Книга Монастыри и архиерейские дворы в документах XVI–XVIII веков - читать онлайн бесплатно, автор Сборник статей. Cтраница 9
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Монастыри и архиерейские дворы в документах XVI–XVIII веков
Монастыри и архиерейские дворы в документах XVI–XVIII веков
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Монастыри и архиерейские дворы в документах XVI–XVIII веков

В 8 день на конюшно лошадем 2 чети овса чистово, четь невийново. Сыну боярскому Юрью Михайлову, // (л. 66 об.) ехал з Белаозера к Вологде, дано ево лошадем черпок овса. В солодежню на солод дано 30 чети ячмени. На Маурино лошадем дано осмина овса. Коровником 4-м человеком да болшухе дано мисечины 2 чети с пол-осминою ржы, 2 чети с пол-осминой овса. В Подозерье старцу Селивану на лошади дано осмина овса. На Белоозеро отпущено с поваром сь Евтюшкою Григорью Измайлову 3 осмины овса да старцу Иеву 3 чети ржы.

В 9 день на конюшно лошадем 3 чети овса чистово, четь невийново. //

(л. 67) В 10 день на конюшно лошадем 2 чети с осминою овса чистого, четь невийново. Воеводцким лошадем осмина овса чистого. На Уломскую пошло на 3-х лодейках 90 чети ржы.

В 11 день на конюшно лошадем 3 чети с осминою овса чистого, четь невийново. Да в солодежню на солод 12 чети ячмени, 18 чети овса.

В 12 день на конюшню лошадем 2 чети овса чистово, 2 чети невеиного. На конюшно же четь овса чистого, четь невийново.

В 13 день на конюшно лошадем 3 чети овса чистово, четь невийново. Воеводцким // (л. 67 об.) лошадем осмина овса чистого. На конюшно лошадем четь овса чистово, четь невийново. На Уломскую на 3-х лодейках 90 чети ржы.

В 14 день на конюшно 4[384] чети овса чистово, 3 чети невийново.

В 15 день на конюшню лошадем 2 чети с осминою овса чистово, 2 чети невийного. Петра Чихачева лошадем 3 черпки овса. В солодежню на солод 30 чети овса. На конюжню[385] же 3 чети овса чистово, 2 чети невийново.

В 16 день на конюшню лошадем 4 чети с осминою овса чистово, // (л. 68) 3 чети невийново. На Уломскую мелницу отпущено на 3-х лодейках 90 чети ржы.

В 17 день на конюшню лошадем 5 чети овса чистого, 4 чети невийново.

В 18 день на конюшню лошадем 5 чети с осминою овса чистово, 3 чети невийново.

В 19 день на конюшню лошадем 5 чети с осминой овса чистого, 3 чети невийново. Воеводцким лошадем осмина овса. На Уломскую на 3-х лодейках 90 чети ржы.

В 20 день на конюшню лошадем 4 чети с осминою овса чистово, 2 чети невийново. В солодежню на солод 25 чети ржы. //

(л. 68 об.) В 21 день на конюшно лошадем 6 чети овса чистово, 3 чети невийново.

В 22 день на конюшно лошадем 2 чети с осминой овса чистого, 2 чети невийново. Воеводцким лошадем осмина овса чистово. На Уломскую на 3-х лодейках отпущено 90 чети ржы. Якову коновалу дано мисечины осмина ржы. Да старице Олферье Монастыреве дано 3 чети овса.

В 23 день на конюшно лошадем 4 чети с осминою овса чистого, 2 чети невийново. //

(л. 69) В 24 день на конюшно лошадем 3 чети с осминою овса чистово, 2 чети невийново.

В 25 день на Уломскую отпущено на 2-х лодейках 60 чети ржы, 30 чети овса на лодейке. На конюшно лошадем 4 чети овса чистово, 2 чети невийново. Воеводцким лошадем осмина овса чистово.

В 26 день на конюшно лошадем 3 осмины овса чистово, 2 чети невийново. Семяновским крестьяном пол-осмины овса чистово.

В 27 день на конюшно лошадем 2 чети с осминою овса чистово, 2 чети невийново. На кутью осмина пшеницы. // (л. 69 об.) В солодежно на солод 30 чети ячмени.

В 28 день на конюшно лошадем 2 чети с осминою овса чистово, четь невийново. На Уломскую отпущено на 3-х лодейках 90 чети овса.

В 29 день на конюшню лошадем 2 чети с осминою овса чистово, четь невийново.

В 30 день на конюшно лошадем 3 осмины овса чистово, четь невийново.

В 31 день на конюшно лошадем 2 чети с осминою овса чистово, четь невийново. Воеводцким лошадем овса осмина чистово. // (л. 70) На Уломскую на 3-х лодейках 90 чети овса. Околомонастырным конопляницам 27-рым дано великоденской хлеб 13 чети с осминою овса, 6 чети с осминою и с полуосминою ржы.

[386]—И всего в месяце маие из житниц в росходе хлеба на конюшне монастырьскими лошадми скормлено 105 чети с осминою овса чистаго, 56 чети овса невейнаго. В солодежню на солод выдано ростить 25 чети ржы, // (л. 70 об.) 114 чети ячмени, 66 чети овса. На Уломскую мелницу отпущено молоть 626 чети ржы, 201 четь овса. Да на келарские приказы за монастырь[387] по службам, и всяким проезжим людем лошадем на корм, и на всякой мелкой росход вышло 105 чети овса с осминою, 5 чети с осминою и 3 черпки ржы. Да на кутью осмина пшеницы. Да в Новоя Подозерья в коровью деревню 4-м человеком коровником, пятой болшухе дано месечины 2 чети с полуосминою ржы, 2 чети с полуосминою овса. Да 27-ми бабам канопляницам // (л. 71) дано великоденского хлеба 6 чети с осминою и с полуосминою ржы, 13 чети с осминою овса–68.[388] //

(л. 72) Месяца июня в 1 день на конюшно лошадем 3 осмины овса чистово, четь невийново. Сын боярской з Белаозера приезжал, дано ево лошаде полчерпка овса.

В 2 день на конюшню лошадем 2 чети овса чистово, четь невийново.

В 3 день на конюшно лошадем 3 осмины овса чистого, четь невийново. Воеводцким лошадем осмина овса чистово. На Уломскую на трех лодейках отпущено 90 чети ржы.

В 4 день на конюшно лошадем 2 чети с осминою овса чистово, четь невийново. Да Якову Юрьеву плотнику мисечины 3 черпки ржы, осмина овса. //

(л. 72 об.) В 5 день на конюшно лошадем 3 осмины овса чистово, четь невийново.

В 6 день на конюшню лашадем[389] 4 чети с осминою овса чистово, четь невийново. Воеводцким лошадем осмина овса чистово.

В 7 день на конюшно лошадем 5 чети овса с осминою чистово 2 чети невийново.

В 8 день на конюшно лошадем 4 чети овса чистово. Гонцове лошаде полчерпка овса.

В 9 день на конюшно лошадем 5 чети с осминою овса чистово, 2 чети невийново. Воеводцким лошадем осмина овса чистово. Коровником 4-м человеком да болшухе мисечины 2 чети с пол-осминою ржы, 2 чети с пол-осминою овса. //

(л. 73) В 10 день в солодежню на солод 30 чети овса. На Уломскую на 3-х лодейках 90 чети ржи. В Куность старцу Иеву 3 осмины ржы. На конюшно лошадем 6 чети овса чистово, 2 чети невийново.

В 11 день в Кему приказщику Михайлу Скребневу осмина ржы, осмина овса. На конюшню лошадем 6 чети овса чистово, 2 чети невийново.

В 12 день на конюшно лошадем 5 чети с осминою овса чистово, 2 чети невийново. //

(л. 73 об.) В 13 день на конюшно лошадем 5 чети овса чистово. Воеводцким лошадем осмина овса чистово. На Уломскую на 2-х лодейках 60 чети овса.

В 14 день на конюшно лошадем 3 осмины овса чистово, 2 чети невийново[390].

В 15 день на конюшню лошадем четь овса чистово, четь невейново. Воеводцким лошадем осмина овса чистово.

В 16 день на конюшню лошадем 2 чети овса чистова, 2 чети невейнова. //

(л. 74) В 17 день дано на конюшню лошедем 3 чети чистово овса да мех невейнова. Да воевоцким лошедем осмина овса.

19 день. Дано на конюшню лошедем 3 осмины овса чистого да мех невейново. Да в солодежну дано на солод пол‑30 чети ржи.

20 день. Дано на конюшню лошедем осмина овса да мех невейного. Да воевоцким лошедем осмина овса чистово. Да Иеву Чапкину в Куность четь ржи. //

(л. 74 об.) Того же месяца в 21 день на конюшню лошадем на корм дано осмина овса чистаго, четь овса невейнаго.

Того же месяца в 22 день на конюшню лошадем дано четь овса чистаго, четь невейнаго. Государеву посланнику дано лошадем дано[391] третник овса.

Того же месяца в 23 день на Уломскую мелницу отпущено молоть 40 чети ржи. В солодежню [392]—на солод дано–74 30 чети ячмени. На конюшню лошадем дано четь овса чистаго, четь невейнаго. Праведчику дано пол-осмины овса.

Того же месяца в 25 день дано коновалу Якову месечина осмина ржи да осмина овса. //

(л. 75) Того же дни дано на Белоозеро в отсылку 3 осмины овса.

Того же месяца в 26 день дано воеводцким лошадем осмина овса. Дано старице Ираиде Басалаевой матери пол-осмины ржи да пол-осмины овса.

Того же месяца в 27 день дано на конюшню монастыръским лошадем четь пушново овса.

Того же месяца в 29 день дано на конюшню монастыръским лошадем четь овса да 2 меха пушново овса.[393] //

(л. 76) [394]—В месяце июне из монастырьских житниц в росходе хлеба. На конюшне монастырьскими лошадьми скормлено 64 чети с осминою овса чистово, 30 чети овса невейнаго. В солодежню на солод выдано ростить 25 чети ржы, 30 чети ячмени, 30 чети овса. На Уломскую мелницу отпущено молоть 280 чети ржы. Да на всякой на мелкой на келарской приказ и всяким проезжим людем лошадем на корм изошло 7 чети с осминою и с полуосминою и с получерпком овса, 4 чети с черпком ржы. Да коровником месечины дано 2 чети с пол-осминою ржы 2 чети с пол-осминою овса–76. //

(л. 76 об.) Месяца июля в 2 день дано в Горы в Воскресенской девич монастырь 35 старицам 4 чети 3 черпки ржи, старице по черпку. Да тем же старицам дано 8 чети и пол‑2 осмины овса, старице по полуосмине овса. Дано воеводцким лошадем четь овса.

Тово же месяца в 3 день дано в Куность старцу Иеву Чапкину 3 осмины ржи.

Тово же месяца в 4 день дано плотнику Якову месечины // (л. 77) 3 черпки ржи да осмина овса. Того же месяца в 5 день воеводцким лошадем дано осмина овса.

Того же месяца в 7 день на конюшню лошадем дано 4 чети овса невейнаго. По келарскому приказу Алимпеевой матери дано пол-осмины овса, черпок ржи.

Того же месяца в 9 день воеводцким лошадем дано осмина овса.

Тово же месяца в 11 день дано в [395]—воеводцким лошадем осмина овса. Дано житнику старцу Анофрею четь овса на Възвоз–77. //

(л. 77 об.) Тово же месяца в 15 день дано воеводцким лошадем осмина овса.

Дано в Троецкое приказщику Ондрею Якимову осмина ржи.

Тово же месяца в 17 день дано на Уломскую мелницу (с) старцем с Ыоною Горелым на лодейки 40 чети ржи. Дано воеводцким лошадем осмина овса.

Тово же месяца в 18 день дано на Волок Словинъской на семена 30 чети ржи. // (л. 78) Дано на Островской ез старцу Кариону пол-осмины овса.

Тово же месяца в 20 день дано на Олексеевъской наволок старцу Венедикту четь овса. Тово же дни дано воеводцким лошадем осмина овса.

Тово же месяца в 21 день дано на Уломскую мелницу молоть 20 чети ржы. Тово же дни дано на конюшню жеребцом четь овса. //

(л. 78 об.) Тово же месяца в 23 день дано на Уломскую мельницу молоть 40 чети ржи. Тово же дни дано на конюшню 3 осмины овса. Дано воеводцким лошадем осмина овса.

Тово же месяца в 24 день дано на конюшню старцу Феогнасту черпок овса. Тово же дни дано на Уломскую мелницу молоть 40 чети ржи (с) старцом с Ыоною Сеченым. Дано воеводцким лошадем осмина овса.

Тово же месяца в 26 день дано в солодежню на // (л. 79) солод 30 чети ячмени. Тово же дни дано житницу старцу Анофрею на Звоз четь овса. Тово же дни дано месячина Якову коновалу осмина ржи да осмина овса.

Тово же месяца в 27 день дано на Уломскую мелницу 40 чети ржи. Дано в Никитцкой монастыръ[396] 20 чети ржи.

Тово же месяца в 29 день дано в Куность старцу Иеву Чапкину 2 чети с осминою ржи пол-осмины пшеницы. Дано воеводцким лошадем осмина овса. //

(л. 79 об.) Того же месяца в 30 день отпущено на Уломскую мелницу 40 чети ржи. Тово же дни дано монастыръским лошадем черпок овса, что старец Иев Чапкин приезжал.

И всего в месяце июле из монастыръских житниц в росходе хлеба. На конюшне монастыръскими лошадми и воеводцкими скормлено 10 чети с полуосминою овса чистого, 4 чети невейного овса. Да по службам старцам вышло 2 чети с полуосминою овса. Да в солодежню // (л. 80) на солод 30 чети ячмени. На Уломскую мелницу отпущено 220 чети ржи. Да на Волок Словинской на семена 30 чети ржи. Да по службам в Куность и в Троецкое 4 чети с осминою ржи. Да в Горы старицам для их бедности 4 чети и 3 черпки ржи, старице по черпку, да им же 8 чети овса и пол‑2 осмины. Да коновалу и плотнику месечины пол‑2 осмины с черпком ржи, четь овса. Пол-осмины пшеницы в Куность. //

(л. 80 об.) Месяца августа в 1 день дано воеводцким лошадем осмина овса.

Тово же месяца в 2 день отпущено на Уломскую мельницу 40 чети ржи. Тово же дни дано в солодежню 40 чети ржи. Тово же дни дано Якову плотнику месячины 3 черпки ржи да осмина овса.

Тово же месяца в 4 день дано на конюшню монастырьским лошадем четь овса.

Тово же месяца в 7 день отпущено на // (л. 81) Уломскую мелницу 40 чети ржи. Дано лошадем монастырьским черпок овса.

Того же месяца в 9 день отпущено на Уломскую мелницу 50 чети ржи. Тово же дни дано в солодежню 25 чети ржи. Дано на конюшню жеребцом четь овса чистово. Тово же дни дано коровником месечины в коровью деревню 2 чети с полуосминою ржи, 2 чети с полуосминою овса.

Того же месяца в 13 день дано на конюшню жеребцом четь овса чистово. //

(л. 81 об.) Тово же месяца в 16 день отпущено на Уломскую мелницу 50 чети ржы.

Тово же месяца в 17 день дано в солодежню на солод 20 чети ржи. Дано на конюшню лошадем четь овса.

Тово же месяца в 20 день дано на конюшню жеребцом четь овса. Воеводцким лошадем дано осмина овса.

Тово же месяца в 21 день отпущено на Уломскую мелницу 60 чети ржи. Дано на конюшню жеребцом четь овса.

Тово же месяца в 23 день отпущено на Уломскую мелницу 60 чети ржи. Дано на конюшню лошадем 2 чети овса. // (л. 82) Дано в солодежню на солод 30 чети овса.

Того же месяца в 24 день дано на конюшню лошадем 3 осмины овса.

Того же месяца в 27 день дано на крупу ячмени 3 чети с осминою. Дано воеводцким лошедем осмина овса. Дано [397]—на домашную мелницу 10–79 чети ржи.

Того же месяца в 29 день отпущено на Уломскую мелницу 50 чети ржы. Дано того же дни в солодежню 30 чети овса. Того же дни дано в Горы старицам, старице Фетинье с сестрами, 5 чети ржы. Да опосле дано старице Еуферье Монастыреве // (л. 82 об.) в Горы же осмина ржи.

Того же месяца в 30 день дано в Куность старцу Иеву Чяпкину четь ржи.

[398]—И всего в месяце августе из монастырьских житниц в росходе хлеба на конюшне монастырьским лошадми и воеводцкими скормлено 11 чети с черпком овса. В солодежьню на солод[399] дано 60 чети овса да 85 чети ржи. Да на Уломъскую мелницу отпущено 350 чети ржи. Да на домашную мелницу дано 10 чети ржи. Да старицам в Горы дано 5 чети с осминою ржи. Да в Куность четь ржи. Да плотником и коровником месечины 2 чети // (л. 83) с осминою и с черпком ржи да 2 чети и 3 полуосмины овса. Да на крупы 3 чети с осминою ячмени–80.


Архив СПбИИ РАН. Кол. 260. Оп. 2. Д. 64. Л. 1–83.

Подлинник.

Литература

Аграрная история Северо-Запада России XVI века: Новгородские пятины / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор А. Л. Шапиро. Л., 1974.

Борисенков Е. П., Пасецкий В. М. Экстремальные природные явления в русских летописях XI–XVII вв. Л., 1983.

Васильев К. Г., Сегал А. Е. История эпидемий в России. М., 1960.

Восстание И. Болотникова: Документы и материалы / Составители А. И. Копанев, А. Г. Маньков; под редакцией И. И. Смирнова. М., 1959.

Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Вытные книги, хлебные оброчники и переписная книга вотчин Кирилло-Белозерского монастыря: 1559–1601 гг. / Под редакцией А. Г. Манькова; составители А. Х. Горфункель и З. В. Дмитриева. М.; Л., 1983.

Горская Н. А. Урожайность зерновых культур в центральной части Русского государства в конце XVI – начале XVII в. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы 1961 г. Рига, 1963. С. 147–164.

Горфункель А. Г. Вотчинное хозяйство и крестьяне Кирилло-Белозерского монастыря XVII в.: Дис. … канд. ист. наук. Л., 1956.

Дмитриева З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI–XVII вв. СПб., 2003.

Дмитриева З. В. Памяти келарей Кирилло-Белозерского монастыря «о поминках и запасах»: 1560–1630 гг. // Вестник церковной истории. М., 2014. 1/2 (33/34). С. 5–47.

Дмитриева З. В. Метрология // Специальные исторические дисциплины: Учебное пособие / Ответственный редактор и составитель М. М. Кром. СПб., 2003. С. 472–512.

Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская метрология. Изд. 2-е. М., 1975.

Корецкий В. И. Формирование крепостного права и Первая крестьянская война в России. М., 1975.

Маньков А. Г. Цены и их движение в Русском государстве XVI века. М.; Л., 1951.

Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625): Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение. Т. 2. / Издание подготовили: З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, Т. И. Шаблова. СПб., 2006.

Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625): О средствах содержания монастыря. СПб., 1910. Т. 1. Вып. 2.

Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625): Об основании и строениях монастыря. СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1.

Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г.: Комментированное издание / Составители З. В. Дмитриева и М. Н. Шаромазов. СПб., 1998.

Осьминский Т. И., Озеринин Н. В., Брусенский И. И. Очерки по истории края: Вологодская область. Вологда, 1960.

Попов А. Н. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М., 1869.

Приходные и расходные денежные книги Кирилло-Белозерского монастыря 1601–1637 гг. / Составитель З. В. Дмитриева; ответственные редакторы З. В. Дмитриева, С. А. Козлов. М.; СПб., 2010.

Рихтер В. История медицины в России. М., 1814. Т. 1.

Савич А. А. Соловецкая вотчина. XV–XVII в. (Опыт изучения хозяйства и социальных отношений на крайнем русском севере в древней Руси). Пермь, 1927.

Скрынников Р. Г. Россия в начале XVII в. «Смута». М., 1988.

Скрынников Р. Г. Борис Годунов. М., 1983.

Шаблова Т. И. О трапезе в Кирилло-Белозерском монастыре в середине XVII в.: (По келарскому Обиходнику 1655 г. старца Матфея Никифорова и Описи монастыря 1601 г.) // Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство. СПб., 1997. Вып. 2.

References

Agrarnaya istoriya Severo-Zapada Rossii XVI veka: Novgorodskie pyatiny / Rukovoditel’ avtorskogo kollektiva i otvetstvennyj redaktor A. L. Shapiro. Leningrad, 1974.

Borisenkov E. P., Paseckij V. M. Ehkstremal’nye prirodnye yavleniya v russkih letopisyah XI–XVII vv. Leningrad, 1983.

Dmitrieva Z. V. Metrologiya // Special’nye istoricheskie discipliny: Uchebnoe posobie / Otvetstvennyj redaktor i sostavitel’ M. M. Krom. Sankt-Peterburg, 2003. S. 472–512.

Dmitrieva Z. V. Pamyati kelarej Kirillo-Belozerskogo monastyrya «o pominkah i zapasah»: 1560–1630 gg. // Vestnik cerkovnoj istorii. Moskva, 2014. 1/2 (33/34). S. 5–47.

Dmitrieva Z. V. Vytnye i opisnye knigi Kirillo-Belozerskogo monastyrya XVI–XVII vv. Sankt-Peterburg, 2003.

Gorfunkel’ A. G. Votchinnoe hozyajstvo i krest’yane Kirillo-Belozerskogo monastyrya XVII v.: Dis. … kand. ist. nauk. Leningrad, 1956.

Gorskaya N. A. Urozhajnost’ zernovyh kul’tur v central’noj chasti Russkogo gosudarstva v konce XVI – nachale XVII v. // Ezhegodnik po agrarnoj istorii Vostochnoj Evropy 1961 g. Riga, 1963. S. 147–164.

Kamenceva E. I., Ustyugov N. V. Russkaya metrologiya. Izd. 2-e. Moskva, 1975.

Koreckij V. I. Formirovanie krepostnogo prava i Pervaya krest’yanskaya vojna v Rossii. Moskva, 1975.

Man’kov A. G. Ceny i ih dvizhenie v Russkom gosudarstve XVI veka. Moskva; Leningrad, 1951.

Nikol’skij N. K. Kirillo-Belozerskij monastyr’ i ego ustrojstvo do vtoroj chetverti XVII v. (1397–1625): Upravlenie. Obshchinnaya i kelejnaya zhizn’. Bogosluzhenie. T. 2 / Izdanie podgotovili: Z. V. Dmitrieva, E. V. Krushel’nickaya, T. I. Shablova. Sankt-Peterburg, 2006

Nikol’skij N. K. Kirillo-Belozerskij monastyr’ i ego ustrojstvo do vtoroj chetverti XVII v. (1397–1625): O sredstvah soderzhaniya monastyrya. Sankt-Peterburg, 1910. T. 1. Vyp. 2.

Nikol’skij N. K. Kirillo-Belozerskij monastyr’ i ego ustrojstvo do vtoroj chetverti XVII v. (1397–1625): Ob osnovanii i stroeniyah monastyrya. Sankt-Peterburg, 1897. T. 1. Vyp. 1.

Opis’ stroenij i imushchestva Kirillo-Belozerskogo monastyrya 1601 g.: Kommentirovannoe izdanie / Sostaviteli Z. V. Dmitrieva i M.N. Sharomazov. Sankt-Peterburg, 1998.

Os’minskij T.I., Ozerinin N. V., Brusenskij I. I. Ocherki po istorii kraya: Vologodskaya oblast’. Vologda, 1960.

Popov A. N. Izbornik slavyanskih i russkih sochinenij i statej, vnesennyh v hronografy russkoj redakcii. Moskva, 1869.

Prihodnye i raskhodnye denezhnye knigi Kirillo-Belozerskogo monastyrya 1601–1637 gg. / Sostavitel’ Z. V. Dmitrieva; otvetstvennye redaktory Z. V. Dmitrieva, S. A. Kozlov. Moskva; Sankt-Peterburg, 2010.

Rihter V. Istoriya mediciny v Rossii. Moskva, 1814. T. 1.

Savich A. A. Soloveckaya votchina. XV–XVII v. (Opyt izucheniya hozyajstva i social’nyh otnoshenij na krajnem russkom severe v drevnej Rusi). Perm’, 1927.

Shablova T. I. O trapeze v Kirillo-Belozerskom monastyre v seredine XVII v.: (Po kelarskomu Obihodniku 1655 g. starca Matfeya Nikiforova i Opisi monastyrya 1601 g.) // Nasledie monastyrskoj kul’tury: remeslo, hudozhestvo, iskusstvo. Sankt-Peterburg, 1997. Vyp. 2.

Skrynnikov R. G. Boris Godunov. Moskva, 1983.

Skrynnikov R. G. Rossiya v nachale XVII v. «Smuta». Moskva, 1988.

Vasil’ev K.G., Segal A. E. Istoriya ehpidemij v Rossii. Moskva, 1960.

Vosstanie I. Bolotnikova: Dokumenty i materialy / Sostaviteli A. I. Kopanev, A. G. Man’kov; pod redakciej I. I. Smirnova. Moskva, 1959.

Votchinnye hozyajstvennye knigi XVI v.: Vytnye knigi, hlebnye obrochniki i perepisnaya kniga votchin Kirillo-Belozerskogo monastyrya: 1559–1601 gg. / Pod redakciej A. G. Man’kova; sostaviteli A. H. Gorfunkel’ i Z. V. Dmitrieva. Moskva; Leningrad, 1983.

Ранние описи Кирилло-Новоезерского монастыря (1581–1628 гг.)

Т. В. Сазонова


Основанный в начале XVI в. Кирилло-Новоезерский монастырь, несмотря на свое периферийное положение и сравнительно небольшие размеры (во второй половине XVII в., в годы расцвета обители, в ней проживало 24 старца), являлся религиозным и экономическим центром округи, распространяя свое духовное влияние за пределы Белозерья вплоть до Москвы[400].

Высокая степень сохранности архива второй половины XVI–XVII в. выделяет Кирилло-Новоезерский монастырь из числа других небольших обителей. Значительное место среди монастырских документов занимают описи, в которых фиксировалось принадлежавшее обители имущество. Всего за XVI–XVII вв. сохранилось 11 описей – 1581, 1614, 1628, 1631, 1632, 1634, 1638, 1646, 1649, 1657, 1662 гг., находящихся в разных архивохранилищах. Из этих документов мною в 1997 г. опубликована опись 1657 г.[401] Также известно о пяти не дошедших до нас описях, упоминающихся в монастырской документации[402].

Для настоящей публикации подготовлены три наиболее ранние описи Кирилло-Новоезерского монастыря – 1581, 1614 и 1628 гг. Первые две находятся вместе с другими описями XVII в. в сборнике, хранящемся в Архиве СПбИИ РАН[403]. Он был вывезен из монастыря с другими документами членом Археографической комиссии М. Г. Курдюмовым в 20-е годы XX в. По мнению З. В. Дмитриевой, сборник сформирован и переплетен в 1858 г.[404]

В отличие от других описей из его состава опись 1614 г. сохранилась в виде копии XIX в. Судя по последней записи в документе, подлинник находился в архиве Белозерского уездного суда.

Опись 1628 г. хранится в Государственном историческом музее[405] в Собрании А. С. Уварова, который, вероятно, вывез ее из монастыря с другими древними рукописями.

В описи 1581 г. на титульном листе имеется заголовок: «Книги переписные Кириловы пустыни Белаго на Ново озере церьквам, а в церьквах образом, и книгам, и ризам, и сосудам церьковным, и вьсякому монастырскому строению». У других описей заголовки более позднего времени.

Для анализа описей мною в 2013 г. была предложена терминология, обычно применяемая при работе с актовым материалом[406].

В описях Кирилло-Новоезерского монастыря можно выделить три части: преамбулу, основную часть и заключительную часть. Преамбула, в свою очередь, может состоять из пяти клаузул: датум (время написания), интитуляция (от кого исходит), инскрипция (кому адресовано), инструкция (что предписывается делать) и констатация (что сделано). Основная часть – иначе дескрипция, т. е. описание монастыря и вотчины. Заключительная часть может состоять из двух клаузул: аппрекации (заключительное благопожелание) и сигнума (сведения о писце).