Ни небом вовсе, ни землёю.
На небе Бог престол построил,
А в землю сами возвратитесь,
Как прах в подножье ног Его.
И не клянись своей главою,
Когда желанья твоего
Не хватит управлять судьбою
Волос твоих: из белых чёрным
Не стать, желаниям покорным.
Да будет ясным слово ваше:
Где да – там да, а нет – так нет,
Таким быть должен ваш ответ,
Что сверху – из лукавой чаши.
Вы слышали: за око – око и зуб за зуб.
Я говорю вам: не противься злому.
Пусть своеволен он и груб,
Не причиняй вреда другому.
Ударит в правую щеку,
К нему другую обрати.
Принудит поприще идти,
Иди с ним два, Я вам реку.
Рубашку взять твою захочет,
Отдай и верхнюю одежду.
Всё дай просящему ты прежде,
Чем отвратит свои надежды.
Вы слышали, вам сказано,
Что ближних вы обязаны,
Любить лишь ваших братьев,
Врагам же слать проклятья,
Их люто ненавидеть.
Я говорю: обидеть
Не смейте вы врагов,
Как братьев их любите.
Вы благо им творите
И всякий будь таков,
Как ваш Отец Небесный.
Различий Он не знает,
На праведных и честных
Лучи Он направляет.
И те же равно блага
Неправедным и злым.
С небес стекает влага
Потоком дождевым
Для всех по равной мере.
Чем лучше в вашей вере,
Какой награды ждёте,
Приветствуя лишь братьев?
В язычниках найдёте
Вы те же благодати.
Благословляйте вас клянущих,
За ненавидящих молитесь.
В чертах, лишь Господу присущих,
Вы совершенством утвердитесь.
Смотрите, милость не творите
Вы напоказ перед людьми,
Наград и славы не ищите.
Благословенны ваши дни,
Когда творите милость втайне,
О ней всесветно не трубя,
Как лицемеры, возлюбя
Людскую славу не случайно.
Они напоят славой спесь,
Их на земле награда есть.
Пусть левая рука не знает,
Что милость правая творит.
Отец ваш тайной обладает
И благом явно одарит.
Когда ты молишься, не будь
В мольбах подобным лицемерам,
Кто в синагогах славят веру
И на углах, верща свой путь,
Перед людьми чтоб показаться,
В поклонах любят спины гнуть.
Им та же спесь украсит грудь,
Иных наград им не дождаться.
Когда ты молишься, войди
В безлюдну комнату твою,
Дверь затвори, слова найди,
Отца что втайне воспоют.
Твой, тайны видящий Отец,
Воздаст из яви Свой венец.
Вы лишних слов не говорите,
К Отцу с молитвой обращаясь
И суесловье не творите,
Язычникам уподобляясь.
Прошений прежде знает Он,
В чём вы имеете нужду.
Всяк будет благом наделён,
Не сеет кто вокруг вражду.
Прощайте людям согрешенья,
Господь дарует вам прощенье.
Молясь, скажите: Отче наш,
На небесах извечно сущий!
Средь вышних славься, жизнь несущий!
Нам ныне хлеб насущный дашь.
Да будет Царствие Твоё
И средь людей святится Имя!
Рабами станем мы Твоими,
Призри земное бытиё.
Воздай Земле, как Небесам,
Да будь Твоя святая воля!
Прости долги нам, мы доколе
Прощаем нашим должникам.
В грехах не дай пасть человекам,
От сил лукавых огради.
Твоё есть Царствие во-веки,
К нам в славе, Господи, гряди!
Аминь!
Постясь, не стройте мрачных лиц,
Уподобляясь лицемерам.
Для лицемерья нет границ,
Их на лице границы веры.
Стремясь унылыми казаться,
К себе почтенны, что постятся
И ищут от людей почтенья.
В том их награда без сомненья.
Умой лицо, когда постишься
И голову твою помаж.
Так, втайне Господу явишься,
Но явно дар себе воздашь.
Не собирай себе сокровищь,
Ведь на земле их сущность бренна.
Они скопленье зла и крови
И станут грузом непременно
Твоей души движенья к Богу.
Сердца они поработят,
Сияньем разумы пленят,
Укажут верную дорогу
Мерцаньем лжи в кромешный Ад.
Их ржа и тленье истребят
И украдут подкопом воры,
А те, что цену сохранят,
В потомках зло возбудят скоро
И миражи возобновят.
Сбирай сокровища на небе.
Где есть они, там сердце ваше.
Чтоб в жизни путь твой тяжек не был,
Добром души наполни чашу.
Светильник есть для тела око.
Вбирая светлые лучи,
Да будет чисто и глубоко,
В нём растворится мрак ночи.
Но если око будет худо,
То темень в теле воцарится,
Душа во мраке растворится,
Явившись корыстью и блудом.
Уж если свет в тебе – та тьма,
То какова же тьмы тюрьма?
Двум господам одновременно
Никто не может услужить.
Одним он будет дорожить,
Усердье явит непременно,
В делах другого нерадеть,
Любить не будет, лишь терпеть.
И вы не можете всечасно
Меж двух господ делить служенье:
Маммоне будет жизнь подвластна,
Иль к Богу цель её движенья.
Оставьте о душе заботы
В том, что вам есть и что вам пить
И тело ваше чем прикрыть.
Душа не больше ль той работы,
Которой пищу ей добыть,
Не больше ли одежды тело?
Взгляните на небесных птиц:
Свой день судьбе вверяя смело,
Из Божьих кормятся десниц.
Они не сеют и не жнут,
Отец Небесный их питает.
Смотрите, как цветы растут,
Одежд подобных царь не знает.
Царь Соломон в зените славы
Был ниже лилий по одеждам.
Царь процветающей державы
Границы знал своим надеждам.
Не мог и он на локоть роста
Заботясь, сам себе прибавить.
Живите днём единым, просто,
О дне другом заботы править
Сам будет завтра новый день,
На каждый день своих довольно.
Отец Небесный свет и тень,
Одежду с пищей даст вам вольно.
Лишь Он все нужды мира знает
И всех вас кормит, одевает.
Но Царство Божие ищите
Вы прежде всяких тленных благ.
Пред правдой Божьей трепещите,
Никто не будет сир и наг.
Ищите путь к Его вратам,
Он блага все приложит вам.
Поступки ближних не судите
И да не будете судимы.
Какою мерой воздадите,
К вам те же будут применимы.
Свершат над вами тот же суд
И кары те же нанесут.
Соринку видеть в глазе брата
Вы с осужденьем не спешите.
Виной вы более богаты,
Бревно в своём глазу найдите.
Когда лишитесь вы бревна,
Над малым будет власть дана.
Святыни не давайте псам
И свиньям жемчуг не бросайте.
Им путь закрыт к святым вратам,
С кем быть в общенье – выбирайте,
Чтоб жемчуг с грязью не смешали,
Вас, обратясь, не растерзали.
Просите – будет вам дано,
Просящий в меру – получает.
Ищите – будет найдено,
Стучащим двери отворяют.
Найдётся ль человек меж вами,
Который камень вместо хлеба
На просьбы сына даст с словами,
Что просьбы смысл им понят не был,
Иль вместо рыбы даст змею?
Вы, злобу спрятавши свою,
Давать даяния благие
Сочтёте нужным вашим детям.
Отец Небесный вам ответит,
Просящим блага даст мирские.
В том суть пророков и Закона,
Чтоб вы по правде поступали.
Вам древним правда та речёна,
Проста по смыслу, коль познали:
Что от людей себе вы ждёте,
Той мерой людям и воздайте,
От ближних благо обретёте.
Но злом на зло не отвечайте.
Входите тесными вратами,
К погибели пространен путь.
Немногие пойдут за вами,
Но многим в волнах утонуть,
Несущих в ложное пространство.
Тот лживый мир минует Царство.
Вы лжепророков берегитесь,
Входящих к вам в овечьей шкуре.
В их хищной сути разберитесь
И злобной, алчущей натуре.
По их плодам узнайте их,
Смоквы репейник не рождает.
Терновник на кустах своих
Лозы прекрасной не познает.
Не может дерево худое
Плод добрый людям приносить,
Но праведник несёт святое,
Его плодам на свете жить.
Итак, вы древа различайте,
По их плодам их суть узнайте.
Не всякий, славящий Меня
И Господи Мне говорящий,
Избегнет адского огня.
Лишь волю Божию творящий
В Небесно Царствие войдёт
И жизнь навеки обретёт.
В тот день от многих Я услышу:
Твоим мы Именем целили
И в мире чудеса творили
И что для нас быть может выше,
Чем Имя Господа святое?
Скажу Я им: вы дело злое,
Вы беззаконие творили
И вас Я никогда не знал.
Вы свой вершили идеал,
Но Именем Моим прикрыли.
Кто слушает слова Мои
И исполняет их всечасно,
Я уподоблю в бытии
Мужам, стихиям неподвластным.
На камне кто свой дом построил
И силы бурь его не взяли,
Но дождь лишь крепостью утроил,
В потоках стены устояли.
А тем, кто слушает слова,
Но их исполнить не спешит,
Дала дурная голова
Песок фундаментом души.
И дождь пошёл, ветра подули
И налегли на дом его
И в пропасть стены те столкнули
В порыве гнева своего»
Сказав сии слова, спустился
Христос среди людей с горы.
Пречистый путь в словах открылся,
Через добро неся дары.
В них правда светом воссияла,
Открыв народу Божьи цели.
Земля к спасенью путь познала.
Слова от Бога власть имели.
Исцеление слуги сотника в Капернауме
Веронезе Паоло Христос и сотник, Мадрид, Прадо.
С горы во град Спаситель шёл,
Закончив проповедь к народу.
Вновь Капернаум в Нём обрёл
От Бога Свет, живую воду.
Во граде римский сотник жил,
Он дорожил своим слугой.
Слуга из жизни уходил,
Лежал, покрытый смерти мглой.
Закон имперский соблюдая,
Разумен был легионер.
Излишней корысти не зная,
Являл достоинства пример.
Внимая иудейской вере,
Отверг языческих богов
И Богу истинному двери
Открыть он в сердце был готов.
Уж выбрав к истине дорогу,
Народ избранный полюбил.
Построил в граде синагогу,
Иными благами дарил.
Старейшин иудейских сотник
Просил ходатаями стать
Пред Иисусом, чтоб работник
С постели смог здоровым встать.
О том старейшины просили,
Христу заслуги исчисляя.
С Ним вместе к дому подходили,
Где сотник, вести ожидая,
Навстречу им друзей послал,
Сказать Иисусу приказал:
«Господь, принять я недостоин
Тебя под кровом, римский воин
И человек, другим подвластный,
Распоряжаюсь я всечасно
Над подчинёнными своими.
Что надо делать – исполняют.
Твоё всесильно в мире Имя,
От слов болезни исчезают
И о слуге я жду тех слов.
Скажи – и будет он здоров»
Христос, услышав, удивился
И к вследидущим обратился:
«Вам говорю, такую веру
Я в Израиле не нашёл»
Слуга, конечно, исцелился,
Здоровье верою обрёл,
Для иудеев став примером.
Воскрешение сына вдовы Наинской
Вот град Наин. В большой печали
Встречал Иисуса у ворот.
Из врат шёл в трауре народ,
Неся в неведомые дали,
Откуда скрыт обратный ход,
Носилки с юношей умершим,
На грань безумья мать повергшим,
Кормильца в сыне потерявшей
И ранее вдовою ставшей.
Спаситель сжалился над нею,
Увидя безутешность горя.
Сказал: «Не плачь, Я смерть развею»
Одра коснулся. Мёртвый вскоре,
Веленью повинуясь, встал,
Он встал от слов простых Христа.
Тут всех великий страх объял,
Простёрли люди к небу руки:
Господь во славе воссиял,
Пророка среди нас послал
И нет уж с Господом разлуки!
Такое мнение о Нём
По Иудее покатилось.
Креститель, слышавши о том,
Что воля Господа свершилась,
Послал своих учеников
Узнать о Нём, кто Он таков?
Свидетельство Иисуса об Иоанне Крестителе
Иванов А. А. Голова Иоанна Крестителя, Москва, Третьяковская галерея.
Двоих учеников послал
К Иисусу Иоанн Креститель,
Чтоб каждый подлинно узнал,
Кто сей в народе Утешитель?
Пришли, спросили: «Тот ли Ты,
Приход Которого предписан,
О Ком живут в сердцах мечты
И путь Которого описан,
Иль нам другого ожидать?»
Иисус ответил: «Кто же дать
Иной такие блага может,
Кто в силах мёртвых воскрешать,
Больных целить на смертном ложе?
Пусть Иоанн о том узнает,
Как и слепые прозревают,
Глухие слышат, хромые ходят,
Кто прокажённых очищает
И в Ком все Мессию находят.
Кому во Царстве возродиться,
Тот обо Мне не соблазнится»
Когда ушли ученики,
Сказал Иисус об Иоанне:
«На что смотрели в Иордане?
На трость ли ветром у реки
Колеблему в густом тумане?
Кого смотреть ходили вы,
В каких плутали вы надеждах,
Не человека ли в одеждах,
Достойных роскошью молвы?
Но тот, кто роскошь обретает,
В чертогах царских обитает.
Кого же вы смотреть ходили,
Быть может видели пророка,
Пришедшего назначить сроки,
Иль что иное находили?
Да, говорю, пророка больше
Узрел в посланце том народ.
А жизнь его тростинки тоньше,
О нём Малахия речёт:
Господь внезапно в храм придёт.
Се, Ангела Я посылаю,
Перед лицом Твоим грядёт,
Твой путь готовить возжелает.
Не восставал, женой рождённый,
В земле сей больший Иоанна,
Но меньший, Царством обретённый,
Предстанет большим, без изъяна.
От дней Крестителя доныне
Се Царство силою берётся.
Тот восхищает Божье Имя,
Кто в нём усильем обретётся.
Всё прорекли до Иоанна:
Пророки были, был Закон.
Чтоб имя в сути было дано,
Будь Илиёю наречён,
Которому придти должно.
Коль вы принять его хотите,
Для слуха уши отворите,
Для правды отвори окно.
Лишь тот об истине узнает,
Её кто слышать пожелает.
Подобен род сей детям малым,
В игре на улице сидящим,
Наивно строя идеалы,
Всем с укоризной говорящим:
Мы вам играли на свирели,
Но вы под игры не плясали.
Мы вам печально песни пели,
Но вы от песен не рыдали.
Так о Крестителе злословят:
Вот он пришёл, ни пьёт ни ест,
В том человеке точно бес.
И обо Мне так суесловят:
Сын Человеческий пришёл,
Который ест и пьёт вино.
Он в мытарях друзей нашёл,
Во грех с упавшими – одно.
В словах глупцов довольно яда,
У мудрости свои есть чада.
Сказал в укор Он городам,
В которых силу проявил:
«По покаяньям вам воздам,
Ты —Хоразин и Вифсаид.
Отрадней будет в День Суда
Живущим в Тире и Сидоне.
Не знали эти города
Тех сил, что вам даны в ладони.
Они во вретище и пепле
Давно бы каялись смиренно,
Но вы упорны и надменны
И в День последний ждёт вас пекло.
И ты, вознёсшийся до неба,
В тот день низвергнешся до ада.
Ты, Капернаум, Божьим не был,
Содомы ждёт тебя награда.
Тебя Я славлю, Отче Мой,
Господь Земли и Неба Боже!
Младенцам дал Ты ум прямой,
А в мудрых разум уничтожил.
Отец ко Мне всё передал,
Лишь Он о Сыне правду знает,
Лишь Сын один Отца узнал
И те, кому открыть желает.
Вы все, приидете ко Мне,
Обременённые печалью,
Под гнётом кто в любой стране,
Покой Я дам вам изначальный.
Моё к себе возьмите иго,
То иго – Благо, лёгко бремя.
Я сердцем кроток и смиренен,
В покой смирением подвигну.
Вы научитесь от Меня,
К вам Свет придёт к закату дня»
Учение Иисуса о субботе
Доре Гюстав Спор о субботе, Францияю
В субботний день среди хлебов,
Что в поле дружно созревали,
Вёл Иисус учеников.
Они в дороге возалкали.
Колосья начали срывать,
В ладонях зёрна растирая,
Свой хлеб насущный добывая,
Те зёрна стали поедать.
Тут фарисеи не дремали.
Заметив грешную работу,
К Иисусу с гордостью взывали:
«Что ж позволяешь Ты в субботу,
В сей Божий день, на праздник Пасхи,
Ученикам Своим работу?
Сними со святотатцев маски»
На что Иисус им возразил:
«В Законе разве не читали,
ёКто те субботы породил,
Иль о Давиде не слыхали,
Как он с другими возалкал,
Вошёл в Дом Божий, гладом движим,
Как хлебы предложенья взял,
Но не был старцами унижен?
Священники Давида знали
И в грех тот случай не вменяли.
Священники во храме служат,
Закон в субботу нарушают,
Но за собой вины не знают,
Их труд субботний Богу нужен.
Вам говорю: «О если б знали,
Пред вами Тот, Кто больше храма.
Невинных вы б не осуждали
И не снискали бы вы срама.
Значенье слов сих понимали:
Не жертв, а милости хочу.
Слова по сути принимали
И не спешили б к палачу.
Я Человек и Божий Сын
Есть и субботы господин»
Исцеление сухорукого
С полей до града отошед,
Вошёл Иисус в их синагогу,
С Ним фарисеи шли вослед,
Следя за действиями строго.
Был в синагоге человек,
Имеющий сухую руку.
Коварства начался разбег.
Чужое горе, как науку
Христу использовать решили.
Не медля у Него спросили:
«В субботу можно ль исцелять?»
Ответил Он: «Кто может дать
Из вас единственной овце,
В субботний день упавшей в яму,
В ней сгинуть? О таком конце
Средь вас не мыслит и упрямый.
Сей человек овцы чем хуже?»
Сказал ему: «Не сетуй. друже,
Ко Мне ты руку протяни
И все оставшиеся дни
Ходи болезнью не утружден,
Да веру в Сына сохрани»
Он с верой руку протянул.
Иисус лишь на неё взглянул:
Рука, под взглядом оживая,
По силе стала, как вторая.
Сказал Христос: «Ученье ложно,
Добро в субботу делать можно»
Тем фарисеи обозлились,
Из синагоги удалились
И совещание собрали,
Сознанье гневом укрепить:
Как Иисуса погубить?
Так против Сына возроптали.
Христос, о том услышав, вскоре
С народом вместе шёл на море.
Там всех больных Он излечил,
Но объявлять о том претил.
Омовение ног Иисуса гешницей
Сублейра Пьер Пир в доме Симона, Париж, Лувр.
Жил фарисей с прозваньем Симон,
В свой дом Иисуса пригласил он,
С ним вместе трапезу вкусить,
Пророка как не пригласить?
Иисус вошёл, возлёг к столу.
О посещении молву
Соседи мигом разнесли
И слухи в дом тот привели
Жену, известну непотребством,
Но всё же ищущую средства
Для избавленья от грехов.
Из грешных кто же не таков?
С собою грешница несла
Сосуд из алавастра с миром.
Бесценный тот сосуд взяла,
Чтоб умастить Христа пред пиром.
К ногам Иисуса подошла,
Слезами, плача, омывала.
Свою причёску расплела,
Власами ноги отирала.
Их щедро миром умащала
И, преклонившись, целовала.
За этим Симон наблюдал.
Подумал, от Христа скрывая:
«Будь Он пророк, то точно б знал:
Пред ними грешница такая,
Какую демон не рождал.
Лишь часть грехов жены сей зная,
К Себе б касаться запрещал»
Но фарисей того не ведал,
Что тайны все Иисус изведал,
В истоке мысли прочитал
И, обернувшись вдруг, сказал:
«У одного заимодавца,
В ком тени не было лукавства,
Два давних было должника.
Чем им платить, наверняка
Те люди средства не имели,
А платежи давно созрели.
Один динариев пятьсот
Был должен принести в расчёт.
Другой же только пятьдесят,
Но и гроша не взять назад.
Простил им кредитор обоим,
Чтоб каждый в жизни был спокоен.
В ком большую любовь найдёт?»
Ответил Симон: «Верно тот,
Кому он более простил,
Его сильнее возлюбил»
«Ну что ж, ты верно рассудил.
Какой же женщину ты видишь?
Для ног воды Мне не налил,
Её ж напраслиной обидишь.
Она слезами облила,
Власами ноги отирала.
Мир дорогой не берегла,
Умастить ноги отдавала.
Ты головы Мне не помазал
И целования не дал.
Она ж к ногам прильнула сразу,
Никто Мне ног не целовал.
Ей многие грехи прощаю,
За то, что много возлюбила
И к жизни с миром отпускаю,
Она грехи любовью смыла.
Ведь тот, кому прощают мало,
Любовью платит той же мерой.
Простить тебе пора настала,
Ты спасена своею верой»
Исцеление больного у купальни
В субботу, в праздник иудейский,
Иисус пришёл в Иерусалим.
Чудес там ждал народ еврейский,
В купальне Ангел их творил.
У врат купальня находилась,
Овечьими их звал народ,
Через ворота гнали скот.
В ходах купальни чернь ютилась.
Их было крытых пять ходов,
Больными каждый переполнен,
Всяк ожидания исполнен
И к исцелению готов.
Господень Ангел временами
В купальне воду возмущал.
Омытый первыми волнами
Выздоровленье познавал.
Любой болезнью одержимый,
Здоровым выходил один,
Кто был в борьбе непобедим,
Иль просто близкими любимый.
Лучи померкнувшей надежды
В тот день, их было много прежде,
В болезни старца освещали,
Но тускло лишь в глазах играли.
Из сил последних приползал
Сюда он тридцать восемь лет
И у купальни ожидал
Конца неисчислимых бед.
К нему, заметив, обратился
Спаситель: «Хочешь быть здоров?»
«Так, Господи! И в мире снов
Тот миг не раз уж повторился.
Я человека не имею,
Кто мог бы опустить тогда,
Когда возмутиться вода,
Во снах надежды лишь лелею.
В купальню кто-то первый прежде,
Чем я, влачат свои надежды»
«Возьми постель свою, ходи» —
Сказал Иисус тому бедняге
И тотчас здравым уходил,
Кто был лишён чудесной влаги.
К нему посыпались упрёки:
Что ж ты постель свою таскаешь?
Есть для работ иные сроки,
Суббота нынче, иль не знаешь?
На Человека возложил
Свой грех в ответе исцелённый
Того, его Кто исцелил.
Исправить промах устремлённый,
Нашёл во храме, объявил,
Узнав стараньями своими,
Он иудеям это Имя
И тем с себя грехи сложил.
Иисуса иудеи гнали
Из храма, о грехе прознав.
Закону должное воздав,
Его к ответу призывали.
Иисус в ответ им говорил:
«Отец Мой делает доныне
И Я сии дела творил.
Истоки дел в Его вершине».
Слова кощунствами признали.
Себя Он делал Богу равным
В поступках дерзких, своенравных,
Что день субботы презирали.
Они убить Его искали.
ПРИТЧА ИИСУСА ХРИСТА О СЕЯТЕЛЕ
О СЕМЕНИ И ПЛЕВЕЛАХ, О ЗЕРНЕ
ГОРЧИЧНОМ.
В один из дней из дома вышел
И к морю Иисус пришёл.
За Ним народ, о том услышав.
Христос из лодки речь повёл:
«Вот, вышел сеятель на поле
И в землю бросил семена.
Судьба им разная дана,
Не всем по сеятеля воле.
Легли иные при дороге,
Их птицы тотчас поклевали.
В камнях иные прорастали,
Но от лучей терпя ожоги,
Без корня тут же засыхали.
Иные в терние упали,
От сорняков не жди подмоги,
Семян восходы заглушали.
Иное упало на добрую землю,
От семени плод во сто крат принесло.
Имеющий слышать, сей притче пусть внемлет,
В ней Сеятель славит Своё ремесло»
Тут, к лодке приступив, спросили
Христа Его ученики: