Книга Размышления Ду РА(ка): Жизнь вне поисков смысла - читать онлайн бесплатно, автор Эдгард Зайцев. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Размышления Ду РА(ка): Жизнь вне поисков смысла
Размышления Ду РА(ка): Жизнь вне поисков смысла
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Размышления Ду РА(ка): Жизнь вне поисков смысла

Вот весь этот комплекс – это и есть Наблюдатель. Слепок сознания ребенка, испуганного собакой. В театре жизни этого мальчика он будет играть роль режиссера. И как режиссер этот Наблюдатель (испуга перед собакой) будет ставить свои спектакли. И в этих спектаклях собаки всегда будут злыми, и всегда будут пугать маленьких мальчиков. Мальчик вырастет, но сценарий останется.

Мальчик испугался – в ответ на сильное чувство в его сознании сформировался один Наблюдатель. Единственный ли это испуг в жизни парня? Конечно, нет! Сильные чувства мы испытываем очень часто и в ответ на каждое формируется свой Наблюдатель. Получается, что человек, его сознание – это совокупность Наблюдателей – много-много маленьких «Я», которые «отвечают» за разные жизненные ситуации. И у каждого из этих Наблюдателей – свой сценарий.

А какой сценарий сформировался у второго мальчика, которого собака облизала и рассмешила? У него тоже были достаточно сильные чувства, но положительные. Гормоны выделялись совершенно другие. Нейронная связь в головном мозге – другая. И Наблюдатель – уже наблюдает не страх, а радость, доверие, безопасность. Поэтому и сценарий у него пропишется совершенно другой – собака-безопасно. И этот мальчик всю свою жизнь будет относиться к этим животным как к друзьям человека.

Человеческая жизнь – это театр. Мозг – директор этого театра, он делает всё, чтобы шоу продолжалось, человек выжил в этом опасном мире и не погиб. В театре разыгрываются самые разные сценарии, которые ставят режиссеры – Наблюдатели сознания. А в зрительном зале сидят другие Наблюдатели – Наблюдатели боли и страха и Наблюдатели положительных эмоций. От того, каких Наблюдателей в Вашем зрительном зале больше и зависит Ваше состояние – проживаете Вы боль или счастье.

Наблюдатель – ключевая фигура для психотерапии травмы. Потому что именно поиск Наблюдателя, поиск той ситуации, которая является отправной точкой психотравмы, позволяет эту травму снять. Научиться менять Наблюдателя можно самому, это я и называю стать психологом для самого себя.

Наблюдатели в Вашем мозге на нейронном уровне «отмечают» ситуации опасности. Как только Вы приближаетесь, например, к собаке, которая Вас укусила, Наблюдатель, как страж говорит: «Стой, здесь опасно! Дальше ходу нет, я тебя не пущу!». Наблюдатель сознания – это Ваш сторож. Почувствуйте образ однокоренного ему слова – «сторож» – «о сторож но». Так древний мозг защищает человека от боли и это – его главная задача.

Но мозг не анализирует ситуации – то, что опасно для маленького мальчика может быть безопасным для взрослого мужчины. Но комплекс реакций всё равно остаётся. И мы говорим: «Ты чё боишься, как маленький!». А человеку просто больно внутри, у него перед глазами «стоит» Наблюдатель – и он чувствует то же, что чувствовал в момент своей травмы. И так происходит не только со страхами, все наши комплексы – это те реакции, которые вызывают Наблюдатели.


Глава 8. Наблюдатель создаёт наблюдаемое


Вы никогда не задумывались над тем, почему с Вами случается именно то, чего Вы больше всего боитесь?

Одна моя клиентка очень активно осуждала браки, в которые пара вступала после зачатия ребенка. Она их называла «беременные браки». Надо ли говорить, что прожив 8 лет с мужчиной под одной крышей, она вышла замуж только будучи беременной? С ней случилось то, чего она бессознательно боялась и именно эту ситуацию она сама себе устроила.

Забавно было наблюдать за семейной парой, пришедшей на тренинг. Муж – русский парень, жена – армянка. Она сама со смехом призналась, что всё свое детство ей говорили: «Вот выйдешь замуж за русского!», а она отвечала: «Я никогда не выйду за русского! Никогда не выйду за русского!». То, что она отрицала, то и случилось. К тому же, здесь срою роль сыграл контекст частицы «не», то есть она буквально притягивала, «молилась» на эту ситуацию. Но бессознательно была готова к тому, что разница в мировоззрении и мышлении приведут ее семью к психотерапевту.

Наблюдатель создаёт наблюдаемое. Помните сравнение человеческой психики с театром? Наблюдатель в этом театре – это режиссёр. Он может очень хитро закрутить Вашу пьесу, но она всё равно пойдёт по тому сценарию, который совпадает с «видением» Наблюдателя. Нашему мальчику из примера, приведенного в предыдущей главе, чаще будут попадаться агрессивные собаки или вполне обычные животные будут вести с ним себя недружелюбно… И однажды, рано или поздно, его трагедия повторится. Потому что он бессознательно или сознательно будет этого ОЖИДАТЬ. И его Наблюдатель будет «ставить» этот спектакль бесконечно долго.

Это кажется невероятным! Но мы действительно притягиваем те события, которые нам наиболее неприятны. И самое удивительное, что этот феномен – влияние наблюдающего на объект наблюдения доказан другой наукой – квантовой физикой.

Почему именно физикой? Здесь, как раз всё логично – все мы объекты материального мира, состоим из клеток, те, в свою очередь, из молекул, те из атомов, дальше – электроны, протоны и наименьшая частица – квант.

Ученые признаются, что до сих пор непонятно почему присутствие наблюдателя так сильно влияет на всю систему и что делать с таким вмешательством сознания в материальную реальность. Но ряд экспериментов доказывают это влияние.

Пожалуй, самый известный – это мыслительный эксперимент одного из отцов-основателей квантовой физики Эрвина Шредингера. Не вдаваясь в подробности, напомню суть эксперимента – в коробку были помещены живой кот, ампула с ядом и механизм, который с вероятностью 50% сработает и запустит действие яда. Иными словами, для внешнего наблюдателя кот пребывает сразу в двух состояниях – он жив и мёртв одновременно. Пока наблюдатель не откроет коробку, кот Шредингера всегда будет балансировать на границе между жизнью и смертью. И только наблюдатель определит его участь.

Еще один, совсем уж наглядный эксперимент – опыт с дифракцией электронов, поставленный в 1961 году другим физиком Клаусом Йенсоном. Суть эксперимента состояла в том, что устанавливался источник, который в сторону экрана-фотопластинки излучал поток электронов. На пути потока электронов стояла преграда – медная пластинка с двумя щелями. Электрон – это частица. Грубо говоря – шарики. Как должен выглядеть рисунок движения этих шариков? Как две засвеченные полосы напротив щелей пластинок. Но в действительности на экране вырисовывался гораздо более сложный узор из чередующихся между собой черных и белых полос… То есть при прохождении через щели электроны начинали вести себя как волны, которые взаимодействуя в пространстве, то ослабляли, то усиливали друг друга. И в результате на экране появлялась сложная «волновая» картинка.

Но самое интересное, что когда физики решили с помощью приборов зафиксировать такое «странное» поведение электрона, картинка резко менялась и электрон «решал» вести себя классически – как частица. И на экране вновь появлялся простой рисунок – две засвеченные полосы напротив щелей пластинок. Как будто при наблюдателе электроны не хотели демонстрировать свои волновые свойства и «подстраивались» под его ожидания – электрон частица и должен вести себя как частица.

Совсем как дети, которые притворяются спящими, стоит только взрослым заглянуть в их спальню. Правда? Ученые не могут объяснить почему присутствие наблюдателя оказывает решающее значение на исход ситуации. Но тем ни менее, они сделали вывод – никакое наблюдение за системой нельзя провести без физического воздействия на нее. Как только появляется Наблюдатель, система реагирует на него и меняет характер действия. И в нашем материальном мире это правило очень хорошо работает. Наблюдатель действительно создает наблюдаемое.

А с помощью чего мы притягиваем к себе события?

С помощью мыслей и слов. Ведь именно наше мировоззрение – взгляды на мир формируют представление о человеке как о личности. А взгляды на мир – это ничто иное, как набор мыслей. Транслируем мы эти мысли словами. Вот и получается, что слова передают наше внутреннее состояние внешнему миру.

На одном тренинге женщина почти кричала:

– На психологических тренингах все так хорошо говорят, а посмотришь, вокруг ничего не меняется. Эти там, в администрации, сидят все воры, обманщики, страну разворовывают! Они этих тренингов уже, наверное, штук сто прошли! И что, пусть дальше разворовывают? А мы про них и думать забудем?!

Она негодовала! Дальше выходило, что все люди – злые, в лицо говорят лесть, а за глаза – гадости и всё из зависти; что врачам надо давать взятки; что с ТСЖ невозможно договориться, а «как выйдешь во двор, так видишь вокруг одно говно».

Каждый из нас видит мир через своё собственное состояние. Есть такая поговорка:

один человек вышел в поле и сказал: «Ах, какая красота-то какая! Всё поле в цветах!», другой посмотрел и возмутился: «Все поле засрали! Не пройти, не проехать!».

Согласно картине мира его Наблюдателя, он при этом обязательно наступит в коровью лепешку! И жизнь у этих двух людей, наверняка, будет складываться совершенно с разным количеством радостных событий. Потому что в то время как один будет ловить прекрасные моменты и видеть их во всех проявлениях мира, а другой – всё равно недовольно бухтеть. Вечное недовольство – будет его жизненным контекстом.

Приведу еще один пример – однажды на тренинг пришел молодой парень, который страдал от повышенного давления. Врачи утверждали, что он здоров. Но реакции тела свидетельствовали об обратном. Он пришел на психотерапевтический тренинг, чтобы понять, что именно запускает в его теле такую реакцию. Рассказывая о себе, и своих желаниях он постоянно говорил «проблема, проблема, проблема». Мы провели небольшой эксперимент – я попросил его встать и вспомнить о какой-нибудь «проблеме», которая сейчас для него актуальна и при этом, повторять вслух это слово:

– Проблема, проблема, проблема, проблема… Через какое-то время у него покраснело лицо и ему, действительно, стало, нехорошо.

Одно слово и его отношение к жизни сквозь призму «проблем», приводило его тело к такой реакции – повышению артериального давления.

Англичане говорят, что любая проблема – это неправильное понятое приключение. Можно изменить контекст своей жизни и сама жизнь начнёт меняться.

Посмотрите, какими словами Вы живёте. Соберите свой собственный словарик слов-паразитов, которые приводят Вас к боли и страданиям. Замените их на те, которые вызывают положительные эмоции. И это станет Вашим первым шагом тому, что изменить контекст своей жизни.

Но что такое контекст? И есть ли у него законы?


Глава 9. Контекст бытия


Прежде чем материалист Карл Маркс заявил, что бытие определяет сознание, Иммануил Кант в своей революционной книге «Критика Чистого Разума» отвел сознанию центральную роль в человеческом мире. Знаменитый философ писал: «Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает ей». Иными словами, мозг НЕ подстраивается под мир. Всё происходит наоборот – умом мы сначала активно создаём модель мира, а затем познаём эту модель.

Это ещё раз возвращает нас к вопросу о том, что мысль – материальна, мыслями и словами мы создаём свою реальность. Индивидуальную, если хотите, для каждого человека. Каждая личность находится в центре своей Вселенной. И то, как человек ощущает себя в мире, какими принципами насыщена его жизнь, как он воспринимает этот мир – всё это будет являться контекстом его бытия.

Часто привожу пример из прошлой жизни Эдгарда Зайцева – я наградил себя такими финансовыми долгами, что мысль «отдать долги» заполнила собой всё. И я стал жить в контексте слова «долг». А что такое долг? Это долго. И я свою жизнь перевёл в качество это слова – долго отдавать. И отдавал. Пока не поменял контекст жизни. Вместо «долга» появились «финансовые обязательства». И это финансовые обязательства были очень быстро сняты.

Почему так происходит? Многие сегодня говорят и пишут о том, что есть такой вселенский закон – единый контекст для всей планеты Земля, для всех людей. Это контекст «дальше, больше, по-другому». Иными словами, всё, что ни происходит в нашей жизни, происходит всегда дальше, больше, по-другому. Имеешь долг, относишься к нему как к долгу, долгов со временем будет становиться больше, они будут меняться, но не прекратятся никогда.

Еще примеры. Девушка купила сапожки: «О! У Машки лучше – хочу такие как у Машки. Или ещё лучше!». Парень купил машину, мимо Васька на Лексусе промчался: «Вау, хочу!». Купили квартиру, сделали ремонт, пять минут насладились этим состоянием и снова хочется чего-то нового.

Жить идёт в этом контексте. Дальше. Больше. По-другому.

Что происходит, когда Вы живёте с алкоголиком и боретесь с его алкоголизмом? Вы погружаетесь в эту борьбу. А значит, она никогда не прекратится. Потому что Вы живёте в контексте борьбы. И борьбы в Вашей жизни будет становиться только больше. Если Вы отыщите причину, которая повлекла за собой пристрастие к алкоголю, найдется что-то еще, с чем Вы будете бороться. И так Вы будете бороться с самим собой, пока не сломаетесь, ведь самого себя победить в борьбе невозможно.

Как Ваши протесты против войны, насилия, наркотиков меняют ситуацию в мире? Наркоманов становится меньше? Да нет же! Их становится больше. Больше воин. Больше разрухи. Больше нищеты. Общественная пропаганда борьбы с этими явлениями настраивает человечество на контекст «мы против». И весь мир против. Но тем самым, только увеличивает процент того, против чего восстаёт.

Понимая это, Мать Тереза говорила: «Я никогда не присоединюсь к движению против войны. Позовите меня, когда появится движение за Мир».

Но ведь так легко сменить контекст хотя бы для самого себя. Быть НЕ против наркотиков, а ЗА здоровый образ жизни. НЕ против войны, а ЗА мир. Если Вы возьмёте за труд проанализировать контексты старых фильмов, снятых после Второй мировой войны, Вы обнаружите, что все они ЗА МИР без войны, ЗА мирное небо. Вместе с борьбой прекращается то, против чего Вы боретесь. Не зря говорят, что война – это игра, рассчитанная на двоих игроков.

Всегда можно отказаться от борьбы, сменить свой настрой, изменить контекст. Смена контекста «болеющего» на «выздоравливающего» в своё время привели к тому, что Эдгард Зайцев выбросил свою инвалидную книжку. Но достаточно ли этого – просто научить себя думать по-другому? Рассмотрим этот вопрос с точки зрения другой науки – науке о работе головного мозга.


Глава 10. Можно ли перезагрузить свой мозг?


Вы согласны с тем, что смена образа мышления или смена контекста влечёт за собой изменение в поведении?

Вы решили быть ЗА здоровый образ жизни, но просто решить – недостаточно. Нужно приложить усилия, выраженные конкретными действиями. Решили быть здоровым, автоматически подразумевает, что Вы изменили свои привычки.

Но почему это так сложно сделать? Психологи говорят, что привычка формируется в результате определенного числа повторений. В среднем, например, достаточно около месяца, заниматься спортом каждый день, чтобы это вошло в привычку. Но попробуйте это сделать! У Вас появится ощущение, что Вы боретесь с самим собой!

А кто с кем борется? Очень интересный вопрос!

Большинство из нас уверено, что мозг управляет человеком как компьютер, как капитан, управляет кораблем. Но кто кем управляет? Кто принимает решение?

Доказано, что на выполнение даже простейшего действия – поднять со стола ручку, например, – мы задействуем почти 100% нашего головного мозга. Но само по себе волевое решение – поднять ручку – разве зависит от мозга? И по аналогии, – когда мы принимаем решение месяц заниматься спортом, кто принимает это решение и кто сопротивляется ему?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги