Книга Dears и Командор. Сборник эссе - читать онлайн бесплатно, автор Елена Вадимовна Тихонова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Dears и Командор. Сборник эссе
Dears и Командор. Сборник эссе
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Dears и Командор. Сборник эссе

Dears и Командор

Сборник эссе


Елена Вадимовна Тихонова

Книга создана во взаимодействии с объединением «Евразийский фан-клуб Димаша Кудайбергена»


Фото для иллюстрации Марина Волкова

Фото для иллюстрации Александр Кулевский

Фото для иллюстрации @alicakdear

Фото для обложки Ермек Дуйсенханов


© Елена Вадимовна Тихонова, 2021


ISBN 978-5-0055-3197-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero


Дорогой Читатель!

Надеюсь, что наша встреча неслучайна. И что она принесет достойные плоды: разнесет по городам и весям добрую весть о DQ-волне. И об удивительном ее порождении – драгоценных капельках по имени dears.

Дорогие, ох, какие мы дорогие, сияющие, бриллиантовые для нашего Командора. Великого флотоводца в океане музыки. Человека, завоевавшего сердца миллионов. Имя ему – Димаш Кудайберген.

Эта книга – раздумье. Размышление об удивительном содружестве Артиста и его Зрителя. О совместном пребывании в пространстве искусства: особая стать, высокое доверие, невероятные открытия и полеты наяву. А еще прорывы, встречи, переживания, непредсказуемое сплетение судеб.

Мы часто повторяем, что песня строить и жить помогает. И это правда. Помогает. Очень даже помогает. Но не всякая и не всегда. Лишь та, что становится явлением в искусстве. Событием событий. Дорогой к сердцу.

Отсюда и выбор литературной формы. Ведь эссе есть отражение мыслей в потоке событий. А событий за прошедшие три года накопилось немало. Родился целый мир – мир Dears и их Командора. Тексты расположены в хронологическом порядке. От дня сегодняшнего к событиям дней минувших. Ушедших, но незабываемых. Но в некоторых случаях сделаны исключения.

Благодаря творчеству «простого парня из Актобе» мы словно очутились в другой реальности. Увидели красоту мира. Поверили в себя. В свой талант быть личностью созидательной и устремленной. Усилиями небольшой (на первых порах очень небольшой) группы был создан ЕФК – Евразийский Фан-клуб. Именно на его просторах нашлось место для данных эссе. Публикации горячо обсуждались и дополнялись.

Дорогие админы и им сочувствующие! Без вашего участия невозможно представить радость человеческого общения на темы развития культуры в целом, и особенно, музыки в современном мире. Прошло время, количество текстов обрело качество. Превратилось в настоящую книгу, которую можно подержать в руках. Теперь это полноценное издание с обложкой, оглавлением и стильными иллюстрациями.

Над изданием работали десятки энтузиастов. Людей, высоко несущих звание Dears. Именно их усилиями культура обретает новые формы, наводит мосты между странами и народами. Особенно хочется отметить мастеров светописи. Наших летописцев, сохранивших ценнейшие кадры. Их талант и самоотверженность творят чудеса.


Спасибо авторам фотографий!


Обложка:

Общественное объединение «Менің Атамекенім», исполнительный директор Чинкисбаева Лаззат Алтынбековна, фото – Ермек Дуйсенханов.


Иллюстрации:

@dqdimash – Волкова Марина

@alicakdear

Александр Кулевский для издательского дома «Беларусь сегодня».

Кажется, сказано все, что должно быть сказано. Пора перевернуть страничку и отправиться в путь по городам и весям. По сценам, аренам, локациям. Приятного тебе путешествия, дорогой Читатель1!

1. Поберегись, детка!

Истина не обязана быть назидательной. Строгой. Сухой. Лучше всего важные вещи усваиваются через юмор. А если этот юмор еще и талантлив во всех отношениях, то чудо человеческого общения всем обеспечено2



Именно так называется повесть Карло Мандзони, с которой довелось пересечься много лет тому назад. Не секрет, что талантливые произведения западают в сознание и обитают там десятилетиями.

Порой казалось, что ничего подобного в жанре умной иронии уже случиться не может. Редко, очень редко находятся отважные таланты, способные шутить позитивно. Не каждое столетие попадаешь под обаяние дерзкого, отважного, нетривиально мыслящего героя. Не персонаж, а ходячий набор неожиданностей. Непредсказуемых поступков. Ты еще только въезжаешь в ситуацию, а он уже на шесть ходов вперед все просчитал. Такой вот супермен.

Новый клип можно смело считать сиквелом этой давней истории. Экспресс-вариантом: весь сюжет за четыре минуты с копейками. Суть проста – держись меня и все будет тип-топ. Кстати, история не завершена. То ли еще будет, ой-ой-ой…

Вкусные фишечки щедро рассыпаны по всей ткани повествования. В клип хочется вглядываться и вслушиваться. Драйвом пропитан каждый кадр. А еще – юмор. Острый, яркий, образный, созидательный.

Герой фильмы – ловкач, пройдоха, нахал и дерзец – сражен наповал. Изящно скользящий по жизни, парень явно не напрягался в поисках подруг. Зато теперь он пошел ва-банк и готов отстаивать свое право быть рядом с единственной. Даже циника может пригвоздить любовь. Заарканить и изменить до неузнаваемости.

Кто он такой: бандит из бандитов? Прожигатель жизни, авантюрист, свободный художник? Похоже, что ни первое, ни второе, ни третье. И явно не золотой мальчик, стиль «жиголо» выдает с головой. От его выходок стонут хозяева ночи. Почему прикинутого клиента не пускают в клуб? Да потому что «отметился», и неоднократно.

Его обожают повара. Никому другому они не позволят так себя вести в святая святых – на кухне.

Девы из кордебалета мечтают броситься в объятья, да только не зовет. Простой парень с городских окраин? Ну, что-то вроде… Ум, сила воли и амбиции помогают идти против правил. Кроить судьбу по своему лекалу.

Истина может скрываться в мелочах. Например, в очках. Не прозрачных, как у заучек. И не черных, как у «нормальных пацанов». Подернутые легкой дымкой, слегка тонированные, они выдают мастера игры под названием «слови адреналинчику». Придают загадочности. Интригуют.

Казалось бы, к чему такие сложности? Всякие намеки и недосказанности. Проще же прямо в лоб, без нюансов. Ролик, в котором все прямолинейно, не оставляет места для творчества. Зрителя словно пичкают манной кашей: «Ешь, а то не вырастешь». Многогранная работа позволяет нам развиваться самостоятельно. Вникать, задумываться, обретать.

Добрая смешинка клипа распахивает двери в другой мир: все не так уж и безнадежно. Злодеи мафиозны до карикатурности. Ни одного блеклого лица – персонажи один ярче другого. Работники кабака и тумака, романтики с большой дороги. Давно установленная безжалостная иерархия: кто кого крышует, кто кого развлекает, кто делит бабло. И тут персонаж с другой планеты. Возмутитель криминального порядка. Жесткий без жестокости. Насмешник, ломающий все хатки. При этом из самых крутых вин выбирает воду правильного розлива.

Несть числа его «подвигам». Охранников обручил. Братков рэповой драке научил. Первую красавицу увлек. И уже с ней на пару отметился на свадебном фото. Так сказать, запечатлел светлый лик на торжестве, где юная красотка вверяет себя потертому кошельку с лысинкой.

Доброта и порядочность могут оказаться на обочине, вырасти в криминальной среде. Но даже в таких обстоятельствах побеждает верность себе, своим убеждениям. А ведь казалось, что борьба безнадежна. Не стоит и рыпаться.

Наш герой таки прав! Его последователи так же неординарны в благородстве своих поступков. Совершают подвиги невиданного креатива. Доброты. Бескорыстия. Творят красоту и гармонию в промышленных масштабах, причем по всему миру. Независимо от гражданства, места обитания и социального статуса. И все потому, что не устают душой трудиться.

Всем – просмотра. Счастливых находок и удивительных открытий. Ведь разгадывать кроссворды под названием «клипы Димаша» – это так увлекательно!

1 мая 2021 г.

2. Мастер игры

Мы проводим немало времени в поисках обозначений, определений, терминов. Кажется, подбери правильное слово, и суть явления откроется сама собой.

Еще одна попытка утрамбовать неограниченное явление в ограниченную форму3.

Феноменальный голос. Явление в искусстве. Ниспровергатель шаблонов – и это все о нем, о нашем человеке. А еще – маг и волшебник сцены. Титан, взмахом руки рассекший незримую границу между артистом и зрителем. И вот уже публика с головой погрузилась в пространство сцены. А музыканты проникли в зал. Все смешалось в доме Обоянских, но это прекрасное смешение. Прорыв!

Как бы ни признавались служители Мельпомены в любви к публике, всегда присутствовала (и вполне оправданно) некая отстраненность. Настороженность. Как бы чего не вышло. И выйти могло многое. Кураж – дело трудно управляемое. Капелька неискренности, и все вышло из-под контроля. Нужно иметь не абы какой запас драйва, чтобы повести за собой разношерстный многотысячный клуб предпочитателей. На этот подвиг способна только Любовь. Бескорыстная, щедрая, искрящаяся.

Все течет, все изменяется. Проверенные методики теряют актуальность. На смену им приходят новые формы. Кто раньше мог себе представить флешмоб, квест, интерактив? Пожалуй, нынешние преломления так же значимы, как переход от рукописей к книгопечатанию. Или даже от устного общения к письменному.

Нет, не преувеличиваю. Книжная доступность повлекла за собой взлет образования. Породила архивное дело, дипломатическую переписку, литературу. О науке и говорить не приходится. Ученые разных стран и континентов смогли увидеть достижения коллег-современников, а не преданья старины глубокой. В общем, об этом можно говорить и говорить.

Впрочем, уважая прошлое, мы больше внимания уделяем будущему. Осваиваем новые технологии. Создаем этику виртуального общения. Открываем для себя новые горизонты и вглядываемся в неведомые ранее дали. Перспективы, от которых захватывает дух.

Еще в начале века XXI пространство искусства оставалось двухмерным. Полотно картины и полотнище киноэкрана, плоскость телевизора, книжная страница… даже театральная рампа порождают сплюснутый мир. Объем создается силой зрительского воображения. При этом публика, за редким исключением, остается сторонним наблюдателем.

Зато сейчас умами начинает править Его Величество Интерактив. Творческий процесс с обязательной обратной связью. Где зритель – полноценный участник представления. Действа. Игры. Согласитесь, это намного увлекательнее. И дает богатую пищу воображению. Одно дело – поглощать предложенное, другое – соучаствовать. Увлеченно и равноправно.

Что наша жизнь – Игра! Действо под руководством Мастера Игры. И чем могущественнее Мастер, тем больше личностей вовлекается в экшен. Вихревой процесс со множеством вкусов, сменой декораций и прологом-без-эпилога.

Силой неслучайных случайностей человечество переместилось в пространство чистого искусства. Где нет нужды в переездах, ночных бдениях у кассы, буфетной суеты. Печаль, но что поделать: приподнятую театральную атмосферу невозможно ощутить в домашних условиях. Однако и здесь нашелся выход: совместные просмотры в кафе или в гостях. Все ради встречи с прекрасным. С тем, что учит нас думать, чувствовать, переживать. Что погружает в нереальную реальность.

В таких ограниченных условиях сложно оставаться лидером своих поклонников. Удержать нить связующую. Поддержать тональность общения в чистой гармонии. Но ведь речь идет о нашем человеке! А у него все получается. Самым непредсказуемым образом. Мастер, влюбленный в Игру, и этим все сказано.

4 марта 2021 г.

3. Кюй «Балалық шақ»

(«Детство»4)

Нота за нотой, шажок за шажком

В детство струна нас ведет босиком.

Неба бескрайность, ветра шитье,

Пыльное, знойное детство мое.

ДЕНИС ТЕН: ПОСЛЕДНЕЕ ШОУ5



Ход мысли в тайне подсознаньяСкольженьем замыкает круг…Мир – за стеной воспоминаний,И только чемодан – твой друг.Твой спутник в Млечном межпланетье,Хранитель чувств живой души,Второе «Я» в дни лихолетьяИ в междужизненной тиши.Прекрасная, как дева, Жизнь уходит.Нальется болью пустота,И мерный караван мелодий,И жизни яркой красота.

И все-таки, финал светел. Когда окажешься за чертой, за пределами этого мира, очаровательная барышня вручит тебе забытый чемоданчик, вернет в новое рождение. Такое же: полное бед и радостей, прыжков с кочки на кочку и созидательное вопреки разрушениям.

Четкая графичность образа ведет в мир неведомого. Невидимого. Непроявленного. Прокладывает тропку в сознании. Да что там тропку – скоростное шоссе. Со всеми знаками и указателями.

Указатель первый: время. Оно скоротечно и непредсказуемо. Каждая минута на вес золота. Хотя… никакое золото не в состоянии продлить время хоть на секунду.

Указатель второй: все самое ценное остается с нами. Все самскары6 драгоценным грузом хранятся в «чемоданчике». Срок хранения – вечность, ибо даже время не властно над ним.

Указатель очередной: как бы солоно ни приходилось – держись! Не изменяй себе, своему «Я». Тому, что называется предначертанием. Мир неустойчив, полон иллюзий и опасностей. Но только шторм в девять баллов дает возможность высоко взлететь на волне подвига.

И таких указателей бесчисленное множество. Каждый получает свой набор подсказок. Нам повезло быть современниками Дениса. И хотя разлука с ним – это боль на разрыв, важно, чтобы труды потрясающего человека не пропали даром. Пробились к умам и сердцам. Чтобы мы из наблюдателей стали сотрудниками. Соратниками в преодолении невежества, уныния, инертности мышления7.



4. Певец

А он – разный.Серьезный и праздныйСпокойный, убойный,Отчаянно стройный.Громкий и тихий в молитвенном крике.Счастливый, сердитый, порою убитыйЧужими словами и злыми делами.И нет нам соблазнаПонять эту разность,Вписать те желаньяВ свое мирозданье.Застенчивый. Тихий.Заходящийся в крике.По-домашнему скромный.На сцене – огромный.Наполнил пространствоВибрацией постоянства.И верой в любовь.17 февраля 2020 г.

5. Мантры нашего века


Люди ищут пути8.

Люди идут тропами древних книг и тысячелетних традиций.

Люди не замечают, что им даются свежие издания вечных истин. Предназначенные именно для этого времени, этого культурного пространства, этого уровня развития сознания. Стихи Юнны Мориц написаны давным-давно, но как четко они отразились в дне сегодняшнем:

Греческим я не владею, латынью, санскритом.Мой кругозор допотопен, как прялка с корытом —Только рожденье и смерть, только звезды и зернаВ мой кругозор проникают и дышат просторно.

Милые строчки одного известного певца и композитора, положенные на музыку другого, не менее известного у нас композитора – в исполнении гандхарва наших дней – превратились в нечто особенное.

Словно из глубин неведения, со дна страданий – утрат – отчаяния поднимается нежно-розовый лотос сердца. Всплывает и раскрывается миру. Тихо. Трепетно. Нежно. Постепенно, лепесток за лепестком, приходит осознание. Ответы на вопросы: «Кто ты? Зачем здесь очутился? Куда идти дальше?»

И никакая болотная муть, никакие дрязги не смогут опровергнуть эту неоспоримую чистоту.

5 декабря 2020 года.

6. Эпоха «Қайран елім»

Несколько слов о клипе «Қайран елім»9.

О том, что будоражит умы и сокрушает шаблоны.


Много, очень много сказано и еще прозвучит в адрес первой режиссерской работы Димаша. Но сейчас о другом, об одном нюансе. Незаметной детали. Секундном фрагменте, ставшим центром клипа. Хотя не только клипа. Этот кадр впитал всю боль, красоту пути и подвиг искусства казахского народа.

Многогранная, наполненная символами картина. Что-то лежит на поверхности, многое требует пристального внимания. Проникновения в суть.

Извилистый, как резной узор на грифе кобыза, кровавый путь творцов. Не ищущих славы и богатств. Среди сражений и притеснений, вопреки буйству стихий идут они по зову сердца. По призыву поющей сострадательной души.

Дорога людей, чье счастье в служении. В таланте нести миру истину. Такую высокую и такую простую: чтобы честь и достоинство не были пустым звуком. Чтобы в стране царил мир. А гнев, жадность, зависть не дурманили горячие головы. Не разжигали пожар междоусобиц.

Из века в век люди искусства творили и несли людям надежду. Знание. Силу. Веру в безупречность и могущество истинной красоты. Не легкомысленной красивости, а той изначальной безупречно правдивой гармонии. Идеального сочетания природы с мудростью человека.

Кровью сердца писанные стоки и строфы. Из глубины души звучащие напевы. Сакральные наставления, завещанные потомкам. Музыка как абсолют. Как высший судия. Мерило мерил, перед которым нет смысла казаться, только – быть.

18 октября 2020 г.

7. Смех VS стеб

Что нас спасает от нападок? Смех.

Что поддерживает в горе? Смех.

Что делает мудрецами? Опять-таки, смех.

Несколько слов о целительной силе и могуществе юмора.

Когда в мире является что-то светлое, милосердное, великое, с той же скоростью прорастает чертополох. Жадность умеет считать и обязательно постарается въехать в рай на шлейфе доброй славы. Чужой славы.

Чем привлекателен Димаш для мастеров ковать бабки, не отходя от кассы? Для них он личность, подобная Мидасу. Только мифический грек все обращал в золото, а наш человек привлекает любовь миллионов. И это тоже капитал. Все, о чем скажет, напишет, споет артист, вызывает волну интереса. Пристальное внимание, на котором можно нехило заработать.

Жила-была лента. Кинематографическая. В свое время наделала шуму, даже номинировалась на «Оскар». Однако годы шли, интерес предсказуемо угас. Создатели успели снять пенку со своего «шедевра», замахнулись на продолжение, но… не потянули. И никто не вспомнил о сюжетце, пока на мировую сцену не вышел Димаш. А с ним – необычайный всплеск интереса к культуре Казахстана. Хочется подчеркнуть, именно к культуре, а не к чернухе. Ну, как тут удержаться! Как не протянуть лапку к тому, что само плывет в руки (правда, мы знаем, что зачастую в проруби плавают не цветы). Так родился «шедевр – 2». То же самое, только в профиль.

В шахматах это называется «вилка». Положение, когда даже пешка может смести с доски серьезную фигуру вроде ферзя или короля. В жизни тоже бывают ситуации выбор-без-выбора. Например, нельзя будить лунатика, балансирующего на краю крыши. Остается только молиться, чтобы он не проснулся на полпути. Так и с раскруткой китча: хвалишь или ругаешь – все равно. В любом случае, твой отзыв вызывает интерес.

Кстати, после выхода на экраны первого опуса, приток туристов в Казахстан увеличился десятикратно. Так говорит «Википедия». Что называется, спасибо недругам, которые над нами хихикали.

Понимаю и разделяю чувства тех, кто активно протестует против выхода сего творения на большой экран. Но чем больше мы возмущаемся, тем круче будет касса. Вложенные бабки отобьются на раз-два. Тем более, что артисты с улицы, локации – дешевле не бывает, сценарий написан на коленке. Не себестоимость, а мечта продюсера. Остается лишь привлечь внимание. Любым путем. Подойдет даже пример Герострата. Только тот сжег культурное наследие, а эти пытаются наследить в культуре. Выдать свою поделку за новое слово в искусстве.

Вершина пиара – вовлечение звезды первой величины, ведь ему внимает многомиллионный фандом. Не имеет значения, что скажет VIP-персона. Главное, чтобы хоть что-то написала или сказала. Ну а если задеть за живое, то будет охальникам счастье. Раз протестует, значит, воспринимает всерьез!

Чем больше скандал вокруг этой дребедени, тем больше внимания, которое монетизируется в чистую прибыль.

Еще почтальон Печкин показал пример хорошо раздутого скандала. Схема работала, работает и работать будет. Единственное оружие против нее – смех. Если сумеем искренне повеселиться над любителями тухлятинки, то не видать им ни кассы, ни славы. Ключевое слово – искренне. Потому что люди, готовые идти на все ради выгоды, достойны жалости и только жалости. Им, гагарам, недоступно наслажденье светом жизни… В общем, рожденный ползать летать не может.

А мы – можем. И смеяться, и летать, и быть счастливыми не «назло», а «на радость».

23 сентября 2020 г.

8. Жизнь в пространстве Dears. Часть 1

Что происходит на свете? Да просто судьба…

Встречи, открытья, сражения с болью, победы.

В вихре волшебном кружат светлячки-непоседы:

Наши восторги сквозь слезы, объятья, мольба.

Многогранность. Она присуща каждому из нас. Кому в большой, кому в еще большей степени. Каждая встреча, каждая ситуация, каждое взаимодействие – это соприкосновение граней. Даже с самыми близкими мы находимся в разных отношениях. А любовь к детям, родителям, землякам, единомышленникам только приумножает количество плоскостей общения. Как пальцы на руке: все дороги, но все такие разные.

Но есть люди, способные дружить с тысячами тысяч. Они для каждого найдут неповторимую возможность искреннего сердечного общения. Вот сколько есть минут в сутках, а дней в году – столько и посвящают дружеству.

Как это получается? От открытости сердца. Сердце на ладони способно улавливать тончайшие нюансы в душе собеседника. НО! При одном условии. Входить в резонанс может только чистая, свободная от зависти душа. А еще не обойтись без терпения, сострадания, милосердия. Тогда и только тогда возникает возможность настроиться на волну собеседника.

Легчайшее, легче лебединого пуха, касание душ. Мимолетность сердечного единения. Каждый человек в зале ощущает счастье общения с артистом. Невидимые нитья нити, протянутые от сердца к сердцу.

Мало кому удается находиться в равновесии дружественности. Выстраивать общение так, чтобы удержать луч сердечности с каждым, но при этом не отвлекаясь от цели общения. Талант дружбы – нелегкое искусство.

Мы все меняемся по ходу жизни. Меняется наше окружение, среда обитания. Иные связи не боятся разлуки. Другие, более хрупкие, разрушаются под тяжестью обстоятельств. Редко, очень редко получается удержать росток сердечной привязанности к тем, кто надолго уходил в автономное плавание.


Шаг в сторону. Немного о рампе,

регламентах и рамках.

Находиться в жестких рамках своего образа.

Бритни Спирс.

Да, чаще всего мы видим, как личность добровольно загоняет себя в эти рамки. Но в мире нашего человека нет места маскам. Только образы. Объемные структуры. Разные, неожиданные, светлые и темные, всегда обаятельные персонажи, порожденные внутренним монологом артиста.

Это никогда не звучит: «Какой я крутой!». Только: «Смотри, я такой же, как ты. Значит, и ты можешь взлететь! Пусть не на сцене, но и на сцене тоже». Пусть мелодия жизни, ось звуковращения станет центром средоточения мысли каждого из нас.

Альпинисты проходят акклиматизацию, поднимаются от одного базового лагеря к другому. Наш человек стартовал сразу с высокой точки. С того, к чему люди обычно приходят (если повезет) к финалу. И мы с замиранием сердца смотрим: куда, на какую неведомую высоту его заведет творческая судьба.

Один во многих ипостасях. От завораживающего молитвенного «Адажио» до вселенской заявки в «Знай».

А еще в репертуаре есть композиции, создаваемые десятилетиями. Они переходили от одного музыканта к другому, пока наш человек не придал им завершенность. У проходчиков и строителей железных дорог есть понятие «Золотое звено». Каверы Димаша стали золотым звеном между творениями прошлых лет и нынешним днем.

Немного о композиторском творчестве. «Знай», «Война и Мир» – вещи масштабные. Но они лишь основание. Фундамент грандиозной работы, которая будет расти и совершенствоваться у нас на глазах. Трудно отрицать, что наш «начинающий» артист очень зрел и не по возрасту мудр. Но это говорит лишь о том, что дальше будут новые этапы. Новые открытия. Новые откровения.