами благодаря эмоциональной памяти и умственной привычке возвращаться в травмирующую ситуацию (воспоминания). Обида может вызываться мыслями о прошлом общении. У одного обида сжимает сердце, у другого – сфинктер желчного пузыря, организм третьего реагирует на обиду пищеварительно, выбрасывая желудочный сок в пустой желудок. Такая реакция организма на стресс приводит к функциональному нарушению работы всех его систем. Так называемые психосоматические заболевания – результат чрезмерных и продолжительных негативных эмоций обиды, вины, зависти, страха неудачи и других переживаний. Продолжительный стресс истощает иммунную систему. И тогда ворота организма открываются для болезней».

«Обида активизирует защитное поведение человека, самыми древними формами которого являются бегство и нападение, вызываемые реакциями страха и гнева. Поскольку от обиды не убежишь, то остается лишь нападать. В одних случаях мы в обиде гневаемся. Разряжаясь в гневном поведении, мы облегчаем страдание от обиды, и поэтому обиженные зачастую злы и агрессивны. В других случаях мы бессознательно включаем программы защитного поведения, которые лишь локально, в ситуации здесь и теперь, облегчают наше страдание от обиды. Однако, если обидчик любим, мы гневаемся на того, кого любим, и поэтому сдерживаем себя от явного нападения, нападая на обидчика в уме. Эта умственная агрессия на фоне сдерживаемого гнева создает сильнейшее психическое напряжение, разрушает душу (душевный конфликт «люблю и ненавижу») и тело человека. Обидчивые люди всегда злы и больны. Кроме того, обижаясь, мы вспоминаем все прошлые обиды. Они легко всплывают из глубин бессознательного и вовлекают нас в ссору или депрессию. Не желая портить отношения с любимыми, близкими, значимыми людьми, мы сдерживаем гнев, а он стимулирует память на обиды. Обидчивые сдержанны и злопамятны. Вместо того чтобы расходовать свою психическую энергию на творчество, социальный успех, мы тонем в омуте своих негативных воспоминаний и патогенных (приводящих к болезни) переживаний» [13].

Но каким образом возникает обида? При каких условиях?

Обида возникает в тех случаях, когда близкий или чужой, но значимый для нас человек ведет себя не так, как мы от него ожидаем. А причина этого – наша умственная привычка заранее приписывать другому человеку определенное поведение, которое мы считаем правильным.

Условия возникновения обиды

1. Связывающие чувства.

Чем больше мы связаны чувствами с другим человеком, тем в большей степени он может стать источником хороших или плохих эмоций.

2. Подобие.

Чтобы обидеться, нужно признать обидчика подобным, равным себе, ведь «на дураков не обижаются»; мы не обижаемся на тех, кого считаем гораздо глупее себя или, например, ущербнее. Кто обидится на инвалида-колясочника, даже если он тысячу раз неправ и оскорбил вас? Взрослый человек не обидится на трехлетнего ребенка, если тарелка с манной кашей ненароком окажется на выходном платье.

3. Соглашения.

Это наличие устоявшихся отношений и явных или неявных (по умолчанию) соглашений. К примеру, если ваш муж без всякого письменного или устного соглашения всегда целовавший вас перед уходом на работу, вдруг забыл это сделать, вы можете обидеться. У вас возникнет обида по отношению к близкому другу, которому вы бескорыстно помогали, а он отказался помочь вам.

Как вы убедились, обидчиками являются близкие, любимые, друзья. Когда нет перечисленных выше условий, обида невозможна.

А какие чувства возникают в тех ситуациях, когда к нам очень плохо, оскорбительно, унизительно отнеслись чужие, посторонние, не значимые для нас люди? Будет возмущение, гнев, но не обида!

Мы понимаем, что у всего в организме и психике есть своя роль. В чем же роль обиды?

Функции обиды: сигнальная, адаптационная, управленческая.

Когда мы обижаемся, наши близкие испытывают чувство вины за то, что обидели нас. Желание избавиться от чувства вины, не менее болезненного, чем обида, заставляет наших любимых изменять свое поведение.

С помощью обиды слабые управляют сильными. Например, дети, обижаясь, наказывают родителей за каждую ошибку в отношениях. Обида, разумеется, – это детский, инфантильный способ управления окружающими. А у незрелых людей обиду порождает нетерпимость к окружающим; удивляет упорство, с которым взрослые программируют поведение другого человека, отказываясь признать его свободу и индивидуальность. Поэтому нетерпимость у взрослых – это свойство инфантильное. Но в детском возрасте упрямство и нетерпимость – этап самоутверждения, форма познания.

Опасность в том, что, научившись в детстве управлять с помощью обиды поведением любимых, взрослый человек действует точно так же: он все время обижается и «виноватит» других. Это создает постоянный стресс в отношениях. Неосознаваемые умственные привычки, вызывающие обиду, начинают управлять нами, разрушая наше здоровье, отношения с близкими, семью, счастье.

Обидчивость – показатель незрелой личности. Ибо «люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам, люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются» (Ларошфуко).

Ну что ж, теперь все понятно! Ясно, что с высокой обидчивостью ни здоровым, ни социально успешным не станешь! Но возникает интересный вопрос: обиду нужно полностью изводить или можно чуть-чуть оставить? Лишаясь любого чувства, мы становимся эмоционально беднее, выхолащиваемся. Это и невозможно сделать на сто процентов! В каких-то ситуациях обида может сыграть и полезную роль; поэтому небольшая обидчивость – это норма. В СГМ главной задачей является не искоренение обиды, а ее ослабление, погашение.

Какие же приемы исцеления от обиды существуют в практике СГМ?

Основным методом является аутопсихоанализ, по-простому, самоанализ деятельности ума, которая порождает обиду. Этот самоанализ совершается человеком путем размышления над конкретной патогенной эмоцией.

Давайте поразмышляем в нашем самоанализе над обидой.

Аутопсихоанализ обиды путем размышления(самоанализ умственных действий при работе с обидой путем размышления над ней)

Основные пункты:

1. В состоянии спокойствия отстраненно (как бы со стороны) вспомните и просмотрите свое поведение и мысли в то время, когда вы обиделись.

2. Проанализируйте свои ожидания относительно поведения другого:

• Откуда берутся мои ожидания?

• Насколько они реалистичны?

• Существует ли возможность скорректировать их в направлении большей реалистичности?

• Может ли близкий человек соответствовать этим ожиданиям?