Но, как всегда бывает, среди людей нашёлся один мудрый правитель, который объединил множество племён. Задачка попалась не из лёгких, но оно того стоило. Правителя звали Мусана Бен Раден.
После того, как он собрал немалое по размеру войско, вопрос «на кого пойти войной» даже не стоял. Пошёл сразу на всех! Сначала подмял под себя все людские племена и этнические группы; затем потеснил орков, которые после подписания мирного договора получили вид на жительство в степях, непригодных для земледелия; затем пришёл черёд гномов, которые получили чёткую директиву сидеть в горах и не высовываться, при условии, что будут поставлять оружие для армии Мусаны.
А потом рискнул вторгнуться в неизведанные земли, а именно те, что начинались сразу за степями – завораживающие пустыни с не менее завораживающими существами. На свою беду, Мусана Бен Раден плохо представлял, с кем имеет дело, будучи наслышан о джиннах, но располагая лишь общими сведениями, исковерканными до безобразия, почерпнутыми из устного народного творчества. Что касается самих джиннов, то им было глубоко плевать на то, что творилось за пределами их государства, тем более что у них своих проблем хватало, чтобы не лезть в чужие.
Дело в том, что за время своего существования джинны потерпели ряд катастрофических изменений. Будучи практически богоподобными, как заявлялось ранее, они не смогли жить мирно друг с другом, и в итоге их распри привели к регрессу. То ли в этом повинны сами джины, то ли вмешательство Создателя (аккурат после освобождения людей из-под гнёта джиннов), но эти древние существа постепенно стали терять те безграничные силы, которые имели прежде. Теперь джинны проводили столетия, чтобы совершенствоваться не только в плане магических способностей, но и расти духовно. Многие совершенствующиеся полюбили на пике совершенства создавать свои отдельные миры, куда и уходили. То есть получалось, что в один прекрасный миг, джинн становился даже более могущественным, чем его предки, что делало его равным Богу. Вместе с силой он обретал и безграничную мудрость, после чего и уходил в мир, созданный им самим. Так что на момент, когда Мусана дошёл до государства джиннов, они оказались крайне малочисленны, и пытались разобраться в том Содоме и Гоморре, в который превратили окружающий мир своей магией.
Возьмись джинны за ум чуть ранее, до того, как подрастеряли первородную безудержную силу, всё бы вышло совсем наоборот. Именно поэтому поход Мусана Бен Радена закончился неожиданно для всех. Как в другом мире пала от рук варваров Римская империя, так же пало государство джиннов. Внезапно.
Мусана прославился на весь мир прежде всего своей жестокостью и агрессией, поэтому даже магии джиннов не хватило на многочисленные войска Бен Радена. Хотя, по сравнению с другими людьми, которые не пожелали покориться ему сразу, с джиннами он обошёлся вполне лояльно. Правда, оставшихся джиннов можно пересчитать по пальцам, но тем не менее. Не обошлось и без личной выгоды для Мусаны: поговаривают, что фишка с желаниями началась именно в те времена.
На этом, пожалуй, и закончилось перекраивание мира, так что Создатель, проснувшись однажды утром и глянув на мир, решил, что дело совсем вышло из-под контроля, а раз уж на то пошло, то нечего его вообще трогать. Руками, по крайней мере. Так разве что, тихонечко и незаметно.
Так что существа, этот мир населяющие, преспокойно продолжали воевать друг с другом: одни правители сменяли других правителей, и ничто не нарушало равномерного хода истории, пока жители Водного мира, уставшие от передряг, не договорились о перемирии, в результате которого появилось несколько империй.
На сегодняшний день, или на момент моего попадания в ЭТОТ мир, весь континент, который, кстати, так и закрепил за собой название «Великий» (или попросту «Большой»), разделён на шесть империй: «Лазурная», «Светлая», «Зелёная», «Красных Песков» (или «Красная»), «Скалистая», «Тёмная».
Особой оригинальностью названия империй не отличаются, зато в каждой, что неудивительно, есть свои приколы и своя отдельная история возникновения. Судя по рассказам моего неугомонного собеседника, Лазурная империя, в которой я сейчас нахожусь, вообще самая крутая из всех…
Названия империй связаны прежде всего с их ландшафтными особенностями. Например, Лазурная называется так потому, что расположилась на побережье огромного моря. Кроме того, раньше прибрежная территория и водное пространство находились во власти рыболюдей, русалок, тритонов, и прочей подводной нечисти (до которой речь дойдёт, но позже). А уже потом расчётливые люди заключили «Межрасовый» союз, при котором часть территории, прежде всего береговой, отходила людям. Говорят, русалки здорово на этом обогатились (вопрос: чем?).
Время шло, отношения между людьми и «Водниками» крепли, был заложен первый город Лазурной империи. Предприимчивые «Водники» стали поставщиками-монополистами очень дорогого и ценного материала «лазурнита» (отсюда и название империи), из которого ныне и построена столица империи – город «Морград».
Если верить рассказам джинна, Лазурная – самая развитая из всех империй, как в плане экономики, так и в плане магического искусства. Именно здесь построен Общеимперский Независимый Магический Университет (сокращённо «ОНМУ»), в котором большое внимание уделяется не одной конкретной магической отрасли, как, например, в университетах Красной империи, а всем сразу. Как я понял, мечта каждого будущего мага – учиться в ОНМУ.
Большая часть жителей Лазурной империи, за исключением всевозможных культистов и иноземцев, верит в Создателя, переняв веру у джиннов в далёкие незапамятные времена. Однако памятуя о шествии сквозь пустыню, люди со временем стали считать, что вёл их предков не обычный человек, избранный Создателем, а сам Создатель, просто примерив обличие простого мужа. Далее на протяжении истории встречалось ещё два значимых персонажа, так или иначе облегчающих жизнь простых людей. Отсюда и вышло современное религиозное воззрение о том, что сам Создатель принимал участие в жизни простых смертных аж трижды. Так и пошло, что жители лазурной империи возносят хвалы и почести трём Магам-Создателям, подразумевая при этом одного-единственного. А приставка "магам" появилась по причине того, что вся жизнь людей (и не только в Лазурной империи) почти целиком связана с магий.
После рассказов о Лазурной империи больше всего меня заинтересовала Красная. Эта та самая пустыня, в которой некогда обитали джинны. Кстати, существует три теории, почему империя называется Красной. Первая – скучная, объясняет тем, что империя находится на территории обширной пустыни. За многие века солнце настолько прокалило почву, что там почти не осталось влаги, и пески приобрели красный цвет.
Другая теория понравилась мне больше, и объясняла название, что завоевания Мусана Бен Радана были настолько кровавыми, что пески не смогли впитать всю пролитую кровь, отчего и остались красными.
Третья вообще не теория, а чистейшая истина, которую знают одни джинны, и она гласит, что цвет песков являлся в своё время визитной карточкой правителя государства. Джинны своего правителя выбирали так, как мы выбираем президента, на довольно ограниченный срок, и каждый новый правитель красил пески в «свой» цвет. Поэтому ничего удивительного, что пески могли быть пять лет зелёными, потом синими… и так вышло, что в момент, когда пришёл Мусана, они оказались красными. А поскольку джинны отдали власть в руки Мусаны, с тех пор цвет песков никто не менял.
Красная империя очень развитая, и стоит на одном экономическом и культурном уровне с Лазурной.
Зато магия в Красной империи более крутая. Хоть ОНМУ и является оплотом всего магического мира, но в боевой магии он не смог переплюнуть Красную империю. На протяжении многих лет маги Красной империи практикуют боевую магию и достигли в своём ремесле колоссальных успехов.
Ну а населяют её, соответственно, джинны и люди.
Империя живёт главным образом за счёт торговли товарами, войнами и рабами. И вот тут должен возникнуть законный вопрос: " А откуда, пардон, берутся рабы?" Что ж, есть ответ и на этот вопрос. Поскольку времена достаточно мирные, то империи, которые имеют выход к морю, пытаются постепенно осваивать новые земли. А империй, которые имеют выход к морю, всего три – Светлая, Лазурная, Красная. И то – совершать великие географические открытия стремятся только две последних. Так уж оказалось, что плавать далеко не требовалось: что у Лазурной, что у Красной сразу под боком были острова, которые населяли такие же люди, существование которых – наглый плагиат какого-то древнего джинна, решившего сделать себе "сапиенсов", как на Большом континенте. Плюс обычная миграция древних народов.
Правда, красным повезло больше, чем лазурнитянам: им достались достаточно мирные соседи, что и позволило со временем вывозить с островов, которые получили название Коралловые, рабов.
Красная империя славится изумительными тканями, необычными фруктами и сверхсильными боевыми магами-наёмниками. Но самое главное достояние Красной империи – шишаг, из-за которого Ракки и попал сюда. (Магия магией, а без травки и в магическом мире, который из-за обилия воды называют Водным, обойтись не могут!!!)
Судя по рассказам моего наставника, другие империи не такие развитые, но не менее загадочные. Вот, например, Светлая империя. Я сначала подумал, что она так называется, потому что её населяют исключительно благородные (по моим меркам) существа, вроде эльфов и фей. И удивлению не было предела, когда Ракки разочаровал меня, объяснив, что Светлую империю населяют тролли, гоблины, кентавры и, конечно, орки (куда без них!). А название она получила благодаря географическому положению – находится в бескрайних степях, где ничто не мешает солнечным лучам, так что света там хоть отбавляй.
И вот как получается: орки, изначально были самой прогрессивной расой и подарили остальному миру такие вещи, как удобную систему исчисления, заложили основы точных наук и сделали много всего полезного, в том числе и для развития магии, но на фоне стремительно развивающихся людей стали сдавать позиции. Так что, оттеснив орков на бесплодные степные земли, люди повесили на них ярлык недоразвитости, и создали мнение, что орки способны лишь воевать, раскрашивая себя в боевые цвета. Тот факт, что встретить орка-учёного (ещё до того, как орки свели на нет контакты с другими расами), преподающего ту же математику, не такая уж редкость, почему-то не принимался во внимание.
Во время рассказа Ракки мне навязчиво приходила на ум аналогия с американскими индейцами. Пришли белые «умные» люди, поработили и прогнали с земель недоразвитых индейцев, живших в гармонии с природой, а потом учёные схватились за голову и с радостными воплями кинулись разгадывать загадки древних цивилизаций Майя и Ацтеков. И вот ведь как интересно: «умные» люди до сих пор бьются над загадками «недоразвитых» индейцев. И почему во всех мирах, хоть и параллельных, везде одно и тоже?..
На сегодняшний день орки живут достаточно замкнуто в своей империи, занимаются животноводством, а за пределами империи чаще оказываются наёмниками. Почему? Да потому что в бою им нет равных, когда они идут в рукопашную, кося противника всем, что попадётся под руку. Но мнение о том, что орки не знакомы со словом «тактика» в очередной раз ошибочно. Военачальники-орки – прекрасные стратеги, способные выиграть бой без единого выстрела!
Странно, но орки ничуть не стремятся вернуть себе авторитет, а с ним и пару гектаров земли в придачу. В последнее время они почти перестали контактировать с другими империями, даже не торгуют, полностью потребляя то, что сами и произвели. Исключение составляют некоторые виды трав, особо ценящиеся у магов Лазурной империи. Животноводство – их излюбленное занятие, хотя можно ли назвать таким словом разведение грифонов и других подобных зверюшек?
Население Светлой империи разделено на множество кланов, но главным, правящим, считается самый большой по численности – Мурказакки. Так что остальные вожди беспрекословно подчиняются вождю этого клана – КааБ’Здоху.
В отличие от гномов, которые раньше тоже жили кланами, орки никогда не вели межклановых войн. Жёсткая иерархия установилась с самого начала. И порядку, который царит в их империи, можно только позавидовать. Взять хотя бы преступность… Да какая преступность?! Нет её!
Мне было странно услышать от джинна, что именно орки стали первыми «магами» в том смысле, который понимается сейчас. Именно они перекинули хрупкий мостик из реального мира в мир духов. И первые прошли по этому мосту. Это они сумели вытянуть магические потоки в мир живых и смешали реальность с грёзами. Или, как подытожил джинн, вывернули два мира наизнанку, а потом забыли, как вернуть обратно. Именно благодаря древним оркам жители Водного мира не нуждаются ни в электричестве, ни в танках, ни в двигателях внутреннего сгорания.
А теперь внимание: никто не знает, насколько продвинулись сами орки в обращении с магией. Они ведь замкнутые! Вот самая большая загадка самой парадоксальной из всех империй…
– Почему же они во всеуслышанье не объявят другим империям о своём развитии, почему не избавятся от незаслуженных ярлыков? – не унимался я.
– Мне почему-то кажется… – ответил Ракки серьёзно, после нескольких минут сосредоточенного раздумья, – что им выгодно… что про них так думают. Чего они хотят этим добиться, не знаю. Возможно, никто не знает, кроме самих орков.
А вот Зелёная империя самая мирная из всех; её обитатели – друиды, эльфы, дриады и другие сказочные создания – лояльны почти ко всем расам, даже к оркам и болотникам. Может, потому, что живут в вечнозелёных непроходимых лесах, куда трудно добраться остальным жителям Водного мира?
Исключением являются гномы, которых недолюбливают эльфы – потому что считают гномов высокомерными жирными тупыми пивными бочками. А гномы, в свою очередь, считают эльфов зелёными чистоплюями и выскочками. Короче, полное взаимопонимание! В лучших традициях Толкина.
Эльфы – высокоразвитые существа. Они превзошли остальные расы во всех видах искусства – видимо, сказывается кровное родство с джиннами. Но магия им поддаётся плохо.
Эльфы торгуют с другими империями, продавая нагомас (невероятно крепкий алкогольный напиток), амрух (плоды, из которых делается нагомас), эльфийскую сталь, которая особо ценится среди паладинов, а секрет её изготовления передаётся из поколения в поколение.
Друиды – самые загадочные обитатели Зелёной империи. За пределы своего леса они выходят крайне редко, но радушно принимают гостей, пришедших с миром, если конечно, гости сумеют пройти вглубь вечнозелёных лесов и отыскать друидов. А прикол в том, что никто не знает толком, кто такие друиды: эльфы, люди или отдельная раса. Поэтому остаётся загадкой: становятся друидами при обучении, или сразу рождаются? Бытует мнение, что разнообразие разумной жизни в вечнозелёных лесах объясняется именно магией древних друидов.
Никто никогда не видел поселения друидов, кроме них самих: гостей они принимают на полянке около костерка, предлагая пришельцам покурить уникальные самокрутки из травы ялпонок, которая, кстати, главный источник доходов друидов, и на рынке (особенно чёрном) лихо конкурирует с шишагом. Как сказал Ракки, гурманы часто спорят, какая трава круче башню сносит. А вот зачем друидам деньги и куда они их используют – неразрешимая загадка.
Друиды иногда продают избранным гостям разные отвары, эликсиры, сушёные травки и другую подобную дребедень. Но никогда не продадут ядовитую травку, если не уверены, что та будет использована только для врачевания и исключительно в мирных целях, так как друиды – убеждённые пацифисты. Поэтому они никогда, даже косвенно, не участвовали ни в одном боевом действии, как ни пытались правители разных империй их привлечь.
Столицу Зелёной империи трудно найти непросвещённому человеку, потому что город лежит на ветвях гигантского дерева «Оверед». Оверед НАСТОЛЬКО велик, что в сумерках его можно принять за настоящую гору. Из-за мощной кроны город всегда остаётся невидимым для посторонних глаз. И это единственный город друидов.
Кроме того, Зелёная империя – единственная, где правит императрица. Особенность женского правления эльфийской расой уходит корнями в незапамятные времена, и ни разу не нарушалась. К правительницам эльфы относятся как к живым божествам, и если учесть, какой долгий ритуал сопутствует выбору новой правительницы, такое почитание обоснованно.
Начинается с того, что друиды выбирают несколько девочек из простого народа, а уже из них выявляется самая достойная, которая в будущем родит новую правительницу. Выбор кандидаток начинается, когда действующей властительнице исполняется ровно триста лет (самый расцвет сил). Нынешняя императрица совсем юная, недавно приняла бразды правления, но справляется.
Вся территория Зелёной империи условно поделена на тринадцать домов. Дом – нечто вроде большой семьи. Каждый житель империи причислен к тому или иному дому, и выйти из одного дома и войти в другой хотя и возможно, но весьма проблематично. Разделение на дома происходит не абы как, а в соответствии с занятиями жителей каждого дома, хотя некоторые не имеют особой квалификации, а являются потомственными аристократами.
Семь домов – лидирующие, два из них управляют империей, но, можно сказать, исподтишка: пытаются всячески влиять на решение правительницы. От каждого дома назначаются выборные в Совет, однако последнее слово – за императрицей.
На самой границе Зелёной империи есть пара поселений существ, которых эльфы называют полуночниками. Полуночники – провальный магический эксперимент эльфов, которые худо-бедно освоили магию и решили выпендриться перед остальным миром. Если в двух словах, то полуночники – такие же эльфы, которых изначально планировали сделать ещё лучше, то есть сверхэльфов. Хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Я уже понял: этот закон действует во всех мирах – и параллельных, и перпендикулярных.
Полуночники выглядят как и эльфы, некоторые даже симпатичнее, правда, имеют очень тёмную кожу. Не такую, как у африканских племён, а красивую блестящую, будто их раскрасили красками.
Полуночники абсолютно слепые, и поэтому воспринимают мир хитрым магическим способом, посылая через кожу лучи, невидимые невооружённым глазом, которые сообщают им расстояние до того или иного предмета. Их странное по нашим меркам восприятие мира объясняет их нелюбовь к одежде, а если прибавить к этому факт, что они не любят яркий солнечный свет, так как излишек ультрафиолета затрудняет прохождение "магических лучей", нетрудно догадаться, почему их прозвали полуночниками.
Но слепота полуночникам совсем не мешает, не делая их менее ловкими или быстрыми, чем люди или те же эльфы.
О гномах. Они считают, что именно их империя, именуемая Скалистой (потому что расположена высоко в горах), является самой старой и благородной на континенте.
Современные гномы, проживающие в скалистых пещерах – гордый и трудолюбивый народ. Однако после окончания трудового дня не прочь пропустить один-два бочонка пива.
Основными занятиями гномов являются добывание полезных ископаемых, их продажа, рытье туннелей и изобретение новых механических штуковин.
От магии гномы почти отказались, и если её используют, то только в механике. Гномы активно практикуют алхимию, хотя этой наукой занимаются не только гномы, но и люди. Кстати в «ОНМУ» в Лазурной империи, есть кафедра алхимии! По словам Ракки, гномы являются искуснейшими алхимиками.
Раньше гномы, как и орки, жили кланами, и не обходились без вражды. Но задолго до основания империй правитель одного из мощных кланов, Иссор Каменный объединил все кланы в один, и – неудивительно – назвал его Каменным.
Однако даже после объединения некоторые гномы, некогда принадлежавшие к особо жестоким кланам, не захотели мириться с новым правителем и его реформами, и попытались опять развязать межклановую борьбу. Прошло ещё много лет, прежде чем все кланы без исключения покорились новому укладу. И, чтобы ничего подобного больше не повторилось, Иссор приказал объединяться в семьи только гномам из разных кланов, запретив браки между членами одного клана.
Через несколько лет его план полностью осуществился, правда случилось это уже после основания империй, в 13 году (ныне идёт 201). Родственные связи между кланами так тесно переплелись, что можно с уверенностью сказать: Иссор создал настоящий единый клан, в котором больше не будет междоусобных войн.
И, наконец, самая малоразвитая империя на континенте называется Тёмной, и если быть абсолютно честным, то империей считается чисто формально. Вся её территория покрыта топкими болотами и непроходимыми лесами (или почти непроходимыми), поэтому империя совершенно не пригодна для обычных людей, друидов, эльфов и других нормальных высокоразвитых существ.
Зато гноллам, людям-ящерам, болотникам, кикиморам, да и всякой другой болотной нечисти, подходит идеально. Они живут большими племенами, и, в общем, не враждуют, наверное, потому, что делить им нечего…
Поскольку находится мало желающих посетить Тёмную империю, никто не знает, чем занимаются жители болот и как они живут. Но жители Тёмной империи особо по этому поводу не расстраиваются. У каждого болотного племени есть своя религия, где не обходится без кровавых ритуалов и жертвоприношений.
Кроме болот, в империи есть очень старые мрачные полумёртвые леса. Однако время от времени туда пробираются смельчаки из других империй, которые охотятся за ценными травами и редкими растениями. Частенько туда захаживают и друиды. Дело в том, что в самой глубине леса можно отыскать очень редкую траву (нет, не коноплю!), которая является основным ингредиентом к эликсиру «вечной жизни». И это – правда чистой воды: тот человек, который нашёл эту траву, живёт по сей день.
Однако кроме него найти «чудо-траву» больше никто не смог. Или не захотел. Почему? Да потому, что этот эликсир от старческих болезней – и от склероза в частности – не избавляет, поэтому вечная молодость и вечная жизнь – совершенно разные вещи. Одно дело – умереть молодым, а другое – остаться на веки вечные глубоким стариком. Так что теперь этот старый маг (который даже имя своё забыл) в редкие минуты просветления пытается найти средство умереть. И, по словам Ракки, если бы не контрабандный шишаг, бедняге приходилось бы совсем туго.
– Но хуже всего приходится родственникам этого мага, – добавил Ракки, демонстрируя ослепительную улыбку.
– Это почему?
– Да потому что они отчаялись получить законное наследство!
И после этих слов расхохотался. А когда успокоился, опять заставил меня вникать в грамматику Лазурнитского языка, от которого, честно говоря, начинало тошнить.
На самом деле существование жителей Тёмной империи, и почти всей подводной живности, от начала их истории и до наших дней покрыта толстым слоем тайны, отскребать который плохо получается. Но принято считать, говоря о подводниках и жителях темной империи, что все они произошли от некоего морского существа, живущего в самых глубоких впадинах, в непроницаемой толще мглы и воды. Кто-то считает, что там ещё один дракон, кто-то утверждает, что совершенно инородный и чуждый разум, попавший сюда из другого мира. Однако именно он, этот некий разум, приложил свои руки, щупла и прочее, к зарождению подводной жизни. Позже некоторые твари выползли на сушу, с ними поработали джинны, так и пошло развитие.
Вот пожалуй и всё, что стоит знать на ознакомительном уровне о Тёмной империи.
Пожалуй, ещё заслуживает простого упоминания всевозможная нечисть, которая по понятным причинам не входит ни в одну из вышеупомянутых империях, но встречается небольшими группками то тут, то там.
В тот же вечер случилось то, что значительно облегчило осуществление нашего с Ракки плана. Снова дверь неожиданно исчезла, и в ней показалось лицо пыточных дел мастера. Хотя в этот раз его и не сопровождали верные пёсики (или всё-таки спряталась парочка за стенкой, на всякий пожарный?), меня передёрнуло от страха. Нет, ну мало ли что ему на этот раз в голову взбредёт?!
Он так и не знал, как ко мне относиться: то ли уважительно, как к настоящему послу из Тьмутаракани (или откуда я, по легенде?), то ли как к обычному преступнику. Об этом свидетельствовали нервно дёргающиеся руки. Однако он выдавил из себя вымученную улыбочку и что-то сбивчиво затараторил. Я так и не понял, к кому он обращается? Наверное, к джинну, ибо знал, что в языках я не разумею, но во время монолога не переставал сводить с меня настороженного и испуганного (?) взгляда.
Ракки кратко ответил ему, и аудиенция закончилась. Он так же быстро ретировался и юркнул в дверной проём, если слово «юркнул» применимо для столь массивной туши.
– И что хотел этот неугомонный? – спросил я, когда в полной мере удостоверился, что опасность миновала. – Неужели извиняться пришёл, и сказал, что отпускает меня на все четыре стороны?