В процессе расселения славян по территории Восточно-европейской равнины происходило и разложение остатков первобытнообщинного строя.
Возникли племенные союзы – княжения, которые объединяли до двух сотен племён вокруг одного самого сильного племени, по имени которого они все и получали название.
А каждое племя, занимавшее большую территорию, состояло из множества родов. Оно управлялось своим вождём – старейшиной, но существовал также и совет старейшин, и общее собрание племени – вече.
К периоду присоединения славян к Великому переселению народов, многие страны уже прошли большой путь в своём развитии.
Возникали и разрушались огромные государства, шли активные миграционные процессы.
Так, например, ещё в IV-ом веке распалась огромная и некогда сильная Римская империя, образовав новые государства – Западную Римскую империю со столицей в Риме, и Восточную (Византию), с центром в Константинополе.
Она стала наследницей и преемницей греческой культуры, наиболее сильным и экономически развитым европейским государством, оказывавшим большое влияние на своих соседей, в том числе и на славян, активно торговавших с ним.
А на Востоке Европы постепенное складывание древнерусской народности привело к нивелировке восточнославянских элементов и широкому распространению русского языка, и, как следствие этого, – к государственности.
Как известно, на складывание и развитие государства, на жизнь и поведение его граждан оказывают влияние многие факторы. В первую очередь, это географическое положение, природные условия и климат.
В этом смысле Восточно-европейская равнина представляла собой идеальные условия для образования на её просторах большого, мощного и перспективного государства.
Огромная равнина, ограниченная Балтийским, Белым, Чёрным и Каспийским морями, а также горными хребтами Урала, Карпат и Кавказа, хотя и отличалась резко континентальным климатом, но была богата дарами природы, давала возможность и неограниченную перспективу развития.
В моря несли свои воды многочисленные реки с притоками, с древних времён служившие главным средством сообщения людей.
Тысячелетие назад вся северная часть Восточно-европейской равнины, куда входят и бассейны Оки и верхней Волги, отличалась суровым климатом.
Эта территория была покрыта дремучими хвойными и лиственными лесами, многочисленными озёрами и болотами. Почва этой территории в основном суглинистая и супесчаная. Южнее этой территории располагалась полоса лесостепи, которая почти совпадала с полосой наиболее глубокого и мощного чернозёма. Ещё южнее располагалась степная полоса безлесья, но плодородная и весьма удобная для земледелия. И лишь на юго-востоке этой равнины, на северном побережье Каспийского моря находились непригодные для обработки и посева песчаники и солончаки.
Все эти природные условия, включая климат с жарким, относительно коротким летом и непродолжительным растительным покровом, и долгой, холодной и многоснежной зимой, оказывали разностороннее влияние на образ жизни народов, населявших эту территорию.
Широта бескрайних просторов Восточно-европейской равнины, её редкая заселенность, природные богатства, значительные сезонные перепады температур, и относительная суровость климата постепенно наложили отпечаток и на характер славян. Им стали характерны широта души и терпимость, щедрость и доброта, выносливость и терпеливость.
Особую роль в жизни восточных славян играл могучий лес. Он служил и защитой от врага. Его использовали и как строительный материал, и как топливо, и в качестве исходного материала для изготовления мебели, домашней утвари, сельскохозяйственных и охотничьих орудий, и для других целей.
С ним были связаны и основные промыслы славян: охота, бортничество, и собирательство других даров леса. Мясом добытых на охоте животных люди питались, а из шкур делали одежду. Мёд диких пчёл шёл на изготовление сладостей и напитков.
Но пользу их хозяйству приносила и лесостепная полоса. У славян этой полосы господствовала пашенная система земледелия – перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый участок.
В эти же времена в лесной полосе использовали подсечно-огневую систему земледелия. Она предусматривала сначала вырубку деревьев и раскорчёвку участка бывшего леса, затем сжигание веток, пеньков и больших корней, а потом и удобрение земли золой. Это позволяло три года пользоваться этой территорией, а тем временем готовить новый участок.
На таких расчищенных землях славянские племена выращивали зерновые культуры: овёс, просо, пшеницу, рожь и ячмень. Из овощей выращивали капусту, морковь, огурцы, редьку, репу и свёклу. При данной системе земледелия использовались борона, жернова, заступ, зернотёрки из камня, мотыги, серпы, топоры и цепы. На юге для вспашки земли использовали ещё и рало, а позже деревянный плуг с железным лемехом.
В качестве тягловой силы использовали рабочий скот: на юге – волов, а в лесной зоне – лошадей. Кроме крупного рогатого скота разводили коз, овец и свиней.
Поначалу все продукты земледелия и скотоводства производились только для удовлетворения своих потребностей, то есть хозяйство носило натуральный характер, что соответствовало давно установившимся родовым отношениям.
Но в связи с появлением металлических орудий труда, и с переходом от подсечного к пашенному земледелию, ещё с VI-го века родовые отношения у восточных славян стали распадаться. До этого их родовой союз держался на власти родового старшины, неразделимости родового имущества, родовом культе и традициях почитания предков.
Но теперь для ведения хозяйства потребовались совместные усилия всех членов рода, а основной его единицей стала отдельная семья.
Начиная с юга, постепенно продвигаясь на север, происходит замена родовой общины соседской, территориальной.
В ней сохранялась общинная собственность только на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоёмы и пахотную землю, но с выделением отдельной семье её участка – надела.
Эти наделы каждой семьёй обрабатывались своими орудиями труда, и весь урожай с этого участка она получала в собственность.
Совершенствование орудий труда привело и к производству излишнего, прибавочного продукта, и к дифференциации между членами общины и семьями. Имущественное неравенство привело к накоплению богатств старейшинами родов. Постепенно падает и значение вече – народного правления, сообща решавшего все вопросы.
Накопление излишнего продукта привело к необходимости обмена между отдельными семьями, а потом и между дальними племенами.
И в этом не менее полезное влияние на жизнь славян оказывали реки.
Естественно в них ловили рыбу для пропитания. Но, прежде всего, они были транспортными артериями для связи между племенами.
Поэтому расселение славянских племён и шло по берегам рек. Небольшие семейные поселения сменялись деревнями, а затем и городами.
Со временем крупные реки приобрели и международное значение, так как, став торговыми путями, соединяли уже различные народы и страны.
Наиболее важным из них был известный с VI-го века великий торговый путь из Скандинавии в Византию, с севера на юг, «Из варяг в греки».
Из Балтийского моря по реке Нарве он шёл в Ладожское озеро, далее из него по реке Волхов в озеро Ильмень, а из него по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к верховьям Днепра, а по нему к Чёрному морю.
Таким образом, у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них и с Византией.
Этим путём активно пользовались и скандинавские народы (варяги).
Они торговали как с прибрежными племенами, в том числе со славянами, так и доходили до греческих причерноморских колоний и до Византии. Но варяги не только торговали, но и грабили, а иногда нанимались на службу к славянским князьям и в Византию.
Второй международный путь «Из варяг в персы» шёл на юго-восток по притокам верхней Волги и далее по ней в земли волжских булгар, и через Хазарское царство в Каспийское море.
Этот торговый путь имел не меньшее значение, чем первый, так как служил ещё и для сообщения со Средней Азией и арабским миром.
Основными предметами внешней торговли были меха, воск, мёд и рабы.
А с Востока и из Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие и пряности.
Успеху торговли способствовало и расселение в южнорусских степях по берегам Волги и Днепра кочевого тюркского племени хазар, которое в отличие от других азиатских народов стало оседать на земле.
Создав своё государство, они на время подчинили себе восточнославянские племена полян, северян и вятичей, с которых стали брать дань.
А в Западной Европе в V-ом – VII-ом веках шло расселение германских племён, которые завоевали территорию Западной Римской империи, на которой впоследствии сложились новые государства – «варварские» королевства – Франкское, Вестготское и другие.
Восточные славяне тоже вели многочисленные войны со своими соседями, отражая натиски кочевых народов. Но одновременно с этим славяне совершали походы на Балканы и в Византию.
Поэтому возросла роль главы племени – князя, который одновременно являлся и военачальником племенного войска. Поскольку войны стали часты, то стало экономически невыгодным набирать в войско всех мужчин. Теперь рост прибавочного продукта позволял содержать князя и преданную ему дружину.
В VIII-ом – IX-ом веках в племенах и племенных союзах стала формироваться военно-дружинная знать, постепенно сосредоточившая в своих руках власть и богатство, узурпируя племенную землю и даже облагая соплеменников данью.
Князь и дружинники богатели и за счёт военных трофеев.
Военнопленных они превращали в рабов и заставляли работать на своих землях и на самых тяжёлых работах в домашнем хозяйстве. Но рабство у славян носило патриархальную форму, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи. Принципиального отличия между рабом и общинником не было.
С дальнейшим развитием торговли в пересечениях торговых путей – в местах слияния рек – у славян стали появляться места обмена товарами, постепенно ставшие городами.
Большинство их возникло по водному пути Днепр – Волхов.
Города служили торговыми центрами и главными складскими пунктами хранения товаров.
К IX-му веку насчитывалось более двадцати славянских городов. Среди первых из них были: Киев и Чернигов, Смоленск и Новгород, Любеч и Псков, Полоцк и Витебск, Ростов, Суздаль, Муром и другие.
Все эти факторы: дифференциация доходов населения, расслоение общества и изменение его структуры, создание военных дружин для защиты от врагов и для набегов на чужие территории, развитие торговли и городов – вплотную подвели восточных славян к созданию своего государства.
К этому наши далёкие первопредки, заселявшие Восточно-европейскую равнину, шли сложным путём своего развития. Природно-географические условия и постоянная необходимость отражать набеги на свои земли различных племён и народов, привело к более позднему, чем в Европе, возникновению славянских городов и к складыванию отдельных княжеств в одно самостоятельное государство.
Вступив на путь разложения родового строя, зарождения земельного и имущественного неравенства и создания племенных княжеств, развития международной торговли, внешнеэкономических и культурных связей, восточные славяне в IX-ом веке вплотную приблизились к созданию единого государства – Киевской Руси.
В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований. Кроме того, потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынудила сплотиться народы с различным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создать сильную государственную власть и иметь значительное народное ополчение. Но в отличие от других западных, южных и восточных стран процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты. Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства.
Началом формирования Киевской Руси ещё в VI-ом веке стало создание мощного союза славянских племён, живших в Приднепровье. Объединение в VIII-ом – IX-ом веках нескольких десятков отдельных мелких лесостепных славянских племён с центром в Киеве превращается в супер этнос «рус».
Русь этого периода по занимаемому ареалу равнялась Византийской империи.
Постепенное смешение родов и племён, преодоление замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, этническое объединение северорусских и южнорусских племён также способствовали продвижению славян к государственности.
Как и в Западной Европе, этот процесс образования большого раннесредневекового государства стимулировали викинги (варяги).
Враждовавшие между собой славянские племена, жившие на северо-западе около озера Ильмень, Словены и Кривичи, а также соседняя с ними народность Чудь, для наведения порядка пригласили варяжского князя Рюрика.
Тот приехал с братьями и стал править в Новгороде, а его братья – в Белоозере и Изборске, положив начало великокняжеской династии Рюриковичей.
Со смертью в 879 году Рюрика опекуном его малолетнего наследника Игоря становится князь Олег, позже прозванный Вещим.
После удачного похода на Киев ему в 882 году удаётся объединить Новгородскую и Киевскую земли в единое древнерусское государство со столицей в Киеве – Киевскую Русь.
Однако это государственное объединение было пока не стабильно.
Входящие в единое государство племена всё ещё старались сохранить свою обособленность, что иногда приводило к трагическим последствиям.
После смерти князя Олега в 912 году в княжение вступает князь Игорь, который погибает в 945 году из-за своих повышенных требований при сборе дани.
Княгиня Ольга, вдова Игоря, жестоко отомстила за мужа, но в то же время она была вынуждена зафиксировать размер дани, сроки и место её сбора.
Население несколько успокоилось, а Русское государство окрепло.
И уже их сын, князь Святослав (942 – 972 гг.), во времена своего княжения отметился успешными военными походами.
Он присоединил земли вятичей, покорил мордовские племена, победил Волжскую Булгарию, разгромил Хазарский каганат, отразил натиск печенегов, а также вёл успешные военные действия на Северном Кавказе и на побережье Азовского моря.
Но при возвращении после похода на Византию отряд Святослава был разбит, а сам он убит. Его сын Владимир (960 – 1015 гг.), прозванный народом «Красное Солнышко», стал объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси.
Для укрепления границ и защиты государства от многочисленных кочевников он соорудил ряд приграничных крепостей.
Социально-экономический строй древнерусского государства подразумевал сбор дани (полюдья) со всего свободного населения (подданных). Это была обнажённая форма верховного права на землю, форма господства и подчинения.
Собранное в огромных размерах богатство, в основном продовольствие, мёд, воск, меха и прочее – не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но и составляло внушительную долю древнерусского экспорта.
Кроме этого на продажу поступали, по-прежнему имевшие спрос на международных рынках, рабы – челядь из пленных или попавших в тяжёлую кабалу соплеменников.
Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община.
Это была замкнутая социальная система, призванная организовывать все виды человеческой деятельности – трудовую, культурную и обрядовую.
Являясь коллективным собственником земли и угодий, община поначалу опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, а свою внутреннюю жизнь организовывала на принципах прямой демократии – вечевого идеала, то есть выборности и коллективного принятия решений.
Постепенно в Киевской Руси сложилась, во многом схожая с западным институтом вассалитета, структура управления государством, включавшая в себя понятие некоторой свободы и предоставление вассалам автономии.
Высший слой общества у славян – бояре – являлись вассалами князя, и были обязаны служить в его войске. Но они были хозяевами на своей земле и сами имели своих, менее знатных, вассалов.
Великий князь управлял государством при помощи Боярской думы (Совета), в которую входили старшие дружинники – местная знать, представители городов и иногда духовенства. Она была совещательным органом при князе. На Совете решались важнейшие государственные дела: избрание князя, объявление войны, заключение договоров, принятие законов, рассмотрение судебных и финансовых дел, и другие. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето» при принятии решений. Младшая дружина, включавшая боярских детей и дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но в разрешении важнейших тактических вопросов князь часто советовался со всей дружиной.
При рассмотрении вопросов, касающихся всех княжеств, собирались феодальные съезды с участием князей, знатных бояр и представителей всех городов.
Государственное устройство опиралось на договор между князем и вече.
Демократически избранное народное собрание распоряжалось престолонаследием, финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательство, смещало администрацию, формировало аппарат управления и судопроизводства, занималось сбором пошлин и другими вопросами.
В связи с постоянной опасностью, особенно со стороны степных кочевников, обычным явлением стало всеобщее вооружение всего народа, что явилось важной особенностью Киевской Руси.
Многочисленное народное ополчение, подчинявшееся вече и зачастую решавшее исход сражений, было организовано по десятичной системе. Наряду с десятниками и сотниками, в городах были и тысяцкие.
Народное вече и народное ополчение оказывало заметное влияние на ход общественно-политической жизни Киевской Руси.
Переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию при формировании отношений личной экономической зависимости поднял на новый уровень производительные силы и придал производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух и трёхпольем, что приводит к захватыванию общинных земель сильными людьми. Происходит обояривание земли.
К X-му – XII-му векам в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земельной собственности становится феодальная наследственная земля – вотчина, которая бывала княжеской, боярской и церковной. Проживавшие на ней крестьяне выплачивали дань государству, становились земельно-зависимыми от боярина, выплачивая тому за пользование землёй натуральную ренту, или отрабатывали барщину.
Однако, по-прежнему независимые от бояр крестьяне общинники, коих было немало, платили дань в пользу государства и только великому князю.
Развивалось и феодальное русское право, отличавшееся высокой правовой культурой. Начиная с княжеского закона, правовые нормы постепенно расширялись. Сложившиеся к этому времени нормы раннефеодального права охватывали каждого жителя: от княжеских дружинников, феодалов, слуг, свободных сельских общинников и горожан до холопов, челяди и фактически рабов, не обладавших собственностью и находившихся в полном владении своего господина.
Теперь степень несвободы крестьян определялась их экономическим положением в вотчине князя.
Центр княжеских владений составляли его хоромы и дома его приближённых. Далее размещался скотный двор и конюшни.
Управлял вотчиной княжеский дворецкий, а сбором налогов занимался княжеский подъездной, в то время как непосредственной работой крестьян руководили пашенные и сельские старосты.
В самообеспечивающей себя вотчине имелись и ремесленники.
В Киевской Руси развилось боле шестидесяти видов ремёсел (гончарное, кожевенное, кузнечное, плотницкое, полотняное, оружейное, ювелирное и другие). Их продукция расходилась и за пределы русского государства.
Центрами торговли и обмена продолжали оставаться города.
Самыми крупными из них на Руси были Киев и Новгород. На их богатых базарах велась регулярная торговля, а в самих городах постоянно проживали иногородние и иноземные купцы.
В этот период внешнеэкономические связи Руси приобрели особое значение.
Русских купцов хорошо знали в дальних краях, им даже предоставляли ощутимые льготы и привилегии.
Хотя внутренняя торговля на Руси носила ещё преимущественно меновый характер, для внешних сношений уже применяется денежная форма. Вначале в качестве денег выступает скот, потом меха, затем и металлические деньги. Чеканка своих монет началась на Руси на рубеже X-го – XI-го веков. И хождение они имели наряду с иноземными монетами.
Социально-экономическую и политическую жизнь Киевской Руси органически дополняла и жизнь духовная.
С образованием и развитием древнерусского государства, с формированием единой русской народности, с обретением единого русского языка, и с объединением различных культур и обычаев – начинает отмирать язычество с его многобожием, племенными традициями и варварскими ритуалами.
Попытка несколько упорядочить языческие обряды, поднять авторитет этой религии, превратив её в единую государственную религию, предпринятая в начале своего правления киевским князем Владимиром, не увенчалась успехом, хотя язычество, наконец, утратило прежнюю естественность и привлекательность в восприятии человека, уже преодолевшего племенную отсталость, узость и ограниченность.
Воспользовавшись этой религиозной проблемой, соседи Руси пытались было оказать на неё своё влияние.
В то время Волжская Булгария исповедовала ислам, Хазарский каганат-иудейство, Запад – католицизм, Византия – православие. Все они, в лице стремительно набирающего могущество Русского государства, пытались обрести себе единоверца.
На специальном совете в Киеве, выслушав послов от соседей, князь Владимир принял решение: для ознакомления со всеми религиями и выбора лучшей, разослать во все соседние земли свои посольства.
В результате было выбрано православное христианство, поразившее русских посланников своей пышностью и великолепием, убранством соборов, красотой и торжественностью служб, и, главное, – величием и благородством православной христианской идеи всепрощения и бескорыстия – всеобщей идиллии.
Уже в Х-ом веке элементы православного христианства стали проникать на Русь. Христиане были среди дружинников князя Игоря. Христианкой была, крестившаяся в Константинополе, княгиня Ольга, побуждавшая к этому и сына Святослава.
А в Киеве уже имелась христианская община и церковь. Не последнюю роль в этом выборе сыграли давние торговые, культурные и династические связи Киевской Руси и Византии. Князь Владимир Красное Солнышко был женат на Анне – сестре византийского императора.
Близкие родственные отношения правящих династий, кстати, исключали вассальную зависимость молодого русского государства от Византии – центра Христианства.
Крестившийся в 988 году, киевский князь Владимир энергично принялся утверждать Христианство на своей земле в государственном масштабе. По его указу все жители Киева были крещены в Днепре. А по совету христианских священников из Византии детей лучших людей стали передавать духовенству для обучения грамоте и христианским догматам, для воспитания в христианском духе.
Подобные действия были осуществлены и в других землях Руси. Однако севернее, где ещё были сильны языческие традиции, они часто встречали отпор. Для покорения новгородцев потребовался даже военный поход киевлян во главе с Добрыней – дядей великого князя Владимира.
Но в сельской местности ещё долгое время существовало двоеверие, когда представление о мире сверхъестественного, языческого, совмещалось с элементами христианского мировосприятия и мировоззрения.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития древнерусского государства. Именно на просторах России Православие нашло для себя благоприятную почву. Оно идеологически закрепляло единство страны. С крещением Руси появились новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром. На основе общих духовных и нравственных принципов появились условия полноправного сотрудничества во всех сферах и с другими христианскими странами.
Принятый на Руси восточный, византийский вариант христианства позднее получил название Православие, то есть истинная вера. Русское Православие ориентировало человека на духовное преображение.
Однако оно не давало стимула для общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установками европейских ветвей религии на преобразующую деятельность, и стало тормозить материальное развитие.