Первые корабли Балтийского флота: 28-пушечный фрегат "Штандарт" (слева)1703 г., и линейный корабль "Полтава" (справа). 1709 г.
На гравюре, выпущенной в честь победы в Северной войне, была сделана надпись: «Конец сей войне таким миром получен ничем иным токмо флотом». Эту оценку флоту дал Петр Великий.
В истории России Балтийский флот всегда играл заметную роль, продолжая славные традиции петровских времен. В Семилетней войне (1756-1763) корабли и суда БФ участвовали во взятии Мемеля (Клайпеда) и Кольберга (Колобжег). Во время русско-турецких войн второй половины XVIII – начала XIX вв. балтийские эскадры Г. А. Свиридова, Д. Н. Сенявина, С. К, Грейга действовали на Средиземном море, в Греческом архипелаге, одержали крупные победы над турецким флотом в Чесменском, Афонском и Наваринском сражениях. В Русско-шведской войне (1788-1790) БФ отразил нападение шведских эскадр, стремившихся захватить Кронштадт и Санкт-Петербург, одержал победы при Гогланде, Роченсальме, Ревеле и Выборге. Во время Крымской войны (1853-1856) попытки англо-французского флота, располагавшего, в основном, паровыми кораблями, уничтожить БФ, захватить Кронштадт, Свеаборг (Суоменлинна), Гельсингфорс и блокировать Санкт-Петербург были сорваны. Балтийцы впервые в истории применили тогда минные заграждения. С 1861 г. Россия развернула строительство парового броненосного флота. Корабли БФ в XIX в. совершили кругосветные и дальние плавания. Выдающихся успехов достигли научные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, Ф. П. Литке, Г. И. Невельского и других. Во время Русско-японской войны (1904-1905) из состава БФ была сформирована 2-я Тихоокеанская эскадра, совершившая сложнейший переход в 18 тыс. миль. Эскадра героически сражалась при Цусиме, но потерпела поражение. Во время Первой мировой войны (1914-1918) БФ провел крупные минно-заградительные операции, в ходе которых было поставлено около 35 тыс. мин, действовал на коммуникациях противника, предотвратил прорыв германского флота в Финский и Рижский заливы, содействовал сухопутным войскам, защищал Петроград с моря. В Моонзундской операции 1917 г. БФ нанес значительный урон германскому флоту, предотвратив его прорыв в Финский залив, к Петрограду.
Героической страницей летописи советского БФ является Ледовый поход во время Гражданской войны. В меж военный период флот был перевооружен, пополнен новыми кораблями, подводными лодками, самолетами, были созданы ВВС флота, ПВО и береговая оборона. БФ служил базой для развертывания Северного и Тихоокеанского флотов. В Советско-финляндской войне (1939-1940) БФ оказывал содействие войскам Ленинградского фронта в прорыве линии Маннергейма и наступлении на Выборг, решивших исход войны, осуществлял блокадные действия в Финском и Ботническом заливах, наносил удары по базам и флоту противника.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) БФ совместно с сухопутными войсками оборонял Лиепаю, Таллин, Ханко, Моонзундские острова, сковал 100-тысячную группировку противника, наступавшую на Ленинград. С острова Саарема (Сааремаа) дальние бомбардировщики флота нанесли первые удары по Берлину в августе 1941 г. Велика роль БФ в битве за Ленинград, в ней участвовали почти все корабли, авиация и личный состав флота. 100 тыс. балтийцев сражались на суше. БФ принимал активное участие в наступательных операциях 1944-1945 гг. (Выборгской, Свирско-Петрозаводской, Прибалтийской, Моонзундской). Действия кораблей, подводных лодок, авиации и береговой артиллерии БФ способствовали разгрому немецко-фашистских войск в Прибалтике, Восточной Пруссии, Восточной Померании. В феврале 1946 г. БФ был разделен на два самостоятельных оперативных объединения – 4-й и 8-й флоты, а в декабре 1955 г. восстановлен в прежней организации.
Черноморский флот России
Смерть в начале 1725 года главного создателя флота Петра Великого явилась роковым моментом для русских морских сил. Несколько лет флот поддерживал в боеспособном состоянии генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, однако и тот в 1728 году умер. Долгие годы менялись правители, но флоту должного внимания не оказывали. Когда потребовались суда для Русско-турецкой войны (1735-1739) спешно создали Азовскую флотилию. В 1774 году закончилась, длившаяся шесть лет очередная Русско-турецкая война. Победа осталась за Российской империей, и по её условиям к России отошла часть береговой линии Черного моря между реками Днестр и Южный Буг, а главное – все побережье Азовского моря. Независимым государством под российским протекторатом был объявлен Крым. А в 1783 году он стал частью России. 2 (13) мая 1783 года Азовская флотилия (11 кораблей) вошла в Ахтиарскую бухту (Крымский полуостров), где был заложен Севастополь, ставший главной базой создающегося Черноморского флота (с 1804 года – главным военным портом). Позднее сюда же прибыли 17 кораблей Днепровской флотилии. Эти корабли составили ядро нового Черноморского флота России. Для управления флотом в Херсоне было создано Черноморское адмиралтейство. 66-ти пушечная «Слава Екатерины» стала первым линейным кораблем Черноморского флота.
В XVIII—XIX веках Черноморский флот успешно действовал в войнах России с Османской империей, Францией и другими государствами. Строительство и победы Черноморского флота связаны с именами выдающихся флотоводцев: Ф. Ф. Ушакова, Д. Н. Сенявина, М. П. Лазарева, П. С. Нахимова, и других. В Русско-турецкой войне (1787—1792), несмотря на численное превосходство турецкого флота, Черноморский флот нанёс ему крупные поражения в сражениях в днепровском Лимане, у Фидониси (1788), в Керченском сражении (1790), у Тендры (1790) и у мыса Калиакрия (1791). В войне ярко проявилось флотоводческое искусство контр-адмиралов Н.С.Мордвинова, М. И. Войновича и Ф. Ф. Ушакова.
Лазарев Михаил Петрович (1788-1851), российский флотоводец и мореплаватель, адмирал (с 1843 г.), командующий Черноморским флотом.
Фёдор Фёдорович Ушаков (1745 – 1817) – выдающийся русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом. Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.
Во время войны с Францией эскадра Черноморского флота под командованием Ф.Ф. Ушакова вела в 1798—1800 годах боевые действия в Средиземном море, освободила Ионические острова, штурмом овладев островом Корфу. К началу XIX века Российский Военно-Морской Флот являлся третьим в мире по величине. Состоял он из Балтийского, Черноморского флотов, Беломорской, Каспийской и Охотской флотилий. Впереди по величине были Великобритания и Франция.
В ходе Русско-турецкой войны (1806—1812) в 1807 году эскадра под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина, действуя в Эгейском море, разгромила турецкий флот в Дарданелльском и Афонском сражениях.
Афонское сражение (художник – А. П. Боголюбов)
А в Русско-турецкой войне (1828—1829) Черноморский флот содействовал наступлению войск на Балканском и Кавказском театрах военных действий. Неувядаемой славой покрыл себя бриг «Меркурий», одержавший победу в бою с двумя турецкими линейными кораблями. К середине XIX века Черноморский флот был лучшим парусным флотом в мире и включал 14 парусных линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корвета, 12 бригов, 6 пароходо-фрегатов и др.
Именно регулярный Военно-Морской Флот, его победы в Северной войне (1700-1721), Архипелагские экспедиции (походы из Балтийского в Средиземное моря русского флота и его боевые действия в районе Греческого архипелага в 1769-1774 гг. и в 1807, 1827 гг.), разгром турок на Черном море (1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.) и другие подобные успехи и сделали Россию великой морской державой. Победы на море открывали путь для отечественной торговли.
Императору Александру I в истории флота Российского принадлежит честь учреждения Морского министерства, которое разработало штатный состав и обоснованную классификацию кораблей. Основным ядром флота оставались линейные корабли, поделенные в зависимости от количества орудий на три ранга. За ними шли фрегаты и корветы, предназначенные для несения крейсерской службы. Паруса полностью вытеснили боевые гребные суда, хотя для защиты шхер и подступов к Петербургу еще до 1854 года строились гребные канонерки. Небывалые масштабы парусное судостроение приобрело в период царствования Николая I. 18 ноября 1853 года произошло последнее крупное сражение эпохи парусного флота – Синопское. Русская эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова в ходе длившегося 2,5 часа боя уничтожила все турецкие корабли и береговые батареи, не потеряв ни одного своего корабля. За годы расцвета корабельного парусного зодчества Россия построила около 4.000 боевых кораблей, 702 из которых были линейными. Свыше 65.000 корабельных орудий хранили покой морских границ Отечества, в чем немало преуспели.
Черноморский флот в Феодосии накануне Крымской войны. Полотно Ивана Айвазовского
Трагически сложилась судьба Черноморского флота в Крымской войне (1853 – 1856). Она велась Россией с коалицией Франции, Османской империи, Великобритании и Сардинии за господство на Балканах, в бассейне Чёрного моря, на Кавказе.
Во время Севастопольской обороны (1854—1855) черноморские моряки под руководством адмирала В. А. Корнилова, вице-адмиралов П. С. Нахимова и В. И. Истомина героически сражались на суше. Часть кораблей была затоплена, другие оказывали артиллерийскую поддержку сухопутным войскам.
Павел Степанович Нахимов (1802-1855) – знаменитый русский адмирал
Император Николай I обращал должное внимание Военно-Морскому Флоту. К 50-м годам XIX столетия русские постоянные эскадры были по численности чуть ли не крупнейшими в мире. Но император недооценил важности пароходов, и боевые паровые корабли начали строить только незадолго до Крымской войны. Господствующий на Чёрном море в 1853 году флот уже в следующие два года был блокирован и погиб с падением Южной стороны Севастополя. В Крымской войне Россия потерпела серьёзное поражение. По Парижскому мирному договору 1856 г. Россия была лишена права иметь военный флот на Чёрном море. Это ограничение было отменено только в 1871 году.
В конце XIX века Черноморский флот был возрождён как паровой броненосный флот. Вплоть до конца 90-х годов Черноморский флот располагал куда более полноценными линкорами, чем Балтийский
Спуск броненосца «Чесма» в Севастополе. 1886 год (А. К. Беггров)
К началу XX века Россия имела достаточно сильный и современный Военно-Морской Флот. Но она не смогла его успешно использовать в Русско-японской войне (1904-1905), и в итоге эту войну проиграла и вновь получила международные санкции на ограничение развития своего флота. Поэтому в Первой мировой войне (1914-1918) ВМФ России принимал незначительное участие. Военные действия первых лет войны показали, что линкоры до дредноутного типа не могут эффективно противостоять кораблям нового типа: бригада русских линкоров до 1916 года не смогла пресечь действия в Чёрном море германского линейного крейсера «Гебен». Поэтому ускоренным темпом была завершена постройка двух линкоров-дредноутов: «Императрица Мария», «Екатерина Великая».
Дредноуты Черноморского флота:
«Императрица Екатерина Великая» на якорной стоянке
«Император Александр III» в Севастополе
После большевистского переворота (1917) централизованное управление Черноморским флотом было нарушено. По Брестскому договору 1918 года база флота в Севастополе попала под контроль Германии. Во избежание попадания флота в немецкие руки Советское правительство отдало приказ о переводе флота в Новороссийск. Однако немцы и в Новороссийске не оставили в покое Черноморский флот. 23 мая 1918 года они потребовали возвращения флота в Севастополь. Не имея возможности противостоять немецкому наступлению, но, не желая позорной сдачи кораблей Германии, Советское правительство предложило затопить корабли. В мае 1919 г. Советская власть в Крыму была восстановлена, но вскоре Крым был захвачен белогвардейскими войсками генерала А. И. Деникина, и Черноморский флот оказался в их руках. В конце 1920 г. при эвакуации белогвардейских войск П. Н. Врангеля сохранившиеся корабли и суда Черноморского флота (общим числом 150) были уведены в Константинополь, откуда часть флота, реорганизованная 21 ноября 1920 г. в Русскую эскадру, была переведена в порт Бизерту (Тунис).
А в советской России уже в мае 1920 г. в составе Рабоче-Крестьянского Красного Флота были образованы Морские силы Чёрного и Азовского морей (с января 1935 г. – вновь Черноморский флот). К началу Великой Отечественной войны на Чёрном море был создан хорошо оснащенный по тому времени флот. В состав Черноморского флота входили Дунайская (до ноября 1941 г.) и созданная в июле 1941 г. Азовская военная флотилии. В ходе войны флот оборонял базы и побережье, защищал свои коммуникации, действовал на коммуникациях противника, наносил авиационные удары по его береговым объектам. Флот участвовал в обороне Одессы (1941) и Севастополя (1941—1942). Важное значение имела крупнейшая Керченско-Феодосийская десантная операция (1941—1942). В 1942—1943 гг. Черноморский флот участвовал в битве за Кавказ. Героическими страницами в истории Черноморского флота стали десанты в районе Южной Озерейки и Станички (в районе Мысхако) в феврале 1943 г., оборона «Малой земли», Новороссийско-Таманская операция 1943 г., Керченско-Эльтигенская десантная операция 1943 г. Корабли и части Черноморского флота участвовали в освобождении Крыма, Николаева, Одессы, Ясско-Кишинёвской операции (1944). Дунайская военная флотилия, входившая в состав Черноморского флота, прошла с боями от низовьев Дуная до Вены.
Памятник героям Черноморской эскадры 1941—1944 гг. в Севастополе с изображением флагмана, линкора «Севастополь», в центре сверху и списком 28 боевых кораблей, отличившихся в боях с немецко-фашистскими захватчиками
В послевоенные годы Черноморский флот претерпел коренную реорганизацию, пополнился новыми кораблями, другим вооружением и военной техникой, реактивной авиацией. Корабли ЧФ участвовали во многих длительных морских и океанских походах, несли боевую службу в Средиземном море и на Атлантике.
Почтовый блок России, посвящённый 225-летию Черноморского флота России, 2008 г.
Самым серьёзным ударом по Черноморскому флоту СССР стал распад советского государства и последовавший период общей политической и экономической неразберихи. После распада СССР с августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединённый флот РФ и Украины, для кораблей и судов которого был предусмотрен Военно-морской флаг Черноморского флота. Несколько лет флот сохранял неопределённый статус, и служил источником трений между двумя государствами. Статус бывшего Черноморского флота СССР был урегулирован только в 1997 году с его разделом между Россией и Украиной. 12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.
Согласно двусторонним соглашениям о временном (до 28 мая 2017 года) пребывании Черноморского флота (ЧФ) РФ на Украине от 1995 года и 1997 года, на основе советского Черноморского флота были созданы Черноморский флот РФ и ВМС Украины с раздельным базированием на территории Украины. 70 % всей инфраструктуры российского ЧФ находились на территории Крыма. Личный состав флота размещался в трёх пунктах базирования: в Севастополе (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосии, Новороссийске и временно – в Николаеве. 21 апреля 2010 г. президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения по продлению срока аренды пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет (после 2017 года) с возможностью его продления ещё на 5 лет – до 2042—2047 годов. 27 апреля Государственная Дума РФ и Верховная Рада Украины ратифицировали соглашение по Черноморскому флоту РФ, продлив время пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет.
В связи с государственным переворотом в Украине и возвращением Крыма в состав РФ с 18 марта 2014 года главная база Черноморского флота в Севастополе де-факто перешла под юрисдикцию России, а Харьковские соглашения, согласно которым флот базировался в Крыму, были денонсированы Российской Федерацией. 2 апреля 2014 года Министерство иностранных дел Российской Федерации направило ноту посольству Украины в России, уведомив о вступлении в силу Федерального закона «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины».
С началом Военной операции России в Сирии 30 сентября 2015 года, корабли Черноморского флота осуществляют прикрытие Авиационной группы ВВС России в Сирии, неся боевое дежурство у берегов Сирии в составе Средиземноморской эскадры ВМФ России.
Тихоокеанский флот России
21 мая 1731 года Сенатом был учрежден Охотский военный порт – «для защиты земель, морских торговых путей и промыслов»– первая постоянно действующая военно-морская единица России на Тихом океане. Отсюда и берет свое начало Тихоокеанский флот России. Однако как такового флота (оперативно-стратегического объединения) на Тихом океане Россия не имела до XX века. Правительство ограничивалось посылкой на Дальний Восток отрядов кораблей Балтийского флота. Но еще Петр Великий строил планы для освоения Россией Тихого океана. В конце 1724 года издается правительственный Указ о снаряжении «Сибирской экспедиции», в последующем получившей название Первой Камчатской экспедиции (1725-1730), возглавляли которую офицеры русского флота капитан-командор Витус Беринг и унтер-лейтенант Алексей Чириков. Пройдя большой путь, они подтвердили наличие пролива между Азией и Америкой, впоследствии названного Беринговым. Весной 1732 года был издан Указ о снаряжении 2-ой Камчатской экспедиции (1733-1741) с задачей расширения русских владений и увеличения подданных России, которую снова возглавили Беринг и Чириков. Несмотря на потери и жертвы, в целом экспедиция была успешной. Было открыто западное побережье Северной Америки и некоторые из Американских островов.
В ходе Крымской войны, в августе 1854 года в Петропавловске получили свое первое боевое крещение морские силы России на Тихом океане. «Борт одного только русского фрегата и нескольких батарей оказались непобедимыми перед соединенною морскою силою Англии и Франции, и две величайшие морские державы были осилены и разбиты…» – писал в начале 1855 года английский журнал «Юнайтед сервис мэгэзин».
Борьба за сферы влияния на Дальнем Востоке между Россией и Японией резко обострилась в конце XIX – начале XX веков. Военно-морские силы России на Дальнем Востоке состояли к началу 1904 года из Первой Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре, который был взят в аренду у Китая в 1898 году на 25 лет, где и была учреждена главная база Тихоокеанского флота. Во Владивостоке находился отдельный отряд крейсеров. В ночь на 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура русскую эскадру внезапно атаковали японские миноносцы. Корабли получили повреждения и на длительный срок вышли из строя. Так началась Русско-японская война (1904-1905). В историю этой войны навсегда вошел подвиг русского крейсера "Варяг" и его командира В.Ф. Руднева. Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу.
Степан Осипович Макаров (1848 – 1904) – русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (20 августа 1896). В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку
Неблагоприятная обстановка, сложившаяся на морском театре военных действий, первые поражения заставили российское правительство вспомнить об адмирале С.О. Макарове, который по праву считался наиболее выдающимся в России флагманом, пользовался огромным авторитетом. Назначенный 1 февраля 1904 года командующим Тихоокеанским флотом, Макаров как обычно развернул кипучую деятельность. Новый командующий предпринял частые выходы эскадры для отработки совместного плавания и боевого маневрирования кораблей. Но уже 31 марта (старый стиль) 1904 года при выходе из Порт-Артура для сражения с японским флотом броненосец «Петропавловск», на котором находился штаб эскадры во главе с адмиралом Макаровым, взорвался на минах и затонул.
Броненосец "Петропавловск", 1899 год
Заметим для интереса, что осенью 2011 года совместная российско-китайская экспедиция обнаружила в Желтом море, по предварительным данным, точное место, где лежит до сих пор российский броненосец "Петропавловск". Но пока его подъем со дна моря не планируется.
Ослабление эскадры и гибель ее энергичного руководителя привели к отказу от активных действий на море. 28 июля 1904 года Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Витгефта предприняла попытку прорваться из Порт-Артура во Владивосток и вступила в бой с японской эскадрой в Желтом море. Прорыв не удался. Часть кораблей укрылась в нейтральных портах, где они были интернированы, часть вернулась в Порт-Артур, где в основном находилась на внутреннем рейде, бездействуя. К концу осады они были потоплены огнем японской артиллерии или взорваны своими командами накануне капитуляции Порт-Артура 20 декабря 1904 года. Первая Тихоокеанская эскадра прекратила свое существование.
В апреле 1904 года правительством России было принято решение о посылке еще одной эскадры с Балтики на Дальний Восток на помощь 1-ой Тихоокеанской эскадре и для совместного затем овладения Японским морем. Командовать 2-ой Тихоокеанской эскадрой был назначен начальник Главного Морского штаба вице-адмирал З.П.Рожественский. На подходе к Владивостоку утром 14 мая 1905 года (по старому стилю) корабли эскадры вступили в Корейский пролив. Здесь состоялось Цусимское морское сражение (у острова Цусима) 30-ти русских боевых кораблей с японским флотом в составе 120-ти кораблей. Российский флот потерпел поражение. С поражением флота в Цусимском сражении рушились окончательно всякие надежды на благоприятный конец войны, ибо окончательный исход ее зависел от победы на море.
После окончания Русско-японской войны (1904-1905) морские силы России на Дальнем Востоке были представлены лишь кораблями Сибирской военной флотилии. С началом Первой мировой войны российское правительство спешно начало перебрасывать военно-морские силы с Дальнего Востока на Европейский театр военных действий. После революции 1917 г. Сибирская флотилия находилась в руках Владивостокского совета, где главную роль играли большевики. Но с 29 июня 1918 г. Сибирская флотилия до победы советской власти на Дальнем Востоке (1922 год) находилась в составе Белого движения. В 1921 г. командующим флотилией был назначен контр-адмирал Г.К. Старк, который основную часть кораблей увел за границу.
С 17 ноября 1922 г. были созданы малочисленные морские силы советского Дальнего Востока. Но лишь с 1932 года они стали формироваться по существу как оперативно-стратегическое объединение ВМФ СССР. И приказом Народного комиссара обороны СССР от 11 января 1935 г. они были переименованы в Тихоокеанский флот. В годы Великой Отечественной войны Тихоокеанский флот был не только надежным стражем морских рубежей нашей Родины на Дальнем востоке, но и кузницей кадров для фронта. В полумиллионной армии моряков, сражавшихся на сухопутных фронтах с немецко-фашистскими захватчиками, насчитывалось 153 тысячи моряков-тихоокеанцев и амурцев. В годы войны в состав Северного и Черноморского флотов влился также ряд боевых кораблей ТОФ.