Книга Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение
Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Беларусь на пути в будущее. Социологическое измерение

Наиболее важными переменами, востребованными обществом, в контексте модернизации политической системы страны, по мнению населения, являются:

усиление ответственности руководителей всех уровней за принятые решения (40 % – по данным опроса в ноябре 2013 г. и 45,5 % – по данным опроса в июле 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Гродненской области – 55,2 %, минимальный – среди жителей Могилевской области – 39,0 %);

повышение эффективности и открытости работы государственного аппарата (38 % – ноябрь 2013 г. и 43,5 % – июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Гродненской области – 50,7 %, минимальный – среди жителей Брестской области – 30,2 %);

установление контроля доходов и расходов чиновников (34 % – ноябрь 2013 г. и 40,1 % – июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Гродненской области – 53,9 %, минимальный – среди жителей Брестской области – 29,7 %);

учет общественного мнения при управлении государством (29 % – ноябрь 2013 г. и 34,4 % – июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Гродненской области – 41,8 %, минимальный – среди жителей Гомельской области и г. Минска – по 30,5 %);

децентрализация власти и управления, развитие местного самоуправления (15 % – ноябрь 2013 г. и 10,5 % – июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Брестской области – 16,0 %, минимальный – среди жителей Гродненской области – 6,1 %);

введение прямых выборов руководителей местных органов власти и управления (13 % – ноябрь 2013 г. и 17,6 % – июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Брестской области – 28,2 %, минимальный – среди жителей Гродненской области – 11,8 %);

переход на выборах в Парламент к голосованию как по отдельным кандидатам, так и по партийным спискам (к смешанной системе выборов) – 9,9 % – июль 2014 г. максимальный показатель среди жителей Брестской области – 18,3 %, минимальный – среди жителей Гродненской области – 2,2 %;

учет мнения оппозиции при принятии политических решений и управлении государством (9 % – ноябрь 2013 г. и 7,9 % – июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Брестской области – 13,4 %, минимальный – среди жителей Минской области – 3,1 %);

привлечение общественных организаций к принятию политических решений и управлению государством (9 % – ноябрь 2013 г. и 11,6 % – июль 2014 г., максимальный показатель 2014 г. среди жителей Брестской области – 21,8 %, минимальный – среди жителей Могилевской области – 4,0 %). Социологически значимых различий в структуре наиболее важных перемен, востребованных обществом среди респондентов разных возрастов, жителей городских и сельских поселений, не наблюдается (рис. 5).


Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что в процессе дальнейшего совершенствования системы государственного управления следует предпринять в первую очередь?» (по данным исследования в июле 2014 года)


В современных условиях высокого динамизма, неустойчивости и трансформационных изменений экономических, политических, социальных и культурных процессов и отношений, происходящих в мировом сообществе, стратегическими направлениями общественно-политического развития Республики Беларусь являются:

обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета и незыблемости конституционного строя;

соблюдение конституционных прав и свобод человека, достижение высокого уровня и качества жизни граждан;

обеспечение экономической, политической и социальной стабильности, создание условий для устойчивого демографического, экономического, политического, социального и культурного развития общества;

повышение эффективности работы органов государственной власти и управления, развитие местного самоуправления, доступность и гласность в работе государственного аппарата, усиление ответственности руководителей всех уровней за принятые решения;

учет общественного мнения и научных достижений при принятии важных государственных решений;

совершенствование избирательной системы, введение прямых выборов гражданами руководителей местных органов государственного управления;

декоррупцинизация государственного аппарата и борьба с протекционизмом;

развитие институтов гражданского общества, достижение сбалансированности политических, социальных и культурных интересов граждан, общественных объединений и государства, общественный консенсус по ключевым вопросам развития Республики Беларусь;

активизация политико-партийного строительства, сотрудничество государства с оппозиционными политическими партиями, движениями, правозащитными и другими организациями;

обеспечение мировоззренческого, политико-идеологического национального, религиозного и иного плюрализма, толерантности и солидарности в белорусском обществе.

Учитывая результаты опросов общественного мнения, можно полагать, что одним из направлений совершенствования и дальнейшего развития политической системы современного белорусского общества являются децентрализация государственного управления и модернизация деятельности органов местного самоуправления. Местное самоуправление как форма народовластия является основой демократического общества. Социально-правовой статус местного самоуправления закреплен в Конституции Республики Беларусь 1994 года и Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 года. Сущность местного самоуправления проявляется в том, что оно – неотъемлемая органическая часть политической системы и одновременно важнейший институт гражданского общества, форма непосредственной демократии и народовластия. Органы местного самоуправления укрепляют публичную власть, делают ее более гибкой и эффективной, так как являются доступными для людей, максимально приспособлены к использованию имеющихся ресурсов для удовлетворения потребностей населения.

Местное самоуправление как форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения социальных, экономических и политических вопросов местного значения, на практике осуществляется через Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах. Наравне со структурами местного самоуправления функционируют органы местного государственного управления в лице исполкомов и администраций местных органов исполнительной и распорядительной государственной власти. Таким образом, в стране на местном уровне функционирует смешанная государственно-общественная модель местного самоуправления, с преобладающим правом государственных структур по практическому решению вопросов местного значения. Система местного самоуправления Республики Беларусь не является исключением из общепризнанного стандарта и международной практики. Такая же модель местного самоуправления с различными вариациями существует в ряде других стран – в Германии, Австрии, Японии, в отдельных постсоциалистических и развивающихся странах. Вместе с тем по данным опроса, проведенного Институтом социологии в ноябре 2013 года, только 26 % респондентов удовлетворены уровнем развития местного самоуправления, а 44 % респондентов высказываются за необходимость модернизации политической системы. При этом каждый десятый респондент полагает, что децентрализация государственного управления и развитие местного общественного самоуправления являются важным направлением демократизации белорусского государства, а 28 % – согласны в свое свободное время принимать активное участие в работе органов местного самоуправления. По мнению граждан, в плане развития местного самоуправления целесообразно активно привлекать граждан к работе органов местного самоуправления (22 %), шире освещать в СМИ их работу (22 %), ограничить власть местной бюрократии (18 %), морально и материально поощрять местных активистов (18 %), создавать механизмы реального влияния местного самоуправления на выборы и работу органов государственного управления (11 %), оказывать образовательную, материальную и другую помощь органам местного самоуправления (11 %), принять новый Закон о местном самоуправлении (7 %), расширить права органов местного самоуправления (7 %).

В этом контексте можно использовать базовые принципы и положения Европейской Хартии местного самоуправления, принятой Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы 15 октября 1985 года, которая рассматривает местное самоуправление как важный институт демократии и исходит из общественной теории местного самоуправления. В соответствии с ней органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они являются автономными и самостоятельными структурами, а коммунальная собственность наряду с государственной и частной собственностью является одной из форм собственности, закрепленной в Конституции. Система местного самоуправления ориентируется на максимальное вовлечение местного сообщества в управление местными делами. Одновременно с этим заслуживают поддержки предложения некоторых белорусских ученых-юристов о необходимости более четкого законодательного разграничения понятий «местное самоуправление» и «местное государственное управление», а также нормативно-правовое распределение их компетенции, форм подотчетности и взаимодействия. По их мнению, органы местного самоуправления должны быть максимально самостоятельными в решении вопросов местного значения, иметь достаточные самостоятельные финансовые возможности для решения вопросов местного значения, т. е. быть полноценными институтами правового государства и гражданского общества, функционировать на началах паритетного взаимодействия с органами государственной власти и управления.

Социологический опрос, проведенный Институтом социологии НАН Беларуси в ноябре 2013 года, показал, что большинство населения (72 %) проявляют интерес к политическим событиям в Беларуси, 61 % – к событиям в ближнем зарубежье, а 52 % – в странах дальнего зарубежья. Практическая политическая активность населения страны является достаточно высокой. Так, в той или иной форме в общественно-политической жизни принимают участие около 70 % респондентов (наиболее активно это проявляется в выборах Президента Республики Беларусь, выборах в местные Советы депутатов, выборах в Парламент). Однако в деятельности политических партий принимают участие только 1 % опрошенных, обсуждении законопроектов – 2 %. В деятельности общественных организаций принимают участие треть граждан, большинство из них в работе профсоюзных организаций – 16 %, политических движениях – около 1 %, благотворительных организациях – 5,2 %. К сторонникам какой-либо партии относят себя только 3,6 % опрошенных (больше всего к Коммунистической партии, партии «Зеленых» и Аграрной партии, партии «Громада», Республиканской партии труда и справедливости и Либерально-демократической партии).

По мнению населения, в стране должны действовать сильные политические партии (47,1 %). Они необходимы, прежде всего, для того, чтобы выражать и защищать интересы граждан (33 %), бороться с бюрократизмом, коррупцией и произволом чиновников (22,3 %), содействовать повышению государственного управления (22 %), обеспечивать наличие политической конкуренции и возможности выбора политических лидеров (18,4 %), контролировать работу органов государственной власти и управления (15,9 %), обеспечивать развитие демократии (14,3 %). Большинство опрошенных полагают, что в стране должны функционировать не одна, а несколько больших политических партий, которые работали бы, опираясь на собственные материальные ресурсы, без помощи со стороны государства (соответственно 20,7 и 45,4 %). При этом ни Президент, ни Премьер-министр, по мнению многих, не должны быть лидерами каких-либо партий. Значительная часть населения высказывает мнение, что в настоящее время нецелесообразно переходить к формированию Парламента по партийным спискам, предпочтение отдается мажоритарной пропорциональной системе выборов, что является оправданной моделью избирательной системы в условиях неразвитости партийного строительства и утраты доверия населения к политическим партиям. Вместе с тем население полагает, что в парламенте страны могут и даже должны быть представлены оппозиционные политические партии (за – 36,1 %, против – 23,7 %). Конечно, это зависит от активности данных партий, но также и от политической воли властных структур.

Важными направлениями дальнейшего совершенствования политической системы современного белорусского общества являются повышение общественно-политической активности населения и формирование идеологии белорусского государства – идейно-политических принципов и ценностей организации и функционирования системы органов государственной власти и управления, обеспечивающих устойчивое и прогрессивное развитие социума. Идеология современного белорусского государства основана на общечеловеческих ценностях и национальных духовных и социальных традициях: гуманизм и абсолютная ценность прав и свобод человека; национально-культурное единство белорусского народа; социальная справедливость; нравственность; свобода, плюрализм мнений и толерантность; законность, безопасность и порядок. В настоящее время в идеолого-мировоззренческих настроениях населения имеет место плюрализм политических взглядов и убеждений. По данным опроса, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в ноябре 2013 года, приверженцами социал-демократической идеологии называют себя 29 % опрошенных; социалистической и коммунистической – 24 %, либерально-демократической – 24 %. Пятая часть опрошенных не разделяют идеи и принципы никаких политических течений, что свидетельствует об индифферентности и неопределенности их идейно-политических взглядов. В этих условиях можно сделать вывод, что формирование политической идеологии белорусского государства как идейно-стратегической основы функционирования системы государственной власти и управления при сохранении принципов идеологического плюрализма, разделения властей, демократической избирательной системы и многопартийности является важной и актуальной социально-политической задачей современного белорусского государства.

По данным социологического опроса 2013 года, по мнению населения, в перечень наиболее значимых политических прав и свобод современного человека и гражданина входят: свобода слова, мнений и убеждений (61,1 %); право обжаловать незаконные действия властей (50,4 %); право избирать государственные органы (44,8 %); право на обращения в органы власти и управления (38,8 %); право на информацию о работе органов власти и управления (31,2 %) и другие.

По результатам социологического опроса население страны больше всего ценит следующие социальные и культурные принципы и блага: права человека (46,5 %); свободу и независимость личности (32,3 %); социальную защиту граждан (29,2 %); социальную справедливость (28,3 %); социальное равенство (27,2 %); социально ориентированную экономику (19,0 %); веру в Бога и религиозные ценности (18,6 %); частную собственность и свободу предпринимательства (17,8 %); выборность органов власти и управления (14,6 %).

Главным компонентом идеологии современного белорусского государства, который обеспечивает системное идейно-политическое и культурно-нравственное единство личности, государства и общества, является национальная идея. Она призвана объединять белорусский народ в единую социальную общность, выражать его фундаментальные жизненные ценности, интересы и социальные ожидания, выступать притягательным идеалом и высшим целевым ориентиром на будущее. Национальная идея возникает не спонтанно, а формируется путем длительной исторической эволюции на основе синтеза социально-экономического, политического и культурного прошлого, настоящего и будущего белорусского народа, государства и общества. Она исторически изменяется и зависит от социодинамики экономической, политической и культурной систем общества. По результатам социологического опроса, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в 2013 году, в качестве национальной идеи, по мнению населения, могут выступать: построение экономически развитой и процветающей Беларуси (51,8 %); развитие демократии, законность и порядок (22,7 %); социальное равенство и справедливость (18,3 %); независимая и суверенная Беларусь (16,7 %); культурное развитие страны (12,8 %). При этом молодежь на первое место ставит экономическое развитие страны (44,8 %), далее государственную независимость (17,5 %), социальное равенство и справедливость (16,2 %) и Беларусь – европейская страна (14,4 %). Возрастная группа 50 лет и старше акцент делает на экономическое развитие (55,2 %), демократию (25,9 %) и социальное равенство и справедливость (20,1 %). Таким образом, можно полагать, что национальной идеей современного белорусского общества является созидание независимой, экономически развитой, демократической, социально справедливой и культурной Беларуси. На основе именно этих фундаментальных социальных принципов, ценностей и целей должны базироваться государственная идеология, законодательство, деятельность органов государственной власти и управления, а также стратегия и практика экономического, политического, социального и культурного развития современного белорусского общества.

Курс на демократизацию белорусской государственности включает в качестве важной задачи формирование и развитие институтов гражданского общества. Гражданское общество – социальный институт, объединяющий отдельных граждан, семью, политические, культурные, религиозные и другие общественные объединения, партии, союзы и движения, осуществляющие на принципах самоорганизации и независимости от государственной власти, экономики и частного бизнеса политическую, социальную, культурную и другую деятельность, направленную на реализацию и защиту прав и свобод граждан, гармонизацию взаимоотношений личности, государства и общества, обеспечение устойчивого и прогрессивного развития социума. Гражданское общество в общественном сознании современных белорусов ассоциируется, по данным опроса в ноябре 2013 г., прежде всего, со свободой личности и обеспечением прав человека (51,5 %), активным участием граждан в работе органов власти и управления (42,4 %), гласностью и доступностью информации о положении дел в стране (42,1 %), свободой политических взглядов и убеждений (25,8 %), наличием независимых средств массовой информации (18,9 %), независимыми профсоюзами (15,7 %), конструктивным сотрудничеством политических партий, общественных организаций и государства (13,3 %). В связи с этим полагаем, что процесс формирования и дальнейшего развития гражданского общества, оптимизации конструктивного партнерства гражданских институтов и государства в современной Беларуси целесообразно направлять на совершенствование форм участия граждан в работе органов государственной власти и управления, развитие местного самоуправления, повышение гласности и доступности информации о положении дел в государстве и обществе, обеспечение свободы идейно-политических взглядов и убеждений, содействие развитию независимых СМИ, конструктивный диалог и сотрудничество политических партий, движений, общественных организаций и государства.

Развитое гражданское общество невозможно без наличия и активной общественной деятельности политических партий, которые призваны выражать и защищать социально-политические права и интересы граждан, вести борьбу с бюрократизмом и коррупцией, содействовать повышению эффективности государственного управления, обеспечивать наличие политической конкуренции, контролировать работу органов государственной власти и управления, способствовать развитию демократии. Сегодня, несмотря на наличие многочисленных зарегистрированных политических партий, их общественно-политическая активность крайне невысокая, они не пользуются уважением и доверием со стороны населения, политическое руководство страны также не проявляет активной идеологической заинтересованности в их деятельности. В этих условиях оптимизация политико-партийного строительства в стране является важным направлением модернизации политической системы современного белорусского общества.

На динамику и направленность политических ориентаций населения и развитие социально-политической системы в целом большое влияние оказывают социокультурные факторы, в частности идейно-политическая и национально-культурная консолидация и единство современного белорусского народа. Они представляют собой социокультурную интеграцию на основе традиционных и современных мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей и норм, призванную объединять и сплачивать всех граждан страны в единую социальную общность – белорусский народ. Белорусская национальная идентичность и гармонизация межнациональных взаимоотношений – сложные общественно значимые социокультурные феномены, которым в современном белорусском обществе присущи следующие особенности: недостаточно высокий уровень развития, неоднородность и дифференцированность, неустойчивость и противоречивость, традиционность, толерантность, социокультурный консерватизм и другие. В частности, по данным опроса общественного мнения, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в июле 2014 года, 58 % респондентов оценивают уровень единства и сплоченности белорусского народа как высокий. По мнению опрошенного населения, сплочению белорусского народа в наибольшей степени способствуют следующие факторы: желание жить в стабильности и достатке (42,4 %), проживание в отдельной и независимой стране (33,2 %), историческое прошлое (32,9 %), происхождение и родственные связи (29,9 %), гражданство Республики Беларусь (29,1 %), ментальность, черты характера (24,6 %), общенациональные ценности и традиции (19,3 %). Считают себя патриотами Беларуси 69 % респондентов. Патриотизм население страны связывает, прежде всего, с наличием чувства преданности Беларуси (33,5 %), желанием жить и работать только в Беларуси (30,4 %), готовностью в трудные времена защищать Беларусь, даже рискуя собой (26,5 %), уважением культуры народов, живущих в Беларуси (24,5 %), любовью к белорусской культуре и языку (19,3 %), любовью ко всему белорусскому (18,8 %), уважением государственных символом Беларуси (15,5 %) и др.

На основании социолого-эмпирического исследования социально-политических ориентаций населения современной Беларуси можно сделать вывод, что в новейший период развития белорусского общества – эпоху системной трансформации экономических, политических и культурных институтов и общественных отношений, построения основ постиндустриального информационного общества, в условиях углубления процессов региональной интеграции и мировой глобализации, наравне с экономическими и социально-структурными трансформациями, первостепенное значение приобретают социально-политические и социокультурные факторы и процессы. Важнейшим социально-политическим фактором успешной трансформации и прогрессивного развития белорусского социума является повышение роли и эффективного воздействия государства и структур гражданского общества на обеспечение стабильности и одновременно модернизацию белорусской политической системы и всех других социальных институтов и сфер жизнедеятельности общества. В этой связи актуальным и социально востребованным является разработка научно обоснованных путей и механизмов системного обеспечения адекватности, сбалансированности и устойчивости стратегических целей и направлений, форм и средств, темпов и результатов экономического, политического и социокультурного развития Республики Беларусь на ближайшие десятилетия. Приоритетными направлениями совершенствования и дальнейшего развития современной белорусской государственности является создание социально-политических предпосылок и условий для построения открытого, демократического социального и правового белорусского государства и гражданского общества, дальнейшее развитие демократии, децентрализация государственного управления, развитие местного самоуправления, политико-партийное строительство, повышение политической культуры и общественно-политической активности граждан.

1.3. Прошлое, настоящее и будущее белорусских политических партий: социологическое измерение

Проблема политических партий в истории человечества – при всей ее кажущейся простоте и элементарности – достаточно сложна и даже противоречива. Партия как определенная часть социума с незапамятных времени играла значительную роль в жизни каждого общества. Сегодня это признают практически все политики и ученые, теоретики и практики. Однако на разных этапах развития общества роль и значение политических партий были различными.

Беларусь и Минск являются значительными вехами в развитии многопартийности. Здесь была создана первая политическая партия в Российской империи. Однако позже процесс формирования и развития многопартийности в Беларуси проходил постепенно, но сложно.