Почему это так? Потому что искупить Своею Кровью первородный грех, тяготевший над родом человеческим, искупить нас всех, погибающих от власти диавола, возможно было только Богочеловеку. И это искупление совершено Крестом Христовым. Если бы Господь наш Иисус Христос не совмещал в Себе полноту Божества с истинной человеческой природой, то не мог бы Он пострадать за нас на Кресте, не мог бы Своей Плотью и Кровью сделать нас причастниками Жизни Вечной. Ибо если бы Он не обладал совершенным человеческим естеством, если бы Он был прежде всего и больше всего совершенным Богом, то не мог бы Он страдать на Кресте, ибо Бог бесстрастен.
А если бы был Он прежде всего человеком – человеком, с которым только соединилась благодать Святого Духа, – то Его крестная смерть имела бы не больше ценности в глазах Божиих, чем смерть святых мучеников Христовых. Итак, сущность Православия в том, чтобы веровать всем сердцем в Богочеловечество Господа Иисуса Христа, в то, что был Он истинным Богом и истинным человеком.
Сатана, враг рода человеческого, знал это, и он приложил все усилия к тому, чтобы разрушить в людях веру в Господа Иисуса как Богочеловека. Чтобы достичь этой окаянной цели, он воздвигал одну за другой тяжкие ереси. Первой воздвиг он ересь Ария, пресвитера Церкви Александрийской, который учил, что Господь Иисус Христос был сотворен во времени и притом из ничего, что было время, когда Он не существовал, что не был Он единосущен Отцу, но был только первым Божиим творением и через Него сотворена вся вселенная. Таким образом, Арий отверг Божественность Господа Иисуса Христа. Много лет эта ересь смущала Церковь Восточную, много страданий претерпели отвергающие эту ересь. На Первом Вселенском Соборе в 325 году в Никее ересь Ария была посрамлена и установлен Символ веры, в котором утверждалась Божественность Господа Иисуса Христа.
Вслед за ересью Ария воздвиг сатана другую ересь – ересь Македония, отвергавшего Божественность Духа Святого и разрушавшего этим веру во Святую Троицу. Его ересь была осуждена на Втором Вселенском Соборе.
А потом воздвиг сатана eресь патриарха Константинопольского Нестория, который, подобно Арию, отрицал Божественное вечное рождение Господа Иисуса Христа от Бога Отца. Он учил, что родился не Сын Божий, а человек, в котором обитал Бог. Пресвятую Богородицу учил он называть не Богородицей, а Христородицей. И эта тяжелая и многих увлекшая ересь была разоблачена на Третьем Вселенском Соборе: был осужден Несторий, предан анафеме.
Но сатана не складывал рук: он придумал новую ересь, тонкую – ересь для многих приемлемую. Устами еретиков Евтихия и Диоскора учил, что в Господе Иисусе Христе не было действительной Богочеловеческой природы, а природа Божественная всецело преобладала над природой человеческой. И эта ересь ниспровергала веру в Богочеловечество Господа Иисуса Христа.
Пала и эта ересь, и воздвиг сатана еще более тонкую ересь – ересь монофелитскую. Она состояла в том, что у Господа Иисуса Христа отрицалась воля человеческая. Еретики учили, что была у Него одна воля, не две воли – Божеская и человеческая, – а только одна Божеская. И эта ересь тоже совершенно лишала силы и ценности Крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.
Бесконечна была изобретательность сатаны, и после падения монофелитской ереси воздвиг сатана новую и последнюю ересь, ересь иконоборческую. Император византийский Лев Исавр воздвиг жестокое гонение на поклонение святым иконам. Он объявил почитание святых икон ересью и идолопоклонством, он ставил почитающих святые иконы наравне с идолопоклонниками. Гонение, от него воздвигнутое, было жестоким. Из всех церквей и даже из домов и дворцов царских по повелению императора Льва выбрасывали все иконы, их уничтожали и подвергали надругательствам. Было приказано стенную живопись храмов и дворцов, в которой изображались сцены Священной Истории, уничтожить, замазать известью. А поверх извести поведено было написать нелепое – цветы, фрукты, ландшафты, т. е. то, что не имело никакого отношения к Церкви, к вере святой. Эта ересь вызвала сильное сопротивление прежде всего со стороны монахов, а потом против нее восстало и большинство мирян. Сопротивлявшиеся иконоборческой ереси претерпели жестокое гонение от императора Льва Исавра, претерпели мучения и казни, которые по жестокости можно даже сравнить с гонениями на христиан римских императоров Диоклетиана, Декия, Ликиния. Монахам – сильным, горячим защитникам почитания икон – отрезали уши, носы, выкалывали глаза, бросали их в тюрьмы; тем, которые занимались иконописанием, глубоко сжигали пальцы на руках и даже отрубали кисти рук. Особой силы иконоборчество достигло при сыне и преемнике Льва – Константине Копрониме. В его царствование в 754 году был созван еретический собор, которому император велел обосновать отмену иконопочитания. Этот собор присвоил себе незаконно имя «Седьмого Вселенского», на что не имел никакого права, ибо на нем не присутствовал ни один из восточных патриархов, не было даже их представителей, а был только один патриарх-иконоборец Константинопольский. В этом соборе не принимала участия и Западная Церковь. Этот собор, не имевший никакого права именоваться «Вселенским» – «Седьмым Вселенским», – издал целый ряд постановлений в оправдание иконоборчества. Но сила Божия хранила истинное Православие. После Копронима, при Льве IV, наступило значительное облегчение гонения на почитателей икон, длившееся до регентства императрицы Ирины, которая в 787 году созвала новый Собор – подлинно Седьмой Вселенский Собор, который отверг все постановления разбойничьего иконоборческого собора и восстановил иконопочитание. Но окончательно избавилась Церковь от гонения на иконопочитание от императоров-иконоборцев только тогда, когда империей правила на правах регента, за малолетством своего сына Михаила, императрица Феодора. Она объявила полное прекращение гонения на почитателей икон и установила великий праздник Торжества Православия.
Чтобы представить себе, как тонка и опасна была ересь иконоборческая, надо понять, что, запрещая изображать Господа Иисуса Христа на иконах, иконоборцы отрицали то же, что и все другие еретики, – Его Богочеловечество. Они основывали свое осуждение иконопочитания на том, что Бог неизобразим, следовательно, не должно быть никаких изображений и икон. Но неизобразимо чистое Божество, изобразимо же Божество, связанное с человеческой природой. А Господь Иисус был истинным Богом и истинным человеком – был подлинным Богочеловеком, и на иконах изображается не Божество отдельно, не человек отдельно, а подлинный Богочеловек. Утверждать безусловную неизобразимость всего Божественного, как это делали иконоборцы, – значит отвергать нераздельное соединение Божества с человечеством, ибо это последнее, без сомнения, изобразимо. Осуждать иконопочитание, называть его идолопоклонством – значит отрицать действительность Богочеловека, в котором обитает полнота Божества телесно. Не Божество изображается на иконе, а Богочеловечество. Не иконам воздаем мы почитание, а Тому, Который изображен на иконе: не иконе, а Самому Господу Иисусу Христу, Предвечному Сыну Божиему. Изображаем на иконах и Ангелов святых, как повелено было Богом Моисею изобразить их в скинии в виде золотых изваяний, осеняющих Ковчег Завета.
Грубо и дерзко поступают наши сектанты, обвиняя нас в идолопоклонстве. Да знают они, да запомнят навсегда, что Седьмой Вселенский Собор утвердил иконопочитание, осудил всех называющих иконы идолами. А сектанты поносят святые иконы, называя их идолами, и нелегко им понять, о чем говорил я ныне. А вы, малое стадо Христово, не полагайтесь на свой разум, не рассуждайте сами дерзко и неверно о том, о чем рассудил Седьмой Вселенский Собор. А вы будьте послушными чадами Церкви и с радостным сердцем празднуйте нынешний праздник Православия.
Торжество Православия
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. (Ин. 1, 43–51)
В первое воскресение Великого Поста, которое называется Неделей Православия, Святая Церковь торжествует утверждение и упрочение Православной веры, победу над многочисленными еретиками, осужденными семью Вселенскими Соборами. Надо вам знать, что еще во времена апостольские появилось много лжеучителей, и число их все умножалось и умножалось с течением веков.
Восстали еретики, искажавшие святую веру Православную, вносившие в Символ веры свои нечестивые исправления, ложно учившие о Божестве Господа нашего Иисуса Христа. Так было во времена древние. Это было предсказано святыми апостолами. Ибо вот что говорит апостол Петр во Втором своем Соборном послании: Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые ведут к пагубной ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении (2 Пет. 2, 1–2).
Также и апостол Павел предупреждал христиан ефесских: Я знаю, что, по отшествии моем, войдут в вам лютые волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20, 29–30).
Уже тогда, в эти древние времена апостольские начались разделения в Церкви Христовой. Появились, по словам свв. апостолов, лжепророки и лжеучители. И многие последовали за их нечестием. Многие погибли смертью вечной. А ведь Сам Господь наш Иисус Христос говорил и молился о том, чтобы Церковь Его Святая была единой. Вы много раз слушали то Евангельское чтение, в котором Господь говорит о Себе: Аз есть пастырь добрый, и знаю Моя и знают Мя Моя. Эту речь свою он закончил словами: И будет едино стадо и един пастырь. (Ин. 10, 14–16). Он хотел, чтобы было едино стадо под Его единым пастырским руководством. Он молился и в Своей первосвященнической молитве Отцу Своему: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе. Так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21).
А где же теперь это единство Церкви? Церковь терзают еретики и лжеучители. Цервовь единая разделилась еще в древние времена. В 1054 году на Церковь Западную, Католическую, и Церковь Восточную, Греческую, Православную, к которой мы принадлежим. Это разделение Церкви было вызвано больше всего гордостью и притязанием Пап Римских на нераздельное господство в Церкви, которой они хотели управлять единолично. А святыми апостолами заповедано, чтобы не было единоначалия в Церкви, чтобы Церковь управлялась Соборами, а не одним лицом, именующим себя наместником Христа на Земле. Мы не виновны в этом разделении Церкви. Мы сделали все, чтобы предотвратить разделение ее, но Господь попустил быть этому.
В XV веке восстал новый расколоучитель – Лютер, который подверг дерзкой, своевольной критике все учение Церкви – Католической и Православной. И переделал его совершенно так, как казалось ему нужным. И возникла новая, уже порвавшая преемственность с апостолами, Церковь Лютеранская. А затем началось постоянное и безостановочное деление этой Лютеранской Церкви на множество сект, на множество толков, ибо Лютер оставил всем своим последователям полное право толковать Библию так, как они сами находили нужным. И началось это толкование без руководства Богом поставленных пастырей Церкви. И толкование стало неизбежным кривотолкованием. Всякий понимал Библию так, как хотел, так, как подсказывал ему необразованный слабый ум его. Стали возникать одна за другой секты, которых имеется огромное количество в Церкви Протестантской.
Но к великому горю нашему, и в нашу Церковь проникло влияние этих лютеранских ересей и сект. Нашлось в нашем народе немало таких, которые оставили свою веру отцов и пошли за протестантскими сектантами. Так возникли штундизм, баптизм и многие другие секты. Так без конца идет дробление Церкви Христовой, так уходят из нее люди, не утвержденные в истине, люди дерзкие, люди гордые. В секты уходят люди невежественные. И учение свое создают, проникнутое самым тяжким пороком, тяжким грехом – сатанинским грехом гордости. Они смеют критиковать то, что установлено Вселенскими Соборами, что предписано святыми апостолами, то, чему учит Церковь Православная. Они своим невежественным и дерзким умом подвергают уничтожающей критике всю Библию, весь Новый Завет и берут из Библии только то, что нравится, что льстит их самолюбию, их гордости, их предвзятым мыслям.
Основатели русских сект почти сплошь были людьми совершенно невежественными. Это были крестьяне, ремесленники, дворники. И не имеющие никакого образования, своим темным умом они сочиняли новые учения, подвергали критике все то, чему учит Церковь Православная, совращали в свои секты многих и многих православных людей. Гордость и глубокое невежество лежат в основе сектантства. Это надо всем твердо запомнить. Надо вам знать, что сектантство выродилось у нас в дикие, нелепые формы, возмутительные по своей глупости и по своему дерзкому отрицанию всего христианского учения.
Есть немало сектантов, которые отвергают Божество Иисуса Христа. К стыду русского народа, нашлись в нем люди, которые, забыв свою русскую родную старину, все вековые устои своей русской национальности, свою Православную веру, стали исповедовать еврейскую веру. Ибо есть целый ряд жидовствующих сект, которые соблюдают Закон Моисея, чтут все иудейские праздники, обрезанию подвергают себя и детей своих и становятся из русских евреями. Вот до каких нелепых форм доходят некоторые сектанты!
Сейчас вы видели, как трудно было вывести из храма хлыстовку. Если бы вы знали, какие безобразия творятся на их «радениях хлыстовских»! Но они настолько постыдны и возмутительны, что я не хочу говорить о них в этом святом месте. То, что я говорю о невежестве и дерзости сектантов, говорю не от себя, об этом говорил св. апостол Петр в своем Втором Соборном послании. Нелепо и невежественно извращают Священное Писание сектанты. Они выхватывают из него отдельные тексты, которые им удобны, и отбрасывают все то, что в Священном Писании противоречит их толкованию.
Святой апостол Павел в своем Послании к Римлянам сказал: Как проповедовать, если не будут посланы? Нас, служителей Церкви, архиереев и священников посылают на проповедь. Священников посылают архиереи. А архиереи получили эту власть от апостолов. Они продолжатели святого дела апостольского, они являются наместниками апостолов. Нас посылает Бог на проповедь. А кто посылает сектантских проповедников? Они отвергают Таинства, иные даже Таинство Крещения. Они отвергают и Таинство священства. У них нет рукоположенных епископов и священников. Сектанты выбирают тех, кто им нравится, и называют их пресвитерами. Они попрали слова Павловы. Сами себе присвоили право проповедовать, а Господь Иисус Христос своим апостолам поручил право пасти стадо Свое. Ибо много раз вы слышали то Евангельское чтение, в котором Он говорил апостолу Петру: Паси овцы Моя, паси агнцы моя. Сам Господь повелел апостолам пасти стадо Свое, а апостолы повелели это нам. А кто сектантам повелел пасти? Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: Слушающий вас, Меня слушает. И отвергающийся вас, Меня отвергается. А отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня (Лк. 10, 16).
Сектанты отвергаются тех, которым апостолы доверили святое дело. Они не слушают нас и, по слову Божию, и не нас отвергаются, а Самого Господа Иисуса Христа. А кто отвергается Его Самого, тот отвергается Пославшего Его.
Нет более тяжкого греха, чем расколы и разделение Церкви Христовой. Так говорили все великие Святители. Так говорил Иоанн Златоуст, Василий Великий. Почти теми же словами, которыми сказал сщмч. Киприан: «Люди, не хранящие союза и приискреннего общения с Церковью, хотя бы предали себя смерти за исповедование имени Христовой, грех их не омоется и самою кровью». Неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже кровью. Видите, какой ужасный грех раскол и сектантство! Как страшно уклоняться от Церкви Христовой и идти за еретиками! Святые апостолы многократно предупреждали нас об этом. В Послании к Римлянам апостол Павел говорил: Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16, 17).
Господь Иисус Христос сказал: берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15). Знайте, люди Божии, что сектанты вкрадчивы, что они приходят под личиной любви и смирения. Они хитры чрезвычайно. Особенно хитры и особенно тонко льстят слуху вашему баптисты. Они прикидываются святыми. Пленяют любовью, вниманием к вам. Завлекают в сети, и в этих сетях вы погибаете. Святой апостол Павел в Послании к Фессалоникийцам и Галатам говорит: Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2, 15). Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема! (Гал. 1, 9). Всех тех, кто состоит в сектах, тех, кто соблазняет людей своими лжеучениями, апостол Павел предает анафеме. И следуя словам его, Святая Церковь в этот день анафематствует всех еретиков. Всех, не признающих Вселенских Соборов, Священного Предания. Помните и знайте, что если кто вас соблазнит в сектантство, то вы подлежите анафеме, вечному проклятию. Что может быть боле страшным? Я не знаю. Я только могу вас умолять, как умолял святой апостол Павел, беречься этих хищников. Беречься производящих расколы. Никогда не ходить на их собрания, иначе будете отравлены ядом их. Бойтесь как огня общения с еретиками, общения с сектантами. Держитесь той веры, которой научает нас Святая Церковь, веры Евангельской, веры Христовой, веры апостольской. И спасет вас Господь Иисус Христос. Аминь.
Понедельник 2-й седмицы Великого поста
Лавсаик
Об Оре
В сей же горе Нитрийской был чудный подвижник по имени Ор. В его монастырях было до тысячи братий. Вид имел он ангельский. Ему было девяносто лет от роду, но тело его ничего не потеряло: лицо у него было светлое и бодрое, и с первого взгляда оно внушало почтение к себе. Сначала долгое время подвизался он в дальней пустыне, но впоследствии основал монастыри в ближней и на месте болота развел деревья, тогда как тут их совсем не было, так что в пустыне разросся густой лес. Жившие с ним отцы сказывали нам, что там даже и куста не было, когда этот муж пришел сюда из пустыни. Развел он этот лес для того, чтобы братиям, собиравшимся к нему, не было нужды ходить по сторонам за необходимыми припасами: о них он прилагал всякое попечение, молился Богу и сам трудился ради их спасения, дабы у них не было недостатка ни в чем необходимом и чтобы никакого предлога не имели они к нерадению.
Сначала, живя в пустыне, он питался травами и сладкими кореньями, воду пил, когда находил, и все время проводил в молитвах и пении. Когда же достиг глубокой старости, явился ему в пустыне Ангел во сне и сказал: «Ты будешь в язык великий, и великое множество людей будет вверено руководству твоему. Спасется чрез тебя десять тысяч, и все, сколько ты приобретешь здесь, будут повиноваться тебе в Будущем Веке. Оставь всякое сомнение, – продолжал Ангел, – в необходимых потребностях не будет у тебя недостатка до самой смерти твоей, когда только ни призовешь Бога». Выслушав слова сии, он пошел в ближнюю пустыню и, выстроив себе небольшую хижинку, жил в ней сначала один, довольствовался одними овощами, да и тех вкушал в неделю часто только по однажды.
Он был совсем неученый, но по выходе из пустыни в населенное место ему дана была от Бога такая благодать, что он наизусть знал Священное Писание. Когда братия подавали ему Библию, он тотчас начинал читать, как грамотный. Получил он и другую благодать: именно власть изгонять бесов, так что многие из одержимых ими громко проповедовали о его житии, хотя он и не хотел того. Совершил он много и других исцелений. Поэтому стеклись к нему три тысячи монахов. Видев их, он радостно приветствовал и лобызал их. Сам, своими руками умывал им ноги и потом предлагал поучение.
В Писании он был весьма сведущ, так как получил сию благодать от Бога. Изъяснив многие главы из Священного Писания и преподав православное учение о вере, он приглашал их к молитвословию, ибо великим мужам обычно не прежде приступать к плотской трапезе, как уже напитав свои души духовною пищею – эта пища есть принятие Тела Христова. По Приобщении и по принесении Богу славословия Ор приглашал братий к трапезе, а сам во время стола предлагал добрые и полезные наставления и беседовал с ними о спасении.
Он славился и своею распорядительностию. Так, множеству монахов, которые собирались к нему, он в один день выстраивал келии. Для этого он созывал всю наличную братию, и один готовил у него глину, другой – кирпичи, иной черпал воду. Когда келии были готовы, приходящие получали от него все нужные вещи. Пришел к нему один лжебрат со своим собственным платьем, которое было у него спрятано, и Ор пред всеми обличил его. Оттого никто не смел лгать пред ним, ибо все знали, какую благодать приобрел он себе своею святою жизнию. Сонм монахов, когда они были с ним в церкви, подобился ликам Ангелов, хвалящих Бога.
Вся братия свидетельствует о его великих добродетелях, а особенно раба Божия Мелания, прежде меня приходившая в сию Гору. Сам я не застал его в живых. Рассказывая о великих совершенствах сего мужа, она говорила, что он не лгал и не божился, никого не злословил и без нужды никогда не говорил.
О Памво
В Нитрийской же горе жил блаженный Памво, учитель епископа Диоскора, Аммония и братьев Евсевия и Евфимия, также Оригена, племянника Драконтия, славного и дивного мужа. Множеством великих совершенств и доблестей украшался этот Памво. Но венцом великих совершенств его было такое презрение к золоту и серебру, какого требует слово Господне. Блаженная Мелания рассказывала мне, что она вскоре по прибытии из Рима в Александрию, услышав от блаженного пресвитера Исидора-странноприимца о добродетельном житии Памво, в сопутствии самого Исидора отправилась к нему в пустыню. «Принесла я с собой, – говорила она, – ящичек с тремястами литр[34] серебра и просила его принять это приношение от моих стяжаний. Он сидел и плел ветви и, не оставляя своей работы, дал мне только словесное благословение, сказав: «Бог наградит тебя». Потом сказал эконому Оригену: “Возьми это и употреби на нужды братии, живущей в Ливии и по островам: сии монастыри скуднее прочих”. А из живущих в Египте братий никому не велел давать из этих денег, потому что страна сия, говорил он, плодороднее других».
«Я стояла, – говорит Мелания, – и ждала, что он почтит меня благословением или хотя слово скажет в похвалу за такое приношение, но, ничего не слыша от него, сама сказала ему: “Господин мой, да будет тебе известно, что серебра здесь триста литр”. Он и при этом не показал никакого внимания и отвечал мне, даже не взглянув на ящичек: “Дочь моя! Кому ты принесла это, Тому не нужно сказывать, сколько тут весу: Он взвесил горы, и холмы поставил весом, тем паче знает вес твоего серебра. Если бы ты отдала его мне, то хорошо было бы сказать и о его количестве, но если ты принесла его Богу, Который не отвергнул и двух лепт, но еще оценил их дороже всех других приношений, то молчи и будь спокойна”».
«Так домостроительствовала благодать Господня, – говорила блаженная, – когда пришла я в Гору! По малом времени раб Божий почил без болезни и без всякого страдания телесного. Он плел корзину и послал за мною. Когда вплетен был уже последний прут, он сказал мне: “Возьми эту корзину из моих рук на память обо мне – другого ничего не могу оставить тебе”. Он отошел, предав дух свой Господу, без болезни, семидесяти лет от роду. Обвив тело святого тонким полотном и положив его во гроб, я оставила пустыню, а корзину ту буду беречь у себя до самой смерти».
Говорят также, что Памво пред своею смертию, в самый час преставления, сказал стоявшим при одре его пресвитеру и эконому, Оригену и Аммонию, мужам известным по жизни: «С того времени, как, пришедши в эту пустыню, построил я себе келию и стал жить в ней, не провел я ни одного дня без рукоделия; не помню, чтобы когда-нибудь съел кусок хлеба, данный кем-нибудь даром; до сего часа не раскаиваюсь ни в одном слове, которое сказал я, и теперь отхожу к Богу так, как бы еще не начинал служить Ему». Рабы Христовы Ориген и Аммоний точно подтверждали это и сказывали нам еще, что, когда спрашивали Памво о чем-либо из Писания или касательно жизни, он никогда не отвечал на вопрос тотчас, но говорил, что еще не нашел ответа. Часто проходило месяца три, а он не давал ответа, говоря, что еще не знает, что отвечать. Памво из страха Божия был весьма осмотрителен в своих ответах, так что их принимали с благоговением, как бы изречения Самого Бога. Этою добродетелию, т. е. осмотрительностию в слове, говорят, он превосходил даже Антония Великого и всех святых.