Характеристика данного этапа формирования и развития философии спорта содержится также в антологии «Философские исследования спорта», которую составили В. Морган и К. Майер [Philosophic Inquiry… 1988].
В антологию включено 56 работ по философским проблемам спорта, изданным после 1979 г., т. е. представлен широкий круг концептуальных подходов к философскому исследованию спорта и других связанных с ним явлений. /20/ Как пишут составители, в антологии представлен «баланс аналитических, экзистенциалистско-феноменологических и критических научных очерков, отражающих философию спорта во всем ее разнообразии, англо-американских и европейских научных школ», и она «является соединением работ, выполненных научными авторитетами в данной области философии, а также современных исследований молодых ученых, проникнутых категоричностью и остротой суждений» [Philosophic Inquiry… 1988: IX].
Текст сборника поделен на шесть разделов. Три первых раздела являются введением в задачи концептуального анализа спорта и игры. В разделах 4, 5 и 6 обсуждаются связанные со спортом социально-философские проблемы, проблемы этики, эстетики и политической философии.
Раздел 1 «Природа спорта и игры» посвящен характеристике «самых важных характеристик спорта» [Philosophic Inquiry… 1988: 1]. В связи с этим здесь опубликованы работы: Ф. Д’Агостиньо «Этос игр» [D’Agostino, 1988], Р. Кайуа «Структура и классификация спортивных игр» [Caillois, 1988], Й. Хёйзинга «Природа игры» [Huizinga, 1988], Ф. Мак-Брайд «Критика определения, данного господином Сьютсом процессу спортивных игр» [McBride, 1988], К. Шмитц «Спорт и игра: поддержка обыденного» [Shmitz, 1988], Б. Сьютс «Элементы спорта» и «Относительно определения Мак-Брайда, данного им спортивным играм») [Suits, 1988a, b]. В этих работах предлагаются различные определения спорта и игры, а также характеристики их взаимоотношения. Несмотря на отсутствие в данном разделе какого-то прямого ответа на вопрос «Что есть спорт?», читатель имеет возможность ознакомиться со сложностями проблем и понятийного анализа философии спорта.
Во втором разделе «Спорт и телесность (Sport and Embodiment)» анализируются (в основном с позиций феноменологии и экзистенциализма) философские проблемы телесности человека. Этим проблемам посвящены работы: А. Лингис «Орхидеи и мускулы» [Lingis, 1988] (дается анализ культурной эволюции бодибилдинга), К. Майер «Телесность, спорт и значение» [Meier, 1988b], Ж. П. Сартр «Тело» [Sartre, 1988b], Франс де Вахтер «Символизм здорового тела» [Wachter, 1988], П. Вайс «Вызов тела» [Weiss P., 1988].
/21/ В разделе 3 «Спорт, игра и метафизика» опубликованы работы, посвященные онтологическому анализу (в основном с позиций экзистенциализма) спорта и игры, выяснению их взаимоотношения, экзистенциональной сущности, места и роли в человеческом бытии. Этим проблемам посвящены публикации: К. Алгозин «Человек и спорт» [Algozin, 1988], Р. Бёрк «Воспринимая игру серьезно» [Burke, 1988], Дж. Эспозито «Игра и возможность» [Esposito, 1988], Э. Финк «Онтология игры» [Fink, 1988], Ж. П. Сартр «Игра и спорт» [Sartre, 1988a]. В работе К. Майера «Флейты поют: апология игры» [Meier, 1988a] это общее положение дополняется аргументом в пользу того, что игра есть центр жизни, дающий возможность для прозябания в роскоши при сопутствующем взрыве субъективизма.
Раздел 4 «Спорт и этика» – самый объемный раздел антологии. В нем обсуждается вопрос о том, как люди должны вести себя в сфере спорта. В этом разделе, следует отметить работы: Э. Делатре «Некоторые наблюдения относительно успеха и поражения в спортивных соревнованиях» [Delattre, 1988], Р. Физелл «Спортивное благородство» [Feezell, 1988], У. Фралей «Почему правильный фол является неправильным» [Fraleigh, 1988], Дж. Хоберман «Спорт и технологический облик человека» [Hoberman, 1988], Д. Хиланд «Состязание и дружба» [Hyland, 1988], Дж. Китинг «Спортивное благородство – моральная категория» [Keating, 1988], Р. Кретчмар «От испытания к состязанию» [Kretchmar, 1988], О. Лиман «Обман и честная игра в спорте» [Leaman, 1988] и К. Пирсон «Обман, спортивное благородство и этика» [Pearson, 1988]. В некоторых работах обсуждается философская проблематика наркотиков и других запрещенных медицинских препаратов в спорте [Brown, 1988; Perry, 1988; Simon R., 1988; Thompson, 1988].
/22/ Еще одна группа статей, включенных в четвертый раздел, посвящена проблеме равенства полов в спорте. Она обсуждается, например, в статье Дж. Инглиш «Равенство полов в спорте» [English, 1988]. В ней обосновывается положение о том, что традиционное восприятие полового равенства, предполагающее равные возможности для мужчин и женщин, неприемлемо для спорта, поскольку такие возможности крайне маловероятно обнаружить в обществе, в котором большинство спортивных дисциплин удовлетворяет физическому статусу мужчин. Автор статьи считает, что поскольку женщины могут рассчитывать примерно лишь на половину и без того немногочисленных преимуществ спорта (такие как слава и богатство), то с моральной точки справедливым является создание в обществе альтернативных видов спорта, рассчитанных на физический статус женщин-спортсменов. Р. Беллиотти в статье «Женщины, пол и спорт» [Belliotti, 1988] с позиций самоуважения критикует аргументы Дж. Инглиш и полагает, что ни женщины, ни мужчины не должны искать источники самоуважения в профессиональных спортивных достижениях, разнесенных по соответствующим половым группам. И. Янг в статье «Исключение женщин из спорта: концептуальные и экзистенциальные параметры» [Young, 1988] выступает против исключения женщин из спорта, полагая, что такое исключение ограничивает потенциальные человеческие качества женщин, а также потенциальные гуманные свойства спорта.
Аналогичной является позиция П. Венца в статье «Равенство людей в спорте» [Wenz, 1988]. В заключительной статье четвертого раздела Б. Постоу выступает за равенство полов в спорте, рассматривая эту проблему с моральной точки зрения [Postow, 1988]. Проблема равенства полов в спорте обсуждается также в сборнике статей «Женщины, философия и спорт» [Women… 1983].
Раздел 5 «Спорт и социально-политическая философия» включает в себя статьи, в которых «во главу угла ставится роль спорта в поддержании или оспаривании социальных и политических структур буржуазного общества» [Philosophic Inquiry… 1988: 375].
/23/ Раздел начинается с представления игровой теории происхождения государства. Ортега-и-Гассет в статье «Спортивное происхождение государства» [Ortega у Gasset, 1988] обосновывает положение о том, что первые социальные организации и государства возникли на основе созидательного потенциала игры. Во второй статье М. Хоркхаймер с марксистских позиций анализирует «новые образцы в социальных взаимоотношениях», но вместе с тем подвергает критике ряд положений неомарксизма [Horkheimer, 1988].
Г. Ленк в статье «К социальной философии достижений в атлетике» поддерживает эту позицию, выступая против положения неомарксистов о том, что спорт является точным отражением принципов деятельности капиталистического общества. Согласно Г. Ленку, такой взгляд на спорт умаляет его потенциальные возможности в области индивидуального развития и самоутверждения личности [Lenk, 1988].
К. Лаш в статье «Деградация спорта» занимает позицию, отличную от позиции Г. Ленка. По его мнению, в обществе, в котором имеются предпосылки для деградации труда, рождается потребность к развлечениям, что приводит к деградации современного спорта до уровня массового зрелища [Lasch, 1988]. У. Морган в статье «Игра, утопия и дистопия» делает акцент на раскрепощающих потенциалах игры и подвергает критике преобладающую мотивацию в спорте капиталистического общества на получение прибыли [Morgan, 1988]. Автор заключительной статьи раздела С. Пэрри посвящает ее теме «Гегемония и спорт» [Parry S., 1988].
Последний раздел – «Спорт и эстетика» содержит восемь статей, в которых обсуждается проблема включения спорта в сферу эстетики, в том числе вопросы о том, является ли спорт формой искусства, «отвечает ли он критериям, применимым к таким художественным формам, как, например, изобразительное искусство или танец?» [Philosophic Inquiry… 1988:447].
/24/ Составители сборника дают утвердительный ответ на эти вопросы, опираясь на положение о том, что игра посредством ее потенциальных творческих и познавательных возможностей является как основой искусства, так и важным компонентом художественного процесса. Однако Д. Бест в статье «Эстетика в спорте» придерживается другого мнения по данному вопросу. По его мнению, спорт – не вид искусства, и при проведении большинства спортивных состязаний, например, по футболу, эстетический элемент является не более чем случайным [Best, 1988a]. Эта позиция с разных сторон подвергается критике авторами других статей данного раздела.
Дж. Купфер в статье «Спорт – электрика тела» [Kupfer, 1988] и Т. Робертс в статье «Спорт, искусство и специфика» [Roberts, 1988] считают, что спорту присущи эстетические ценности и потому он является предметом эстетического исследования.
Дж. Боксилл в статье «Красота, спорт и пол» утверждает, что спорт является не только благодатным источником эстетической ценности, но и разновидностью искусства [Boxill, 1988]. Эту оценку спорта поддерживает и С. Верц в статье «Контекст и намерение в спорте и искусстве» [Wertz, 1988].
Д. Бест в заключительной статье данного раздела «Спорт не есть искусство», отвечая на эту критику, высказывает мнение о том, что спорт может быть великолепным с эстетической точки зрения, но все равно не является искусством [Best, 1988b].
Содержание второго издания антологии «Философские исследования спорта» [Philosophic inquiry, 1995] фактически дублирует первое издание.
Таким образом, в эволюции философского исследования физической культуры и спорта можно выделить два основных этапа.
/25/ Первый из них – длительный период философской рефлексии отдельных аспектов этих социальных явлений и в рамках дисциплин, основным предметом которых были другие явления.
Второй этап – целостный, систематический анализ физической культуры и спорта на основе формирования и развития самостоятельной философской дисциплины (комплекса входящих в нее дисциплин).
Упомянутые выше работы, анализирующие историю философии физической культуры и спорта, не дают достаточно полного представления об этом втором этапе ее развития.
В них не указываются философы (и соответствующие публикации), анализирующие философские проблемы олимпийского движения, а также гносеологические и логико-методологические проблемы научного исследования физкультурно-спортивной деятельности и физической культуры.
Не упоминаются (или упоминаются недостаточно) работы многих философов, внесших значительный вклад в формирование и развитие философии спорта.
В их числу относятся, например, философы и социологи:
♦ Англии – П. Макинтош (P. McIntosh);
♦ Германии – О. Вайс (О. Weiss), Г. Витт (G. Witt), О. Групе (O. Grupe), С. Гюльденпфенниг (S. Güldenpfennig), Г. Ленк (H. Lenk), Х. Ю. Шульке (H.-J. Schulke];
♦ США Э. Берри (Е. Berry), Г. Вандерцвааг (H. Vanderzwaag), К. Томас (K. Thomas), К Фольквайн (K. Volkwein-Caplan), Д. А. Хиланд (D. A. Hyland);
♦ Финляндии – К. Хейнила (K. Heinilä);
♦ Францияи Б. Жё (B. Jeu), Х. Посьелло (Ch. Pociello), Э. Франке (E. Franke) и др. (публикации этих авторов см. в. библиографии в конце книги).
В указанных работах, анализирующих историю философии физической культуры и спорта, совсем не упоминаются исследователи стран Восточной Европы.
/26/ В тексте ниже предпринята попыта восполнить этот пробел – дать обзор публикаций и характеристику вклада в развитие философии физической культуры и спорта этих исследователей.
Сначала будет дан анализ процесса формирования и развития философии физической культуры и спорта в СССР и в современной России.
2. Формирование и развитие философии физической культуры и спорта в СССР и современной России
В СССР и современной России проблемам философии физической культуры и спорта посвящены публикации многих исследователей. К их числу относится и автор данной книги.
Авторская концепция философии физической культуры и спорта, как отмечено выше, базируется на результатах разработки проблем диалектики, диалектического метода, логико-методологических и других проблем общей философии (в период работы в Институте философии АН СССР с 1959 по 1972 г.), а также философских, социологических, культурологических, эстетических, педагогических и других проблем спорта, спортивной культуры, спортивного воспитания, физической культуры, физического воспитания, олимпийского движения, олимпийского воспитания и др. (в период работы в ГЦОЛИФК с 1972 г. по настоящее время).
Особенно важное значение для разработки социально-философских проблем физической культуры и спорта имело то обстоятельство, что с 1972 по 1991 гг. мне довелось быть руководителем международной группы ученых Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, СССР, Чехословакии по философско-социологическим проблемам физической культуры и спорта.
/27/ Главной темой совместного международного исследования была избрана тема: «Спорт, образ жизни, культура», которая включает в себя широкий круг важных и сложных философско-социологических проблем физической культуры и спорта:
♦ что представляют собой эти социальные феномены;
♦ какое место они занимают и должны занимать в общей системе форм жизнедеятельности, какие социальные функции выполняют в образе жизни людей;
♦ насколько это место и социальные функции соответствуют гуманистическим ценностям;
♦ относится ли спорт к сфере культуры;
♦ какие культурные ценности складываются в спорте, в каком отношении они находятся с другими культурными ценностями;
♦ каково общественное мнение различных групп населения относительно социокультурной ценности спорта и его разновидностей – «спорта для всех» и спорта высших достижений;
♦ каково взаимоотношение спорта и физической культуры с другими элементами культуры и т. д. [Столяров, 1982 г].
Данная проблематика была выбрана потому, что она имеет важное теоретическое и практическое значение, а вместе с тем является дискуссионной.
Результаты исследовательской деятельности международного коллектива философов и социологов отражены в многочисленных публикациях. Изданы совместные коллективные труды [Здоровье студентов, 1990; Пути формирования активного отношения женщин… 1986; Спорт и образ жизни, 1979; Физическата култура… 1982; Физическая культура и спорт в жизнедеятельности дошкольников… 1987; Физическая культура и спорт как элементы образа жизни и культуры детей… 1987; Философско-социологические исследования физической культуры и спорта, 1988; Krawczyk, 1989; Physical Culture and Sports… 1987; Sport a valtozo vilagbau, 1985; Telesna kultura ve zpusobu… 1989 и др.].
/28/ На основе многолетней исследовательской деятельности автора данной книги и его учеников сформировалась авторская школа философского анализа физической культуры и спорта с позиций гуманизма и на основе диалектической методологии.
Ниже предпринята попытка кратко охарактризовать основные направления и итоги деятельности этой школы, а также соответствующие публикации.
Авторская школа философии физической культуры и спорта
Указанная исследовательская деятельность автора и его учеников осуществлялась по двум основным направлениям:
♦ разработка фундаментальных теоретико-методологических проблем философии физической культуры и спорта;
♦ разработка прикладной философии физической культуры и спорта.
Ниже дается краткая характеристика основных направлений и результатов этой исследовательской деятельности.
1) Метафилософский анализ философии физической культуры и спорта:
• определена ее объектная область на основе анализа понятий «спорт», «физкультурная двигательная деятельность», «телесная (соматическая, физическая) культура» и др.;
• разработана концепция общей философии и на этой основе дана характеристика комплекса взаимосвязанных проблем, составляющих предмет философии физической культуры и спорта;
• обоснованы теоретико-методологические, парадигмальные основания анализа этих проблем;
• выявлена структура философии физической культуры и спорта, определен комплекс составляющих ее взаимосвязанных, но относительно самостоятельных дисциплин;
• обосновано важное значение философии физической культуры и спорта, определены ее место в системе философских дисциплин и наук о спорте, а также основные аспекты взаимоотношения с ними.
/29/
2) Разработка философской гуманистической теории спорта:
а) обоснованы необходимость и значение данной теории, определены основные понятия («спортивное соревнование», «спорт», «спортивное воспитание», «спортивная культура», «спортивно-гуманистическое движение», «спортивно-гуманистическое воспитание» и др.), объектная область предмет, цели, задачи, методология построения;
б) дан анализ комплекса взаимосвязанных проблем гуманистической теории спорта:
• определены возможности для реализации в спорте и посредством спорта гуманистических идеалов и ценностей, а также возможности для негативного влияния на личность и социальные отношения; показано, что гуманистический потенциал спорта реализуется лишь при определенных условиях; определены факторы, влияющие на гуманистическую ценность спорта; впервые обосновано положение о том, что важное место среди этих факторов занимает способ (форма, модель) организации игрового соперничества: принципы подхода к формированию программы соревнования, состава участников, системы выявления и поощрения победителей;
• на основе изучения конкретных факторов показан диалектически-противоречивый характер современного спорта, его роли и значения; выявлены не только положительные стороны, но и существенные недостатки того способа организации игрового соперничества, который чаще всего используется при организации спортивных соревнований;
• охарактеризовано взаимоотношение спорта и культуры и разработана инновационная концепция спортивной культуры, ее моделей;
• дан целостный анализ эстетических проблем спорта, взаимоотношения спорта с искусством; /30/
• впервые разработана целостная концепция роли спорта в формировании и развитии культуры мира;
• показано противоречивое влияние спорта на реализацию целей и задач концепции устойчивого развития;
• всесторонне проанализировано взаимоотношение спорта и политики, разработана концепция спортивно-политической культуры;
• дан анализ влияния процесса глобализации на спорт, места и роли спорта в этом процессе;
в) дана гуманистическая оценка социального значения:
• спорта высших достижений;
• спорта для всех;
• детского спорта;
• студенческого спорта;
• международного;
• футбола и других игровых видов спорта;
• спортивных единоборств и боевых искусств;
• спорта лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).
3) Разработка гуманистической социально-философской теории современного олимпийского движения:
•уточнены основные положения разработанной Кубертеном философской концепции современного олимпизма, обосновано наличие логики в процессе ее формирования и важное современное значение;
•дан анализ современных интерпретаций концепции олимпизма;
•обоснована необходимость разработки теории олимпийской культуры как разновидности спортивно-гуманистической культуры;
•обоснована возможность интерпретации олимпийского идеала как идеала «совершенного» человека;
•с позиций гуманизма дана критическая оценка современного олимпийского движения; /31/
•обосновано положение о непоследовательности и противоречивости в реализации гуманистических ценностей (особенно в связи с процессами коммерциализации и профессионализации);
•дан анализ влияния процесса глобализации на олимпийское движение, места и роли этого движения в данном процессе;
•дана целостная характеристика Европейского движения Фэйр Плэй: содержания, основных направлений деятельности, акций в различных странах, роли в повышении духовно-нравственной ценности спорта.
4) Разработка понятийного аппарата теории физической культуры.
На основе экспликация понятия «физическая культура» разграничены и разработаны два тесно связанных между собой, но относительно самостоятельных, раздела данной теории – философия физкультурной двигательной деятельности и философия телесной (соматической, физической) культуры. Исходные положения такого подхода были изложены автором в работах, опубликованных в 80-е гг., в том числе в журнале «Теория и практика физической культуры», на страницах которого по его инициативе была развернута дискуссия по проблемам теории физической культуры. Эти положения были уточнены и дополнены в последующих работах.
На основе этого понятийного анализа выделены и проанализированы два относительно самостоятельных раздела философии физической культуры – философия физкультурной двигательной деятельности и философия телесной (соматической, физической) культуры.
6) Разработка философской гуманистической теории физкультурной двигательной деятельности:
• обосновано понятие «физкультурная двигательная деятельность», определено его место в системе понятий, характеризующих объектную область философии физкультурно-спортивной деятельности и телесной культуры; /32/
• на основе этого определен предмет, цели, задачи, методология построения философии физкультурной двигательной деятельности;
• обоснована актуальность и дан анализ философских, социологических, культурологических и педагогических проблем физкультурно-двигательной деятельности;
• выделены основные формы физкультурно-двигательной деятельности;
• дан анализ факторов (причин), определяющих низкую физкультурно-двигательную активность населения и указаны пути ее повышения;
• определено место физкультурно-двигательной деятельности в системе ценностей современной культуры и образе жизни современного человека;
• на основе этого введено понятие «культура личностно-ориентированной двигательной деятельности»;
• охарактеризованы различные формы (модели) этой культуры;