Книга Молитва - читать онлайн бесплатно, автор Раимов Мади
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Молитва
Молитва
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Молитва

Молитва


Раимов Мади

© Раимов Мади, 2019


ISBN 978-5-4496-8103-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

«Молитва» – роман о молодом парне. Пережив трагедию – смерть матери, он ушёл в веру, но не просто в религию, а пополнил ряды сторонников радикального ислама. Однажды он познакомился с девушкой, совершенно далекой от религии, и полюбил ее.

Эта встреча, а еще события, связанные с терактами в Актобе летом 2016 года, заставляют его пересмотреть свое отношение к соратникам по вере, понять истинные ценности жизни.

Но «братья» не могут так просто отпустить прежнего единоверца, и события принимают иной оборот…

В книге автор стремился показать радикализм в нашей с вами жизни сквозь призму взаимоотношений близких людей, родных, знакомых.

Все действующие лица, диалоги и события, описанные в книге, являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.

Рецензия

на роман «Молитва» писателя Раимова Мади

Роман «Молитва», написанный известным казахстанским писателем Мади Раимовым, своим содержанием может увлечь даже самого взыскательного читателя. Несмотря на то, что сюжет и главные герои вымышлены, в основе романа лежат события, в действительности происходившие на западе нашей страны. В связи с актуализацией проблем в религиозной сфере в последнее десятилетие западный регион республики притянул к себе пристальное внимание мировой общественности. Роман повествует о судьбе молодого казахстанца, о поисках им религиозной истины. Автор романа показывает этапы духовного, а затем идейного становления своего героя. Постоянно сопровождающую его внутреннюю борьбу, его сомнения, поиски им ответа на вопрос: что действительно представляет собой религия.

Различные миры, которые окружают главного героя, формируют оригинальное восприятие действительности в жизни героя. С одной стороны, мир семьи, с другой – любовь, с третьей стороны – названные братья по вере, а с четвертой – мир интернета. Автор романа начинает повествование с похорон матери главного героя. Потеря матери сыграла свою роль в жизни героя, поскольку утрата в молодом возрасте одного из двух родительских столпов пробудила в юноше стремление к поискам духовного мира, Бога. Так называемые братья по вере появляются именно в этот период жизни молодого человека. Воспитанный в традиционных устоях, он открывает для себя новую страницу жизни. Появление в его религиозной жизни так называемых религиозных авторитетов, и принятие от них их понимания религии пробуждает в герое внутреннюю борьбу. Однако, со временем традиционные устои возвращают героя в нормальное русло жизни, молодой человек устраивается на работу, находит любовь, но братья по вере не отпускают молодого человека, подталкивая к худшим событиям его жизни.

Роман может стать хорошим пособием для людей, которые непосредственно занимаются проблемами, происходящими в религиозной сфере. Книга имеет значимость для исследования деструктивных течений, благодаря чему представляет интерес для всех специалистов в сфере гуманитарных наук.

Автор романа с профессионализмом рассматривает религиозную ситуацию, которая сложилась за последние десятилетия. На примере истории жизни молодого человека он показал, как надуманные идеи в религии могут трансформировать человека, превратить его в оружие. Любое деструктивное явление первичной целью ставит уничтожение культуры адепта, искажение его сознания, раскол института семьи. Отдаление от собственных традиций, от собственной идентичности, от собственного я

Др. Расим А. Челидзеспециалист в сферерационалистической теологиии религиозных направлений

Вера или разум?

О романе Мади Раимова «Молитва»

Современный человек живет в постоянном потоке информации. Мы входим в этот поток уже с пробуждением, когда тянемся сквозь сон к своему телефону, припадаем к соцсетям и электронным СМИ. Обрывки репортажей, статей, видеоблогов и телепередач носятся в виртуальном пространстве, как тонны космического рукотворного мусора – вокруг нашей планеты. И мы сами не замечаем, как становимся рабами… Нет, не гаджетов, не интернета, не мифического Искусственного интеллекта и даже не чужих идей. Мы становимся рабами слов, тогда как привержены должны быть Слову. Да, мы знаем неизмеримо больше, чем наши предки. Но каково качество наших знаний? В основном это поверхностные зыбкие рассуждения, от которых происходит мало пользы, но много неприятностей. Воистину, многие знания – многие печали. Сама жизнь с каждым днем делает все более актуальной одну из важнейших философских тем, уходящих корнями в вечность: что важнее, разум или вера? Что спасет человечество в целом и каждого из нас в отдельности? Что поможет в тяжелую минуту – логика стройных мыслей или горячий огонь божественной любви? И как любовь к Богу сочетается с любовью к людям?..

Кто только ни писал на эту тему. Писатели, философы, теологи, мистики… Однако – одно дело, когда автор витает в облаках теории и необязательных обобщений, и совсем другое – если он смело примеряет эти вопросы к реальной ситуации – в мире, в стране, в своем родном городе. Далеко не каждый возьмется за такую обоюдоострый сюжет, ведь в нешуточных религиозных и политических баталиях часто льется настоящая кровь, рушатся судьбы реальных людей. Здесь недостаточно просто высказать свое мнение. Всей душой такой автор должен ощущать свою правоту, но еще сильнее – неизбежные сомнения…

Именно таков автор романа «Молитва». Мади Раимов смело заявляет тему своего романа: путь верующего в Исламе. Главный герой романа, Талгат, обычный молодой парень из простой, не очень счастливой и не слишком богатой семьи, отправляется в нелегкий путь к Истине. Главным толчком к его исканиям становится трагическая смерть матери. В это тяжелое время Талгат находит утешение лишь в вере. Он начинает серьезно и вдумчиво изучать Ислам. Талгат знакомится с духовными учителями, общается с верующими, изучает религиозные законы и ритуалы. Он много читает, пользуется интернетом, чтобы задавать вопросы, которые его мучают, на страницах религиозных сайтов. Его пытливый ум постоянно грызут сомнения, он пытается постичь феномен веры, Ислама, через рацио. Его брат Нурлан, пришедший к вере, кстати, благодаря Талгату, как-то в сердцах бросает ему: «Твоя проблема в том, что ты включил свой разум. Ты его отключи, и тебе всё станет понятно. В религии нет логики». Но Талгат – думающий человек, ему важно понять, дойти во всем до самой сути. И он упрямо продолжает изучение Корана и многочисленных его течений.

Слова – «салафиты», «шииты», «джихад», «хиджра», «хиджаб», «сунниты», «суфизм», «ваххабиты» – постоянно мелькают в информационных сообщениях. Мы их слышим, читаем, но обычно не вникаем в их смысл. Может быть, из-за подсознательного страха, ведь некоторые из этих слов буквально рифмуются с терроризмом. СМИ без устали нагнетают «образ врага».

Но страх – дурной советчик. Чтобы понять, что же происходит в исламском мире сегодня – и шире, в мире вообще – необходимо разделаться с демоном невежества.

Именно эту дорогу избирает автор. На примере трудной и трагической судьбы своего героя Талгата он объясняет, приводит массу примеров и цитат, рассказывает и пересказывает многие источники – таким образом передавая читателю важную информацию в невероятно концентрированном виде. Но ценность книги, разумеется, не только в этом.

Произведение задумано как некий роман воспитания.

М. Раимов показывает путь своего героя и как стезю религиозных исканий и размышлений, и как историю его взаимоотношений с социумом – с семьей, друзьями, единомышленниками и любимой. Увы, но попытки Талгата умом понять веру, любовь и дружбу терпят фиаско.

И все же во второй половине повествования Талгат ненадолго чувствует себя счастливым. Его любимая отвечает ему взаимностью, он живет с ней в ауле, каждый день все глубже погружаясь в глубь истории и культуры своего народа. Древние воины, отстоявшие свою землю в жестоких битвах, пролившие свою кровь за счастье народа, призраками проносятся передего внутренним взором. Он, наконец, ощущает себя сыном своей земли, своего народа, начинает постигать его славную историю… Он отходит от фанатизма, становится мягче, его все меньше мучают отвлеченные сомнения религиозного толка, он дышит полной грудью, ощущая себя человеком – таким же, как все, кто его окружает. Но счастье длится недолго…

Финал этой книги страшен. Но не безнадежен, как бы парадоксально это не звучало. Я верю, что Талгат вышел бы к свету и душевному покою, он обязательно смог бы подарить своей любимой семейное счастье и детей. Если бы ему не помешали настоящие фанатики, слепые в своей жестокости, не понимающие главного – злоба и ненависть несовместимы с Божественной любовью. И эта истина – главная, и все великие книги веры говорят прежде всего о ней: «Мы часто забываем, что смысл человечности – доброта и сострадание, которые почитаются в любой религии мира и являются основными моральными принципами жизни. Коран требует, чтобы мусульмане почитали каждую личность, независимо от их убеждений, потому что „каждая душа была помещена в утробу матери по велению Всевышнего“. И ещё в Коране написано, чтобы мы чтили каждую жизнь, в том числе животных и растений».

Одно из явных художественных достоинств книги – это портрет города Актобе, в котором и происходят все события романа в период с 2009 по 2016 годы. Личная история Талгата разворачивается на фоне хроники жизни города, которая полна нестабильности, террористических угроз и нападений со стороны радикальных мусульман. Власти делают все, чтобы замять волну событий – выстрелы в центре города, нападения, убийства… Но разве можно удержать джинна в бутылке? Итог такой внутренней политики печален. Простые люди боятся и ненавидят истинно верующих – за их одежду, бороды, образ жизни.

А истинно верующие боятся и ненавидят весь мир…

В ауле дядя Талгата говорит ему, человеку, много лет изучающему Ислам, известному своей набожностью и усердием в вере: «Я считаю себя в первую очередь сыном казахского народа, а не каких-то чуждых народов. Меня с детства учили, что прежде всего надо быть хорошим человеком. И это главное. Мы не делились на ваххабитов, салафитов или кого-то там еще. Может, я чего-то, балам, не понимаю? Скажи, объясни мне в двух словах. Сможешь?»

Увы, в двух словах этого не объяснить. Наверное, не объяснить и в десятках, и даже сотнях томов. И все же объяснять – необходимо. Постоянно, не обращая внимания на идеологическую моду и актуальные темы, веря в то, что вода – камень точит. Камень нашего невежества и скудоумия.

Хочется сказать «спасибо» автору за эту смелую и такую нужную сегодня творческую работу.

Лиля Калаус, писатель,председатель Совета по русской литературе и литературным связямСП Казахстана.

Отзыв

на роман Мади Раимова «Молитва»

Роман «Молитва» известного казахстанского писателя Мади Раимова достаточно простым стилем преподносит на суд читателя одну из злободневных тем современности – проблему религиозного экстремизма, коснувшейся и нашей страны.

В книге довольно подробно показан путь становления актюбинского «джихадиста», простого и вполне хорошего парня в прошлом, в судьбе которого ничего не предвещало таких резких и безысходных поворотов. Это невольно навевает на мысли, что никто не застрахован от кошмаров религиозного заблуждения. Умело используя внутренние противоречия в душе героя, так называемые «адепты чистой религии», толкают его же на преступления против себя и человечности – самоубийство и убийство мирных граждан, что категорически запрещается канонами Ислама.

События в романе разворачиваются в эпицентре известных печальных событий 2016 года в казахстанском городе Актобе через сложное переплетение отношений между героями, их философских и религиозных размышлений, простых чувств и эмоциональных переживаний.

На мой взгляд, в процессе подачи материала с целью показать нелегитимность и бессмысленность радикальных религиозных убеждений автору удалось ненавязчиво передать необходимую информацию со ссылкой на аяты и суры Священного Корана, Хадисы и труды видных мусульманских ученых и богословов. С позиций бытовых рассуждений героев были затронуты достаточно сложные темы исламской истории, суннизма и шиизма, суфизма и салафизма. Очевидно, что экспертную религиозную оценку романа проведут специалисты Духовного управления мусульман Казахстана, но, на мой взгляд, содержание произведения не противоречит канонам традиционного Ислама.

Финал романа даёт читателю надежду на возможность исцеления любого человека от «радикальной болезни» и возврат к жизни, полной человечности, любви и сострадания, чему, собственно, и учит Ислам. К чему и призывал наш Пророк Мухаммад (с.а.с).

А Аллах знает лучше…

Сейтжан Сыпабеков,предприниматель.

1

Слово «ИМАН» (вера) происходит от слова «АМАН» (безопасность и доверие) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Истинно верующий (мумин) – тот, с кем люди чувствуют себя спокойно и безопасно».

(Из хадисов)

Летом 2009 года умерла мать Талгата. Мама, его мама – самый любимый и близкий человек, та единственная родная душа, которая всё понимала, поддерживала в трудные минуты, когда ему было тяжело, и он уже готов был опустить руки в тех без выходных, как ему тогда казалось, ситуациях.

Говорят, что душа человека весит не более двадцати граммов, но в те дни ему казалось, что он таскает на своих плечах тяжеленный мешок с цементом. Ему безумно хотелось освободиться из удушающего плена сочувствующих глаз, не видеть эти лица с выражением притворной скорби, не думать о завтрашнем дне, не видеть лиц родственников, озабоченных исполнением похоронного ритуала, не слышать причитаний женщин, а хотелось остаться одному, отбросить, как ненавистную маску, внешне бесстрастное выражение лица, хотя бы ненадолго остаться наедине со своими мыслями, со своим горем, целиком погрузившись в свою маленькую вселенную, а лучше бы убежать далеко на край света от своей невыносимой тоски. Со стороны могло показаться, что он не проявляет никаких эмоций, но душа его плакала и терзалась от осознания невосполнимой потери. А бесконечные мысли в голове складывались в один и тот же вопрос: «Почему её забрали небеса?» От этих мыслей, доводивших до исступления, ему самому хотелось уйти вслед за мамой на небо. Тяжкий камень невыплаканных слез, словно обручем, больно сдавил грудь, и Талгат не хотел, чтобы его о чём-то спрашивали, лезли в душу со словами сочувствия: этим горем он должен переболеть сам.

Он сидел на скамейке возле дома, опустив голову и обхватив руками лицо, словно желая спрятаться от всего мира, чувствуя под пальцами жёсткие волоски бороды. Красивая аккуратная бородка очень шла 25-летнему парню, придавая мужественность чертам его лица, благодаря чему он напоминал батыра из фильмов о героическом прошлом казахской земли. Прежде ему нравилось, что борода и усы ему идут, он тщательно ухаживал за ними, еженедельно аккуратно подстригал – но это было до потери мамы. Сейчас ему было всё равно, он не хотел реагировать ни на что. Он не замечал, уйдя в себя, толпы людей, пришедших на похороны. Попрощаться с мамой пришло множество людей, тем самым проявивших уважение к покойной. Родственники, друзья, коллеги, сослуживцы по работе и соседи из близлежащих домов. Мама была человеком добрейшей души. Все подходили к Талгату, говорили слова сочувствия, но он не слышал их, всё происходящее вокруг казалось ему одним кошмарным сном. Он, словно зомбированный, сидел, погрузившись в свои мысли, думая о том, что слова соболезнования не воскресят маму.

Талгат вместе с родителями жил в районе «ГМЗ» – так в советское время называли район рядом с городским молочным заводом. Район состоял почти из одних частных домов, напоминая немного посёлок городского типа. Все здесь знали друг друга в лицо и учились в одной школе №5. Правда, детских садов было два: один №8, а другой почему-то назывался «ГоРем» – сокращенное название ремонтного предприятия, владельца ведомственного детсада, сохранилось еще с советских времен. Подтрунивая над ребятами, что жили рядом с этим садиком, мальчишки задавали им свой любимый провокационный вопрос: «А ты где живёшь?» И, услышав после долгой паузы ответ: «Возле ГоРема», дружно хохотали, находя смешным сходство названия детсада с женским гаремом восточных правителей.

Во времена Союза этот район был теплее и уютнее, и многие люди, давно жившие здесь, не хотели переезжать в другие районы города. У большинства жителей этих мест были свои огороды рядом с их домами. Но вот пришли лихие 90-е, и прежде «тёплый» район превратился в гетто, трущобы, где живут самые бедные жители города, приезжие из сёл, наркоманы, алкоголики.

Талгат сидел на скамейке перед домом, зловонный запах из подвала общежития, в котором он жил, заставлял слезиться глаза. Уже двадцать лет семья жила в этом ветхом здании, в тесной убогой квартирке, которую отец получил на работе. Маленькая комнатушка и кухня, в которой взрослому человеку невозможно лечь в полный рост.

Отец не хотел и не умел просить для себя. Сколько раз мама умоляла его поговорить с начальством о предоставлении их семье новой квартиры. Отец соглашался с доводами матери, но, когда приходило время постучать в дверь начальника, проявить характер и настойчивость, вдруг куда-то улетучивалась вся уверенность в правильности своих действий, сменяясь робостью. Когда однажды отцу давали вне очереди двухкомнатную квартиру улучшенной планировки, он уступил её страдавшему без жилья сослуживцу, у которого было пятеро детей. Отец был слишком добрым к чужим, к родственникам и друзьям, но не к самым родным людям, живущим с ним. Каждодневные его пьянки с собутыльниками и ночные концерты ухудшили мамино здоровье. Отец уже не пьёт года два, но этому предшествовали двадцать лет кошмарной жизни семьи и больная печень. К сожалению, это уже не могло спасти подорванное за многие годы здоровье матери. Оно ухудшалось с каждым годом, что и привело к такому трагическому финалу.

Вот потому, видя происходящее в семье, Талгат уже давно дал себе зарок никогда не употреблять спиртное. Свободное время тратил на учёбу, много читал, стремясь как можно лучше познать мир. Бабушка говорила, что только благодаря знаниям можно стать большим человеком. И это стремление к знаниям, а еще забота о младшем брате стали смыслом его существования. Талгат мечтал стать преподавателем, из всех школьных предметов больше всего он любил историю. Прочитал бесчисленное количество исторической литературы. Книги стали его лучшими друзьями и защитой от реального мира: читая, юноша размышлял о прошлом и часто представлял себя героем былых времен.

Он старался делать всё так, чтобы не огорчать маму, поддерживал её, как мог, поднимал ей настроение, шутил. Теперь, потеряв её навсегда, он начал понимать, насколько дорога была ему мать.

Неожиданно кто-то прервал его горестные раздумья, положив ему руку на плечо. Это был Марат, ровесник и близкий друг детства, с которым он не виделся год или больше того. Марат – веселый парень с раскосыми глазами, похожий на китайца. Балагур и весельчак, немного задиристый, он всегда был душой общества, умеющим поднять настроение любой компании. Друг пришёл со своей мамой и младшим братом. Талгат хорошо знал их с детства, но сейчас его удивил их внешний вид – то, как они были одеты. Он заметил, что Марат коротко пострижен, но лицо обрамлено густой длинной бородой, а усы сбриты, на голове белая тюбетейка без узоров, одет в короткие штаны.

Но в тот момент было не до расспросов, мысли Талгата были далеко: он всё время думал только об одном, обвиняя себя в том, что не смог спасти маму. Ведь если бы он сумел найти эти проклятые лекарства от рака, то мама была бы еще жива, думал убитый горем сын.

Марат подошёл к Талгату, обнял за плечи и тихим успокаивающим голосом сказал:

– Люди умирают по воле Аллаха, брат. Но умирают лишь тела, а души продолжают своё существование в барзахе. Лучше молись за неё. Она сейчас нуждается в твоих молитвах, а не в скорби.

– Я не умею молиться, хотя верил и верю в Аллаха, – тихо и как-то неуверенно произнёс Талгат.

– Мы все когда-то не умели молиться. И мой отец умер от болезни, и он так же, как и твоя мать, не молился, хотя и верил. Я тогда тоже плакал оттого, что был бессилен помочь больному умирающему отцу. Но сейчас, альхамдулиллях, я могу сделать для него больше, так как молю Аллаха о милости и снисхождении к нему, прошу Его простить моего отца. Я счастлив, что вместе со мной стали молиться моя мама и мой родной брат.

Ты встань на жаназа, и тебе станет легче, – неотрывно глядя прямо в глаза Талгату, ответил Марат и затем повернулся к своим родным, стоявшим вдалеке от всех: матери в чёрном никабе, закрывавшем её лицо и волосы, и брату, одетому также, как он.

– А как? Я ничего не знаю, – Талгат растерялся от пристального взгляда друга и его уверенности.

– Пойдём, брат мой, я покажу тебе, как совершить вуду, и ты встанешь рядом со мной.

Талгат пошёл за ним, как слепой за поводырем, и сделал всё так, как подсказал ему друг. Ему показалось, что между этим моментом и двадцатью пятью годами жизни до него образовалась огромная пропасть. Он словно перепрыгнул через неё. Переплыл огромную реку судьбы. (Позже Талгат найдёт аят в Коране, где описывается это состояние души. В суре «Семейство Имрана» Аллах говорит: «… вы были на краю огненной пропасти, и Он спас вас от неё»).

Талгат с Маратом вышли из дома во двор, где собрались пришедшие на похороны родственники и другие люди, для совершения обряда жаназа. Он ещё не знал, что выйти вот так к людям с такой бородой, побритыми усами, в коротких штанах – это всё равно, что возразить им всем. Заявить открытый протест окружающему миру. Люди смотрели на Талгата с недоумением. Из толпы донеслось неизвестное ему ранее слово, явно направленное в их адрес: «Это ваххабиты!» Он не понимал тогда, почему люди их так назвали, но вдруг смутно почувствовал, что приближается что-то недоброе.

2

После похорон матери единственным желанием Талгата стало желание вырваться из привычной удушающей атмосферы окружающего общества, ему не хотелось видеть сердобольные взгляды родственников и знакомых, слушать казавшиеся притворными слова соболезнования и утешения, смотреть новости, думать о завтрашнем дне, видеть лица людей, озабоченных повседневной бытовой суетой, слышать их обывательские разговоры. Хотелось ему отряхнуться от ржавой пыли ежедневной суеты, убежать подальше от всех и остаться наедине с собой, разобраться со своими мыслями и переживаниями, просто побыть человеком, настоящим, живым и чистым. Он понял, что только вера может излечить его душу, в ней он найдёт спасение.

Талгат стал докучать Марату своими звонками и бесчисленными вопросами о вере. Он был одержим желанием узнать всё об Аллахе, его терзала мысль о том, что он ничего не знает о Боге и истинной вере. Иногда трубку домашнего телефона брал Али, младший брат Марата, знакомый ему с детства, и тот тоже терпеливо разъяснял ему вопросы религии. Всё течет, и всё меняется. Ежесекундно. Каждое мгновение – это всегда новое, всё постоянно меняется: что-то появляется, а что-то заканчивается, кто-то рождается, а кто-то умирает, и со всем этим надо смириться. Ничто не вечно, особенно мир материального. Талгат вдруг понял, что людское стремление к стабильности – это ужасное заблуждение. В один из дней, когда он вышел из дома и медленно пошёл по улицам своего района, ему показалось, что дома похожи на неприступные средневековые крепости. Люди скользили мимо, не замечая его, словно призраки, словно тени прошлого. И Талгат тоже шёл по шумному воскресному городу, ничего не слыша и не замечая вокруг. Внезапно им овладело неудержимое желание кричать, бежать куда-то, бороться с кем-то или чем-то. Ему захотелось совершить что-то безумное именно в данный миг, в светлое время суток, под взглядами людей. Но люди на улице безучастно и равнодушно шли мимо него. Им не было никакого дела до его чувств и страданий, у каждого из них масса своих нерешённых насущных проблем. Каждый, молча, шёл своим нелёгким путем. Молчание и одиночество в толпе таких же молчаливых и одиноких в душе людей. Молчание порой бывает громче самого громкого крика, потому что рвёт на части не твоё тело, а сердце. И это самое сложное – жить, воспринимая всё близко к сердцу, получая от жизни всё новые и новые раны.

Талгату хотелось больше знать о вере, сразу и быстро понять всё, что касается этой темы. Вместе с тем он осознавал, что здесь кроется что-то другое: невозможно просто что-нибудь прочитать и сразу всё понять. В один из вечеров, отвечая на многочисленные вопросы друга, Марат, словно ненароком, заметил: