Не в граде и не на горе,
Отец ваш в сердце ждёт признанья
И в вашей вере покаянья.
В той ясной, истинной заре,
Чей свет идёт от Иудеев,
О том Писание гласит.
Давидов Сын вам тьму рассеет
И в Царстве Божьем утвердит»
«Я знаю, Мессия придёт,
Он обо всём нам возвестит,
Она Иисусу говорит,
Когда же час Его грядёт?»
Иисус ответил: «Это Я,
Который говорю с тобою,
Я Дух и Истину открою
И в этом миссия Моя»
Меж тем ученики пришли,
Беседе с женщиной дивились.
Вопросы, что в главах явились,
Они с почтеньем отмели.
Равви поесть они просили,
Но просьбы их напрасны были,
Ответил: «Есть иная пища,
Учитель ваш земной не ищет.
Мой хлеб – творить святую волю
Меня Пославшего сюда,
Дела Его вершить – вода,
Важней сей пищи нету боле.
Определяя жатвы время,
Вы ищете приметы в поле.
Колосьев зрелых видя бремя,
Свою вершите к жатве волю.
Я говорю вам: возведите
К небесным нивам ваши очи.
Приметы жатвы там найдите,
Они белы, как звёзды в ночи.
В той ниве жнущий получает
Трудам присущую награду,
Он плод в жизнь вечную сбирает
И с Тем, Кто сеет, вместе рады.
Тут справедливо изреченье:
Тот, кто не сеет, тот и жнёт.
И Я пошлю вас жать в народ,
Имея в севе попеченье.
Других используя труды,
Возьмите тех трудов плоды»
В то время, водонос оставив,
В свой город женщина пошла
И в людях трепет навела,
Слова Иисуса им прославив.
Она сказала: «Посмотрите
На Человека, что поведал
Мне все дела мои и беды,
Быть может вы Христа узрите.
Едва взглянув на человека,
Он видит тайны бытия,
Пред Ним была судьба моя
Открытой строчкой в книге века»
И многие с ростками веры
В дома Иисуса приглашали.
И по словам Его познали
Живой источник, что без меры
Им орошал спасеньем души.
И всякий, кто Его послушал,
Христа Спасителя узнал
И твёрдой верой воспылал.
Два дня средь самарян прожил
Христос, в них веру укрепляя.
Затем, усталости не зная,
Он в Галилею путь продлил.
Исцеление сына царедворца в Кане
Веронезе Паоло Христос и сотник, Мадрид, Прадо
Надежда, вера, ликованье
Вновь Галилею охватили.
Чудес Иисусовых желанья
Народом вновь руководили.
И Кану, где Христос открыл
Свою Божественную силу,
Что людям радость приносила,
Где из воды вино творил,
Он в Галилее посетил.
Как только в город Он входил,
Уж птицей весть о Нём парила,
Со всех сторон народ спешил.
Из Капернаума пришёл
К Иисусу царедворец важный.
На сына рок болезнь навёл
И стала денег власть бумажной.
Напрасно лекари в сраженье
С болезнью тратили часы,
Смерть клала гири на весы,
А торги с ней – пустое рвенье.
Мерцанья гаснущей надежды
В мольбах вельможа воплотил:
«Приди, о Господи, но прежде,
Чем сын глаза свои закрыл
И смерть в права свои вступила.
Она уж лапы наложила,
Бороться с нею нету сил,
Спаси его!» – о том просил.
«Тропинку к вере не найдёте
Вы без знамений и чудес, —
Сказал Иисус, – вы чуда ждёте:
Иди домой, твой сын воскрес»
Уверовав Иисуса слову,
Вельможа шествовал домой.
В сомненье всё же: как здоровым
В мгновенье может стать больной?
В дороге слугами был встречен,
«Твой сын здоров» – они сказали,
Он снова весел и беспечен.
Часу в седьмом о том узнали
Вчера, когда ты в Кане был.
Болезнь внезапно отступила,
Твой сын все хвори позабыл
И чудо жизнь в него вселило»
Узнал от слуг отец счастливый
О силе Иисуса слов.
Такое в Божьей власти диво:
Лишь молвил – сын его здоров.
Так царедворца дом обширный
Обрёл в Христа святую веру
И впредь служил в их жизни мирной
Тот день спасения примером.
Проповедь в Назаретской синагоге
Доре Гюстав Иисус Христос в Назаретской синагоге, Франция
Пришё в субботу в синагогу,
Что в Назарете находилась,
Христос, там чтение от Бога
Священной книги проводилось.
Вошёл, Писание подали,
Открыл Исайю, стал читать.
Пророк неведомые дали
Сквозь тьмы веков смог миру дать.
Читал: «Господень Дух на Мне,
Благую весть нести помазал
Для нищих благодатном дне.
И сокрушённым сердцем разум
Послал Меня Он исцелить.
Слепым даровывать прозренье,
Пленённых всех освободить.
В темницах узникам спасенье
В благое лето подарить.
Господне лето проповедать
И волю Бога сотворить..»
Закончил чтенье, сел во храме,
Сбирая взгляды ждущих глаз.
Сказал: «Всё слышанное вами
Во Мне исполнилось сей час»
Дивились люди благодати
Из уст Иисуса исходившей
И веры истинной зачатье
В сердцах усталых вспламенившей.
Не раз все слышали слова,
Что рпочитал Иисус в Писанье.
О них из века в век молва
Влекла униженных вниманье.
В Нём усомнились, говоря:
«В селенье есть Иосиф – плотник,
Не сын ли Он, быть может зря
Его мы слушаем, охотник
Сей муж заняться пустословьем?»
Иисус им молвил: «Вы присловье
Конечно скажете: Ты врач,
Так исцели же сам себя.
В делах в чужих краях горяч,
Своё отечество любя,
Хотя бы то здесь повтори,
Что в Капернауме свершил,
Когда больного излечил,
Затем, кто есть Ты – говори!»
Продолжил: «Истину примите:
В своём отечестве пророк
Не принимается открыто,
Вот вам истории урок:
Во дни Илии много вдов
В голодном Израиле было,
Где пол-седьмины из оков
Небесных влага не сходила.
И ни к одной из них не послан
Был с утешеньем Илия,
Хотя был признанный Апостол,
Пророк святого бытия.
Но только ко вдове в Сарепту,
Что находилась близ Сидона.
Так Бог решил и вдовья лепта
Была признанием Закона.
И также много прокажённых
Знал Израиль при Елисее,
Болезнью тяжкой поражённых.
Пророк болезни не рассеял,
Лишь сириянин Нееман
Был очищению воздан»
Все от Спасителя знамений,
Собравшись в храме, ожидали.
Он дал им притчи поучений
И в дикой злобе засверкали
Глаза селян, слепая ярость
Затмила тучею сознанье.
Крушить основы мирозданья
Готова молодость и старость.
Мгновенно в них вселился бес,
А проблеск разума исчез.
Поднялся гвалт, галдёж и крик.
И несмышлёныш и старик
Немедленно желали крови
Того, Кто их пришёл спасти,
Безумство людям ведь не внове.
Жизнь в страхе Божьем провести
Не может слабый человек,
А грех лежит в его основе.
Из города Христа изгнали,
К горе толпою повели.
Насмешек люди не прощали,
Решить всё миром не могли.
И выход низменным страстям
Невинной жертвой дать желали.
Пошли к вершине, чтобы там
Их страсти в бездне воспылали.
В тот час толпе не удалось
С горы Иисуса в пропасть свергнуть.
Ушла куда-то в людях злость,
Не время было, чтоб повергнуть
Во смерть Иисуса плоть живую.
День смерти Сына не настал,
Отец Ему защитой стал.
Иисус прошёл, толпу минуя,
А на пути никто не встал.
Он шёл, смирением даруя
Людей, кто крови возалкал.
ИИСУС В КАПЕРНАУМЕ. ИЗГНАНИЕ БЕСОВ
ИЗЛЕЧЕНИЕ ТЁЩИ СИМОНА
Пророк, в отечестве отвергнут,
Вновь в Капернауме учил.
Он в синагогах не был ввергнут
В позор, почтенье находил.
Его ученье вызывало
Лишь изумление в умах.
Пророка слово силу знало,
В сердцах рождало Божий страх.
Был в синагоге человек,
В него бесовский дух вселился
И мозг нечистый воспалился,
Но бес познал, что кончен век,
Вскричал он: «Что Тебе до нас,
Тебя я знаю, Святый Божий!
Ты в мир явился без прикрас,
Чтоб нас изгнать и уничтожить»
«Молчи, – последовал запрет, —
Изыди так же, как вселился»
Нечистый был – его уж нет,
А человек на пол свалился.
Чуть полежал и в здравье встал,
Исход не повредил нимало,
Но ужас тут на всех напал
От сил, что бесов изгоняла.
Иисус покинул синагогу
И к дому Симона пошёл,
Чоб отдохнуть от дел немного,
Но там покоя не обрёл.
Больна, горячкой одержима,
В постели судоржно металась
Симона тёща, но не старость,
Смерть в изголовии кружила.
Просили, Он воздел лишь руки
И жизнь вошла неудержимо,
А тяжкие исчезли муки
И тёща Господу служила.
К ночи, при солнца захожденьи,
Больные шли к Нему потоком,
Принять от Господа рожденье
И новым мир окинуть оком.
Глазами, чуждыми старенью,
Взглянуть в познании глубоком
И благость Божию найти,
В спасенье веру обрести.
Не плыть по жизни одиноко,
Врагов простить в конце пути,
В далёком небе синеоком,
Во Царстве Божьем жизнь найти.
И бесы также выходили
Из многих с криком: Божий Сын!
Но их свидетельства претили,
Был сатана их господин.
Иисус молчать им повелел
И бес перечить не посмел.
Когда же новый день настал,
Иисус в пустыню удалился.
Народ везде Его искал
И поиск тот недолго длился.
Нашли, пытались удержать,
Чтоб в граде продолжал леченье,
Но Он сказал им: «Свет ученья
Другим Я людям должен дать.
На то и в мир Я послан Богом,
Чтоб весть о Царстве прославлять
И вновь зовёт Меня дорога»
О некоторых учениках Христа
В надежде обретенья благ
К Иисусу многие ходили,
Не только те, кто сир и наг,
Но в нём прозренье находили
Своих желаний, дум суетных
О прославлении в миру,
Богатств стяжании несметных
И сладкой жизни на пиру.
Чудес, быть может совершеньи
Его дарованной им силой
И от труда освобожденье
Им приближение сулило.
Один из них сказал Христу:
«Учитель, я пойду с Тобою
И не отстану на версту
И буду верен, будь спокоен»
Ответил: «Лисы норы роют,
Небесны птицы гнёзда строят.
Сын Человеческий порою
Главы от бури не укроет»
Смутился тот и отошёл,
Раскрылись тайные мечтанья.
Другой к Иисусу речь повёл
Всё в том же, суетном сознанье:
«Мне прежде, Господи, позволь
Отца во гробе схоронить,
Унять утраты в сердце боль,
Да долг последний уплатить»
Ответил Бог: «Иди за Мною,
Но мёртвым дело предоставь,
Пусть мертвецов они закроют,
Коль верой жив ты, их оставь»
Сказал Ему ещё один:
«Позволь с домашними проститься,
Как добрый брат и верный сын.
Быть может мне не возвратиться
В свой дом уж больше никогда»
Иисус ответил: «В том беда,
Кто возложив на плуге руку,
Всё озирается назад.
В нём дело вызывает скуку,
Он не достигнет Божьих врат,
Поскольку груз его разлуки
Утянет душу прямо в ад»
ИИСУС ХРИСТОС ИЗБИРАЕТ
ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ
Оливье Фердинанд Иисус с учениками
Ходил Спаситель по селеньям,
Несметны толпы шли за Ним,
Надеясь – Божьим повеленьем
В них корень будет истребим
Земных пороков и болезней.
Его касание полезней
Всех ухищрений лекарей:
Была их вера, верой сей
Те люди жили в дни страданий,
Как овцы по степи брели
За исполнением желаний.
Найти ж не все Его могли,
Святого Пастыря Земли,
Царя грядущих поколений.
Сын Божий сжалился над ними,
Увидел: жатвы много стало,
Жнецов же явно не хватало.
Жнецами сделал Он своими
Из всех учеников двенадцать.
Великой властью наделив,
Послал их с нечистью сражаться
И, чудом хвори исцелив,
Нести благую весть о Царстве
На всём Израильском пространстве,
От искушений оградив,
Пока в них сила не окрепла,
Вставать к язычникам на путь.
Не вызвать идолов из пепла,
В безверье их не утонуть.
Избрал Апостолов Спаситель
Двенадцать. Суть их имена:
Был первым Симон, горний житель,
Иль Камень-Пётр, ему дана
Была Христом большая власть
И, несмотря на отреченье,
С Христом разделит смерти страсть
И примет Господа прощенье.
Вторым был брат его, Андрей,
Затем Иаков с Иоанном,
Те, чей отец был Заведей.
Мир сей познает Иоанна
Пророком всех грядущих дней
И Царства Бога без изъяна.
Затем Филипп, Варфоломей,
Фома, в Христе кто усомниться
И сборщик податей Матфей,
Христом в ком корысть умертвится.
Иакков Старший, сын Алфеев
И Левий, прозванный Фаддеем,
А также Симон Кананит.
Их всех одно объединит,
За Имя Господа гонимых:
Народ их смертью истребит.
Последним избран был Иуда,
Который и предал Его.
Он продал Бога Самого,
Но людям всё же неподсуден:
Творцом намечен путь Иудин.
Христос, послав их, заповедал,
О том святой Матфей поведал:
«Больных проказой очищайте,
А мёртвых к жизни воскрешайте.
В их бездну бесов изгоняйте,
За труд сей платы не взимая.
Вы даром взяли – даром дайте,
Лишь верой плату принимая.
С собою в поясы свои
Ни медь, ни злато не берите,
Но честь Посланцев сберегите
Вы в повседневном бытии.
Ни двух одежд и ни сумы
В дорогу вы не запасайте
И посох дома оставляйте,
Храните чистыми умы.
В пути Господь окажет вам внимание:
Трудящийся достоин пропитания.
В какой бы город ни вошли,
Кто в нём достоен – убедитесь
И в доме том остановитесь,
Пока не выйдете с земли.
А дом приветствуйте, входя
И говоря: «Сему мир дому!»
И мир, достойных полюбя,
По слову к ним придёт благому.
А если кто не примет вас,
Не будет слушать ваших слов,
Их мир покинет в тот же час,
К вам возвратится. В царстве снов
Тот дом иль город пребывает.
Прах отрясите с ваших ног
И пусть тот дом и город знает,
Каких несчастий и тревог
В День Судный Бог им посылает:
Земле Содомской и Гоморрской
Отрадней будет в День Суда,
Чем тем, кто эти города
Во время жатвы населяет.
И вот, Я в мир вас посылаю,
Овец средь хищников волков.
В Своём напутствии желаю:
Из вас чтоб каждый был таков.
Как змий по мудрости своей
И прост, как голубь, поведеньем.
Остерегайтесь же людей,
Вас будут предавать гоненью,
К царям в судилища тащить
Язычники, а в синагогах
Каменьями вас станут бить,
Как бьют преступников в острогах.
Вас для свидетельств поведут
И за Меня устроят суд.
Когда же станут предавать
Суду – слова вы не ищите.
В тот час дано вам, что сказать,
Пред ними смело говорите
И не заботтесь, Дух Отца
В вас говорить о Сыне будет.
И претерпевший до конца,
Спасётся. Судей Бог осудит.
Предаст же смерти брата брат,
А дети на отцов восстанут.
И крови всякий будет рад,
Все убивать друг друга станут.
Вас ненавидя, будут гнать,
Из града, вы в другой бегите,
О Царстве Божьем весть несите,
О Сыне Божьем говорите,
Кто верой Царство может дать.
И не успеть вам обойти
Всего Израиля в скитаньях,
Сын Человеческий в пути
Пред вами станет по желанью.
О том вы помните: слуга
Не будет выше господина,
Но цель Господняя блага
И с вашей в сущности едина.
Довольно быть ученику
Подобьем Равви своего,
Лишь быть похожим на него.
Я вам о скромности реку.
Но если Вельзевулом назван
Хозяин дома, оскорблён,
Домашний то принять обязан,
Как о себе услышал он.
Итак, не бойтесь козней их.
Ведь нет того, что сокровенно,
Доступно разуму двоих,
Всем не откроется наверно
И явью вскоре станет тайна.
Что говорю вам в темноте,
На ухо молвлю вам случайно,
Не забывайте в суете,
На кровлях громко излагайте.
Пред теми страха вы не знайте,
Кто ищет вас убить во цвете,
А бойтесь более Того,
Кто душу может вместе с телом
Веленьем Бога Самого
В геене сжечь небесным гневом.
Две птицы в небе так малы,
Что за ассарий продаются,
Но не лишит их Бог главы,
Они свободно в небе вьются,
Пока на то пребудет воля,
Желанье нашего Отца
И вы пребудете, доколе
Не предусмотрено конца.
Вы лучше многих птиц тех малых
И каждый волос, как и дни,
Все сочтены. Отец вам дал их,
Под сенью Господа они.
Кто исповедует Меня перед людьми,
Того и Я перед Отцом Моим Небесным
Представлю праведным и честным
И потекут в блаженстве дни.
Кто ж отречётся от Меня,
Корыстью он, иль страхом движим,
Возвысясь, будет тот унижен.
Я отрекусь, его кляня.
Не думайте, что Я пришёл,
Чтоб мир на Землю принести.
Не мир, но меч в Моём пути
Вражду средь ближних произвёл.
Я человека разделю
С отцом и матерью его
И тех людей благословлю,
Кто ищет слова Моего.
Кто любит более Меня
Отца иль сына, дочь иль мать,
Тому ли Царство Божье дать?
Он прах на Царство променял.
Кто в жизни не берёт Креста
И с ним не следует за Мною,
Моим тот спутником не стал,
Тот Царства явно не достоин.
Сберегший душу – потеряет,
А потерявший – сбережёт,
Меня кто ради страх не знает,
Спокойно в мир на смерть идёт.
Кто вас со словом принимает,
Тот принимает и Меня.
За Мной стоит, пусть всякий знает,
Создавший Свет для блага дня.
Награды тот не потеряет,
Кто вам подаст воды холодной.
Вы проповедуйте свободно
И мир спасение познает»
Нагорная проповедь Иисуса Христа
Ломтев Николай Нагорная проповедь, Санкт-Петербург, Русский музей.
О приближеньи Царства вести
Из уст в уста по всем предместьям
И близлежащим городам
Текли и ширились и там
Потком светлым подхватили
Искавших истины, в ком были
Неудержимы их стремленья
Достичь духовного прозренья.
Но всё же более того
Народ узреть желал Его,
Кто обладая дивной властью,
Сразиться мог с любой напастью.
Стихией Кто повелевал,
Того, Кто корысти не знал
И даром исцелял все хвори.
Того, Кто с Царством грядет вскоре,
Того, в Ком Сына Бог признал,
Кто вызвал спор в любом подворье,
Кто нищих в Царство Божье звал.
Пришли к Иисусу несть числа
Из ближних и из дальних стран
Все, до кого молва дошла.
Те, кто покинул Иордан,
Обширной Сирии селенья,
Иерусалим – священный град.
Из Галилеи населенье
Пришло к Иисусу, стар и млад.
Христос, сих жаждущих увидя,
Взошёл на гору, сел средь них.
Путь к сердцу каждого предвидя,
Ученье дал из уст Своих:
«Блаженны те, кто нищи духом,
Небесно Царство им дано» —
Сказал Иисус, достигнув слуха
Лишь тех средь них, кто ждал давно
Дух Божий, с неба нисходящий,
Устами Сына говорящий.
Лишь тех, суетным духом нищих,
Богатства с славой кто не ищет,
Как губка кто готов впитать
Своей иссушенной душёю
Ту влагу жизни, что откроет
Небес невидимую стать.
Богатый шествует впотьмах,
Богатство духа – тот же прах.
«Блаженны алчущи в си дни,
В елее радости они
И в утешении пребудут.
Блаженны кроткие, покуда
Смиреньем ярость укрощают
И озлобления не знают.
Рассудку кто и Богу внемлет,
Тот унаследует и Землю.
И правды алчущи блаженны,
Над миром правда воссияет,
Всяк по лучам её узнает,
Насыщен будет непременно.
Кто милость воздают – блаженны,
Они помилованы будут.
Душа блаженная нетленна,
Бог чистых сердцем не осудит
И лик Его они узрят,
Сынами Бога нарекутся.
Кто правды ищут, мир творят,
Гоним за правду – те спасутся.
Блаженны вы, когда вас гнать,
Неправедно злословить будут,
За Имя за Моё страдать
Заставят, их Господь осудит.
Пророков также, бывших прежде,
За Божье слово в мире гнали.
В веселье будте и в надежде:
Награда ждёт вас, нет печали
Для вас у Бога в небесах.
Возрадуйтесь, оставьте страх.
Вы – соль земли, но если силу
Та соль внезапно потеряет,
Солёной кто её признает,
Чтоб людям пользу приносила?
Вы – мира свет. Не может город,
Стоящий на верху горы,
Укрыться, свет ваш грядет скоро
И людям даст свои дары.
Да светит свет ваш пред людьми,
Чтоб слава Божья воссияла.
Добром наполните все дни,
Пора свечения настала.
Не думайте, что Я пришёл
Закон нарушить и пророков.
В законе Я сей мир обрёл,
Его исполню, грядут сроки.
Земля и небо не прейдёт,
Пока мельчайшею чертою
Всё исполненье не найдёт
И бытиём Закон покроет.
Но кто из заповедей сих
Одну малейшую нарушит,
Людей научит в жизни их,
Тот путь к спасению разрушит,
Ничтожным в Царстве наречётся.
Лишь кто исполнит, тот спасётся
И тот во Царствие войдёт,
Чья праведность на деле будет.
И книжников превозойдёт
И в фарисействе не заблудит.
Не убивай – сказал вам древний,
Суду убивший подлежит.
Я говорю: кто гневу внемлет
В напрасных помыслах спешит
К злословью брата, осужденью,
Достоин Божьего гоненья,
В гиене огненной сгорит,
Кто зло лишь в помыслах творит.
Рождают помыслы дела
И в них живёт источник зла.
Пришёл ты к храму с покаяньем,
Во искупленье дар принёс.
Оставь же дар тот, коль вниманье
Твоей души рождает спрос
На примеренье в распрях с братом.
Пойди и с братом примирись,
Затем лишь с даром обратись
К Творцу, быть может небогатым.
Мирись с соперником твоим
Скорее, с ним ещё в пути,
Пока он суд не сотворил,
В темницу чтоб тебе идти.
В темнице всё ты потеряешь,
Спасенью время, если знаешь.
Вы слышали, сказал вам древний,
Прелюбодейство запретив.
Я говорю, что сей мотив
Рождает тот, кто оку внемлет,
На женщин смотрит с вожделеньем,
Прелюбодейство совершил
И тем достоин осужденья,
Что в сердце злу окно открыл.
Коль глаз твой правый соблазняет,
Его ты вырви от себя.
Пусть гибель только он познает,
А сам ты, правду возлюбя,
И руку также отсечёшь,
Но душу с телом тем спасёшь.
В Законе сказано: развод
Дозволен вам с женой своею.
Я говорю: виновен тот,
С женою кто развод затеет.
Прелюбодейство стать причиной
Развода может для мужчины.
Прелюбодейство совершил,
Кто с разведённой вместе жил.
Ещё вы слышали: пред Богом
Никто не смеет клятв нарушить.
Их исполнять – священным долгом
Считают праведные души.
Я говорю вам: не клянитесь