Книга Фантастические монстры - читать онлайн бесплатно, автор Чарльз Гоулд. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Фантастические монстры
Фантастические монстры
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Фантастические монстры

Мистер Джон Эванс76 отбросил мысль о том, что, возможно, полный перевод географического положения относительно полярных осей мог быть получен путем скольжения всей поверхности земной коры вокруг жидкого ядра. Это, по его мнению, будет вызвано нарушениями равновесия всей массы из-за геологических причин. Далее он отмечает, что разница между полярным и экваториальным диаметрами земного шара, что является важным возражением против его теории, существенно уменьшается, если принять во внимание огромную глубину океана на большой части экватора и большие участки суши значительно возвышаются над уровнем моря в более высоких широтах. Он также размышляет об общем среднем значении поверхности, которая в прошлых геологических эпохах приближалась к сфере гораздо ближе, чем в настоящее время.

Сэр Джон Лаббок одобрил идею изменения положения оси вращения, и это мнение было поддержано сэром Х. Джеймсом77 и многими более поздними геологами.78 Если я правильно понимаю их аргументы, это изменение могло быть вызвано только тем, что можно назвать геологическими революциями. Это сильные выбросы вулканического вещества, возвышения, оседания и тому подобное. Они, вероятно, были почти непрерывными в течение геологического времени, и в положении оси потребовались бы постоянные изменения, маленькие или большие, и мир должен рассматриваться как шар, переворачивающийся в пространстве при каждом изменении его центра тяжести. Возможность такого представления должна быть оставлена на усмотрение математиков и астрономов.

Более убедительные аргументы подтверждают теорию, выдвинутую доктором Кроллом (хотя, опять же, это не является общепринятым), что все эти изменения климата могут объясняться эффектами нутации и прецессии равноденствий. Из этих изменений, в сочетании с эксцентриситетом эклиптики с первого, получается, что с интервалами в 10.500 лет северное и южное полушария попеременно находятся в афелии зимой и в перигелии летом месяцев и наоборот; или, другими словами, что если в любой данный период наклон земной оси вызывает зиму в северном полушарии, в то время как Земля находится на максимальном расстоянии от того фокуса своей орбиты, на котором находится Солнце, то после интервал в 10.500 лет и в результате суммы обратного движения равноденствий вдоль эклиптики со скоростью 50 ′ в год получится обратное, и в северном полушарии будет зима, в то время как Земля находится на минимальном расстоянии от Солнца.

Величина эксцентриситета эклиптики сильно варьируется в течение длительных периодов и была рассчитана на несколько миллионов лет назад. Мистер Кролл79 продемонстрировал теорию, объясняющую все большие светские изменения климата как косвенный результат этого, благодаря действию различных физических факторов, таких как накопление снега и льда, и особенно отклонение океанских течений. Из рассмотрения таблиц, которые он вычислил для эксцентриситета и долготы земной орбиты, он относит ледниковую эпоху к периоду, начинающемуся около двухсот сорока тысяч лет назад и простирающемуся примерно до 80 000 лет назад, и он описывает его как «состоящий из длинной череды холодных и теплых периодов; теплые периоды одного полушария, соответствующие во времени холодным периодам другого, и наоборот».

Таким образом, говоря о процессах, принятых для оценки продолжительности геологического возраста, и о результатах, которые были получены с большой вероятностью точности в отношении для некоторых из более поздних, теперь осталось лишь кратко заявить факты, из которых было доказано существование человека в течение этих последних периодов. Литература по этому предмету уже распространяется на тома, и поэтому, очевидно, невозможно в течение нескольких страниц, которые допускаются пределами этой работы, дать что-либо, кроме кратчайшего реферата, или присвоить кредит относительно из-за многочисленных прогрессивные работники в этой богатой области исследований. Поэтому я доволен тем, что взял в качестве учебника доисторическую Европу мистера Джеймса Гейки. последняя и самая исчерпывающая работа над этой темой и обобщение из нее утверждений, необходимых для моей цели.

Из него мы узнаем, что задолго до того, как люди были знакомы с использованием бронзы и железа, существовали нации или племена, не знающие о способах использования этих металлов, оружие и орудия которых были сформированы из камня, рога., кости и дерево.

Их, опять же, можно разделить на более раннюю и более позднюю расу, для которых характерны заметные различия в характере каменных орудий, которые они соответственно изготовили, как в отношении используемого материала, так и в отношении степени отделки, получаемой им. К двум периодам, в которые эти люди жили, соответственно применялись термины палеолит и неолит, и предполагается, что между уходом из Европы одного и появлением там другого наступила обширная эпоха.

Человек палеолита был современником мамонта (Elephas primigenius), шерстистого носорога (Rhinoceros primigenius), крупного гиппопотама и множества других видов, в настоящее время довольно вымерших, а также многих, которые, хотя и все еще существуют в других регионах, больше не найдено в Европе; тогда как животные, жившие с неолитическим человеком, были в основном такими же, как те, которые все еще занимали его.


Рис. 19. Гравюра палеолитического человека на роге северного оленя.80 (Здесь представлены две стороны одного и того же рога).


Каменные орудия палеолитического человека имели лишь небольшое разнообразие форм, были очень грубо вылеплены, были просто сколоты в форме, и никогда не шлифовали и не шлифовали; они были почти полностью созданы из кремня и черта. Те из неолитического человека были сделаны из многих разновидностей твердого камня, часто красиво отделаны, часто шлифуются до острого конца или края, и полируются повсюду.

Люди палеолита не были знакомы с глиняной посудой и искусством ткачества и, по-видимому, не имели одомашненных животных или системы выращивания; но у жителей неолитических озер в Швейцарии были ткацкие станки, глиняная посуда, злаки и домашние животные, такие как свиньи, овцы, лошади, собаки и т. д.

Орудия из рога, кости и дерева широко использовались в обеих расах, но пожилые люди часто отличаются тем, что их ваяют с большими способностями или украшают живыми гравюрами различных животных, живших в тот период; тогда как, кажется, было заметное отсутствие каких-либо подобных художественных способностей со стороны неолитического человека.


Рис. 20. Олень, выгравированный на роге. Палеолит. (По Гейки.)


Опять же, примечательно, что, хотя переход от эпохи неолита к последующему бронзовому веку был постепенным, и, действительно, использование каменных орудий и, в некоторых частях, оружия было одновременно с бронзовым. в других местах нет никаких свидетельств перехода от палеолита к неолиту. Напротив, исследование отложений костей, таких как пещера Кента и пещера Виктория в Англии, а также множество других в Бельгии и Франции, свидетельствует «вне всякого сомнения, что значительный период должен был наступить после ухода палеолитического человека и до прибытие его преемника неолита». Обнаружение останков палеолитического человека и животных в речных отложениях в Англии и на континенте, часто на значительных высотах81 выше существующего дна долины, в Лёссе и отождествление плейстоценового или четвертичного периода с предледниковым и ледниковым временем предлагают средства для оценки того, каким должен был быть этот промежуток времени.82

Скелеты или части скелетов людей признанного палеолитического возраста были найдены Шерлингом в пещерах в окрестностях Льежа в Бельгии, и, вероятно, на ту же дату можно назначить пещере неандертальцев возле Дюссельдорфа. Полный скелет, высокого роста, вероятно, но не без сомнения, эпохи палеолита, был также обнаружен в пещере Ментона на Ривьере.

Эти положительные останки дают нам дополнительные выводы, которые можно извлечь из простого открытия орудий или фрагментарных костей, связанных с останками вымерших животных.

У ментонца, по словам М. Ривьера, была довольно длинная, но большая голова, высокий и хорошо сделанный лоб и очень большой угол лица 85°. У льежского черепа был высокий и короткий, хорошего кавказского типа; «Достаточно средний человеческий череп», по словам Хаксли.

Другие останки, такие как челюстная кость из пещеры Naulette в Бельгии и скелет неандертальца, показывают признаки неполноценности; но даже в последнем, который был самым низким в классе, емкость черепа составляет семьдесят пять кубических дюймов или «почти на уровне со средним значением между двумя крайностями человека».

Таким образом, мы можем подвести итог, сказав, что свидетельства о существовании человека и разумного человека были накоплены в период, который даже самые консервативные среди геологов не могут установить менее чем за тридцать тысяч лет; в то время как большинство из них убеждены как в его существовании, по крайней мере, в более поздние плиоценовые времена, так и в большой продолжительности эпох, которые обязательно истекли с момента его появления – продолжительность, исчисляемая не десятками, а сотнями тысяч лет.


Рис. 21. Гравюра палеолитического человека на роге северного оленя.

Глава IV. Потоп не миф

Если мы предположим, что древность человека столь же велика или даже приблизительно так же велика, как утверждают сэр Чарльз Лайель и его последователи, то естественно возникает вопрос: чем он занимался в те бесчисленные века до исторических времен? Какие доказательства он дал обладанию своим интеллектом, превосходящим интеллект грубых созданий, которыми он был окружен? Какие великие памятники его фантазии и мастерства сохранились? Или море времени поглотило всё, что он возводил, в безднах, настолько глубоких, что даже выбеленные мачты не выступают с поверхности, чтобы свидетельствовать о существовании хорошего корабля, похороненного внизу?

Эти вопросы были заданы лишь частично, но получили некоторые ответы. Они, однако, примут большие пропорции по мере расширения познаний археологии и, возможно, получат более четкие ответы, когда новые поля для исследований будут открыты в тех частях старого мира, которые Азиатский заповедник до сих пор поддерживал в неприкосновенности для научных исследований.

Если человек существует 50 тысяч лет, как настаивают некоторые, или 200 тысяч, как полагают другие, продолжал ли его интеллект расти за этот период? И если да, то в каком соотношении? Было ли его развитие медленным, постепенным и более или менее равномерным, как в арифметической прогрессии, или набирает темп с быстро растущей скоростью, как в геометрической прогрессия. Или, чтобы провести сравнение, может ли оно быть более точно выражено уравнением, переходящим в кривую, которая прослеживает восходящий и нисходящий путь и, хотя и контролируется в действительности абсолютным законом, кажется, демонстрирует необъяснимое и капризное разнообразие положительных и отрицательных фаз, точек д'Арре, узлы и створки.


Рис. 23. – Ваза. Династия Хань, от 206 г. до. нэ. до 23 г. н.э. (Из Poh Ku T’u)


На эти вопросы еще нельзя ответить определенно; они могут быть предложены и обсуждены, но в течение некоторого времени результатом, несомненно, будут различные мнения, без возможности решения компетентным арбитром.

Например, вопрос мнения, является ли интеллект сегодняшнего дня более высокого порядка, чем тот, который оживил саваны Древней Греции. Вероятно, большинство ответит утвердительно, поскольку вопрос относится лишь к культуре масс, но как решат ученые, кто компетентен сравнивать произведения наших нынешних поэтов, скульпторов, драматургов, логиков, философов? историки и государственные деятели, вместе с Гомером, Пиндаром, Еврипидом, Геродотом, Аристотелем, Евклидом, Фидием, Платоном, Солоном и т. п.? Будут ли они, одним словом, считать чемпионов интеллекта современности гораздо более сильными, чем их конкуренты три тысячи лет назад, чтобы сделать их легкой победой? Это продемонстрирует решительный прогресс в человеческом интеллекте в течение этого периода; но если это так, то почему все великие школы и университеты всё ещё цепляются за благоговейное изучение старых мастеров.


Рис. 24. – Киф, или Кубок для возлияний.

Династия Шан, до н.э. 1766 до н.э. 1122. (Из Poh Ku T’u)


Рис. 24. – Киф, или Кубок для возлияний.

Династия Шан, до н.э. 1766 до н.э. 1122. (Из Poh Ku T’u)


Мы должны помнить, что разруха времени вывела из суда многих свидетелей по одной стороне иска, и что естественный распад, бедствие и бессмысленное разрушение83 стерли основную часть философии прошлых веков. За исключением применения пара, использование типографий подвижного типа в печати84 и использования электричества, мало произведений искусства и изобретений, которые не произошли от нас в глубокой древности, многие из них были утрачены на время, некоторые из них на целую вечность, а затем их вновь открыли и выставили напоказ, как на самом деле действительно, нечто новое под луной.

Мы также не должны забывать ораторское искусство и поэзию, шедевры логической аргументации, непревзойденные скульптуры и изысканно пропорциональную архитектуру Греции, а также тщательное знакомство с механическими принципами и инженерным мастерством, проявленными египтянами при строительстве пирамид, огромных размеров храмы, каналы85 и гидравлические работы.86

Также обратите внимание на высокое состояние цивилизации, которым обладали китайцы четыре тысячи лет назад, их просвещенную и гуманную политику, их инженерные работы,87 их обеспечение надлежащего управления различными департаментами государства и их четкие и интеллектуальные документы.88



Оглядываясь назад на это, я думаю, что мы едва ли можем отличить какой-либо недостаток интеллекта по сравнению с нашим со стороны этих наших исторических предшественников, чтобы указывать на столь быструю смену интеллекта, как если бы мы могли соотнести наше сравнение с другим аналогичным периодом, это неизбежно привело бы нас к множеству дикарей, похожих на тех, что сосуществуют с цивилизацией нынешнего периода. В отношении интеллекта цивилизованные люди, жившие 8 или 10.000 тысяч лет назад, я думаю, должны были лишь немного уступать нам, и нам действительно нужно было бы взглянуть очень далеко назад, прежде чем мы достигли бы статуса или состояния, в котором высший тип человечества был сородичем пещерного льва, оспаривая с ним жалкое существование, защищенное от внешнего мира нависающей скалой или случайным открытием какой-то удобной пещеры.

Если это так, то мы вынуждены снова вернуться к рассмотрению вопросов, которыми был открыт этот раздел: где доказательства раннего интеллектуального превосходства человека? Они ограничены теми, которые были выведены из открытия некоторых каменных орудий раннего грубого, а затем отполированного века? И, если ДА, то сможем ли мы предложить какое-либо возможное объяснение их небытия или исчезновения?

Во-первых, археологами может быть признано, что между двумя поздними эпохами каменного оружия, полированной эпохой неолита и грядущей эпохой бронзы невозможно провести точную границу. Они согласны с тем, что они накладываются друг на друга, и что грубые охотники, которые довольствовались каменными орудиями войны и погони, были равны с людьми, живущими в других местах, знакомыми с металлургическим искусством и, следовательно, с высоким уровнем интеллекта., Первые, фактически, находятся в пределах исторических времен.


Рис. 25. – Благовония (?). Династия Чен, до н.э. 1122 до н.э. 255. (Из Poh Ku T’u)


Рис. 25. – Благовония (?). Династия Чен, до н.э. 1122 до н.э. 255. (Из Poh Ku T’u)


Рис. 26. – Штатив династии Шан. Вероятная дата – 1649 г. до н.э. (Из Poh Ku T’u)


Рис. 26. – Штатив династии Шан.

Вероятная дата – 1649 г. до н.э.

(Из Poh Ku T’u)


Рис. 27. – Штатив Фу Йих, династия Шан. (Из Poh Ku T’u)


Рис. 27. – Штатив Фу Йих, династия Шан.

(Из Poh Ku T’u)


Рис. 28.– Ваза-тренога Квай Ван, династии Чэнь, до н.э. 1122 до р. х. 255

(Из Poh Ku T’u)


Рис. 28.-тренога Квай Ван,

династии Чэнь, до н.э. 1122 до р. х. 255

(Из Poh Ku T’u)

Подобный вывод не может быть несправедливо сделан в отношении этих многочисленных открытий доказательств существования грубого человека в еще более ранние периоды. Кремневая стрела североамериканского индейца и каменный топор австралийского чернокожего существуют до наших дней; и еще сто лет назад они были бы единственными представителями конструктивного разума человечества почти на половине обитаемой поверхности мира. Ни один философ, с одним только этим рассуждением, не смог бы вообразить устойчивое существование, занятую промышленность и превосходный интеллект, который оживил другую половину; и параллельный внушительный аргумент может быть поддержан обнаружением человеческих реликвий, орудий и художественных очертаний, таких как волосатый мамонт или пещерный медведь. Возможно, это следы отдаленного дикаря, который сосуществовал с гораздо более высокоорганизованными людьми в другом месте,89 так же, как в настоящее время эскимосы, которых некоторые геологи считают потомками человека палеолита, сосуществуют сами с собой. Они, как и их предполагаемые предки, обладают большой способностью вырезать на кости и т. д.; и как пример их способности не только зачаты в своих собственных умах. Чтобы доказать их правильное представление об относительном отношении местностей, а также о том, чтобы донести эту идею до ясности, я прилагаю к книге вырезанную на дереве таблицу, импровизированную, по просьбе сэра Дж. Росса, который, по сути, ручается за ее точность.


Рис. 29. (От второго рейса сэра Джона Росса до Арктики.)


Рис. 29. (От второго рейса сэра Джона Росса до Арктики.)


Существует лишь небольшой шаг между вырезанием фигуры мамонта или лошади и использованием их в качестве символов. Умножьте их, и вы получите ранний иероглифический письменный язык китайцев и египтян. Это не несправедливое предположение, что ни на большом расстоянии, ни во времени или пространстве, ни на протяжении нескольких поколений среди его собственных потомков, ни на расстоянии стольких наций среди его сверстников инициативная способность палеолитического дикаря была с пользой применена к коммуникации идеи, так же как и в более поздние времена, символический язык Kououen был развит или использовался среди ранних китайцев.90

Это, безусловно, первая стадия любого письменного языка, и, как я думаю, она, возможно, развивалась до более высоких ступеней, кульминацией и гибелью во многих последовательных эпохах во время существования человека, предполагая, что он был настолько расширен, как прогресс в геологии имеет тенденцию подтверждать.

Не может ли извилистое движение цивилизации на Запад в течение последних трех тысяч лет, повлекшее за собой построение и гибель империю и оставившее в прошлом распад и забвение, быть продолжением многих последовательных волн, предшествовавших ему в прошлом, поднимаясь, некоторые выше, некоторые ниже, как волны.



Рис. 30. Ранние китайские иероглифы.



Рис. 31. – Ранние китайские иероглифы.


По сравнению с обширными эпохами, к которым мы относимся как рядом с нами Ниневия, Вавилон и Карфаген! Все же сами места первых двух стали неопределенными, и о последнем мы знаем только по присутствию нескольких разбросанных руин на берегах Средиземного моря. Биньямин из Туделы утверждал, что Тир, огромный торговый объект во времена Соломона, справедливо или нет, но едва различим (в 1173 г.) в руинах под волнами; и слава мира, храм царя Соломона, был представлен в тот же день двумя медными колоннами, которые были перенесены и [только поэтому! – ред.] сохранились в Риме. Нет необходимости цитировать случаи Персии, Греции и Рима, а также многих когда-то известных городов, которые растворились в руинах; кроме как помогая указать на мораль, что завоевание, которое всегда повторяется, означает в значительной степени уничтожение,

Когда разложение и пренебрежение когда-то начинаются, рука человека в значительной степени помогает разрушительным действиям времени. Крестьянин переносит мрамор императорского дворца в свою известковую печь91, или египетский монарх снимает корпус пирамиды92, чтобы предоставить материал для королевской резиденции.

Не исключено, что высокомерный каприз некоторых, возможно, монгольских захватчиков в будущем, может выровнять сами нетленные пирамиды с целью создания какой-либо оборонительной работы или удовлетворения беспорядочного тщеславия.

В более поздние даты, сколько комфортабельных современных резиденций было построено от разграбления средневекового аббатства, крепости или замка? и сколько некогда блистательных городов93, должно быть, пришло в упадок, в Центральной и Восточной Азии, и сколько многочисленного населения сократилось до незначительности с тех пор, как Чингиз и Тимур вели свои завоевательные орды, а Надун мог собрать 400 тысяч всадников94, чтобы оспорить победу с Кублай ханом.

Британский пахарь в бессознательном состоянии веками вспахивал свой надел над остатками римских вилл, и жители более позднего города Гиссарлик, вероятно, были настолько неосведомлены, что ряд потерянных и похороненных городов лежал под ними, поскольку они были бы недоверчивы, что в течение тысячи лет их собственное существование ушло бы из памяти человека, и их открытие было обусловлено лишь предварительными исследованиями восторженного поклонника Гомера. Люди живут в книгах и в песнях бардов дольше, чем в делах своих рук, и неосязаемая традиция часто переживает материальный проводник, которому суждено было бы увековечить его. Имя Приама было всё еще нарицательным, когда место его дворца было давно забыто.

Чем шире город, тем более вероятно, что он будет построен на месте собственной могилы или, другими словами, занять обширную долину какой-то важной реки, под гравием которой он предназначен для погребения.

Расположенный на возвышении и основанный на твердой скале, он может избежать захоронения, но более быстро и наверняка он будет разрушен с опутствующими элементами95, и разложение его собственного материала предоставит кожух для его обертывание.96 Тогда неудивительно, что не было сделано никаких более старых открытий, чем те, которые уже цитировались, поскольку они, вероятно, никогда бы не были найдены, если бы традиция не стимулировала и не направляла счастливого исследователя.

Следовательно, нет ничего несправедливого в том, что остатки не менее важных, но гораздо более древних городов и памятников цивилизации могли до сих пор полностью избегать нашего наблюдения, предполагая, что мы можем иметь разумные основания полагать, что после их завершения произошла катастрофа достаточно универсального характера, чтобы полностью стереть летопись прошлого и оставить во владении своих немногих выживших, лишь скудные и фрагментарные воспоминания всего, что им предшествовало.

Это именно то, что утверждают история и традиции всех народов. Однако, поскольку существуют расхождения во мнениях относительно доверия, которое следует придавать этим традициям, я прежде чем высказать свои собственные взгляды по этому вопросу, вкратце изложу высказанные двумя авторами достаточную известность, чтобы оправдать их избрание в качестве представителей две широко противоположные школы.