Книга Алевтина старшая - читать онлайн бесплатно, автор Александр Сергеевич Омельянюк. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Алевтина старшая
Алевтина старшая
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Алевтина старшая

Ведь экономической основой Руси всё ещё служило натуральное хозяйство с его замкнутостью и обособленностью. И феодальная раздробленность Руси была неизбежной ступенью эволюции феодального общества.

Поэтому уже в середине XI-го века в Древней Руси сначала стали обнаруживаться признаки дробление государства, а к концу века начался его распад. И усиление феодальной аристократии в Новгородской, Ростовской, Рязанской и других землях вело к борьбе за самостоятельность.

Однако в отличие от них Муромское удельное княжение не было самостоятельным, а подчинялось Киевскому первопрестольному княжеству.

Стремлению к независимости также способствовало хозяйственное развитие и рост городов. Нестабильность обширного и величественного русского государства долгое время компенсировалась военной мощью киевских князей, поддерживающей его единство.

Но неожиданная мина замедленного действия под это единство была ещё до этого заложена самим Великим князем Владимиром I Красное Солнышко. Он разделил Русское государство между двенадцатью своими сыновьями. Так Муром попал в удел к младшему сыну Глебу (987 – 1015 гг.), княжившему в нём с 1013 года более двух лет, вплоть до своей смерти 5 сентября 1015 года. Но уже к началу его княжения Муромское княжество значительно окрепло экономически, а население этого края приумножилось.

Но за своё недолгое правление Глебу естественно не удалось обратить своих подданных в православие. Зато он запомнился народу добрым и справедливым юношей, заботившимся, как и его отец князь Владимир, и его старший единокровный и единоутробный брат Борис, о нищих, вдовах и сиротах.

После смерти их отца князя Владимира 15 июля 1015 года по приказу старшего их двоюродного и одновременно сводного брата Святополка оба брата были предательски убиты. Позже они оба стали первыми канонизированными русскими святыми.

Началась эра соперничества, конфликтов и междоусобиц. С 1019 года, во времена княжения Ярослава, выигравшего в жестокой борьбе, Муромская земля стала опять напрямую подчиняться Великому Престолу Киевскому.

При князе Ярославе Мудром, обеспечившем безопасность русских земель от печенежских набегов, Киевская Русь достигла пика своего могущества. После его смерти в 1054 году его сын Святослав – князь Черниговский получил в свои владения и всю восточную часть Руси, включая и земли Мурома.

Однако на практике в Муроме правили посадники Черниговского князя.

При сыновьях Святослава Муромская земля стала подчиняться Рязанскому князю, а потом вместе с главным престолом перешла в подчинение Владимирскому князю.

А муромчан смог крестить только князь Константин Святославович, построивший в городе церковь, на территории которой был погребён сам и двое его сыновей Михаил и Фёдор.

Ещё в X-ом веке, размещавшийся по левому – западному берегу реки Оки, Муром был обширным торговым пунктом в северо-восточной Руси, что обуславливалось его удачным в этом плане географическим положением.

Муромские земли отличались и обширными дремучими лесами, слава о которых, как о жилище разбойников, хищных зверей, злых духов и ведьм, передавалась в народных сказках, сказаниях и песнях. Места эти в своей первобытной дикости способствовали как проявлению молодецкой отваги, так и обманным суевериям. Так, например, сказка о Соловье-разбойнике, своим свистом убивавшим человека, имела под собой конкретное основание.

Прототипом его служил главный жрец Перунов в Киеве – весьма красноречивый Богомил, убежавший из города в муромские леса после принятия князем Владимиром христианской веры, и в 988-ых – 990-ых годах смущавший муромский народ против новой религии.

Именно для усмирения Богомила и послал Киевский князь Владимир одного из знаменитых своих богатырей – жителя села Карачарово – Илью Муромца, хорошо знавшего леса своей родины и тайные места разбойничьих приютов.

Муромское княжение было самой восточной землёй Русского государства и на своём востоке, в свою очередь, граничило с народами, зависящими от Булгарского царства, и иногда грабившими муромские земли, хотя ещё в 1006 году князь Владимир Святославич заключил с волжскими булгарами договор, дававший им право без опасений торговать в Муроме.

Но муромчане и сами не брезговали разбоем.

Поэтому в 1088 году, в период княжения Давыда Святославича (1076 – 1093 гг.), войско Волжских булгар отомстило им, захватив и разорив Муром, который долгое время был центром ремесла, торговли и христианизации окских земель, но тут же покинув его после сожжения города, включая и деревянный муромский кремль.

К этому времени в ходе княжеских междоусобиц и народных волнения распадается союз сыновей Ярослава Мудрого.

После смерти в 1093 году великого князя Всеволода Ярославича и перехода престола к брату Изяславу Ярославичу начинается война за уделы уже между внуками Ярослава Мудрого – сыновьями Святослава Ярославича с одной стороны и сыновьями Всеволода Ярославича и Изяслава Ярославича с другой. В неё втянулись и правнуки Ярослава Мудрого.

В 1094 году Олег Святославич, обладавший скверным, сварливым и неуживчивым характером, – как принесший всем только беды и горе, прозванный Гориславичем, своим честолюбием и неугомонностью оставивший яркий и трагический след в русской и мировой истории, – с помощью половцев захватывает Чернигов, а его брат Давыд Святославич на следующий год захватывает Смоленск.

Тогда по приказу отца Владимира Всеволодовича (Мономаха) второй его сын, то же по имени Изяслав, в 1095 году занимает Муром, бывший в то время вотчиной его двоюродного дяди – князя Олега Святославича.

Пока двоюродные братья, изгнавшие Олега Святославича из Чернигова, отражали нападение его союзников половцев на Киев и Переславль, тот, собрав у брата в Смоленске войско, двинулся на Муром и потребовал от Изяслава уйти назад в вотчину своего отца – в Ростов и Суздаль.

Но у Изяслава было своё собранное войско из жителей Ростова, Суздаля и других мест, и он дал бой. Но в жестокой битве под стенами Мурома, 6 сентября 1096 года, Изяслав погибает.

В результате этой победы азартный Олег освобождает не только Муром, но затем захватывает Ростов и Суздаль. Но другой его племянник – Новгородский князь Мстислав Владимирович Мономах, в результате похода новгородских, переяславских и части бывших половецких войск, в свою очередь разбивает Олега под Суздалем, освобождает Ростов и Муром, вызволяя из неволи всех пленников.

После примирения князей на княжеском съезде в Любече в 1097 году город Муром был возвращён Святославовичам, а по инициативе князя Владимира Мономаха (1053 – 1125 гг.) теперь была признана и полная самостоятельность всех местных феодальных центров.

С этого времени русская земля перестаёт быть совокупным владением одного рода, а каждая вотчина становится наследственной собственностью.

А на Муромской земле, теперь объединённой с Рязанской землёй, тоже наступает мирное затишье.

В эти годы её князьями были Ярослав Святославич (1097 – 1123 гг., и в 1127 – 1129 гг.), в своё время помогавший брату Олегу, и их племянник Всеволод Давыдович (1123 – 1127 гг.), правивший Муромом после отъезда дяди в Чернигов на трон его умершего отца и вплоть до своей смерти.

Он же, хотя и с большими проблемами и приключениями, со временем всё же окрестил горожан Мурома. А началось крещение для князя трагически. Посланный вперёд для переговоров с язычниками сын Михаил был убит жителями Мурома. Князь с войском бросается в город, но горожане тут же сдаются, закрепляя свою верность князю клятвой.

Князь Ярослав Святославич, упоминаемый в святцах как Константин, строит в Муроме церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в которой потом сам и был похоронен, а также церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

Второй его сын, упоминаемый в святцах как Фёдор, стал ревностным помощником отцу в деле утверждения Православия на Муромской земле.

С 1127 года Муромско-Рязанская земля выделяется из состава Черниговского княжества в самостоятельное княжество.

Одновременно Муромским и Рязанским княжествами после Ярослава (Константина) Святославича правили сначала его сыновья: уже упомянутый Юрий (Фёдор) Ярославич (1129 – 1143 гг.), затем Святослав Ярославич (1143 – 1145 гг.) и Ростислав Ярославич (1145 – 1147 гг. и 1149 – 1153 гг.). Потом князем обеих земель был его внук Владимир Святославич (1147 – 1149 гг. и 1155 – 1161 гг.). Его правнук Юрий Владимирович (1161 – 1176 гг.) стал первым только Муромским князем, затем им были праправнуки Владимир Юрьевич (1176 – 1205 гг.) и Давыд Юрьевич (1205 – 1228 гг.) в свою очередь со своим сыном Юрием Давыдовичем (1228 – 1237 гг.) и внуком Ярославом Юрьевичем (1237 – 1247 гг.).

В этот период феодальной раздробленности русские князья проявили большую заботу о хозяйственном и культурном развитии своих владений.

Появлялись новые города, росло ремесло и торговля, расширялась территория обрабатываемой земли и совершенствовались приёмы её обработки, укреплялось и Православие на русских землях.

Но нормальному, естественному развитию Руси и её бурному росту опять помешали внешние факторы. К тому же в период феодальной раздробленности чрезвычайно ослаб общий военный потенциал страны, и снизилась международная торговля.

Глава 2. Предки

Постоянные междоусобицы и разобщённость русских земель облегчали иноземцам их поочерёдное завоевание и разорение.

На русскую землю началось монголо-татарское нашествие.

Если бы не это бедствие, Древняя Русь, возможно, тоже пошла бы путём Европы, также не избежавшей раннесредневековой раздробленности и войн, но повернувшей на путь образования национальных государств светского типа. Тогда на Руси тоже могло бы сложиться национальное государство и сформироваться единая нация.

И в переломный для всех XIII-ый век Европа пошла по пути прогресса, а Руси, вследствие её всё того же географического положения, досталась иная доля. Её политическая раздробленность и постоянные княжеские междоусобицы облегчили осуществление широкомасштабных планов монголо-татар.

Под руководством Чингисхана (1155 – 1227 гг.), показавшего себя не только умелым воином, но и незаурядным правителем, монголы сначала обрушились на северный Китай, покорили Сибирь, вторглись в Хорезм, Северный Иран и другие территории, продвигаясь затем и к русским землям.

Монголы вели кочевой образ жизни, имели огромную по тем временам умело организованную и с железной дисциплиной, хорошо экипированную и достаточно защищённую (шлемы и панцири), вооружённую саблями и луками, быстро передвигающуюся конницу.

31 мая 1223 года в первом крупном сражении на реке Калке в приазовских степях объединённые русские и половецкие силы, нанося по общему врагу превентивный удар, не смогли противостоять спаянным в единое целое многочисленным монголам. Хотя здесь Русь и понесла тяжёлый урон, потеряв до девяноста процентов своих сил, но и нанесла монголо-татарам ощутимые потери, вынудившие их вскоре пока отступить.

Возвратившись в 1237 году уже под руководством внука Чингисхана хана Батыя (1208 – 1255 гг.), завоеватели пересекли Волгу и вторглись в пределы Руси.

Осенью 1237 года монголы подступили к южным границам Рязанского княжества. Тогда на битву с врагом Муромские князья вышли на реку Воронеж совместно с Рязанскими князьями. Но Муромский князь Юрий Давыдович вскоре погибает, и в княжение вступает его сын Ярослав Юрьевич.

После этого сражения были разграблены и сожжены Рязань, Владимир, Суздаль и Москва, а также разорены южные русские земли: Черниговская, Киевская, Галицко-Волынская и другие.

Только в течение одного февраля 1238 года было разрушено 14 русских городов.

Защитники Руси оказывали врагу самоотверженное, упорное и даже героическое сопротивление.

Однако отсутствие единого командования, немногочисленность и разрозненность сил, недостаточная укреплённость городов, слабость вооружения и боевой выучки городского ополчения стали причинами поражения и последующего страшного бедствия для Руси.

В 1239 году монголо-татары сжигают Муром, и тот исчезает со страниц русских летописей вплоть до 1345 года. До этого же года, но с 1248 года, прерывается и родословная Муромских князей, а их престол переходит в руки Владимирских князей.

В 1241 году монголы вторглись уже и в Европу, как саранча, опустошая земли Польши, Чехии, Венгрии и Балканских стран. Они вышли и к границам Германии и Италии, но потеряв большинство своих сил ещё на просторах Руси, боясь оставить у себя в тылу русских, Батый вернулся в Поволжье и 1242 году сформировал там могущественную Золоту Орду.

В 1248 году Муромской землёй управляет Великий князь Владимирский Михаил Ярославич, а затем, до 1252 года, его брат Андрей Ярославич.

В период 1252 – 1263 гг. муромские земли находятся под управлением Великого князя Владимирского Александра Невского.

Затем ею правят ещё одиннадцать Великий князей, включая последнего из них – Великого князя Московского и Владимирского – Ивана I-го Калиту.

И только в 1345 году упоминается о смерти князя Василия Ярославича Муромского, которого сменил брат Юрий Ярославич.

К этому времени, как следствие разорения города и его окрестностей монголо-татарами в 1281-ом, 1288-ом и в 1293-ем годах, Муром запустел, а княжеская резиденция теперь находилась вне него.

При Иване I-ом Калите – для создания будущего единого и сильного русского государства на основе крепостнических отношений – усиливаются попытки жестокой централизации огромной власти в руках одного Великого князя. Став единственным законным представителем Орды на Руси для сбора дани, он задабривает её ханов подаркам, притом утаивая часть дани для себя.

Накапливая богатство, и постепенно прибирая власть на новых территориях, собирая с них дань, он усиливает своё влияние на Руси.

Такой же политики придерживались потом и его сыновья, и его внуки.

Но княжение Юрия Ярославича в Муроме было недолгим.

Летом 1355 года со своими притязаниями на муромский престол выступил его племянник Фёдор Глебович, осадивший город. Сначала дяде пришлось бежать. Но затем он со своими сторонниками тоже отправился в Орду вслед за своим племянником просить «великого суда» на право получить ярлык на княжение в Муроме. В результате Фёдор получил право на княжение, а его дядя был выдан ему и чуть позже убит по приказу своего же племянника.

Таким образом, в результате политики Ивана I-го Калиты и его приемников Русь получает почти сорокалетнюю передышку от набегов. Вырастают поколения людей, не боявшихся монголо-татарского нашествия и не знавших тягот длительного ига.

В результате этого, почувствовавший уверенность в своих силах внук Ивана Калиты, Московский князь Дмитрий Иванович (1350 – 1389 гг.) во главе русской рати в 1380-ом году на Куликовом поле и разгромил ордынцев Мамая.

Эта победа стала внушительным толчком для полного изгнания монголо-татар с русских земель, централизация которых продолжается.

В 1393 году Великий князь Московский Василий I-ый Дмитриевич присоединяет Муромское княжество к Москве, и с 1408 года оно управляется московским наместником.

В 1420-ом году Муромские земли передаются в вотчину князю Василию Васильевичу Тёмному – внуку Дмитрия Ивановича «Донского».

В этот период активно продолжался начатый московскими князьями процесс собирания русских земель и укрепления их власти.

После многолетней тяжёлой борьбы Москва превращается в политический центр раздробленных русских земель, в столицу нарождающегося огромного мощного государства.

Великий Князь Иван III-ий (1440 – 1505 гг.) в 1478 году присоединяет Новгород, отменив вече и посадив своего наместника. Затем последовали Тверь и Вятка.

Наряду с расширением территории ставилась задача укрепления хозяйства, создания сильной системы управления и боеспособного войска.

Этот процесс сопровождался выдвижением на историческую арену Руси нового сословия – военно-служилого дворянства (помещиков) – в качестве социальной опоры великокняжеской власти и утверждения поместной системы землевладения.

Поэтому в этот период распространяется практика жалования князем своим служивым людям поместий, но которые давались лишь в аренду на время службы, оставаясь пока государственной собственностью.

При Иване III-ем, принявшем титул Великого князя Всея Руси, в 1497 году был принят свод законов, положивший начало прикреплению крестьян к земле. Теперь крестьянин мог перейти от одного помещика к другому лишь один раз в году, в «Юрьев день».

Москва становится центром большого русского централизованного государства, объявляется преемницей Византии и центром Православия. А союз княжеской власти с христианским миром воплощается в философии: «Москва – третий Рим».

Весьма разумно и оригинально осторожный и расчётливый политик Иван III-ий завершает в ноябре 1480 года изгнание ордынцев с русской земли.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги