Законы римской империи покровительствовали кладбищам и усыпальницам без различия религии и национальности. Место погребения умершего считалось неприкосновенным, поэтому христиане собирались для богослужения на кладбищах, как местах безопасных. Здесь же они строили храмы и часовни.
Катакомбы – это особый вид кладбищ в подземелье. Катакомбы ископаны первыми христианами с целью иметь в них убежище во время гонений, хоронить в них умерших братий по вере и совершать богослужение.
В первые три века гонения на христиан не были постоянны и непрерывны. Временами Церковь пользовалась покоем, и тогда начиналось бурное строительство храмов. В начале III века в одном Риме было до 40 храмов. В каждом городе были построены обширные храмы, но в 303 году, во время жесточайшего гонения Диоклетиана, они были разрушены, в том числе и знаменитый Никомидийский храм.
В такое тревожное время Церковь не могла иметь постоянного места для совершения таинства Евхаристии, потому что во время гонений все храмы и молитвенные дома христиан разрушали, уничтожали. Освященный Престол для совершения Таинства Евхаристии невозможно было каждый раз переносить на новое место, поэтому Церковь стала употреблять антиминс, который сохранился до наших дней. Антиминс находится на престоле, но не прикреплен к нему. Он может быть перенесен в любое место, и там, где есть антиминс, может совершаться Божественная Литургия.
Антиминс – это четырехугольный шелковый плат, на котором посредине изображено Положение Иисуса Христа во гроб. По углам его изображены четыре евангелиста и между ними – с правой и левой стороны – орудия страдания Спасителя (терновый венец, копие, губка, столб бичевания, гвозди, молоток и др.).
Вверху у антиминса между евангелистами – надпись-объяснение слова «антиминс». Это слово греческое и в переводе на наш язык означает «священная трапеза, стол». Эта надпись объясняет, для какой цели он освящен, т. е. ради совершения на нем Божественной Литургии. Внизу антиминса написано: когда, для какого храма и каким архиереем он освящен, с подписью архиерея. С обратной стороны антиминса пришивается мешочек с частицей или частицами святых мощей в воспоминание тех времен, когда христиане совершали Таинство святой Евхаристии на гробах святых мучеников.
Первые века христианства
Ярко над миром заря занималась,В верность спускалась великая ночь.Вера Христова везде появлялась,Свет ее гнал тьму язычества прочь.Свет поучений Христовых смиренноВсюду являлся и тьму прогонял,Многие шли за Христом дерзновенно,Численный быстро состав возрастал.Но слуг Христовых евреи теснили,Не было пыткам и казням конца, —Против них также язычники были,Силясь стереть их с земного лица.Храмы и горницы их разрушали,Все, что священное, – яростно жгли.В тюрьмы за имя Христово сажали,Всюду на смертные пытки влекли,В шкурах звериных, зашитых с уменьем,В парках их жгли, обливая смолой,В цирках бросали зверям на съеденье,Пред кровожадной, веселой толпой.Кожу из спин вырезали ремнями,Резали уши, носы, языки…Их на крестах распинали рядами,И в безоружных вонзали штыки.Палец за пальцем у многих рубили,Медленным страшным пытали огнем,Палкой, усеянной гвоздями, билиИ зарывали в могилу живьем.Их деревянной пилили пилою,Долго держали в воде ключевой,Женщин водили нагих пред толпою,В масле варили в посуде большой.Не разбирали ни пола, ни званья,Был безразличен и возраст людей,Женщины, девы несли истязанья…Мучили зверски малюток-детей.Всё христиане сносили с терпеньем:Были счастливы страдать за Христа!Кротостью всех поражали, смиреньем,Дух укрепляла в них сила креста.Славили Бога своими сердцамиШли им на смену за веру борцы.В ужасе были мучители сами…Многие приняли те же венцы!Разновидности литургий
И только в IV веке, когда греческий император сам принял христианство и прекратил гонение на христиан, только тогда появилась возможность установить единый чин Божественной Литургии для всех церквей.
Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, по внушению святого Луки упорядочил (привел в строгий порядок) Литургию устной формы, написав чин Божественной литургии, единый для всех церквей. В основу этой литургии он положил апостольскую литургию Иакова, брата Господня, лишь несколько сократив ее.
Святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, ввиду человеческой немощи, еще более сократил чин этой литургии.
Литургия Иоанна Златоуста отличается от литургии Василия Великого тем, что в ней сокращены молитвы, которые священник читает тайно. Кроме того, священник про себя произносит слова: «Даде святым Своим учеником и апостолом, рек» перед возгласами: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…». Вместо «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» на литургии Иоанна Златоуста поется «Достойно есть, яко воистину».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Общественная
2
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (прим. ред.).
3
Камень.
4
Соборование.
5
Находит.
6
От священника.
7
Книга написана в конце XX века (прим. ред.).
8
Пища и питие.
9
Причащать и причащаться.
10
Причастники.
11
Иуда Искариот – один из апостолов, предавший Спасителя еврейскому синедриону, т. е. суду, состоявшему из первосвященников и старейшин иудейских.
12
Потому что; так как.
13
Если.
14
Мф. 26,–38.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги