– То, что Российская Федерация состоит из субъектов
– Что означает правовое государство?
– Верховенство закона. Все равны перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.
– Что такое республиканская форма правления?
– При данной форме правления власть не передается по наследству как при монархии, а является выборной, т.е. глава государства – Президент избирается на свою должность по результатам голосования народа.
– Кто такой президент?
– Глава государства, является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти, определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
– Назовите презумпции, действующие в РФ. И что такое презумпция? – задала последний вопрос преподаватель.
– Презумпция – это предположение, их всего три. Презумпция знания законов, т.е. не знание закона не освобождает от ответственности. Данная презумпция действует, поскольку все законы в РФ подлежат официальному опубликованию. Презумпция невиновности, никто не может быть признан виновным пока его вина не будет доказана и презумпция справедливости законов – ответила Лизавета.
Все ребята работали превосходно, кроме одной девочки Вики. Она плохо знала предмет и была совершенно не готова, но преподаватель снисходительно к ней отнеслась.
– Я ставлю всем зачеты, вот только вам, Виктория, я не имею право ставить зачет, но я, все-таки поставлю его авансом. Но, вы, пожалуйста, никому об этом не говорите. И я надеюсь, что вы еще немного подучите предмет, – сказала Татьяна Геннадьевна.
– Хорошо! Только вы тоже, пожалуйста, никому не говорите! – смеясь, ответила ей Вика.
– Да Боже упаси, кому я могу сказать, – засмеялась преподаватель, и вся группа вместе с ней.
Глава 15. Уголовное право
В аудиторию зашла молодая пухленькая преподавательница, она была очень доброй и весьма стеснительной.
– Итак, приступаем к нашему семинару. Рассмотрим состав преступления. Объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Сначала рассмотрим все в общем, а потом по отдельности более подробно. Кто желает?
Первая вызвалась Лизавета (она любила отвечать первой, ответил и уже можно немного расслабиться, что сдал семинар. Лиза вообще любила все делать по принципу чем раньше, тем лучше). Выйдя к трибуне и открыв свою тетрадь с записями, она принялась рассказывать:
Преступное деяние состоит из четырех элементов: объект – то, на что направленно деяние, субъект – лицо совершившее деяние, объективная сторона – то в чем проявляется деяние, субъективная сторона – психическое отношение лица к деянию.
Для наличия состава преступления необходимы все четыре элемента и характеризующие каждый из этих элементов признаки, предусмотренные уголовным законом. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава преступления и указанных признаков нет состава преступления, значит нет и оснований уголовной ответственности, т.е. если в действиях лица не установлен состав преступления, то данное лицо не подлежит уголовной ответственности.
Объект преступления – то на что направленно посягательство, т.е. интересы и общественные отношения, охраняемые уголовным законом, которым может быть причинен вред. Например, объектом кражи является собственность, т.е. общественные отношения собственности, а предметы могут быть похищены самые разнообразные: деньги, одежда, драгоценности.
Объективная сторона преступления – это общественно опасное деяние, в форме действия или бездействия, причиняющее или создающее угрозу причинения вреда объекту преступления, а также последствия и причинно-следственная связь между ними. Например, объективной стороной при краже будет тайное хищение чужого имущества, а при грабеже открытое хищение чужого имущества, но при этом данные действия должны быть совершенны с корыстной целью.
Субъект преступления – это вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет, по отдельным составам с 14 лет), совершившее преступление. Также в уголовном праве есть понятие специального субъекта, то есть лица обладающего помимо общих признаков специальными признаками, например, исполнителем преступления – злоупотребление должностными полномочиями, может быть только должностное лицо.
Субъективная сторона – характеризуется виной лица, которая может быть умышленной или неосторожной, а также цель и мотив преступления.
Установление конкретного состава преступления дает возможность правильно его квалифицировать и правильно решить вопрос об уголовной ответственности, поскольку суровость наказания зависит от общественной опасности деяния и последствий.
Хорошо! – сказала преподаватель. – Назовите элементы состава грабежа, и приведите пример отсутствия данного состава.
– Объективная сторона – открытое хищение чужого имущества, объект преступления – общественные отношения по охране собственности, предмет – любое имущество, субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 14 лет, субъективная сторона – прямой умысел и корыстная цель. При отсутствии хотя бы одного из элементов не будет состава данного преступления. Например, лицо не достигло возраста 14 лет, значит не может быть субъектом данного преступления, следовательно, отсутствует состав, – рассказала Лиза.
– А если лицо, достигшее 14 лет тайно, а не открыто похитило имущество, то будет состав? – не унималась преподаватель.
– Нет, состава грабежа не будет, так как отсутствует объективная сторона, но будет состав иного преступления – кража, которое является менее общественно опасным, – закончила Лиза.
На перерыве преподаватель покинула аудиторию, как и некоторые студенты.
– Плохие новости! – сказал вернувшийся Андрей. – Вчера ей группа сдавала, говорят труба, списать вообще не реально, да и бесполезно, она помимо билета вопросами по курсу так валит, что единственный способ все выучить.
– Ну, все кончилась наша славная жизнь! – грустно сказала Алена.
– Да ладно вам у нас вся ночь впереди! – весело сказала Лиза. – А общая часть уголовного кодекса не такая уж и большая.
– Тебе смешно, а нам завтра на работу рано вставать, – грустно сказали ребята.
– Отпроситесь, – ответила Лиза и начала звонить своей начальнице. – Инна Николаевна, добрый вечер, извините меня, что я вас беспокою, можно у вас отпроситься на завтра, просто у нас пары днем поставили и экзамен очень серьезный, обещаю я возьму работу на выходные и все сдам вовремя, – ласково напевала Лизавета. Получив согласие, она поблагодарила за понимание и отключила телефон.
– Вот видите, как это просто, главное не злоупотреблять, – сказала она, и все переглянулись между собой.
– Ну, давайте попросим кого-нибудь, чтобы во время экзамена позвонили в деканат и попросили ее к телефону, сказав, что это срочно, – предложил Вова.
– Ага, что у нее дома трубы прорвало, – засмеялась Лиза.
– Не, не пойдет, она ведь домой поедет, а потом, когда все раскроется, мы точно не сдадим, – засмеялся Вова.
– Ну, тогда схема такая, это даже хорошо, что она задает вопросы помимо билета, – хитро улыбаясь, сказала Лизавета.
– Что же здесь хорошего? – удивились все.
– Я сейчас объясню. Действовать будем следующим образом, поскольку группа у нас небольшая, то скорее всего она запустит всех сразу, но первыми пойдут отвечать те, кто учил, например, я Аня и Федулов. Условие отвечать надо медленно, чтобы остальные успели записать определения основных терминов, которые она спрашивает, к тому же из наших ответов можно будет почерпнуть ответ на свой билет. Смотрите, все идеально: один человек отвечает, а все остальные за ним записывают, при этом это смотрится, как будто каждый просто пишет свой билет. А при ответе на дополнительные вопросы, которые в принципе одни и те же можно также подглядывать в свой лист. Так что, если вы даже не знаете ответ на свой билет не спешите уходить, сидите и ждите, когда она спросит его у кого-нибудь в качестве дополнительного вопроса, и вы с легкостью все запишите. Но учить все равно надо, иначе совсем не у кого будет подслушивать, – закончила свою мысль Лиза.
– По-моему, это гениально! – сказал Вова.
Весь следующий день Лиза с раннего утра проведет, не отрываясь от общей части уголовного кодекса, а к вечеру со знаниями в голове пойдет сдавать экзамен и сдаст его хорошо. На удивление преподавателю, этот экзамен сдаст вся группа, хотя ей покажутся немного подозрительными медленные ответы студентов, которые иногда по два, а то и по три раза повторяли определения.
Глава 16. Гражданское право
И действительно, параллельная группа их не обманула, гражданское право вел молодой не заносчивый преподаватель и причем вел он весьма интересно.
– Я думаю, что многие из вас уже определились со своей специализацией, ведь кому-то ближе гражданское право, а кому-то больше нравится уголовное, но советую вам не торопиться и даже если вы уже сделали выбор не уделять больше времени изучая одно право, забывая про другое, ведь на самом деле, и гражданское, и уголовное право, очень тесно связаны между собой. Вот, например, вы работаете следователем и отлично разбираетесь в квалификации преступлений и здесь вам поступает заявление от гражданина, в котором говорится, что его жена угнала машину. Каким вопросом вы должны задаться в первую очередь?
– Когда было куплено данное имущество, до брака или во время совместной жизни, ведь если автомобиль был куплен во время брака, то он является общей собственностью супругов, а значит, состава преступления угон не будет – сообразила уже начитанная Елизавета.
– А если до брака? – уточнил преподаватель.
– Если до тогда, это личная собственность одного из супругов и состав вполне может быть, ну за исключением случая, если жена внесена в страховку, – закончила свою мысль Лизавета.
– Совершенно верно, – сказал преподаватель, смотря ей в глаза.
– А если супруг во время брака получил это авто в наследство? – усложнил задачу преподаватель.
– Имущество, полученное во время брака по сделкам безвозмездного характера, в данном случае это наследство, также является личной собственностью супруга, а потому состав угон вполне может быть, – и на этот раз правильно ответила Лиза.
– Молодец, а чем в соответствии с гражданским правом является автомобиль? – спросил преподаватель.
– Имуществом, а также источником повышенной опасности, а за вред, причиненный источником повышенной опасности несет собственник, потому и никому нельзя давать свой авто, – выпалила Лиза.
– Ну почему, ведь если скажем я дал свой автомобиль другу, и он был признан виновным в аварии, то за вред, причиненный в результате данной аварии, ну если конечно страховка все не покрыла, будет выставлен мне, но в порядке регресса я могу взыскать эту сумму с виновника аварии, – закончил свою мысль преподаватель.
– Это в том случае если будет с кого взыскивать, т.е. если он останется живой, а даже если так, что если ущерб будет несоизмеримым и скажем, у вас заберут все имущество, а с него и взыскать будет нечего, – предположила Лиза.
– Что ж, очень предусмотрительно! – удивился преподаватель.
– Слушайте народ у меня предложение делового характера! – сказала на перемене Лиза. – Поскольку вопросов на экзамен много и все они очень объемные я предлагаю скинуться и купить преподу дорогой коньяк, чтобы он закрыл глаза на то, как мы списываем.
Данное предложение всем очень понравилось.
– Ну что инициатива наказуема: ты это предложила, собирай деньги и покупай, – сказал Федулов.
– Нет! Мы поделим обязанности: ты соберешь деньги, Вова купит, а я вручу, – твердо сказала Лиза.
Так и сделали, и как ни странно это сработало. После того как Лизавета вручила преподавателю коньяк, при этом, поблагодарив его за интересный семинар, он вышел из аудитории, чтобы дать возможность студентам списать.
– О, пить уже пошел, – пошутил кто-то из толпы.
Глава 17. Кошка
Часы показывали первый час ночи, когда Лиза оторвалась от компьютера. Она нажала на иконку принтера, и тот распечатал переделанную с учетом вопросов и замечаний контрольную работу по теории государства и права. Когда принтер перестал шелестеть, Лиза выключила компьютер и открыла окно, чтобы проветрить комнату перед сном.
И вдруг с улицы она услышала жалобное мяуканье, там, под окнами была кошка, она стояла и так жалобно мурлыкала.
– Странно! Что она там делает, да еще среди ночи. А вдруг это домашняя, с окна спрыгнула, а теперь назад просится, но через стеклопакеты ее не слышно. На улице мороз под сорок она же так замерзнет, – крутились мысли в Лизиной голове.
Девушка не могла в такой мороз оставить бедного зверя умирать на холоде. Она оделась и тихонько, чтобы не разбудить маму вышла из дому. На улице было темно и безлюдно, Лиза обошла дом, чтобы попасть в то место, куда выходили ее окна, здесь безлюдно бывало даже днем, ведь кроме огородов и гаражей ничего не было, далее за забором начиналась нефтебаза.
Вся комичность ситуации заключалась в том, что Лиза не знала где именно сидит зверек, но ей казалось, что мяуканье доносится с огорода, и она сквозь сугробы полезла именно туда.
– Только бы из соседей никто не спалил, а то долго будут ломать голову, что я делаю в огороде зимой в два часа ночи, – смеялась про себя она.
Вдруг она снова услышала мяуканье.
– Да где же ты? – недоумевала Лиза, смотря по сторонам.
Ее глаза начали адаптироваться в темноте и вот, наконец, ей удалось обнаружить бедного зверька, который сидел на холмике и смотрел на дом. Лиза выбралась из огорода, вскарабкалась на холмик, и взяв кошку на руки, скатилась на попе вниз.
– Блин, а если сейчас кто увидит, точно дуру вызовут, девушка в час ночи пришла на горку покататься, – снова смеялась про себя она.
Лизавета направилась в подъезд, холодный ветер сильно обжигал ей лицо, а зверек сидевший у нее на руках даже не пытался вырваться и убежать.
В подъезде тоже было не жарко, но по крайней мере, гораздо теплее чем на улице и совсем без ветра. Лиза посадила кошку на еле теплую батарею и зашла в квартиру. Через несколько минут она вернулась, постелила для кошки подстилку и поставила миску с едой и посадив туда зверька вернулась домой, чтобы наконец то лечь спать.
А кошка так и прожила в подъезде где-то с неделю пока ее не нашли хозяева.
Глава 18. Учеба на работе
Лиза налила себе чай и зевнула, ведь сегодня она совсем не выспалась, а впереди ее еще ждал экзамен по теории государства и права.
– Лизок, ну как там твоя сессия? – спросила Лариса Николаевна.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги