Мы сидели у него в кабинете и пили чай, который принесла секретарша. Иногда я поглядывал по сторонам. Здесь всё дышало временем.
– Ну, может, мы какую альтернативу придумаем? – начал я.
– Эй, вы поосторожнее с атрибутами государственной власти, – строго сказал директор, видимо подумав, что я предложу ему установить над куполом голограмму красного флага.
– Конечно-конечно, – затараторил я, ощутив, что мы начинаем ходить по краю пропасти, и директор может от нашей затеи в любую минуту отказаться. Зачем ему лишние проблемы, ведь на своём месте он сидит тихо и спокойно, а вот разреши он нам расставить голограммы на крыше театра, так, чего доброго, его руководству в министерстве культуры это не понравится, и его могут уволить. Я припомнил старый случай, когда начальник столичного департамента культуры разрешил какой-то фирме, шьющей рабочую одежду, одеть Рабочего и Колхозницу в комбинезон и платье. Освещение в прессе этого события было большим, но этот случай стоил ему теплого места. С другой стороны, если затея получит одобрение руководства, директора мог ждать дальнейший карьерный рост. Интересно, какой? Метил ли он в кресло министра? Похоже, он был склонен рискнуть. – Давайте мы вам изображение со статуей Суворова покажем, а там уж вы решайте. Суворов – хорошая идея. – Настя под столом меня больно ущипнула. Я состроил гримасу и продолжил. – Всё ж считается, что Суворов наш самый гениальный полководец, и, если мы поставим на крыше театра голограмму какому-нибудь другому полководцу, это будет неправильно. Мало того, что она будет выше всего, так сказать станет доминантой, так ещё, как вы справедливо заметили, площадь носит имя Суворова. Неправильно, если над театром будет Невский, Ушаков, Кутузов или Рокоссовский.
– Зря время потеряете. Ничего, кроме Российского флага над театром Российской армии быть не должно! Это, надеюсь ясно? А вот что касается тачанок – это интересно. Но вы вместо них можете изобразить что-нибудь другое? Тачанки – это тоже совсем не актуально.
– Что? – пытаясь сдержать гнев, спросила Настя.
– А что вы можете?
– Можно всё.
– Можно, скажем танк? Т-34 и солдат, которые идут в атаку?
– Танк – да, – кивнула Настя. – Его нарисовать не очень сложно, но с солдатами – сложнее. Я знала, как должна была выглядеть статуя Ленина на крыше, я бы просто эту картинку оцифровала, перевела в трехмерное изображение нужного размера и всё. А вот солдаты – это ведь получается скульптурная композиция. А я не скульптор.
Я догадался – отчего Настя меня ущипнула. Согласен, меня иногда заносит.
– Вот незадача, – развел руками директор. – И как быть? Давайте тогда трёхмерное изображение какой-нибудь фотографии сделаем, – директор явно входил во вкус. – И у нас пять лучей, следовательно – надо пять скульптур. А если отразить все ключевые этапы нашей военной истории? Великая Отечественная Война, Бородинская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва и Полтавская? Солдаты разных эпох. Их можно взять с картин. Очень будет красиво.
– Голограммы из Ледового побоища и Куликовской битвы слишком будут похожи друг на друга, – вставил я реплику. – Давайте вместо одной из них – Первую мировую представим.
Я знал, что эта война по-прежнему не очень популярна, несмотря на Брусиловский прорыв и победы Юденича над турками. Россия ведь из неё вышла, так и не получив заслуженного. Более того, она окунулась в хаос Гражданской.
– Был такой казак Крюков, герой, полный георгиевский кавалер, – уговаривал я директора. – На свою пику австрийцев, как сосиски насаживал.
– Молодой человек, я историю получше вас знаю. Про Крюкова, естественно, наслышан, и не надо мне объяснять, кто это. Но вот насаженные на пику австрийцы – это жестоко и не политкорректно, – возразил мне директор, но хорошо было, что он вообще заговорил со мной на эту тему. – Я бы на пику кое-кого другого насадил, но в ту войну они среди наших союзников числились, и Крюков их, следовательно, насаживать на пику не мог.
– Тогда с пикой, но без австрийцев.
– Можно подумать. Но богатыри с червлеными щитами – лучше.
– А скульптуры цветными делать? – спросила наконец Настя, которая во время нашего диалога с директором поглядывала то на него, то на меня и взгляд этот буквально метал молнии.
– Ой, я об этом не думал. А что, можно? Неплохо бы.
– Это займет катастрофический объем памяти, – сказала Настя. – Мой компьютер не потянет. Надо будет делать более мощный. Он дорогой.
– Насколько дорогой? – спросил директор.
– Пока не могу сказать. Мне нужно всё просчитать.
Разговор с директором забрал больше сил отчего-то у Насти, чем у меня, хотя это я её прикрывал и отражал первые удары. Выйдя из кабинета, она всё ещё держалась на ногах, но на ступеньках длинной парадной лестницы покачнулась, и, чтобы не упала, я не просто взял её под локоть, а схватил за пояс. Ноги её подкосились. Она обвисла в моих руках, и, выйдя на улицу, я потащил её к ближайшей лавке, усадил там и испуганно спрашивал, что стряслось и надо ли вызывать скорую.
– Со мной всё в порядке, – сказала Настя, но я понимал, что она врёт, потому что у людей с таким бледным лицом всё в порядке быть не может. – Устала. Посижу здесь, отдохну, потом пойдем.
– Хорошо, – сказал я, присел рядышком и обнял её.
Настя смотрела куда-то перед собой стеклянным взглядом. На её глазах постепенно навернулись слезы, а когда влаги там стало так много, что поверхностное натяжение больше не могло её удержать, слезы побежали по щекам. Только тогда она их заметила и уткнулась мне в плечо, чтобы я не увидел, как она плачет.
– Ну, ты что? – спросил я. – Всё ж вроде неплохо вышло.
– Неплохо, но меня там будто и не было. Я ж совершенно другое представляла – восстановить задуманный облик театра, а не городить на его крыше что-то новое.
– Ну вот на Кремлевских башнях когда-то не звезды были, а орлы, – зачем-то сказал я. – Директор правильно сказал: Ленин сейчас не актуален. Он ведь рискует. В смысле директор. Позволь он нам Ленина на крыше воспроизвести, скандал, конечно, выйдет мировой, но ему такой не нужен. И с Суворовым я тоже загнул. Флаг надо оставить. Главное ведь, что голограммы ты всё равно сделаешь.
Три следующих месяца практически выпали из нашей жизни. Директор на реализацию затеи выделил приличную сумму из своих фондов. Я ещё мог позволить себе жить, а вот Настя всё свободное время просиживала за расчетами, собирала блок памяти. Я ездил за запчастями. Какие-то мы заказывали в интернете, и их привозили на дом. Не мог я её бросить в такой момент и, хоть от меня толку почти не было, за исключением того, что я мог разогреть еду и принести её Насте прямо в комнату, я всё равно сидел у неё на кухне и читал книжку. Она мне говорила, что ей приятно, когда в квартире кто-то есть помимо неё. Тогда я догадался, что у неё всё-таки случались ночные кошмары в детстве, и, возможно, они мучают её до сих пор.
Директор торопил нас. Он хотел подгадать, чтобы мы установили аппаратуру на крыше театра накануне премьеры очередной постановки. Никакого ажиотажа она не вызывала. Билеты из касс поклонники не сметали. Но директор от такого невнимания только посмеивался и говорил, что все, кто не придёт на эту премьеру, ещё пожалеют и будут локти кусать, если дотянутся. Он созвал на неё телевизионщиков, не раскрыв таки нашу тайну. На его призыв откликнулся лишь канал «Культура», пообещав прислать телегруппу.
– Они никогда не бросят нас в беде. Они и получат эксклюзив!
В процессе проект вновь подвергся кардинальной переработке. Инициатором выступила уже Настя. Фигуры, которые планировалось поставить на лучах звезды, будут плохо видны снизу и не произведут на людей большого эффекта, если их не сделать громадными, метров по пять, а лучше по десять. Они ведь всё равно ничего не весят и стены театра не обвалятся – пусть даже фигуры эти будут до самых небес. Но тогда надо делать не композицию, а ставить единичные голограммы, причем Настя предложила отказаться от героических поз. Кто-то будет обнимать своё ружье, скрестив руки на груди, кто-то опираться на него, положив руку на дуло, богатырь склонит голову к щиту, а солдат из времен Отечественной войны и вовсе будет сидеть на крыше, свесив с неё ноги.
– Их взгляды будут направлены вниз, на людей, которые будут идти по улице, – рассказывала Настя. – Они точно всех рассматривать будут. Но это будут не агрессивные взгляды, а добрые и любопытные. Они ведь из другого времени и им интересно знать – достойны ли их памяти потомки, за которых они проливали кровь и защищали от врагов Родину. Зачем их в воинственных позах стоять? И они, и мы ведь мирные люди, но все знают, что если что…
Частично я написал Насте эту речь, заставил её выучить ключевые фразы, а потом ещё попросил несколько раз произнеси её перед зеркалом, преподав урок актерского мастерства. Меня ведь учили на практических занятиях, как держаться перед людьми на тот случай, если это когда-нибудь пригодится.
– Да, «наш бронепоезд стоит на запасном пути», – подхватил директор эту мысль. – Когда Европе надоедало хорошо жить, она начинала с нами ссориться. Ооо,– протянул он, подумав вероятно о взглядах голограмм. – Прямо мурашки по коже. Мне нравится. Хорошо. Вы видели японские картинки наших солдат? Они в стиле аниме, – он посмотрел на нас, выясняя – знаем ли мы эти картинки, а когда мы отрицательно закачали головами, продолжил, – там у одного из солдат на плечах сидит девочка, а у другого – кот. Пусть и у нашего солдата из Великой Отечественной на плече тоже сидит кот: серый, лохматый, громадный, сибирский.
– Хорошо, – кивнула Настя. – Только на фоне больших фигур флаг потеряется. Его надо побольше сделать?
– Реальный больше сделать? – спросил директор и пожал плечами. – Это трудно.
– Я попробую сделать виртуальный, – сказала Настя.
– Надо, чтобы он развевался, а не был статичным, будто он на Луне.
– У американцев и на Луне флаг развевался, – вставил я.
– Это доказывает лишь то, что съемки их высадки постановочные и снимали их вовсе не на Луне, – парировал директор.
– Полностью разделяю вашу точку зрения, – подлизался к нему я, хотя считал, что американцы на Луне были.
– Будет развеваться, – грустно сказала Настя.
– Вы успеете к сроку? – спросил директор.
– У нас ведь нет другого выхода, – сказала Настя.
Мы были внутри здания, под самой его крышей, где поставили компьютер с гигабайтами памяти, а так хотелось подняться чуть выше, пусть там ещё и холодно, гуляет ветер и без теплой куртки, штанов на лямках, которые закрывают спину и грудь, перчаток и вязаной шапки, – скоро околеешь.
На крыше мы с Настей провели достаточно времени, чтобы понять насколько это романтическое место. Вот только проверить – вправду ли лучи указывали на вокзалы, я не сумел. Новостройки закрыли их, а у меня ни духу не хватило, ни сил взобраться ещё и на шпиль, на котором развевался Российский флаг. Туда отправили промышленного альпиниста – из тех, что обычно зарабатывают на хлеб мытьем окон в небоскребах на невообразимой высоте. Он подвесил на шпиле одну из Настиных коробочек – ту, из которой появится голографический флаг. Есть какой-то обман в названии их профессии. Разве альпинист согласится мыть окна? Но может он так вынужден наскребать деньги на организацию экспедиции к какой-нибудь заснеженной вершине.
Директор отправился на улицу. Он хотел запечатлеть тот момент, когда над театром возникнут голограммы, а потом снять реакцию людей. Я ему немного завидовал, но он обещал показать весь материал, прежде чем поделится им с каналом «Культура» и выложит в интернет.
Мы договорились, что он сам выберет момент, подождет пока возле театра соберется побольше прохожих и зрителей, которые идут на спектакль от метро пешком или приезжают на машинах, позвонит мне на мобильный и даст команду. Эту миссию он никому не хотел доверить, а ещё он послал на улицу и нескольких администраторов, приказав им тоже снимать театр на свои мобильники. Повсюду вокруг театра было понатыкано множество камер слежения, но все они снимали улицу, и чтобы в объективы попала крыша театра, пришлось бы их перенаправлять.
– А на что вы снимать будете, – спросил я его, – если по мобильнику собираетесь нам звонить?
– У меня два мобильника, – сказал директор. – Разрешение обоих камер отличное. Я пробовал. Очень профессиональная запись получается. Увеличение тоже большое.
– Дрожать картинка всё равно будет, – сказал я.
– Не хочу никого приглашать со штатива снимать. Пусть съёмка будет любительской, так эффект неожиданности больше.
Я не выпускал мобильник из рук уже больше часа, хотя примерно предполагал, что директор позвонит нам минут за тридцать до начала спектакля. Именно с этого времени люди постепенно подтягиваются к театру.
«Вот он, настал час истины», – подумал я, когда мобильник в моих пальцах ожил, я включил кнопку приема, услышал в ухе голос директора: «готовы?»
– Да, – сказал я, получилось немножко тихо, потому что горло мое пересохло, но директор меня услышал.
– Тогда врубайте! – закричал он так громко, что у меня едва не лопнула барабанная перепонка, и его должна была услышать даже Настя.
– Врубай, – сказал я ей.
Директор не отключил свой телефон, и я различал голоса прохожих, едва различимый шум ветра, а потом восторженный вздох, и по этому вздоху я догадался, что на крыше театра появились наши голограммы. А потом связь прервалась.
– Что там? – спросила Настя.
– Не знаю.
Мы были единственными людьми, которые не имели возможности посмотреть на то, что происходит на крыше, ведь даже зрители могли выскочить на улицу, а нам приходилось оставаться на месте и ждать.
Опять зазвонил мобильник.
«Это грандиозно!», – прокричал директор и отключился.
Он звонил нам с периодичностью минуты в три, чтобы мы не чувствовали себя всеми покинутыми, и информировал о том, что происходит снаружи. Я был ему за это признателен. Слух о том, что в театре Российской армии дают светопреставление, быстро распространился по интернету.
Постепенно толпа забила и Суворовскую площадь, и все прилегающие улицы, точно люди собрались на концерт какой-то группы, решившей выступать на крыше театра. Когда-то так многие делали, чтобы раскрутиться. Вроде U2 стали популярны после такого концерта. Машины замедляли скорость. Образовались пробки. Приехали съемочные группы с новостных каналов.
Продюсеры замучили звонками телефон директора, вызывая его на интервью для объяснения происходящего. Он обещал выйти, но совсем не торопился. Он ведь знал, что телевизионщики у него на крючке. Премьеру спектакля пришлось задержать почти на час. Оставшиеся в кассах билеты скупили зеваки, подумав, что и внутри их ждет сюрприз.
Находясь в самом эпицентре событий, мы какое-то время были лишены информации. Хорошо ещё, что директор распорядился оснастить наше место пребывания телевизором. Вот по нему-то мы и узнавали новости. Сообщение про наши голограммы попадалось ближе к концу выпусков, но многие телеканалы пригнали к театру тарелки и устроили прямые включения.
Картинка не может передать реальности, но и у меня замерло сердце, а потом забилось быстрее нормы, когда я видел съемки, как на театре появились голограммы. Они были похожи на призраков, на души людей, когда-то оберегавших этот мир. Люди тыкали в них пальцами, снимали на свои мобильные. Я читал на их лицах удивление и восторг.
– Мы сделали это, – тихо сказал я Насте.
– Да, – кивнула она. Настя так устала, что теперь эмоции совсем не проявились на её лице.
На экране показывали директора. Он воодушевленно о чём-то рассказывал. Но мы только видели, как бесшумно чмокают его губы. В телевизоре был отключен звук или поставлен на самый минимум. Пульт нам не принесли, а сенсоры на панели телевизора на все мои тычки никак не реагировали, и тот оставался безмолвным.
– Только вся слава досталась не тебе, – сказал я.
– Ничего страшного, – печально сказала Настя.
Она отключила свой мобильник и не знала ещё, что слава на неё уже обрушилась. Директор ведь честно рассказал кто придумал и сделал голограммы. После премьеры он устроил в своём кабинете небольшой банкет для актеров, на которой пригласил и нас. Настю поздравляли, хлопали по плечу и благодарили. Домой мы попали только глубокой ночью, уставшие до смерти, поэтому сразу же легли спать.
А на следующий день Настя ужаснулась количеству пропущенных звонков, и стоило ей только включить телефон, как он уже не умолкал. Её просили о комментариях, приглашали в ток-шоу, называли нашим Стивеном Джобсом и Биллом Гейтсом. Она стала очень популярной. Её узнавали на улице и в метро, а на её страничку в социальной сети сотнями ломились желающие записаться в друзья. Всем ведь надоели разговоры, в которых так называемые звезды шоу-бизнеса перемывают друг дружке кости или несчастные плачутся о своей нелегкой судьбе. Настя на их фоне заметно выигрывала. Она несла позитив и вселяла надежду. Она смогла что-то сделать буквально на коленке, без административного ресурса и бюджетных денег.
Настя вернула своим волосам прежний русый цвет и избавилась от пирсинга на языке. Она вообще стала походить на ангела. Только крыльев у неё нет, но, когда она научится делать биопротезы, а я в этом нисколько не сомневаюсь, она и функциональные крылья сумеет создать. Хорошо ещё, что от всей этой известности у неё не съехала крыша. Мало кто выдерживает такие испытания. У неё появилась куча поклонников, среди которых я, конечно, затерялся бы, как серая полевая мышь среди цирковых мышей, но хорошо, что Насте никто, кроме меня, не нужен. К ней тоже когда-нибудь пропадет интерес, если она перестанет о себе напоминать и уйдет в тень, как многие из тех, кто устал от славы. Но у неё много идей.
Голограммы появлялись над театром каждый вечер, когда смеркалось и оставались сторожить его до утра всю ночь, цветом похожую на выключенный монитор компьютера.
Несколько раз я и сам приходил к театру, смотрел на эти фигуры. В особенности почему-то на солдата Отечественной войны и кота на его плече. Мне казалось, что черты его лица меняются, он улыбается и подмигивает мне, но движения эти были настолько неуловимы, что я мог обманываться, и увидеть их лишь из-за того, что растаявшая снежинка залепила мне глаз.
Никакой исторической ценности Настины голограммы не представляли. Их уже видели все, кто хотел увидеть. Но даже когда возле театра перестали собираться толпы зевак, директор всё равно не хотел отказываться от этих голограмм.
– Они стали нашей частью, как часы на театре Образцова, – говорил он. – Туда ведь вот уже много лет приходят, чтобы посмотреть на механических зверей. И я ходил, когда был маленьким. И к нам будут приходить.
На Настю отовсюду посыпались заказы. Она нашла золотую жилу, потому что этот рынок был совершенно не освоен, и какое-то время она могла грести деньги буквально лопатой. Нам срочно пришлось брать кредит, чтобы расширить производство, набрать штат сотрудников и арендовать вначале гараж, а потом ангар в промышленной зоне города и ещё пару кабинетов в одном из офисных зданий возле метро Технопарк. Мы стали перспективным предприятием, в которое многие инвесторы готовы были вложить деньги, но мы как-то с опаской относились ко всем предложениям и боялись, что у нас могут всё отобрать.
За всеми этими заботами мы немножко забыли об учёбе. Я так совсем не появлялся на лекциях, затянул со сдачей курсовых статей, и преподаватели грозили, что наставят мне двоек. Нет, они меня не отчислят, но я будут пересдавать экзамены до скончания века. Я знал, что они меня просто пугают. Я ведь тоже, как верный паж, ходил на ток-шоу вместе с Настей, сидел рядышком с ней, отвечал на какие-то вопросы, а преподаватели гордились тем, что я учусь в их университете.
– Если ты хочешь отдохнуть летом в Греции, то должен в срок сдать все свои долги и закрыть сессию, – говорит мне Настя. – Меня приглашают сделать голограмму Колоса Родосского и ещё потом Афинского акрополя – таким, каким он был первоначально, то есть раскрашенным и с крышей. Она будет появляться на время. Постоит минут тридцать, а потом – опять Акрополь в теперешнем состоянии, тоже минут на тридцать. Эффектно должно получиться. Греки надеются, что всё это привлечет туристов и в Афины, и на Родос, так что, несмотря на их трудное финансовое положение, они готовы профинансировать затею. Как тебе лето на Родосе и в Афинах за счет принимающей стороны?
– Крутяк, – говорю я.
– Так уж и быть, обещаю, что у тебя будут эксклюзивы о ходе работ. Наверняка, это заинтересует сетевые издания и не только их. Ты сможешь заработать денег, чтобы покормить меня в какой-нибудь афинской забегаловке.
– Конечно, моя благодетельница. Всё, что прикажешь, – киваю я, пытаюсь чуть склониться, и воображаю, что за эти статьи преподаватели простят мне все грехи, но Настя меня останавливает, обнимая за плечи, и целует в губы.
Теперь-то я не боюсь, что мой язык у неё во рту зацепится за какую-нибудь железяку и тогда, чтобы разъединить наши уста придется, обращаться к хирургу.
Кубок Марса
Ледяное поле нашел Ральф Лоуренс, вернее даже не он, а его робот, когда Ральф выгуливал его по близлежащим пустошам. Этот робот – отдельная история, и, если ее подробности станут известны на Земле, боюсь, когда Ральф вернется домой, им займутся врачи и психологи. Впрочем, после пары лет на Марсе они, наверное, нужны будут всем.
Итак, началось все с того, что на… уж не помню на какой сол нашего пребывания на Марсе Ральф заявил, что он привык каждое утро выгуливать свою собаку. Эти утренние прогулки, видите ли, приучали его к порядку. Продолжались они много лет, чуть ли не с той самой поры, как Ральф научился стоять на ногах и сделал первый шаг.
Поскольку ему сейчас уже сильно перевалило за тридцать, подозреваю, что за время своих прогулок он сменил как минимум двух собак, потому что ни у одной из выведенных пород не хватает жизненного ресурса на тридцать лет, даже если им менять внутренние органы и устраивать профилактические обследования.
Ральф сидел за столом в отсеке, который мы использовали вместо кухни, ножом намазывал джем на кусок хлеба, когда его и «прорвало». Он сказал, что без собаки чувствует себя не в своей тарелке. На лице его проступила грусть. Он так и застыл на какое-то время с ножом в одной руке и недоделанным тостом с джемом – в другой, погрузившись в свои воспоминания.
Интересно, а кто-нибудь чувствует себя «в своей тарелке», оказавшись в нескольких миллионах миль от дома – на планете, где нет ничего живого, повсюду красная пыль и гуляют ураганы, которые гораздо сильнее того, что поднял домик Дороти и утащил в Волшебную страну Оз? Думаю, что как раз не в себе надо считать того, кто даст на этот вопрос положительный ответ. Так что с этой точки зрения Ральф был вполне нормальным человеком, но что-то в выражении его лица мне не понравилось, и я поспешил забрать у него нож.
– А? – он вопросительно уставился на меня.
– Ну, я подумал, что ты его уронишь, а это плохая примета, – сказал я в оправдание своих действий.
– Если нож упадет – это вовсе не плохая примета, – вступил в разговор наш биолог, которого мы называли не иначе как биопрогрессор, – Джереми Колхаун, – это означает, что придет гость мужского пола.
– Да кто ж к нам заявится? – всплеснул я руками. – До русских не близко. Уж не намекаешь ли ты на марсиан? На этих зеленых тварей с длиннющими щупальцами, как у осьминогов?
– Тссс, – Джереми приложил указательный палец к губам, – не говори так, а то они нас услышат, точно придут и высосут всю нашу кровь.
– Вот будь у меня собака, она о непрошеных гостях нас предупредила бы, – нудно гнул свое Ральф.
Он очень кстати вернул беседу к прежней теме, и я совсем забыл спросить – сколько же у него сменилось собак. Ральф был канадцем, а эти парни часто оказываются с причудами.
– Одна у меня все это время и была. Мне ее еще папа подарил, – вопрос я вслух не задал, но Ральф по выражению на моем лице догадался, что нужны пояснения, вот он и продолжил, – она была искусственной.
– А, – сказал я, – ну это всё объясняет.
– Да, – сказал Ральф, – я просил, чтобы мне разрешили ее с собой взять. Но мне сказали, что это невозможно, потому что у нас на борту каждый грамм на учете. А вот теперь я точно уверен, что для нее место на борту нашлось бы. В конце концов, она весила всего ничего. В крайнем случае, могли не брать часть продуктов, полагавшихся на мою долю. Я бы поголодал, но зато у меня была бы собака, и я теперь гулял с ней каждое утро.
– Долго же ты держался, – сказал я, намекая на то, что наша миссия уже продолжалось некоторое количество месяцев, однако впереди нас ждало еще более длительное пребывание на Красной планете, и меня как психолога очень заботило моральное и психическое состояние коллег. Я не мог допустить, чтобы у Ральфа настроение сол от сола ухудшалось, пока не перешло критическую точку, после которой он в каждом будет видеть врага. Начнет еще за каждым встречным в коридорах гоняться с тесаком наперевес, и нам останется либо его нейтрализовать при помощи какого-нибудь действенного аргумента в виде кувалды, либо спасаться бегством на одном из вездеходов и искать убежища на базе русских. Вездеходы, кстати, находились в ведении Ральфа, и он следил за их исправностью. – Что ж ты сам себе собаку здесь не сделал? – вдруг меня осенило. – Любой из наших роботов подойдет для этого.