40
Святитель Василий Великий (IV в. по Р.Х.) полагал, что Дух Божий изображается «по подобию птицы, насиживающей яйца и сообщающей нагреваемому какую-то живительную силу». – Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев.
41
Слово заключает в себе информацию, и творение словом предполагает сначала создание информационного образа предмета, на основе которого предмет затем воплощается материально. Достижения современной науки доказали, что информация действительно предшествует развитию организмов. В первооснове развития и функционирования живых организмов лежит генетическая программа, которая хранится в закодированном виде в особых молекулах, находящихся в ядре клетки в составе хромосом.
42
Ср. слова псалма: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс 32:9).
43
Одобрение Бога получает не тьма хаоса, а только свет – ср. слова апостола Иоанна Богослова: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин 1:5).
44
Счет от вечера соответствует древнейшему исчислению времени суток, связанному с пастушеским образом жизни, когда трудовая жизнь начиналась с заходом солнца. Эта традиция перешла в христианскую богослужебную практику – круг суточного богослужения начинается с вечера.
45
См. также Быт 2:4; Исх 10:6; Лев 7:35–36; Чис 7:10,84; Втор 9:24; 31:17–18; 32:7, где слово «день» употребляется в более широком смысле, как некий хронологический период.
46
Этот отрывок отражает представления древних, что в мироздании существуют нижние воды (источники и моря) и верхние воды, откуда льется дождь.
47
Множественное «Мы» из этого стиха понимается по-разному (ср. также Быт 3:22; 11:7; Ис 6:8). Некоторые комментаторы полагают, что множественное число подчеркивает здесь величие Бога. Другиеобращают внимание на то, что Ветхий Завет упоминает о «сынах Божьих», которые «предстают пред Господом» (Иов 1:6; 2:1) и «восклицают от радости» при сотворении мира (Иов 38:7), а также о «воинстве небесном» – духах, с которыми совещается Господь (3 Цар 22:19–22). Поэтому «Мы» может и здесь пониматься как относящееся к Богу и сонму окружающих Его небесных существ. В христианской традиции «Мы» в Быт 1:26 нередко понимается как указание на Лица Святой Троицы.
48
Грилихес Л., прот. Шестоднев в контексте Священного Писания // Доклад на VII Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и предание Церкви» – http://theolcom.ru/bible-church-conference/28-papers.
49
Еврейское слово «образ» («целем») обозначает статуи, изображения, часто – изваяния божеств (например, 4 Цар 11:18). Таким образом, согласно книге Бытия, человек есть как бы живое изображение Бога.
50
«В общем и целом святые отцы согласны в том, что образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства. Бог есть абсолютный разум, человек тоже есть существо разумное. Бог существо духовное – человек также имеет в себе духовную составляющую – душу. Бог вечен, отражением вечности в человеке является бессмертие. Бог является Творцом – человек также обладает творческими способностями, хотя в отличии от Бога творит не из ничего, а из подручного материала… Главное отличие человеческой души от душ животных заключается в том, что человеческая душа способна существовать без тела. Будучи соединена с телом в единую ипостась, она, тем не менее, обладает свободой по отношению к собственному телу, имеет свою особую, отличную от жизни тела жизнь». – Давыденков О., прот. Догматическое богословие.
51
В современном богословии особо акцентируется, что образ Божий в человеке заключается в том, что человек есть личностное существо (не «что», а «кто»); именно благодаря этому человек может познавать Бога и общаться с Ним. См. также: Чурсанов С. А. Лицом к лицу: Понятие личности в православном богословии XX века. М.: ПСТГУ, 2008.
52
Ср. также слова псалма: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс 8:5–7; ср. также Евр 2:6–10).
53
Ср. комментарий святителя Василия Великого: «Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему». – Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев.
54
Мень А., прот. Исагогика. Ветхий Завет.
55
Само название этого дня – «суббота» (евр. «шаббат»), по-видимому, связано с глаголом «шават» («пребывать в покое»), который фигурирует в Быт 2:2–3 – Бытие / Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского. С. 17.
56
Ср., к примеру, Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев.
57
По своему жанру Шестоднев относится к библейской поэзии, он напоминает богослужебный гимн. Священный автор использует семь рефренов (повторяющихся фраз): 1) «И сказал Бог». 2) «Да будет». 3) «И стало так». 4) Пояснение. 5) «И увидел Бог». 6) «И назвал Бог». 7) «И был вечер…».
58
Значком * отмечены представления, встречающиеся только в некоторых мифологических системах. Сделанный в таблице ознакомительный обзор языческих мифологических систем является очень обобщенным, рассматривающим главные черты отдельных мифологий без учета их специфических характеристик.
59
В XIX веке была сформулирована так называемая «документальная гипотеза», согласно которой в основе Пятикнижия лежат четыре письменных источника. Эта гипотеза позволяет объяснить наличие повторов и нескольких рассказов об одном и том же событии с различающимися подробностями (ср. Быт 1-2:3 и 2:4-25; 12:10-20 и 20:1-18). Для удобства ученые обозначили каждый из этих источников одной из букв латинского алфавита: 1) J («Яхвист»): первый документ, в котором по отношению к Богу используется имя Яхве (русский перевод «Господь»); 2) Е («Элогист»): второй документ, в котором Бог именуется еврейским словом «Элогим» («Бог»); 3) Р («Священнический»/ «Жреческий», от слова priest): третий документ, в котором содержится большинство законодательных разделов и уделяется значительное внимание вопросам, важным для левитов; 4) D («Девтерономист»): четвертый документ, лежащий в основе Книги Второзакония. Современные версии документальной гипотезы см. Фридман Р. Как создавалась Библия.
60
Библейские тексты пронизаны игрой слов, и авторы относятся к созвучию слов очень серьезно. «Создавая человека (евр. адáм), Бог делает его из земли (евр. адамá)… Игра слов зачастую несет какой-то значимый намек. Так, созвучие адáм-адáма в Быт 2:7 указывает, с одной стороны, на предназначение человека (обрабатывать землю; Быт 3:23), с другой – на его судьбу (вернуться в землю; Быт 3:19)» – Бытие / Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского. С. 7.
61
Слова «Бог вдунул дыхание» представляют собой пример так называемых антропоморфизмов Священного Писания, то есть описания Бога в тех же категориях, что и человека. К примеру, «и посмотрел Бог», «покрыл Бог рукою Своею» или «дошел глас их до ушей Моих». Антропоморфизмы представляют собой характерную особенность языка библейских времен; они имеют условный характер. Употребление антропоморфизмов ярко показывает, что Бог есть не абстрактная безличная сила, но Личность; Бог обладает волей и в высшей степени не безразличен к происходящему с человеком и миром. См. также: Десницкий А.С. Может ли Бог раскаяться? // «Фома». Вып 1, 2015.
62
Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Письмо 106.
63
В шумерской клинописи один и тот же знак передает два понятия: жизнь и ребро. «…Глубокий смысл, выражаемый словом “цела” [ребро], состоит в том, что женщина есть равноценная и равнозначная по своему достоинству половина человеческого рода. Это – основная истина, которую раскрывает нам Откровение». – Иванов Н., прот. И сказал Бог… Толкование первых глав книги Бытия (главы 1-5). С. 258.
64
«…кость от кости… плоть от плоти…» – образные выражения, обозначающие в Библии родство или верность (Быт 29:14; Суд 9:2; 2 Цар 5:1). Здесь эти выражения обретают буквальный смысл.
65
Кашкин А.С. Общее введение в Священное Писание Ветхого Завета. Пятикнижие. С. 151.
66
Интересно, что в Септуагинте имя жены Адама переведено на греческий, и она именуется ζωή («зои»), «жизнь».
67
Мень А., прот. Исагогика. Ветхий Завет. Ср. Ис 41:18-19.
68
В Синодальном переводе «Едем». В Месопотамии была равнина Эдину, где позднее возникло царство Бет-Эдину. Равнина располагалась между Харраном и Ниневией. Упоминание Тигра и Евфрата также связывает Эдем с Двуречьем.
69
Две реки (Тигр и Евфрат) проходят по Месопотамии; третья (Гихон) – по Эфиопии (Кушу); четвертая (Фисон) прокладывает себе путь по загадочной стране Хавила, богатой драгоценностями.
70
«Древо жизни, плоды которого служили “пищей бессмертия”, символизировало единство Бога и человека, благодаря которому последний становился причастником вечной жизни. Человеческая природа сама по себе не обладала бессмертием; она могла жить лишь с помощью Божественной благодати, источником которой является Бог. В своем существовании она не автономна и может реализовать себя, лишь находясь в единстве с Богом и в причастии к Нему. Поэтому символ древа жизни выступает не только в первых главах книги Бытие. Он находит продолжение в другом древе – «древе крестном», плоды которого – Тело и Кровь Иисуса Христа – становятся для христиан новой “пищей бессмертия” и источником вечной жизни». – Иванов М.С. Грех первородный // Православная энциклопедия. Т. 12. С. 345–355.
71
Можно утверждать, что рай представлял собой и конкретное место на земле, и в то же время духовное состояние человека. См. комментарий святого Иоанна Дамаскина: «Рай некоторые представляли чувственно, а другие духовно. Но мне кажется, что как человек создан был чувственным и вместе духовным, так и священнейший храм его был и чувственным и вместе духовным. Телом человек водворялся в Божественной и прекрасной стране, а душой жил в несравненно высшем и прекраснейшем месте и имел своим домом и светлой ризой Бога». – Иоанн Дамаскин, свт. Точное изложение православной веры. II. 2.
72
«Способность различать то, что приближает к Богу, и то, что удаляет от Него, что угодно Богу и что нет, эта способность у Адама до грехопадения была. Сам Бог научал первых людей различению добра и зла. В частности, перед сотворением жены Господь сказал: “Нехорошо быть человеку одному”. Эти слова представляют собой глубокое определение того, что есть зло – одиночество, самоизоляция, замкнутость на самом себе, отсутствие общения». – Давыденков О., прот. Догматическое богословие.
73
«Запрет вкушать его плоды может вызвать недоумение, поскольку все, что сотворил Бог, “хорошо весьма” (Быт 1:31). Соответственно “хорошим” было и древо познания, плоды которого не содержали в себе ничего пагубного для человека… О каком запрете в таком случае идет речь? Ответить на этот вопрос помогает древнеевр. глагол “познавать” (ידע), нередко имеющий значения “владеть”, “уметь”, “обладать” (ср.: “Адам познал (ידע) Еву, жену свою; и она зачала…” – Быт 4:1). Заповедь запрещала не познание мира, а самочинное обладание им, достигаемое путем вкушения запретных плодов, что приводило к узурпации человеком власти над миром, независимой от Бога». – Иванов М.С. Грех первородный // Православная энциклопедия. Т. 12. С. 345–355.
74
См. смыслово важный и интересный комментарий святителя Иоанна Златоуста: «Писание назвало это дерево деревом познания добра и зла. Знаю это и я. Если постараешься узнать особенности божественнаго Писания, то поймешь, почему оно дало этому дереву такое название. Так названо оно не потому, что сообщало такое познание; но так как у него совершилось преступление заповеди и от него потом уже явилось познание греха и стыд, поэтому оно так названо. Божественное Писание имеет обычай по совершившимся событиям называть те места, где эти события случились. Потому божественное Писание назвало это дерево деревом познания добра и зла, что у него должно было совершиться преступление и(ли) соблюдение заповеди. Не то, чтобы человек дотоле не знал, что добро и что зло… у него [дерева] было, так сказать, упражнение в послушании или непослушании». – Иоанн Златоуст, свт. Беседа XVI. О падении первозданных. VI.
75
Библейская энциклопедия Брокгауза.
76
Мень А., прот. Исагогика. Ветхий Завет.
77
Кашкин А.С. Общее введение в Священное Писание Ветхого Завета. Пятикнижие. С. 151.
78
Змей на древнем Ближнем Востоке нередко был олицетворением мудрости (ср. евангельское «будьте мудры, как змии» – Мф 10:16), могущества (ср. изображение золотой змеи на головном уборе египетских фараонов), но также и воплощением зла (сравнение нечестивцев с ядовитыми змеями в Пс 57:5).
79
Книга Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис) прямо отождествляет дракона со змеем: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Откр 12:9).
80
Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия.
81
Кашкин А.С. Общее введение в Священное Писание Ветхого Завета. Пятикнижие. С. 153.
82
См. комментарий святителя Иоанна Златоуста: «Велика безпечность и мужа. Хотя (предлагавшая плод) была и одной с ним природы, и жена его, но ему, как живо помнившему заповедь Божию, нужно было предпочесть ее неуместному желанию жены, не принимать участия в преступлении, для кратковременного удовольствия не лишать себя стольких благ и не оскорблять такого Благодетеля, Который явил ему столько любви и даровал такую безболезненную и безбедную жизнь. Разве не позволено было тебе в избытке наслаждаться всеми другими плодами райскими? Зачем же и ты не захотел соблюсти такую легкую заповедь?» – Иоанн Златоуст, свт. Беседа XVI. О падении первозданных. IV.
83
См. раскрытие этой мысли в 3-й книге Ездры: «С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое» (3 Езд 3:21).
84
Очень важно отметить особенности словоупотребления в еврейском оригинале книги Бытия. «Нагота людей и хитрость змея, упомянутые в этих стихах, играют важную роль в дальнейшем развитии событий. По-еврейски перед нами игра слов: арум (“хитрый”) – аром (“нагой”)». – Бытие / Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского. В Быт 2:25, когда говорилось о наготе людей в раю, «употреблено еврейское слово עָרוֹם (аром), которое обычно обозначает непостыдную наготу. В таком виде рождаются младенцы (Иов 1:21 и Еккл 5:14)… маленький ребенок не знает стеснения, потому что ему нечего скрывать, особенно перед своей матерью». А в Быт 3:7 «стоит слово עֵירםֹ (эйром). Это не “нагой”, а именно что “позорно голый”: так выглядят угнанные в рабство пленники (Втор 28:48) или женщины, с которых насильно срывают одежду (Иез 16:39). Невинная нагота младенчества сменилась мучительной неодетостью подростка, который сам стесняется собственного тела и старательно прячет его от других. По сути дела, это история о том, как невинно-нагие (аром) люди захотели стать хитрыми (арум), а в результате обнаружили, что они голые (эйром)». – Десницкий А.С. Нагие и голые.
85
«Человек, совершивший грех, не может больше выходить навстречу Богу радостно и открыто, он прячется за других людей, чужие слова, поступки и обстоятельства жизни, как прячет он свое тело за одеждой. Вместо правды приходят оправдания. Собственно, вся остальная Библия – рассказ о том, как трудно и мучительно возвращалось человечество от этих оправданий к утраченной правде, как заново училось оно “наготе перед Богом”, когда ты не пытаешься кого-то из себя изобразить, а остаешься в Его присутствии тем, кто ты на самом деле есть». – Десницкий А.С. Нагие и голые.
86
«В библейской науке обычно отмечается, что тема рая, кроме Быт 2-3, почти отсутствует в Ветхом Завете. Только в одном пророчестве Иезекииля (Иез 28:13-14) процветание Финикии сравнивается с “садом Божиим” в Едеме. Однако наличие в скинии и Храме семисвечника, сделанного в форме священного Древа, показывает, что оно всегда занимало важное место в вероучении Ветхого Завета (в последние века перед Р.Х. семисвечник-древо становится важнейшей эмблемой Израиля)». – Мень А., прот. Исагогика. Ветхий Завет.
87
Обращает на себя внимание, что буквально говорится о «семени женщины» (это выражение было бы более естественным по отношению к мужчине) – возможно, предполагается сверхъестественное происхождение этого Человека. Это исполнилось во Иисусе Христе, Который воплотится от Святого Духа и Девы Марии (Мф 1:20–23).
88
«У язычников жертва имела три значения: а) “кормление” Бога, задабривание Его, б) желание вступить с божеством в союз, обрести с ним единство через общую трапезу, на которой божество незримо присутствует, в) исповедание перед божеством своей зависимости от него. Библия сурово осуждает первый мотив (см. Пс 49:7–15), но признает и освящает два последних. Второй особенно важен и объясняет, почему Евхаристия сохраняет жертвенную символику». – Мень А., прот. Исагогика. Ветхий Завет.
89
Ср. интерпретацию этого эпизода в Послании к евреям: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» (Евр 11:4). Это первое в Библии указание на то, что соблюдение религиозных обрядов будет бесплодным без внутреннего стремления к Богу и нравственной чистоты (ср. Ис 1:10).
90
Авель стал прообразом страдающего праведника (Мф 23:35), что указывает на трагичность истории падшего человечества: праведник в этой жизни чаще других испытывает на себе силу зла.
91
В русском языке существует выражение «Каинова печать».
92
У Ламеха было уже две жены: Ада и Цилла (Быт 4:19).
93
Таким образом, среди потомков Каина в основе нравственных устоев лежит не повиновение воле Бога, а боязнь человеческого отмщения.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги