Книга Dears и Командор. Сборник эссе - читать онлайн бесплатно, автор Елена Вадимовна Тихонова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Dears и Командор. Сборник эссе
Dears и Командор. Сборник эссе
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Dears и Командор. Сборник эссе

Димаш многим открыл дорогу к прекрасному. Поэтому мурал – это не просто проявление любви dears. Наш человек стал лицом бренда «Музыка». И настенные портреты – лишь признание неоспоримого факта. Чем роскошнее бренд, тем выше требования к представителю. Тем больше почета в его представлении.

Китай – родина фарфора. Или, во всяком случае, один из крупнейших центров его создания. «I’m Singer» стал заключительным этапом перед выходом Димаша на мировую сцену. Пройдя закалку в обжигающе трудных условиях конкурса, его талант приобрел изящество и изыск. Сочетание прочности и прозрачности в фарфоре сродни сочетанию мощи и хрустальной прозрачности в его творчестве.

И тут нет места противостоянию. Это просто разные этапы. Сначала кропотливая многолетняя работа мастеров-педагогов. Шаг за шагом. Не опережая события, но и не засиживаясь. Идеальный баланс развития личности с развитием мастерства. Конкурсы различного уровня сложности сродни послойному нанесению глазури. Наработка опыта дает прочность характеру. Умение достойно выйти из непредвиденной ситуации. Только так сцена становится родным домом.

24 сентября 2020 г.

9. Жизнь в пространстве Dears. Часть 2

Чем же окончится это? Полетом души.

Счастьем, сплетенным из радости, света, вокала.

Милости, мудрости, цельности жизни зерцала

Грушами, что собирают умняшки-ежи.

Общение в пространстве dears помогает справляться со сложностями каждого дня. Красота подобна увеличительному стеклу: позволяет разглядеть хорошо заточенные грабли и вовремя убрать их с дороги.

Жизнь – не только подарки и грузовики с пряниками. К сожалению, бывает и наоборот – загрузит так, что света белого не видишь. Идешь такой окрыленный и вдруг… липкая словесная гадость погружает в болото. Все. Тебя «съели».

Кажется, что этому тоннелю нет конца. Но стоит встретить правильного человека, и потихоньку начинаешь расправлять крылья.

Не секрет, что мир стремительно меняется. И вместе с ним меняется стиль общения. Больше открытости, искренности, но и больше охотников за… ну, не знаю, как точнее сформулировать… за светлой энергией. Позитивом. Радостью. Часть людей не имеет возможности (или желания) самому генерировать что-то светлое. А жить хочется. И желательно, жить полноценно. Тогда остается одно: отнять радость. Механизм прост, достаточно сказать гадость и напитаться энергией раздражения. А то и гнева.

Пространство dears сродни улью. Оно ежедневно и ежечасно генерирует радость, как пчелы накапливают мед. И, разумеется, не обходится без нападений. Чтобы разглядеть под пушистой шкуркой зубастика, приходится делать шаг назад. Проверять послевкусие после общения. Если даже в сложной ситуации мы ощущаем надежду, прилив сил, значит, собеседник был щедр. Поделился энергией добрых пожеланий. Гнев, раздражение, усталость говорят об обратном. О том, что мы таки вляпались. Лично я таких «попутчиков» изолирую. Удаляюсь в общении на безопасное расстояние, где голодающий не сможет огорчать. Это мой способ. А поскольку универсальных рецептов не бывает, то и этот не панацея. Зато тот, кто предупрежден – вооружен, и сможет за себя постоять в любой ситуации. Даже за пределами паблика.

Есть выражение «плоды просвещения». В репертуаре Димаша мы видим песни-зерна, песни-всходы, песни-налитые-урожаем-колосья и песни-плоды. Последние были посажены задолго до нашего рождения. Некоторые даже росли и формировались в другие века, как это было с «Адажио» или рахманиновским «All by myself». Димаш придал им совершенный вид налитого яблока познания.

Хлебом насущным стали «Лебеди» и «Рассвет». Зерном посеянным – «Знай», «Война и Мир». На межгалактические просторы вышла «S.O.S».

Очарование разочарованности неизбежно. Оно наступает, когда dears со всего маху налетают на стену. Иногда это бывает стена собственных представлений о жизни. Порой пространство личности кажется безграничным, вмещающим все нюансы и перипетии этого мира. Бесконечным. Безошибочным. Не подлежащим обсуждению. И вдруг у безграничности обнаруживается граница. Как у всякого обычного человека. Розовые очки разлетаются. Осколки больно впиваются в сердце. Но любовь – это не очарование. Любовь – это талант принимать человека таким, каков он есть. Со всеми плюсами и минусами. И этому мы тоже учимся в пространстве dears.

Иногда сюда заглядывают из любопытства, а потом остаются надолго. Порой приходят из ревности, с желанием поучить жизни этот фандом. И… что-то меняют в своей жизни. Освобождаются от резкости, страха, гнева.

Здесь обсуждаются самые невероятные темы. От особенностей восприятия кобыза до нюансировки исполнения. Хотя нет, это уже пройденный этап. С вокальными техниками мы уже на «ты». Субтон от микста отличаем влет.

А еще общение в фандоме помогает осознать, где обычные человеческие заботы, а где чудо преображения. И не путать одно с другим, как человек рассеянный с улицы Бассейной.

Мы позволяем себе быть счастливыми. Открытыми. Окрыленными. Меняем «правильность» на свободу. Выходим за рамки. Учимся созидательному общению: мое счастье создает вдохновляющую атмосферу и никому не причиняет беспокойства. Штудируем предмет под названием «основы творческой жизни». Постигаем, как не только дарить, но и принимать подарки. А еще оттачиваем свои лучшие качества и незаметно теряем недостатки. Точнее, взращиваем недостатки до уровня достоинств.

Тревожимся по поводу и без. Смеемся и плачем. Ждем, ждем, ждем, шутим, ожидаючи, и снова ждем. Встреч, концертов, селфи, новых клипов или просто ждем в гости в паблик. Много спорим, но это совсем другая культура спора. Здесь прислушиваются к аргументам и уважают мнение собеседника.

А скорость распространения информации? Ни один дата-центр не сравнится с активностью dears. Если где-то упоминается о Главном, его друзьях, планах, архивах, родных местах, благотворительности, событиях, то это мгновенно разлетается в пределах dears-пространства.

Мониторинг ресурсов, обработка потока данных, и на выходе – самые актуальные новости. Ни одно информагентство мира не может сравниться. «ТАСС», «CNN» и прочие «BBC» просто отдыхают.

Не выходя из дома, получаем весточки с других континентов. Языковой барьер преодолевается с помощью dears-полиглотов. Получаем массу полезной информации о культуре и образе жизни других стран. Обживаемся в соцсетях, учимся скачивать, монтировать, слагать оды и стансы, повышаем компьютерную грамотность, осваиваем девайсы. В общем, идем в ногу с прогрессом. А кто может сдвинуть нас с точки замерзания, кроме Главного?

Внимать чуду откровения на сцене и не требовать откровений вне сцены. А еще не душить в объятиях. Дать право на собственное мнение, на личное пространство и на ошибку. Да, да. Именно на ошибку. Недопонимание. Людям вообще свойственно ошибаться. Чтобы потом исправлять косяки и недочеты.

Мы не всегда можем понять уроки скромности от Ди. Одно дело афиши, бигборды, уличные экраны с твоим изображением. А еще постеры, баннеры, упаковки, календари и прочая товарно-сувенирная атрибутика. Это часть работы. Неотъемлемая и очень важная. И совсем другое, когда тебя пытаются увековечить. Монументальненько так. В камне, в изразцах, во фресках. И это уже может не всегда радовать. Прямо скажем, напрягать может.

Разборы – заборы. Одни забирают внимание, отвлекают от переосмысления. Другие рушат барьеры непонимания, устраняют препятствия. Что смотреть, с чем соглашаться – выбираем мы сами.

Эффект масштабирования. Чем больше сообщество, чем больше его численность, тем слабее связи между отдельными участниками. Что-то вроде снижения концентрации. Даже родовое древо может разрастись так, что кровные родственники потеряют друг друга из вида. Но и это правило не работает в мире dears. Более того, с увеличением числа увлеченных крепнут устоявшиеся отношения и возникают новые. Неожиданные и стремительные. Законы социологии повержены.

Но не все так фантазийно. Несмотря на внешнюю неадекватность, dears живут в реальном мире. И как никто видят все его теневые стороны. Ведают, но не сдаются. Не срываются в бесполезное нытье, а ищут – и находят! – способы сделать этот мир чуточку счастливее.

Главный подарил нам крылья. Уверенность в себе. Веру в торжество справедливости и силы бороться. Творить, даже если небо кажется с овчинку, и свет в конце тоннеля не предполагается даже в теории.

Велика сила поддержки. Единения. Сотворение чуда.

Наш Дженерал даже сюжеты сказок объединил. Пришел к синю морю-окияну, что музыкальной индустрией зовется. Да не старцем, а добрым молодцем. Сети закинул. Социальные. И вернулись к нему невода полным-полнехонькими. А в них не какие-то там золотые рыбки – dears сияющие.

Видимо, все же соцсети лучше задействовать в мирных целях. Ведь основное предназначение этой формы общения – сеять разумное, доброе, вечное.

Любовь помогает творить чудеса. Большие и… очень большие. Почувствовать, уловить, принять то, что будет дорого сердцу. И это всегда неожиданно и очень, очень вдохновляюще.

Мир Димаша – это огромное летно-улетное поле. Аэропорт, а может, даже космодром со множеством гейтов-ворот. Кто-то попадает туда через оперу, кто-то через рэп или поп. Но все участники обязательно находят свою стартовую площадку. Уникальную точку отрыва.

24 сентября 2020 г.

10. Времени река…

Слово о Друге. О том, кто стал радостью и надеждой. Опорой. Примером. Кого так недостает нам сегодня. Светлой памяти Дениса Тен посвящается10.


Так жить, чтобы в конце концовПривлечь к себе любовь пространства,Услышать будущего зов.Борис Пастернак.

Чем дальше река времени уносит от дорогих сердцу людей… чем стремительнее водовороты событий, тем яснее видится главное. То, что незаслуженно пылилось в повседневности.

Обрыв. Нож в сердце. Гонг ударил, и прозвучало оглушающе несправедливое: «Game over». Игра окончена. Время подводить итоги.

Как итоги? Почему? Ведь все только начиналось… На это нет и не будет ответа. Не в нашей власти управлять судьбой. Но есть свобода выбора. Мы сами прокладываем дорогу между двумя датами: первой и последней. Пишем сценарий, выбираем актеров, ставим спектакль под названием «Моя жизнь».

Невозможно взлететь на чужих крыльях. Но можно следовать за окрыленным человеком. Брать пример, чтобы однажды расправить свои собственные. Неповторимые. Те самые, что превращают жизнь в полет.

Человечество – извечный участник Олимпийских игр. У каждого есть одна попытка. Шанс успешно пройти дистанцию. Бонусом дается право вносить поправки по ходу действия. Но без возможности отыграть хотя бы мгновение. Только вперед. Из года в год. Изо дня в день. От поступка к поступку.

Одним из показателей успешности является красота. Элегантность манер, стильность костюма, соразмерность телосложения – все это важные составляющие гармонии. Но только красота поступка, великолепие подвига не зависят от времени. Только они увековечивают деятельную натуру, а лицо превращают в лик. Портрет окутывается незримым сиянием: огня не видно, но тепло души реально.

Звездность. Еще один признак мнимого успеха. Сияние может подчеркивать суть, но есть и оборотная сторона медали. Светишь – не обязательно греешь. Иногда ослепительный блеск маскирует пустоту. Тем дороже дружественное внимание людей, чья яркость согревает сердца. Независимо от времени и пространства. Даже если они покинули этот мир,

Воистину успешен тот, кому дано нести в мир красоту родной культуры. Тот, кто из уклада жизни, истории, бытия своей страны выделяет самое главное – самобытность. Именно своеобразие является вкладом в сокровищницу культуры мировой. Драгоценной деталью в незримом панно планетарного масштаба.

Как много сделано. Как много возведено фундаментов. Иногда люди приходят в этот мир лишь на короткий срок. Для того, чтобы заложить основы. Показать ключевые принципы, по которым современники и потомки будут строить культуру новой эпохи.

И как бы ни был краток срок встречи, наши отношения – не провисшая струна. Они – поющая «натянутая тетива тугого лука». Были, есть и будут.

Любим. Скучаем. Благодарим за встречу. За красоту полета.

19 июля 2020 г.

11. Жизнь в фокусе сцены

Мы часто пытаемся заглянуть в закулисье. Забывая, что все самое важное, весь смысл своей жизни артист выносит на сцену…

Фокус как трюк или фокус как центр служения? Магнит. Концентратор энергии. Как показывает жизнь, и то, и другое на сцене имеет место быть. В первом случае существуют отработанные методики. Готовые сценарии, в которые время вносит свои поправки: технологии правят бал, вкусы публики меняются, требования к фокусникам возрастают. Пресыщение наступает довольно быстро, поэтому в топе одна «звезда» сменить другую спешит, дав славе полчаса11.

Крутится, крутится ярмарочная карусель. Пестрота красок, провокационность телодвижений, эпатажность образов. Все, что угодно ради привлечения внимания. А внимание публики – это деньги. Деньги, денюжки, деньжата. Которые при умелом жонглировании превращаются в Деньги. И немалые. Целые империи куют доходы, не отходя от кассы. Остановиться немыслимо, ибо иллюзия сойдет на нет в мгновение ока. И на глазах изумленной публики огни Изумрудного города превратятся в унылое пыльное закулисье.

Второй вариант не подвержен коррозии времени. Он изначален. Только вот дело в том, что мало кто готов заплатить всей жизнью за право стоять на большой сцене. Впрочем, кто-то готов, да не по Сеньке шапка. Прекрасное начало довольно быстро, за пару десятилетий, приводит к катастрофическому разрушению. «Уж сколько их упало в эту бездну…»12


Подмостки не прощают огрехов: равнодушия, себялюбия, зависти, жадности, мстительности. Как око телекамеры безжалостно высвечивает погрешности в гриме или костюме, так сцена проявляет все скрытые качества личности. Даже если их маскируют тщательно и умело. И чем больше масштаб влияния, тем жестче проверка на вшивость. Метки выжигаются каленым железом. Тамга13 невидима, но неумолима. Малейшее попустительство, и – лень, жадность, равнодушие, снобизм, жажда удовольствий ставят свою отметину.

Жестко? Да. Даже сурово. Но иначе никак. Невозможно удержать симпатии миллионов, если не принадлежишь искусству целиком и полностью. Без остатка.

Привычная, даже затертая фраза «отдать всю жизнь». Звучит пафосно. Словно «донор» ожидает наград за свою жертву. Но что делать, если большая сцена требует артиста всего. Целиком. До капельки. Изредка она отпускает его на побывку к друзьям, на отдых, в уединение. Но и там музыка не ослабляет своих объятий. Просто звучит иначе. Свободнее, что ли.

Мы привыкли к зрелищным шоу, когда техника рисует лазерные картины сказочной красоты. Зрителю нет нужды вдумываться в физику процесса. Специально обученные люди устроят все в лучшем виде. Но позволим себе небольшой экскурс.

Основой основ современного шоу являются лазерные технологии. Для того чтобы луч работал мощно и бесперебойно, лазер проходит сложный, многоступенчатый процесс накачки. То есть, перевода энергии внешней среды (света, тепла, ионизации) в сверхплотную рабочую среду лазера.

То же самое происходит и с исполнителем: все ощущения, переживания, настроения артист закачивает в свой персональный «лазер». Годы и годы накоплений ради одного момента истины. Бесценный дар, оплаченный десятилетиями напряженного труда. Труда радостного и созидательного.

Весь мир сплетен из музыки: стаккато дождя, вихри вальса, песнь песков. И человек – тоже не исключение. 100% музыки. Просто мы не отдаем себе отчета. Не замечаем ритма шагов, сердечного бита, тональности дыхания.

Одни не дают себе отчета, не видят музыки даже в себе. Другие превращают хаос в гармонию и тем самым выстраивают свою жизнь в нужной тональности. А есть личности-капельмейстеры. Им дано разбудить музыку даже в самых запущенных случаях. Показать человекам каким сокровищем они пренебрегают. Какое роскошное ожерелье считают хомутом. Как бредут от события к событию вместо того, чтобы расправить крылья.

Люди-дирижеры способны улавливать нити нашей личной музыки и сплетать их в полотно невиданной красоты. Единое пространство, где нет первых и последних. Талантливых и бездарных. Наших и чужих. Только гармония извечного служения абсолюту. Нужно обладать изначальным слухом, чтобы не допустить ни одного фальшивого узелка в этом плетении. Могучая воля поможет удержать миллионы незримых нитей. А чистота помыслов выметет все наносное: накипь раздражения, обломки гнева, плесень злых иллюзий. Убережет от завистливых интриганов.

Музыка – наша вечная спутница. И в горе, и в радости. От первого крика до последнего вздоха. Она ведет за ручку, направляет, поддерживает и подсказывает. Помогает отличить истинное от ложного. Изначальное от сиюминутного. Нужно только внимать ее урокам. Не лениться. Не отвлекаться на преходящее. И тогда откроется путь к счастью. Не к призрачной временной иллюзии, а к изначальной безграничной радости. Энергии, превращающей каждый звук в песню, а каждый шаг – в танец.

11 июля 2020 г.

12. Под сенью древа искусств

Что происходит на сцене?

– А просто Димаш.

– Просто Димаш, полагаете вы?

– Полагаю.

Новые ритмы в волшебную песню слагает,

Словно в подсвеченный солнцем старинный витраж.

(не Левитанский)Как у наших у воротЧудо-дерево растет.Чудо, чудо, чудо, чудоРасчудесное!(К. И. Чуковский)

Вопрос вопросов: что объединяет каверы, премьеры и авторские композиции «от Димаша»:

– Необычность диапазона и филигранность техники? Безусловно!

– Искренность без противоречия артистизму? Идеальное сочетание.

– Шквал эмоций? Само собой.

Но есть еще одно неброское качество. Мало замеченное коллегами и поклонниками. То есть, мы ощущаем глобальность явления, но никак не можем осознать его природу.

Конечно, семья и традиции. А еще система образования и когорта первоклассных педагогов. Поддержка культуры на государственном уровне. Все это так. И все же, не совсем так. Точнее, не только это.

Творчество нашего человека невольно сравниваешь с чудо-деревом. Тем самым, которое изначально питается сутью земли родной. Ее исконным многообразием отношения к жизни. Продолжается стволом ежедневного и ежечасного служения музыке. А завершается кроной духовных истин.

В начале был сеянец. Будущего основателя движения dears растили в любви и заботе, но без тепличных заморочек. Так получился подвой. Основательный. Жизнеутверждающий. Стойкий к метелям и ветрам перемен, неизбежным накладкам и нестыковкам, надежно защищенный от бацилл тщеславия.

Постепенно, по мере роста и становления на чудо-саженце стали прорастать побеги других культур. Формироваться и крепнуть ветви разных жанров. Опушаться листвой множества форм, времен, традиций. Культурное наследие народов мира начало объединяться в новое пространство. Что-то вроде роскошной кроны, дающей приют птицам и живительную тень уставшим путникам. При этом никакого сумбура – каждая традиция сохраняет свою целостность. Не смешивается, а сотрудничает. Взаимодействует. Открывает новые горизонты.

Казалось бы, ниспровергатель штампов, разрушитель стереотипов должен постоянно оказываться на острие конфликта. Но мощная, объединяющая, при этом добрая до нежности сила устраняет малейший повод для столкновения интересов. Таков мир Димаша. Мир, в котором рады каждому гостю. Будь то давний друг или случайно забредший прохожий.

Сила добра всегда созидательна. Потому миллионы людей откликаются на этот призыв. Находят удивительные возможности для собственного творчества, мудрых дел, обыкновенного чуда отзывчивости.

В этом пространстве каждый открывает что-то важное для себя. Люди разных темпераментов, контрастных пристрастий, несхожих традиций обретают точку опоры. И никакой культурный код тому не помеха. Потому как наш непредсказуемый легко преодолевает преграды. Бережно распутывает, изучает, погружается и… выныривает. Но уже с жемчужиной мудрости в сердце. Его добыча становится всеобщим достоянием. Новым отблеском изначальной красоты.

Удивительно, но факт: преображения происходят словно сами собой. Естественно. Так деликатно, чутко, тактично, что вызывают восторг даже у случайного зрителя. Более того, все присутствующие получают возможность взглянуть на привычные вещи с необычного ракурса. Словно из поднебесья. Одно дело – смотреть на мир из окна (даже если это окно высотки), и совсем другое – с высоты птичьего полета.

Артист проложил тропу к сердцам людей, далеких от особенностей тюркского мира. Незнакомых с мелодикой языка, традициями, жизненным укладом. Но еще более удивительно то, как он рассказывает казахам о казахах. Повествует так, что заслушаешься. Проникнешься. А потом задумаешься. Придержишь горячего аргамака, чтобы заново открыть для себя красоту, щедрость, родниковую мудрость родного края.

При всей современности, классическом образовании, успехах на ниве поп-музыки Димаш остается акыном. Ибо суть его творчества – эпичность. Всеохватность. Такой подход трудно назвать методом. Это мировоззрение. Мироощущение, ставшее надежным подвоем для прививки разных форм музыки. Классика, этника, поп, джаз, электронное звучание – прекрасные инструменты в руках мудреца.

Сказители прошлых времен постоянно находились в пути. Ночевали под звездами, переправлялись через бурные реки, кочевали от стойбища к стойбищу. От одного селения к другому. Из песни жаворонка в белесом от зноя небе, из полынного аромата степи, из бескрайности просторов они добывали мудрость. Подобно пчеле, собирающей пыльцу, акыны несли людям красоту. Через музыку открывали мир с другой, не только бытовой стороны. Помогали ощутить неразрывную связь с Автором этого мира. С миром духовности.

Мы часто неоправданно говорим «духовность». Путаем ее с душевностью, благостью, ритуальностью и даже сантиментами. Но под кроной древа культуры слово «духовность» вполне оправданно. Здесь нет места имитации, себялюбию, снобизму. Искренность освещает путь от корней любви к родине до вершин понимания мира. И своего места в этом мире.

Наверное, неслучайно возникает тезис о плоской Земле. Человечество суетливо вращается в двухмерном пространстве повседневности, пока не осознает важности и величия Мирового древа культуры. Удивительного и незримого. Того самого, которое можно назвать нематериальным наследием мира. Подарком Вселенной.

Иггдраси́ль14, Ашваттха15, Байтерек16, прочие архетипы – трудно сосчитать отражения Мирового древа. Это и китайская, и славянская, и древнейшая шумеро-аккадская культуры. Не считая скандинавской, персидской, древнеегипетской и, конечно же, тюркской.

Сегодня древо мировой культуры продолжает расти, цвести, плодоносить благодаря таким подвижникам как Димаш. И однажды, в некий прекрасный день, люди очнутся. Прозреют. Достигнут кроны, чтобы оглядеть вселенную с высоты духовной мудрости.

10 июня 2020 г.

13. День рождения Дениса Тен17

Трудно что-то говорить и писать, когда у человека уже две даты, разделенные безнадежной чертой. И все же, наши ушедшие остаются с нами.

                                    * * *Жизнь все время держится на нитке,На витках забот, задач, тревог.Мы слились в отчаянной попыткеОбустроить мир свой, как чертог.Проложить уютные дорожкиК сердцу свыше посланных людей.Быть для них пушистей белой кошки,Не стучать в заснувшие окошки,Ежедневно подводить итог.Заложить краеугольный каменьВ Храм грядущий высшей красотыНаучить летать под небесами,Чтобы не пугались высоты.Каждый день свой открывать крылато.Слово – злато, дело – серебро.Верить в то, что дело правды – свято,Не забыть всем подарить добро.Торопился оделять добром!Не стеснялся одарять добром!Никого.И никогда.13 июня 2020 г.

14. Однажды, много зим спустя18…

День рожденья, как всплеск необъятного неба,Кольца лет надевает на стержень судьбы.Отраженья миров, где я был, и где не был,Да минувших ЧП верстовые столбы.Пусть несут меня кони со вспененной гривой,Пусть подковы искрят о гранит мостовой.Только жить стоит дерзко, высотно, красиво,Чтобы чудо любви поманить за собой.7 апреля 2020 г.

15. Просмотр иль не просмотр, вот в чем вопрос!

Кнопочки, кнопочки,

Хорошо играете.

Расскажите, кнопочки,

Что о милом знаете?

В. Темнов19.

О кнопочках баянных поется в задорной песне. Сегодня речь пойдет о других кнопочках, о тех, что вручает «You Tube».

Лайки, комменты, просмотры – основные критерии ценности информационного носителя. Но не будем забывать, что даже статистике свойственно ошибаться. Она сродни машинному переводу: отображает некие тенденции, но не охватывает картину в целом.