9 августа 1945 года началась война Советского Союза с Японией. Тихоокеанский флот успешно решал свои задачи в ходе этой войны, в том числе взаимодействуя с Военно-Морскими Силами США. Тихоокеанский флот и Краснознаменная Амурская флотилия участвовали в Маньчжурской стратегической, Южно-Сахалинской наступательной и Курильской десантной операциях. В войне с Японией Тихоокеанский флот вел и самостоятельные боевые действия по нарушению коммуникаций противника в Японском море. Своими героическими подвигами в войне с Японией моряки-тихоокеанцы вписали яркие страницы в летопись боевой славы русских вооруженных сил. 25 августа 1945 года тихоокеанцы водрузили над крепостью Порт-Артур Военно-морской флаг СССР. А 2 сентября 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Вторая мировая война завершилась.
С января 1947 года по апрель 1953 года ТОФ был организационно разделён на два флота – 5-й и 7-й. Затем снова был восстановлен единый Тихоокеанский флот. В послевоенные годы Тихоокеанский флот, как и все Вооруженные Силы страны, претерпел коренную военно-техническую революцию. Он постоянно оснащался всеми видами современной боевой техники и оружия. Силы флота находились в боевой готовности, выполняли задачи боевой службы в Тихом и Индийском океанах.
После событий 1991 года (распад СССР) Тихоокеанский Флот, как наиболее удаленный от оперативно-командных центров ВМФ, оказался в наихудшем положении среди флотов ВМФ РФ. В кратчайшие сроки из боевого состава были выведены наиболее боеспособные единицы. Тихоокеанский флот ВМФ РФ в своем современном состоянии способен ограниченно выполнять боевые задачи на океанском театре военных действий, и предназначается для выполнения оперативно-стратегических задач в закрытых внутренних морях, эскортных операций или борьбы с пиратами.
Северный флот России
Северный флот – самый «молодой» из всех военных флотов России. Он был создан 1 июня 1933 года как Северная военная флотилия. Но следует заметить, что первые военные корабли на Севере стал строить еще Петр I. В 1694 году 24-х пушечный фрегат «Святой Павел», 44-х пушечный корабль «Святое пророчество», купленный в Голландии, и яхта «Святой Петр» во главе с Петром I вышли в море, сопровождая восемь английских купеческих судов. Однако затем эти корабли были переведены на Балтику. В 1937 году Северная флотилия была преобразована в Северный флот. В то время на Севере активно строились базы и аэродромы, создавались береговая охрана и судостроительная структура. В 1938 году подводная лодка «Д-1» провела в море 120 суток, пройдя более 11 тысяч миль. В 1938 году подводная лодка «Д-3» впервые в истории Военно-Морского Флота осуществила подледное плавание, 30 минут шла подо льдами.
Первое боевое крещение Северный флот принял в войне с Финляндией (1939-1940). В результате занятия портов Лиинахамари и Петсамо силы флота лишили Финляндию возможности получать помощь по морю от западноевропейских стран и обеспечили перевозку личного состава и техники на приморском фланге, а также защитили свое побережье.
Во время Великой Отечественной войны Северный флот утроил своё вооружение. Силами Северного флота были уничтожены свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов врага. Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев.
В послевоенные годы Северный флот становится атомным, ракетоносным, океанским. В сентябре 1955 года впервые в мире в Белом море был произведен старт баллистической ракеты с подводной лодки. 1 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой отечественной атомной подводной лодке (АПЛ) «К-3» (впоследствии получившей наименование «Ленинский комсомол»). 10 апреля 1959 года АПЛ «К-3» вступила в состав Северного флота. В 1966 году отряд подводных лодок Северного флота совершил групповое кругосветное плавание, пройдя без единого всплытия 25 тысяч миль. Северный флот постоянно развивается: на флоте базируется единственные в России тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и полк палубной авиации, а также единственные в мире надводные крейсера с атомной энергетической установкой. В настоящее время Северный флот – самый мощный из всех военных флотов России. Наряду с Балтийским в 2010 г. Северный флот вошел в состав вновь созданного Западного военного округа.
Базы Северного флота
Основу современного Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли. В последние годы одной из важных задач Северного флота стало обеспечение безопасности гражданского судоходства и защита интересов России в Арктике. 15 декабря 2014 года создано объединённое стратегическое командование «Северный флот» (иногда используется термины Арктические войска и Северный военный округ) – военно-административная единица Вооружённых сил Российской Федерации, предназначенная для комплексного обеспечения безопасности арктического региона России и единого управления военными силами и средствами в зоне от Мурманска до Анадыря. В состав объединённого командования входят подводные и надводные силы, морская авиация, береговые войска и ПВО.
25 мая 2014 года дата образования Северного флота приказом Главнокомандующего ВМФ РФ перенесена на 1733 год
В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 5 июня 2020 г. № 374 «О военно-административном делении Российской Федерации» Северный флот стал основой самостоятельной военно-административной единицы ОСК «Северный флот». Северный флот с 1 января 2021 года стал единственный флотом в истории России, наделенным полномочиями военного округа – территориального объединения, определяющего территориальное деление страны. Зона ответственности кораблей, самолетов и военнослужащих нового территориального образования от Мурманска до Анадыря составит более 5 тыс. км.
Каспийская флотилия России
Каспийская флотилия основана Петром Великим 4 ноября 1722 года. В 1813 году, с заключением Гюлистанского мирного договора (между Россией и Персией), Россия приобрела монопольное право на содержание в Каспийском море военного флота. С 1867 по 1992 гг. основные силы Каспийской флотилии базировалась в Баку. В 1918 г. с приходом в Баку англичан, часть кораблей флотилии была разоружена, а остальные ушли в порт Петровск (Махачкалу). Каспийская флотилия входила во время Гражданской войны в состав Белого флота Белой армии. В 1920 г. флотилия возвратилась в Баку и была там до распада СССР. В 1931 году образовалась Каспийская военная флотилия СССР. В период с 24 по 26 августа 1941 года флотилия провела десантную операцию в Иране, высадив тактический десант в составе горно-стрелкового полка, усиленного артиллерийским дивизионом, и поддержала артиллерийским огнем наступающие по побережью со стороны Ленкорани части горно-стрелковой дивизии. В течение всей войны корабли Каспийской флотилии несли стационарную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах. В 1992 г. после развала Советского Союза флотилия была разделена между каспийскими государствами СНГ, а Каспийская флотилия РФ перебазирована в Астрахань.
Сегодня Каспийская флотилия – это оперативное объединение ВМФ Российской Федерации. Базируется в Астрахани и имеет зоной ответственности регион Каспийского моря. Является наиболее мощным морским объединением в Каспийском регионе. В составе флотилии несколько бригад и дивизионов кораблей, авиация, береговые войска. Бригада артиллерийских катеров на воздушной подушке имеет пункты базирования в Махачкале и Каспийске. В планах государства поставить на её вооружение новые корабли и довести в 2019 г. количество современных вооружений до 90 %. Самыми современными кораблями сегодня являются сторожевые корабли проекта 11661 «Татарстан» (принят в 2003 году) и «Дагестан» (принят в 2012 году). Из новых боевых единиц малые артиллерийские корабли проекта 21630. В 2010 году был заложен малый ракетный корабль проекта 21631 «Град Свияжск» (спущен на воду 9 марта 2013 года).
Сторожевой фрегат "Дагестан" проекта 11661К "Гепард-3.9"
С 2011 года на Каспийской флотилии (в Каспийске) началось создание ракетной группировки кораблей, которое объясняется необходимостью реагировать на усиление ВМС Ирана и Азербайджана.
В апреле 2018 года стало известно, что Каспийская флотилия будет целиком переведена из Астрахани, где базируется в настоящее время, в Дагестан в город Каспийск. Специалисты отмечают, что данное решение напрямую связано с желанием повысить мобильность основных сил флотилии. Военные посчитали, что корабли объединения в настоящее время имеют слишком длительный выход в Каспийское море из Астрахани.
Сейчас в Дагестане активно ведутся работы, направленные на создание жилищно-казарменного фонда, военного госпиталя и иных объектов инфраструктуры, необходимых для размещения экипажей кораблей Каспийской флотилии. Также начались работы по строительству гидротехнических сооружений и причалов. Новая база флотилии будет располагаться в городе-спутнике дагестанской столицы – Каспийске. Все работы по передислокации сил Каспийской флотилии в новую базу будут идти синхронно. Помимо этого объединение продолжит получать новые образцы вооружений и военной техники.
Военные округа России с 1 декабря 2010 года: Западный военный округ (синий цвет), Южный военный округ (коричневый цвет), Центральный военный округ (зеленый цвет), Восточный военный округ (желтый цвет).
В настоящее время существенно изменилась организация управления Военно-Морским Флотом России. 6 июля 2010 г. Президент России подписал Указ о создании в России четырёх вместо шести военных округов и четырёх объединенных стратегических командований (ОСК) по образцу единых боевых командований Вооружённых сил США. В связи с этим все флоты России и Каспийская флотилия организационно тоже вошли в эти объединенные стратегические командования, которые в мирное время продолжают именоваться военными округами (Западный, Южный, Центральный и Восточный. Балтийский флот входят в Западный округ (штаб располагается в Санкт-Петербурге). Черноморский флот и Каспийская флотилия ВМФ России включены в Южный округ (штаб располагается в Ростове-на-Дону). Тихоокеанский флот входит теперь в состав Восточного военного округа (штаб располагается в Хабаровске).
2.2. История Военно-Морского Флота США
Соединенные Штаты Америки, как и Россия, являются страной с большим морским наследием. Все американцы европейского, африканского и азиатского происхождения пришли в Северную Америку на корабле. Для колониальной Америки Северная Атлантика была пуповиной, связывающей колонии и метрополию – Великобританию. Не удивительно, что, начиная борьбу за независимость от Великобритании, американцы решили создавать Военно-Морской Флот. Для американцев флот был символом своего суверенитета, своей национальной зрелости и их решимости бороться за контроль над их границей. Кроме девяти лет (с 1785 по 1794 гг.) на протяжении всей своей истории Соединенные Штаты имели Военно-Морской Флот.
Некоторые источники делят историю Военно-Морских Сил (ВМС) США на два основных периода. Первый. "Old Navy" (Старый флот) – это относительно небольшой период (годы борьбы за независимость и до начала 1880-х гг.). Это, в основном, период парусного флота. Но и в этот период американский флот сделал уже, говоря современным языком, инновационную заявку на весь мир, когда во время американской Гражданской войны северные штаты использовали броненосцы. И второй период – «New Navy» (Новый флот), когда с конца1880-х гг. в результате модернизационных усилий США получили новый современный флот и, в конечном итоге, спустя 70 лет, с помощью Военно-Морского Флота стали самым мощным государством мира.
ВМС в борьбе за независимость английских колоний в Северной Америке
День рождения Соединенных Штатов Америки – 4 июля 1776 года. Но при этом ВМС США официально признают 13 октября 1775 года в качестве даты создания американского Военно-Морского Флота (13 октября 2018 года они отметили 243 года). То есть получается, что ВМС родились раньше самого государства. Может ли так быть? Но раз так есть в США, значит может. В чем тут дело?
Дело в том, что 13 октября 1775 года Континентальный конгресс принял резолюцию о создании армии для борьбы за независимость 13-ти английских колоний. Но так как тогда считалось, что и морские, и речные суда подчиняются армии, то военные историки США предложили считать датой создания и ВМС США именно этот день – 13 октября 1775 года.
Тем не менее, в борьбе за независимость США революционные морские силы тоже принимали участие. Настроение о создании своего Военно-Морского Флота в английских колониях появилось еще до начала войны за независимость. А в стране получился широкий консенсус в поддержку Военно-Морского Флота. Но при этом шел спор. Американцы обсуждали роль и миссию флота. В 1775 году морские силы восставших американских колоний сначала представляли несколько маленьких рыболовных шлюпов. Шлюпу, названному в честь одного из членов американского конгресса «Ли», даже удалось захватить английский бриг «Нэнси» с ценным грузом военного снаряжения и оружия.
13 октября 1775 года Континентальный конгресс принял решение снарядить два вооружённых парусных судна и направить их для перехвата английских судов, снабжающих английские войска в Америке. Вот почему эта дата и считается днем рождения американского Военно-Морского Флота. После 13 октября 1775 года начался ввод в эксплуатацию собственных континентальных судов. Одним из первых был парусник «Альфред» из Филадельфии. Были подготовлены «Правила управления Военно-Морским Флотом», которые принял Конгресс 28 ноября 1775 года, которые оставались в силе в течение всей революции. 13 декабря 1775 г. Континентальный конгресс принял решение о строительстве тринадцати фрегатов в течение ближайших трех месяцев: пять судов из 32-х орудий, пять с 28-ю орудиями и три с 24-мя орудиями. А 10 ноября 1775 года Континентальный конгресс принял резолюцию о сформировании двух батальонов морских пехотинцев, которые были включены в состав флота. Эти корабли не могли серьезно противостоять могучему Королевскому флоту Великобритании, и почти все были захвачены или потоплены к 1781 году.
Что интересно, в период войны за независимость Соединенных Штатов Америки была осуществлена первая попытка боевого применения подводной лодки. Американцы считают, что история боевых подводных кораблей и зарождение этого нового типа оружия ведет свое начало с этой неказистой на вид посудины яйцеобразной формы, которая и представляет собой самую первую подводную лодку, примененную в боевых условиях. Это «Черепаха», созданная американцем Дэвидом Бушнеллом, пытливым изобретателем, так же подарившим миру первую подводную мину.
«Черепаха» – первая боевая подводная лодка
«Черепаха» Бушнелла попыталась атаковать британский флагман фрегат «Игл», но была обнаружена и, чтобы скрыться, ей пришлось подорвать мину, не успев присоединить ее с помощью бурава к днищу корабля.
Флагман англичан фрегат "Игл"
Уже через два года после окончания войны за независимость (в 1785 году) Континентальный конгресс упразднил Военно-Морские Силы страны "за ненадобностью", и два оставшихся военных корабля подарил Франции за оказанную помощь в период боевых действий против Англии. В том же 1785 году флот был расформирован, почти все уцелевшие суда были проданы. Последним кораблем на флоте был фрегат «Альянс», который произвел последние выстрелы в американской войне за независимость. Он был также продан.
«Альянс» под парусами
До 1794 года в США вообще не было никакого Военно-Морского Флота. Не было денег для его строительства. И руководители нового американского государства считали, что он США не нужен, чтобы с помощью флота Америка не вмешивалась бы в европейские дела и вообще дела других государств. Наличие такого флота поневоле создавало бы для США условия для подобных вмешательств.
Новому государству вообще не хватало финансовых средств. Но одним из источников получения этих средств была морская торговля. 4 августа 1790 года в США была создана Фискальная катерная служба (Служба таможенных судов) – организация из 10 военных кораблей для сбора тарифов, контроля над внешними морскими перевозками и борьбы с контрабандой. Однако надо заметить, что это не было формирование Военно-Морского Флота. В 1915 году эта служба объединилась со Службой спасения под новым названием – Береговая охрана (БО), которая существует и до сих пор. С самого возникновения и до 1967 года БО находилась в подчинении министерства финансов США, с 1967 по 2003 год – министерства транспорта США, с 2003 года – министерства внутренней безопасности США. Сегодня Береговая охрана США – это военная служба, предназначенная для наблюдения за выполнением федерального законодательства и обеспечения безопасности плавания судов в водах открытого моря и во внутренних водоёмах страны. В военное время Береговая охрана может переводиться в распоряжение министерства обороны и использоваться в составе ВМС США.
3 мая 1798 г. американский Конгресс санкционировал создание морского ведомства. Появилось независимое Министерство Военно-Морского Флота (до этого боевые корабли находились в ведении Армии) и был создан Корпус Морской Пехоты. Это было сделано, чтобы помочь подготовить Соединенные Штаты к войне с Францией. Четыре больших фрегата, которые были изначально утверждены конгрессом еще в 1794 году, были готовы вступить в строй. Они представляли самые лучшие корабли, сочетавшие скорость и огневую мощь. К 1800 году ВМС США имели флот из 49 кораблей. Война с Францией велась почти исключительно на море. Первая победа для ВМС Соединенных Штатов была 7 июля 1798 году, когда военный корабль США «Делавэр» захватил французский капер «Le Croyable».
Фрегат США «Созвездие» (слева) ведет бой с французским фрегатом «L'Insurgente» (справа). 9 февраля 1799 года
Борьба с пиратством и Военно-Морской Флот США
С самого рождения молодому новому государству – США – в полном смысле слова, не было жизни от морских пиратов, которые орудовали в Средиземном море и не давали возможности торговым американским кораблям использовать это море для своих коммерческих целей. Еще в 1785 году произошло событие, кардинально повлиявшее на судьбы США и, вероятно, остального мира: берберские корсары, подчинявшиеся правителю Алжира, захватили два торговых корабля США, а их экипажи продали в рабство. Попытки освободить моряков ни к чему не привели. До образования США американские торговцы ходили под британским флагом и пользовались защитой британского флота. Вожделенная независимость привела к тому, что североафриканские корсары стали рассматривать их как законную добычу.
Под влиянием этих обстоятельств, в 1794 году в целях борьбы с алжирскими пиратами, нападавшими на американские торговые суда, Конгресс США принял закон о Военно-Морском Флоте, который предусматривал постройку шести фрегатов. В 1797 году в строй были введены первые три фрегата, в том числе «Конститьюшн» (Constitution). В 1798—1800 годах в период Квази-войны с Францией были построены около 30 кораблей, действовавших против французских каперов. Закон о Военно-Морском Флоте принимался долго и трудно: его противники утверждали, что, если у страны появится постоянный военный флот, она неизбежно будет вовлечена в войны. Так что настоящее крупномасштабное строительство Военно-Морского Флота США было начато именно для борьбы с пиратством. И первой экспедиционной кампанией американских военных моряков была атака пиратских баз в Северной Африке. Всю первую половину XIX века США вели с помощью ВМС борьбу с пиратами в Средиземном море.
Пиратство в Карибском море было также одной из основных проблем для США. За период с 1815 по 1822 гг. около 3000 судов в этом море были захвачены пиратами. США приступили использовать сочетание больших фрегатов для сопровождения своих торговых судов и малых кораблей для поиска и захвата пиратских судов в небольших бухтах и между островами. В боевых действиях в ходе этой кампании даже принял участие первый паровой корабль США «Sea Gull». Все это позволило добиться ощутимых результатов в борьбе с пиратством в районе Карибского моря. И хотя отдельные случаи пиратства здесь продолжались и в 1830-е годы, но уже с 1826 г. частые нападения закончились, и этот район был объявлен свободным для торговли и мореплавания.
Другой международной проблемой была работорговля. Для борьбы с этой угрозой в 1820 году в США была сформирована африканская эскадра кораблей. Но в те годы в Соединенных Штатах борьба с работорговлей политически еще была не очень популярна. И эскадру сняли в 1823 году якобы для борьбы с пиратством в Карибском бассейне. К африканскому побережью для борьбы с работорговлей военные корабли США вернулись лишь в 1842 году после принятия соответствующего договора с Англией. Но даже и после этого договора Соединенные Штаты использовали для борьбы с работорговлей в районе побережья Африки меньше судов, чем требовалось договором. Поэтому в период между 1845 и 1850 годами, ВМС США захватили только10 судов с рабами на борту, в то время как англичане захватили 423 судна, перевозивших 27000 пленных.
Эффект войн в борьбе с пиратством был очень значительным. США больше никогда не выплачивали отступных никаким государствам и пиратам. Население США – особенно бизнес-сообщество – крайне позитивно относилось к этим операциям. Соединенные Штаты начали уделять значительное внимание Военно-Морскому Флоту и морской пехоте, которые впоследствии уже более двух веков неоднократно успешно действовали далеко за пределами Северной Америки.
Военно-Морской Флот США в годы Гражданской войны (1861-1865)
С началом Гражданской войны в США боевые корабли и судостроительные мощности остались в руках северян. И хотя конфедераты (южане) захватили немало судов в южных портах, их действия на море свелись, в основном, к нападению на торговые суда. Северяне прочно удерживали господство на море и обеспечивали морскую блокаду южных портов, преимущество на море оставалось за северянами. На реках, а также в прибрежных районах, обеими сторонами использовались бронированные артиллерийские корабли, получившие впоследствии название мониторов. У южан первым был броненосец «Вирджиния», а у северян «Монитор». 8 марта 1862 года флот Конфедерации инициировал первый бой между броненосцами. «Вирджиния» успешно выдержала этот бой. «Монитор» же был прототипом целой серии кораблей мониторов, которых было построено для флота северян достаточно много и которые успешно решали задачи борьбы с кораблями южан.
Наряду с броненосцами во время Гражданской войны конфедераты применили и новые технологии морского оружия – морские мины, которые позже стали называть торпедами. Они успешно использовали мины для защиты своих портов. Первым от мины южан затонул монитор северян «Текумсе».
Конфедераты смогли практически применить еще одно новое морское оружие, которое по большому счету сделало революцию в морском деле. Это была "погружающаяся лодка-торпеда", окрещенная "Х.Л. Ханли", по имени одного из его создателей, луизианского адвоката. "Ханли" была передовейшей технологией 1860-х, такой же продвинутой для того времени, как космический корабль сегодня. Экипаж был из 8-ми человек (командир и 7 моряков-гребцов).