В монографии представлена русская метапоэтика поэзии – исследование поэтами собственного творчества со времен С. Полоцкого (конец XVII века) до конца XX века. Осуществляется легитимация дискурса: впервые системно изучаются работы русских поэтов о творчестве, выделяется несколько этапов формирования метапоэтики: метапоэтика усвоения (рецепции – XVII–XVIII века), метапоэтика преобразования (преображения) и установления (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, поэты XIX века), метапоэтика синтетики поэзии (символизм, акмеизм – конец XIX – начало XX века), метапоэтика аналитизма поэзии (авангард – первая половина XX века), метапоэтика отображения реальной действительности и отрешения от нее (соцреализм – XX век), метапоэтика деконструкции (постмодернизм – конец XX века), метапоэтика новейшего времени (И.А. Бродский – конец XX века). Дается теория русской метапоэтики, рассматриваются общая метапоэтика и частные (индивидуальные) метапоэтики (Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Баратынский, Тютчев, Пастернак, Твардовский и т.д.). Предназначена для студентов, магистрантов, аспирантов филологических факультетов, а также для всех интересующихся проблемами филологии, русской поэзии. Раздел «Особенности организации абсурдистского текста А.И. Введенского по данным метапоэтики в контексте эпистемологической ситуации» написан Алексеем Борисовичем Оболенцем.