Книга Облигации: бухгалтерский учет в банках и другие аспекты работы - читать онлайн бесплатно, автор Марина Яковлевна Букирь
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Облигации: бухгалтерский учет в банках и другие аспекты работы
Облигации: бухгалтерский учет в банках и другие аспекты работы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Облигации: бухгалтерский учет в банках и другие аспекты работы

Марина Яковлевна Букирь

Облигации: бухгалтерский учет в банках и другие аспекты работы

Глава 1

Теоретические основы выпуска и обращения облигаций

История банковского дела – это история поиска таких юридических форм передачи права на деньги, которые обеспечивали бы свободное, быстрое и наиболее экономичное перемещение этих прав для обеспечения потребностей торгового оборота. Одним из направлений этого развития стало появление ценных бумаг, в том числе облигаций.

Целью выпуска облигаций является привлечение свободного капитала «небольшими порциями», но зато от многих участников рынка на условиях выплаты им удовлетворяющего их дохода или, в более общей формулировке, – на условиях, которые их устраивают.

Главной особенностью облигаций является выплата стабильных доходов на протяжении фиксированного периода времени. Обычно этот срок составляет от одного года до 30 лет. Благодаря этому инвестор может более или менее точно спрогнозировать сумму прибыли от вложений в эти ценные бумаги.

Исторически облигации возникли раньше акций. Еще в Средние века многие государства (государи) прибегали к выпуску государственных облигаций для финансирования своих расходов, как правило, связанных с завоевательными войнами. Однако настоящая история облигаций началась лишь в эпоху быстрого развития капитализма, когда они превратились в способ объединения частных капиталов для финансирования крупных капиталистически организованных производств во всех основных отраслях экономики.

Облигации являются сравнительно новым инструментом на отечественном финансовом рынке. Начиная с 2000 г. объем их обращения значительно увеличился; выросло число участников, эмитентов, эмиссий, финансовых инструментов.

Существует множество причин, по которым правительствам, корпорациям, международным организациям, банкам, финансовым институтам и частным лицам приходится время от времени привлекать денежные средства для финансирования своей деятельности.

Нормативно-правовое регулирование

Российское федеральное законодательство и нормативные акты регуляторов – Центрального банка Российской Федерации (далее – Банк России) и Федеральной службы по финансовым рынкам (далее – ФСФР России, ФСФР) – достаточно много внимания уделяют облигациям и различным аспектам работы с ними, в том числе в отношении кредитных организаций.

Федеральное законодательство

Правовые основы понятия «облигация» как ценной бумаги и одновременно формы заключения договора займа установлены:

• Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) (часть вторая, ст. 816 «Облигация»);

• Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг);

• Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах).

Закон о рынке ценных бумаг регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении ценных бумаг всех типов эмитентов.

Статья 33 Закона об акционерных обществах регламентирует порядок выпуска и размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества.

Отношения, возникающие при выпуске, эмиссии, выдаче и обращении ипотечных ценных бумаг, в том числе облигаций с ипотечным покрытием, регулирует Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (далее – Закон об ипотечных ценных бумагах).

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) определяет особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами.

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках и банковской деятельности) определяет среди прочего основные аспекты деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг.

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» определяет порядок осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, раскрытия информации эмитентами, исполнение ими обязательств по облигациям.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» – с оглядкой на этот документ функционируют все направления деятельности кредитных организаций, и операции с облигациями – не исключение.

Нормативные акты Банка России

Из документов Банка России, касающихся операций с облигациями, необходимо отметить следующие:

• приказ ЦБ РФ от 25 июля 1996 г. № 02-259 «Об утверждении правил ведения учета депозитарных операций кредитных организаций в Российской Федерации» (Правила № 44);

• Положение ЦБ РФ от 11 января 2002 г. № 176-П «О порядке продажи Банком России государственных ценных бумаг с обязательством обратного выкупа»;

• Положение ЦБ РФ от 25 марта 2003 г. № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг» – регулирует порядок размещения, обращения, обслуживания и погашения государственных облигаций;

• Положение ЦБ РФ от 25 марта 2003 г. № 220-П «О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами Российской Федерации»;

• Положение ЦБ РФ от 29 марта 2006 г. № 284-П «О порядке эмиссии облигаций Банка России»;

• Положение ЦБ РФ от 16 марта 2004 г. № 253-П «О порядке депозитарного учета федеральных государственных ценных бумаг»;

• Положение ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (Приложение 11);

• Положение ЦБ РФ от 14 ноября 2007 г. № 313-П «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска»;

• Положение ЦБ РФ от 4 марта 2010 г. № 357-П «Об условиях совершения Банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на рынке государственных ценных бумаг» (для банков, выполняющих функции дилера на рынке государственных ценных бумаг);

• инструкция Банка России от 10 марта 2006 г. № 128-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (далее – Инструкция № 128-И);

• Указание ЦБ РФ от 25 июня 1999 г. № 588-У «О порядке прекращения депозитарной деятельности кредитной организации»;

• Указание ЦБ РФ от 27 декабря 2000 г. № 887-У «О порядке бухгалтерского учета операций кредитных организаций на ОРЦБ»;

• Указание ЦБ РФ от 11 января 2002 г. № 1095-У «Об особенностях Порядка бухгалтерского учета кредитными организациями операций с долговыми обязательствами Российской Федерации, подлежащими обратному выкупу Банком России»;

• Указание ЦБ РФ от 17 ноября 2008 г. № 2129-У «О переклассификации ценных бумаг по оценочным категориям» (было актуальным с 28 ноября по 31 декабря 2008 г.);

• Указание ЦБ РФ от 12 ноября 2009 г. № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»;

• Указание ЦБ РФ от 17 октября 2011 г. № 2716-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 25 марта 2003 г. № 219-П „Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг“».

Нормативные акты ФСФР (ФКЦБ)

Федеральная служба по финансовым рынкам (далее – ФСФР России, ФСФР) (бывшая Федеральная комиссия по ценным бумагам, далее – ФКЦБ) ежегодно выпускает множество нормативных актов (в основном в виде приказов). С точки зрения регулирования операций с облигациями необходимы не только документы, касающиеся именно этих ценных бумаг, но и нормативные акты общего характера по рынку ценных бумаг, в том числе:

• Постановление ФКЦБ России № 32, Минфина России № 108 от 11 декабря 2001 г. «Об утверждении Порядка ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами»;

• приказ ФСФР России от 1 ноября 2005 г. № 05–59/пз-н «Об утверждении Положения о порядке определения размера ипотечного покрытия»;

• приказ ФСФР России от 1 ноября 2005 г. № 05–60/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности специализированных депозитариев ипотечного покрытия и Правил ведения реестра ипотечного покрытия»;

• приказ ФСФР России от 21 марта 2006 г. № 06–29/пз-н «Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг»;

• приказ ФСФР России от 22 июня 2006 г. № 06–67/пз-н «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключении сделок»;

• приказ ФСФР России от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (далее – Стандарты эмиссии);

• приказ ФСФР России от 19 ноября 2009 г. № 09–49/пз-н «О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг»;

• приказ ФСФР России от 20 июля 2010 г. № 10–49/пз-н «Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».

Письма, комментарии

Для более подробного исследования особенностей работы с облигациями можно использовать следующие документы ненормативного характера:

• распоряжение ФКЦБ России от 3 июня 2002 г. № 613/р «О методических рекомендациях по реализации профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем“»;

• распоряжение ФКЦБ России от 18 сентября 2002 г. № 1124/р «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами»;

• письмо ФСФР России от 2 июля 2009 г. № 09-ВМ-03/14905 «О некоторых вопросах, связанных с обеспечением и исполнением обязательств по облигациям»;

• письмо ФСФР России от 12 января 2010 г. № 10-СХ-03/56 «О вступлении в силу новых требований, связанных с предоставлением поручительства по облигациям».

Операции кредитных организаций с ценными бумагами

Деятельность кредитных организаций на рынке ценных бумаг регламентируется, в частности, ст. 6 Закона о банках и банковской деятельности. Согласно указанной статье банки в соответствии с имеющейся у них лицензией Банка России вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, хранение и иные операции:

• с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа;

• ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета;

• иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами.

Кроме того, при наличии соответствующей лицензии банк вправе осуществлять доверительное управление перечисленными выше ценными бумагами по договорам с физическими и юридическими лицами.

Основные требования и правила выпуска облигаций банками установлены следующими законодательными и нормативными актами:

• Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

• приказом ФСФР России от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»;

• инструкцией Банка России от 10 марта 2006 г. № 128-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации».

Облигация как ценная бумага

В настоящее время к числу ценных бумаг облигация отнесена ст. 143 ГК РФ. В Гражданском кодексе РФ (ст. 816) содержится и юридическое определение облигации.

Взаимоотношения держателя облигации и ее эмитента регулируются правилами ГК РФ о договоре займа, в котором в роли заимодавца выступает держатель облигации, а в роли заемщика – эмитент.

В соответствии со ст. 816 ГК РФ (часть вторая, глава 42 «Заем и кредит», § 1 «Заем») в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций.

При этом облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента, а также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости либо иные имущественные права.

Дальнейшее развитие нормы ГК РФ, касающиеся облигаций, получили в Законе о рынке ценных бумаг.

Согласно ст. 2 данного Закона облигация является эмиссионной ценной бумагой, закрепляющей право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Облигация, как и другие эмиссионные ценные бумаги, может быть:

• именной и на предъявителя;

• обеспеченной или необеспеченной;

• конвертируемой или неконвертируемой.

Таким образом, облигация выступает одновременно в двух ипостасях:

1) удостоверяет заемное обязательство, которое подлежит исполнению в установленный срок;

2) является эмиссионной ценной бумагой.

Правила ГК РФ о договоре займа применяются к отношениям по облигационному займу постольку, поскольку иное не предусмотрено нормативными актами, регулирующими выпуск облигаций.

Облигации могут погашаться деньгами или иным имуществом. Например, жилищные сертификаты как один из видов облигаций погашаются жильем, которое строит эмитент облигаций.

Конвертируемые облигации погашаются путем обмена на акции акционерного общества, которое выпустило такие облигации. Выпуская конвертируемые облигации, общество планирует в будущем выпустить дополнительные акции в количестве, достаточном для погашения облигаций. Такие акции называются объявленными. Сведения о них (вид и количество) должны быть указаны в уставе общества.

Основные понятия

Облигация (от лат. obligatio – обязательство; от англ. bond – долгосрочная, note – краткосрочная) – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Облигации служат дополнительным источником средств для эмитента. Часто их выпуск носит целевой характер – для финансирования конкретных программ или объектов, доход от которых в дальнейшем служит источником для выплаты дохода по облигациям.

Экономическая суть облигаций похожа на кредитование, но не требует оформления залога и упрощает процедуру перехода права требования к новому кредитору.

Обычно доход по облигациям выше, чем доход при размещении аналогичных средств в форме банковского депозита. Сопоставление текущих доходности облигаций и ссудного процента служит основой для формирования цен облигаций на вторичном рынке ценных бумаг.

Эмиссионной считается любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, если она характеризуется одновременно следующими признаками:

• закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;

• размещается выпусками;

• имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени ее приобретения.

Доходом по облигации являются процент (купон) и (или) дисконт.

Облигация – долговая ценная бумага, поэтому она обладает приоритетом над акциями с точки зрения выполнения обязательств по ценным бумагам. В случае невыполнения эмитентом обязательств по облигациям инвесторы могут инициировать законные процедуры взыскания задолженности вплоть до банкротства эмитента. Однако облигации никогда не дают право на участие в управлении эмитентом.

В наиболее простой форме облигация обладает следующими четырьмя отличительными признаками:

1) эмитент – организация, отвечающая за выплату процентов и основной суммы держателям облигаций, как правило, через платежного агента;

2) основная (номинальная) сумма – сумма в определенной валюте, которую эмитент намерен взять в долг у инвестора и согласен возвратить;

3) купон – процентная ставка, которую эмитент согласен выплачивать инвестору. Это может быть фиксированная величина, установленная как процент от номинальной суммы облигации, или плавающая, т. е. привязанная к какому-либо индексу, например к ставке LIBOR или ставке рефинансирования ЦБ РФ;

4) срок погашения – дата, когда эмитент обязан возвратить основную сумму и произвести последний процентный платеж.

Действующее российское законодательство не предусматривает выпуска бессрочных облигаций. Однако законодательство Российской империи, например, такую возможность устанавливало. Бессрочные облигации государства (рентные облигации) не имели срока погашения и приносили их владельцам доход в виде выплаты договорного процента (этот доход назывался рентой).

Облигации выступают одним из инструментов мобилизации средств различными эмитентами.

Эмитенты, выпускающие долговые обязательства, должны быть способны обеспечить достаточные для привлечения инвесторов гарантии и обладать соответствующей кредитоспособностью. Инвесторам необходима уверенность в надежности размещения своих средств, в том, что они получат причитающийся им процент и что основная сумма займа будет возвращена при наступлении срока.

Компании прибегают к выпуску облигаций в связи с тем, что:

• суммы, которые можно заимствовать на рынке облигаций, обычно крупнее тех, что готов предоставить отдельно взятый банк; величина займа может исчисляться миллиардами долларов;

• заемщики обычно стремятся к наиболее конкурентоспособным ставкам финансирования, которые не всегда могут быть предложены банками;

• необходимый срок займа превышает тот срок, на который банк готов предоставить средства, например, в случае финансирования долгосрочного инвестиционного плана;

• рынок облигаций позволяет быстро (иногда в течение суток) получить денежные средства.

Инвесторы – участники рынка, предоставляющие капитал взаймы эмитентам. В качестве вознаграждения за использование их денег они рассчитывают на регулярное получение процентных платежей в течение всего срока займа, а также ожидают возврата занятых средств на определенную дату в будущем. Размер вознаграждения тесно связан с уровнем риска.

Различают две основные группы инвесторов:

• организации (институциональные инвесторы);

• физические лица (частные инвесторы).

Владелец (в терминах ст. 816 ГК РФ – держатель) – это лицо, которому облигации принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

Организации, в том числе взаимные и пенсионные фонды, страховые компании и сберегательные учреждения, являются крупнейшими инвесторами в облигации, на долю которых приходится около 80 % данного рынка. Менеджеры фондов, работающие в этих организациях, распоряжаются крупными суммами от имени частных инвесторов, которые косвенным образом финансируют рынок облигаций, приобретая, например, полисы страхования жизни или пенсионные планы. Частные лица могут вкладывать средства в облигации и напрямую для получения гарантированного дохода на инвестиции.

Выпускать облигации в Российской Федерации имеют право органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, различные виды юридических лиц.

Каким же образом эмитенты, привлекающие капитал, находят инвесторов, которые хотят получить гарантированный доход на свои вложения? Действующие на рынках облигаций посредники – торговые и инвестиционные банки, брокеры, маркетмейкеры, финансовые консультанты – сводят вместе покупателей и продавцов, тем самым обеспечивая совершение сделок на выгодной для всех сторон (включая и себя) основе. Посредники также отвечают за организацию процесса выпуска облигаций и торговли ими.

Эмиссия облигаций (Bonds'issuance, Bonds' offering) – выпуск облигаций в обращение с целью привлечения заемных средств; установленная законодательством последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Выпуск облигаций – совокупность всех облигаций одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость. Выпуску облигаций присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска.

Дополнительный выпуск облигаций – совокупность облигаций, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска. Облигации дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях.

Выпуск облигаций организует инвестиционный банк. Он анализирует эмитента, помогает в подготовке проспекта эмиссии, организует синдикат андеррайтеров. При этом эмитент платит за анализ, консультации, организацию, андеррайтинг, а также за поддержание вторичного рынка маркетмейкерами.

Инвестиционным банком называют банк-посредник между корпорацией-эмитентом, выпускающей ценные бумаги, и фондовым рынком. Обычной практикой для инвестиционных банков является прямое приобретение у корпорации акций или облигаций. Затем формируется синдикат для продажи ценных бумаг частным лицам и организациям.

Синдикат – группа финансовых институтов, сформированная для осуществления определенной сделки; в данном случае – для размещения облигационного займа.

Андеррайтер (от англ. underwriter) (на рынке ценных бумаг) – юридическое лицо, которое осуществляет руководство процессом выпуска ценных бумаг и их распределения. Андеррайтер «твердого обязательства» (Firm commitment) гарантирует эмитенту получение выручки от продажи ценных бумаг эмитентом, так как фактически приобретает ценные бумаги у эмитента, даже если кроме firm commitment андеррайтера не нашлось больше желающих купить ценные бумаги эмитента.

Андеррайтером может быть любое юридическое лицо, соответствующим образом лицензированное ФСФР, т. е. инвестиционная компания или инвестиционный банк. Это юридическое лицо и предлагает инвесторам купить выпуск ценных бумаг эмитента.

Андеррайтинг на рынке ценных бумаг может осуществляться синдикатом андеррайтеров, т. е. группой инвестиционных банков и (или) инвестиционных компаний, создаваемой на непродолжительное время для того, чтобы обеспечить продажу нового выпуска ценных бумаг по цене, установленной в предварительном соглашении. Синдикат андеррайтеров возглавляет ведущий андеррайтер, который организовывает синдикат по размещению ценных бумаг, поддерживает контакты с эмитентом и ведет учет размещенных бумаг.

Выпуск новых долговых инструментов с целью привлечения средств осуществляется на первичном рынке. После выпуска облигация может обращаться, т. е. продаваться и покупаться на вторичном рынке.

Маркетмейкер (от англ. market maker – создатель рынка) – фирма-брокер (дилер), которая берет на себя риск приобретения и хранения на своих счетах ценных бумаг определенного эмитента с целью организации их продаж. Маркетмейкеры действуют на внебиржевом рынке как непосредственные участники сделок. В отличие от биржевого рынка маркетмейкеры поддерживают ликвидность внебиржевого рынка. Как правило, они действуют по обе стороны – как продавцы, и как покупатели.

По признаку эмитента можно выделить следующие виды облигаций:

государственные облигации;

муниципальные облигации;

корпоративные облигации.

Закон о рынке ценных бумаг выделяет следующие разновидности облигаций:

биржевые облигации;

облигации Банка России;

облигации с обеспечением.

Законом об ипотечных ценных бумагах определяются облигации с ипотечным покрытием и жилищные облигации с ипотечным покрытием.

Законом о рынке ценных бумаг допускается выпуск именных облигаций и облигаций на предъявителя.

Именные облигации, как и другие именные эмиссионные ценные бумаги, могут выпускаться только в бездокументарной форме. Облигации на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме.