– А как ты понял, что я тебя люблю? Как ты это определил?
– Ну, во-первых, вы не просто читаете сказку, а еще и объясняете мне, что там происходит. И вы не злитесь, когда я перебиваю и спрашиваю то, что мне непонятно. Во-вторых, когда мы гуляем, вы берете меня за руку так, как будто вы мой папа, а я ваш ребенок. У вас рука всегда очень теплая. И еще, когда вы помогаете мне надевать пижаму, я чувствую, что вы заботитесь обо мне. А вот с папой я этого не чувствую. Ему кажется, что если у него много денег и он покупает мне все, то, значит, он меня любит.
Шестилетняя девочка, невероятно озорная и обожающая всякие «неожиданности», постоянно просила в начале и в конце индивидуального занятия… бодаться с ней. Для этого нужно было сесть за шахматный стол, убрать фигуры, принять позу быка и, плотно столкнувшись лбами, толкать соперника – разумеется, лбом. У нас всегда было несколько раундов. Понятно, что я почти каждый раз проигрывал. Но иногда позволял себе и выиграть, чтобы девочке не было скучно. Очень уж она была азартна и не любила поддавки.
Как-то на очередном занятии я у нее поинтересовался: «Почему ты так любишь играть именно со мной в бодалки? У тебя ведь есть папа, и он тебя просто обожает. Если ты ему предложишь поиграть с тобой в эту игру, он будет счастлив!» Это было правдой: папа был без ума от девочки и не отказывал ей ни в чем.
Хотя истории этой ровно 10 лет, но до сих пор помню, как мгновенно изменилось выражение лица девочки! Исчезли и азарт, и счастливая улыбка, а сама она приняла обиженную позу. Ничего не понимая, я спросил: «Неужели папа не хочет с тобой играть?» Девочка опустила голову и совершенно отсутствующим голосом произнесла: «Ага, поиграешь с ним. Обижается, как ребенок (!), когда я у него выигрываю. Как будто я виновата, что моя голова крепче».
Думаю, эти истории очень наглядно демонстрируют, каким образом ребенок воспринимает слова и отношение к себе. Все эмоциональные выводы делаются на основе информации, воспринятой подсознанием или, иначе говоря, эмоционально-чувственной сферой.
Возвращаясь к теме общения, хочу заметить: очень важной составляющей для развития ЭИ является отсутствие односложных ответов и односложности нашего общения. Фразы в общении должны иметь минимальную длину. Но быть при этом не слишком затянутыми. Чересчур длинные и мудреные ответы тоже оказывают давление на сознание, перегружают его и не затрагивают эмоциональный канал.
А теперь, прежде чем перейти к практической части, немного потренируемся.
Произнесите слово «счастливый» и попробуйте отследить, много ли у вас возникло эмоций. А теперь попробуйте «я счастливый». Уверен, эмоций вы испытаете намного больше и наверняка слегка улыбнетесь. Давайте добавим еще одно слово и снова проследим за своими эмоциями: «Я сегодня счастливый». «Сегодня» добавляет конкретики и невольно усиливает испытываемые чувства и эмоции. Продолжим и добавим следующее слово: «Я сегодня очень счастлив». Думаю, даже на уровне тела вы ощутите совсем другие эмоции. А теперь представьте воздействие подобного общения с детьми. И у вас, и у ребенка будет совсем другое настроение, если, общаясь с ним, вы станете использовать именно такие эмоционально насыщенные, информативные предложения.
Ниже приведены фразы и на каждую даны три варианта ответных реплик. Ознакомьтесь с ними. Не торопитесь, постарайтесь вчувствоваться в каждый из вариантов.
1. Как вас зовут?
Михаил.
Я Михаил.
Меня зовут Михаил.
2. Как у вас дела?
Нормально.
Все хорошо.
Спасибо, все хорошо. А как у вас?
3. Рад вас видеть!
Спасибо.
Я тоже.
Я тоже рад вас видеть! Как поживаете?
4. Папа (мама), я получил пятерку (выиграл партию / занял первое место на соревнованиях)!
Хорошо.
Поздравляю! Молодец!
Поздравляю! Молодец! Я горжусь тобой!
5. На кого вы учились?
На психолога.
Я психолог.
Я учился на психолога.
6. Как прошла ваша поездка?
Нормально.
Я доволен.
Замечательно! Я получил огромное удовольствие!
7. Мама, ты приготовила обед?
Да.
Да, дорогой.
Да, сынок, сегодня у нас на обед…
8. Папа, а почему не все люди честные?
Не знаю.
Я не знаю, сынок.
Видишь ли, сынок, люди бывают разными. Многое зависит от воспитания, среды, в которой рос и формировался человек…
9. Мама, я тебя люблю!
Я тебя тоже.
И я тебя люблю!
Я тоже тебя очень люблю! (Произносится с мягкой улыбкой, нежным взглядом, обнимая ребенка и, например, теребя ему волосы.)
10. Папа, ты можешь мне помочь?
Сейчас нет.
Нет, я занят.
Извини, сынок, у меня сейчас срочные дела по работе. А потом я тебе с удовольствием помогу!
А теперь попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Какие эмоции вы испытали от каждого из этих ответов? Чем они отличались?
2. Какой вариант ответов был бы приятнее лично вам?
3. Какие эмоциональные выводы вы сделали после каждого из этих ответов?
4. При каких ответах вам хотелось бы продолжить общение с человеком?
5. Какой из ответов вы сочли бы уважительным по отношению к вам?
6. Какой тип ответов продемонстрировал интеллигентность и дружелюбие собеседника?
ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ
Придумайте 10 подобных ситуаций и смоделируйте возможные ответные реплики в трех вариантах. Эти ситуации постарайтесь обязательно использовать в общении с вашими детьми, друзьями, знакомыми, коллегами и расскажите о произведенном эффекте, а также о своих чувствах во время этого общения.
Глава 3. Как определить свою ведущую субличность? Каким образом ведущая субличность влияет на наше восприятие? Как это сказывается на общении?
Жизнь продолжает давать нам одни и те же уроки, пока мы их не усвоим.
Рэйчел ВудсВ психологии есть много различных направлений: гештальт-психология, психоанализ, гуманистическая психология, психодрама, трансактный анализ и много других. Каждое из них в той или иной степени влияет на развитие ЭИ, если, к примеру, человек посещает психотерапевта и проходит терапию. Развивает эмоциональный интеллект также самостоятельное изучение психологии. Любое из перечисленных направлений повышает эмоциональную осведомленность, позволяет лучше понимать себя и в конечном счете повышает эффективность взаимодействия с другими людьми.
Из всех направлений особенно эффективно влияет на развитие ЭИ трансактный анализ, создателем которого является известный американский психиатр Эрик Берн. Именно ярко выраженная схематичность трансактного анализа, а также четкое выделение трех главных субличностей позволяют развить наблюдательность, эмоциональную осведомленность, способность осознавать собственные реакции и легко определять свое состояние, что весьма благотворно (и в самые короткие сроки!) влияет на уровень эмоционального интеллекта. Вкратце суть трансактного анализа сводится к следующему. Эрик Берн выделил три эго-состояния, в которых находится человек в зависимости от собственного психологического состояния, жизненной ситуации и различных внешних обстоятельств:
1. Родитель.
2. Взрослый.
3. Ребенок.
Для каждого из этих трех эго-состояний характерны определенные реакции, которые влияют на восприятие и приводят к различной интерпретации событий. Можно сказать, что каждый человек способен воспринимать события и ситуации в трех ракурсах. Разберем подробнее эти три субличности.
Человек в позиции Родителя (в трансактном анализе все субличности принято писать с большой буквы) склонен:
– опекать,
– контролировать,
– заботиться,
– ограничивать,
– критиковать,
– морализировать,
– учить,
– находить и исправлять ошибки,
– запрещать,
– оценивать.
В позиции Взрослого человек склонен:
– анализировать,
– руководствоваться здравым смыслом и разумом,
– объективно оценивать ситуации,
– избегать оценок и критики,
– считаться с границами и личным пространством другого человека,
– выражая свое мнение, обязательно уточнять, что это только его мнение,
– уважать позицию другого человека и видеть в нем равного,
– контролировать, знать и понимать собственные эмоции,
– руководствоваться принципом «здесь и сейчас».
В позиции Ребенка человек склонен:
– испытывать эмоции,
– эмоционально реагировать,
– придумывать различные идеи,
– испытывать желания,
– зависеть,
– манипулировать,
– играть,
– обманывать и проявлять хитрость,
– получать удовольствие,
– радоваться,
– бояться,
– нарушать правила,
– творчески самовыражаться,
– заниматься самопрезентацией.
У большинства людей явно (и ярко) выражено одно эго-состояние, под влиянием которого он находится (и пребывает) большую часть времени. Это эго-состояние влияет на мировоззрение человека, на его реакции, интерпретацию событий, на отношение к людям и окружающему миру и, можно сказать, на стиль жизни. Разумеется, невозможно постоянно пребывать только в одном эго-состоянии: в определенных ситуациях человек способен переходить из одного эго-состояния в другое. Однако чаще всего главенствуют одна или две субличности. Обычно это Родитель и Ребенок. Для того чтобы активировать в себе позицию Взрослого, необходимы работа над собой, высокий уровень осознанности, эмоциональная грамотность, общая эрудиция и гармония внутри. И, конечно, зрелость. Настоящая зрелость, которая обычно сопровождается автономностью, независимостью, самодостаточностью, способностью принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Превалирующая субличность влияет на очень многие сферы в жизни человека. От нее зависит выбор друзей и круг общения, стиль воспитания детей и отношение к другим людям, самооценка и уверенность, способность уважать и считаться с другими людьми. Она также определяет характер, поведение, выбор профессии и способ получения удовольствия. Наконец, ведущая субличность влияет на восприятие и понимание слов, правил, различных понятий и ценностей. И если встречаются два человека, у которых выражены разные субличности, то между ними, чаще всего, происходит взаимное непонимание. По этой причине они не могут достичь согласия, их позиции сильно разнятся. Нередко на этой почве случаются конфликты.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги