Миф №4: об избегании взгляда
Развеем еще один миф, связанный с представлением о том, что лжец при обмане не смотрит в глаза. Для того чтобы в этом убедиться достаточно вспомнить, часто ли вы смотрите в глаза при обычной беседе. Скорее всего – нет. Более того, постоянно смотреть собеседнику в глаза считается неэтичным и часто вызывает внутренний дискомфорт. Эти ощущения хорошо знакомы тем, кто играл в общественном транспорте в «гляделки». Суть игры заключается в том, чтобы выбрать человека и смотреть на протяжении длительного времени исключительно ему в глаза. Щекотливое ощущение при этом возникает не только у «жертвы», но часто и у вас самих.
И даже если ваша «мишень» принимает вызов, включаясь в игру, все равно дискомфортных ощущений вам обоим не избежать. Для обычного человека вполне естественно отводить взгляд в процессе общения. Мы это делаем в любом случае – даже если не обманываем, например, вспоминая о чем-либо или обдумывая отвлеченную от ситуации идею, расслабляясь и т. д. Ведь у каждого из нас своя особенная визуальная карта мира.
Можно ли опираться на эту естественную потребность смотреть в разные стороны во время общения при идентификации лжи? Можно. Часто, как раз именно во время лжи человек начинает вести себя неестественно, пристально вглядываясь в собеседника. Выглядит это примерно так: объект сначала ведет себя непринужденно и смотрит в разные стороны. Затем, после блока выданной им дезинформации, он начинает смотреть на вас. Потом снова отводит взгляд, затем снова дезинформация, и снова взгляд на вас.
Что лежит в основе такого поведения? Дело в том, что воспринимающий информацию для лжеца является источником опасности. А что обычно делают с источником опасности? Держат его в поле зрения, то есть под контролем. Поэтому, когда вы задаете неудобные и опасные вопросы, тем самым вы провоцируете наблюдение и контроль за вами со стороны отвечающего на эти вопросы. Кроме того, лжец часто испытывает потребность удостовериться – поверили ему или нет – пробежала ли по вашему лицу тень сомнения?
Даже если лжец и не является профессиональным профайлером, он все же способен на своем определенном, возможно интуитивном уровне делать некоторые выводы по поводу ваших реакций на его слова. Ведь многие поведенческие сигналы люди, хотят они этого или не хотят, умеют считывать неосознанно – стоит нам слегка скривить лицо и ваш собеседник непременно почувствует, что вам что-то не нравится.
Миф №5: о закрытой позе
После выхода в свет знаменитой книги Алана Пиза «Язык тела» большую популярность приобрел миф о «закрытой позе» лжеца. Не умаляя достоинств Алана Пиза отметим, что он прекрасный популяризатор, но научный подход мало характерен для него.
Если вы действительно поставили перед собой задачу научиться читать человека по телодвижениям, то лучшей рекомендацией для вас станет книга «Как распознать лжеца» Пола Экмана. Ссылку на нее вы легко найдете в интернете. Обращаем также особое внимание на труд Десмонта Морриса «Библия языка телодвижения» – это довольно большая, но очень полезная книга.
Мы утверждаем, что по одному воспроизведенному человеком жесту (как заявляет Алан Пиз) нельзя судить о человеке в целом, поскольку некоторые из жестов и поз являются привычками. Проанализируйте свое поведение. Наверняка даже в спокойном состоянии, слушая кого-то, вы стоите по особенному, потому что вам так удобно держать руки. Некоторые держат руки за спиной, другие – подпирают ими голову, просто потому, что это удобно. Такие привычки есть у каждого.
Элементами, которые необходимо замечать и анализировать, являются как раз отклонения от привычек, от базовой линии поведения. Если вы знаете, какие жесты характерны для человека при обычной, нейтральной беседе, и замечаете, что при ответе на ваш вопрос они не изменились – не приписывайте собеседнику лжи, не обвиняйте в нежелании общаться, ведь он перед вами в естественном состоянии, это его базовая линия поведения. Другое дело, если ваш собеседник, активно жестикулировал, подробно во всех красках рассказывал о чем-то, и, вдруг, после вашего проверочного вопроса опустил руки, отклонился от вас и только потом произнес: «нет-нет, правда, я отдам тебе деньги завтра!».
Вот здесь уже стоит задуматься над двумя моментами: во-первых, почему он отклонился, дистанцировался от вас – ведь дистанцируемся мы, как правило, от того, что нам доставляет дискомфорт. Во-вторых, почему вдруг резко прекратил жестикулировать, «опустил руки». Здесь нужно быть внимательным и запомнить какой именно ваш вопрос вызвал в его поведении столь разительные изменения. Дальнейшая ваша задача – повторить данный вопрос в последующей беседе. А, возможно, сделать его более детализированным. Таким способом вы проверяете, уточняете информацию – действительно ли эта реакция была откликом на предполагаемый вопрос? Или человек, например, просто-напросто поругался с женой и вдруг вспомнил об этом в самый неподходящий момент?
Таким образом, профайлер реализует правило первостепенной важности в дистанционной детекции лжи – все реакции должны быть повторяемыми и перепроверяемыми.
Миф №6: о руках в карманах
Не редко приходится слышать – «если держишь руки в карманах значит, что-то скрываешь». Возвращаясь к уже сказанному – частое прятание рук в карман может быть просто привычкой. Человек может с вами беседовать просто и открыто, ничего не утаивая и при этом положив руку в карман. И это вовсе не означает, что он обманщик и лжец – просто ему так комфортно.
Однако, совсем другое дело, если в ходе беседы он запускает руку в карман для того, чтобы поиграть монетами или перебрать находящиеся в кармане четки. Такие жесты мы относим к разряду жестов-манипуляторов, жестов-взаимодействий, которые указывают на переживание стресса.
Помните, если человек находится в естественно расслабленном состоянии, то он, как правило, использует жесты. Даже в том случае, если он разговаривает по телефону и его не могут наблюдать собеседники. Вспомните, как вы учили иностранный язык, будто бы помогая себе руками вспомнить нужное слово. Руки в данном случае активируют речевой аппарат. Именно поэтому маленьким детям, для того, чтобы они быстрее заговорили, дают упражнения на мелкую моторику, например, на перебирание маленьких бусинок. Активная жестикуляция, если только она не является чрезмерно театральной, выученной – показатель искренности. Неискренняя же жестикуляция, как правило, не успевает за речью: наигранный жест появляется позже относящихся к нему слов.
Таким образом, если при ответе на проверочный вопрос активная жестикуляция сменилась прятанием рук в карман с перебиранием его содержимого – отметьте для себя эту важную с точки зрения детекции лжи реакцию на дискомфорт, но в обязательном порядке перепроверьте ее. Потому что, повторимся, не существует ни одного безоговорочно верного признака лжи в поведении говорящего.
Миф №7: о прикосновении к телу
Миф о том, что «часто прикасаться к лицу и телу – значит врать» провоцирует весьма забавные ситуации при проведении собеседований. Начитавшись книг с советами «ни в коем случае нельзя прикасаться к лицу! Подумают – я обманываю», «ни в коем случае нельзя потирать ладошки!», «ни в коем случае не прикасаться к рукам!», мы приходим на собеседование с одной единственной мыслью: «не прикасаться к лицу». Вместо того чтобы сосредоточиться на вопросах, наше неестественно напряженное лицо выражает одну единственную задачу: «не прикасаться!» И даже если у вас в действительности сильно зачесался нос – вы продолжаете усиленно терпеть, краснея и мучаясь.
При этом упускается из виду совершенно справедливое наблюдение, что если человеку нечего скрывать и он спокоен, то находясь в раздумьях, он может потирать подбородок. Не забывайте учитывать и контекст – возможно в помещении просто холодно и человек пытается согреться.
Внимательно наблюдайте за теми изменениями, которые произошли при переходе от нейтральной темы к проверочной. Если считываемый объект начал чаще прикасаться к лицу и перестал пользоваться демонстрирующими, визуализирующими жестами – единственное, о чем это может говорить наверняка, так это о том, что он переживает внутренний стресс и беспокойство. Причины же у проявленного дискомфорта могут быть самые разнообразные: возможно, ему некомфортно от вашего вопроса, а, возможно, и от вас самих по причине испытываемой к вам антипатии. В качестве факторов дискомфорта могут выступать также знание о забытом дома утюге, холод и т. п. Ваша задача – запомнить реакцию и перепроверить ее, то есть разобраться в ее истинных причинах.
Запомните, что нельзя доверять источникам информации, примитивизирующим процесс детекции лжи, как например, «коснулся лица, почесался – точно врет».
Миф №8: об ответе вопросом на вопрос
Один из наиболее часто встречаемых мифов – заблуждение о том, что тенденция отвечать вопросом на вопрос и делать паузы представляет собой излюбленную тактику лжеца. Не стоит исключать возможность того, что собеседник может просто-напросто не расслышать вас и будет вынужден переспросить. Кроме того, полноценная детекция лжи практически невозможна без осуществления предварительной оперативной психодиагностики, без учета характерных особенностей того или иного психотипа исследуемого объекта. Ведь щепетильность, мелочность уже сама по себе может отвечать личностному профилю определенной направленности. Если для человека с таким психотипом важно достичь с вами взаимопонимания, скорее всего он будет уточнять, переспрашивать – правильно ли он вас понял. Также он будет держать в голове как минимум два варианта ответа одновременно, стремиться кропотливо мыслить на два хода вперед и брать когнитивные паузы.
Что касается интерпретации пауз, то здесь не лишним будет рассмотреть такое явление как точка ориентировочного замирания или, сокращенно, ТОЗ. Точка ориентировочного замирания является паузой, во время которой человек решает, что ему говорить дальше – правду или ложь. Поэтому для профайлера она представляет интерес прежде всего в качестве сигнала к пристальному включению внимания – возможно сейчас объект сомневается в необходимости сказать правду или продумывает ложь, а значит, вы должны не пропустить признаки волнения, следующие за ТОЗ. Однако всегда есть вероятность того, что ваш подозреваемый всего-навсего недопонял вопрос и начал его мысленно анализировать. Поэтому только простые и понятные вопросы, соответствующие интеллектуальному уровню собеседника, помогают исключить фактор непонимания и, тем самым, облегчить работу профайлеру.
Если вопрос прост и не включает в себя сложных терминов, например, касающихся ядерной физики, а ваш собеседник принялся переспрашивать «отдам ли я тебе деньги завтра?», есть повод задуматься. Если же человеку свойственно переспрашивать, то есть он делает это постоянно – то это просто привычка. Подспорьем при идентификации лжи могут быть такие жесты, сопровождающие переспрашивание как закрытость позы, длительная пауза, увеличение дистанции.
Все прочие мифы
Представление о том, что в известном телесериале про работу профайлеров «Обмани меня» показана абсолютная правда также является мифом. Несмотря на то, что профессиональным консультантом во время съемок первого и второго сезона сериала был американский ученый Пол Экман, который посвятил жизнь изучению эмоций человека, описанию микровыражений и системы кодировки лица FACS, в развлекательной сфере точно следовать научным схемам не представляется возможным. Да и цели здесь совершенно иные – преувеличить и приукрасить, чтобы произвести на зрителя яркое впечатление.
Все что показано в фильмах о человекочтении, бесспорно, имеет под собой некоторую реальную подоплеку, но следует иметь в виду, что преувеличений там гораздо больше. Поэтому стать профессиональным профайлером, даже просмотрев все сезоны популярных сериалов «Обмани меня» и «Менталист» нельзя.
Некоторым хотелось бы верить в то, что прототипом столь полюбившегося Кэла Лайтмэна является никто иной, как сам Пол Экман. На самом деле, если мы сопоставим профили Пола Экмана и Кэла Лайтмэна, то обнаружим два диаметрально противоположных характера, поскольку первого можно назвать весьма милым человеком, тогда как второй – агрессивный провокатор.
Большое количество мифов связано с работой полиграфа. Некоторым свойственно наделять детектор лжи безграничными возможностями. Именно таким людям свойственны фразы, наподобие «а скажите, правда, что этот аппарат сейчас начнет говорить: это ложь, это правда!?», «а правда, что там бегущей строкой мысли высвечиваются?». Даже в сериале «Обмани меня», если вы помните, перед тем как начать проверку, Кэл Лайтмэн составлял профиль человека, общаясь с ним и предварительно понимая его. Хотя вел себя при этом агрессивно и провакативно, что в реальности делать нельзя.
При первой коммуникации с человеком, пришедшим на собеседование или переговоры, первичной задачей профайлера является его расслабление, чтобы дать ему почувствовать себя в безопасности. Этого можно добиться, беседуя с человеком на нейтральные, незначимые темы. Только в этом случае у профайлера есть шанс понять, какова у человека, сидящего перед нами базовая линия поведения, каков он в норме. Это позволит отследить появление отклонений в будущем при ответах на проверочные вопросы.
Резюмируя
Мы разоблачили несколько главных мифов о дистанционной детекции лжи, распространяемых посредством информационных сетей в интернете, всевозможных методичек, популярных книг и телепередач. В очередной раз подчеркнем самую главную мысль всего вышеизложенного – не существует ни одного верного признака, который бы указывал на ложь говорящего. Если бы такой признак существовал, то обучение профайлингу ограничилось бы тем, что мы просто указали бы на него. Но такой признак отсутствует. Поэтому дистанционная детекция лжи – это величайший труд, требующий высокой концентрации внимания, невозможный без постоянного нахождения настороже, умения слушать и слышать. Более того, чтобы оставаться на необходимом уровне необходимо непрерывно повышать свою квалификацию, пропускать сквозь призму своего опыта всё большее количество психологических типов. Самое главное в этой деятельности – не останавливаться на достигнутом уровне.
Задания для развития навыков детекции лжи
Мы рекомендуем несколько упражнений, которые при регулярном выполнении способны улучшить ваши навыки в безинструментальной детекции лжи. Они построены таким образом, что следовать описанным выше мифам о детекции лжи.
Начините с того, что заведите небольшой блокнот, в котором будете отмечать ход выполнения данных упражнений.
1. Относительно мифа о почесывании носа. В течение последующих дней после прочтения данной книги (мы рекомендуем заниматься не менее трех недель) отметьте все прикосновения к лицу, которые вы увидите у себя или у других – ваших собеседников, коллег по работе, актеров в фильме, телеведущих и т. д. Запишите все случаи, которые вам удалось увидеть. Постарайтесь, чтобы их было не менее десятка.
2. Относительно мифа о направлении взгляда. Попытайтесь по описанной методике определить базовые коды глазного доступа своих знакомых. Затем, в качестве эксперимента, попросите у собеседников поочередно ответить правдиво и намеренно обмануть вас, в тот момент, когда вы зададите им вопросы. Отследите, как изменяется поведение глаз. Запишите свои наблюдения.
3. Относительно мифа об избегании взгляда. Попробуйте вести беседу с собеседником, не отрывая от его глаз свой взгляд. Затем попытайтесь умышленно несколько раз солгать собеседнику поочередно смотря ему прямо в глаза, либо не поднимая глаз в его сторону. Опишите, что вы испытали при этом.
4. Относительно мифа о прикосновении к телу. Поговорите хотя бы пять минут с вашим знакомым на нейтральные темы, удерживая в голове мысль о том, чтобы не прикасаться к лицу до окончания разговора. Опишите свои ощущения.
5. Найдите в интернете (удобно использовать ресурс youtube) видеозаписи передачи с интервью (лично мы предпочитаем использовать для анализа передачу В. Соловьева «К барьеру»). Затем выключите звук и попробуйте прочитать по телодвижениям и мимике эмоции, испытываемые гостями передачи. Это упражнение поможет вам научиться считывать информацию по картинке. Проверяйте себя в тех случаях, когда сомневаетесь в результате.
6. Тренируйтесь с помощью специальных тренажеров, в том числе размещенных на сайте Академии профайлинга (anna-kulik.ru), для отработки навыков детекции лжи.
Глава четвертая. Как поймать лжеца
О чем эта глава?
Вы когда-нибудь задумывались над тем – почему мы слушаем, но не слышим? Смотрим, но не видим? Но ведь именно по этой причине некоторые из нас становятся жертвой обмана. Речь идет не только об обмане в сфере бизнеса, реальность сегодняшней современной жизни такова, что в условиях информационного общества и острой конкуренции, благополучие в любой сфере жизни зависит от того, насколько правдивой информацией мы обладаем. Манипуляции поджидают нас буквально повсюду: в магазине и на работе, в экранах телевизоров и на радио.
В конце концов человек может оказаться практически беззащитным в неразберихе доказательств правоты, противоречивых мнений и фактов. Кому верить, а кому нет? Какими инструкциями руководствоваться при выборе того, кому можно доверять, если нет возможности проверить всех и каждого на детекторе лжи?
В этой главе вы познакомитесь с важнейшими правилами дистанционного распознавания лжи. Что значит дистанционного? Это означает, что вам отныне не придется использовать сложную аппаратуру для того, чтобы «ловить» тех, кто вам лжет. Мы расскажем, как это делать, ориентируясь исключительно на мимику, речь и жесты собеседника, его поведение. И, конечно же, подробно объясним те ошибки и подводные камни, с которыми часто приходится сталкиваться в практике ловли лжецов.
В этой главе мы дадим вам возможность получить самые необходимые, базовые знания по дистанционной детекции лжи, без которых обретение навыка поимки лжеца просто невозможно.
Вы сможете не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть. Услышать и увидеть тот самый момент, когда вас пытаются обмануть.
Суть лжи и поимка лжеца
Прежде чем приступить к описанию способов распознавания лжи доступным языком, зададим сами себе простой вопрос – почему человеку так важно видеть обманывают ли его в определенный момент времени или говорят правду? Ответом на него станет обобщенная формулировка, о том, что именно так проявляется естественное человеческое стремление обезопасить себя в социальном пространстве. Ведь не существует человека, который ни разу не становился жертвой обмана. Обман обескураживает, разочаровывает, обижает и даже наносит душевные травмы. Лицемерие воспринимается нами как предательство.
Однако далеко не всякая ложь, с которой мы сталкиваемся ежедневно приносит нам огорчение. Ведь есть приятная, позитивная и даже завораживающая ложь, на которую мы даем добровольное согласие. Например, мы с радостью сопереживаем героям захватывающего кинофильма, прекрасно понимая, что они всего лишь актеры. Мы созерцаем зрелищную театральную сцену, изначально зная, что это только красивая игра. В этих случаях мы не только согласны быть обманутыми, но и готовы платить за это. Задумайтесь, что каждая девушка, нанося макияж и стараясь приукрасить свои достоинства, почти каждый день обманывает тех, в чьих глазах хочет выглядеть более привлекательной.
Таким образом, следует признать, что не всякая ложь неприятна. И тот, кто не принимает это во внимание, рискует заработать психическое заболевание. Только представьте во что может превратиться наша жизнь, если мы только и будем разоблачать на каждом шагу лжецов. Именно поэтому основная задача профайлера в том, чтобы научиться видеть тот обман, который несет негатив: неприятности, душевную боль или материальные потери. Именно такую ложь нужно уметь замечать и предотвращать.
Давайте разберемся, что же такое обман? Однозначного определения обмана не дают даже ученые. Если говорить доступным языком, то совершение обмана всегда подразумевает взаимодействие как минимум двух сторон, одной из которых является лжец. Один такой лжец может обмануть одного, двух или даже целую группу людей.
Почему важно понимать направленность обмана именно на другого? Потому что самообман для верификатора ложью не является.
Поясним этот важный момент на примере. Представьте, что кто-то из ваших знакомых вдруг назвался инопланетным гостем с Марса, признался в том, что кожа у него в действительности синяя, начал рассказывать, как красиво она сияет в темноте.
Как мы воспримем такого человека? Возможно, он позабавит нас, возможно, мы просто посоветуем ему отправиться к доктору. В целом же его фантазия останется для нас абсолютно безвредной. Но совсем иное дело, если тот же самый «инопланетянин» предложит провести вас на борт летающей тарелки за 100 тысяч рублей.
Чем отличаются эти два варианта событий? Тем, что во втором случае у лжеца есть умысел на обман. То есть человек обманывает вас умышленно с вполне определенной целью. В данном случае – присвоить ваши деньги.
Беседуя с человеком, научитесь понимать – есть ли у него умысел на обман, и, если есть, то в чем он состоит. Криминологи часто говорят: есть умысел – возможно преступление. Поэтому начиная всякую беседу предварительно ответьте сами себе на вопрос: есть ли у вашего собеседника выгода вас обманывать. Если да, то внимательно исследуйте его поведение и наблюдайте за ним.
Нет выгоды обманывать без умысла. Самообман же, как вы поняли из вышеописанного примера, ложью не является, поскольку человек, обманывающий себя, кроме как самому себе никому вреда не приносит. В дальнейшем мы будет рассматривать только тот обман, который причиняет вред другим и неважно какой он будет носить характер – духовный или материальный. Выявлять именно такой тип лжи мы и будем учиться.
В чем еще может проявляться выгода обмана? Возьмем в качестве примера супружескую ложь и представим, например, что муж имеет выгоду обманывать жену, отрицая наличие любовницы. Что же это за выгода?
Выгод здесь может быть несколько: не потерять семью, сохранить свой статус, не получить «сковородкой» по голове, сохранив свое здоровье и т. д. Очевидно, что отвечая на вопросы жены, изменник будет нервничать и испытывать страх быть уличенным. Иначе говоря, он переживает колоссальный стресс.
Запомните, что ложь это всегда стресс. Каждый без исключения обманщик испытывает некоторую, более или менее заметную неловкость, определенный дискомфорт. Вспомните себя в такие моменты, когда вам приходилось обманывать и когда предмет обмана имел для вас действительно большую значимость.
Что происходило у вас при этом внутри? Ваше сердце сжималось, начинало судорожно колотиться, вы краснели, возможно, бледнели, ваше горло пересыхало. Будьте уверены, что точно такой же дискомфорт испытывают во время лжи и все остальные люди.
Лжец способен хорошо контролировать свои проявления на вербальном уровне, придумывая или умалчивая что-то по ходу своего рассказа, но знайте, что свое непослушное тело взять под абсолютный контроль ему никогда не удастся. Тело всегда правдиво и очень «разговорчиво». Один из инструментов профайлера заключается в том, чтобы научиться не верить словам, а верить телу.
В нашей практике работы профайлерами нередко встречались хорошо подготовленные, не побоимся этого слова – профессиональные – лжецы. Они столь талантливо контролировали свою речь, что мы не могли найти в ней ни одной подозрительной оговорки, ни малейшего сомнительного заикания. Им удавалось также сдерживать некоторые свои жесты, но, несмотря на это, мимика предательски выдавала их. Тех же из них, кто делал попытки влиять на свою мимику (хотя это почти невозможно, о чем мы подробнее расскажем ниже), выдавали проявления вегетативной нервной системы.
Обычному человеку не под силу своей волей контролировать биение сердца, частоту дыхания, процессы слюноотделения и т. п. Всякий лжец, испытывая стресс, переживает пересыхание во рту и в горле, следовательно, ему постоянно хочется пить. Отсюда сглатывание слюны, облизывание губ или покашливания, призванные прочистить горло. Дыхание в такие минуты учащается, становится прерывистым. На все это необходимо обращать внимание.
В этой связи вспоминается весьма показательный случай из нашей практики, когда во время одной из проверок лжец упорно себя не выдавал, сколько бы вопросов ему не задавали. Единственной необычной деталью, бросившейся в глаза, стало небольшое покашливание («кх-кх») после каждого вопроса, на который он лгал. Как только мы заметили данную схему, то сразу стало понятно на какие именно темы ему необходимо задавать проверочные вопросы и вопросы по деталям. Впоследствии обманщика даже удалось вывести на признание.