Маньчжурский инцидент начался в 1931 году. За ним в 1932 году последовал первый Шанхайский инцидент. Позднее было образовано государство Маньчжоу-Го, над которым де-факто устанавливался полный контроль Японии. Данное событие стало причиной глубокого недоверия к Японии со стороны Китая и других стран. В этом кроется основная причина как Китайского инцидента, так и Тихоокеанской войны.
Япония, Германия и Италия, «неимущие» государства, неудовлетворенные статус-кво, установленным Вашингтонской конференцией, посвятили себя задаче перевооружения, рассматривая «имущие» государства – «Великобританию, Соединение Штаты и Советский Союз» – как потенциальных противников.
Традиционно японская армия уделяла особое внимание действиям против Советского Союза, в то время как флот потенциальным противником считал Соединенные Штаты. Государственный бюджет не мог одновременно удовлетворить запросы и армии, и флота, и из-за отсутствия единой программы конкуренция между службами за получение большей части ассигнований усиливалась от года к году. Факторами, которые обеспечили успех военных в политике и привели последнюю под их полный контроль, были бессилие и коррупция политических партий, апатия народа и неадекватность мер, предпринятых ответственными лицами против «закулисной» деятельности военных.
Японии было необходимо спешно достигнуть независимости в обеспечении себя продовольствием и сырьем. Однако она испытывала сильнейший недостаток в ресурсах, в то время как Маньчжоу-Го могла поставлять только часть требуемого. Поэтому, в поисках способа справиться с этой ситуацией, флот поглядывал на ресурсы юго-западной части тихоокеанского района и пропагандировал расширение японской экономической сферы в южном направлении. С другой стороны, армия полагала, что Япония должна продвигаться в Северном Китае в направлении областей, соседствующих с Маньчжоу-Го, где имелись большие запасы железа, угля, хлопка, шерсти и соли. Казалось возможным, что армия, полностью игнорирующая мнение центрального руководства армии и флота в Токио, начнет действовать и продвинется в Северном Китае.
Представлялось, что японский национализм вытеснил антикоммунистическое движение в Японии. Он еще более усилился после инцидента 15 мая 1932 года, когда военными реакционерами был убит премьер-министр Инукаи, а также после инцидента 26 февраля 1936 года, когда виконт Сайто и другие[10] были убиты молодыми армейскими офицерами. В политической сфере последствием февральского инцидента стало последовательное формирование кабинетов министров во главе с Хирота[11], затем Хаяси[12] и, наконец, Коноэ в июне 1937 года. Хотя и не соответствовавший своим задачам во многих отношениях, кабинет Коноэ устранил продолжительное соперничество и добился подобия национального единства.
После образования Маньчжоу-Го в марте 1932 года Япония официально признала новое государство и старалась содействовать его развитию. В тоже время вопрос о Маньчжурии в результате китайского давления стал основной проблемой Лиги Наций. 24 февраля 1933 года Лига Наций приняла резолюцию с требованием непризнания Маньчжоу-Го, и Соединенные Штаты полностью поддержали ее. В результате 27 марта 1933 года Япония вышла из состава Лиги Наций. Позднее западные государства внимательно следили и с подозрением наблюдали за действиями Японии в Маньчжоу-Го. Они наживались на антияпонских чувствах китайцев и приняли политику предложения помощи, которая расширяла их влияние на Китай. Отношения между Японией и Советским Союзом по вопросу о Маньчжоу-Го были далеки от обнадеживающих. Поэтому только Япония предложила руку помощи Маньчжоу-Го, находившемуся в международной изоляции.
В начале 1933 года к власти в Германии пришел Гитлер, и в октябре Германия также вышла из Лиги Наций. Таким образом, теперь становилась очевидной тенденция, при которой «бедные» тянулись к сближению. В итоге в конце 1936 года были заключены японо-германский Антикоминтерновский пакт и японо-итальянское соглашение. Таким образом, Япония подошла очень близко к тому, чтобы вступить в дружественные отношения с блоком государств, желавших разрушить статус-кво в Европе.
Тем временем в Китае Национальная революционная армия под командованием Чан Кайши в 1928 году провела успешную операцию на севере и планомерно продолжала кампанию по объединению всего Китая. В декабре 1936 года это движение еще более усилилось, когда в Сиане генерал Чжан Сюэлян похитил Чан Кайши, чтобы заставить последнего объявить войну Японии. Даже красные, которых Чан преследовал с 1929 года, участвовали в его освобождении, подтверждая тем самым духовное единение страны. В январе 1937 года были проведены переговоры с коммунистами и правительство Шэньси пришло к мирному сотрудничеству с нанкинским правительством. К тому же успешная денежная реформа, проведенная в 1935 году под руководством Лейт-Росса, вместе с финансовым бумом следующего года укрепила китайскую экономику и позволила в декабре 1936 года с выгодой решить суйдунский вопрос. Эти события, а также возросшая военная мощь Китая и поддержка его Великобританией, Соединенными Штатами и Советским Союзом усилили антияпонское движение и вымостили дорогу к неизбежному столкновению Японии и Китая.
Положение в северном Китае, созданное действиями расквартированных здесь частей японской армии, на которые влияло японское военное давление в Маньчжурии, командование которых находилось под влиянием успехов применения военного давления в Маньчжурии. Одновременно старые влиятельные элементы в северном Китае пытались использовать это давление в надежде высвободиться из-под контроля Гоминьдана. После соглашения между Умэдзу и Хэ Инцинем в 1936 году[13] в Северном Китае было устранено влияние Гоминьдана. С помощью японской армии было начато движение за автономию, кульминационным моментом которого стало установление власти исполнительного комитета в районе Восточного Хэбэй[14]. Население Китая в большинстве своем верило, что эти движения инспирированы исключительно Японией, и особые торговые взаимоотношения в Восточном Хэбэй поддерживали здесь антияпонские чувства. Напряжение росло день ото дня.
Начало и расширение Китайского инцидента
Ночью 7 июля 1937 года части японских вооруженных сил, размещенные в Фэнтай[15], юго-западнее Пекина, и проводившие ночные учения в районе моста Марко Поло в Пекине, подверглись неожиданному обстрелу со стороны китайской 29-й армии, которой командовал Сун Чжэюань. Это стало началом инцидента у моста Марко Поло. Доказательств того, что это столкновение было спланировано японскими войсками или что они желали расширения конфликта, не имелось. Как японское центральное правительство, так и дипломатические круги стремились локализовать дело. Китайские власти, за исключением некоторых младших офицеров и тех, кто напрямую был связан с инцидентом, также казались озабоченными предотвращением подобных столкновений в будущем. Предположительно причиной конфликта стало возрастающее напряжение между двумя армиями.
В то же время флот опасался, что если конфликт расширится, то помощь, которую придется предоставить, помешает выполнению программы вооружения, направленной против Соединенных Штатов. Помимо этого имелось предположение, что конфликт может побудить Великобританию помочь китайцам. Армейское командование опасалось, что конфликт может заставить изменить диспозицию войск против советских вооруженных сил, в то время как финансовые круги предупреждали, что [страна] все еще в огромной степени зависит от Соединенных Штатов и Великобритании.
С китайскими властями неоднократно велись переговоры, но китайцы, нерешительные в своей позиции, смиренные в одних случаях и непримиримые в других, часто совершали недобросовестные поступки.
11 июля японское правительство решило отправить в Северный Китай бригаду из Жэхэ и подразделение моторизованной пехоты из состава Квантунской армии, 20-ю дивизию из Кореи и 5-ю, 6-ю и 10-ю дивизии из метрополии. Тем временем китайские власти вновь изменили свою позицию, и ночью 11-го делегат китайской 29-й армии в конце концов принял и подписал соглашение. Поэтому местные японские власти считали инцидент закончившимся. Однако 19 июля условия соглашения были нарушены китайскими войсками в окрестностях моста Марко Поло. Под давлением обстоятельств, как внутренних, так и международных, японское правительство несколько раз меняло свое отношение к инциденту, но после Ланфанского инцидента 25 июля и последовавшего на следующий день конфликта у Гуананьмэн было принято окончательное решение отправить дивизии из метрополии. 28 июля войска японского гарнизона начали наступление на район Пекин-Тяньцзинь и завершили его к 31 июля.
Развитие Китайского инцидента
Ниже в хронологической последовательности описана история развития Китайского инцидента. Краткие комментарии даны к тем событиям, которые оказали влияние на Тихоокеанскую войну или отразились на общем международном положении того времени.
Первый год Китайского инцидента (1937)
7 июля. Начало Китайского инцидента.
26 июля. Отправлены подкрепления в Северный Китай. Началось генеральное наступление на район Пекин-Тяньцзинь.
8 августа. Японские войска заняли Пекин.
9 августа. В Шанхае убит лейтенант военно-морских сил Ояма.
13 августа. Начало второго Шанхайского инцидента. (Китайские войска начали окружать японский сеттельмент. [Высажен] морской десант, войска в Шанхае вынуждены открыть огонь, начались жестокие бои.)
14 августа. Японское правительство приняло решение направить сухопутные войска в Шанхай.
23 августа. Японские войска высадились в Шанхае, и театр военных действий расширился.
24 августа. Политика защиты японских жителей в Циндао прекращена. Выпущен приказ об их эвакуации. Эвакуация завершилась к 31 августа.
12 сентября. Правительство Китая представило дело о китайско-японском конфликте Лиге Наций.
6 октября. Правительство Соединенных Штатов сделало заявление, в котором обвинило Японию в нарушении мирного пакта Келлога[16].
23 октября. Японские войска начали генеральное наступление в районе Шанхая.
25 октября. В японском правительстве создана комиссия по планированию. 28 октября. Создано автономное монгольское федеральное правительство.
5 ноября. Японские войска высадились в заливе Ханчжоу[вань].
6 ноября. Италия присоединилась к германо-японскому Антикоминтерновскому пакту.
20 ноября. В императорском дворце создан Императорский генеральный штаб[17]. Начался переезд китайского правительства в Чунцин.
9-30 ноября. Японские войска захватили Сунцзян (9 ноября), пригороды Шанхая (12 ноября), Сучжоу (19 ноября), Уси (25 ноября), Гу-андэ (30 ноября) и другие стратегические пункты.
1 декабря. Ликвидация экстерриториальности между Японией и Маньчжоу-Го.
12 декабря. Самолеты японского флота по ошибке атаковали и потопили американскую канонерскую лодку «Panay».
13 декабря. Японские войска заняли Нанкин.
14 декабря. В Нанкине создано временное китайское правительство.
2-24 декабря. Японские войска заняли Цзяньинь (2 декабря)[18], Чжэньцзян
(8 декабря)[19], Уху (10 декабря), Нанкин (13 декабря), Янчжоу (15 декабря), Ханчжоу (24 декабря) и другие стратегические пункты.
Японская национальная политика до начала Китайского инцидента
15 августа 1936 года кабинет Хирота[20] сформулировал основы национальной политики и неформально доложил их Императору (см. Приложение № 1). Эта национальная [<внутренняя] политика и соответствующая ей международная политика были направлены на достижение сотрудничества между Японией, Китаем и Маньчжоу-Го на основе дружественных связей. Международная политика, направленная на дружбу со всеми странами, не могла стать непосредственной причиной Китайского инцидента или Тихоокеанской войны. Однако два значительных постулата этой политики достойны упоминания. Одним из них была тенденция к сближению с Германией с целью противодействия Советскому Союзу, другим – план создания антикоммунистической зоны в Северном Китае. Первый постулат вскоре развился в Антикоминтерновский пакт между Японией, Германией и Италией, а позднее – в Тройственный союз. Последний, целью которого было создание антикоммунистической зоны посредством перехода Северного Китая в сферу японского влияния, может считаться основной причиной конфликта в Северном Китае в 1937 году.
16 апреля 1937 года кабинет Хаяси[21] (премьер-министр Хаяси Сэндзюро, министр иностранных дел Сато Наотакэ, военный министр Сугияма Хадзимэ, военно-морской министр Ёнаи Мицамаса, министр финансов Юки Тоётаро) согласился утвердить решения предыдущего кабинета с некоторыми изменениями, касающимися политики в Китае на ближайшее время (см. Приложение № 2.) Два основных принципа, общих с предыдущим кабинетом, были направлены на защиту Северного Китая от коммунистического влияния путем сотрудничества и взаимопомощи между Японией, Китаем и Маньчжоу-Го и на создание прояпонской и проманьчжурской зоны в Северном Китае.
Политика командования армии и флота Японии в начале Китайского инцидента
[См. Приложения №№ 3 и 4]
Китайская политика командования японской армии, сформулированная 8 июля 1937 года. (См. приложение № 3.)
Китайская политика командования японского флота, сформулированная 8 июля 1937 года. (См. приложение № 4.)
Китайская политика японского правительства, в том виде, в каком она была доложена Императору и высочайше одобрена 11 июля 1937 года, а также заявление японского правительства. (См. приложение № 5.)
Как видно из прилагаемых документов, японские центральные власти в начале инцидента приняли политику локализации. Однако правительство было вынуждено прибегнуть к практическим мерам урегулирования положения путем отправки дополнительных подкреплений для демонстрации силы и восстановления мира и порядка в Северном Китае. Но эти меры были неверно истолкованы по всему Китаю как акт агрессии японской армии против Северного Китая; в конце концов, они привели к разногласиям и взаимному недоверию во всех последующих переговорах.
Позиция китайских властей в начале конфликта
В своем заявлении от 17 июля, сделанном в Люшане, в связи с отклонением китайским националистическим правительством заявления японского правительства от 11 июля 1937 года, а также требованием японского правительства от 17 июля, Чан Кайши выразил неуклонную решимость китайского народа защищать свою страну. (См. Приложение № 6.) Хотя Чан обозначил, что занял жесткую позицию, националистическое правительство проявило интерес к речи премьер-министра Коноэ на 71-й специальной сессии парламента 27 июля, где последний заявил: «Мы не потеряли надежды на мирное разрешение конфликта в Китае». Сложилось впечатление, что существует движение, имеющее целью переход партии под руководство Ван Цзинвэя из прояпонской группы и поручение последнему ускорение мирного урегулирования.
28 июля Соединенные Штаты и Великобритания представили министру иностранных дел Хирота протест, гласящий, что с учетом их прав и интересов в районе Пекин-Тяньцзинь японским войскам должно быть предъявлено требование прекратить военные действия в данном районе.
Они также выразили опасение, что действия японских вооруженных сил могут вызвать конфликт с китайскими войсками Гоминьдана.
В ответ на этот протест министр иностранных дел сослался на обстоятельства, которые привели Японию к таким действиям. Далее он заявил, что не может обещать остановить военные действия Японии. Германия и Италия заняли в целом примиренческую позицию по отношению к Японии.
29 июля Ван Цзинвэй как президент Исполнительного Юаня[22] китайского национального правительства сделал заявление в котором решительно поддержал политику Чан Кайши, направленную на сопротивление Японии, особо подчеркнув агрессивность позиции Японии начиная со времени Маньчжурского инцидента. Он напомнил, что Северо-Китайский инцидент был вопросом жизненной важности для китайского народа и что народ должен быть готов принести любые жертвы для сопротивления агрессии.
Дипломатические переговоры между Японией и Китаем
17 июля 1937 года японское правительство на основе решений, достигнутых Советом пяти министров (состоявшем из премьер-министра, министра иностранных дел, министра финансов, министра армии и министра флота), отправило следующие инструкции.
1. Военному аташе в Нанкине было приказано передать военному министру национального правительства следующее: в случае нарушения китайскими правительственными войсками соглашения Хэ – Умэдзу японское правительство примет те меры, которые сочтет необходимыми, а китайскому правительству придется взять на себя всю ответственность за последствия, к которым это может привести.
2. Японский посол в Китае получил указание представить следующие требования министру иностранных дел национального правительства: Императорское правительство, решившее твердо придерживаться принципа предотвращения расширения конфликта, как это было заявлено в декларации от 11 июля и принимая во внимание последующую позицию национального правительства, настоящим требует: 1) немедленно прекратить все провокационные высказывания и действия; 2) не чинить препятствий местным администрациям обоих стран в их усилиях по урегулированию конфликта.
Определенный ответ на это должен был быть дан не позднее 19 июля. Центральное руководство армии направило японским гарнизонным силам в Китае директиву, что, поскольку китайские власти не демонстрируют доказательств добросовестного выполнения соглашений, для того, чтобы убедиться в их добросовестности и тем самым получить основания для последующих решений, на принятие условий будет установлен срок до 19 июля. Во второй половине дня 19 июля министр иностранных дел национального правительства отправил ответ в форме меморандума, в основном отклоняющего японские требования. Суть меморандума китайского правительства состояла в следующем.
Правительство предпринимает все возможные усилия по мирному разрешению инцидента, основываясь на принципе локализации конфликта.
Военные действия китайского командования являются лишь предварительными шагами в целях самообороны, предпринятыми для того, чтобы справиться с японскими подкреплениями, отправленными в район Пекин-Тяньцзинь. Китайское правительство, желающее предотвратить расширение конфликта, делает японскому правительству следуюшие два предложения: 1) установить дату одновременного прекращения боевых действий и отвода войск обеих стран; 2) продолжить на принципах добросовестности переговоры по поиску решения настоящего инцидента. Хотя прилагаются усилия по локальному разрешению инцидента, ввиду его, в сущности, локального характера, любые местные соглашения должны быть представлены центральному правительству, заинтересованному в решении. Ради мирного разрешения конфликта китайское правительство примет любые средства урегулирования, основанные на международном праве или договоре. Оно также готово передать дело в третейский суд.
После этого японское правительство прервало дипломатические переговоры с китайским, а мининистерство иностранных дел опубликовало соответствующее заявление.
Хотя как японское, так и китайское правительства пытались избежать полномасштабного столкновения в надежде быстро заключить мир, они упустили возможность вступления в официальные перговоры о мире. Причиной этому отчасти были попытка китайского националистического правительства сохранить лицо внутри страны и на международной арене посредством дискредитации настоящих намерений Японии и отсутствие в японской армии единства, вызванное неуступчивой позицией радикальных элементов.
С завершением в начале августа карательных операций против 29-й армии в районе Пекин-Тяньцзинь при поддержке морского министра Ёнаи начались закулисные переговоры, направленные на спасение положения дипломатическими мерами. По прошествии времени расхождения между радикально и умеренно настроенными элементами в армии постепенно уменьшились. Стало заметно стремление к возобновлению официальных дипломатических переговоров. Со стороны Китая министерство иностранных дел националистического правительства 7 августа сделало следующее заявление:
Мирное разрешение настоящего конфликта между Китаем и Японией все еще возможно при условии, что последняя готова принять прошлые предложения Китая вступить в переговоры. Поскольку дипломатические отношения между двумя странами формально не прерывались, переговоры могут начаться в самое ближайшее время. Сейчас положение стало исключительно напряженным, поэтому необходимо дать немедленный ответ на вопрос о войне или мире. Это, однако, совсем не означает, что уже поздно начинать переговоры о мирном урегулировании. Верится, что настоящие сложности будут преодолены, если лидеры японского правительства покажут свое искусство управлять государством, подкрепленное храбростью.
Казалось, наконец близится время, когда настанет мир между двумя странами. Формальные переговоры должны были вот-вот начаться. Однако из-за инцидента с лейтенантом Ояма в Шанхае мирное движение завершилось провалом.
Меры, предпринятые японскими военно-морскими силами перед Шанхайским инцидентом
1. 11 июля, после начала инцидента у моста Марко Поло, между Генеральным штабом флота и Генеральным штабом армии были достигнуты «Соглашение между армией и флотом о действиях в Северном Китае» и «Соглашение между армией и флотом о действиях авиации в Северном Китае». Эти соглашения немедленно были приведены в действие. (См. Приложение № 7.)
2. 12 июля 1937 года Генеральный штаб флота сформулировал неофициальный план действий против Китая. (См. Приложение № 8.)
Действия, упомянутые в параграфах 1 и 2, основывались на правительственной политике ограничения конфликта. Однако командование флота, исходя из своей оценки ситуации, предвидело значительную вероятность распространения инцидента на Центральный и Южный Китай и пришло к выводу, что без достаточной подготовки сил будет невозможно защитить японских жителей и гарантировать соблюдение японских прав и интересов в Китае. (Некоторые представители структур флота, размещенных в Китае, также высказали мнение, что необходимо по-настоящему наказать китайские войска в Северном Китае и районе Шаньдуна даже ценой японских интересов в Центральном и Южном Китае, и что если положение не будет разрешаться со всей твердостью, то Китай проявит еще более сильные антияпонские чувства и повторяющиеся столкновения с Японией создадут необратимую ситуацию. Однако ни правительство, ни центральное военное командование не сделали никаких позитивных шагов, согласующихся с идеей отказа от японских прав и интересов в Центральном и Южном Китае и предпринятии решительных действий в Северном Китае.)
3. Эвакуация японских жителей и подготовка операций флота.
После окончательного решения армии 27 июля отправить дивизии из метрополии Центральный[23] штаб флота сформулировал план, который немедленно привел в исполнение.
а. Принципы.
Флот, хотя и по-прежнему придерживающийся политики ограничения инцидента, выполнит все необходимые приготовления к полномасштабной операции против Китая, так как существует большая вероятность перерастания существующего напряжения в полномасштабные военные действия между Японией и Китаем.
б. Задачи операций.
Первейшая задача операций будет ограничена решением северокитайской проблемы. Для достижения этой цели флот окажет соответствующее содействие армии в районе Северного Китая, осуществит конвоирование транспортов, защитит японские интересы, а также жителей во всех областях Китая. В то же время флот завершит необходимые приготовления к полномасштабным операциям против Китая и защите японских жителей в Циндао и Шанхае.
в. Операции и связанные с ними вопросы.
(1) Эвакуация японских жителей в Центральном и Южном Китае будет проводиться с максимальной осторожностью во избежание провоцирования китайских властей.
Первый этап: эвакуация японских жителей из верховьев реки Янцзы выше Ханькоу.
Второй этап: японские жители из других районов подготовятся к эвакуации и будут действовать сообразно обстоятельствам.
(2) Издание приказов по организации специальной флотилии, которая будет направлена в Китай, последует вслед за приказом по флоту Императорского генерального штаба в отношении действий флотилии в осуществлении ее задач.
(3) Будут изданы приказы о первом этапе мобилизации.
(4) Два батальона особых десантных отрядов флота будут готовы выдвинуться в Порт-Артур[24] для отправки в Циндао.
(5) Личный состав и снаряжение будут готовы к отправке из Фуруэ на авиационную базу в Тайхоку на борту транспортов «Китаками» и «Сата».
г. Будут ускорены следующие военные приготовления.