Самыми гуманными функциями семьи и общества в отношении пожилого человека становятся оказание ему помощи в этот период жизни и терпимое (иногда просто сдержанное) восприятие его порой раздражающих мнений, потребностей, интересов, поступков. Сложившаяся в социуме ситуация, стили взаимодействия со старыми людьми и негативные социальные установки имеют серьезные социальные последствия, одно из которых – психологическая разобщенность поколений. Ощущение заброшенности, чувства одиночества и собственной ненужности приводят пожилых людей к восприятию себя в вынужденных социальных ролях. Отчуждение, непонимание, беспокойство становятся причинами затяжного внутриличностного конфликта у стариков. Различные модели конфликтного поведения как реакция на вынужденное исполнение ролей распространяются на все слои социума. Значительная часть современного российского общества смотрит в прошлое, ориентируясь на прежние ценности, не принимает настоящее, не уверена в своем будущем, не находя в нем достойного места для себя. Эти процессы способствуют психологической дезинтеграции общественного сознания, еще больше раскалывая население и формируя взаимные негативные оценки представителей различных возрастных групп [151, с. 118].
«Старение населения будет влиять не только на экономику, но и на политику, на гражданское общество, на уровень демократии, – считает политический обозреватель В. Костиков. – По ходу старения в стране могут усилиться консервативные, охранительные тенденции. Голосование в ходе выборов будет ориентированным на сохранение традиционных ценностей, на консервацию социальных привычек людей старшего возраста. А вот “партиям прогресса” привлекать сторонников будет сложнее. Будут стареть и власть, и управленческие кадры, что может негативно сказаться на выборе направлений и приоритетов развития. Лозунгом власти может стать известный принцип “шаг вперед, два шага назад”. И эта тенденция уже наблюдается. Значительная часть населения и сегодня живет с оглядкой на СССР и с большой неохотой отказывается даже от одиозных символов и стандартов советского бытия. Скоро потребуется бронза для отливки новых памятников Сталину» [184, с. 4].
Вспомним в связи с этим стихотворение Е. Евтушенко «Мертвая рука»:
«Кое-кто живет еще по-старому,в новое всадить пытаясь нож.Кое-кто глядит еще по-сталински,сумрачно косясь на молодежь.Кое-кто, еще не укротившийся,оттянуть ее пытаясь в низ,намертво за стрелку ухватившийся,на часах истории повис.Кое-кто бессильной злобой маетсяи сжимает оба кулака.Мертвая рука не разжимается,ибо это мертвая рука.Мертвая рука прошлого,крепко ты еще вцепилась в нас.Мертвая рука прошлогоничего без боя не отдаст.Но раздавят временное в крошевотяжкою пятой своей века.Мертвая рука прошлого,все-таки ты – мертвая рука»[139, с. 90–91][14].И все же если у пенсионера сложились устойчивые отношения с другими пенсионерами, то определенная общая деятельность может серьезно увлечь их, и тогда они стараются отдавать себя новому делу без остатка, особенно если оно представляется старикам общественно значимым. Можно по-разному относиться к их политическим пристрастиям, но важно признать, что эти люди обрели для себя новый смысл жизни, тем более что в своих помыслах они ориентированы на достаточно благородные и светлые идеалы [308, с. 454][15].
Одним из важнейших результатов развития человеческой цивилизации является резкое увеличение продолжительности жизни. Действительно, если в бронзовом веке средняя продолжительность жизни человека, по-видимому, не превышала 1820 лет, а во времена Римской империи составляла 23 года, то уже в Средние века она поднялась до 35 лет, в XIX в. достигла 44 лет, а в 1970-е годы в наиболее развитых странах мира – 68–72 лет [374, с. 13]. В современных племенах женщина лет 45 рассчитывает еще на 20 лет жизни, и 5–8 % общего числа соответствующей популяции составляют люди старше 60 [416, с. 66].
Приходится с сожалением констатировать, что в странах СНГ преобладает преждевременное старение. Средняя продолжительность жизни наших мужчин – 67–70 лет, женщин – 76–77, в то время как в развитых государствах Запада она и для мужчин, и для женщин превышает цифру 80. Ресурс организма человека составляет примерно 120 лет. По прогнозам ООН, к 2050 г. число пожилых людей перевалит за 2 млрд и превысит число детей до 15 лет [161], а количество долгожителей (старше 90 лет) увеличится с нынешних 316 тыс. до 3 млн, пишет газета «Daily Mail». Эксперты призвали страны готовиться к большому бремени, которое ляжет на здравоохранение и социальное обеспечение. Прогнозируемый рост числа пожилых людей обусловлен развитием медицины и экономическим процветанием. При этом в докладе ООН содержится призыв к странам подготовиться, чтобы они могли адекватно заботиться о своих гражданах старше 60 лет в ближайшие годы. Это особенно важно для развивающихся стран, в которых к 2050 г. будут проживать 80 % всех пожилых людей в мире [161]. Отмечая растущую продолжительность жизни, политики любят похвастаться ею как свидетельством своей заботы о «вверенном населении». Между тем на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2017 г. прозвучало предупреждение о том, что люди, хотя и живут все дольше, в экономическом плане вряд ли могут себе это позволить, поскольку долги государств по пенсионным обязательствам перед грядущими поколениями давно уже стали неоплатными в прямом смысле этого слова. Всего лишь шесть стран с наиболее масштабными пенсионными системами, по прогнозам, накопят к 2050 г. суммарный долг в размере 224 трлн долл. (в 2015 г. он составлял 70 трлн). Если к этому прибавить еще две страны с наиболее многочисленным населением – Китай и Индию, то эта сумма возрастет до 400 трлн, а это не только в десять раз превышает все официальные государственные долги вместе взятые, но и больше прогнозируемого на 2050 г. общемирового ВВП. Ситуация усугубляется тем, что если нынче в среднем на одного пенсионера приходится трое работающих, то к 2050 г., по прогнозам, это соотношение станет 1:1,5 [190, с. 10].
Оценивая влияние научных достижений последнего времени на продолжительность жизни, Жан Бодрийяр констатирует: «Здесь победы науки над смертью опять-таки входят в противоречие с рациональностью системы: “третий возраст” тяжким мертвым грузом отягощает общественный баланс. На него уходит значительная часть общественного баланса (денег и моральных ценностей), но так и не может придать ему смысл. Тем самым треть членов общества оказывается в состоянии экономического паразитизма и сегрегации. Земли, отвоеванные у смерти, остаются социальной пустыней. Старость, недавно колонизированная современным обществом, отягощает его таким же грузом, как и раньше население колониальных стран. Выражение “третий возраст” точно передает суть дела – своего рода “третий мир”. Теперь это просто определенный жизненный слой – маргинальный, а в пределе и вообще асоциальный; гетто, отсрочка, пограничная полоса перед смертью. По сути, старость просто ликвидируется. Чем дольше живут люди, чем больше они “выигрывают” у смерти, тем больше утрачивают свою символическую признанность. Обреченный на смерть, которая все больше отодвигается, этот возраст теряет свой статус и прерогативы. В других общественных формациях старость существует по-настоящему, как символический стержень группы. Статус старца, а в высшем своем выражении – родоначальника является самым почетным. “Годы” образуют реальное богатство, которое обменивается на авторитет и власть, тогда как сегодня “выигранные” годы – это годы чисто расчетные, их можно копить, но не обменивать. Таким образом, увеличение средней продолжительности жизни привело лишь к дискриминации старости, которая логически вытекает из дискриминации самой смерти» [48, с. 290–291].
Японию называют «суперстареющим» обществом: пенсионный возраст – 65 лет, расходы на здравоохранение – 11,2 % ВВП. Клубы для пожилых людей очень популярны. Например, в токийском районе Синагава, насчитывающем около 350 тыс. человек, более 700 зарегистрированных волонтерских групп пожилых людей.
Во Франции пенсионный возраст – 60 лет (постепенно увеличивается до 62), расходы на здравоохранение – 11 % ВВП. В Нидерландах пенсионный возраст до 2014 г. составлял 65 лет, постепенно увеличивается до 67 лет к 2021 г.; расходы на здравоохранение – 10,8 % ВВП. В Норвегии пенсионный возраст гибкий – можно выйти на пенсию в любое время между 62 и 75 годами; расходы на здравоохранение – 9,9 % ВВП. В Швейцарии пенсионный возраст – 64 года для женщин и 65 – для мужчин; расходы на здравоохранение – 11,5 % ВВП [361].
В 2015 г. Всемирная организация здравоохранения издала технический доклад по старению, где впервые появился термин «здоровое старение». Это изменило отношение к антивозрастной медицине. Сейчас выходит много научных статей, создаются профильные клиники. Цель всего этого – своевременно выявлять возраст-ассоциированную патологию и начинать лечение, т. е. здоровое старение – это старение с хорошей функциональностью. Она складывается из состояния здоровья и окружающей среды. По большому счету, должна эффективно работать система, называемая на Западе health promotion, или «продвижение здоровья для каждого», которой у нас в должной мере пока нет. Речь идет о доступной и внятной для каждого человека информации о том, как поддерживать здоровье независимо от возраста и наличия заболеваний. Это целая культура получения знаний о здоровье, заинтересованности в нем, отношения к себе, которая должна витать в обществе, прививаться через СМИ [160].
Считается, что главный результат роста продолжительности жизни – то, что пожилые люди теперь дольше живут. Но это не так. Главным, огромным, стратегическим, меняющим на наших глазах все человечество следствием скачка продолжительности жизни является вовсе не то, что старость теперь дольше длится, а то, что она намного позже начинается. Для тех, кому сегодня 40, 50, 55 лет, старость начнется только лет в 75–80, т. е. на добрых 25 лет – четверть века! – позже, чем для поколения наших родителей. Еще совсем недавно в человеческой жизни было лишь три основных периода: молодость, зрелость, старость. Теперь «зрелость» наступает в 50 и отмечает собой начало абсолютно нового, попросту не существовавшего раньше этапа в человеческой жизни. Что мы знаем о нем?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Стивен Пинкер — почетный профессор психологии Гарвардского университета, признанный специалист в области когнитивных исследований. Широко известен своими работами в области психолингвистики, автор бестселлеров о феноменах человеческого языка, мозге и сознании. Блестящий ученый и популяризатор науки. «Какой превосходный мыслитель и писатель, – отмечает Ричард Докинз, британский ученый-этолог, эволюционный биолог. – И как отважно бросает он вызов либеральному тренду в науке, в то время как сам принадлежит к лучшему сорту либералов. Пинкер – звезда, и научному миру повезло, что он в его рядах» [290, обложка].
2
Наши ощущения аналогичны описанным Галилео Галилеем в 1632 г.: «Когда я пробегаю многочисленные и удивительнейшие изобретения и открытия, сделанные людьми как в искусствах, так и в литературе, а потом подумаю о моих собственных способностях, недостаточных не только для того, чтобы открыть здесь что-то новое, но даже усвоить уже найденное, то я теряюсь от восхищения и предаюсь отчаянию, считая себя почти несчастным» [95, с. 203].
3
«Часто несколько емких строк или философский афоризм, – замечает один из ведущих современных психотерапевтов Ирвин Ялом, – способны помочь человеку плодотворно поразмыслить над своим страхом смерти и над тем, как в полную силу прожить свою жизнь. Оригинальность, искусность высказывания; удачное сплетение фраз, их смысловая связь, кинетическая энергия, словно бы идущая от них, могут “выдернуть” пациента или просто читателя из привычного, но статичного модуса бытия. Как я уже говорил, нам приятно сознавать, что и гиганты мысли боролись с теми же скорбными переживаниями – и вышли победителями. С другой стороны, эти незабвенные слова показывают, что отчаяние можно обратить в искусство. Некоторые из таких афоризмов напрямую касаются страха смерти, другие призывают нас серьезнее относиться к жизни и обращать внимание на скрытый смысл существования. <…> Хороший афоризм слишком крепок для зубов времени и тысячелетиями не может быть проглочен, хотя всякий раз служит для насыщения: в том и состоит великий парадокс литературы – непреходящесть среди преходящего; словно соль, она всегда в цене и никогда не теряет своего вкуса» [474, с. 122].
4
А вот как сама «старушка» воспринимает свой возраст:
«“Ох, силы нет… устала грудь…Мне тяжела теперь и радость,Не только грусть… душа моя,Уж никуда не годна я…Под старость жизнь такая гадость…”И тут, совсем утомлена,В слезах раскашлялась она» [311, с. 121].5
«Лунь юй» является единственным произведением китайской классической литературы, которое более или менее непосредственно передает взгляды Конфуция (VI–V вв. до н. э.).
6
Поль Рикёр (1913–2005) – французский философ, один из самых выдающихся мыслителей современности. Его научные интересы обращены к разным, порой далеким от философии темам: религии, библейской экзегетике, истории, литературной критике, психоанализу, праву, политике. Один из ведущих представителей философской герменевтики, новой ветви философии, выросшей из своего корня – феноменологии.
7
Анатолий Генрихович Найман (род. 23 апреля 1936 г.) – русский поэт, переводчик, эссеист, прозаик, мемуарист.
8
Противоположную ситуацию описал Г. X. Андерсен. В сказке «Снежная королева» злой тролль «смастерил такое зеркало, в котором <…> все негодное и безобразное выступало все ярче, казалось еще хуже». Когда же зеркало разбилось вдребезги, его осколки размером не больше песчинки, случалось, попадали людям в глаза и так там и оставались. «Человек с таким осколком в глазу начинал <…> замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны» [9, с. 295–296].
9
Мир бежит от смерти. В этом беге молодежь впереди. Неслучайно молодые недолюбливают пожилых. Родителям даются презрительные клички «предки». Кому охота общаться со стариками?.. Откуда такая неприязнь? Уж не от страха ли стать похожими на них, не потому ли, что они напоминают о неминуемом? [32, с. 699]. Не демонстрирует ли наше обращение с пожилыми то, как мы обходимся сами с собой, как убегаем от собственных страхов, своей ограниченности, наконец, как отрицаем реальную возможность собственной смерти? [170, с. 107].
10
Рассмотрение проблемы эвтаназии, а также паллиативной медицины, в структуре которой функционируют хосписы, оставим за рамками данной работы. Отметим лишь, что первый современный хоспис был открыт в 1967 г. в Лондоне. В России первый хоспис появился в 1990 г. в Санкт-Петербурге по инициативе английского журналиста Виктора Зорза, написавшего вместе с женой книгу «Путь к смерти. Жить до конца», в которой рассказывается о 25-летней дочери авторов, страдавшей меланомой и умиравшей в течение 8 дней в одном из английских хосписов. Эта книга во многом определила развитие хосписного движения во всем мире. Русский перевод книги вышел в 1990 г. [153].
11
Подобное отношение к тяжелобольным и умирающим отметил в своей вышедшей в 1977 г. книге «Человек перед лицом смерти» французский историк и культуролог Филипп Арьес. На русский язык книга переведена впервые в 1992 г. [22].
12
«Критиковать стандарты и ценности окружающего мира прежних поколений вечное право каждого нового поколения, – настаивает Курт Левин. – И чем лучше и чем демократичнее было образование людей нового поколения в детстве, тем более серьезной и честной будет эта критика» [205, с. 263].
13
При этом не следует придавать таким разговорам большое значение, так как это своеобразное кокетство, а за ними скрывается желание жить и жить.
14
Данное стихотворение было опубликовано в 1962 г. Никто не мог предположить, что процесс десталинизации окажется столь затяжным, особенно после того, как в последующие годы были открыты содержащие страшную правду источники, а трагедия огромной страны была описана и осмыслена многочисленными авторами. Прошло почти три четверти века после смерти одного из самых жестоких злодеев в истории, а мертвая рука по-прежнему держит страну за горло, и хватка ее не ослабевает.
15
Именно этих людей, несущих портреты Сталина, мы видим на некоторых митингах и демонстрациях.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги