Книга Когда боги были людьми. Сборник боевой фантастики - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Иосич. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Когда боги были людьми. Сборник боевой фантастики
Когда боги были людьми. Сборник боевой фантастики
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Когда боги были людьми. Сборник боевой фантастики

Апполель совершил полет в ставку Зевеса и тот, на радостях обнимая смелого гиперборейца, отпустил его и его воинов в Трою. Прощаясь с Артой и Афрой, великий воин долго обнимался с ними и вытирал кусочком льняной ткани бегущие из прекрасных глаз женщин слезы расставания. После возвращения Апполеля, ладьи троянцев, не теряя времени, подняли паруса и с попутным вечерним ветром направились к родному берегу.

Трофеями войска Зевеса стал огромный табун выносливых лошадей, большое количество золотых украшений, ожерелий из драгоценных камней, золотой, серебряной посуды, оружия и продовольствия. По – видимому, амазонки это неслыханное богатство награбили у других уничтоженных народов.

Щедро наградив воинов – козар конями и золотом, Зевес передал с ними привет Великому Кагану и благодарность за военную помощь в борьбе с нашествием врагов. Остальное войско он пока не распустил, и это было мудро. Мало ли какой ворог появится у Эллады?

Заметив, что слово ахейцы как-то звучит неблагозвучно, Зевес повелел называть всех жителей Эллады эллинами и приказал войскам построить в одной из живописных долин Олимпийского хребта деревянные дворцы для себя и атлантов. Под руководством Гефеса работа закипела. Лучезарный Гелиос опускался над землей все ниже, ночи становились длиннее, а дни – короче. Не привыкшие к холодам, атланты по ночам мерзли в шатрах. К счастью, деревянные дворцы вскоре были построены и с виду напоминали терема гипербореев.

В главном дворце Зевес собрал совет. Надо было решать острые вопросы дальнейшего обустройства Эллады. Пока эта страна пребывала в первобытном состоянии и ростки ее могущества только – только проклюнулись на благодатной почве.

– От всей души благодарю прекрасную и мудрую Афину – Палладу и могучего Гефеса за доблестное сдерживание врагов до нашего прихода. Я с радостью принял решение поручить им организовать дальнейшую постройку городов – полисов и продолжить обучение эллинов ремеслам. Особое внимание хочу обратить на строительство храмов поклонения нам – атлантам. Пусть они считают нас богами, приносят жрецам пожертвования в виде продовольствия и ценностей в нашу пользу. Красавице Деметре повелеваю и дальше обучать эллинов искусству правильного возделывания земли и своевременного внесения полезных добавок для повышения ее плодородия. Дионис! Виноградарство и виноделие остается, как и в Атлантиде, твоей заботой. Гермоса обьявляю моим наследником и верховным послом. Красавицам Арте и Афре следует найти занятие по душе. Остальные атланты должны старательно выполнять мои повеления и заниматься самосовершенствованием. Я же немедленно отправляюсь к прорицательнице Пифии в Дельфы…, – жестко объявил Повелитель.

Глава одиннадцатая

Дельфы представляли собой три десятка хаотично разбросанных хижин. Пифию нашли у подножия горы, восседавшую на деревянном треножнике над расщелиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения. Молоденькая девушка, произносившая под их воздействием бессвязные речи, не обратила ни малейшего внимания на сверкающую дорогими доспехами приближающуюся процессию.

Спешившись, Зевес приказал свите отойти на триста шагов, чтобы никто не мог услышать его разговора с ведуньей.

– Приветствую тебя прорицательница! Ты верно предсказала гибель Гипербореи и моей родины в водах. Я хочу вопросить тебя о будущем остатков моего несчастного народа…, – попросил Повелитель.

Пифия повернула свое бледное лицо и четко заговорила:

– О великий Повелитель атлантов! Ваши женщины без благотворной атмосферы Атлантиды и Гипербореи стали бесплодны, и крайне редко семя ваших мужчин может произрасти в чреве местных женщин. Родившихся героев за их будущие подвиги будут чтить многие поколения эллинов. Но жизнь их будет крайне коротка, и умрут они от ран или болезней, как умирают все местные жители. Поэтому ваша реальная власть в этой стране продлится лишь полторы – две сотни кругов и вы вымрете. Но ваши божественные имена люди будут чтить тысячи лет до тех пор, пока не поймут, что творец в этом мире един и всеобъемлющ. Далеким потомкам о вас будут напоминать лишь полуразрушенные временем храмы, построенные эллинами под вашим чутким руководством. Я ответила на ваш вопрос?

Нахмурившись, Зевес задумчиво ответил:

– Мне все понятно мудрая прорицательница. Не хотелось бы, чтобы атланты, гипербореи или эллины узнали эту тайну. Может к тебе приставить надежную охрану?

Девушка усмехнулась:

– Я не нуждаюсь в охране. Лишь через сотню лет Аполлон сразит моего надежного стража…,– и указала перстом на колоссальных размеров змея, выползающего из расселины и готового поглотить жалкие фигурки людей, возомнивших себя богами.

Послесловие

Во время второй мировой войны американские летчики по тем или иным причинам были вынуждены садить свои боевые и транспортные самолеты на островах Новой Гвинеи. Война была окончена, а аэродромы страны папуасов – заброшены за ненадобностью. Но божественный культ карго среди аборигенов жив до наших дней. Они поклоняются самолетам, сделанным из соломы и навоза и верят, что вернутся щедрые времена , когда огромные летающие птицы вновь принесут им волшебные грузы.

Так было и в далекие античные времена. После глобальной катастрофы, во время которой океан поглотил процветающие Атлантиду и Гиперборею, остатки всемогущих народов появились среди первобытных племен, проживающих на материковой части земли и научили их многому полезному. Естественно, люди со временем стали им поклоняться, считая их богами, строить храмы и ваять статуи. Так случилось и в архаичной Греции. Культ олимпийских богов держался в древней Греции и Римской империи вплоть до зарождения христианства. Автор.




Глава первая

Зима уж третий год подряд выдалась морозная и вьюжная. Снег выбелил окрестности городища, леса и степь. Речку Казым сковало толстым льдом, в котором мужики сверлили лунки и ловили рыбу. Но работа в литейках и кузнях кипела вовсю. Арии спешили отлить и наковать множество металлических изделий – самого ходового товара. Стук молотов сочетался с пением петухов, мычанием коров и ржанием лошадей. Над городищем дым стоял коромыслом.

Роду Миролюба поступил заказ от великого козарского кагана на изготовление большой партии бронзового оружия. Красным летом приезжали купцы из Согдианы и Скифии и, не торгуясь, забрали все мечи, ножи, наконечники для копий, стрел и украшения из бронзы и драгоценных камней. За это расплатились шелковыми тканями, баранами, кожей, мехами, зерном, да арбузами и дынями.

Три круга назад землю так трясло, что рассыпались высоченные каменные стены, сложенные из тысячетонных гранитных блоков, окружающие городища ариев. Гнев богов легко разрушал избы и каменные храмы. Тогда всем родам пришлось трудиться все красное лето не покладая рук, чтобы насыпать высоченный глиняный вал вокруг городища и возвести бревенчатую стену. Спешили потому, что могут появиться дикие орды кочевников и тогда – не сдобровать. Многие годы соседние царства и ханства жили в мире с ариями, а правители и ханы порой даже приходили на помощь, поскольку через их земли проходили многочисленные торговые пути. Но, иногда, приходили совсем дикие орды, от которых арии либо отбивались, либо откупались. Умение делать оружие – самый ценный товар всех времен определял жизнь родов безопасной и сытой.

Князь Миролюб вышел из светлой, теплой горницы и направился обходить городище. Нахмурившись, он замечал подгнившие бревна стен, осадку столбов и ветхость помостов для воинов.

– Весной, после масленицы, когда Ярило пойдет ввысь, надо – бы созвать мужиков и поправить стены, помосты и лестницы, а то, неровен час, пожалуют степные орды и придется отбиваться…, – соображал князь, направляясь в кузню. Кузнец Доброжир с подмастерьем с надрывом махая тяжелым молотом,не останавливал работу, несмотря на приход почитаемого гостя. По окончании работы кузнец протянул Миролюбу клинок. Князь проверил остроту лезвия, полюбовался легкостью и изяществом оружия и молвил:

– Гой еси, Доброжир! Уж третий круг подряд жестокие холода и высокие снега одолевают наши городища. Даже могучие мамоны и носороги из – за бескормицы ушли на юг. Апельсиновые деревья и виноград вымерзли. За что бог Род отнял у нас поможу? Надо бы волхву восславить гимном Всевышнего и принести ему жертвенные блины, оладьи, мед да баранов. Харе Вышень!

– Дело говоришь князь! Ныне морозы да вьюги совсем одолели, спасу нет. Целыми днями печи горят – дров не напасешься, да еще древесный уголь кончается. Надо бы мужиков послать поработать на угольных ямах. Даже скотине в хлевах холодно, голодно  и болезненно. Священные коровы совсем не стали давать молока. Борейные кочевники – оленеводы сказывают, что в их краях море покрылось льдом, а могучая река Обь стала…, – печально ответил кузнец, положив на наковальню новую бронзовую заготовку.

– Добро! Все сделаем как надо. Может, Ярило подарит нам больше тепла, ежели мы хорошо его попросим?– вопросил  князь и, не дождавшись ответа, зашагал к храму бога Рода. Частично разрушенный храм стоял на высоком берегу, вне стен городища, и был сложен из огромных гранитных блоков. Только упряжке мамонтов было под силу сдвинуть эти блоки, уложенные на деревянные катки и передвинуть их из каменоломни на площадку строительства храма.

Величественное каменное сооружение давило своей божественной силой. Несмотря на сильный мороз, волхв вышел из своей кельи к князю в подпоясанной кушаком рубахе, портках и чалме. Жрец был высокого роста, светел лицом и улыбался. Ступая по снегу босыми ногами, он обратился к князю:

– Ой, ты, гой еси, князь Миролюб! Я уже знаю причину твоего прихода и могу просветить тебя по твоей нужде. Ныне теплые течения на северном море навсегда покинули наши края. Причина же в этом одна: два огромных острова ушли под воду по причине землетрясений, и спаслось жителей этих островов только малое число. Далеко на западе, в стране викингов и киевских русов теплое течение еще имеет силу и влияет на погоду, но не в наших краях. Теперь нам нет причины ожидать теплых кругов и надо уходить в края, где Ярило красным летом висит прямо над головой.

Миролюб растерянно развел руками:

– Всезнающий волхв! Твои слова навевают уныние. Для того, чтобы пройти бескрайние леса и степи, полные диких орд и преодолеть широкие реки, надо иметь многочисленную рать, которая даст отпор врагам и защитит наши обозы. А если на вече родов князья не захотят двинуться с насиженного места?

– Князь! Вели звонить в вечевой колокол. Про это действо я поведал самому раджану и он дал свое священное добро. На вече буду говорить с народом я. Пришла пора нам искать новую родину. Наши мамоны помогут нам тащить тяжелые грузы, а колесницы с добрыми конями и наше оружие сумеют разгромить любого врага. Пока реки не вскрылись, надо выступать. Пусть бог Вышень будет нам судьей и подарит удачу! Харе Вышень!

Перезвон бронзовых колоколов в городищах ариев возвестил о созыве вече. Толпа перед городищем Миролюба собралась немалая. Каждый род стоял отдельно во главе с князем. По правую руку мужиков стояли бабы, одетые в красивые меховые шубы и изящные кожаные сапожки. На головах баб красовались высокие кокошники, украшенные ожерельями из драгоценных каменьев.

Миролюб стоял рядом с любимой женой Атехой – дочерью советника великого козарского кагана. Много кругов назад юный князь с караваном оружия посетил земли кагана и имел приглашение в его дворец. Когда он увидел красавицу козарку и поймал ее колдовской взгляд – окаменел. Высокородный отец красавицы дал согласие на их свадьбу, помятуя о том, что в землях ариев ее жизнь будет спокойнее и сытнее. В те времена в степях было неспокойно и козарам приходилось постоянно отбиваться от многочисленных набегов диких племен. Выручало каганат оружие, которое поставлялось в оговоренные сроки арийскими мастерами.

По – прежнему легко одетый и босой волхв поднялся на небольшой помост и стал вещать:

– Сыны великого Рода, который есьм во всех благих и созидательных деяниях наших! Знайте же, что море поглотило прародину нашу— великую Гиперборею. Теплые течения, омывающие берега великого северного моря ушли в глубину, и море покрылось льдом, который не растаял даже красным летом. Наши ладьи, которые шли с товарами в страну желтокожих людей, вернулись ни с чем, уткнувшись в сплошные ледяные поля. Ныне тяжко нам стало жить в этом месте –  холодно и морозно. Пора собираться в дальнюю дорогу. Наши купцы побывали в чудесной южной стране, огражденной высокими горами от злых северных ветров. Но путь туда не близок и опасен. Тот, кто хочет остаться здесь – пусть остается. Но решившие пойти в поход  должны немедленно собираться, ибо Весна – Красна все же придет в эти края, реки и озера вскроются и будут препятствовать нашему передвижению. Я все сказал! Теперь слово за вами!

К помосту вышел князь Бермята и сказал свое слово:

– Родичане! Уж пусть триславный бог Вышень меня рассудит, но мой род остается. Три круга мы прожили при лютых зимних морозах и выжили. Мы умеем делать оружие и нужные вещи из мягкой меди и твердой бронзы. Благодаря своему умению мы и впредь не будем нуждаться в блинах и мясе. Заказов много, и за их выполнение щедро платят. С соседями мы не враждуем потому, что их рати полностью зависят от поставок нашего оружия. Буде нам жить и дальше на этой рудной земле.

Вождь родов – раджан Рамир слушал эти речи, сдвинув в раздумье густые темные брови. Свои черные глаза и смуглый цвет кожи он унаследовал от матушки, которая была родом из Согдианы. Его отец, светославный раджан Светозар, три круга назад погиб на охоте от клыков и когтей раненого, разъяренного пещерного медведя.

Наконец жаркие споры закончились и наступила звенящая тишина. Все родичи устремили свой взгляд на Рамира. Ведь от его решения зависела судьба всего боголюбимого народа.

Рамир поднялся во весь могучий рост и стал изрекать:

– Дети Рода и матушки Лады, повелители и почитатели огня! Пришла пора нам тронуться в долгий и опасный путь в теплую страну. Но мы не готовы выступить в этом круге. Надо подумать над тем, как мы будем в столь далекой стране лить и ковать оружие и другие нужные вещи. Кто может дать слово, что там мы найдем нужные руды? Но коли часть из нас решила уходить в теплые страны, нужно работать целый круг не покладая рук, чтобы подготовить обозы, ладьи  и большие волоки, полные железных и медных заготовок. Я не противлюсь решению рода князя Бермяты, и оно полезно. Если мы встретим неодолимые препятствия на своем пути, и нам придется возвернуться обратно, то буде кому нас привечать. Харе Вышень! Харе Крышень!

На этом рассудительном слове вече было распущено, а раджан, собрав князей, повелел исполнить каждому его волю по подготовке к дальним странствиям.

Глава вторая

С этой поры в шахтах, забоях, в которых трудились пленные парии, и в литейных закипела работа.

– А коли будут лениться и работать плохо, не жалеть ремней сыромятных! Не мы их звали нас воевать. Они сами пришли с разбоем и грабежами, а великий Вышень учит нас судить по справедливости. Пусть в поту отработают свое озорство…, – поучал стража Рамир, наблюдая как наполняются рудокопами повозки, запряженные лошадьми.

Между тем, прилетел почтовый голубь с дальней заставы с запиской на бересте. Вглядываясь в клинья и резы, раджан из донесения воеводы заставы понял, что на городища ариев тучей надвигается неведомый враг. По его команде  ударили в набатный колокол, гонцы оседлали самых резвых коней и пустились за семь верст в округе оповещать князей.

В городищах начались лихорадочные оборонительные работы: обливались  бревенчатые стены и глиняные валы вокруг городищ водой, которая на морозе быстро превращалась в лед; загонялся скот, ставились ежи и рогатины для  предотвращения массированной атаки вражеских конников. Большой отряд ратников направился охранять шахты и забои, входы которых были перекрыты такими же валами и стенами, как и городища.

Рамиру князья советовали всех париев – рудокопов отправить под защиту стен городищ, но Раджан упорствовал:

– Вот и настала пора, когда богам буде угодно испытать наше воинство вне крепких стен. Ведь у наших ратников есть явное преимущество: железные шеломы, кольчужки, мечи да копья, о которых не ведают даже наши други и союзники. Мы никогда и никому не раскрывали главного своего секрета и продавали только бронзовое оружие и украшения.  Как же мы двинемся в далекий путь без прикрытия крепких стен, вы подумали? Мое решение твердо: пришлите в главный полк, полки правой и левой руки оговоренное количество ратников при добротных доспехах и оружии. За стенами городища князя Миролюба спрятать всю конницу. Каждый князь будет сам возглавлять своих конников, когда возникнет надобность. Пусть боги помогут нам! Я все сказал.

Под стенами городищ стали собираться конные и пешие ратники. Мороз крепчал и на железные кольчуги надевали плащи из теплых шкур, а на головы – наголовники из вязанного гусиного пуха или чалмы, чтобы под железными шеломами было тепло. Рамир проехал вдоль рядов на горячем коне и остался доволен. Сплошную стену из щитов и копий супостату не так уж легко будет одолеть. Головным полком управлял князь Бермята, полком правой руки – князь Богалеп, полком левой руки – князь Веденя. Каждой сотней командовал воевода – сотник. Конники построились отдельно.  И их внимательно осмотрел раджан и повелел рати занять боевые места. Рядом с Рамиром ехали два сигнальщика с красными полотнищами на высоких древках и сигнальными трубами. Азбука сигналов красными тряпками была нехитрой и касалась как князей, так и каждого ратника. А сигналы трубами были сложнее и касались только князей и воевод.

В одном замаскированном, огороженном загоне ждали команды лучники, сидя в закрытых помостах на горбатых спинах умных боевых мамонов. Эта сила использовалась только тогда, когда вражескую рать ряды полков прижимали к пропасти или отвесной горе. Тогда их давили могучие мамоны и расстреливали лучники, сидящие в крытых помостах на горбатых спинах могучих животных. И это окончательно ломило боевой дух кочевников, осмелившихся напасть на всемогущих ариев – любимцев богов – повелителей огня.

Передовой отряд кочевников полумесяцем надвигался на рать ариев по глубокой снежной целине. На маленьких косматых лошадках вражеские воины подскакивали к стене копий и щитов и на полном скаку метали стрелы. Впрочем, лучники не нанесли значительного урона скрытым за щитами кольчужным ратникам.  Рамир ждал, когда подойдут основные силы супостата и дождался. В снежной дали появилось множество темных точек, и муравьиная лава кочевников неотвратимо стала сближаться с основными силами ариев. Дикие воины были одеты в меха и шкуры. В глубине ратных порядков противника раджан заметил гигантские темные фигуры мамонов. Могучие животные волокли баллисты и стенобиты. На правом крыле супостата замаячили  большие могучие бурые фигуры, в которых ратники узнали грозных шерстистых носорогов.

Рамир понял, что кочевники будут использовать носорогов в качестве тарана, чтобы смять стройные ряды его войска и ворваться в сердце ратников конницей копейщиков.

Битва происходила в степи за полуразрушенной гигантской стеной, до землетрясения надежно защищавшей племя ариев от вторжения диких орд. Настал момент, когда озлобленные рогоносцы с ревом ринулись к рядам ариев. Для их массивных тел скорость бега была просто невероятной. Подпустив поближе опасных животных, основной полк, по сигналу раджана, стал отступать. На месте первых двух рядов обозначились густо посаженные ежи из кольев. Не менее двадцати носорогов с разбегу пропороли себе животы и стали биться, теряя кишки и кровь. Вслед за носорогами галопом неслась густая лава конницы дикарей. Увидев ужасный конец живого тарана, передние ряды кочевников попытались дать деру, но маневрировать было уже поздно. Напоровшись на ежи смешались кони и люди. Ворогов, которым чудом удалось преодолеть линию ежей, встретила сплошная щетина копий.

Страшным гласом богов загудели трубы раджана. Из глубины порядков ратников показалась конница ариев, поспеша охватить основные силы кочевников со стороны правой руки. В свою очередь, полки тоже двинулась вперед, тесня супостата к высокому берегу реки. Прижатые к обрыву дикари попытались прорваться к низине, но их встретила грозная конница Миролюба. Началась беспощадная сеча скученных дикарей. Лишь малому количеству воинов супостата удалось вырваться из свары, и они удирали, бросив мамонов, баллисты и стенобиты.

В ходе кровавой сечи арийским воинам удалось избежать больших потерь, и они возликовали, славя великого бога Крышеня, который вспоможил одержать победу над бесчисленным войском жестоких степняков. Ратники полонили множество диких воинов, в том числе и их вожака – хана. Мамонов врагов распрягли и заботливо отвели в основное стойло: каждый мамон перед дальней дорогой был дорог. Трофейных лошадей загнали в укромные загоны в долинах.

Раджан гордо восседал на помосте перед ликующим народом и рек:

– Дети Рода, повелители и почитатели огня! Воздадим подарки всемогущему богу Крышеню за то, что своей мудростью и своим деянием вспоможил нам одолеть грозного врага. Пресветлого ведуна прошу совершить старообряд и, в который раз, напомнить, что все мы дети наших богов. Да пусть не отвернут они свой лучезарный, светлый лик от своих детей!

Прямо на лютом морозе красавицы бабы накрыли длиннючие родовые столы, и победители начали пир. Пили медовуху, ели ржаной хлеб и жареную баранину, славили богов, воздевая сложенные ладони к небу. Ни один бог не был забыт славящими.

Полоняников угнали на рудники. Зимой им надлежало рыть и грузить руду, а весной приступать к полевым работам. Для долгого странствия надобно было заготовить как можно больше ржи, овса да сена.

Дивясь нелепому виду дикарей, раджан, рядом с которым шагал волхв, подозвал наглого пленного, который держал подбородок слишком высоко для простого степняка и молвил:

– Пария! Кто такой и откуда  приперлась ваша орда? Если будешь притворяться, что по-нашему не разумеешь, буде тебе порка.

Степняк все понял, узкие глаза его начали зыкать в разные стороны, и он стал вещать на каком-то тарабарском глаголе и размахивать руками. Рамир хотел было отдать приказ волочь его на порку, но вмешался ведун:

– Великий и славный раждан! Пусть вечно над твоей головой светит Ярило! Неразумный не знает нашего глагола. Поэтому ведает на своем скудном языке, и я этот язык разумею. Он назвался баюном и бает, что когда пришли морозы – степи всколыхнулись. Разные народы стали воевать потому, как стало мало корма, пришел голод, падеж и болезни скота.  Даже кони стали худеть, а кобылицы не давать молока. Он говорит, что со стороны восхода Ярилы на роды степняков напало бесчисленное войско, которое не чета ихнему. И их незнаемые враги едят человеков. Для их родов, которые рекут улусами, оставалось одно направление – идти в нашу сторону. Степняк глаголит, что если их враги нападут на великих повелителей огня, то все пленные готовы выступить против такого супостата и биться насмерть. А еще он просит высочайшего позволения, чтобы оставшиеся в степи их кибитки и остатки войска перебрались поближе к городищам богоизбранных.

Раджан изумился:

– И этот баюн, пришедший к нам для разбоя и грабежей, имеет храбрость что-то просить? Эй, ратник, вели тащить лупатого на порку! Пусть знают, что за разбой нужно платить. Так нас учит справедливейший бог Вышень.

Сурово посмотрев на раджана, волхв изрек:

– Не гневайся, о светлейший! То, что мы выиграли бой с ослабленной ордой степняков не значит, что мы выиграли войну. А баюн истину глаголет. Он более боится не нас, но людоедов. И они могут прийти к нам совсем не в гости. И не известна их сила. Позволь же послать степнякам гонца, чтобы свои кибитки они поставили ближе к нашим городищам. Разве лишнее, хоть и слабое войско нам помешает?

Подивившись мудрости и знанию волхва, Рамир приказал дать лошадь пленному баюну и позволил ему, в сопровождении ратника, скакать с вестью к родичам о том, что повелители огня милостиво соглашаются стать кибиткам поближе к городищам. Пленный баюн, услыхав такую милость из уст волхва и с трудом поверив своим ушам, пал ниц перед раджаном, а сотни кочевников – полоняников последовали его примеру.

Рамир отправился в городище узнать, как прошли роды у любимой супруженницы  – черноокой Дарьяны. Согдианка подарила ему трех дочерей и раджан постоянно просил у заботливой великой богини Лады – Сва подарить ему сына. В его избе бабы постоянно пекли блины и начиняли их медом. И мечта могучего Рамира сбылась. Из баньки, где повитухи принимали роды, пришла радостная весть, что у него родился наследник. Во всех городищах весело зазвенели колокола. Ликующий народ высыпав из изб, кузниц и литеек, воздел руки к небу, славя матушку Ладу – Сва.