Подобно СУ-3, система управления СУ-4 будет закреплена, кодифицирована на внешних носителях и соответствовать текущей, разделяемой общественным сознанием картине мира. Будет кодифицирована на внешних носителях, но не в законодательных кодексах, а инструментально и программно, процедурно. В следующей эволюционной форме существования социума – в Киберсоце законы из свода правил и предписаний превратятся в исполняемый код. В аппаратно-программные комплексы, действующие согласно алгоритмам, утвержденным для каждой из трех иерархий страны. Таким образом, последовательную эволюцию СУ можно изобразить так: СУ-2 (авторитаризм, феодализм), место хранения эталона поведения – мозг (сюзерена, автократа) – СУ-3 (парламентаризм, буржуазный строй, капитализм), эталон поведения описан в книге (своде законов) – СУ-4 (Киберсоц, коммунизм), эталон поведения хранится в форме программно-вычислительного комплекса (алгоритма, исполняемого кода).
Чем отличается парламентская форма управления страной от триадной компьютеризированной системы самоуправления социума, от Киберсоца?
От всех по способностям, всем по заслугам, определяемым всеми.
Принцип распределения совокупного общественного продукта ГАМАЮНТем, что законы сведены не в кодексы, а в код. В код программного обеспечения, являющегося софтвером инструмента управленца. Весь документооборот переводится в цифру, после чего, как верно пишет Алексей Кунгуров, у чиновников исчезает «возможность состряпать документ задним числом, что колоссально затрудняет воровство. А еще не надо будет осуществлять в ходе следственных действий выемку документов. Любой следователь просто скачает с базы данных нужный массив документов и приобщит к делу. Уничтожить компрометирующие документы тоже будет невозможно»25. Невозможно, как вы понимаете, только в том случае, когда хранящие транзакции сервера недоступны проворовавшимся чиновникам, поскольку обслуживаются членами другой иерархии, контролирующей первую, – там, где трудятся упомянутые казнокрады. «После того как все учреждения переведены на электронный документооборот, нужно нанести окончательный удар по коррупции – открыть свободный доступ ко всей чиновничьей переписке. Каким бы немыслимым это ни казалось сегодня, ничего невозможного в этом нет. Все, что является секретным, пусть таковым остается, но что-либо засекретить в работе Министерства сельского хозяйства или Министерства культуры невозможно. Ничего секретного нет в компетенции местных органов власти и региональных правительств. Даже Министерство обороны свободно может придать гласности всю информацию, касающуюся хозяйственной деятельности. В этом случае любой гражданин может посидеть полдня в интернете и раскрыть парочку преступлений».26 Какие именно сведения должны быть секретными, а какие – общедоступными, также решают компетентные сотрудники контролирующей иерархии.
А еще управленец принципиально не сможет сделать то, что не «зашито» в контролируемый надзирающей иерархией программный интерфейс. Любая попытка использования системы управления «нецелевым способом» будет заканчиваться для исполнителя надписью на дисплее: «Вы сделали попытку совершить невыполнимую операцию, программа будет закрыта. Оставайтесь на месте – сотрудники прокуратуры контролирующей иерархии уже выехали по вашему адресу».
Индивидуумы, трудящиеся в социуме под управлением СУ-4, методом тотального и постоянного взаимного рейтингования будут инструментально, т. е. в соответствии с заложенными в программные комплексы алгоритмами, перемещаться в управленческой иерархии.
Позиция чиновника во властной иерархии уже не будет зависеть исключительно от благорасположения его начальника.
Начальство будет ставить задачи (ибо основная задача начальника – оптимальное разделение труда между его подчиненными), исполнение же (качество исполнения) поставленных задач будет контролироваться всей совокупностью членов социума – потребителями плодов деятельности исполнителя, потребителями его управленческих услуг. И тот или иной чиновник будет становиться начальником другому чиновнику именно по результатам оценки его деятельности со стороны совокупности граждан страны, со стороны социума, и никак иначе.
Заметка на полях
Именно так выглядит жизнь по Закону Божьему – по законам ГАМАЮН, исполнение которых ведет к становлению Нового Русского Порядка.
Мы для того и существуем, чтобы помочь друг другу справиться со всем этим, как это ни назови.
Курт ВоннегутВот как пишет Сергей Щеглов о таком социуме: «…общество, обладающее собственным разумом! Не памятью, хранящейся в сводах законов, архивах прецедентов и прочих сведениях о том, что и как делалось в прошлом, – а разумом, позволяющим определить, какие новые действия следует совершить в будущем.
Как уже отмечалось в [15], разум – это способность пользоваться моделями, знаковыми описаниями реальности и действовать на основе вытекающих из них рекомендаций».27 И в то время, когда законы существуют и хранятся в форме текста, модели существуют, хранятся и совершенствуются в форме исполняемого кода, программных алгоритмов. Возвращаясь к социогенетическому закону и следствиям из него (см. первый Шаг на третьей Ступени), напомним, что согласно второму следствию по мере развития социума доля ресурсов, идущих на содержание его управленческого аппарата, должна возрастать.
Заметка на полях
«Затраты на работу управляющих систем настолько велики, что поглощают бóльшую часть прибавочного продукта систем управляемых. Они (затраты) составляют до 50% от производимого продукта (смотрим на совокупную ставку налогообложения, в разных странах она до боли одинакова). То же самое и в бизнесе.
А еще 400—500 лет назад, в дремучем феодальном мире, на все управление хватало 10—20% ВВП (королевская / церковная десятина или день барщины). С учетом роста населения и производительности труда затраты на управление, в абсолютных величинах, выросли за период модерна в СОТНИ (!) РАЗ.
Внимание, вопрос! Как же выгрызть бюрократизм, снизить затраты на управление? Я уже над этим думаю несколько лет. Одна технология понятна – это ускорение оборота информации через внедрение ИТ. Чем быстрее и полнее проходит информация по «нервной системе» общества, предприятия, тем выше качество решений, тем меньше затраты на преодоление «управленческого трения».28
Деятельность человека по мере повышения производительности труда, по мере его автоматизации смещается из области взаимодействия с объектами природы в область взаимодействия с информацией о них – что эквивалентно исполнению функции управления.
ГАМАЮН – сообщество, корпорация, держава, которую нам предстоит построить из самих себя, – это грядущее Надсущество, Сверхчеловек, Человекобог. В соответствии с пятым следствием социогенетического закона по мере онтогенеза (развития) социума его сложность (сложность его систем управления) приближается к сложности элементов, из которых он состоит, – приближается к сложности системы управления (нервной системы) человека. Управлять таким социумом уже невозможно ни единолично, ни даже коллегиально – в предельном случае в управлении социумом должна быть задействована вся совокупность формирующих его элементов, людей.
День, когда сложность социума превзойдет максимальную индивидуальную сложность человека, станет днем перехода социума в его следующую, новую, эволюционно более высокую форму индивидуального существования – в этот День социум обретет сознание. Это будет Днем сингулярности, Днем рождения ГАМАЮН.
С точки зрения теории систем ГАМАЮН предполагается как высшая форма корпорации людей, обладающая встроенной функцией обратной связи – функцией защиты от человеческого фактора («от дурака»). Об этом говорится в четвертом следствии из социогенетического закона: в стабильной, стационарной фазе существования социума иерархия «Экономика» подконтрольна иерархии «Политика», иерархия «Политика» подконтрольна иерархии «Идеология», иерархия «Идеология» подконтрольна иерархии «Экономика».
Опричнина представляет собой орган комплексного воздействия на социальный процесс, комплексный аппарат управления. Здесь задействованы властное измерение (энергия), собственническое (вещество), идейное (информация). При этом от опричнины к опричнине роль и значение психоинформационного измерения возрастает. Если в опричнине Ивана Грозного оно играет минимальную роль, то в таковой Петра I оно на первом плане – культурный переворот, изменение психоисторического кода, правда, охватывающий только верхушку.
В ситуации применения опричного принципа Сталиным, так же как и в опричнине «профессиональных революционеров», психоинформационный аспект не только приобретал первостепенное значение, но его объектом становились все слои населения.29
А. И. ФурсовПолтора века назад пророк ислама Мухаммед сформулировал принцип триадного существования, произнеся чеканную формулу реципрокных отношений: кто чужого не отдаст, своего не получит. Сосуществующие в триаде силы должны делиться друг с другом материей, энергией и информацией – каждая из названных выше сил, иерархий, отдавая чужое одному из двух других контрагентов, получая в свою очередь свое от второго контрагента (материя есть определяемая информацией форма энергии).
При этом в зависимости от того, о какой из трех иерархий идет речь, в качестве отдаваемого служит в основном информация, а в качестве получаемого – материя (если речь идет об иерархии «Идеология»), отдается энергия, приобретается информация (что справедливо для иерархии «Политика»), отдается материя, приобретается энергия (иерархия «Экономика»).
Возвращаясь из заоблачных вершин философских конструктов в область конкретики, выполним обещание, данное на первом Шаге шестой Ступени, – объясним, как преодолевается «проклятие» теоремы Эрроу о невозможности процедуры демократического голосования.
Может быть, решением будет взломать нетранзитивность голосования нетранзитивностью его процедуры? Использовать специфический триадный способ голосования?
Разделить состав голосующих по функциональному принципу и, к примеру, по вопросу, относящемуся к Политике, право законодательной инициативы передать членам иерархии «Политика». Решение же должно приниматься членами контролирующей иерархии «Идеология» – простым большинством голосов. При этом членам иерархии «Экономика» должно принадлежать право вето, преодолеть которое возможно лишь квалифицированным большинством голосов иерархии «Идеология».
Фактически это означает следующее: каждая иерархия ПИШЕТ законы сама для себя (кто лучше самого профессионала организует его деятельность?). УТВЕРЖДАЕТ (простым большинством голосов) эти законы вторая иерархия, контролирующая первую (с этого, по сути, и начинается контроль). А третьей иерархии, которая больше других может пострадать от исполнения (или неисполнения) законов первой иерархией (поскольку она, третья, подконтрольна первой), принадлежит право ВЕТО (преодолеть которое вторая иерархия может лишь квалифицированным большинством голосов).
Так создается система триадного управления, в которой каждая иерархия для той соседней иерархии, которая ее контролирует, является органом исполнительной власти и органом законодательной власти – для подконтрольной иерархии. Так можно наконец изменить положение вещей, сохраняющееся на протяжении всей известной нам истории, – когда законы принимаются теми, кто сам находится над законом.
Органы следствия, надзора, суда, а также исполнения судебного приговора должны существовать в каждой из трех иерархий.
Жрецы с подачи (по предложению) Воинов принимают законы для Воинов и применяют все вышеназванные органы для контроля над Воинами;
Воины с подачи Дельцов принимают законы для Дельцов и применяют все вышеназванные органы для контроля над ними;
Дельцы с подачи Жрецов принимают законы для Жрецов и применяют все вышеназванные органы для контроля над Жрецами.
Да, в подобной конструкции есть свой резон, и она обязательно будет осуществлена, но сумеет ли она решить нашу задачу? Нет, описанное разделение процедуры голосования не снимает содержащееся в парадоксе Эрроу противоречие, а лишь снижает вероятность возникновения описываемой им патовой ситуации.
Все гораздо проще – парадокс Эрроу преодолевается переходом от ординалистского (качественного) критерия оценки результатов голосования к кардиналистскому (количественному) критерию. Необходимо перестать оценивать кандидатов, используя порядковую (ранговую) шкалу, где единственно возможным отношением между объектами сравнения могут быть отношение типа больше / меньше, лучше / хуже. И перейти к использованию шкалы отношений, позволяющей каждому из голосуемых кандидатов приписать некое число, определяющее, во сколько раз тот или иной кандидат лучше другого (нелишним окажется и наличие на шкале отношений нулевого значения, которое дает возможность приписать оцениваемому кандидату абсолютное отсутствие измеряемого качества).
Самый простой вариант перехода к количественному критерию уже давно и прочно освоен нашими западными «учителями мудрости» – это голосование деньгами. У них уже испокон веков оценка кандидатов происходит по схеме – чем больше денег дают за того или иного кандидата, тем больше голосов в свою пользу он получит. Особое изящество этой схеме придается способностью Фининтерна практически неограниченно эмитировать денежные знаки.
Нет, мы не собираемся предлагать идею голосования баблосом – создаваемая социальная система не будет той высшей формой демократии, о которой мечтают «хозяева денег»30. По крайней мере, если это и будет осуществлено, деньги в новой стране будут отличаться от тех, что находятся в современном экономическом обороте. Деньги в стране ГАМАЮН будут отражать не то, насколько успешно их обладатель грабит окружающих (т. е. насколько точно обладатель денег придерживается установленных Фининтерном правил игры), а то, насколько полезной окружающие считают деятельность обладателя денег, да и само его существование.
Для того, чтобы перейти к использованию в процедуре голосования количественного критерия, голос каждого участника голосования необходимо умножать на весовой коэффициент, отражающий заслуги участника голосования перед обществом. Разумно, если этим коэффициентом будет разница между суммами положительных и отрицательных рейтов, полученных их обладателем в качестве оценки его жизнедеятельности от окружающих сограждан. Еще один вариант, чуть более косвенно определяющий оценку социумом жизненного пути голосующего, – в качестве коэффициента использовать число Последователей, находящихся в структуре голосующего. Самым простым решением было бы использовать в качестве весового коэффициента гражданина его коэффициент вертикальной мобильности (см. табл. 1). При этом поддержка работоспособности программного комплекса (определяющего, в частности, значение коэффициента вертикальной мобильности), обслуживающего транзакции членов каждой из трех иерархий, должна находиться в надежных руках – осуществляться подразделением ВРПС, входящим в контролирующую иерархию. Для поддержания работоспособности трех подразделений ВРПС необходимо использовать известную технологию сетевой кооперации, когда любой гражданин ГАМАЮН имеет право искать в программном обеспечении ВРПС уязвимости, легально получая вознаграждение, пропорциональное серьезности найденной уязвимости.
Для того чтобы деньги из инструмента эксплуатации человека человеком превратились в инструмент оценки общественно полезного труда членов социума, для того чтобы сумма принадлежащих человеку рейтов была не просто размером принадлежащего ему капитала, а прямой общественной оценкой полезности этого человека для общества – интегральной оценкой его труда на благо ГАМАЮН, необходима система взаимного контроля трех иерархий за их активностью в сфере денежного обращения.
Опишем в общих чертах функциональность Расчетно-Платежной Системы грядущей страны. Мы видим, в каком направлении развиваются платежные технологии – деньги уходят в цифру, возможности контроля частных лиц (да и организаций) над их «качеством» стремительно приближаются к нулю, контроль же Фининтерна над денежным обращением многократно усиливается, устремляясь в бесконечность. Если раньше, когда деньги изготавливались из золота, можно было хотя бы попробовать монету «на зуб» и по мягкости металла определить, золотая она или нет. Теперь нам предлагается слепо верить банкирам-эмитентам. История банковского дела, однако, показывает, что этому доверию грош цена в базарный день.
То, что нельзя проверить, стремительно деградирует. Поэтому так важно, чтобы ни один социальный институт не обладал бесконтрольной монополией над денежной эмиссией.
Заметка на полях
Эмитентом денег для всего мира в настоящее время выступает зарегистрированная в США (имеющая неформальные филиалы по всему миру), не подконтрольная правительству США частная лавочка – ФРС. В России Центральный банк лишен своих дискреционных прав (лишен права самостоятельно регулировать размер обращающейся в стране денежной массы, в том числе лишен права на самостоятельную денежную эмиссию). России запрещено производство денег на внутренние нужды – запрещено под приемлемый процент кредитовать собственную промышленность. ЦБ РФ, по сути, функционирует в качестве местного обменного пункта ФРС – не являясь ни государственным учреждением, ни частным предприятием, он эмитирует рубли исключительно в ответ на поступление из-за рубежа долларовой выручки за энергоносители (в ответ на их зачисление на корсчета в американских банках).
Быть менялой очень выгодно – ЦБ РФ жиреет быстрее других аналогичных банковских учреждений, число его сотрудников среди ЦБ других стран мира занимает первое место, второе место занимают французы (в их ЦБ трудится в два раза меньше сотрудников, чем в нашем).
В триадном социуме должны сосуществовать три центра эмиссии, при этом каждая из трех иерархий будет эмитировать деньги не для себя, а для подконтрольной иерархии, что значительно уменьшает вероятность злоупотреблений.
Таким образом, обслуживающая цепочки платежей Всемирная Расчетно-Платежная Система (ВРПС) должна иметь три отделения. Начисления для членов иерархии «Экономика» будет осуществлять отделение ВРПС, управляемое иерархией «Политика» (контролирующей иерархию «Экономика»), начисления для членов иерархии «Политика» осуществляет отделение ВРПС иерархии «Идеология», начисления для членов иерархии «Идеология» осуществляет отделение ВРПС иерархии «Экономика».
Как уже ранее было сказано, деньги в ГАМАЮН помимо общеизвестных пяти функций (мера стоимости, средство обращения, средство образования и накопления сбережений, средство платежа, функция мировых денег) приобретают еще одну – определяют отношение членов социума к результатам деятельности друг друга.
Оценка той или иной деятельности (функциональности) имеет две компоненты: меру (количество рейтов, которое оценщик передает исполнителю оцениваемой функции) и знак оценки (положительный / отрицательный).
Согласно правилам вынесения оценок, изложенным на седьмом Шаге пятой Ступени, сделанная оценка той или иной функциональности (в денежном выражении) зачисляется на специальный транзитный счет в ВРПС той иерархии, которая контролирует сотрудников, исполняющих оцениваемую функциональность.
ВРПС автоматически идентифицирует сотрудника, отвечающего за исполнение оцениваемой функциональности, и определяет, имеет ли оценщик (согласно правилам вынесения оценок) достаточно полномочий для того, чтобы самостоятельно сделать данную оценку оцениваемой функциональности.
Если ответ положительный, сумма оценки перечисляется на лицевой счет оцениваемого исполнителя.
Если у оценщика недостает полномочий, право инициировать перечисление исполнителю суммы оценки получает любой гражданин, имеющий соответствующие полномочия (имеются в виду полномочия согласно правилам вынесения оценок), в том числе сотрудник прокуратуры, опять-таки имеющий соответствующие полномочия.
К примеру, в том случае, если оценка имеет отрицательный знак, инициировать перечисление (отрицательных) средств с транзитного счета ВРПС в адрес получателя оценки имеет право сотрудник иерархии, контролирующей ту, в которой трудится оцениваемый, при этом коэффициент вертикальной мобильности оценивающего должен превышать коэффициент вертикальной мобильности оцениваемого.
Если выносится положительная оценка функциональности сотрудника некоей иерархии, но сотрудник подконтрольной иерархии, давший эту положительную оценку, имеет коэффициент вертикальной мобильности, превышающий аналогичный коэффициент оцениваемого, то передача рейтов также потребует участия (подтверждения) сотрудника подконтрольной иерархии, имеющего коэффициент вертикальной мобильности меньший, чем коэффициент, принадлежащий оцениваемому.
В обоих случаях, если сделанная оценка задерживается на транзитном счету соответствующего отделения ВРПС дольше нормативного срока, обязанность инициировать эту оценку (довести ее до оцениваемого) ложится на сотрудников прокуратуры, имеющих соответствующие полномочия.
В любом случае, если знак оценки отрицательный, работники прокуратуры контролирующей иерархии обязаны проверить оцениваемые действия на наличие в них состава административного или уголовного преступления. В том случае если замеченное оценщиком нарушение подлежит административному или уголовному преследованию, заводится соответственно административное или уголовное дело. Заводится судебной инстанцией, входящей в иерархию, контролирующую ту, в которой трудится обвиняемое лицо.
Таким образом, мы видим, что в процедуре оценки функционирования любого гражданина принимает участие неопределенный круг лиц, что в корне исключает возможность сговора и является гарантией объективности сделанной оценки.
Заметка на полях
В отличие от вариантов наказания, предлагаемых в существующих Административном и Уголовном кодексах, в стране ГАМАЮН будет еще одна, самая страшная для наказуемого мера. Речь идет не о расстреле и даже не о конфискации (именно в таком порядке иные Дельцы оценивают тяжесть упомянутых мер). Речь идет о лишении провинившегося его места в иерархии. Преступника как бы обнуляют, его лишают всех Последователей, и для того, чтобы продолжить жить в ГАМАЮН, он должен будет заново найти себе Наставника и кропотливым трудом опять заработать социальный капитал – заново начав восхождение по Золотой Лестнице.
Во всех случаях работа сотрудника прокуратуры контролирующей иерархии проводится при участии сотрудника прокуратуры той иерархии, которая контролирует первую. Как при каждом военспеце в годы гражданской войны присутствовал комиссар, партийное око, так при каждом ключевом начальнике любой иерархии будет присутствовать комиссар от контролирующей иерархии и наблюдатель от иерархии подконтрольной.
Заметка на полях
Другим историческим примером контроля над деятельностью высших исполнителей является институт так называемых эфоров. Эфорами (от др.-греч. «надзирающий») в Древней Спарте, а позже и в Афинах называли занимавших выборные должности граждан, в руках которых была сосредоточена судебная власть.
Со временем, однако, эфоры сконцентрировали в своих руках контроль почти над всеми областями жизнедеятельности спартанского общества, включая надзор за обоими спартанскими царями. В частности, двое эфоров во время военных действий обязаны были находиться при войске и имели право заключать под стражу даже царей – за бездарное руководство войсками.
Поскольку речь зашла о деятельности прокуратуры, опишем, как в триадном социуме может выглядеть процедура расследования преступления.
Преступление фиксируют сотрудники местных органов защиты правопорядка – работающие «на земле» сотрудники иерархии «Политика». Они сообщают о нем в органы следствия всех трех иерархий, после чего проводят мероприятия по поимке преступника «по горячим следам».
Следственные комитеты трех иерархий направляют во вновь образованную следственную группу своих представителей. Первоначально группу возглавляет представитель одной из трех иерархий, выбранный по жребию. Идет коллективное следствие. После того как определен предполагаемый преступник (подозреваемый), следственную группу возглавит представитель иерархии, контролирующей ту, к которой относится подозреваемый. Адвокатом подозреваемого становится член иерархии, к которой относится сам подозреваемый. Если обнаруживается, что в преступную группу входят представители разных иерархий, и при этом не ясно, кто возглавляет банду, у каждого подозреваемого будет свой адвокат, следственную группу же возглавит сотрудник иерархии, контролирующей ту иерархию, в которую входит член преступной группы, имеющий наиболее «богатую» историю правонарушений.