– Ну, вы приняли решение учиться и пришли сюда – уже начали действовать. Это первый – и, как известно, самый сложный – шаг к трансформации, в том числе из Escape-людей в Enter-людей. Вы признали проблему – а тех, у кого хватает на это смелости, мало. Вы поняли, что надо учиться, – еще меньше тех, кто приходит к пониманию такой необходимости. Не говоря о том, сколько тех, кто все понимает, но продолжает игнорировать. Главное – вы разок нажали клавишу Enter. Осталось понять, как все работает, разобраться с этим внутренним механизмом и запустить его раз и навсегда.
– А бывает так, что люди учатся, трансформируются… Эм-м… Но-о… спустя какое-то время опять возвращаются к Escape-стратегии? – спросил Трудников. В его колеблющемся голосе слышались не просто нотки, а аккорды сомнений.
– Соблазн «соскочить» и оставить все как есть будет. Привычный образ жизни и использование клавиши Escape не требуют особых усилий, поэтому они становятся само собой разумеющимися.
– Значит, у нас будет комплексная работа, и речь – только ее часть? – спросил Антон.
– Да, здесь нужен комплексный подход. Качество речи зависит не только от произношения. Вы будете работать еще над дыханием, голосом, структурированием речи, разберетесь со страхами и волнениями, избавитесь от слов-паразитов и говора, улучшите темп и ритм речи, сделаете ее более динамичной, а в конце сформируете собственную подачу. Так вы настроите все, что необходимо для нажатия клавиши Enter в нужный момент.
– О, видимо, вы озвучили наши планы на ближайшие месяцы? – спросила Марго, округлив глаза. – Надеюсь, мы все успеем. Единственное, интересно, Escape когда-нибудь еще пригодится? Будет для чего-то еще нужен?
– Вы все успеете, если будете вовремя выполнять задания и не станете ничего откладывать, – ответила я. – Что касается клавиши Escape, пользоваться ею умеют все без исключения. Обычно этому учит сама жизнь, подкидывая нам всякие сложности. Если не знать о существовании другой клавиши, то такой способ взаимодействия с окружающими может показаться единственно возможным. Однако эффект от использования клавиши Escape можно сравнить с эффектом шопинг-терапии – оба слишком краткосрочны. Вспомните свои импульсивные покупки: вроде бы снял стресс, но на следующий день понимаешь, что ни черта в жизни не изменилось и лучше от приобретений не стало. Быстрый, но недолгий выброс эндорфинов. Вы не сделаете лучше, лишив себя общения.
И если клавишей Escape пользоваться проще, то жить с такой привычкой будет сложно. Клавишу Enter, напротив, непросто обнаружить, как и научиться пользоваться ею. Но если вы справитесь с этим, то приобретете полезную привычку, жить с которой будет гораздо легче и интереснее. Однако важно понимать, что это не какая-нибудь волшебная кнопка, которая запускается с помощью магического заклинания. Чтобы «нащупать» ее в своем теле и в своем сознании, зафиксировать то состояние, при котором она нажимается, придется хорошенько поработать, перепробовать все методы и техники, находиться в постоянном поиске.
Вам предстоит пройти довольно сложный и вместе с тем удивительный путь. Он дает возможность узнать себя лучше, научиться чувствовать и понимать свое тело, управлять этим «космическим кораблем». Вы сумеете раскрыть потенциал своего голоса и поймете, что можете говорить спокойно и уверенно. Вы полюбите свой голос, заговорите в полный голос, перестанете напрягать связки во время речи, избавитесь от страхов и волнений перед публикой и перед камерой, научитесь управлять своими эмоциями в процессе общения.
– А как ее нащупать? – спросила Анна, засмеялась и начала тыкать себя в грудь тонкими пальцами. – Где она?
– Я обнаружила ее методом проб и ошибок. Испробовала сотни техник, упражнений и практик, постоянно искала что-то новое.
И это превратилось в исследование, которое заняло больше десяти лет жизни. Раньше мне просто хотелось быть профессиональнее – говорить четче и двигаться в кадре естественней, а потом появилось желание описать и систематизировать этот свой опыт. Сегодня я вижу, что Enter-навык нужен не только ведущим телевидения и радио, но и экспертам, которые выступают публично. Он мог бы облегчить жизнь миллионам людей из разных других сфер. В том числе вам.
– Я правильно понимаю, это не ораторское искусство? – спросил Василий.
– Есть разные понятия – ораторское искусство, ораторское мастерство, красноречие, коммуникативная компетентность. Каждый термин соответствовал своему времени и удовлетворял потребности людей, живших в те годы, в той культуре и в той реальности.
Современному же человеку нужно не только умение с легкостью вступать в диалог, выступать на публике и искусно вести беседы. В последние годы мы все больше сталкиваемся с необходимостью общаться виртуально – по аудио- и видеосвязи. А для этого нужны дополнительные знания и навыки. Сейчас все нуждаются в умении достойно держаться в кадре и говорить с этим бездушным существом – объективом – так, чтобы получалось наладить зрительный контакт и удерживать внимание собеседников по ту сторону экрана. Те времена, когда работа на камеру была привилегией актеров, моделей, телеведущих и других звезд, остались далеко позади. Отныне это не просто желание держаться и выглядеть достойно на видео, потешить свое эго, а банальная необходимость.
Знакомство с другими участниками курса
Занятий у вас будет всего восемь, встречаемся здесь раз в неделю, в это же время. Для начала было бы неплохо познакомиться – нам предстоит два месяца совместной работы. Представьтесь и расскажите немного о себе, зачем пришли на курс и какие цели ставите перед собой в рамках обучения. Я запишу вашу речь на диктофон – это поможет ее продиагностировать. При прослушивании записи станет ясно, с чем каждому придется иметь дело, над чем предстоит поработать и на чем сконцентрироваться. У каждого из вас разный уровень подготовки, разный жизненный опыт и соответствующий опыт в общении. Кроме того, есть и индивидуальные проблемы в речи – специфическое произношение определенных звуков, необычное интонирование, своеобразные дефекты. Говорят, что нет на свете двух абсолютно одинаковых людей. Я бы добавила, что нет на земле и двух людей с идентичными голосами и произношением. Чтобы выявить все это, не нужно специальное оборудование, достаточно сделать обычную аудиозапись на диктофон в мобильном. Вы послушаете ее и услышите, что не так. А если все так, то хотя бы убедитесь, что все в порядке и нет поводов для стеснения и беспокойства на этот счет.
– Так бывает? – спросил Василий. – К вам приходят и без проблем с речью?
– Редко, но и такое бывает, – ответила я. – Люди могут сомневаться в себе и без каких-либо на то оснований, быть чересчур самокритичными и обесценивать себя.
– А вы и так, без записи, все слышите? – спросила Маргарита.
– Для так называемой диагностики мне не нужны записи, – ответила я. – Как и опытным продюсерам на телевидении, мне достаточно услышать несколько фраз из уст человека, чтобы понять, есть у него потенциал или нет, может он работать в кадре или нет. Иногда я слышу, что в речи есть проблемы, но в то же время может быть понятно, что это преодолимые «препятствия», что все исправимо.
– Безнадежные случаи встречались? – спросил Антон.
– Конечно, – ответила я. – Но вам-то это надо не для работы на телеке. Так что не бойтесь, справитесь! Давайте приступим, кто первый?
Все затихли. Я внимательно посмотрела на всех присутствующих в аудитории, и они тоже переглянулись. Было понятно, что прийти ребята пришли, а встать и представиться, рассказать нам о том, что привело их на этот курс, – еще не готовы.
– Хорошо, давайте по списку, – предложила я. – Королёва Анна Владимировна. Или все-таки Королева?
– Ах-а-ха-х! Мне так тоже нравится, можете называть меня Королевой, – ответила Анна, разведя руками. Ее волосы были рыжими-рыжими и на фоне шелкового черного комбинезона горели, как пламя. На острых плечах девушки одежда висела так, как обычно висит на вешалке, настолько она была худой. Характерные веснушки спрятаны под толстым слоем макияжа, но полностью скрыть их все же не удалось. Голос у Анны был высоким, тоненьким, но главное – звонким. Потенциал есть, подумала я. Мне не терпелось начать занятия и услышать ее настоящий тембр, когда она перестала бы напрягать мышцы и зажимать произносимые звуки. А пока она стояла в оцепенении.
– Начинайте, – поторопила я.
– Да, сейчас, – ответила она. Откашлялась, поправила волосы и принялась ломать пальцы рук. – Я Анна. М-м-м. Давно хотела заняться речью. Вообще, как я к этому пришла, почему задумалась об этом. У меня был парень, раньше, и он все время указывал на мои ошибки в речи. Говорил, что я вечно мямлю, экаю, мэкаю… Меня это так бесило! В итоге мы расстались. А-а-а. эти комплексы остались со мной. Я хочу избавиться от них. Хочу, чтобы моя речь звучала четко, была выразительной. Надеюсь, с помощью этого курса я получу знания, которые помогут мне. Помогут добиться этих результатов. Я учусь в архитектурном институте. Впереди защита. Поиск работы. Собеседования… Вот вы сейчас рассказали про Enter-навык, и я думаю, он мог бы мне помочь со всем этим.
Я уже стажируюсь в одной компании. Не уверена, правда, что задержусь там. Но все равно, даже сейчас общаться с опытными коллегами мне сложно. А еще я сталкивалась с тем, что ко мне подходили журналисты с телевидения. Пару раз так было. В праздничные дни. Задавали вроде бы нормальные вопросы, а я терялась. И не могла ничего ответить. В будущем в такие моменты. м-м-м. мне хотелось бы не бояться, говорить уверенно.
Она резко прекратила рассказ и, не дожидаясь моего ответа, села обратно на свой стул. Все, чего ей хотелось во время речи, – закончить поскорее выступление.
– Спасибо, Королева Анна, – сказала я. Мне хотелось отвлечь ее от сковывающего чувства страха перед новой и пока незнакомой публикой. – Буду вас теперь называть только так! Вам бы подошел такой образ!
– Ой, спасибо! – ответила она, глаза ее засверкали, а напряженные плечи наконец опустились.
– Хачатурян Маргарита Арамовна, прошу! – сказала я и пригласила другую участницу курса.
– Спасибо, надо встать или можно сидя? – спросила она.
– Как вам удобно, но лучше, если стоя, чтобы не зажимать дыхательные мышцы.
– Хорошо, – ответила она и прошла в центр аудитории. – Я Маргарита. Близкие называют меня Марго. Вы тоже можете, если так будет удобнее. Я мама двоих мальчиков: старшему шесть, маленькому всего семь месяцев. И пока я в декрете.
Марго сложила руки перед собой и продолжила:
– Уже семь лет, как я в декрете. После рождения первого ребенка решила сразу не выходить.
А сейчас уже хочется на работу, но становится страшновато.
Сюда я пришла, чтобы вернуться к прежней жизни, для меня это. Ой, ну все! Вообще все из головы вылетает! Мысли разбегаются! Я от волнения начинаю слова путать, язык заплетается. Странные действия совершаю – вот как сейчас, пальцы перебираю. Я совсем выпала из жизни. Набрала. Много. Слишком много теперь вешу! А вернуться в прежнюю форму – даже подумать страшно, когда я смогу! Все, что было сказано про Escape-людей, – это про меня. Проще не общаться, чем преодолевать этот барьер. Я просто не знаю как. Что делать, с чего начинать… А так хочется разговаривать с людьми и не трястись от страха, быть уверенной.
Хоть Маргарита и обращалась к нам, взгляд ее был направлен то на потолок, то на пол, то в окно. Она смотрела куда угодно, лишь бы не встречаться с нами глазами.
– А кто вы по профессии? – спросила я, чтобы установить зрительный контакт.
– Я врач-косметолог, – ответила она. – Долгое время работала консультантом в известной японской косметической компании. Сейчас я выгляжу не так хорошо, конечно. Сапожник без сапог, знаете… Не помню, когда в последний раз делала себе макияж!
Марго оказалась чересчур самокритичной. На самом-то деле выглядела она прекрасно, и полнота никоим образом ее не портила. Внимание больше притягивали ее роскошные густые волосы темно-каштанового цвета, светлая и ровная кожа лица… Одета она была просто и со вкусом – на ней были темно-синие джинсы и белая хлопковая блузка.
– А вам и не надо краситься, – сказала я, – у вас довольно яркая внешность, поэтому вы и без макияжа очень красивая. Не акцентируйте внимание на том, что вам не нравится и что вас не устраивает. Сконцентрируйтесь лучше на том, чего вам хотелось бы. Например, сейчас. Перед вами стояла простая задача – рассказать о себе и поделиться целями, которые вы поставили перед собой. Нельзя забывать о цели коммуникации, в которую вы вступаете. Вы должны четко знать, зачем вы говорите то, что говорите, и как это поможет достичь желаемого. Тем не менее это было ваше первое выступление перед публикой после долгого декретного отпуска. И я вас с этим поздравляю!
– Ну, радоваться-то нечему, – сказала Марго и прикусила нижнюю губу.
– Радуйтесь каждому своему шагу – это поможет найти в себе силы двигаться дальше. Сейчас было важно не то, как вы говорили, а сам факт того, что вы выступили. Да, речь пока сумбурная, мысли скачут. Но если бы не это выступление, вы бы и не поняли, над чем вам надо работать. А теперь у вас хоть есть отправная точка – в начале пути она всем нужна.
Кто любит плавать, тот поймет мою следующую аналогию. Вспомните, что происходит, когда вы прыгаете в воду в бассейне. Вы касаетесь ногами дна и отталкиваетесь от него – это действие помогает вынырнуть, верно? У меня, по крайней мере, так. Подобную функцию выполняет первая произносимая вами здесь речь. Она может быть какой угодно. Главное – чтобы это помогло выявить проблемы, которые мы будем устранять в процессе обучения. То есть такие пробные выступления нужны не для того, чтобы вы прямо сейчас блеснули красноречием. Если бы вы могли это сделать, то не стали бы приходить сюда учиться. Записи нужны, чтобы понять, с чем человеку придется иметь дело, чтобы знать, что требуется устранить и над чем предстоит поработать.
– Ну, тогда да, что-то я уже сделала, – добавила Марго, вздохнула и улыбнулась. – Не знаю, что это было и как все выглядело, но я это сделала, да.
– Диктофон и камера в мобильном станут вашими помощниками на ближайшие несколько месяцев, – продолжила я. – Периодически надо будет делать записи своей речи и анализировать. Но каждый раз фокусироваться мы будем на разных вещах. Первое выступление – для выявления основных моментов, требующих внимания на этом этапе. Возможно, вы не замечали их, но при прослушивании записи обязательно услышите.
После занятия я пришлю фрагменты аудиозаписи с вашими выступлениями – послушайте дома сами, еще раз, и проанализируйте свою речь. Не удаляйте их, пускай пока будут. В конце курса сможете сравнить качество речи до и после занятий – это и полезно, и интересно. Может, даже смешно. Многие от души веселятся, прослушивая старые записи.
Наш следующий спикер – Чернов Антон Степанович!
– Хорошо, – сказал Антон. – Но можно я с места? Тут постою.
– Как хотите, – ответила я.
– Добрый день всем. Я начальник отдела продаж в агентстве недвижимости. Моя деятельность, так сказать, завязана на общение. Приходится каждый день по несколько встреч проводить. С клиентами. С партнерами. М-м-м. Провожу и публичные мероприятия. Во-о-от… Поэтому – да, хочу освоить этот навык. Хочу выступать интересно и увлекательно. И. надо бы избавиться от слов-паразитов. Я сейчас стараюсь не использовать их, не произносить. Но обычно слишком часто говорю «короче», «типа», «вот», «блин» и так далее. Это вообще самое безобидное.
Антон загадочно улыбнулся, и пожалуй, этот момент был самым эмоциональным в его коротком рассказе о себе.
– Перестанете общаться с теми, от кого набрались этого добра, – избавитесь, – сказала я.
– Вы знаете кого-то из моих друзей? – он приподнял брови и округлил глаза.
– Не сложно было догадаться, – ответила я. – Если вы используете в речи слова, которые не нравятся вам, то, понятное дело, где-то, в какой-то из компаний, вы их слышите. Иначе бы не произносили их. Окружение оказывает на человека сильное влияние. Не зря ведь говорят: «С кем поведешься, от того и наберешься».
Антон был в строгом костюме серого цвета, надетом на черную водолазку. Жилистый, невысокого роста. Волосы подстрижены так коротко, что, увидев издалека, я бы подумала, что он побрит налысо. Зато щетина была четко видна. А речь он произнес, стоя ровно. Ни разу не пошевелился, даже опорную ногу не сменил.
– Трудников Василий Григорьевич, остались только вы, – сказала я. Он понимал, что избежать выступления никак не выйдет, но до последнего не решался встать и заговорить.
– О'кей, – ответил он после недолгого молчания. – Меня зовут Василий… Эм-м. Можно просто Вася. Я живу в Москве. М-м-м… Работаю инвестиционным консультантом в российском офисе международной компании…
М-м-м. На курсе хочу. Э-э-э. Улучшить дикцию. Эм-м. Хочу говорить уверенно, четко, громко. Ну-у, достаточно громко. Чтобы меня слышали, слушали, прислушивались к моим словам. М-м-м. Воспринимали всерьез.
– Пока не воспринимают серьезно? – спросила я.
– Нет, не то чтобы не воспринимают, – ответил он. – Я просто чувствую, чего-то не хватает, чтобы. М-м-м. Общаться уверенно. С людьми, которые старше тебя на десять-двадцать лет, сложно говорить, тем более если надо давать советы. Я постоянно на встречах, переговорах с бизнесом, с руководством. И мне хотелось бы выйти на новый уровень в общении.
– Понятно, – сказала я. – Выдыхайте!
Вася опустил напряженные плечи. А когда понял, что вся группа повторила за ним это движение, засмеялся так искренне, что мы разглядели все его тридцать два зуба. Остальных участников курса тут же отпустило, и они откинулись на спинки стульев.
– Когда спикер волнуется, аудитория это чувствует, – добавила я, – и испытывает практически все то же самое. Как только спикер выдыхает и ему удается снять это мышечное напряжение, то и аудитория вслед за ним расслабляется – в хорошем смысле. Нельзя держать людей в таком напряжении, Вася!
Диагностика
Прежде чем вы начнете работу над своей речью, необходимо провести диагностику. Не помешало бы понять, что не так и что с этим делать. Запись на диктофон – самый простой и проверенный способ. Иногда люди думают, что у них одни причины начать работу над собой. А после диагностики выясняется, что дело в чем-то совершенно другом. Или становится понятно, что все в порядке и человек просто придирается к себе. В таких ситуациях особенно важно послушать себя в записи.
В любом случае, с чего-то надо начинать. Вы только что впервые выступили в этой аудитории. В процессе обучения у вас будет возможность совершить подобные попытки. Не забывайте, что это учебная площадка. Сегодня, может, далеко не все было идеально – с первого раза редко кому удается выступить блестяще. Важно помнить, что без ошибок невозможно обнаружить, научиться пользоваться, приноровиться к клавише Enter.
Бояться ошибок не надо, воспринимайте их в качестве подсказок – они показывают, что еще можно сделать, где еще требуются дополнительные усилия, какой урок не усвоен и какого опыта недостает. И так до тех пор, пока не удастся устранить все преграды в коммуникациях с окружающими, пока их качество не начнет удовлетворять.
Старайтесь не повторять допущенных ранее ошибок. Наступили на грабли раз – проанализировали свои действия и их последствия, потренировались и подготовились к следующему столкновению. Так, чтобы вы точно смогли их обойти.
На занятиях у вас будет возможность «откатать» использование Enter-навыка. Это лучше, чем неумело импровизировать перед сотнями зрителей, – так рисковать нельзя. После неудачных публичных выступлений тяжело оправиться. Иногда в результате таких эмоциональных ударов вовсе пропадает желание говорить в присутствии людей. Да и звезды – далеко не все засияли на сцене с первого появления и выступать начинали не сразу для миллионной аудитории. К большому успеху надо быть готовым.
– Но бывают же люди с шикарным от природы голосом, кому не надо работать, – сказала Маргарита. – Наверное, это и есть талант, который приводит на сцену?
– Если вы про пение – то там да, действительно нужен талант. Мой папа руководил лицеем для одаренных детей при ташкентской консерватории, и к ним часто приезжали абитуриенты из отдаленных кишлаков (так называются небольшие сельские поселения в Узбекистане) – чаще всего их талант невозможно было не заметить. Пусть они нот в глаза не видели, зато слухом обладали исключительным и голосами бесподобными. Любого из них хоть сегодня отправь на престижный международный конкурс – вернется лауреатом, говорил папа. Я согласна с мнением, что петь на сцене надо тогда, когда ты просто не можешь не петь. А даром речи никто из вас не обделен! Вам всем есть над чем работать!
Конечно, среди спикеров тоже есть люди с врожденной харизмой и бархатным голосом. Слушаешь их – и становится так тепло, будто прохладным осенним вечером тебя заботливо укутали в мягкий кашемировый плед. Однако это не означает, что человек родился с таким голосом и способностью им управлять. Это инструмент, который надо использовать умеючи. Кому-то приходится трудиться над собой месяцами, кому-то достаточно нескольких занятий, чтобы понять, как устроен этот механизм, настроить дыхание, подтянуть произношение, позаботиться о благозвучии голоса (он тоже нуждается в заботе).
Вернемся к вашим выступлениям. Вы сделали это, и нам уже есть о чем поговорить. Вася, вы совсем не смотрите на людей в аудитории, когда говорите. На рабочих встречах и презентациях, подозреваю, все так же – и в итоге нет зрительного контакта. Популярная проблема, но это легко исправить. Я периодически буду напоминать.
Почему надо смотреть на людей в аудитории во время выступлений? Лично мне, как зрителю, сейчас было непонятно, к кому вы обращаетесь, кому изливаете душу, с кем говорите. Если хотите, чтобы вас внимательно слушали, не забывайте о зрительном контакте, смотрите на людей, к которым обращаетесь, а не на потолок.
Между аудиторией и спикером во время его выступления все взаимно: вы смотрите на людей – они смотрят на вас, вы находитесь в напряжении – они все это чувствуют и переживают аналогичные чувства. Некомфортно вам – значит, и им дискомфорт обеспечен.
Пока вы говорите вполголоса – надо раскрывать голос. Артикулируете плохо – пора перестать лениться. Простите, конечно, но если я вам не скажу об этом, то вряд ли кто-то другой решится. Никто не скажет. За спиной – да, возможно, но в лицо мало кто осмелится.
Из-за того, что ленитесь и не шевелите губами во время речи в том числе, звучите тише. Слова произносите невнятно, окончания глотаете. Дома обязательно послушайте запись и оцените свою речь. Причем так, будто говорит кто-то другой. Себя сложно воспринимать адекватно, еще сложнее признавать собственные ошибки. А вычислить чужие и определить качество речи другого человека проще.
Хочу дать всем один совет, очень прошу не обижаться на меня, если буду критиковать. Есть ошибки и проблемы, о которых нельзя молчать. Скажу об этом раз, и больше не будем к этому возвращаться. Во-первых, это часть моей работы. Во-вторых, я буду не просто отмечать ошибки, а помогать вам в их устранении. В-третьих, надо учиться отличать конструктивную критику от деструктивной. Первая может помочь наконец увидеть существующие проблемы и, таким образом, начать их решать. Вторая не приносит ничего, кроме боли: если человек указывает на ваши минусы, просто чтобы задеть, обидеть и, быть может, самоутвердиться, – скажите ему спасибо и забудьте обо всем, что он вам наговорил. Люди разные, не стоит расстраиваться из-за критиканов.
– Мы для этого и пришли на курс, – сказала Марго.
– Да, об обидах речи быть не может, – добавила Анна.
– Вначале все так говорят, а потом начинается, – ответила я. – Людям неприятно слышать о своих минусах. И когда эмоции берут вверх, сложно контролировать реакцию.
Королева Анна, особого внимания требует ваш голос. Женщинам свойственно говорить выше своего тембра, особенно при волнении. Голос у вас звонкий, красивый.
– Да-а?! – перебила меня Анна. – Я вообще ненавижу свой голос, не могу его слышать, поэтому никогда не отправляю аудиосообщения.
– Да, – ответила я, – но голосу нужна забота. Поработаем над голосовыми мышцами, научитесь не напрягать их во время речи. Немного опустим голос, сделаем его ниже и «глубже». А то, что не отправляете аудиосообщения, – это хорошо, никто их не любит.
Вообще, некрасивых голосов не бывает. Они могут быть «неухоженными» и требующими внимания. О голосе позже поговорим отдельно, ему посвящен целый блок.