Спустя сорок с лишним лет карамзинская декларация будет иметь свое продолжение и, как бы через призму времени, содержащиеся в ней идеи преломятся в свете новых реформ. Великий князь Константин Николаевич, в отличие от своего дяди и тезки цесаревича Константина Павловича, будет пытаться играть при своем венценосном брате ту же роль, которую до этого выполнял Сперанский. Таким образом, в правительственных сферах оформлялась и развивалась в течение долгого времени политика либеральной бюрократии, против которой последовательно выступали сначала Карамзин, а затем Катков, черпавший из наследия историка поддержку в своих публицистических баталиях.
В 1870 году Михаилу Никифоровичу представилась возможность выразить свое отношение к работе Николая Михайловича в связи с запретом цензуры публиковать «Записку» Карамзина в декабрьском номере «Русского архива». «Исторические идеи имеют свою относительную ценность, – отмечал Катков. – Что перед высшими требованиями является ложью и несправедливостью, то было в свое время и истинно, и справедливо, и необходимо». Для Каткова, несмотря на его оговорку, было принципиально важным подчеркнуть именно ценность, преемственность и неизменность их общей позиции в отношении самодержавной власти в России: «Карамзин имел в виду всего более уяснить примерами из нашей истории, поставить на твердом основании и отстоять принцип самодержавия против некоторых окружавших государя людей, желавших, как полагал Карамзин, ограничить его власть в свою пользу»[51].
Катков, говоря об относительном и преходящем значении любого исторического документа, попытался актуализировать аргументы Карамзина, направленные против либеральных увлечений монарха, и обосновать прямую связь государя с народом – идею самодержавия – в качестве органичного и фундаментального принципа Российского государства в его прошлом, настоящем и будущем.
Историки не раз обращались к анализу «Записки» Карамзина, видя в ней сложность и многообразие различных идейных пластов, источник консервативных устоев и положений, формирующейся национально-государственной идеологии российского самодержавия. И с этой стороны содержание представленного государю Александру I документа открывало монарху простор и возможность для творческого созидания. По мнению Нины Васильевны Минаевой (1929–2009), в 1811 году Карамзин предложил модернизацию страны, но такую, которая бы обеспечивала внутреннюю стабильность и одновременно европейский статус России как современной великой империи[52].
Хотя имперский период русской истории не был написан Карамзиным, но им одним из первых была дана развернутая оценка царствования Петра Великого и последствий его преобразований. Именно в «Записке о древней и новой России» Карамзин попытался непредвзято подойти к личности царя-реформатора, сумевшего обратить развитие России в новое русло.
Карамзин не отрицает исторических заслуг Петра в деле возвышения России и укрепления ее могущества, но обращает внимание на два аспекта. Во-первых, он прослеживает истоки петровских преобразований, подготовленных предшествующей мудрой, терпеливой политикой московских царей в течение двух столетий, и, во-вторых, резко критически оценивает насильственный характер мер, при помощи которых Пётр проводил политику «европеизации» страны. «Искореняя древние навыки, представляя их смешными, глупыми, хваля и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце», – писал Карамзин. Серьезной ошибкой Петра Карамзин считал принижение значения Православной церкви, уничтожение патриаршества, введение Святейшего Синода, контролируемого светской властью, что, по его мнению, привело к утрате Церковью своего священного назначения[53].
Оценки Карамзина важны и интересны не только для уяснения его историографической позиции и ее эволюции. Не меньшую ценность они представляют и в перспективе общего концептуального видения им судьбы страны и обоснования необходимости внести изменения в проводимый правительством курс реформ. Основой доказательства здесь для него служит тезис о самобытности России, ее особом пути. Н. В. Минаева обратила внимание, что этот тезис «сопряжен с уже укоренившимся представлением Карамзина о значении идеи национального достоинства. Впервые проявившееся в политической концепции Карамзина на ранних этапах увлечения его масонством представление о национальном достоинстве в “Записке” сливается с тезисом о самобытности пути русского исторического развития»[54].
Достоинства нации и народа, как мы понимаем сегодня, не могут попирать личного достоинства человека и гражданина. Одного не существует без другого. Искусственность такого противопоставления, надо полагать, была очевидной и для Карамзина, хотя проблема политической свободы, а также проблема отмены крепостного права в России действительно не рассматривались им как первоочередные. Это реальное противоречие трудно было разрешить, исходя из противостояния легитимизма – консерватизма свободе – либерализму. Необходим был синтез идеологий, их обобщение на другом уровне и другом витке истории, что позднее и попытались сделать последователи Карамзина, включая Каткова.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Корнилов А. А. Михаил Никифорович Катков (1818–1887) // История русской литературы. XIX в.: В 5 т. / Под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского. Т. 5. М., 1911. С. 130.
2
Корнилов А. А. Михаил Никифорович Катков (1818–1887) // История русской литературы. XIX в.: В 5 т. / Под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского. Т. 5. М., 1911. С. 127.
3
Материалы для жизнеописания М. Н. Каткова. Ч. I. Из писем М. Н. Каткова к матери и брату // Русский вестник. 1897. № 8. С. 165.
4
Соловьёв В. С. Несколько личных воспоминаний о Каткове // Соловьёв В. С. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 633.
5
Бердяев Н.А. Судьба России. М., 2016.
6
Бердяев Н. А. Русская идея // Русская литература. 1990. № 2. С. 98.
7
Катков М. Н. Песни русского народа // Отечественные записки. 1839. Т. 4. № 6. С. 3.
8
Там же. № 7. С. 66.
9
Там же. С. 60.
10
Розанов В. В. Суворин и Катков // Колокол. 1916. 11 марта.
11
См.: Кантор В. К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. М., 2008. С. 339.
12
Здесь и далее все даты русской истории приводятся по юлианскому календарю.
Некоторые издания указывают и другие даты дня и года рождения Каткова – 6 ноября 1817 или 1 (13) февраля 1818 г. См.: Ванеян. С. С. Катков М. Н. // Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. Т. 2. М., 1992; Прокопов Т. «Россия. в ней два императора: Александр II и Катков». Вехи судьбы охранителя консервативной государственности // Катков М. Н. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. СПб., 2010. С. 11. В дореволюционных изданиях, как правило, указывается 1 ноября 1818 г. См.: Катков М. Н. // Русский биографический словарь / Под ред. А. А. Половцова. Т. 8. СПб., 1897. С. 548; Катков М. Н. // Энциклопедический словарь. Изд. Русского библиографического института Гранат. Т. 23. Стб. 620. М., 1914. В сборнике под редакцией С. П. Шевырёва «Биографический словарь профессоров и преподавателей Московского университета 12 января 1855 года» (М., 1855. Ч. I. С. 381) дата рождения М. Н. Каткова указана как 1 ноября 1818 года. По свидетельству близкого товарища и многолетнего сотрудника Каткова Н. А. Любимова, содержание своей биографии Катков составил сам. См.: Любимов Н. Михаил Никифорович Катков (по личным воспоминаниям) // Воспоминания о Михаиле Каткове. М., 2014. С. 220. Встречающиеся разночтения вызваны, на наш взгляд, недоразумениями разного рода.
13
Из Записной книжки «Русского архива»: М. Н. Катков // Русский архив. 1912. № 3. С. 450.
14
Письма М. Н. Каткова к А. Н. Попову / Сообщ. И. Ф. Эверлинг; прим. П. И. Бартенева // Русский архив. 1888. № 8. С. 490.
15
Григоров А. А. Из истории костромского дворянства. Кострома, 1993. С. 352.
16
В августе 2009 г. Костромская область отмечала свое 65-летие. По этому случаю в области были устроены народные гуляния. В Чухломе в них участвовали старушки-веселушки: М. И. Каткова, О. Н. Костромова. URL: http://www.admgalich.ru/index.php?id=2062&Itemid=24&option=com_content&task=view (Дата обращения: 22.03.15).
17
Евгений Пажитнов. Родословная рода Михаила Никифоровича Каткова [Электронный ресурс] // URL: http://www.proza.ru/2014/12/28/1648. (Дата обращения: 31.05.2015); Шереметев С. Д. Мемуары графа С. Д. Шереметева. М., 2001. С. 387.
18
Материалы для жизнеописания М. Н. Каткова. Ч. I. Из писем М. Н. Каткова к матери и брату// Русский вестник. 1897. № 8. С. 133–134.
19
НИОР РГБ. Ф. 120. К. 53. Ед. хр. 18. Л. 1 об.
20
Пассек Т. П. Воспоминания («Из дальних лет»). 2-е изд. Т. 3. СПб., 1906. С. 288.
21
Материалы для жизнеописания М. Н. Каткова. Ч. I. Из писем М. Н. Каткова к матери и брату // Русский вестник. 1897. № 8. С. 133.
22
Пассек Т. П. Воспоминания («Из дальних лет»). С. 291.
23
Маркелов Е. В. Пути исканий русской интеллигенции: оформление охранительной концепции М. Н. Каткова [Электронный ресурс] // URL: http://observer.materik.ru/observer/N10-12_96/10-12_21.HTM (Дата обращения: 8.03.15).
24
Материалы для жизнеописания М. Н. Каткова. Ч. I. Из писем М. Н. Каткова к матери и брату // Русский вестник. 1897. № 8. С. 159.
25
Пассек Т. П. Воспоминания («Из дальних лет»). 2-е изд. Т. 3. СПб., 1906. С. 296–297.
26
Из Записной книжки «Русского архива»: М. Н. Катков // Русский архив. 1912. № 3. С. 450.
27
Материалы для жизнеописания М. Н. Каткова. С. 132.
28
НИОР РГБ. Ф. 120. К. 53. Ед. хр. 18. Л. 1.
29
Катков М. Н. Письма к Александру II и Александру III // Идеология охранительства. М., 2009. С. 709.
30
Цит. по: Бузина Т. В. Достоевский: динамика судьбы и свободы. М., 2011. С. 293.
31
Материалы для жизнеописания М. Н. Каткова. Ч. I. Из писем М. Н. Каткова к матери и брату // Русский вестник. 1897. № 8. С. 133.
32
Герцен А. И. Былое и думы // Герцен А. И. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 4. М., 1975. С. 28.
33
Пассек Т. П. Воспоминания («Из дальних лет»). 2-е изд. Т. 3. СПб., 1906. С. 289.
34
Там же.
35
Пассек Т. П. Воспоминания («Из дальних лет»). 2-е изд. Т. 3. СПб., 1906. С. 290–291.
36
Санькова С. М. Михаил Никифорович Катков. В поисках места (1818–1856). М., 2008. С. 23.
37
Пассек Т. П. Воспоминания («Из дальних лет»). 2-е изд. Т. 3. СПб., 1906. С. 287–288.
38
Там же. С. 291.
39
Материалы для жизнеописания М. Н. Каткова. Ч. I. Из писем М. Н. Каткова к матери и брату // Русский вестник. 1897. № 8. С. 161.
40
Материалы для жизнеописания М. Н. Каткова. Ч. I. Из писем М. Н. Каткова к матери и брату// Русский вестник. 1897. № 8. С. 133–134.
41
Бураков Ю. Н. Под сенью монастырей московских. М., 1991. С. 175.
42
Санькова С. М. Михаил Никифорович Катков. В поисках места (1818–1856). М., 2008. С. 21.
43
Российская газета. 2013. 31 октября.
44
Мартин А. Просвещенный метрополии Созидание имперской Москвы, 1762–1855. М., 2015. С. 175, 248.
45
Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. 10. 1958. С. 125.
46
Вяземский П. А. Полное собрание сочинений: В 12 т. Т. 7. СПб., 18781896. С. 172.
47
Васькин А. А. В поисках лермонтовской Москвы. К 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. М., 2014. С. 126.
48
Долгова С. Р., Михайлова Н. И. «Края Москвы, края родные.» А. С. Пушкин и Москва. М., 2013. С. 197.
49
Катков М. Н. Заслуга Пушкина // Катков М. Н. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. СПб., 2010. С. 699. (Впервые: Московские ведомости. 1880. 6 июня. № 155. Особое прибавление к выпуску газеты).
50
Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России. М., 1991. С. 35.
51
Катков М. Н. Запрещение цензурою «Записки о новой и древней России» Карамзина // Катков М. Н. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. С. 632. (Впервые: Московские ведомости. 1870. 24 декабря. № 278).
52
Минаева Н. В. Век Пушкина. М., 2007. С. 129.
53
Цит. по: Стенник Ю. В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-политической мысли XVIII – начала XIX века. СПб., 2004. С. 243.
54
Минаева Н. В. Век Пушкина. М., 2007. С. 69.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги