Книга Минск и евреи. История, холокост, наши дни - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Акулич. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Минск и евреи. История, холокост, наши дни
Минск и евреи. История, холокост, наши дни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Минск и евреи. История, холокост, наши дни


Американской исследовательницей Элиссой Бемпорад написана книга о евреях в довоенном Минске, изданием citydog.by был собран ряд интересных фактов из этой книги, характеризующих мнения исследовательницы, касающиеся разных аспектов жизни евреев Минска в 1920-х годах. Рассмотрим их в нижеследующем изложении.

4.1 Общая характеристика Минска. Отношение евреев к большевикам

Общая характеристика Минска


Американской исследовательницей была дана следующая общая характеристика Минска [12]:

«Минск 20-х годов был симпатичным городом. После революции и оккупаций жизнь устаканилась, надежд было много. И возможности пока еще тоже были.

«Все согласны, что Минск – веселый, оживленный город. Здесь все еще чувствуется шарм, типичный для приграничных литовских еврейских городов, где идеи и контрабанда, боязливость и беззаконие, набожность и ересь, скромность и беззастенчивость, древность и современность трутся друг о друга в неопрятных домах и проулках и наполняют город жизнью, движением и надеждой. «Здесь остаешься слегка провинциальным, немного старомодным и, соответственно, веришь сильнее», – писал журналист Исроэл-Иешуа Зингер. Минским евреям завидовали все: и одесские евреи, и варшавские из «фашистской Польши», и московские. Даже виленские, которые раньше пренебрежительно сравнивали: Вильня и Минск – это как дом и комната (Вильня – центр, мыслители, традиция! A Минск – что с него взять: одни социалисты), – с восхищением наблюдали, как белорусские евреи приходят во власть, а идиш становится языком государственных документов».

Отношение евреев к большевикам


Источник: http://diletant.media/articles/31882932/?sphrase_id=3389141


Американской писательницей была дана следующая характеристика отношение евреев к большевикам [12]:

«Во времена империи евреям приходилось непросто. Антисемитов хватало, и за крики «Прочь с дороги, жид!» на сутки никого не сажали. В общем, еврей даже не имел права на собственное имя. Например, Лейб Розенбаум учился в минской государственной гимназии, и в его классе было немало евреев – 15 из 40 одноклассников.

Однажды учитель спросил Лейбуша, почему тот не откликается на свое имя, и мальчик объяснил, что его зовут не Лев, как обращаются к нему учителя, а Лейб. Учитель ответил, что такого имени не существует. «Как же, если так написано у меня в метрике!» – возразил мальчик, за что его выгнали из класса. Дома между разъяренными родителями разгорелся скандал. Отец говорил, мол, а я давно предлагал перевести его в еврейское училище, но мать ничего не хотела слышать: пойдешь с сыном в школу, возьмете метрику и докажете этим антисемитам, как его зовут на самом деле. И мама таки победила!»

4.2 О положении еврейских детей в школах. Об отношении Минских евреев к беларускому языку

О положении еврейских детей в школах


Источник: https://myhistori.ru/blog/43881988099/30-retro-fotografiy-o-zhizni-evreev-v-SSSR-v-1920-30-godyi?page=3&tmd=1


Американской исследовательницей была дана следующая характеристика положения еврейских детей в школах [12]:

«Школа в БССР, конечно, работала совсем по-другому. Представьте себе: суббота, шестой учебный день, школьники сидят на уроке, но половина из них ничего не пишут. И учитель не обращает внимания, все в порядке – шабат! И тому, что в дни еврейских праздников 30—50% учеников стабильно отсутствовали, тоже никто не удивлялся. После того как религиозные школы закрыли, часть школьников перешла в школы светские, часть – в подпольные. Кроме школ, в подпольную сеть входило 5 училищ и одна талмудическая академия. Все это организовал известный раввин Иегошуа Цимбалист: по пятницам перед закатом он ходил по Минску и оповещал о приходе субботы – заканчивайте дела, идите в синагогу. Власти терпели, раввины из других городов удивлялись: «Такие вещи происходят в такое-то время? Разве это возможно?»

Религиозность в БССР не поощрялась, за нее можно было поплатиться карьерой. Но противостоять еврейской бабушке сложно – по праздникам в синагогу ходили даже комсомольцы. Евреев пытались научить встречаться с соседями в клубе вместо синагоги, зазывали лекциями и концертами, но как-то не срослос»ь.

Об отношении Минских евреев к беларускому языку


Американской исследовательницей была дана следующая характеристика отношения минских евреев к беларускому языку [12]:

«В Минске 20-х годов была языковая проблема, да еще какая! Мирного сосуществования четырех государственных языков не вышло: каждый говорил на своем и никакой другой изучать не собирался. Хоть Декларация о независимости и провозглашала право каждого пользоваться родным языком „в сношениях со всеми организациями и учреждениями Республики“. Евреи считали себя титульной нацией БССР, и их сложно винить: в городе они действительно составляли большинство. В семьях и на улицах говорили на идише. Русский кое-как знали еще со времен империи. А вот изучать белорусский многие из них категорически не хотели: „Он никому не нужен. Существует Белорусский педагогический колледж, пусть там они его и изучают“, „Белорусский – язык деревни и совершенно непонятен городским жителям“, „В Белоруссии нет своей истории и героев“…

Но за пару лет как-то пообвыкли. Снобизм в отношении языков, видимо, остался, но понимать друг друга научились. На общих собраниях выступали каждый по-своему – кто-то по-белорусски, кто-то на идише, редкие люди – по-русски и по-польски. Ну а уличные вывески на четырех языках каждого приезжего приводили в восторг».

4.3. О Минске как о возможном мировом центре еврейских исследований. О нравах минских евреев

О Минске как о возможном мировом центре еврейских исследований


Американской исследовательницей была дана следующая характеристика Минска как возможного центра еврейских исследований [12]:


Моисей (Моше) Кульбак. Источник: http://www.velvet.by/shopwindow/stil-zhizni/obshchestvo/poet-kotorogo-ne-mogli-naiti-shestdesyat-let

«Минск мог стать мировым центром еврейских исследований. Евреи имели собственную секцию в Академии наук. Изучали сами себя – ездили в экспедиции, писали книги. На работу в Минск приглашали профессуру из Нью-Йорка и Берлина. Секретарем еврейской секции был один из самых талантливых и точно самый красивый еврейский писатель ХХ века Моисей Кульбак.

Центра не получилось: цвет еврейской интеллигенции был уничтожен тогда же, когда и все. Кульбаку поставили в вину пьесу о Бойтре – еврейском Робине Гуде с Комаровки. «Главный герой больше похож на племянника виленского Гаона, чем на социалистического героя», «Пьеса содержит в себе элементы анархизма и пессимизма»…

Можно только догадываться о разговорах Моисея Кульбака и Алеся Дудара, Изи Харика и Анатоля Вольного в ночь на 29 октября в тюрьме НКВД, за несколько часов до расстрела в Куропатах».

О нравах минских евреев


Американской исследовательницей была дана следующая характеристика нравов минских евреев [12]:

«Сексуальная революция минских евреев коснулась слабо. Свободная любовь была прерогативой богемы. В письме другу минский литературный критик Ойслендер между делом сообщает об опыте секса втроем: кроме жены, поэтессы Миры Хенкиной, в нем участвовала и юная студентка музыкального техникума. Только факт и никаких осуждений. Ну а общество по-прежнему одобряло „тихих, как мышка, трудолюбивых“ многодетных матерей и косилось на „банковских служащих, которые любят прогуливаться по городским улицам с накрашенными губами и сигаретой во рту“ (были и такие!)».

4.4 О некошерном мясе в Минске. О самом авторитетном минском мяснике. О нелюбви евреев к советской власти

О некошерном мясе в Минске



Американской исследовательницей была дана следующая характеристика положения с некошерным мясом в Минске [12]:

«В Минске 20-х, даже в советских магазинах, сложно было найти некошерное мясо. Продавалось все сплошь кошерное и по более высокой цене. Большинство мясников на бойнях, продавцов мяса, а также ветеринарных инспекторов были евреями и соблюдали ритуалы. Кошерным было даже то мясо, которое поставляли в Красную армию!»

О самом авторитетном минском мяснике


Американской исследовательницей была дана следующая характеристика положения самого авторитетного мясника в Минске [12]:

Производство кошерного мяса в Минске, однако, пошло на убыль в начале 1930-х: религиозные лидеры, участвовавшие в процессе, были арестованы, а самому авторитетному мяснику – шойхету – Раппопорту сначала предъявили обвинение в покушении на убийство, а потом еще более сильное – в педофилии. Якобы на протяжении трех лет мясник изнасиловал 12 девочек, которых матери отправляли к нему с птицей на убой. В конце концов обвиняемый признал вину – возможно, под пытками. Точно установить невиновность мясника невозможно, пишет Элисса Бемпорад, но обвинения никак не стыкуются с его репутацией и восхищенными отзывами о нем в еврейских кругах Минска.

«Обвинители связали религиозность мясника с сексуальными отклонениями. Суд проходил в бывшей хоральной синагоге, а в то время уже еврейском театре. Скандальный суд ежедневно посещали тысячи зрителей».

О нелюбви евреев к советской власти


Минск, училище еврейское «Талмуд Тора». Источник: http://orda.of.by/.add/gallery.php?minsk/talmud_tora


Американской исследовательницей была дана следующая характеристика положения, связанного с нелюбовью евреев к советской власти [12]:

«Еврейская община Минска не была сплоченной. До революции евреи-социалисты и евреи-сионисты (сторонники возвращения на историческую родину), бывало, вместе веселились, но чаще ссорились, спорили, срывали собрания друг друга. В 20-е годы этот раскол никуда не делся. Весной 1922 года в Минске произошла драка, о которой вспоминали еще долго. Во двор Еврейского педтехникума, бывшей талмуд-торы – школы для бедных, ворвались жители соседних кварталов. В окна полетели камни, студенты выбежали из здания разбираться, началась потасовка. Вокруг училища образовалась толпа, и большинство было на стороне нападавших: «Смотрите, коммунисты детей бьют!» Драку разнял директор, после запер ворота, и учебный процесс возобновился.

Евреи Немиги злились на государство не только за школу (хоть и за нее тоже – талмуд-тору они считали своей собственностью, ведь ее строили их отцы и деды). К советской власти накопилось много вопросов. Например, у всех владельцев отняли магазины и далеко не всех наняли назад в качестве управляющих. Многих лишили прав, и найти работу таким «лишенцам» было очень трудно. То же касалось их детей: ни на учебу, ни на работу их не принимали. На главном еврейском кладбище – на месте стадиона «Динамо» – сделали пастбище для коз, еще и обязали жителей центра платить за его содержание. Синагоги закрывали. В самом сердце еврейских кварталов, примерно на месте Burger King на Немиге, стояла одна из крупнейших синагог Минска. Община уже собрала деньги на ее капитальный ремонт, одобренный и утвержденный Минокрисполкомом на 1928 год. Однако неожиданно синагогу включили в план по переустройству города. Прихожане писали петиции, но тщетно. Исполком ответил в прессе: что вы, какая дискриминация, мы действуем в интересах горожан! Синагога «Шива круим» была снесена».

V Музей истории и культуры евреев Беларуси

Ксения Тарасевич. Источник: TUT.BY -Источник: https://news.tut.by/culture/478435.html

5.1 О музее истории и культуры евреев Беларуси и его выставках

О музее истории и культуры евреев Беларуси


Музей истории и культуры евреев Беларуси является минским музеем, созданным для того, чтобы происходило исследование и сохранение культурного наследия и истории евреев Беларуси.

Своему основанию музей обязан ученым-энтузиастам. Музей был основан в апреле месяце 2002-го года. Его поддержка была обеспечена беларускими евреями и Представительством Джойнта в Беларуси. Музей фигурирует в в списке Минских музеев.

В еврейском музее собраны многочисленные экспонаты документы, материалы и фотографии, иллюстрирующие длительную историю евреев Беларуси. Их насчитывается более десяти тысяч.

Музей активно посещают студенты, школьники, люди различных возрастных категорий, профессий, национальностей. Эти люди не только из Республики Беларусь, но и из иных государств.


О выставках музея


В музее за время его функционирования проводилось много выставок (их было более 35), значимых с точки зрения научных исследований. Некоторые из этих выставок экспонировались впервые как в Беларуси (причем не только в столице, но и в других беларуских городах), так и в мире. К ним относятся такие выставки как: «Еврейский театр в Беларуси в ХХ в.», «Я – из гетто», «Синагоги Беларуси вчера и сегодня», «Человек и судьба», «Еврейское сопротивление в Беларуси. 1941—1944 г.г.»

Музеем практикуются выставки не только стационарные, но и передвижные (в таких городах как Пинск, Бобруйск, Гомель, Могилев), а также осуществляются многочисленные программы (их число превышает 15), характер которых – просветительский и образовательный. Этими программами охватываются разные темы культуры и истории евреев Беларуси начиная с 18 столетия по нынешнее время. В них участвуют представители еврейской общины страны, учителя школ и их ученики, студенты, выходцы из разных мест Беларуси, проживающие в других странах (в Израиле, Германии США, России и др.).

5.2 О выставке «Беларуские синагоги и раввины». Сотрудничество минского музея с музеями другими

О выставке «Беларуские синагоги и раввины»


Фото ©

Синагога на школьном дворы (рисунок Михаила Филиповича, 1924) Источник: https://www.radzima.org/ru/foto/30216.html


К наиболее важным практикуется причисление программ, имеющим отношение к увековечению памяти беларуских евреев, которые стали жертвами Холокоста. Одна из программ называется «Сохраним в памяти лица…», преследующая цель сбора документов и фотографий погибших в гетто евреев, а также тех, кто погиб на фронтах и когда партизанил.

Еще одна программа – «История семьи – история народа». Изучение истории еврейских семей дает возможность воссоздания многовековой истории еврейства Беларуси через истории конкретных семей.

Программа «Праведники народов мира» является программой, позволяющей отыскивать спасателей евреев, их семей и потомков, чтобы имело место восстановление справедливости и присвоения неевреям звания «Праведник народов мира». Этого почетного звания по представлению музея удостоились более двадцати человек.

Программа «История еврейских общин городов и местечек Беларуси» дает шанс последующим поколениям на сохранение истории и на обеспечение современного развития общины евреев Беларуси.

Программой «Великие имена» предусматривается осуществление сбора и изучения материалов по известным общественно-политическим деятелям, представителям искусства и культуры – выходцам из среды беларуского еврейства (их биографий и наследия – творческого и духовного).

Программой «Еврейские женщины на переломе эпох» предполагается осуществление сбора и изучения биографий известных еврейских женщин, внесших существенный вклад в культуру, экономику, науку и политику Беларуси.

В рамках программы «Еврейская культура и искусство евреев Беларуси» музеем исследуются и собираются материалы, которые имеют отношение к историческому развитию культурного наследия беларуского еврейства.

Благодаря программе «Белорусские синагоги и раввины». «Еврейский театр на идиш в Беларуси» имел место сбор большого объема уникального материала, с опорой на который была осуществлена организация выставки, успешно прошедшей не только в Минске, но и в Москве (она в Москве проходила в Государственной библиотеке по искусству).


Сотрудничество минского музея с музеями другими


Ксения Тарасевич. Источник: TUT.BY -Источник: https://news.tut.by/culture/478435.html


Музеем проявляется активность в плане сотрудничества с крупнейшими из музеев страны и мира. Особенно активно идет сотрудничество с Иерусалимским институтом Яд ва-Шем.

К примеру, с помощью координирования музея за период с 2008-го по 2010-й год был обеспечен сбор примерно пятнадцати тысяч имен тех евреев, которым пришлось погибнуть в годы Холокоста.

Музей ведет совместную работу по исследованию культурного наследия беларуских евреев с Варшавским «Музеем истории евреев Польши» в целях передачи материалов исследований в Зал Памяти мемориала Яд ва-Шем.

Музеем оказывается помощь другим беларуским музеям в организации экспозиций, посвященных истории белорусских евреев. Так, в музее Мирского замка имело место создание посвященной гетто экспозиции (гетто во время войны с гитлеровцами находилось на территории данного замка).

5.3 Связь музея с научными исследованиями. Работа с молодежью. Экспозиция «Виртуальная экскурсия»

Связь музея с научными исследованиями



Музеем на регулярной основе осуществляется публикация материалов по научным исследованиям. Музей вместе с разными беларускими научными учреждениями издает книги, которые бывает, что переводятся на английский и немецкий язык.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги