Термин «третий пласт», который ввела в музыковедческий обиход В. Д. Конен, не утратил своей актуальности и сегодня, обозначая не только «пограничные» явления, но и сам принцип диалогизирования культур. В этой музыке диалог становится понятием ключевым, помогая проникнуть в самую суть явления. Первые очерки, посвященные общим вопросам массовой культуры, носят вводный характер. Следующие два больших раздела посвящены двум крупным представителям «третьего пласта» – джазу и року. В них затрагиваются самые разные аспекты и подходы к изучению этой музыки: генезис и структура, восприятие и аудитория, стиль и жанр, динамические рельефы, ладовое своеобразие и многое другое. Книга адресована как музыкантам-специалистам, так и любителям, интересующемуся музыкой разных жанров и стилей.