Уже в детские годы, после того как его семья переехала в штат Монтана, Хаббард познакомился «с глубоко духовным наследием индейцев племени Черноногих26.
Благодаря завязавшейся дружбе с их шаманом он был удостоен необыкновенной чести стать кровным братом индейцев и посвящён в секреты племени, его знания о духе и его мудрость»27.
Будучи подростком, Рон дважды побывал в Азии, посетил буддистские монастыри в Тибете, познакомился с религиозным наследием различных восточных школ мудрости28.
К 19 годам Л. Рон Хаббард, путешествуя в Китай, Японию, другие страны Востока и южной части Тихого океана, проехал более 400 тысяч километров, близко познакомился с двадцатью одной народностью и их культурой29.
Опыт осмысления духовных и религиозных традиций разных народов дал возможность Л. Рону Хаббарду сформулировать обобщённое определение Высшей Реальности (Бога, Верховного Существа, Создателя) как стремления к бесконечности.
При этом в своих произведениях Л. Рон Хаббард подчёркивал, что его рассуждения о законах духовной жизни «написаны не для того, чтобы оспорить тот факт, что есть Верховное Существо или чтобы как-то принизить его»30.
Как утверждает Л. Рон Хаббард, в жизни есть восемь стремлений (стимулов, импульсов), которые он называет «динамиками существования». По мнению Л. Рона Хаббарда, эти динамики можно охарактеризовать следующим образом:
24 Лафайет Рон Хаббард (Lafayette Ronald Hubbard, 1911—1986) – американский писатель и философ, создатель Саентологии.
25 Об авторе / Л. Рон Хаббард. Чистое тело – ясный ум. Эффективная программа очищения. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 2006. – С. 281.
26 Черноногие (англ. Blackfoot) – индейский народ в США и Канаде, названы по цвету мокасин. Название произошло от словосочетания «сиксиканам» – чёрный и «окати» – нога, стопа. Язык – блэкфут – относится к алгонкинским языкам. Черноногие относятся к индейцам Великих равнин. Основное их занятие в прошлом – конная охота на бизонов, к которой они перешли, как и другие племена, после появления в Америке коней. Занимались также охотой, рыболовством, земледелием, выращивали табак. У черноногих были распространены культы духов-покровителей, «священных связей», демиурга Напи («Старика»). Основной ритуал – ежегодная пляска Солнца. В настоящее время живут в резервации Блэкфит в США, штат Монтана, и в пяти резервациях в Канаде, в провинции Альберта.
27 Об Л. Роне Хаббарде / Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 1999. – С. 1010.
28 См.: Об Л. Роне Хаббарде / Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 1999. – С. 1010—1011.
29 См.: Об авторе / Л. Рон Хаббард. Чистое тело – ясный ум. Эффективная программа очищения. Копенгаген: Издательство New Era Publication International ApS, 2006. – 281.
30 Л. Рон Хаббард. Саентология 8—8008. Копенгаген: New Era Publications International ApS, 2007. – С. 131.
Первая динамика – это динамика самого себя. Это стремление выжить в качестве индивидуума, быть индивидуумом. Эта динамика включает в себя тело и разум человека.
Вторая динамика – это творчество. Творчество – это создание чего-либо для будущего, и во вторую динамику входит любое творчество. Вторая динамика включает в себя семью и воспитание детей, а также всё, что может быть названо семейной жизнью. Она также, помимо всего прочего, включает в себя секс как механизм обеспечения будущего выживания.
Третья динамика – это выживание группы.
Четвёртая динамика – это выживание вида. Четвёртая динамика человека – это человеческий род.
Пятая динамика – это формы жизни (животный и растительный мир). Это усилие, направленное на то, чтобы выживали все формы жизни.
Шестая динамика – это физическая вселенная. Физическая вселенная состоит из четырёх частей. Это – материя, энергия, пространство и время. Шестая динамика – это стремление к выживанию физической вселенной, посредством и при помощи физической вселенной и её составных частей.
Седьмая динамика – это динамика духа, стремление к выживанию в качестве духовных существ или стремление к выживанию самой жизни. Всё духовное, обладающее или не обладающее индивидуальностью, входит в седьмую динамику. Она включает в себя бытийность человека, его способность творить, способность быть причиной выживания или выживать, способность разрушать или притворяться разрушенным. Седьмая динамика – это источник жизни. Седьмая динамика существует отдельно от физической вселенной и является источником самой жизни. Таким образом, здесь присутствует усилие, направленное на выживание источника жизни.
Восьмая динамика – это стремление к существованию в качестве БЕСКОНЕЧНОСТИ. Восьмую динамику часто называют Богом, Верховным Существом или Создателем, правильное название этой динамики «бесконечность». Она действительно включает в себя всеобщность всего. Вот почему, как сказал Л. Рон Хаббард, «только достигнув седьмой динамики и обретя её во всей её полноте, он (человек) откроет для себя истинную восьмую динамику»31.
Л. Рон Хаббард не ставил своей целью описать природу и свойства Бога. В Саентологии предполагается, что, по мере своего духовного роста, каждый человек приходит к своему собственному, всё более глубокому, пониманию всех восьми динамик, в том числе бесконечности и Бога, а также своей связи с Верховным Существом.
«Продвижение ввысь к выживанию на высших уровнях является также продвижением к Богу»32, – утверждает Саентологическая церковь.
Представление о Боге как о стремлении к существованию в качестве бесконечности даёт возможность Саентологии преодолеть свойственные религиозному сознанию противоречия между различными представлениями о Высшей Реальности, в том числе персоналистскими и инперсоналистскими концепциями Бога. В результате идеи Саентологии о Верховном Существе не вызывают отторжения ни в тех культурах, где преобладает вера в личностного Бога, ни в тех регионах, где привыкли воспринимать Высшую Реальность в качестве безличного Абсолюта.
«Верховое Существо» – название одной из Саентологических проповедей, вошедших в книгу «Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы» (Копенгаген: Издательство New Era Publication International ApS, 1999. – С. 154—155).
Саентологическая церковь твёрдо убеждена в реальности Верховного Существа, так как опыт (эмпирическое наблюдение) свидетельствует о следующих закономерностях:
– Все культуры в истории мира, за исключением полностью развращённых и угасающих, признавали существование Верховного Существа;
– Люди без сильной и устойчивой веры в Верховное Существо менее способны, менее этичны и представляют меньшую ценность для себя и для общества;
– Отказ от признания Верховного Существа в качестве реальности, тесно связанной с жизнью человека, превращает проституцию в идеальное поведение для женщины, измену и предательство – в самый высокий этический уровень, которого только может достичь мужчина, а уничтожение посредством вероломства, бомб и пушек – в высочайшую цель, которой только может добиться культура.
Саентологическая церковь утверждает, что «открытия Дианетики и Саентологии могут привести к возрождению в человеке какой-то части его веры в Божественное Существо и в то, что он сам обладает частью божественных качеств»33.
Представления о том, что есть Верховное Существо, и человек в качестве духовного существа обладает частью божественных качеств, можно считать важнейшими религиозными положениями Саентологии.
31 Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 1999. – С. 21—22.
32 Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 1999. – С. 155.
33 Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 1999. – С. 155.
Учение Саентологии о человеке, который является бессмертным духовным существом (тэтаном)
Саентология считает человека бессмертным духовным существом с природными возможностями, которые могут быть улучшены намного больше, чем обычно считается.
Если сформулировать представление саентологов о человеке в форме афоризма, то можно воспользоваться глубокой мыслью знаменитого католического богослова и философа Пьера Тейяра де Шардена34: «Мы – не человеческие существа, переживающие духовный опыт. Мы – духовные существа, переживающие человеческий опыт». С этими словами согласится каждый саентолог, и вот почему.
В отличие от традиционных для христианства и многих других религий представлений, что у человека есть душа и он представляет
34 Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) – французский теолог и философ, один из создателей теории ноосферы. Внёс огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и теологию; создал своего рода синтез христианского учения и теории космической эволюции. Исследователи отмечают в его работах необычное сочетание строго научного стиля изложения, чёткой логичности построений – и поразительных по своей поэтике и эмоциональному воздействию фрагментов, сравнимых с духовными гимнами великих христианских мистиков. В ряде стран (Франция, США, Нидерланды) существуют ассоциации, посвященные Тейяру де Шардену, выходит журнал, названный его именем.
собой единство души и тела, в саентологии утверждается, что человек является духовным существом (тэтаном35). То есть тэтан – это не что-то, что есть у человека, а он сам36.
Одна из ключевых идей Саентологии – представление о том, что человек жил до этой жизни и будет жить вновь.
После выхода в мае 1950 года книги Л. Рона Хаббарда «Дианетика: современная наука о разуме», большое распространение получила процедура одитинга37, призванного помочь человеку избавиться от прошлых потерь, неудач и травм, которые мешали раскрытию его полного потенциала.
Вывод о том, что у жизненной силы, или тэтана, есть свой собственный трак времени38, который не зависит от тела и простирается в прошлое на миллионы лет, был сделан Л. Роном Хаббардом в результате исследований, которые начались после многочисленных сообщений о том, что в ходе дианетического одитинга люди переживают инциденты, объяснимые лишь исходя из того, что существуют прошлые жизни.
В книге Л. Рона Хаббарда «Жили ли вы до этой жизни?» были собраны и проанализированы истории сорока одного человека, записанные в ходе эксперимента, проведённого в 1958 году, в котором научно исследовалась действительность прошлых жизней.
Один из случаев, который приводится в книге «Жили ли вы до этой жизни?», а также включён в текст проповеди на тему «Прошлые жизни», вошедшую в книгу «Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы», произошёл, когда маленькая пятилетняя девочка, «робея, в церкви призналась своему священнику, что она беспокоится о своём «муже и детях». Казалось, она не забыла их после того, как «ушла» из другой жизни пять лет назад.
Священник не послал тут же за парнями в белых халатах. Вместо этого он подробно расспросил девочку, которая была действительно обеспокоена.
Она сказала ему, что жила в деревне, и назвала своё прежнее имя. Она сказала, где было похоронено её прежнее тело, дала ему адрес мужа и детей, назвала их имена и попросила его съездить туда и узнать, в порядке ли они.
Священник отправился в дорогу. К своему большому изумлению, он нашёл могилу, он нашёл мужа и детей и узнал все последние новости.
В следующее воскресенье он рассказал маленькой пятилетней девочке, что все дети здоровы, что муж женился вновь и счастлив в браке, а за могилой хорошо ухаживают.
Она была совершенно удовлетворена и горячо благодарила священника – а в следующее воскресенье не смогла ничего об этом вспомнить!«39
35 Термин введён Л. Роном Хаббардом, который он обозначил греческой буквой тэта (Θ) «источник жизни и саму жизнь, мысль». Тэтан (англ. Thetan) – саентологический термин, подразумевающий непосредственно личность, духовное существо. Это не разум и не тело, а тот, кто осознаёт, что он осознаёт, то есть индивидуальность, которой является сам человек. Родственен понятиям дух, душа в других религиях.
36 Аналогичные представления свойственны многим восточным религиям (индуизму, джайнизму и др.), учащим, что подлинная мудрость заключается в том, чтобы не отождествлять себя со своим телом, а видеть в человеке духовное существо, переживающее множество рождений. Так, в одной из священных для последователей индуизма книг сказано: «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» («Бхагават-гита» 2.22).
38 Трак времени – саентологическое понятие, означающее непрерывную запись текущего момента, воспринимаемого всеми органами чувств, ведущуюся на протяжении всего существования человека.
39 Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы. Копенгаген: Издательство NewEraPublicationsInternationalApS, 1999. – С. 291.
Как отмечается в тексте проповеди на тему «Прошлые жизни», вошедшую в книгу «Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы», «если мы посмотрим на детей в свете нашего знания о прошлых жизнях, это заставит нас пересмотреть наши оценки причин поведения детей. Очевидно, что новорождённый ребёнок только что умер как взрослый. Следовательно, он в течение нескольких лет склонен к фантазиям и страхам и нуждается в огромной любви и защите, чтобы для него возродилась перспектива жизни, с которой этот ребёнок сможет жить»40.
В книге «Жили ли вы до этой жизни?» Л. Рон Хаббард, в частности, высказывает мнение, что в своих прошлых жизнях некоторые люди также бывали животными, и, возможно, некоторые животные были людьми. Так, зарегистрированы случаи преклиров, состояние которых улучшалось после того, как одитор «стирал» их прошлую жизнь в качестве собаки или другого животного (в одном таком случае девушка выздоровела, когда полностью «стёрли» её жизнь, в которой она была львом, съевшим своего смотрителя).
В лекциях итогового курса «Саентология: Первая веха» (Вичита, Канзас, 3—10 марта 1952 г.) Л. Рон Хаббард выдвинул ряд идей, раскрывающих его представления о тэтане и ввёл несколько понятий, характеризующих различные явления в мире тэты: «основное тело (масса) тэты», тэта—разум, тэта—тело, тэта—индивидуум, тэта— Земли41.
Прежде всего, вне времени и пространства существует «основное тело (масса) тэты», от которой в некий момент времени отделяются частицы тэты, обретающие индивидуальность и обладающие потенциальной способностью оживлять материю и энергию в пространстве и времени42.
Обращаясь к одиторам, которые составляли аудиторию лекционного курса, Л. Рон Хаббард предупредил их о некоторых необычных с точки зрения обыденного сознания явлениях.
Так, в ходе одитинга может выявиться, что «одно тэта-тело43 может контролировать несколько индивидуумов»44. В частности, «линия тела может продолжиться в виде двух тел. Вы могли бы проследить чью-то историю назад и обнаружить, что в одно и то же время он жил дважды. Вы можете обнаружить, что в прошлом он жил дважды на протяжении одного и того же временного промежутка. Но что ещё более важно, что ещё более важно для вас как для одитора, вы можете обнаружить, что ваш преклир живёт в четырёх, или шести, или десяти сущностях прямо в данный момент в этой вселенной»45.
Как показали наблюдения, сделанные в ходе одитинга, «первоначальная линия тэта-тела… развивается… и в этой жизни
40 Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 1999. – С. 292.
41 См.: Л. Рон Хаббард. Саентология: Первая веха. Лекции итогового курса (Вичита, Канзас, 3—10 марта 1952 г.). Тексты лекций 12—22. ЛосАнджелес: GoldenEraProductions, 2004. – Основное тело (масса) тэты – С. 690; тэта- разум – С. 673; тэта-тело – С. 708; тэта-индивидуум – С. 715; тэта-Земли – С. 715.
42 См.: Линии тэты. Лекция, прочитанная 10 марта 1952 года / Л. Рон Хаббард. Саентология: Первая веха. Лекции итогового курса (Вичита, Канзас, 3—10 марта 1952 г.). Тексты лекций 12—22. ЛосАнджелес: Golde- nEraProductions, 2004. – С. 690—691.
43 Тэта-тело: индивидуальная тэта-личность.
44 История линии тэты. Лекция, прочитанная 10 марта 1952 года / Л. Рон Хаббард. Саентология: Первая веха. Лекции итогового курса (Вичита, Канзас, 3—10 марта 1952 г.). Тексты лекций 12—22. Лос-Анджелес: Golden Era Productions, 2004. – С. 698.
45 История линии тэты. Лекция, прочитанная 10 марта 1952 года / Л. Рон Хаббард. Саентология: Первая веха. Лекции итогового курса (Вичита, Канзас, 3—10 марта 1952 г.). Тексты лекций 12—22. Лос-Анджелес: Golden Era Productions, 2004. – С. 699.
это одна линия. И затем в какой-то другой жизни она разделяется на три или четыре. А затем эти три или четыре линии вновь собираются воедино и становятся только одной индивидуальностью»46.
В лекциях Филадельфийского докторского курса, прочитанных в 1952 году, Л. Рон Хаббард выдвинул идею о том, что на одном из наиболее высоких уровней духовного развития, которых может достичь тэтан с помощью Саентологии – уровне «оперирующего тэтана»47, человек достигает состояния «бога» (с маленькой буквы). Оперирующий тэтан способен быть независимым от тела, «тело не управляет им, это он управляет телом», подчеркнул Л. Рон Хаббард. А в случае, если тело оперирующего тэтана по каким-то причинам «разбито в лепёшку», он в состоянии совершенно осознано взять другое тело.
«Какова дефиниция слова «бог»? – задаёт вопрос слушателям Л. Рон Хаббард в ходе лекции Филадельфийского докторского курса «Игры и цели», и сам даёт на него ответ. – Это бессмертное существо. С незапамятных времён в нашем языке слово «бог» означало бессмертное существо. Бессмертные существа – это боги»48.
46 История линии тэты. Лекция, прочитанная 10 марта 1952 года / Л. Рон Хаббард. Саентология: Первая веха. Лекции итогового курса (Вичи- та, Канзас, 3—10 марта 1952 г.). Тексты лекций 12—22. Лос-Анджелес: Golden Era Productions, 2004. – С. 699. Данная мысль не встречается в более поздних работах Л. Рон Хаббарда, однако она важна для иллюстрации того вывода, что представления Саентологии о прошлых жизнях существенно отличаются от учений о реинкарнации других религий.
47 «Оперирующий тэтан» (ОТ) – саентологический термин, означает тэтана, который способен контролировать материю, энергию, пространство и время, а не пребывать под их контролем.
48 Из лекции Филадельфийского докторского курса «Игры и цели» (прочитана 12 декабря 1952 г.) / Л. Рон Хаббард. Филадельфийский докторский курс. В 4-х томах. Лос-Анджелес: Golden Era Productions. – Том 3. Лекция «Игры и цели». – С. 103—104.
В лекции Филадельфийского докторского курса «Стандартная рабочая процедура: пространствование, шаг ІІІ, процессинг потоков», прочитанной 16 декабря 1952 года, Л. Рон Хаббард упоминает о тэтанах, которые оказались не в состоянии получить новое тело и стали своего рода призраками и приведениями, причём называет спиритуализм чрезвычайно опасным и разрушительным, «потому что ритуалы, применяемые в спиритуализме, таковы, что если бы кто-то когда-то и вступил в контакт с духом, то это был бы такой дух, который стал бы как сумасшедший пытаться угробить этого человека. Это был бы такой дух, который пытался бы заполучить тело».
Л. Рон Хаббард излагает своё понимание причин, в результате которых тэтан попадает в своего рода «ловушку» и не в состоянии преодолеть зависимость от тела, осознать себя в качестве бессмертного существа, обладающего богоподобными качествами. Он даёт одиторам рекомендацию – «вы должны предоставить тэтану цели, причём эти цели должны быть лучше тех, которые он мог бы иметь, будучимэст-телом49, потому что он не согласится с порочной или дурной целью. Он действительно не согласится. Она ему будет неинтересна».
Л. Рон Хаббард упоминает о тэтанах, превратившихся в святых-покровителей той или иной местности (например, леса, его животных и птиц), о храмах, которые находились под контролем тэтанов, производивших мгновенные исцеления. Вместе с тем в этой лекции50, как и в целом в трудах Л. Рона Хаббарда, не содержится специального исследования религии как глобального явления и систематического анализа основных теологических категорий, таких как Бог, бессмертие, спасение души и другие.
49 В Саентологии для обозначения материальной вселенной используется аббревиатура МЭСТ, которая образована из начальных букв следующих английских слов: matter (материя), energy (энергия), space (пространство), time (время).
По убеждению самого Л. Рона Хаббарда, знание, которое уже обрели саентологи о тэтане, «…ни в коем случае не является чем-то абсолютным и никоим образом не является чем-то статичным, чем- то неизменным. Тут может появиться больше данных. И поэтому сейчас я дам вам то, что является работающим, и дам вам это с полным пониманием того, что это может измениться, улучшиться, поскольку количество изученных кейсов51 продолжает расти»52.
Представляет интерес вопрос о соотношении учения Саентологии о тэтане как бессмертном духовном существе и представлений индуизма и многих других религий о реинкарнации53.
50 См.: Лекция Филадельфийского докторского курса «Стандартная рабочая процедура: пространствование, шаг ІІІ, процессинг потоков» (прочитана 16 декабря 1952 г.) / Л. Рон Хаббард. Филадельфийский докторский курс. В 4-х томах. Лос-Анджелес: Golden Era Productions, 2005. – Том 3. Лекция «СРП: пространствование, шаг ІІІ, процессинг потоков». – С. 376—393. Стандартная рабочая процедура – последовательность из семи шагов одитинга. Цель процедуры – создание тэта-клира (Л. Рон Хаббард. Саентология 8—8008. Копенгаген: New Era Publication International ApS, 2007 – с. 356).
51 Кейс (от английского слова «сase» – «случай, пациент») в Саентологии – общий термин, обозначающий человека, с которым работают или которому помогают в ходе одитинга.
52 Основные инциденты на линии тэты. Лекция, прочитанная 10 марта 1952 года / Л. Рон Хаббард. Саентология: Первая веха. Лекции итогового курса (Вичита, Канзас, 3—10 марта 1952 г.). Тексты лекций 12—22. Лос-Анджелес: Golden Era Productions, 2004. – С. 713.
53 Реинкарнация, переселение душ (лат. re, «снова» + in, «в» + caro/carnis, «плоть», «перевоплощение»), метемпсихоз (греч. «переселение душ») – религиозно-философская доктрина, согласно которой бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях – только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое.
Вера в переселение душ (идея реинкарнации) представляет собой очень древнее явление, широко распространённое в различных культурах, религиях и цивилизациях.
Одна из наиболее ранних форм представлений о переселении душ связана с тотемизмом54. У некоторых народов (эскимосов, североамериканских индейцев) считалось, что в ребёнка входит душа деда или иного покойного представителя той же родовой группы55.
54 Тотем (на языке североамериканских индейцев оджибве «ототем», буквально – его род), в первобытных верованиях – природный объект (животное, растение, неодушевлённый предмет), находящийся в родстве с определённой группой людей. Тотемизм (от «тотем») – комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами – видами животных и растений (реже – явлениями природы и неодушевлёнными предметами). Тотем (чаще всего вид животных) – предмет религиозного почитания группы, носящей его имя, обычно родовой общины, членам которой запрещается охотиться на тотема, убивать его и употреблять в пищу, а также вступать в брак между собой (экзогамия). Тотемная группа считает себя связанной с тотемом общим происхождением от мифических предков – полулюдей-полуживотных или полурастений – и видит в нём покровителя и подателя жизненных благ. Отсюда магические обряды размножения тотема – ритуальное поедание его мяса (в обычных условиях запрещённого), рассказывание мифов, пляски маскированных танцоров, подражающих тотему.
55 См.: Мифы народов мира. В 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т.1. С.415
Доктрина реинкарнации является центральной в индуизме, джайнизме и сикхизме. Согласно индуистским представлениям, душа жизнь за жизнью принимает различные тела – лучшие или худшие – в зависимости от её деяний в предыдущих воплощениях.
Для сторонников восточных вероучений учение о реинкарнации имеет важный духовно-нравственный смысл, из него вытекает, что благочестивое, высоко моральное поведение позволяет индивиду прогрессировать из жизни в жизнь. Более того, сама по себе реинкарнация выступает ярким свидетельством сострадания Бога по отношению к живым существам. В процессе реинкарнации каждый раз душе в её новом воплощении предоставляется ещё одна возможность для исправления и совершенствования. Прогрессируя таким образом, душа может очиститься настолько, что, наконец, вырвется из круговорота перерождений и, безгрешная, достигнет освобождения.