• определены особенности гуманистически ориентированной культуры двигательной деятельности и показано ее современное значение.
6) Разработка философской гуманистической теории телесной (соматической, физической) культуры:
• уточнено, обосновано понятие «телесная (физическая, соматическая) культура», определено его место в системе понятий, характеризующих объектную область философии физкультурно-спортивной деятельности и телесности человека;
• выявлен комплекс философских проблем телесной (физической) культуры, обоснована их актуальность и необходимость анализа;
• проделан культурологический анализ телесной (физической) культуры, определено ее место в системе явлений культуры; /33/
• обоснована характеристика исторического подхода к анализу телесной культуры;
• выделены различные формы (модели) этой культуры;
• определены особенности и современное значение гуманистически ориентированной телесной (соматической, физической) культуры, а также методы ее воспитания.
7) Анализ гносеологических и логико-методологических проблем исследования физической культуры и спорта:
• выявлен комплекс логико-методологических и гносеологических проблем научного исследования физической культуры и спорта, обоснована их актуальность и необходимость анализа при разработке философии физической культуры и спорта;
• дана характеристика диалектического метода и обосновано важнейшее значение этого метода, особенно таких его важных компонентов, как системный подход, логический и исторический методы, для исследования физической культуры, спорта, олимпийского движения;
•разработана и обоснована новая логико-методологическая технология введения, оценки и унификации понятий в ходе научного исследования физической культуры и спорта, которая предусматривает соблюдение трех основных методологических принципов: а) учет эффективности определений; б) разграничение содержательного и терминологического аспектов определения; в) введение не одного понятия, а системы понятий, которая необходима для отображения всего многообразия явлений изучаемой области;
• обоснована необходимость гносеологического и логико-методологического анализа различных форм дифференциации и интеграции научного знания в процессе исследования физической культуры и спорта, дана характеристика этих форм.
/34/ На основе разработки указанных выше фундаментальных теоретико-методологических проблем философии физической культуры и спорта разработан и успешно реализуется комплекс гуманистических проектов, программ, технологий прикладной философии физической культуры и спорта.
1) Впервые разработана целостная теория гуманизации современного спорта. Помимо общей концепции решения данной проблемы она включает в себя программы и технологии гуманизации спорта высших достижений, международного спорта, массового и детско-юношеского спорта, студенческого спорта, спорта инвалидов, игровых видов спорта, включая футбол и т. д.
А. В связи с разработкой теории гуманизации современного спорта в 1988 году разработаны концепция и Манифест спортивно-гуманистического движения, дан анализ состояния и перспектив развития этого движения, разработан Устав спортивно-гуманистического клуба [Столяров, 1988ё, л, 1989б, 1990д, ж, 2008в; Stolyarov, 1988, 1990d].
Эти вопросы были предметом обсуждения на Всесоюзной научно-практической конференции [Спортивно-гуманистическое движение… 1990] и на международных конгрессах – в Сеуле [Stolyarov, 1988] и в Мадриде [Stolyarov, 1990d].
26 апреля 1990 г. был проведен Учредительный съезд, избран Координационный комитет и намечена программа деятельности спортивно-гуманистического движения СССР [Спортивно-гуманистическое движение… 1990].
Известные политические события помешали реализации этой программы.
Б. Результаты проведенных автором и его учениками исследований привели к выводу о том, что для реализации в спортивной деятельности этических принципов, сохранения духа честной игры, борьбы с агрессивностью, насилием и другими антигуманными проявлениями в спорте, для полноценного использования его в качестве эффективного средства оздоровления, формирования и развития нравственной и эстетической культуры и т. д. необходимо развертывание целенаправленной работы по о бразованию и воспит анию детей и молодежи на основе идей гуманизма.
/35/ Такое направление спортивно-педагогической деятельности автор в 1987 году назвал «спортивно-гуманистическим воспитанием».
Проблемы спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи по инициативе автора специально обсуждались на Всесоюзной научно-практической конференции [Спортивно-гуманистическое движение… 1990].
В работах автора и его учеников были разработаны теория, программа и технология спортивно-гуманистического воспитания и их разделы, касающиеся детей дошкольного возраста, школьников, студентов, юных спортсменов, учащихся ДЮСШ, спортсменов высокого класса и т. д.
В. Разработаны также теория, программы и технологии олимпийского воспитания как разновидности спортивно-гуманистического воспитания; дан целостный анализ форм и методов этой педагогической деятельности с учетом отечественного и зарубежного опыта; впервые сформулирована диагностическая процедура определения уровня сформированности олимпийской культуры личности; разработана концепция и программа использования в системе олимпийского образования информационных технологий.
Автор принимал участие в разработке программы «Основы олимпийских знаний» учащихся общеобразовательных школ (включена в Программу физического воспитания учащихся 8 класса общеобразовательных школ).
В 2010 г. по заданию Департамента образования Оргкомитет «Сочи 2014» он участвовал в разработке концепции и методических материалов научно обоснованной системы олимпийского образования «Сочи-2014».
/36/ В 2011–2012 гг. на основе гранта Министерства образования и науки Российской Федерации группой исследователей под его руководством был разработан проект «Разработка и апробация модели социализации детей на основе комплексной системы олимпийского и паралимпийского образования». В ходе реализации проекта разработаны и внедрены в практику для учащихся начальной, средней и основной школ учебно-методические комплексы и программы внеурочной деятельности по олимпийской и паралимпийской тематике, предусматривающие широкое использование спартианских форм и методов в олимпийском и паралимпийском образовании.
Опираясь на понимание олимпийского воспитания как элемента более широкого процесса олимпийской социализации, автор в ряде публикаций обосновал необходимость разработки не только теории олимпийского воспитания, но и теории олимпийской педагогики. Предметом изучения первой является такой важный элемент процесса олимпийской социализации как олимпийское воспитание, а второй – данный процесс в целом.
Г. На основе теоретического анализа проблемы взаимоотношения спорта с искусством разработана целостная, комплексная программа и технология интеграции спорта с искусством: обоснована необходимость этой интеграции, определены ее основные направления, формы, методы и т. д.
Отвечая на письмо автора данной книги, в котором излагалась программа интеграции спорта с искусством, бывший президент МОК Х. А. Самаранч написал: «Воспитание молодежи посредством синтеза спорта и культуры является одной из важнейших задач олимпийского движения. МОК готов оказать моральную поддержку и дать патронаж всем инициативам, содействующим союзу спорта, искусства и культуры» [Столяров, 1998к: 159].
Д. В ходе поиска и внедрения в практику спорта новых форм интеграции в спорта и искусства в 1990 г. были разработаны: новый гуманистический проект под названием «СпАрт» и олимпийский проект «СпАрт».
/37/ На этих проектах основана комплексная спартианская программа оздоровления, воспитания, целостного развития личности и организации активного, творческого досуга и общения различных групп населения.
Важный элемент этой программы – инновационная модель организации игрового соперничества и сотрудничества под названием «Спартианские игры». Она принципиально отличается от других способов организации соперничества своей программой, системой определения победителей, составом участников и т. д. Первые Спартианские игры с активным участием детей и подростков были проведены в 1991 г. в г. Анапа. В них приняли участие 400 школьников из 17 городов нашей страны. В настоящее время Спартианские игры помимо Москвы проводятся в Республике Башкортостан, Краснодарском и Красноярском краях, Кемеровской, Курской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Смоленской, Томской, Тюменской и Ульяновской областях, республиках Саха (Якутия), Хакассия и др. Так, в Саратовской области в них ежегодно принимает участие около 15 тыс. школьников, около 50 летних оздоровительных лагерей работают по спартианской программе. В Нижегородской области в 2001–2007 гг. в Спартианских играх ежегодно участвует более 5 тысяч учащихся 87 учреждений начального и среднего профессионального образования.
Дополнением Спартианских игр являются спартианские клубы, школы, игротеки, игровые спартианские лагеря, спартианское движение, которые в комплексе составляют На основе многолетней реализации спартианской программы целостного развития личности, воспитания, оздоровления и организации досуга показана эффективность ее использования в работе с разными группами населения (школьниками, студентами, детьми дошкольного возраста, родителями с детьми, инвалидами) для решения важных социокультурных задач: целостного развития личности; формирования гуманных социальных отношений, /38/ реализации ценностей культуры мира; наполнения сферы досуга видами деятельности, которые обеспечивают увлекательный отдых, развлечение, а также содействуют физическому, психическому и духовному совершенствованию личности; профилактики наркомании и других негативных явлений в поведении детей и молодежи; преодоления социального отчуждения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), детей-сирот и т. д.
Е. Дан анализ состояния разработки современной теории физического воспитания, обосновано положение о наличии кризисной ситуации в этой разработке и определены методологические основания преодоления этой кризисной ситуации. На основе этого разработана авторская теория комплексного физического воспитания и программа модернизации современной системы физического воспитания на основе данной теории.
Помимо указанных выше гуманистически ориентированных проектов, программ, технологий разработаны также:
• концепция, программа и социально-педагогическая технология формирования телесной (соматической, физической) культуры, здорового образа жизни, культуры здоровья с учетом результатов социологического анализа;
• программа и технология спортивного воспитания, формирования спортивной культуры; впервые разработаны концепция и методика диагностики спортивной культуры личности;
• программа и технология повышения физкультурно-спортивной активности населения;
• программы гуманистически ориентированной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта и др.
/39/ Выше дана краткая характеристика основных направлений и результатов исследовательской деятельности авторской школы философии физической культуры и спорта, которые более подробно изложены в моих диссертациях (кандидатской и докторской) и в более чем 800 научных публикациях (монографиях, учебниках, учебных пособиях, статьях и т. д.), а также в публикациях и диссертациях (кандидатских и докторских) моих учеников: Аксенова Г. М., Аллакаевой Д. М., Бакашвили В. Г., Баринова С. Ю., Бариновой И. В., Баюрова В. И., Богдановой Л. В., Болдова А. С., Варюшиной М. В., Вишневского В. И., Вучевой В. В., Губаревой Т. И., Гутина А. Т., Дремовой Г. В., Жбиковского Я., Ипатова Д. И., Кадом А., Кинкадзе Ю. В., Козыревой О. В., Королева И. В., Королева Р. И., Королевой С. А., Кудрявцевой Н. В., Курило С. И., Лубышева Е. А., Новиковой С. С., Ольховой Т. Г., Орешкина М. М., Паршикова А. Т., Перевозникова А. А., Передельского А. А., Петлеваного Г. Ф., Петровой Л. Ю., Поликарповой Г. М., Попова Г. В., Прокопчук Ю. А., Сагалакова Д. А., Самусенкова О. И., Самусенковой В. И., Сегал Ю. П., Скоробогатова А. Б., Стопниковой Е. В., Тернавского А. В., Хлопкова А. В., Черевач И. В. и др. (см. библиографию в конце книги).
Как отмечено выше, на основе скоординированных усилий этого исследовательского коллектива внесен важный вклад в формирование и развитие философии физической культуры и спорта, создана инновационная российская школа философского анализа физической культуры и спорта с позиций гуманизма и на основе диалектической методологии.
Эта школа ставит своей целью обоснование значимости гуманистических идей в современном мире, реализацию этих идей в сфере физического воспитания, спорта, рекреации, организации досуга, воспитания. Для достижения этой цели используется комплекс разработанных социально-педагогических проектов, программ и технологий [Столяров, 2007а, 2009б, 2011п; Столяров, Кузин, Чесноков, 1998].
Важную роль в создании и развитии данной школы сыграл созданный по моей инициативе в ГЦОЛИФК в 1994 г. Гуманитарный Центр «СпАрт». /40/ В 1996–2007 гг. Центром изданы сборники тематических серий «Духовность. Спорт. Искусство», «Духовность. Спорт. Культура», «Спорт, духовные ценности, культура», «Гуманистическая теория и практика спорта», «Гуманистика соревнования: теория и практика гуманизации соперничества», «Спартианская библиотека» (см. библиографию в конце книги).
В 2007 г. Гуманистический Центр «СпАрт» преобразован в Спартианский Гуманистический Центр [Столяров, 2007а]. Основная его задача – изучение, предварительная экспертиза и пропаганда отечественных и зарубежных инновационных проектов и программ гуманистической организации соперничества и сотрудничества, спортивно-гуманистического воспитания и олимпийского образования, использования спорта для формирования и развития культуры мира, других инновационных гуманистических проектов и программ, а также их внедрение в подготовку студентов, магистрантов, аспирантов. Центр ставит своей задачей также установление связей и контактов с организациями российского и мирового гуманистического движения – Международным гуманистическим и этическим союзом, Международной академией гуманизма, Российским Гуманистическим обществом, Гуманистическим Центром МГУ.
Существенный вклад в постановку и решении комплекса важнейших проблем философии физической культуры и спорта помимо указанных выше внесли и многие другие исследователи, работы которых были опубликованы в СССР и в современной России.
Публикации и роль других исследователей в разработке философских проблем физической культуры и спорта
Эти публикации посвящены различным проблемам философии физической культуры и спорта.
/41/ На первом плане находятся философско-мировоззренческие, социально-философские, философско-социологические, философско-культурологические проблемы и философско-педагогические проблемы спорта, физкультурно-двигательной активности, физического воспитания. Вклад в постановку и решение этих проблем внесли: Бальсевич В. К., Барабанова В. Б., Гавров С. Н., Григорьянц А. Э., Данилов Р. С., Демин В. А., Кузнецов В. В., Кулаков А. М., Курамшин Ю. Ф., Лебедев А. С., Лебедев Ю. А., Леонтюк М., Мазов Н. Ю., Манько Ю. В., Моченов В. П., Никишин Д. В., Пегов В. А., Передельский А. А., Пешков А. И., Пономарев Н. А., Пономарев Н. И., Починкин В. М., Сараф М. Я., Скопинцев А. Г., Собянин Ф. И., Степовой П. С., Филимонова С. И., Филиппова Л. В., Фомин Ю. А., Ямщиков Ю. Н. и др. (см. библиографию в конце книги).
Предметом философского анализа являются и отдельные виды спорта, например, фехтование – Круглов А. Н., спортивные единоборства – Передельский А. А., бодибилдинг – Шемуратов Ф. А. и Гайков А. В., теннис – Шестаков В. П. Неверкович С. Д. и Киселева Е. В. делают предметом обсуждения философию тренерской деятельности (см. библиографию в конце книги).
Значительное внимание исследователи проявляют к социально-философским проблемам международного спортивного и олимпийского движения. Эти проблемы обсуждают Бугреев А. Н, Егоров А. Г., Захаров М. А., Кыласов А. В., Моченов В. П., Починкин А. В., Родиченко В. С., Чернецкий Ю. М. и др. (см. библиографию в конце книги).
Среди культурологических проблем философии физической культуры и спорта в работах российских исследователей на первом плане всегда были философские проблемы социокультурной модификации тела человека и физической (телесной, соматической) культуры как важного элемента этого процесса. Особенно значительный вклад в постановку и решение этих проблем внесли монографические работы Быховской И. М.
/42/ Следует отметить также публикации Батенина С. С., Билаловой Л. М, Бураковой М. В., Жарова Л. В., Ивановой О. М., Кона И. С., Круткина В. П., Лебедева Ю. А., Маркова Б. В., Моченова В. П., Мухамитянова Ф. Д., Никитина В. Н., Николаева Ю. М., Петровой Т. А., Подороги В., Смирнова Н. Г., Тарасова К. Е., Тимофеева А. И., Уманской Т. А., Хисматова Т. Р., Черненко Е. К., Щелкиной Л. В. и др. (см. библиографию в конце книги).
В формировании и развитии эстетики физкультурно-спортивной деятельности особенно значителен вклад работ Сарафа М. Я. Эстетические проблемы спорта анализируются также в работах Милеева С. В., Назаренко Л. Д., Френкина А. А. и др. В работах Литинской Е. А. и Незвецкого Р. Ф. обсуждаются проблемы этики и аксиологии спорта высших достижений. (см. библиографию в конце книги).
Отечественные исследователи значительно бо́льшее внимание по сравнению с зарубежными уделяют гносеологическим и особенно методологическим проблемам научного исследования физической культуры и спорта.
Публикации, посвященные этим проблемам можно подразделить на три группы.
К первой группе относятся публикации, в которых данные проблемы анализируются в том виде, в каком они возникают в отдельных науках (например, в спортивной педагогике, в психологии спорта, в ТФВ, в теории физической культуры, в спортивной медицине и др.), а также при изучении отдельных явлений сферы физической культуры и спорта (например, спорта или физической культуры, физического воспитания и т. д.). Такой подход реализуется, например, в публикациях, авторами которых являются: Бутченко Л. А., Демин В. А., Каргин Н. Н., Мартиросов Э. Т., Назаров Ю. Н., Неверкович С. Д., Николаев Ю. М., Петров В. П., Пилоян Р. А., Свищев И. Д., Федотов Е. В., Фомин В. С., Петрухин В. Г., Чепик В. Д., Шалманов А. А. и др. (см. библиографию в конце книги).
/43/ Ко второй группе относятся публикации, в которых характеризуются частные методы изучения физической культуры и спорта (например, кибернетические, математические и др.). В этом плане следует отметить работы, авторами которых являются: Бутченко Л. А., Демин В. А., Зациорский В. М., Каргин Н. Н., Масальгин Н. А., Мартиросов Э. Т., Назаров Ю. Н., Николаев Ю. М., Неверкович С. Д., Петров В. П., Петрухин В. Г., Пилоян Р. А., Свищев И. Д., Федотов Е. В., Фомин В. С., Чепик В. Д., Шалманов А. А. и др. (см. библиографию в конце книги).
Третья группа включает публикации, в которых методологические проблемы исследования физической культуры и спорта анализируются в логически-обобщенном виде.
При этом во многих публикациях речь идет лишь о какой-то одной методологической проблеме или одном методе. Таковы, например, публикации, авторами которых являются: Абасов З. А., Выдрин В. М., Гончаров В. Д., Евстафьев Б. В., Исаев А. П., Кабанов С. А., Кондратьев В. В., Лукьяненко В. П., Моченов В. П., Неверкович С. Д., Николаев Ю. М., Переверзин И. И., Пономарев Н. И., Потапова Т. В., Решетнева Г. А., Селуянов С. Н., Сичивица О. М., Утехина Ю. Г., Хуббиев Х. З., Черепов Е. А., Яхонтов Е. Р. (см. библиографию в конце книги).
Вместе с тем, имеются публикации, авторы которых ориентированы на постановку и обсуждение комплекса методологических проблем и методов наук, делающих предметом своего исследования физическую культуру и спорт. Это публикации, авторами которых являются: Алабин В. Г., Железняк Ю. Д., Космина И. П., Николаев Ю. М., Передельский А. А., Петров П. К., Пилоян Р. А., Пономарев Н. А., Селуянов С. Н., Семенов В. Г., Филин В. П., Шестаков М. П. и др. (см. библиографию в конце книги).
/44/ Философским, философско-социологическим и логико-методологическим проблемам физической культуры и спорта посвящены также коллективные труды и материалы ряда конференций [например, Доклады… 2007; Материалы Всесоюзного симпозиума… 1974; Методологические предпосылки… 1983; Сборник материалов Всероссийской научной конф… 2004; Современные методы… 1994; Теоретико-методологические вопросы… 1991; Физическая культура и спорт в свете истории и философии… 2011; Философия спорта: Хрестоматия, 2005; Философские и социологические проблемы… 2012; Философско-социологические исследования… 1988; Философско-социологические проблемы… 1985 и др.].
3. Формирование и развитие философии физической культуры и спорта в других странах Восточной Европы
К числу стран Восточной Европы, имеющих давнюю традицию разработки проблем философии физической культуры и спорта, относится Польша.
Ниже дается краткая характеристика публикаций и роли исследователей этой страны в формировании и развитии философии физической культуры и спорта.
Польша
Е. Косевич выделяет три этапа в истории анализа в этой стране философских проблем физической культуры и спорта, а также соответствующие группы исследователей.
1. Историческая и современная философская рефлексия физической культуры и спорта на периферии других тем, составляющих главный предмет исследования: например, философия тела в концепциях С. Бржозовского (S. Brzozowski) и Э. Абрамовского (E. Abramowski), идей Иоанна Павла II, проблематика физической культуры в философии E. Снядецкого (J. Śniadecki), С. Гессена (S. Hessen) и Ф. Знанецкого (F. Znaniecki).
2. Философские аспекты работ теоретиков физического воспитания, туризма, альпинизма и т. п.: /45/
а) на рубеже XIX и XX столетий: Г. Джордан (H. Jordan), М. Заруский (M. Zaruski) и Э. Пясецкий (E. Piasecki);
б) периода межвоенного двадцатилетия: В. Осмольский (W. Osmolski);
в) современного периода: З. Гилевич (Z. Gilewicz), М. Демель (М. Demel), А. Павлуцкий (A. Pawłucki) и К. Зухора (K. Zuchora).