В короткий срок вся страна превратилась в гигантскую строительную площадку. Восстановление народного хозяйства проходило крайне напряженно. Не хватало рабочих рук, сырья. В 1946 г. разразилась жестокая засуха. В стране начался голод. Хлебосдача позволила пополнить зерновые запасы и прокормить городское население, но обрекло на голод жителей деревни. В результате голода и болезней в стране погибло около 1 млн человек.
Основным источником восстановления явилась эксплуатация энтузиазма масс. Миллионы людей в принудительном порядке направлялись на строительство новых фабрик, заводов и электростанций. Кроме этого, население обязано было подписываться на государственные займы. Всего в стране было размещено 11 займов. Население тратило на покупку ценных бумаг в среднем 1–1,5 месячной зарплаты. По прежнему основная тяжесть финансирования легла на сельское хозяйство. Как и в предвоенные годы крестьяне практически ничего не получали на трудодни, жили за счет личного подсобного хозяйства. С 1946 г. власти облагают крестьян большими денежными налогами. В ответ на это крестьяне вырубают сады и уничтожают скот. Глубокий кризис руководство страны пыталось ликвидировать путем усиления государственного контроля, укрупнения колхозов.
СССР вывез из Германии в качестве репараций передовые технологии и целые производства. Всего было вывезено более 5,5 тыс. трофейных промышленных предприятий различного профиля. Спецкомитет во главе с Г. М. Маленковым организовал вывоз трофейной документации и лабораторного оборудования. В СССР были вывезены тысячи немецких ученых и конструкторов, инженеров и техников, способных воспроизвести технологии производства реактивного вооружения.
Важную роль в послевоенном восстановлении сыграла денежная реформа 1947 г. Ее необходимость определялась полной разбалансированностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост расходов требовал постоянного выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами. Денежная масса увеличилась в четыре раза. Покупательная способность денег упала. Старые деньги обменивались по курсу 10:1. Льготному обмену подлежали вклады в сберкассах. Результатом проведения денежной реформы явилось значительное снижение жизненного уровня основной массы населения.
В годы войны советская система обрела определенную завершенность, самодостаточность, способность противостоять попыткам ее изменить. Десятилетия чисток, страха, репрессий создали в стране атмосферу единомыслия и конформизма. Подавляющая часть взрослого населения СССР продолжала доверять сталинский режиму, руководству страны, считая, что оно действует во имя народного блага. Распространение советской модели, обретение статуса сверхдержавы подтверждали правильность избранного пути. В этих условиях в стране не могло быть реальной организованной оппозиции режиму. После победоносной войны у Сталина не осталось не только политических соперников, но и оппонентов. Это не позволило Сталину трезво оценить новые глобальные и локальные вызовы советской системе и дать ответ. Правящая элита не смогла понять принципиальные изменения в послевоенном мире и в самой стране, увидеть скрытые симптомы нездоровья советской системы, противоречия во властных структурах и иных сферах общества.
Победа в войне породила в политическом руководстве СССР иллюзию о необыкновенной военной и экономической мощи страны. Борьба за мировое господство с опорой на «незападные» страны стала в конечном итоге главной причиной поражения России в холодной войне. Ошибочное понимание Сталиным планетарной геополитической обстановки отрицательно повлияло на внутреннюю политику СССР. Курс на конфронтацию с Западом оказался губительным для советской экономики. Окончание войны стало отправной точкой тотальной милитаризации страны. Ставка на сильное государство, понимаемое как совокупность чиновников, руководимых мудрым вождем, оказалась ошибочной.
В конце Второй мировой войны советские спецслужбы (Первое управление НКГБ, Главное разведывательное управление Генерального штаба Красной Армии, Разведывательное управление Военно-Морского Флота) значительно усилили свои позиции в странах – союзницах СССР и ряде нейтральных государств Европы и Америки. Вместе с тем следует отметить, что советские разведывательные службы на территории Германии и ее союзников, созданные в предвоенный период резидентуры и агентурные сети были в 1941–1943 гг. либо разгромлены, либо существенно ослаблены. Одновременно структуры Первого управления НКГБ, ГРУ ГШ и РУ ВМФ, действовавшие в США, Великобритании и Швеции, в годы войны не понесли серьезных потерь, но, напротив, значительно расширили свои возможности. Советской разведкой были восстановлены и вновь созданы легальные и нелегальные резидентуры в Канаде, Алжире, ЮАР, Уругвае, Колумбии, Мексике, Финляндии. Значительный объем разведывательной информации поступал в Москву по каналам контрразведывательных служб – Второго управления НКВД и армейской СМЕРШ, в 1944–1953 гг. располагавшими весьма разветвленными аппаратами и агентурными сетями на территории стран, оккупированных Красной армией. Кроме этого, информация поступала от разведывательных отделов Пограничных войск, находившихся в составе НКВД (МВД), имевших собственную агентуру в приграничных районах сопредельных государств. Продолжался сбор информации по партийной линии, после ликвидации летом 1943 г. специальных подразделений Коминтерна их место заняли созданные в 1943–1944 гг. НИИ-100 и 205, телеграфное агентство «Супресс» и Отдел международной информации ЦК ВКП (б), впоследствии Отдел внешней политики ЦК. Сбором информации различного рода – политической, научно-технической, военной, экономической – должны были заниматься все советские специалисты, независимо от того являлись они сотрудниками разведывательных служб или нет. Всего за период с 22 июня 1941 г. по начало ноября 1944 г. «работниками Первого (Разведывательного) Управления НКВД было выведено за кордон на нелегальную работу 566 человек, завербовано агентов-осведомителей 1240 человек». Американские исследователи Джон Хейнз и Харви Клер на основании данных шифротелеграмм и радиограмм Первого управление НКГБ, дешифрованных в ходе проекта «Венона», сообщали: работало более 100 офицеров-оперативников, контролирующих примерно 435 агентов и источников, из которых на советскую разведку работали такие ценные источники, как Харри Декстер Уайт – помощник министра финансов США, старший помощник президента Рузвельта Локлин Керри, директор Отдела по специальным политическим вопросам Государственного департамента США Олджер Хисс, служащий министерства финансов США Нэтан Грегори Сильвемастер и многие другие. Проектом «Венона» называлась специальная программа, осуществляемая разведывательной службой Корпуса связи армии США с 1 февраля 1943 г. по 1 октября 1980 г., направленная на дешифровку перехваченных шифротелеграмм и радиограмм, отправленных и полученных дипломатическими представительствами и другими советскими учреждениями, находившимися в период войны в США.
Серьезные позиции советских спецслужб были в Великобритании. Здесь помимо нелегальной резидентуры активно работали Советская военная миссия, Комиссия по репатриации советских граждан, Советская группа делегации ООН в Соединенном Королевстве. Число офицеров-оперативников, действовавших под официальным прикрытием этих учреждений, было значительным. Так, в начале 1950-х годов в ней успешно работали известные советские разведчики и агенты Урсула Кучинская (Соня), ее брат Юрген и муж Лен Бертон, Карл Фукс, Аллан Мэй, Лео Лонг. ГРУ ГШ и Первое Управление НКВД располагали широкими сетями в США и Великобритании, в которых кроме довоенной агентуры использовались агенты, завербованные среди военнопленных в годы войны. Результаты деятельности резидентур и агентурных сетей, воссозданных на территории Германии и Австрии, приобрели особое значение в конце 1940-х годов в связи с созданием Североатлантического союза, Федеративной Республики Германии и новых германских вооруженных сил – Бундесвера.
Весьма активно действовали советские разведывательные службы во Франции. В августе 1943 г. в Алжир был направлен опытный советский разведчик И. И. Агаянц. Официально он значился главой советской Комиссии по репатриации. Одновременно он стал неофициальным представителем правительства СССР при Французском комитете национального освобождения. 10 сентября 1944 г. в освобожденный Париж прибыл первый легальный резидент Первого управления НКВД А. А. Гузовский, восстановивший связь с парижской агентурной сетью и начавший ее реорганизацию в соответствии с предварительным планом по развертыванию разведывательной работы во Франции. Необходимость в реорганизации агентурных сетей Первого управления НКВД во Франции была вызвана притоком в них в годы войны новых источников, завербованных без санкции Москвы, снижением качества добываемой ими информации и тесным переплетением работы этих подпольных групп с деятельностью легальных структур компартии Франции, создававшей реальную опасность политической компроментации Французской коммунистической партии.
Советская разведка в эти годы получала достаточный объем необходимой СССР политической, экономической, военной и научно-технической информации. По свидетельству бывших офицеров Первого Управления НКВД В. и Е. Петровых, «…отдел Комитета информации, ответственный за операции на территории Франции, был просто завален фотокопиями оригиналов официальных французских документов».
Географическое положение Швеции и ее нейтралитет в годы Второй мировой войны превратили это государство в один из главных центров деятельности спецслужб, в том числе и советских разведок. Стокгольм стал очень удобной «точкой» для наблюдения всего, что происходило не только в Германии, Дании, Норвегии, Финляндии, Польше и Прибалтийских республиках, но и в Швейцарии, Венгрии, Югославии и ряде других стран. Это место для проведения тайных переговоров и специальных операций. Именно в Швеции в 1943–1944 гг. осуществлялись тайные встречи представителей СССР и Финляндии, приведшие к выходу последней из войны на стороне Германии; именно оттуда поступила ценная информация о попытках руководства нацистской Германии вступить в тайные переговоры с США и Великобританией о заключении сепаратного мира. Было получено немало важных сведений о политических процессах, протекающих в странах Скандинавии, об отношениях указанных стран с США и их союзниками. Большой блок экономической и научно-технической информации добывался советскими разведчиками в послевоенные годы.
Однако в это время советским спецслужбам пришлось столкнуться с целым рядом проблем. Наиболее серьезной из них стала резко усилившееся противодействие со стороны контрразведки США, Великобритании и других стран. Второй по значимости стала проблема безопасности коммуникаций, надежности используемых шифров и кодов. Третья была тесно связана со второй. Это была проблема перебежчиков – бывших офицеров и агентов Первого управления НКВД и ГРУ, по различным причинам порвавших со своими службами и предоставивших обширную информацию о направлениях деятельности советских разведок, их агентурных позициях в различных странах, особенностях их сотрудничества с местными коммунистическими партиями. Четвертой проблемой стала серия послевоенных реорганизаций советских спецслужб в 1947–1952 гг. Наконец, последней стала реорганизация правительственных структур США, которая заключалась в ликвидации ряда агентств военного времени. Так, ликвидированы были Управление стратегических служб, Управление военного производства, Управление военной информацией. Значительно были сокращены штаты важнейших ведомств: Государственного департамента, военного и морского министерств, министерство финансов. В результате множество американцев, снабжавших Первое управление, ГРУ и РУ ВМФ ценнейшей информацией, либо потеряли работу, либо были переведены на новые второстепенные должности. Не менее негативно сказались на численности офицеров-оперативников всех ветвей советской разведки и их агентурного аппарата ликвидация Советской закупочной комиссии, а также сокращение штатов других советских учреждений, работавших в США.
Активизация деятельности советских спецслужб и новые тенденции во внешней политике СССР на протяжение первых послевоенных лет были с тревогой отмечены в специальном докладе советника президента США Кларком М. Клиффордом, представленном президенту Гарри Трумэну в сентябре 1946 г. Масштабы деятельности советских разведок в США, Западной Германии и Австрии заставили администрацию Трумэна предпринять ряд срочных мер: главное контрразведывательное агентство США – ФБР резко усилило штаты своих подразделений в Вашингтоне и Нью-Йорке – основных центрах работы Первого управления, ГРУ и РУ ВМФ. В дополнение к существующей школе разведки и полиции в форте Райли Канзас была создана еще одна – в Баварии, в местечке Обераммергау. Была предпринята тотальная чистка армии и службы контрразведки и разведки от проникших туда членов компартии. В британской М16 создается специальный отдел IХ, задачей которого стало изучение документов, относящихся к деятельности компартии Великобритании и советских учреждений в Англии накануне и в годы войны.
Обеспокоенность правительства США, Великобритании и Канады в связи с деятельностью советских разведок усилилась в начале 1946 г. в связи с появлением первой волны перебежчиков. Так, Элизабет Бентли была связной между несколькими группами агентов, служивших в различных федеральных учреждениях, руководством компартии США и резидентурой Первого управления НКВД в Нью-Йорке, например, между шифровальщиком резидентуры ГРУ в Оттаве И. Гузенко и бывшим подпольным функционером аппарата компартии США Уиттэкера Чемберза, который был агентом ГРУ. Бентли назвала ФБР имена 48 известных ей агентов и источников информации, работавших в различных федеральных учреждениях. Сведения Гузенко позволили разоблачить 16 офицеров – оперативников резидентуры ГРУ и около 20 работавших на них граждан Канады, среди которых были члены парламента и высокопоставленные служащие различных правительственных ведомств, а также известный британской физик-ядерщик Аллан Нанн Мэй и его канадский коллега Исраэл Холперинг. В результате расследования, проведенного ФБР и Канадской королевской конной полицией, был установлен «круг интересов» советской разведки. Главными из которых являлась информация об исследованиях в сфере разработки и производства ядерного оружия, новейших способах наведения, а также сведения о внешней политике США. В результате расследования резидентуры Первого управления и ГРУ оказались в весьма непростом положении. Глава НКГБ В. Н. Меркулов отдал распоряжение прекратить все контакты, предупредить всех агентов и немедленно отозвать в СССР всех офицеров-оперативников. Советским резидентам в Нью-Йорке и Вашингтоне было предписано незамедлительно «прекратить на 3–4 месяца все контакты со значительной частью важнейших агентов. В сущности, разоблачения И. Гузенко и Элизабет Бентли смогли на небольшое время парализовать работу важнейших советских резидентур.
Ранее, в 1944 г., в поле зрения ФБР оказался нелегал ГРУ Артур А. Адамс, который активно занимался сбором информации по созданию атомного оружия. Ему пришлось прервать контакты со своими источниками и в 1946 г. срочно выехать из США. Один из ведущих специалистов США лингвист и криптограф Мередит Гарднер сумел прочесть ряд телеграмм резидентуры Первого управления, содержащих список ученых-атомщиков. Это позволило ФБР не только выявить имена агентов, но и начать их судебное преследование. Значительный ущерб деятельности советской разведки нанесли в 1946–1953 гг. сами главные потребители получаемой информации – И. В. Сталин и В. М. Молотов, которые инициировали в 1947 г. кардинальную перестройку ведомств, отвечающих за указанную сферу. Стремление сконцентрировать получение и обработку информации в рамках одного ведомства, повысить оперативность ее поступления и усилить личный контроль за деятельностью разведки привело практически к полной замене руководства ПГУ. 30 сентября 1947 г. был создан Комитет Информации при Совете Министров СССР, который объединил выведенные из состава МГБ и военного министерства ПГУ и ГРУ. Первым главой КИ был назначен Молотов (впоследствии – А. Я. Вышинский, В. А. Зорин, Я. А. Малик), всей же практической работой руководил генерал-лейтенант П. В. Федотов. Представителями Комитета Информации на местах (главными резидентами) были назначены послы СССР, а их эаместителями стали резиденты бывшего ПГУ и ГРУ. Одновременно было принято решение оставить в структуре МГБ и Военного министерства специальные службы разведки и диверсионной деятельности на случай локальных военных конфликтов или большой войны в Европе, на Балканах, Ближнем и Дальнем Востоке. Еще одним нововведением стало создание по инициативе министра МГБ В. С. Абакумова в рамках его ведомства специальных Бюро № 1 и 2. Задачами первого из них были подготовка и проведение диверсий на важных военно-стратегических объектах и коммуникациях на территории главных агрессивных государств – США и Англии, а также на территории других капиталистических стран, используемых главными агрессорами против СССР; проведение активных действий (актов террора) в отношении наиболее активных и злобных врагов Советского Союза из числа деятелей капиталистических стран, особо опасных иностранных разведчиков, главарей антисоветских эмигрантских организаций и изменников Родины Через три года Бюро № 1 было преобразовано в 12-й спецотдел при Втором Главном (разведывательном) управлении МВД СССР. Задачей Спецбюро № 2 было выполнение специальных заданий внутри Советского Союза, проводимых отдельными лицами, по пресечению вражеской деятельности особыми способами, а также подбор, воспитание, обучение и тренировка работников и агентуры бюро. Вне рамок Комитета Информации, помимо специальных разведывательных подразделений, оставшихся в структурах МГБ и военного министерства, Бюро № 1 и 2, продолжали заниматься в 1947–1953 гг. сбором различного рода информации Главное управление Пограничных войск, НИИ- 100 и Отдел международной информации ЦК КПСС.
Так, попытка создать аналог ЦРУ не удалась, КИ не стал подлинным центром координации разведывательной деятельности, обработки и анализа всей поступавшей в СССР разведывательной информации и не оправдал возлагавшихся на него надежд. Распыление сил и средств, разделение одних и тех же функций и задач между несколькими параллельно действующими ведомствами и учреждениями, раздел агентурного аппарата не могли не оказать негативного влияния на деятельность советских разведок в самых различных регионах мира. Поэтому неудивительно, что примерно через десять месяцев после создания Комитета информации Генеральному штабу удалось убедить Сталина в необходимости вернуть военную разведку вооруженным силам. После ухода военных разведчиков Комитет информации был «понижен в ранге» и стал, по сути дела, придатком Министерства иностранных дел. В конце 1951 г. Сталин принял решение о том, чтобы вся оперативная разведка была вновь сосредоточена в руках ГРУ и нового Первого Главного управления МГБ. Еще через два года были упразднены Бюро № 1 и 2.
Советские разведывательные службы сумели не только выжить, но и достаточно продуктивно работать. Одной из самых ярких страниц в послевоенный период стала серия операций по получению информации, необходимой для разработки и производства нового типа оружия – атомной бомбы. Первые сведения о начале работ по практическому созданию атомной бомбы были получены 10 августа 1941 г. в Лондоне резидентом ГРУ С. Д. Кремером (псевдоним «Барч») от Клауса Фукса. Фукс сообщил о проводимых под руководством Отто Фриша и Рудольфа Пайерлса в Бирмингеме исследований по получению изатопов урана. В декабре 1942 г. резидентура Первого управления НКВД получила детальный доклад об исследованиях, проводимых в Англии и США в рамках атомного проекта «Тьюб Эллойз». 10 марта 1942 г. Берией был сделан подробный доклад Сталину о состоянии работ по созданию ядерного оружия. К июлю следующего года в Москву было доставлено более 300 секретных отчетов по проблемам исследований в области атомной энергии. 11 февраля 1943 г. Сталин подписал Постановление об организации исследований и опытно-конструкторских работ по использованию ядерной энергии в военных целях. Одновременно было решено сделать получение информации по атомной проблематике приоритетной задачей Первого управления Наркомата государственной безопасности. Еще через год, в феврале 1944 г., функции координации работы всех отечественных спецслужб по атомной проблематике были возложены на группу «С» во главе с генерал-майором Судоплатовым, специально созданную в рамках НКГБ. Кроме координации усилий по сбору и обработке информации на это подразделение, преобразованное в отдел, были возложены функции реализации полученных данных внутри страны, т. е. незамедлительная передача их советским ученым-атомщикам.
Самыми «урожайными» с точки зрения объема информации и качества стали 1944–1945 гг. В этот период крупные ученые Клаус Фукс, Бруно Понтекорво, Теодор Холл, Сивил Секс, Кларенс Хаски, Исраэль Холперин, Джон Чэпин оказали советским разведчикам огромную помощь в получении ценной информации. Необычайного успеха добилась советская резидентура ГРУ, которая в 1945 г. от А. Н. Мея получила пробу урана-235 в Канаде. Заместитель резидента полковник П. С. Мотинов вез ампулу на себе, а затем всю жизнь страдал от лучевой болезни.
Уже через 12 дней после сборки первой атомной бомбы в Москву из Вашингтона и Нью-Йорка были доставлены схемы и описания ее устройства; осенью 1945 г. получены фотографии помещения завода в Оук Ридже и секретные части доклада администрации и конгрессу, не вошедшие в опубликованный текст доклада комиссии Смита, а кроме этого, информация об отдельных элементах конструкции бомбы и дневниковые записи о первом испытательном взрыве в Аламогордо, произведенном 16 июля. В целом по мнению советского научного и административно-технического руководства в лице И. В. Курчатова и А. П. Завенягина доля участия разведчиков в успешном осуществлении советского атомного проекта составляла не менее 50 %. Именно поэтому Сталин смог вовремя принять ряд важнейших политических решений, одним из которых стало создание Спецкомитета по проблеме № 1 о немедленном начале форсированных работ по разработке атомного оружия, а позже, в 1946 г., в него были внесены коррективы. Сталин знал содержание секретного доклада Ачесона – Лилиенталя, который сводился к попытке с помощью международного соглашения сохранить монополию США на обладание атомным оружием и ввести всеобъемлющий контроль за исследованиями в этой области, проводимые в других странах.
Кризис, сковавший деятельность советской разведки в США и Канаде, существенно снизил объем поступавшей информации по разработке, производству и накоплению атомного оружия. Общий объем информации не стал меньше, изменились лишь ее характер и основные источники. Главное отличие заключалось в том, что теперь источники касались в основном не только исследований и опытно-конструкторских работ, необходимых для создания ядерного оружия, но и средств его доставки, мест размещения и складирования, планов использования, деталей финансирования, ядерных программ США и Великобритании, а позже, начиная с 1949 г., планов создания ядерных сил НАТО, размещения их на территории Германии. Информация к концу войны поступала из Швеции, Дании, Болгарии, Чехословакии. Германии и ряда других стран.
Наиболее ценная часть поступала из Великобритании: самыми продуктивными агентами стали Клаус Фукс, Милита Норвуд, Дональд Маклейн и Джон Кернкросс. Главный центр ядерных исследований в Великобритании был в Харуэлл. Офицером КИ, контролирующим Фукса, был А. С. Феклисов. Уникальной информацией снабжал в то время первый секретарь британского посольства в Вашингтоне Маклейн. Он имел постоянный доступ в Комиссию по атомной энергии США. Кернкросс служил в министерстве финансов и сумел раздобыть весьма ценные сведения, позволившие советскому политическому руководству иметь точное представление о финансировании британской ядерной программы. Самой важной была информация о ядерном потенциале США и Великобритании – числе атомных бомб, готовых к применению в случае военного конфликта, средствах их доставки, дислокации соединений американской стратегической авиации. Эта информация позволила Сталину принять решение о начале блокады Берлина, что способствовало отвлечению внимания США от событий в Китае и победе коммунистов в гражданской войне. Оценивая деятельность советской разведки в сфере атомного шпионажа нельзя не прийти к выводу, что ее деятельность существенно ускорила осуществление отечественной ядерной программы. Информация о британских и американских ядерных проектах побудила Сталина принять решение начать подобные исследования в СССР. Она позволила советским ученым атомщикам в предельно короткие сроки создать атомную, а затем водородную бомбу. Достаточно точные сведения о ядерном потенциале и военно-политических планах США и Великобритании предоставили возможность Советскому Союзу трезво оценить соотношение сил и добиться решения многих военных и политических задач, стоявших перед СССР.