Andre Serba
Образ жизни. Технология пения. Развитие диапазона голоса
Глава 1. Мой образ жизни. Связь вокальной деятельности и физической активности
Привет, меня зовут Андрей, я являюсь автором канала «Andre Serba» на видеохостинге YouTube.
Канал посвящен изучению физиологии и техники пения. На своем канале в течение пяти лет я рассказываю о голосовом аппарате, визуализирую сложную информацию, открываю приемы, средства и методы развития певческого голоса, показываю примеры звукообразования собственным пением. Я являюсь онлайн-педагогом по вокалу, поддерживая три формы обучения: вербальная консультация, дистанционный урок пения по видео-связи, а также монтированный видео-анализ голоса ученика со своими комментариями, анимациями и методическими указаниями. Кроме этого я самостоятельно изучаю основы звукорежиссуры, практикуясь в записи и сведении собственного вокала, чистке интонации, корректировке темпа, динамического баланса и т. д. Данная деятельность также помогает мне изучать голос, закономерности его образования, объективное и субъективное его восприятие на слух, благодаря компьютерным программам и оценке моего исполнительства зрителями канала. За пять лет такой работы на канале постепенно появились новые рубрики (разделы, плейлисты, темы):
1. Анимации биомеханизмов пения
2. Важный урок пения
3. Понижение голоса
4. Видео-анализ голоса
5. Хор из меня (хор из одного человека)
и другие…
На данный момент мне 35 лет (1985 год рождения), из них 20 лет я занимаюсь физической культурой (начиная с 15 лет), стараюсь вести здоровый образ жизни. По первому образованию я являюсь учителем физической культуры и руководителем спортивной секции (клуба) по легкой атлетике, а так же организатором спортивно-массовых мероприятий.
В 16 лет я поступил в педагогический колледж имени Л. С. Выготского на физкультурный факультет, где получил много знаний из анатомии, спортивной физиологии, гигиены и биохимии. Здесь я твердо освоил принципы обучения, которые впоследствии стал применять в своей педагогической вокальной практике: принцип объективности и научности; принцип связи теории с практикой; принцип доступности при необходимой степени трудности; принцип наглядности, разнообразия методов; принцип активности обучаемых; принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.
Пою я 15 лет (начиная с 20 лет, когда поступил в колледж искусств имени Н. Ф. Соколовского на вокальный факультет). В 29 лет я закончил БГАМ (Белорусская государственная академия музыки) по специальности «академическое пение».
За весь свой певческий период я успел поработать в разных сферах вокальной деятельности: около пяти лет пел в православных храмах Беларуси, был членом трех мужских вокальных ансамблей, а так же работал в хоре Белорусской государственной филармонии.
Гомель, мужской ансамбль «Глас»
Хор кафедрального собора св. Петра и Павла г. Гомеля. Регент – протоиерей Владимир Петручик
Мужской ансамбль кафедрального собора г. Гомеля. Руководитель – протоиерей Владимир Петручик
Народный академический хор Гомельского государственного колледжа искусств им. Н. Ф. Соколовского
Руководитель Маргарита Варфоломеева
Город Минск, хор «Всехсвятский». Руководитель и преподаватель вокала – Дмитрий Токмаков
Ансамбль «Vies Bonum», мужское трио
Тенор – Буренков Семен, баритон – Эдуард Орловский, бас – Андрей Щербаков
На протяжении всего периода я, как истинный приверженец физической культуры (по первому образованию), не оставлял телесных практик:
– стретчинг (развитие гибкости)
– бег
– силовая тренировка
– домашняя аэробная тренировка
– контрастные процедуры (душ, баня, обливания)
– дыхательная гимнастика.
Поначалу, когда я стал вокалистом, физическая активность, временами, вызывала сухость слизистой поверхности дыхательных путей, а так же нарушала процесс приобретения навыка певческого дыхания. Но временами, наоборот, я чувствовал подъем работоспособности, хороший смык и запас дыхания. Данные состояния были изменчивы и непредсказуемы, голос был нестабилен. В начале вокального пути у меня не было нужных вокальных навыков, достаточной подготовки фонаторных мышц, не было опыта совмещения активного образа жизни и пения. Я просто, можно сказать, насильно совмещал физическую активность и процесс вокального обучения, не особо заботясь о правильном питании, сне, умеренности физической нагрузки на организм. Со своим юношеским максимализмом я, скорее, относился к организму, как к совершенной машине, способной восстанавливаться, независимо от интенсивности и размеренности нагрузки. Такой подход к себе вызывал противоречия в общем состоянии организма, дыхательной системы и голосового аппарата. Во время исполнения романсов и арий зачастую был кашель с мокротами, поверхностное (ключичное) дыхание, ощущения зажатия в области живота и гортани (особенно, если в день, предшествующий уроку вокала, я яростно закачивал прямую мышцу живота (пресс) или гонял спринт). Но были и положительные моменты. Благодаря физическим упражнениям я был организован, дисциплинирован, достаточно вынослив физически, эмоционально устойчив. Такие качества, конечно же, способствовали не оставлять начатое и продолжать учиться и развиваться мне, как вокалисту.
Со временем я приобрел опыт совмещения телесной нагрузки с пением, чем хочу поделиться с Вами… Важно понимать, что наш организм – это совокупность тканей, органов и систем органов, подчиняющихся высшей нервной деятельности, а высшая нервная деятельность (центральная нервная система), в свою очередь, напрямую зависит от их состояния, работоспособности, адекватного взаимофункционирования. В организме различают 12 взаимосвязанных систем: центральная нервная система, периферическая нервная система, система органов дыхания, система органов кровообращения, система органов кроветворения, система пищеварения, система органов выделения и кожа, репродуктивная система, эндокринная система, костно-мышечная система, лимфатическая система, иммунная система. Все это – один организм, но скорость восстановления каждой из систем различна. Именно в этом заключаются подводные камни, проблемы и ошибки человека, желающего развить все и сразу. Неграмотно построенная система физических нагрузок, несбалансированное питание и хроническое обезвоживание может вызвать состояние перетренированности, что обязательно скажется на состоянии голосового аппарата, дыхательных путей, на гормональной и нервной системе. В таком случае человек получает букет функциональных нарушений: перепады настроения, тревожный сон, дистабилизация пульса и кровяного давления, нарушение аппетита (как в сторону обжорства, так и в сторону отсутстия аппетита), пониженное либидо (половые функциональные нарушения), панические атаки и тревога. Но в случае методичной физической активности, грамотного, последовательного подхода к своему телу вокалист защищен: его настроение устойчивое (он уверен в своих начинаниях и мотивах); сон глубокий (полное восстановление энергии и нейромедиаторов); сексуальная активность в норме (что позволяет получать примитивное удовольствие и не терять вкус к жизни); он стрессоустойчив (например, перед экзаменом по вокалу его не бросает в пот, благодаря чему вокалист не обезвоживается и не теряет жизненно важные электролиты); давление стабильно (это сохраняет нормальную работу внутренних и внешних мышц гортани, их питание и насыщение кислородом); правильный аппетит (употребляет пищу с удовольствием, получает все необходимые жиры, белки, углеводы, минералы и витамины для восстановления гладкой мускулатуры дыхательных путей, фонаторных мышц, хрящей трахеи и гортани, слизистой оболочки дыхательных путей, диафрагмы, гормонов радости и роста, а так же для восстановления иммунитета в целом, как основы вокальной профессиональной деятельности). Иммунитет, в свою очередь, это совокупность органов иммунной системы, центральным из которых является ТИМУС (вилочковая железа), который, кстати, находится в верхней части грудной клетки. При правильном, свободном пении вилочковая железа подвергается благотворным вибрациям, исходящим от голосовых связок и проходящим путь резонирования в трахее (см. «Низкая певческая форманта»), что способствует его функциональной стимуляции, кровоснабжению и межклеточному обмену веществ в данном органе.
Выше я перечислил основные виды деятельности физического воспитания, пользу и влияние которых на вокальную практику я раскрою далее.
Стретчинг (развитие гибкости)Стретчинг – это система упражнений для развития гибкости, подвижности суставов и растяжки мышц. Это занятие полезно не только с точки зрения корректировки осанки, фигуры и повышения общей пластичности тела. Практическая польза данной системы для вокалиста заключается в стабилизации кровяного давления и общего расслабления скелетной мускулатуры, выстилающей гортань внутри и снаружи. Во время выполнения упражнений на гибкость повышается температура в области растягиваемых мышц, их кровоснабжение, а значит, и кислородоснабжение. Активизируется дыхание, кровь начинает интенсивно снабжаться кислородом. Восстановительные процессы повышаются, внутритканевый обмен веществ ускоряется. При растяжении мышца увеличивается, капилляры в ней удлиняются и берут на себя большую порцию крови, освобождая при этом другие мышцы и органы от некоторой степени кровяного давления, тем самым нормализуя артериальное давление. Растяжке должны быть подвержены все возможные мышцы тела, особенно большие группы мышц, а не только мышцы связанные с голосовым аппаратом. Весь опорно-двигательный аппарат по возможности следует задействовать, в таком случае будет достигнуто равномерное распределение крови по капиллярам. Положительный эффект от стретчинга может выразиться даже в стимуляции пищеварения и повышении либидо (помню, как шпагат развивал с приятными последствиями))).
Основной принцип растяжки – постепенность и плавность движений, без рывков, без резкой боли. Легкие болевые ощущения стимулируют гормональную систему, что улучшает настроение, регенерацию, повышает стрессоустойчивость за счет рефлекторного выброса анаболических гормонов и гормонов радости. Но сильная боль – это тревожный звоночек о возможном повреждении тканей, т. к. микронадрывы в них препятствуют быстрому и полноценному восстановлению.
При условии щадящих упражнений и плавности движений без болевых ощущений, стретчингом можно заниматься в день перед и после пения – это будет только способствовать свободе голосообразования и выносливости.
БегБег, как и ходьба, это циклическое упражнение. Но отличием бега от ходьбы является наличие фазы полета, т. е. при беге почти не бывает фазы двойной опоры. Именно этот факт придает большую значимость бегу, как упражнению, благотворно влияющему на организм. Данная особенность бега (фаза полета) полезна своим вибрационным воздействием на весь организм, все органы при беге сотрясаются, колеблясь вверх и вниз. При условии соблюдения правильного питания и недопущения обезвоживания, бег является оздоровительным средством, все органы и ткани получают так называемый «массаж» благодаря цикличности и фазе полета в данном упражнении. Улучшается работа сердечно-сосудистой системы, повышается обмен веществ (а значит восстановительные процессы быстрее проходят и в области голосового аппарата, и дыхательной системы), укрепляется иммунная система (что особенно важно для вокалиста, учитывая постоянную вокальную нагрузку и раздражение дыхательных путей), налаживается ритмическая деятельность эндокринной и нервной систем. Этот положительный эффект объясняется резонансом кровотока в сосудах и смены положения тела в вертикальном направлении. Особый интерес у людей, желающих усовершенствовать тембр голоса и диапазон, может вызвать такое побочное явление, как активизация ранее незадействованных капилляров. Раскрытие «слепых» капилляров (за счет прилива крови) ведет к увеличению тех или иных органов. А впоследствии, благодаря систематичным занятиям бегом, ранее незадействованные капилляры становятся активной областью сердечно-сосудистой системы. Причем, кровью наполняются не только мышцы, выполняющие работу при беге, но и органы, пассивно подверженные общему кровяному руслу в организме.
Для вокалиста бег может представлять небольшую опасность при неумелом его выполнении. В процессе бега нельзя дышать поверхностно (способом ключичного или грудного дыхания), иначе будет отрицательный перенос на вокальную деятельность и сформируется идентичный навык при пении. Ключичный или грудной тип дыхания – причина нестабильности голоса, детонации, сбивчивого подсвязочного давления и нарушения акустических свойств трахеи. Изначально следует стремиться к глубокому, нижне-реберному диафрагмальному дыханию. Дыхание при беге должна контролировать диафрагма. Двигаясь вверх и вниз, она является своеобразным «сердцем» лимфатической системы и способствует ее работе, а значит, способствует самоочищению организма путем лимфодренажного эффекта. При пении же диафрагма будет сохранять постоянство подсвязочного воздушного давления и, что интересно, так же способствовать лимфооттоку и обновлению межклеточной жидкости (таким образом, правильное певческое дыхание косвенно помогает иммунитету).
Начинать практику бега следует в умеренном темпе от 10 минут (1–2 км). За 3–5 месяцев объем тренировки можно увеличить до 50–60 минут (6–7 км), но интенсивность немного снизить. Бег нежелателен за день перед выступлением или уроком вокала, тем более бег перед пением в данный день недопустим. После концерта или урока вокала можно позволить себе пробежку в данный день, заранее напитав организм водой. Приучать себя к бегу желательно с конца весны, чтоб до наступления зимы было достаточно времени для формирования адаптивных механизмов. За два часа до пробежки необходимо начинать загружать себя водой каждые 5–10 минут по 100 мл так, чтоб к моменту активного бега вода успела впитаться в кровь и не отягощала желудок и кишечник (в сумме так можно выпить 1–2 литра воды перед пробежкой). Соблюдение этого условия не даст организму войти в состояние обезвоживания, а значит, лимфатическая система будет полноценно функционировать. Напомню, лимфатическая система играет важную роль в обмене веществ, очищении клеток и тканей организма. Основная роль лимфатической системы – транспорт клеток иммунной системы в ходе активации иммунитета. Циркулирующая лимфа (жидкость лимфатической системы) движется медленно и под небольшим давлением. При обезвоживании лимфа, как и кровь, становится густой, ее движение нарушается. Если вы начали бегать с конца весны, не нарушая регулярность и постоянство (1–2 раза в неделю), то можно себе позволить бегать круглый год, не боясь низких температур. Главное условие зимой – тепло одеваться, оставлять открытым только область лица. Зимний бег для профессионального вокалиста или ученика важно проводить в зоне умеренной интенсивности (пульс во время пробежки не выше 120–135 ударов в минуту).
Силовая тренировкаОт железных снарядов к стальным нервам…
Как и для любого человека, для певца, который на сцене использует энергию собственного мозга, полезно укреплять нейромышечные связи – биологические связи между мышечными волокнами и нервными окончаниями вместе с нервными волокнами и центральной нервной системой. Базовой подготовкой для этого являются обычные телодвижения, передвижения тела в пространстве и повседневные вращения, сгибания и разгибания конечностей и туловища. Но всё это – естественная физическая активность, обусловленная бытовыми нуждами. Важно понимать необходимость целенаправленной материальной активности, т. е. физического воспитания, а в дальнейшем и специализированного силового тренинга.
Силовой тренинг здесь будет основным средством укрепления нейромышечных связей. Многие знают, что мышца сама по себе не сокращается, а управляется она центральной нервной системой (ЦНС), которая подаёт нервные импульсы в эту мышцу и провоцирует ее работу. ЦНС – это система нервных образований спинного и головного мозга, которые обеспечивают восприятие, обработку, передачу, хранение и воспроизведение информации для полноценного взаимодействия организма с внешним миром и адекватной работы внутренних органов и систем. В нашей коре больших полушарий большие участки занимают отделы нервной системы, отвечающие за движение конечностей и управляющие мышцами. Каждая мышца подчиняется нервным импульсам, выполняющим две функции: сокращение и питание мышечного волокна. Эти нервные сигналы согласуются с кровоснабжением мышцы, т. о. осуществляется полноценный нервный контроль (это не тот «нервный контроль», что пора к психологу)))).
Нервные связи укрепляются и наращиваются по мере укрепления мышечных волокон и их групп. Упражнения с отягощениями вызывают эффект упрочнения этих связей и увеличения центральных нервных областей, отвечающих за работу мышц. Происходит развитие, как отделов головного мозга (вегетативной нервной системы), так и сознательных областей коры больших полушарий. Известно, что сила мышц зависит от числа мышечных волокон, угла крепления мышцы, частоты нервных импульсов. Да будет известно и то, что тренировка силы влияет на развитие частоты нервных импульсов, наращивание новых нервных образований в центральных отделах, т. е. укрепление нервной системы. За работу наших скелетных мышц отвечает соматическая нервная система, которая днем более активна и дает огромный биологический заряд для нашей вегетативной системы, отвечающей за работу внутренних органов и прочей бессознательной органики. Таким образом, разумная дозировка физического напряжения приводит к уравновешиванию и стабилизации систем, отвечающих за восстановление опорно-двигательного аппарата и общую жизнедеятельность организма. Соматическая нервная система управляется перекрестно, при том, работа мышц влияет на состояние органов (подчиняющихся вегетативной нервной системе), их кровоснабжение, нервную стимуляцию, естественную вибрацию и т. д. Если рассуждать логически, от внутренних органов зависит не только жизнедеятельность человека и его выживаемость, но и профессиональные качества и функциональность голосового аппарата певца. Возьмем, например надпочечники, механически стимулируемые сокращением прямой и косых мышц живота. Надпочечники в ответ на внешний стресс или на значительные отклонения от нормы в состоянии внутренней среды организма выделяют такие гормоны, как адреналин и норадреналин. При условии наличия опыта организм адаптируется выбрасывать гормоны стресса умеренно (перед экзаменом по вокалу, важным концертом, праздником и т. д.) или интенсивно (при риске заболеть гормоны разжижают кровь, делая ее более биодоступной и повышая функциональные возможности организма в целом и иммунитета в частности). Теперь понятно, что крепкая силовая тренировка – это еще и тренировка нервной системы, профилактика и лечение внутренности и поверхности тела.
Полноценная работа нашего опорно-двигательного аппарата это еще и что-то типа «фотосинтеза» для вегетативной системы. Она как бы заряжается за счет мышечных сокращений, а за счет волевых усилий настраивается "созидательное начало" нашего тела. Стимулируется рост организма, максимальное потребление кислорода, правильный сердечный ритм, функционирование печени, почек, желез внутренней секреции и др. Систематическая и планомерная косвенная стимуляция органов внутренней секреции (стимуляция внутренних органов за счет работы мышц, расположенных возле этих органов) повышает их функциональность и жизнедеятельность, стабилизирует их согласованную работу, а также налаживает связи с высшей нервной деятельностью. Для нас вокалистов это очень важно с точки зрения огромнейшего влияния эндокринной системы на работоспособность нашего голосового аппарата. Например, акустические свойства ротоглотки зависят от настроения и активности, а настроение и активность зависят, соответственно, от гормонов радости (серотонин, дофамин и некоторые другие нейромедиаторы) и достаточной энергетической базы, которую предоставляют тренированные мышцы и нервная система.
Мышцы – это периферические сердца.
Силовые упражнения подразумевают работу мышц в режиме относительно большого сопротивления, то есть напряженного сокращения. Мышца, сокращаясь, сжимает сосуды, которые находятся в ней. Т. о. проталкивается кровь по направлению к сердцу.
То есть сокращения мышц помогают сердцу перекачивать кровь, тем самым облегчая его работу. Наши сосуды устроены так, что основная масса крови не может двигаться в обратном направлении. Это объясняется тем, что в артериях есть клапаны, раскрывающиеся в одном направлении, благодаря чему все происходит механически и мышцам не приходится «думать», как бы это сократиться, чтобы кровь не сбивалась с пути. Мышцы – это периферические «сердца», облегчающие работу сердечно-сосудистой системы, мало того, благодаря им кровь не просто движется в правильном направлении, она ими подгоняется. Кроме того, сосуды сжимаются полностью под сильным прессом сокращающейся в силовом упражнении мышцы. Это полное сокращение дает повод утверждать, что силовые упражнения способствуют еще и массированию сосудов и капилляров, находящихся в мышцах, и их непосредственному питанию и обогащению питательными веществами и кислородом. Таким образом мы видим явную пользу от отягощений, которые являются причиной напряженного сокращения мышц, играющих роль дополнительных насосов в общем механизме движения крови по организму.
Силовую тренировку неопытному вокалисту следует проводить не чаще 1–2 раза в неделю. Силовая нагрузка нежелательна за день перед певческой деятельностью и, тем более, в данный день перед уроком пения или выступлением. Это связано с особым влиянием силовой тренировки на нервную систему. По принципу «прогрессивной мышечной релаксации» (Эдмунд Джекобсон): «после интенсивного напряжения любая мышца автоматически глубоко расслабляется, а вместе с мышечным расслаблением происходит эмоциональное успокоение». Само эмоциональное успокоение – полезное явление, позволяющее полноценно восстановиться резервам организма, в том числе центральной нервной системе. Но сам процесс восстановления в состоянии «успокоения» не совместим с активной певческой деятельностью, когда вокалист должен в полную мощь удерживать внимание на исполнении произведения, анализировать свой способ звукообразования, контролировать удержание диафрагмы в положении вдоха, звуковысотность, силу голоса, сосредотачиваться на резонаторных ощущениях и т. д. и т. п. Поэтому 1–2 дня физического отдыха после силовой тренировки просто необходимы певцу.
Опять же, недопустимо доводить организм до состояния обезвоживания, чтоб не густела кровь, лимфа и межклеточная жидкость, чтоб не вызвать ослабление иммунитета. Тренировка должна проводиться в достаточно теплом помещении, пить воду нужно мелкими глотками между подходами. К силовому тренингу следует готовиться заранее, так, чтоб во время тренировки не испытывать чувства голода и слабости. Кушать следует за 3–4 часа до тренировки, чтоб пища успела не только освободить желудок, но и впитаться через кишечник в кровь и частично усвоиться в клетки мышц и всех систем организма для их полной мобилизации во время активной физической работы в тренажерном зале или на турниках.
Зимняя тренировка на турниках допустима при условии теплой экипировки и наличия опыта силовой деятельности.
Занимаясь 15 лет различными видами фитнеса, я постепенно приучил себя к тренировке на турниках зимой. Понятное дело, голос после такой тренировки немного посажен, но это временный эффект, который уже меня не пугает. На перспективу такая тренировка хорошо сказывается. Через 2 дня после силовых упражнений зимой на турниках мой голос полностью восстановлен, связки смыкаются хорошо, звук серебристый, хорошо отвечают резонаторы (трахея и ротоглотка), выносливость голоса высока. Но в течение одного – двух дней после тренировки, понятное дело, пение немного теряет в качестве, происходит интенсивное выделение мокрот. Выделение мокрот – правильная реакция организма на механическое раздражение трахеи. Мокрота – это отделяемый при отхаркивании секрет трахеобронхиального дерева с примесью слюны и секрета слизистой оболочки полости носа и придаточных пазух носа. Это слизь, продуцируемая железами трахеи и крупных бронхов, содержащая клеточные элементы (в основном альвеолярные макрофаги и лимфоциты). Мокрота обладает бактерицидным эффектом. В норме объем мокроты (трахеобронхиального секрета) не превышает 100 мл в сутки, но в состоянии восстановления после физической активности (бег, силовая тренировка) объем ее увеличивается – это значит, что организм адекватно реагирует на физический стресс, особенно на температурное воздействие холодного воздуха на дыхательные пути.