Для преподавания в академию были направлены опытные военачальники, видные теоретики военного дела, передовые педагоги и методисты из других академий. Среди них комкоры М.И. Алфузо, М.А. Баторский, А.И. Верховский, комдивы Я.Я. Алкснис, П.И. Вакулич, В.А. Меликов, В.К. Мордвинов, И.Х. Паука, А.А. Свечин, Е.Н. Сергеев, Н.Н. Шварц, дивинженер Д.М. Карбышев; комбриги А.И. Готовцев, М.И. Дратвин, П.П. Ионов, Г.С. Иссерсон, Н.И. Трубецкой и другие.
Основной стала кафедра армейских операций, которая впоследствии развернулась в кафедры оперативного искусства и стратегии. Здесь изучались армейские и фронтовые операции, теория военной стратегии, операции ВВС, ВМФ и взаимодействие их сил с общевойсковыми армиями. Теорию и практику подготовки и ведения боя корпусами всех родов войск преподавали на кафедре тактики высших соединений. Серьезная научно-педагогическая работа велась и на кафедрах организации и мобилизации, военной истории, социально-экономических предметов и иностранных языков. За короткий срок было создано первоклассное военно-учебное заведение.
К сожалению, начало деятельности академии совпало с периодом массовых арестов командно-начальствующего состава. Были арестованы начальник академии комдив Д.А. Кучинский и выдающийся военный теоретик А.А. Свечин. Последнему было поручено читать лекции по стратегии. Но его критические замечания в адрес государственной власти, содержавшиеся в его первой лекции, послужили поводом для его отстранения и последующего ареста. Оказалось, что во вновь открытой академии стратегию вести некому, поэтому кафедра стратегии из штата академии была вообще исключена[53].
В приказе наркома обороны о создании Академии Генерального штаба предписывалось командующим войсками военных округов и начальниками главных и центральных управлений НКО подобрать кандидатов на учебу из числа лучших командиров, окончивших одну из военных академий, отлично проявивших себя на практической работе. И, надо отметить, что 138 командиров первого набора были действительно лучшими из лучших. Это, комбриги Л.А. Говоров, П.А. Курочкин, Г.К. Маландин; полковники А.И. Антонов, И.Х. Баграмян, А.М. Василевский, Н.Ф. Ватутин, А.И. Гастилович, М.В. Захаров, В.В. Курасов, А.П. Покровский, К.Ф. Скоробогаткин, А.В. Сухомлин, С.Г. Трофименко, Н.И. Четвериков, А.И. Шимонаев; майоры М.И. Казаков, Л.М. Сандалов. Почти все они через несколько лет, в годы Великой Отечественной войны, будут командовать армиями, фронтами, руководить крупнейшими штабами, станут прославленными полководцами и военачальниками.
В 1938 году при Военной академии им. М.В. Фрунзе образуется штабная школа на 800 человек со сроком обучения один год. Кроме того, в это же время формируется ряд специальных штабных школ и курсов. К началу Великой Отечественной войны увеличивается число военных академий (с 14 до 19).
Однако следует заметить, что практика проведения командно-штабных учений и маневров в войсках предвоенных лет, на которых общевойсковые командиры и штабы учились управлению войсками, отставала от требований современной войны. Анализируя эту практику, начальник войск связи округа П.М. Курочкин вспоминал, как решались тогда вопросы организации связи в оперативных звеньях управления. «Трудностей почти не было. Связь в районе учений и маневров подготавливалась всегда заблаговременно, за 2–3 недели. Для ее обеспечения на маневрах, проводимых в каком-либо военном округе, собирались многие соответствующие части из других военных округов. Широко применялась общегосударственная связь. Все подготовленные средства и объекты использовались только для оперативного управления войсками. Что же касается связи, необходимой для управления противовоздушной обороной, военно-воздушными силами, тылом, то она или не учитывалась вовсе, или ее организация изучалась на специальных занятиях, на которых вопросы обеспечения ею для оперативного руководства не разбирались, то есть опять создавались благоприятные условия. При таких условиях командиры и штабы свыклись с тем, что организация связи не представляет никаких трудностей: в их распоряжении всегда будет связь, и не какая-нибудь, а именно проводная.
Не эта ли создаваемая в мирное время видимость благополучия в обеспечении связью привела к тому, что общевойсковые командиры и штабы пренебрегали трудностями в ее организации, встречавшимися на каждом шагу с самого начала войны? Не по этой ли причине недооценивалась роль радиосвязи? Не являлось ли это одной из причин, приводивших к большим затруднениям в руководстве войсками, а часто и к полной потере управления»[54].
Зададимся вопросом, от кого зависело качество подготовки и проведения учений в Красной Армии? Безусловно, в первую очередь, от наркома обороны, начальника Генерального штаба и командующих войсками военных округов. Руководство страны делало все, чтобы Красная Армия имела современное вооружение и технику, а как их применять – это дело военных.
Наряду с вышеизложенными недостатками надо отметить, что положительным в подготовке будущих руководящих военных кадров являлось привлечение преподавательского состава и слушателей академий к работе в штабах фронтов (армий), принимающих участие в боевых действиях. Так, преподаватели и слушатели академий принимали активное участие в операциях по освобождению Западной Украины, Западной Белоруссии и в Советско-финляндской войне. Генерал армии С.М. Штеменко вспоминал, что после возвращения в академию из освободительного похода в Западную Украину «проучились мы еще несколько месяцев, и снова вызов в Генштаб. Началась Советско-финляндская война.
Большую группу слушателей академии взяли на усиление Оперативного управления Генерального штаба. В их числе оказался и я.
В нашу задачу входило собирать данные по обстановке, анализировать их, вести карты боевых действий, составлять оперативные сводки, передавать в войска различные директивы и распоряжения. Короче, мы приобщались к оперативной работе во всей ее широте и многообразии…
Так как работа велась непрерывно, все мы были разбиты на две смены. Смена работала круглые сутки. Сменялись в 19.00 и сразу шли спать…
Весь следующий день, как правило, занимались в академии, а вечером опять на сутки заступали дежурить в Генштабе»[55].
Вот еще примеры. В начале января 1940 года для улучшения руководства войсками на Карельском перешейке был образован Северо-Западный фронт под командованием С.К. Тимошенко. Начальником артиллерии фронта был назначен начальник Артиллерийской академии комкор А.К. Сивков. Вместе с начальником академии на фронт выехала группа из 8 преподавателей и 25 слушателей. Начальником штаба артиллерии 7-й армии был назначен старший преподаватель кафедры тактики комбриг Л.А. Говоров.
Чтобы подготовить войска к завершающей операции по прорыву «линии Маннергейма» и дать им подробные указания о том, как надо действовать в непривычных им условиях, а также с целью использования уже накопленного опыта боевых действий и передачи его войскам командующий Северо-Западным фронтом С.К. Тимошенко приказал создать группу командиров штаба и управлений фронта под руководством заместителя начальника штаба фронта командарма 2 ранга В.М. Злобина. Эта группа, в которую вошел и начальник артиллерии фронта комкор А.К. Сивков, должна была разработать подробную инструкцию по прорыву укрепрайона противника. Результатом данной работы стала подробнейшая инструкция, которая была разослана в войска.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Суворов А.В. Наука побеждать / Александр Васильевич Суворов. – М.: Издательство «Э», 2016. С. 338.
2
Черемисов В.А. Основы современного военного искусства. Киев. 1910. С. 23.
3
Воробьев И.Н. Тактика – искусство управления // Военная мысль. 2002. № 6. С. 59.
4
Василевский А.М. Дело всей жизни. М.: Воениздат, 1984. С. 101.
5
Принципы военного искусства (от лат. principium – основа, первоначало), руководящие положения, правила и важнейшие рекомендации по подготовке и ведению боя, операции и войны в целом. В них отражаются объективно существующие законы и закономерности вооруженной борьбы. К важнейшим отечественным принципам военного искусства относятся: поддержание боевой и мобилизационной готовности войск (сил); сосредоточение основных усилий в решающий момент на главных направлениях для выполнения важнейших задач; согласованное применение войск (сил) и средств и тесное их взаимодействие; внезапность, активность, непрерывность и решительность действий; захват и удержание инициативы; закрепление достигнутого успеха; заблаговременное создание резервов, умелое их использование и своевременное восстановление; поддержание и своевременное восстановление боеспособности войск (сил); твердость и непрерывность управления; маневр войсками, силами, средствами и огнем; активное информационное противоборство на всех этапах подготовки и ведения боевых действий; постоянный учет и умелое использование морально-психологического фактора; всесторонне обеспечение военных (боевых) действий (Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. Комиссии А.Э. Сердюков. – М.: Воениздат, 2007. С. 577.
6
Таранов П.С. Золотая книга руководителя. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 3.
7
Воробьев Иван Николаевич родился 22 июня 1922 года. В Вооруженных Силах СССР с 1940 года. Участник Be-ликой Отечественной войны – с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. В годы войны прошел боевой путь от курсанта до майора – командира стрелкового батальона. За отличия в боях награжден тремя орденами, в том числе орденом Красного Знамени.
В 1950 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе с золотой медалью; в 1955 году – адъюнктуру Академии. Проходил службу на преподавательской работе на кафедре тактики Военной академии имени М.В. Фрунзе и в научном подразделении Генерального штаба ВС СССР 16 лет. В войсках занимал должность заместителя командира дивизии.
В настоящее время – профессор ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ». Автор более двухсот научных работ по тактике и оперативному искусству. Ряд его статей удостоен первой премии министра обороны РФ. За цикл работ о тактике И.Н. Воробьеву в 2000 году присуждена премия Академии военных наук имени А.А. Свечина.
Заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор, почетный профессор Военной академии имени М.В. Фрунзе, действительный член Международной академии информатизации и Академии военных наук, генерал-майор в отставке.
8
Воробьев И.Н. Принципы боя – теоретический каркас искусства тактики // Военная мысль. 2002. № 3. С. 14.
9
Воробьев И.Н. Принципы боя – теоретический каркас искусства тактики // Военная мысль. 2002. № 3. С. 16.
10
Фрунзе М.В. Избранные произведения. Т. 2: 1921–1925 гг. / Фрунзе М.В. – М.: Воениздат, 1957. С. 198.
11
Воробьев И.Н. Принципы боя – теоретический каркас искусства тактики // Военная мысль. 2002. № 3. С. 18.
12
Советская военная энциклопедия. Т. 6. Пред. гл. ред. комиссии Н.В. Огарков. М.: Воениздат, 1978. С. 99–100.
13
Тайны и уроки зимней войны, 1939–1940. СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2002. С. 403.
14
Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 174.
15
Воробьев И.Н. Тактика – искусство управления // Военная мысль. 2002. № 6. С. 55.
16
Воробьев И.Н. Тактика – искусство управления // Военная мысль. 2002. № 6. С. 55.
17
Воробьев И.Н. Тактика – искусство управления // Военная мысль. 2002. № 6. С. 55.
18
Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С.Ф. Ахромеев. – М.: Воениздат, 1986. С. 605.
19
Воробьев И.Н. Тактика – искусство управления // Военная мысль. 2002. № 6. С. 56.
20
Свечин А.А. Постижение военного искусства. Российский военный сборник. Выпуск 15. М.: Русский путь, 1999. С. 445.
21
Лиддел-Гарт Базил. Стратегия непрямых действий (Энциклопедия военного искусства) / Сост. С. Переслегин, Р. Исмаилов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 1999. С. 407.
22
Стариков Н. (составитель). Так говорил Сталин: сб. ст. / [сост., авт. Вступ. Ст. и коммент. Н. Стариков]. – СПб.: Питер, 2014. С. 108.
23
Тухачевский М.Н. Как мы предали Сталина. М.: Алгоритм, 2012. С. 157.
24
Тухачевский М.Н. Как мы предали Сталина. М.: Алгоритм, 2012. С. 160.
25
Тухачевский М.Н. Как мы предали Сталина. М.: Алгоритм, 2012. С. 152.
26
Как И.В. Сталин относился к Л.А. Говорову см.: Рипенко Ю.Б. Великие артиллеристы России: 100 знаменитых имен отечественной артиллерии. – М.: Издательство Центрполиграф, 2012. С. 246–247.
27
Тухачевский М.Н. Как мы предали Сталина. М.: Алгоритм, 2012. С. 160–162.
28
Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (Справочно-статистические материалы) / Под общей редакцией генерала армии А.П. Белобородова. – М.: Воениздат, 1963. С. 11.
29
Щаденко Е.А. Отчет начальника Управления по начальствующему составу РККА Наркомата Обороны СССР за 1939 год. См. интернет-ресурсы: http://www.warstar.info/o_nakoplenii_nach_sostava/1939.html.
30
Щаденко Е.А. Отчет начальника Управления по начальствующему составу РККА Наркомата Обороны СССР за 1939 год. См. интернет-ресурсы: http://www.warstar.info/o_nakoplenii_nach_sostava/1939.html.
31
Щаденко Е.А. Отчет начальника Управления по начальствующему составу РККА Наркомата Обороны СССР за 1939 год. См. nHTepHeT-pecypcbi: http://www.warstar.info/o_nakoplenii_nach_sostava/l939.html.
32
Бушин В.С. За Родину! За Сталина! – М.: Эксмо: Алгоритм, 2010. С. 102.
33
Основы теории управления войсками / Алтухов П.К., Афонский И.А., Рыболовский И.В., Татарченко А.Е; под ред. Алтухова П.К. М.: Воениздат, 1984. С. 57.
34
Тухачевский М.Н. Как мы предали Сталина. М.: Алгоритм, 2012. С. 16.
35
Тухачевский М.Н. Как мы предали Сталина. М.: Алгоритм, 2012. С. 16.
36
Обстановку тех лет можно увидеть на примере судьбы будущего главного маршала артиллерии С.С. Варенцова. Подробно см.: Рипенко Ю.Б. Маршал Варенцов. Путь к вершинам славы и долгое забвение. 1901–1971. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2011.
37
Еженедельник «Комсомольская правда». № 40. 1–8 октября 2014 года. С. 4.
38
Главные документы Великой Отечественной войны. 1941–1945. – М.: «Комсомольская правда», 2015. С. 295.
39
О трагизме и величии необоснованно репрессированных командиров Красной Армии написал Николай Черушев. Подробно см.: Черушев Н.С. «Из ГУЛАГа в бой». М.: Вече, 2006.
40
Смирнов А.А. Крах 1941 – репрессии ни при чем! «Обезглавил ли Сталин Красную Армию? М.: Яуза: Эксмо, 2011. С. 476–478.
41
Нацистская Германия против Советского Союза: планирование войны / Под общ. ред. В.А. Золотарева. – М.: Кучково поле, 2015. С. 181.
42
Свечин А.А. Постижение военного искусства. Российский военный сборник. Выпуск 15. М.: Русский путь, 1999. С. 444–445.
43
Анатольев А., Николаев С. Закономерное поражение. Красная Армия могла бы стать по-настоящему боеспособной только к концу 1940-х годов // Независимое военное обозрение. № 26 (341). 1 августа 2003 года.
44
Кульков Е., Мягков М., Ржевский О. Война 1941–1945 гг. М., 2001. С. 224.
45
Сталин И.В.: «Кадры решают все» (О системе подготовки офицерских кадров в Вооруженных Силах СССР в предвоенный период и во время Великой Отечественной войны) // Военно-исторический журнал. 1993. № 8. С. 44.
46
Сталин И.В.: «Кадры решают все» (О системе подготовки офицерских кадров в Вооруженных Силах СССР в предвоенный период и во время Великой Отечественной войны) // Военно-исторический журнал. 1993. № 8. С. 43.
47
50 лет Вооруженных Сил СССР. М.: Воениздат, 1968. С. 241.
48
Анатольев А., Николаев С. Закономерное поражение. Красная Армия могла бы стать по-настоящему боеспособной только к концу 1940-х годов // Независимое военное обозрение. № 26 (341). 1 августа 2003 года
49
Анатольев А., Николаев С. Закономерное поражение. Красная Армия могла бы стать по-настоящему боеспособной только к концу 1940-х годов // Независимое военное обозрение. № 26 (341). 1 августа 2003 года
50
Мохов Р.М. Моя война. Записки рядового необученного. СПб.: ИПК «Вести», 2011. С. 28.
51
Куличкин С.П. Генерал Ватутин. «Ни шагу назад!». М.: Яуза, Эксмо, 2007. С. 105.
52
Ефремов И.И. Военная академия Генерального штаба: история и современность (к 175-летию со дня основания) // Военная мысль. 2007. № 11. С. 9.
53
Ефремов И.И. Военная академия Генерального штаба: история и современность (к 175-летию со дня основания) // Военная мысль. 2007. № 11. С. 9.
54
Курочкин П.М. Основные причины недостаточно устойчивой работы связи в начальный период войны (Публикация А.П. Жарского) // Военно-исторический журнал. 2008. № 7. С. 49.
55
Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. В дни огорчений и побед. Кн. 1. – М.: Вече, 2014. С. 16–17.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги