Божественное пребывает повсюду, на всех планах сознания, и мы можем воспринимать тот или иной аспект Его бытия и видеть Его в различных формах. Но есть также Всевышний, который находится за пределами проявленного мира и превосходит все эти планы, аспекты и формы, являясь их источником и создателем.
* * *Божественное может быть и действительно находится повсюду, на всех планах сознания – скрыто, полупроявленно или только в начальной стадии своего проявления. Но лишь в Супраментале Оно начинает проявляться без искажений или покровов, в своем истинном виде (svarūpa).
* * *Не думаю, что всегда можно установить точное соответствие между различными системами духовного или оккультного знания. Хотя все они имеют дело с одним и тем же предметом, но их подходы, области и широта исследований различаются, имеется также расхождение в ментальных оценках того, что было воспринято или открыто в результате непосредственного внутреннего опыта, различны практические цели, а значит, и пути, способы и методики их достижения; все системы отличаются друг от друга, и каждая вырабатывает свою собственную последовательность и технику овладения духовным знанием.
В древнеиндийской системе духовного знания существовало только одно небесное триединство – Сат-Чит-Ананда. Если же под небесными мирами вы имеете в виду планы высшей полусферы, то их всего три: план Сат, план Чит и план Ананды. В качестве четвертого можно добавить Сверхразум, так как он является продолжением этих планов и относится к высшей полусфере. Индийские духовные системы не делали различий между двумя совершенно разными силами или уровнями сознания, один из которых мы называем Верховным Разумом, а другой – истинным Сверхразумом, или Божественным Гнозисом. Именно поэтому они пришли к неверным выводам относительно Майи (Силы Верховного Разума, или Видья-Авидьи), решив, что это и есть высочайшая сила творения. Они остановились на уровне Верховного Разума, приняв его лучи за сам источник Света, и таким образом не смогли открыть секрет трансформации. Вайшнавы и тантристы впоследствии снова пытались отыскать ключ к трансформации, но успеха не достигли, хотя и были очень близки к нему. Что касается остальных направлений йоги, то, думаю, Верховный Разум был камнем преткновения для всех, кто пытался открыть тайну динамического аспекта божественной Истины. Я не знаю никого из тех, кто испытал бы нисхождение ослепительного света Верховного Разума и тотчас не вообразил бы, что это и есть сам Божественный Гнозис и что наконец произошло истинное просветление. Таким образом, они либо на этом останавливались, не предпринимая попыток идти дальше, либо рассматривали Верховный Разум тоже как проявление Майи или Лилы и считали, что единственный выход – это вырваться за его пределы и погрузиться в невозмутимое и неподвижное безмолвие Всевышнего.
Возможно, под небесными планами сознания подразумевают три основных принципа нынешнего проявления. Согласно индийской системе, это Ишвара, Шакти и Джива, или – Сат-Чит-Ананда, Майя и Джива. Но в нашей системе йоги, которая стремится подняться за пределы проявленного мира, эти три принципа могут рассматриваться как исходные, а если говорить о планах сознания, то три высочайших – Ананду (лежащую в основе Сат и Чит), Сверхразум и Верховный Разум – можно назвать тремя Божественными планами. Верховный Разум находится на вершине низшей полусферы, и вам неизбежно придется пройти через него и выйти за его пределы, чтобы достичь Сверхразума. А еще выше, за пределами Сверхразума, находятся миры Сат-Чит-Ананды.
Вы говорите о бездне, разделяющей Верховный Разум и сознание человека. Но так ли это на самом деле – или существует какая-то иная бездна, кроме бездны человеческой бессознательности? Во всей иерархии планов или уровней сознания в действительности никакой бездны нет – между различными планами сознания всегда существуют промежуточные ступени, по которым можно постепенно восходить от плана к плану. Между Верховным Разумом и человеческим умом имеется целый ряд все более и более озаренных уровней сознания, но для человеческого ума они являются сверхсознательными и недоступными (за исключением одного или двух самых близких, с которыми ум человека способен непосредственно контактировать), поэтому он склонен рассматривать их как высшее Бессознательное. Так, в одной из Упанишад говорится о сознании Ишвары как о сушупти (suṣupti), глубоком Сне, поскольку обычно человек входит в это сознание только в состоянии самадхи, и так будет продолжаться до тех пор, пока он не попытается изменить свое бодрствующее сознание, подняв его на более высокий уровень и придав ему свойства более высоких планов.
Фактически в строении человеческого существа и различных частей его сознания можно выделить две параллельно функционирующие системы: одна концентрическая – определенное количество слоев или оболочек с психическим существом в центре, другая вертикальная – восходяще-нисходящая (подобно лестнице) иерархия планов, в которой граница между Верховным Разумом и Сверхразумом обозначает переход от человеческого сознания к Божественному. Для того, чтобы осуществить этот переход, тем более, если его целью является трансформация, есть лишь один способ, один путь. Прежде всего человек должен обратить свое сознание внутрь, погрузиться в свои глубины, чтобы найти скрытое глубоко внутри психическое существо и вывести его вперед, одновременно раскрывая внутренние ментальные, внутренние витальные и внутренние физические части собственной природы. После этого необходимо восхождение, точнее, несколько циклов восхождений и нисхождений для преобразования низших частей природы. Осуществив внутреннее изменение сознания, человек подчиняет влиянию психического всю низшую природу, чтобы подготовить ее для божественной трансформации. Устремляясь вверх, он выходит за пределы человеческого разума, и на каждой ступени этого восхождения происходит переход в новое сознание и постепенное проникновение энергий этого сознания во всю индивидуальную природу. Поднимаясь таким образом за пределы интеллекта и проходя через озаренный высший разум к интуитивному сознанию, мы начинаем воспринимать все уже не с интеллектуальной точки зрения и не посредством интеллекта, а с помощью более высокой и безошибочной интуиции, при этом изменяются и наши воля, чувства, эмоции, ощущения, физические контакты, которые также приобретают интуитивный характер. При переходе от плана Интуиции к еще более высокому плану Верховного Разума происходит новое изменение, и мы воспринимаем и переживаем все исходя уже из этого сознания – наши разум, сердце, витал и тело приобретают свойства Верховного Разума, и мы начинаем мыслить, видеть, чувствовать, ощущать, контактировать с объектами соответственно этому уровню, осознавая свойственную ему игру сил. Но остается последнее, супраментальное изменение, и когда оно происходит – когда человеческая природа становится супраментальной, мы полностью выходим за пределы Неведения и тогда в изменении сознания уже нет необходимости, хотя возможности его дальнейшего роста и даже бесконечного развития на пути познания Божественного остаются.
* * *Существует мир Неведения, но есть и миры Истины. Творение в целом не имеет ни начала, ни конца. Только о каком-то отдельном творении можно сказать, что оно имеет начало и конец.
* * *Необходимо помнить, что отблески света высших миров могут проникать на более низкие планы, и на данной стадии эволюции эти отблески легко можно принять за самого Всевышнего. Но высочайшая Сат-Чит-Ананда вообще не является миром, она находится за пределами космоса. Мир Сат (Сатьялока) – это высший из миров, связанных с нашей вселенной.
* * *Этот мир и есть изначальная Таполока, основным принципом которой является Чит и его сила Тапаса, но есть и другие миры Тапаса на более низких планах. Один из них находится на ментальном, а другой – на витальном плане. Существо, которое вы видели, должно быть, принадлежит к одному из этих миров Тапаса.
* * *Над видимой материальной вселенной, независимо от нее, существует витальный план. Над материальным и витальным планами есть такой же самостоятельный ментальный план. Все три вместе – ментальный, витальный и физический – составляют то, что называется тройственной вселенной низшей полусферы. В земном сознании эти планы были проявлены в процессе эволюции, но как таковые они существовали задолго до появления земли и начала эволюции, пребывая над земным сознанием и материальным планом, к которому относится земля.
* * *Если мы представим себе иерархию миров или планов сознания в целом, то увидим, что это чрезвычайно сложная система, постоянно пребывающая в движении: высшие планы распространяют свое влияние на низшие, те, в свою очередь, реагируют на это влияние и развивают или проявляют в рамках своей природы, своего бытия то, что соответствует силе более высокого плана, ее особенностям и характеру деятельности. Материальный мир, повинуясь давлению витального плана, развил в себе жизнь, а затем, отвечая на давление ментального плана, разум. Сейчас он пытается развить Сверхразум в ответ на давление супраментального плана. Если описывать этот процесс более подробно, то нужно сказать, что определенные силы, движения, энергии, существа более высокого мира могут проникать на низлежащий план и создавать там соответствующие, приемлемые для себя формы, благодаря которым они обретают связь с материальным миром и могут производить или проявлять свое действие в этом мире. Поэтому каждый объект, созданный в этом мире, имеет более тонкие оболочки или формы, находящиеся на соответствующих тонких планах, которые поддерживают его существование и связывают с силами более высоких планов. У человека, например, помимо грубого физического тела есть и тонкие тела или оболочки, благодаря которым он, не осознавая этого, живет в непосредственном контакте с супрафизическими планами сознания и может подвергаться влиянию сил, энергий и существ, принадлежащих этим планам. Так, всему, что происходит в нашей жизни, всегда предшествует активность сил и существ на оккультных витальных планах, а работа ума человека представляет собой передачу формаций и движений, уже существующих на оккультных ментальных планах. Эта скрытая сторона реальности становится все более очевидной, несомненной и важной по мере нашего познания динамического аспекта интегральной йоги.
Однако не стоит думать, что взаимодействие между различными планами сознания носит слишком жесткий или механический характер. Это в высшей степени сложный, многообразный и гибкий процесс, в котором проявляется игра бесчисленных возможностей, и понять закономерности этого процесса можно лишь обладая очень ясным и проницательным сознанием или очень тонким внутренним восприятием. Его нельзя свести к слишком строгим логическим или математическим правилам. Следует обратить внимание на некоторые подробности, чтобы показать многообразие и гибкость этого процесса.
Прежде всего, каждый план, несмотря на свою связь с другими планами, расположенными выше и ниже, это все же самостоятельный мир со своими принципами существования, своими силами, существами, формами, типичными особенностями. Существа, принадлежащие данному плану, живут ради собственных целей и целей плана в целом, подчиняются его законам и способствуют его проявлению, не имея как будто никакого отношения к другим членам великой иерархии планов сознания. Поэтому, если мы рассмотрим витальный или тонкий физический план, то увидим, что входящие в них миры (точнее, большая их часть) существуют совершенно самостоятельно, никак не взаимодействуя с материальным миром и не оказывая на него никакого влияния, не говоря уже об их проявлении в условиях материального плана с созданием и использованием соответствующих физических форм. В данном случае мы можем лишь сказать, что существование любых форм или активности на витальном, тонком физическом или любом другом плане создает возможность для проявления соответствующих форм и активности в физическом мире. Но для того, чтобы эта скрытая или потенциальная возможность обрела динамическую силу и смогла реализоваться в материальном творении, требуется нечто большее. Это нечто может быть зовом, исходящим из материального плана – когда, например, некая сила или существо физического мира устанавливает связь с определенной супрафизической силой, супрафизическим миром или каким-то его аспектом и стремится осуществить нисхождение этой силы или мира на уровень земной жизни. Возможен и другой вариант, при котором побуждение исходит с витального или какого-то иного плана, когда, например, одно из витальных существ пытается распространить свое влияние на землю, установить здесь свое господство или проявить игру тех сил, которыми оно располагает в своих владениях. Или это может быть результатом давления свыше – например, какая-то супраментальная сила или сила ментального плана создает свою формацию и направляет ее вниз, развивая на витальном плане соответствующие формы и энергии, в качестве промежуточных средств, для своего проявления в материальном мире. Или, наконец, все эти факторы могут действовать одновременно – и зов снизу, из материального плана, и нисхождение или влияние с более высоких планов – и в этом случае открываются наибольшие возможности для материальной реализации и подлинного творения.
Из всего сказанного следует, что деятельность витального или любого другого более высокого плана лишь в незначительной степени связана с земным существованием. Но даже эта связь создает массу возможностей, которые значительно превосходят те, что земля может в данное время проявить или выразить с помощью своих менее гибких средств. Конечно, не все эти возможности реализуются: некоторые из них терпят неудачу и остаются, в лучшем случае, бесплодными идеями, другие пытаются проявиться с большой силой, но все-таки оказываются отброшенными или побежденными, а если даже и одерживают верх на какое-то время, то все равно это ни к чему не приводит. Третьи реализуются наполовину, и такие случаи наиболее распространены. Все это объясняется тем, что витальные и другие супрафизические силы приходят в столкновение друг с другом и должны преодолевать не только сопротивление физического сознания и материи, но и ожесточенное сопротивление друг друга. А некоторые достигают большего успеха, проявляясь в более совершенном творении – так что если вы сравните это творение с его оригиналом на более высоком плане, то обнаружите между ними весьма близкое сходство или даже, более того, внешне точную копию или воспроизведение супрафизической формы в форме физического плана. И все же эта идентичность только кажущаяся, так как сам факт воплощения супрафизического творения в другой субстанции с другим ритмом существования неизбежно создает различия. В проявленном мире это будет уже новое творение, и именно в этом заключается его ценность. Какой, к примеру, был бы смысл в супраментальном творении на земле, если бы оно было точно таким же, как его праобраз на супраментальном плане? Но оставаясь в сущности тем же самым, оно несет в себе нечто большее – торжество нового самораскрытия Божественного в условиях, которых нет ни на каких других планах сознания.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Notes
1
«Воистину все сущее есть Брахман» (Чхандогья Упанишада 3.14.1), «Все есть Божественное» (Гита 7.19) – прим. пер.
2
Ригведа 5.62.1 (прим. пер.).
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги