Отмечая важность и приоритетность социального регулирования, Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко подчеркивает: «Основная цель социальной политики государства – благосостояние народа, уровня и качества его жизни. Забота о людях разных поколений, реализация принципа социальной справедливости, внимание к человеку – это главное для органов власти»[5].
Осуществляемая современным государством социальная политика очень многогранна и многофункциональна. Тремя ее основными функциями являются: 1) воспроизводственная; 2) социальной защиты; 3) социального развития.
Воспроизводственная функция социальной политики государства воплощается в непрерывном возобновлении социально-экономических процессов и включает в себя: а) постоянное возобновление населения страны посредством изменения параметров рождаемости и смертности; б) воспроизводство рабочей силы на основе непрерывного возобновления социальных, профессиональных и социокультурных характеристик работающих групп населения; в) воспроизводство социальной структуры посредством пространственно-временных изменений состава, структуры, функций и видов деятельности социальных групп, общностей и слоев в процессе их жизнедеятельности.
В структуре государственного воздействия на социальную сферу общества важное направление составляет реализация защитной функции социальной политики. По мере выхода Беларуси из социально-экономического кризиса, порожденного развалом СССР, в социальной политике происходит постепенное перенесение акцентов с социальной защиты беднейших слоев населения, осуществлявшееся через систему социального вспомоществования, к обеспечению базовой социально-экономической безопасности подавляющей части населения. Важнейшим приоритетом этого направления социальной политики, осуществляемой белорусским государством, является максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности.
По мере роста ВВП, материального благосостояния народа все более важное значение в осуществлении государством социальной политики приобретает функция развития. Осуществление этой функции связано прежде всего с возрастающей ролью государства в обеспечении производства социально значимых благ в отраслях нематериальной сферы – в здравоохранении, образовании, культуре. Производимая в этих отраслях продукция, в основном нематериального характера, не только обладает самостоятельной ценностью для непосредственных потребителей и общества в целом, но и дает неоспоримый социальный выигрыш, поскольку представляет собой инвестиции в человеческий капитал. При этом инвестиционная роль основных отраслей социальной сферы различна. Бюджетные и внебюджетные вложения в здравоохранение носят преимущественно инфраструктурный характер, так как создают условия для нормального участия работников в производственном процессе, поскольку здоровый физически и психически человек реже болеет, работает с большей отдачей, чем больной, дольше оказывается включенным в состав рабочей силы. Инвестиции в образование наряду с инфраструктурными последствиями дают и прямую экономическую отдачу, так как, повышая интеллектуальный и профессиональный уровень потенциальных и действующих работников, обеспечивают более высокое качество трудовых операций и высокую производительность труда. Инвестиции в культуру создают условия для социально-духовного развития индивидов и групп и тем самым расширяют их самореализацию, обеспечивают более высокое качество социального воспроизводства[6].
В процессе осуществления государственного управления органично соединяются действия структур государственного администрирования и выражаемые в общественном мнении, средствах массовой информации, на собраниях трудовых коллективов, в позициях общественных движений и организаций, в электронном поведении особенности волеизъявления граждан страны.
Учет волеизъявления наших сограждан в принятии и осуществлении государственными органами политических, экономических и других решений составляет один из основных принципов развития политической системы Беларуси. Как подчеркнул Президент страны А. Г. Лукашенко 22 мая 2015 года в выступлении на XVII съезде Федерации профсоюзов Беларуси, в центре всей нашей политики всегда будет человек труда. Государство для народа – не лозунг, а руководство к действию. Именно для человека создана наша политическая система, гарантирующая мир и порядок, экономическая модель, обеспечивающая возможность работать и зарабатывать. Мы создали мощную социальную систему: доступную медицину, образование, жилье, надежную социальную защиту. Все преобразования прежде всего направлены на обеспечение социальной справедливости. В этом заключаются главный смысл и суть белорусской социально-экономической модели, от этих принципов мы никогда не отступим.
В органической взаимосвязи с реализацией этих принципов находится развитие демократии в политической системе Беларуси. Демократия представляет собой форму государственно-политической организации общества, основанную на народовластии. Источником ее осуществления, развития и функционирования является признание народа основным носителем власти и наделение граждан широким кругом прав и свобод. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, правовая защита их свобод и прав, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства и представительных органов, социальный контроль над деятельностью органов власти, обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства, признание законным существование плюрализма мнений и позиций в обществе, обеспечение достойного уровня жизни для большинства граждан. Термин «демократия» применяется также для оценки особенностей жизнедеятельности социальных институтов, организаций и общностей – государства, политических партий, общественных движений и объединений. Различают две основные формы демократии: непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или путем проведения референдумов) и представительскую, когда решения принимаются и осуществляются выборными органами (парламентом и т. п.).
Демократическое развитие Беларуси на протяжении двух последних десятилетий показывает, что в подлинно демократической политической системе прежде всего ценится жизнь человека, его материальное и духовное благополучие, его гражданственность и социальная ответственность. Поэтому в ней также большое внимание уделяется проведению демократически организованных и прозрачных выборов, через которые народ дает своим избранникам власть, но через выборы он же вправе не оправдавших его доверие людей лишить власти. Именно такие выборы, а также существующее в стране разделение властей – законодательной, исполнительной, судебной – превращают устоявшуюся демократию в наиболее гуманную и эффективную форму организации политической жизни народа.
Четкая, справедливая, гласная и прозрачная практика проведения избирательной кампании служит важнейшим средством осуществления демократичности политики и управления электоратом, представляющим большинство народа страны. Последовательно осуществляемый в Беларуси курс на демократизацию политической системы, воплощенный в демократичности политики и управления электоратом, нуждается в повышении эффективности действий государства и его органов по дебюрократизации работы управляемого аппарата и диверсификации политических процессов. Чем более динамичными и эффективными в развитии политической системы станут эти три «Д» (демократизация, дебюрократизация и диверсификация), чем прочнее они будут взаимосвязаны, тем более масштабным и действенным окажется их синергетический эффект в функционировании в Беларуси государства для народа.
1.2. Социально-политические ориентации населения современной Беларуси
Новейший период в развитии белорусского общества – эпоха системной трансформации экономических, политических и культурных институтов и общественных отношений, построения постиндустриального информационного общества. Современное белорусское общество по своей сущности и особенностям социальной эволюции следует рассматривать как общество переходного типа – перехода от социалистических общественных отношений к социально ориентированной рыночной экономике и демократической политической системе. Этот период можно разделить на следующие этапы: 1) системный кризис (90-е годы XX века); 2) период стабилизации (первое десятилетие XXI века); 3) создание предпосылок для перехода к устойчивому инновационному развитию и в стадию постиндустриального информационного общества (второе и третье десятилетия XXI века). В данный период исторического развития в условиях углубления процессов региональной интеграции и мировой глобализации, наравне с экономическими и социальными трансформациями, первостепенное значение приобретают социально-политические и социокультурные явления, события и процессы. Анализ данных статистики, результатов мониторинговых социологических исследований, проводимых Институтом социологии НАН Беларуси и другими социологическими центрами страны, показывает, что, несмотря на мировые и региональные экономические кризисы, политические потрясения и региональные войны, благодаря добрососедским и дружеским взаимоотношениям с Российской Федерацией, социально-экономическая, политическая и культурная ситуация в стране достаточно благоприятная и относительно стабильная. Развивается процесс экономической интеграции Беларуси, России и Казахстана, активизируется участие Беларуси в построении новой модели полиполярного мироустройства. Достаточно успешно решается проблема преодоления бедности, растет удельный вес населения со средним уровнем материального достатка. Углубляется тенденция снижения элементов социальной напряженности, упрочения социально-политической стабильности и роста социального оптимизма в белорусском обществе. Все это дает основание полагать, что сегодня существуют необходимые и достаточные предпосылки и условия для общественного прорыва и ускоренного развития экономики, политики, социальной сферы и культуры в соответствии с требованиями и вызовами современности.
Направленность и социодинамика трансформационных процессов в современном белорусском обществе в значительной степени зависят от состояния, возможностей и путей развития политической системы общества – совокупности политико-правовых отношений, норм и принципов, обусловливающих организацию и функционирование государственных и негосударственных политических институтов, учреждений, социальных групп и отдельных граждан в области институцинализации и реализации политической власти и управления в социуме. Основу политической системы, белорусского общества составляет государство. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь от 15 марта 1994 года ядром политической системы белорусского государства являются Президент Республики Беларусь – Глава государства, олицетворяющий единство народа и выступающий как гарант Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, а также Национальное собрание – высший представительный и законодательный орган власти. На региональном уровне государственное управление и самоуправление осуществляются гражданами через местные Советы депутатов, исполнительно-распорядительные органы, органы территориально-общественного самоуправления и другие формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Основу негосударственной структуры политической системы общества составляют политические партии, общественно-политические движения, союзы, профсоюзные, правозащитные и другие общественные формирования и институты гражданского общества, которые выполняют или связаны с выполнением деятельности по реализации политико-властных и социально-управленческих функций в социуме.
Фундаментальные основания и главные направления социально-политического развития современной Беларуси закреплены в Преамбуле Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями 24 июня 1996 г. и 17 октября 2004 г.), в которой указывается, что «Мы, народ Республики Беларусь, исходя из ответственности за настоящее и будущее Республики Беларусь, сознавая себя полноправным субъектом международного сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям, основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение, опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства, принимаем настоящую Конституцию – Основной закон Республики Беларусь».
Современная Республика Беларусь – суверенное унитарное демократическое социальное правовое государство, в котором человек, его права, свободы и гарантии реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ст. 1 и 2 Конституции Республики Беларусь). Белорусская государственность как система социально-политических принципов, норм и технологий государственной формы социальной институционализации, организации и функционирования политической власти в обществе основывается на следующих фундаментальных принципах современной демократии, участия граждан в социальном управлении и норм правового государства:
народовластие, при котором народ – источник и основной субъект государственной власти и управления;
человек, его права, свободы и гарантии реализации – высшая ценность и цель общества и государства;
равноправие граждан, социальных групп, общностей и организаций в политической и других сферах общественной жизни;
выборность основных органов государства в процессе периодических прямых, альтернативных и свободных выборов;
разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также их независимость друг от друга;
верховенство права и закона, перед которыми все равны и которые обязаны соблюдать все государственные органы и граждане;
принятие государственных и других управленческих решений путем открытого или тайного голосования на основе принципа относительного или абсолютного большинства при решении всех важных вопросов государственной власти и управления;
наличие экономического, политического, идеологического, культурного и другого плюрализма;
открытость, доступность и гласность в государственной и общественной жизни, включая свободу дискуссий, критики, политической оппозиции, в том числе наличие механизма контроля со стороны народа за положением дел в государстве и обществе;
учет общественного мнения и научных достижений при принятии важных государственных решений, наличие независимых от государства СМИ.
По данным социологических исследований, проводимых Институтом социологии НАН Беларуси, за последнее десятилетие в значительной степени изменились социально-политические ориентации населения. Так, если в 1990-х гг. под словом «демократия» в общественном мнении преимущественно понималось установление порядка и обеспечение благополучия, то в настоящее время – это, прежде всего, соблюдение прав человека (48 %), обеспечение свободы слова, прессы, вероисповедания (44 %), равенство и социальная справедливость (36 %), стабильность и порядок (35 %), возможность участвовать в политической жизни страны (22 %) (данные социологического опроса в ноябре 2013 года). Сравнение оценки населением политической обстановки в стране за период 2002–2014 гг. показывает, что уже к 2006 году в Беларуси наметилась тенденция роста позитивного восприятия гражданами социально-политической ситуации. Так, в 2002 году количество респондентов, оценивающих политическую обстановку в стране как спокойную и стабильную, составляло 48,5 %, а в 2006 – 67,2 %. Число граждан, оценивающих политическую обстановку в стране как напряженную, в 2006 году снизилось до 5,8 %, т. е. почти в четыре раза по сравнению с 2002 годом (20,8 %). В период с 2007 по 2014 год число граждан, полагающих, что политическая обстановка в стране в целом спокойная, продолжало оставаться стабильно высоким – от 61,3 % в 2007 году до 58,7 % в 2014 году. По данным опроса, проведенного в июле 2014 года, четвертая часть населения страны проявляет оптимизм и с уверенностью смотрит в будущее Беларуси (25,1 %, а среди городских жителей – 28,2 %, жителей села – 16,0 %), еще 45,0 % – с надеждой на улучшение жизни (беспокойство и тревогу в связи с возможным ухудшением жизни проявляют 16,1 % респондентов).
Таким образом, в последнее десятилетие отчетливо проявляется тенденция снижения элементов напряженности и возрастания социально-политического оптимизма в обществе, что создает реальные предпосылки для дальнейшего развития Республики Беларусь по пути демократии и гражданского общества. По данным социологического опроса, проведенного в июле 2014 года, абсолютное большинство населения (74,9 %, примерно в равной степени как среди городских жителей, так и сельских, а также респондентов разных возрастов) полагают, что с момента обретения государственной независимости Республика Беларусь состоялась как независимое и самостоятельное государство (из них 36,3 % ответили полностью утвердительно, а 38,6 % – «скорее да»).
Чувство гордости за Беларусь у населения страны в наибольшей степени вызывают, прежде всего, такие политические события, как обеспечение мирного развития страны (41,1 %), стабильность в стране (30,7 %), достижение государственного суверенитета (25,7 %), укрепление авторитета страны на международной арене (12,6 %), создание ЕврАзЭС (10,0 %), сплочение людей вокруг идеи государственного суверенитета (7,8 %), построение социально ориентированного государства (6,9 %) и др. (рис. 4).
Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие события из жизни страны за годы, прошедшие после обретения независимости, вызывают у Вас чувство гордости?»
Прогнозируя реальные социально-политические контуры Беларуси третьего десятилетия XXI века, население страны выделяет следующие основные особенности:
сохранение государственной независимости и территориальной целостности – 63.0 %, максимальный показатель среди жителей Гомельской области – 76,2 %, минимальный – среди жителей Гродненской области – 51,5 %;
страна с развитой национальной культурой и традициями – 58,1 %, максимальный показатель среди жителей Брестской области – 59,7 %, минимальный – среди жителей Гродненской области – 20,6 %;
страна, обладающая эффективными современными технологиями и развитой наукой – 44,5 %, максимальный показатель среди жителей Гомельской области – 54.1 %, минимальный – среди жителей Гродненской области – 34,9 %;
построение демократического и правового государства – 41,2 %, максимальный показатель среди жителей Гомельской области – 57,9 %, минимальный – среди жителей Витебской области – 29,9 %;
государство законности и порядка, справедливости и солидарности, партнерства и ответственности – 39,3 %, максимальный показатель среди жителей Гомельской области – 49,3 %, минимальный – среди жителей Витебской области – 31,5 %;
социально справедливое общество – 38,4 %, максимальный показатель среди жителей Гомельской области – 53,6 %, минимальный – среди жителей Витебской области – 28,2 %;
страна с высоким уровнем жизни – 37,1 %, максимальный показатель среди жителей Брестской области – 57,7 %, минимальный – среди жителей Гродненской области – 22,7 %. Социологически значимых различий в оценках будущего социально-политического облика Беларуси среди респондентов разных возрастов, городских и сельских поселений не наблюдается.
Наравне с позитивными тенденциями общественного развития, результаты мониторинговых социологических исследований свидетельствуют, что в современном белорусском обществе имеет место некоторый дисбаланс между недостаточной эффективностью деятельности органов государственного управления, несовершенством национального законодательства, неразвитостью местного самоуправления и других институтов гражданского общества, распространенностью коррупции и злоупотребления служебным положением, с одной стороны, и динамично растущим уровнем образования и культуры населения, новой демократически ориентированной системой ценностей, жизненных ориентаций и социальных ожиданий большинства граждан страны – с другой. Население проявляет готовность принимать активное участие в обсуждении законопроектов и принятии государственных решений, в деятельности политических партий и общественных движений, в выборах местных органов государственной власти и самоуправления, контроле деятельности органов государственной власти и управления и в других формах общественно-политической жизни страны. Одновременно с этим социологические опросы свидетельствуют, что в деятельности органов государственной власти и управления в настоящее время имеется много недостатков: волокита (44,1 %), невнимание к гражданам (39,2 %), использование должности в личных целях (37,8 %), непрофессионализм (28,7 %), взяточничество, коррупция (27,4 %), принятие решений в обход закона (20,4 %).
По мнению населения, в ближайшие десятилетия для Беларуси наиболее актуальными и реально возможными могут быть следующие политические и социальные проблемы, трудности и угрозы, которые необходимо учитывать в процессе социального прогнозирования и социально-политической деятельности:
уменьшение численности населения из-за низкой рождаемости (37,4 %);
утрата белорусского языка (35,8 %);
рост пьянства и наркомании (34,9 %, особенно среди жителей села – 39,4 %);
резкий наплыв мигрантов из других стран (30,5 %);
снижение уровня жизни (24,8 %);
рост преступности (20,3 %, особенно среди жителей села – 23,9 %);
труднодоступность медицинской помощи (19,2 %);
втягивание Беларуси в военные конфликты за пределами страны (17,1 %);
кризис национальной культуры и ее растворение в других культурах (16,7 %, особенно среди жителей городов (18,5 %) и молодежи 20–29 лет (18,1 %));
ограничение прав и свобод (16,5 %, особенно среди жителей городов (17,3 %) и молодежи 20–29 лет (17,9 %));
передел собственности (14,6 %);
кризис системы образования (14,0 %);
кризис национальной науки (13,5 %);
рост террористической угрозы (11,7 %);
возникновение внутренних социальных, этнических, конфессиональных и других конфликтов (11,4 %);
потеря государственного суверенитета (7,9 %);
приход к власти экстремистских сил (5,6 %) (данные опроса в июле 2014 г.).
В последнее время современными белорусскими политологами – теоретиками и практиками, по нашему мнению, необоснованно много внимания уделяется важности и необходимости учета историко-национальных особенностей развития белорусского народа и общества, поиска национального пути и собственной оригинальной модели развития экономической и политической систем белорусского общества. При этом акцент делается не столько на специфику, а главным образом на уникальность и великую историческую миссию славянской цивилизации[7]. Такой подход представляется ограниченным не только с точки зрения теоретико-методологических принципов научного исследования, не учитывающего диалектическое единство общего, особенного и единичного, диалектику сущности и явления, но такая идеолого-политическая позиция и установка препятствует прогрессивному развитию белорусского общества, отбрасывая его на периферию мирового исторического развития.
Актуальными социальными потребностями, как свидетельствуют результаты мониторинговых социологических исследований, являются совершенствование и дальнейшее развитие политической системы белорусского общества, оптимально сочетающего социальные инновации и преемственность, эволюционный процесс системных преобразований в структуре, формах и технологиях деятельности органов государственной власти и управления, политических партий, общественных формирований и других институтов гражданского общества. В современных условиях социально-экономического и культурного развития модернизацию политической системы общества целесообразно ориентировать на демократизацию государственного управления и развитие гражданского общества, повышение эффективности социально-политического управления, развитие местного самоуправления, обеспечение социального порядка и устойчивого прогрессивного развития социума. По данным социологического опроса, проведенного в ноябре 2013 года, 44 % респондентов полагают, что существующая в стране политическая система нуждается в совершенствовании (из них 19 % – полностью убеждены в этом, а 25 % – «скорее да, чем нет»). В наибольшей степени курс на модернизацию политической системы поддерживают жители г. Минска и Брестской области (соответственно 57,3 и 53,3 %), горожане (46,5 %) и молодежь до 30 лет (51,5 %). По мнению населения, дальнейшее развитие политической системы необходимо для того, чтобы обеспечить повышение уровня благополучия и качества жизни населения (31 %), снизить уровень коррупции среди чиновников (15 %), уменьшить бюрократизм в органах власти и управления (14 %), обеспечить большую социальную справедливость (11 %), обеспечить развитие демократии и формирование гражданского общества (10 %).