ФКС – формирование конкурентной среды для СМИ;
АПАГВ – активное противодействие агрессивным гибридным войнам, в том числе в идеологической и информационной сферах;
НУГВ – недопущение участия в государственной власти лиц из сверхбогатых семей;
АПКр – активное противодействие коррупции;
СЗ – совершенствование законодательства в направлении его обслуживания реального общего дела народа страны (дела, превращающего общество в народ), так чтобы не было нужды нарушать или обходить закон в интересах этого дела;
СКС – создание комплекса стимулов, делающих коррупционное поведение заведомо невыгодным;
ГИГ – генерирование идеологии госслужащих, заключающейся в служении отечеству, с девизом «честь дороже жизни», с идеологической фильтрацией кадров управления на госслужбе;
ДКП – действенный контроль за потреблением госслужащих и их семей;
ТДОф – тотальная деофшоризация любой производственно-хозяйственной деятельности на территории страны, при запрете на обучение за границей и владение в других странах недвижимостью и банковскими счетами для всех членов семьи госслужащего;
СВН – синергия власти и народа на основе подлинной демократии и реального служения правящего класса национально-государственным интересам страны.
Наследственный вариант МПКУЭтот вариант вытекает из естественно-традиционного варианта МПКУ, но есть все основания для выделения его в качестве самостоятельного варианта. У него много положительных свойств:
– передача мастерства управления по наследству, с накоплением опыта управления многих поколений руководителей;
– сильное ослабление интриг в борьбе за власть, если наследник определен и однозначен;
– концентрация руководителя на управлении Делом, вместо того, чтобы постоянно заботиться о сохранении власти и балансировать на грани сохранения или потери должности;
– возможность задействования стратегического измерения горизонтов управления, на многие десятилетия и даже на столетия;
– решение проблемы «нулевой суммы общества» (концепция американского ученого Лестера Туроу, когда избираемый глава государства думает о том, чтобы не ущемить ни один слой избирателей, а между тем без этого невозможен прогресс в развитии; например, в РФ невозможно осуществить возрождение без резкого сжатия спекулятивно-посреднической сферы);
– накапливаемое с годами благородство и одухотворенность управления.
Однако, наследственному варианту МПКУ присущ также ряд недостатков, которые в критические периоды истории могут даже приводить к социальным катастрофам:
– очевидная неспособность наследника выполнять необходимые функции управления (это нейтрализуется установлением процедуры отказа в должности такому наследнику и четкой регламентации передачи должности другому лицу);
– наличие более умных, талантливых, продвинутых управленцев по сравнению с тем, кто занял руководящий пост по наследству (данный минус нейтрализуется тем, что руководитель по наследству не генерирует сам идеи, новации, преобразования, но позволяет это делать своему окружению, а сам выступает как инстанция, собирающая рекомендации (советы), фильтрующая их, критически оценивающая (с помощью экспертов), принимающая решение по осуществлению выдвинутых предложений.
АНПСнв = { РПС → [(ПМУ ⇄ СОИ ⇄ КРД ⇄ СОУ ⇄ РПНСО ** ⇄ НБОУ)} ⇄ СВ ⇄ { ННС → [ЧПНО ⇄ (ИРФК ⇄ ИРФПР)]},
где АНПСнв – алгоритм насыщения положительным содержанием МКПУ в его наследственном варианте;
РПС – развитие положительных свойств;
ПМУ – передача мастерства управления от предков к потомкам;
СОИ – сильное ослабление интриг в борьбе за власть;
КРД – концентрация руководителя на деле, а не на борьбе за сохранение власти;
СОУ – стратегическая ориентация управления;
РПНСО – решение проблемы «нулевой суммы общества» (лебедя, рака и щуки, притом что воз и ныне там);
НБОУ – накопление благородства и одухотворенности управления;
СВ – синергия взаимодействия;
ННС – нейтрализация негативных свойств;
ЧПНО – четкая процедура недопущения (отстранения) наследника при его явной несостоятельности при полном консенсусе всех сословий (слоев) общества;
ИРФК – исполнение руководителем функции координатора идей и действий выдающихся личностей, каждая из которых в своей области значительно превышает уровень руководителя-координатора;
ИРФПР – исполнение руководителем функции принятия решения, с опорой на пользующееся доверием экспертное сообщество.
Очевидно, что по наследству могут передаваться далеко не все, а только отдельные, ключевые должности, в перечень которых может входить и пост главы государства. В современной России это может быть вполне целесообразным, что предполагает задействование при этом института православной церкви. Степень успешности такого проекта будет зависеть от степени искренности и глубины веры в Идеалы Православия граждан России. Особенно тех, кто занимает в ней ключевые посты.
В целом наследственный вариант МИКУ приемлем в наибольшей степени в преимущественно религиозном обществе, не в значении ортодоксии, а в смысле искреннего обращения большинства населения к Богу.
Интегрированный вариант МИКУИсходя из того, что все три варианта МИКУ имеют свои положительные и отрицательные свойства, с возможностью нейтрализации последних, мы рекомендуем принять синтез из всех этих вариантов, каждый из которых предварительно насыщается положительным содержанием.
АСовМПКУ = {[(НПС → ЕТВ) ⇄ (НПС ⇄ ДВ) ⇄ (НПС → НВ)] ⇄ (ОВ ⇄ ОМПВ)} ⇄ СУ ⇄ {[СПИ ⇄ (СИИ ⇄ СИП ⇄ СИТРК ⇄ СИН ⇄ СИЛИ)] →→[(СЕВН ⇄ СССР) → (СО ⇄ СЭ ⇄ СП)]} ⇄ ЧВ
где АСовМПКУ – алгоритм синтеза-синергии основополагающих вариантов МИКУ;
НПС – насыщение положительными свойствами;
ЕТВ – естественно-традиционный вариант;
ДВ – демократический вариант;
ИВ – наследственный вариант;
ОВ – отбор вариантов;
ОМПВ – определение мест применения вариантов;
СУ – синергия управления многоуровневым общественным воспроизводством;
СПИ – синергия патриотической идеологии;
СИИ – синергия индивидуально-личностных идей;
СИП – синергия идей Православия;
СИТРК – синергия идей традиционных религиозных конфессий России;
СИН – синергия идей науки на основе сбалансированности ее интравертности и экстравертности;
СИЛИ – синергия идей литературы и искусства;
СЕВН – синергия единения власти и народа;
СССР – синергия синтеза справедливости и развития;
СО – синергия общества;
СЭ – синергия экономики;
СП – синергия права;
ЧВ – челночное взаимодействие ряда организационно-управленческих воздействий по осуществлению синтеза основополагающих вариантов МИКУ.
Последний элемент формулы, обозначенный как ЧВ, имеет ключевое значение для практического осуществления синтеза основополагающих вариантов МИКУ, которые необходимо использовать в их взаимопроникновении и взаимодействии с учетом уникальности нашей страны. При этом следует сочетать общие знания о формировании кадрового состава управленческого корпуса с нахождением и осуществлением требуемых точечных действий (речь идет о нейтральных, ключевых точках того или иного субъекта, объекта, процесса) в соответствии с золотым правилом: нужное действие, в нужном месте, в нужное время.
1.3. Синергетические основы права
Синергия права, наряду со сходством, имеет существенные различия в сравнении с синергией общества и синергией экономики. Дело в том, что синергия общества и экономики более точно и последовательно, по сравнению с синергией права, охватывает все четыре сферы-процесса многоуровневой системы общественного воспроизводства (в ракурсе микро, мезо, макро, мега уровней и трех субъуровней отдельного человека в качестве работника и потребителя, структурного подразделения организации, организации (фирмы, корпорации и т. д.) в целом, что является оборотной стороной микро-уровня системы общественного воспроизводства). В чем заключается данная большая полнота и последовательность? Как синергия общества, так и синергия экономики имеет то отличительное свойство, что она диалектически включает в себя всю полноту двуединства цели и средства ее достижения, в то время как диалектика права охватывает это двуединство с существенным ограничением. Ведь право, сущность которого сводится к регулированию поведения людей в разноуровневых системах их взаимодействий, в конечном итоге является средством достижения тех или иных конечных целей, но не содержит в себе самих этих целей. Конечно, свои цели у права есть – это промежуточные цели, выражающиеся в создании благоприятных условий для достижения главных, сущностного порядка, целей жизнесуществования человека, названных нами конечными не в смысле конца, завершенности, после которой возникает пустота, заполняемая новыми целями с ориентацией на их конечную завершенность и т. д. до бесконечности, а в смысле фундаментальности, базового порядка целеполагания, которое на разных этапах развития принимает неодинаковые целевые установки, представляющие собой калейдоскоп динамичного развертывания одних и тех же базовых целей жизнесуществования человека. В отличие от этого, диалектика права имеет ту универсальную (конечную) цель, которая заключается в создании возможно более благоприятных условий условно (они сродни средствам достижения целей) для осуществления базовых, фундаментальных целей жизнесуществования человека. Иначе говоря, конечная (базовая) цель права – это создать наилучшие, в пределах возможного, условия для осуществления базовых целей жизнесуществования людей.
Термин право – корреспондируется с понятиями: правило (нормы поведения) и правильно (поведение в соответствии с нормами). При этом институты общества, в том числе в политике и экономике, в их сущностном понимании, представляют собой устоявшиеся правила поведения людей, в одной части оформленные законодательством и нормативами, а в другой неформленные, при создании соответствующих организационно-управленческих структур, обеспечивающих осуществление соответствующих правил, а, кроме того, способных действовать, в ряде случаев, поверх и вне правил, преследуя цели как функционального, так и стратегического порядка, включая и цели эволюционного (постепенного, поэтапного) или революционного изменения ранее утвердившихся (устоявшихся) правил поведения людей.
Право пронизывает собой как все общество, так и его экономику, а также все другие сферы общественной жизнедеятельности – идеологию, культуру, искусство, власть, политику, экологию, гражданские отношения и т. д. При этом право обеспечивает тот фундамент устойчивости всей многоуровневой системы поведения людей, опосредуемой их общественными взаимоотношениями, на котором только и может осуществляться жизнедеятельность общества, в аспекте, как текущего функционирования, так и развития, совершенствования.
Право, как особая система многоуровневого взаимоотношения людей, объективно имеет два аспекта – содержания и формы.
Содержательным аспектом права являются реальные поступки и взаимоотношения людей, которые осуществляются в соответствии с устоявшимися правилами (институтами) поведения и вопреки им или поверх (нейтрально, в обход) них.
Формальный аспект права представлен зафиксированными законодательно или административно правилами поведения, обеспечиваемых применением соответствующих санкций на основе силы, обеспечиваемой должным образом ресурсами – силовыми, материально-техническими, экономическими, организационно-управленческими, воспитательными и др.
Двуединство содержательного и формального аспектов права присуще реальным правовым отношениям общества.
Кроме них, нужно различать имитационные правовые отношения, которые отсутствуют в реальной жизнедеятельности общества, но тем не менее включаются в законодательные акты, в том числе и основной закон государства (конституция) той или иной страны. Это делается с апологетико-пропагандистской целью, чтобы придать гуманный (социальный) характер такому обществу и государству, которое в своей сущности таковым не является. Так в конституциях многих стран провозглашены права человека на жизнь, получение образования, медицинское обслуживание, социальную защиту в условиях нетрудоспособности и преклонного возраста и т. д., но при отсутствии соответствующей нормативно-правовой базы, должным образом конкретизирующей действия институтов и лиц, обеспечивающих эти права на деле, а главное, при явно недостаточном материально-техническом, кадровом, денежно-финансовом обеспечении данных прав, которые только провозглашаются в полном объеме, но на деле осуществляются далеко не в полной мере или не реализуются совсем.
В качестве примера сошлемся на современную Россию, где, согласно официальной статистике, порядка 20 млн. человек имеет денежный доход ниже прожиточного минимума. Что это значит? В стране явно не соблюдается такое фундаментальное право, как право на жизнь.
Разумеется, в критических условиях жизнедеятельности общества и государства (военных действий с применением вооруженной силы, разрухи, природного бедствия и т. д.), при всем желании невозможно всем и каждому обеспечить фундаментальное право на жизнь. Более того, чтобы обеспечить такое право возможно большему числу граждан, государство осуществляет всеобщую воинскую повинность, сильно ограничивая право военнослужащего на его собственную жизнь. В этом же направлении действует и идеологическая сфера, а также искренние чувства патриотизма, морально-этические принципы личности.
Однако, в периоды стабильности, при достаточном благосостоянии общества, оно в лице государства, а также и частной благотворительности может и должно обеспечить право человека на жизнь. Это право нельзя сводить только к отсутствию смертей от голода непосредственно, как это было, например, в 30-е годы в СССР, а также и в США, в период Великой депрессии, когда в этой ведущей стране капитализма от голода умерло около 8 млн. человек. Право на жизнь в корне подрывается не только голодом как таковым, но и рядом факторов, в числе которых плохое питание, бедственное состояние экологии, отсутствие квалифицированной медицинской помощи, а также невозможность получить образование в необходимом объеме, отсутствие работы и т. д., т. е. вся совокупность факторов не позволяющих вести человеку здоровый образ жизни. Конечно, в силу деформации личности индивида, изъянов в его воспитании и т. п., когда он подвержен алкоголизму, наркомании и т. д., ответственность за нарушение права на жизнь лежит на конкретно взятом человеке, но и здесь доля ответственности падает также на общество и государство, которые не приобщили определенную часть людей к здоровому образу жизни как в ее физическом, так и духовно-психологическом аспекте.
Дать точную цифру, отражающую количество людей в РФ, лишенных фундаментального права на жизнь государством дать затруднительно. Во-первых, из числа лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума, многие заняты производством товаров или оказанием услуг без юридического оформления своей деятельности, соответственно они имеют существенный реальный доход, не фиксируемый статистикой. Во-вторых, сам официальный прожиточный минимум (в пределах 11–12 тысяч рублей по разным возрастным категориям на середину 2018 г.) не отражает реального прожиточного минимума, который имеет два уровня измерения; а) физиологический минимум в соответствии с обеспечением здорового образа жизни; б) духовно-культурно-психологический минимум, соответствующий уровню человеческого достоинства на данной ступени исторического развития общества;[9] Не претендуя на точность числа граждан РФ, чьи реальные доходы ниже прожиточного минимума, отметим, что их численность достигает порядка 30–50 млн. человек.
И столь большое число граждан России лишено фундаментального права на жизнь не потому, что у общества и государства не хватает ресурсов для обеспечения этого права, а в результате крайне неравномерного, притом в корне несправедливого распределения общественного богатства страны, произошедшего в результате революции сверху, осуществленной в начале 90-х годов, когда в один общий революционный поток, дирижируемый спецслужбами США, опирающихся на агентов влияния (на 5-ю колонну), слилось ряд революционных течений: а) коррумпированной номенклатуры, нацеленной на трансформацию части полномочий в свой личный капитал; б) разного рода теневиков, представителей организованной преступности; г) ущемленной интеллигенции, задавленной марксистско-ленинскими догмами, жаждущей освободиться от их гнета, получившей в результате революции долгожданную свободу, но зато лишавшуюся элементарных средств жизнесуществования, в результате чего многие квалифицированные кадры были вынуждены оставить свою профессию и переквалифицироваться либо в торговцев-челноков, либо в интеллектуальную обслугу олигархических структур.
Помимо двуединства содержательного и формального аспектов права, реального и имитационного права, необходимо различать духовную составляющую права. Примечательно, что даже юристы, многие из которых часто далеки в своем мировоззрении от духовной сферы, единодушно признают формулировку «ДУХ И БУКВА ЗАКОНА».
Действительно, право как таковое, наряду со своим содержанием и формой, имеет еще и дух. Соответственно, каждая система исторически-конкретного права имеет еще и свой, присущий именно ей дух. Этот дух корреспондируется со смыслом, присущим данному времени и месту исторического процесса жизнедеятельности людей, а также с духовно-нравственным и моральным кодексом поведения. Причем духовно-нравственная основа поведения личности относится к сфере смысла, а мораль – к внешне фиксируемым нормам поведения людей в обществе.
Самым высоким уровнем права является такой, когда люди следуют правилам и нормам согласно своим глубинным убеждениям, в качестве выражения своих внутренних потребностей. Внутри этого самого высокого уровня есть свои градации, связанные с чистотой духа, высотой идей, глубиной и синергетичностью смысла, заложенным в систему права. При этом современное человечество очень и очень далеко от той ступени исторического прогресса, на которой следование людьми правовым нормам является выражением ими в своих действиях внутренне осознанной необходимости. На современном этапе развития человечества, а также в обозримой исторической перспективе, следование людьми правовым нормам должно обеспечиваться в добровольно-принудительном порядке, с опорой на силу принуждения (она в меру развития общества и государства все более и более действует идеально, применяясь реально только по отношению к нарушителям, которых со временем становится все меньше и меньше). В свою очередь сила принуждения базируется на собственности на те факторы, которые обеспечивает само наличие такой силы, начиная с власти и завершая разными формами богатства, как в натуре, так и в деньгах, при том, что богатство может быть трансформировано во власть (за деньги можно купить вооруженную силу, и при ее помощи захватить власть, а власть, опирающаяся на силу, способна присвоить себе богатство, до того принадлежащее другим людям).
Таким образом, синергия права находит свое выражение в том, что оно связано, по принципу сети прямых и обратных связей, а также по принципу взаимопроникновения, со следующими сферами, и протекающими в них процессами: а) по вертикали – со сферами духа, идей, смысла (наверху) и со сферами власти, силы, собственности, богатства (внизу); б) по горизонтали – со всеми сферами жизнедеятельности общества, в том числе и с экономической сферой. При этом синергия права, синергия общества, синергия экономики синтезируются в интегрированную синергию триединства развития, охватывающего общество, экономику и право.
Сказанное выше смоделировано при помощи схемы 1, а также представленной несколько ниже формулы.
АСП = {[(СД ↔ СИ ↔ СС) ↔ СП] ↔ (СДП ↔ ОП) ↔ ОБП ↔ (СПС ↔ СВ ↔ ССЛ ↔ СБ ↔ СУ ⇄ СИП)} ↔ ЖЛСОВ ↔ [(МикУ ↔ МезУ ↔ МакУ ↔ МегаУ) ↔ (СмикУ ↔ СубмезоУ ↔ СубМакУ)] ↔ [СППр ↔ СПО ↔ СПР ↔ СППот] ↔ ИЖЛ
где АСП – Алгоритм синергетизации права;
СД – Сфера духа;
СИ – Сфера идей;
СС – Сфера смысла;
СП – Сфера права;
СДП – Содержание права;
ОП – Оформление права;
ОБП – Обеспечение права;
СПС – Сфера присвоения объектов собственности;
СВ – Сфера власти;
ССЛ – Сфера силы;
СБ – Сфера богатства;
СУ – Сфера убежденности;
Схема 1
Интегрированная синергия развития общества, экономики, права в аспекте правовых отношений человеческого общества
СПП – Сфера поведения по инерции-привычке;
ЖЛСОВ – Жизнедеятельность людей в системе общественного воспроизводства;
МикУ – Микроуровень;
МезоУ – Мезоуровень;
МакУ – Макроуровень;
МегаУ – Мегауровень;
СмикУ – Субмикроуровень;
СмезоУ – Субмезоуровень;
СмакУ – Субмакроуровень;
СППр – Сфера-процесс производства;
СПО – Сфера-процесс обмена;
СПР – Сфера-процесс распределения;
СППот – Сфера-процесс потребления;
ИЖЛ – Институциализация жизнедеятельности людей.
На основе всего вышеизложенного, сформулируем ряд положений.
Положение 1. Науку и практику права следует различать в двух аспектах – узко профессиональном и широком – синергетическом, с учетом взаимопроникновения общества, экономики, права и синергии их взаимодействия.
Положение 2. Формирование, функционирование, развитие права должно осуществляться в соответствии с состоянием и динамикой изменений в обществе и его экономике.
Приложение 3. Одни процессы прогрессивного развития должны начинаться с соответствующего прогрессивного преобразования права, передаваясь от него к обществу и его экономике, а другие процессы необходимо начинать в качестве преобразований в обществе и экономике, отражая соответствующие изменения в них в сфере права.
Приложение 4. Разного рода нарушения права нужно делить на три части: а) нарушения, порождаемые злостными мотивами; б) нарушения, компенсирующие недоработку (не говоря уже о злостном характере) нормативно-правовой базы общества; в) смешанные нарушения, связанные со злостной компенсацией корыстного порядка недостатков действующего законодательства, норм административного регулирования.
Приложение 5. Содержание нормативно-правового регулирования, практику его применения следует строить таким образом, чтобы все то, что требует законодательство, было бы одновременно и нравственно, и более выгодно в материальном отношении, в сравнении с нарушением правовых установок. Этого можно достичь только при соблюдении ряда условий: а) жизненные интересы классов и слоев общества должны быть объединены в единый интегрированный интерес общества и государства; б) такое объединение возможно только на фундаменте принципа справедливости, в соответствии с которым, за минусом той части создаваемого людьми богатства, которое идет на общественные и общегосударственные нужды, включая и обеспечение лиц, нуждающихся в социальной поддержке и защите, само это богатство распределяется между людьми пропорционально их вкладу (индивидуальному или коллективному) в приращении этого богатства, с учетом того, что сложный квалифицированный труд в науке, образовании, управлении создает синергетический эффект, дающий нравственное право на многократно повышенное материальное вознаграждение его создателей; в) обеспечение в обществе и его экономике достаточно адекватного учета затрат и результатов воспроизводственного процесса в каждом его звене; г) нормативно-правовое регулирование общественного воспроизводства во всех его сферах-процессах и на всех его уровнях и субъуровнях должно отличаться разумностью, непротиворечивостью, соответствием реальным жизненным интересам людей; д) в обществе и государстве необходимо поддерживать высокий духовно-нравственный тонус, фундаментом чего является синергия справедливости и такого развития общества, при котором каждому его члену предоставляется реальная возможность выявить свое внутреннее призвание к определенной профессии, получить в соответствии с этим соответствующее образование, а затем и адекватное ему рабочее место.[10]
На последнем моменте следует остановиться особо. Как известно, в экономике действует объективный закон перемены труда, в соответствии с которым отдельные категории работников высвобождаются из одних отраслей и производств и их необходимо устроить на другие рабочие места, что часто связано с переучиванием и переквалификацией кадров. Если работнику предоставить гарантированную занятость в соответствии с профессией, соответствующей внутреннему признанию, то обществу, казалось бы, придется на определенных рабочих местах держать излишнюю рабочую силу, что контрпродуктивно.