Подготовку брандеров А.Орлов поручил бригадиру И.А.Ганнибалу (старший сын «Арапа Петра Великого», А. С. Пушкин был его внучатый племянник). А в качестве брандеров решили использовать четыре самых крупных греческих судна. В 1-ом часу ночи 7 июля линейные корабли под огнем противника вошли в бухту и стали на якорь. Первым подошел к турецкому флоту и стал на якорь линейный корабль «Европа» (командир – капитан 1 ранга Ф.Клокачев, будущий первый командующий Черноморским флотом). По сигналу с линейного корабля «Ростислав» в атаку пошли 4 брандера, из них только брандер лейтенанта Д.Ильина сцепился с турецким кораблем и вызвал на нем пожар. Один брандер сел на мель, другой был потоплен артиллерийским огнем турецких кораблей, третий сцепился с горевшим кораблем. К 3 часам пожар на турецких кораблях стал всеобщим. Русские корабли прекратили огонь. Взрывы на турецких кораблях продолжались до 10 часов утра.
Потери турок составили 14 линейных кораблей, 6 фрегатов, около 40 мелких судов и около 11 тыс. убитыми и ранеными. Русские потеряли 11 человек убитыми. Турецкий флот, основные силы которого были уничтожены в сражении при Чесме, не смог оказать помощи своим войскам в Крыму и на Дунае. До заключения мира русский флот осуществлял блокаду Дарданелл, высаживал десанты на турецких островах в Эгейском море и уничтожал транспорты на морских сообщениях Турции.
21 (10) июля 1774 г. между Россией и Турцией был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор, завершивший Русско-турецкую войну. Напомним, что ровно 63 года назад 21 (10) июля 1711 г. был подписан унизительный для России Прутский договор с Турцией, по которому уничтожался Азовский флот. Теперь Россия брала реванш. Крымское ханство признавалось независимым от Турции (фактически же оно попадало под контроль России, а это означало ее контроль на Черном море), Россия получала Черноморское побережье с крепостями Керчь, Еникале (к востоку от Керчи) и Кинбурн.
Появление Военно-Морского Флота России на Черном море (1783)
Несмотря на поражение в Чесменском сражении, турки не отказались от мыслей о реванше и располагали для этого достаточными силами, в том числе и флотом. В этих условиях Екатерина II повелела начать работу по созданию Черноморского флота. Для управления всеми силами на Черном море Екатерина II избрала вице-адмирала Ф.Клокачева, по своим организаторским способностям, опережавшего многих своих современников. 13 (2) мая 1783 г. считается днем рождения Черноморского флота Российской империи. Так что в том же году, когда закончилась война за независимость США, в России на Черном море уже появился свой современный Военно-Морской Флот.
Федот Алексеевич Клокачёв (1739—1783) – вице-адмирал, командующий Черноморским флотом России, первый кавалер ордена св. Георгия среди русских моряков
Странные события на Тихом океане (1778-1779)
Осенью 1779 г. в С.-Петербург пришло сообщение от иркутского генерал-губернатора Ф. Н. Клички о появлении в районе "Чукоцкого носа" (полуостров Камчатка) "нераспознатых" иностранных судов. Это известие сильно встревожило царское правительство. Екатерина II поручила своему посланнику в Париже И. С. Барятинскому связаться по данному вопросу с "поверенным от американских селений" Б. Франклином и попросить его, «не возьмет ли он на себя разведать, подлинно ли сии суда были американские и из какого места». Возникает вопрос: почему известие о появлении "нераспознатых" иностранных судов у далекого "Чукоцкого носа" могло в 70-х годах XVIII в. столь сильно обеспокоить царское правительство, что оно сочло возможным забыть о дипломатических формальностях и обратиться непосредственно к представителю "мятежных" американских селений Франклину? Причины озабоченности царского правительства становятся понятнее, если вспомнить о знаменитом "бунте" на Охотской военной флотилии, организованном в 1771 г. на Камчатке в Большерецке М. Бениовским, который сбежал на захваченном галиоте «Святой Петр» и обещал позднее вернуться на иностранных кораблях. Когда 18 (29) апреля 1779 года два иностранных военных корабля вошли в Петропавловскую гавань, на Камчатке поднялась настоящая паника: все были уверены, что иностранные суда явились с враждебными намерениями. Вскоре, однако, выяснилось, что пришедшие английские корабли никакого отношения к М. Бениовскому не имеют и путешествуют с научными целями.
Мальтийский уклон в российской политике и деятельность Военно-Морского Флота (1798-1800)
Остров Мальта
В истории российского флота есть очень интересный факт. Это попытка с помощью военного флота обеспечить влияние и власть России на остров Мальта (Мальта – это крупнейший из 3-х островов, составляющих Мальтийский архипелаг, находится в центре Средиземного моря ровно к югу от Италии и к северу от Ливии) и создать там российскую военно-морскую базу. Эти события происходили при императоре Павле I.
Вспомним, что Павел Петрович был генерал-адмиралом российского флота с 1762 по 1801 годы, то есть 39 лет. Конечно, участие маленького Павла в управлении флотом было скорее номинальным. Но по специальному ходатайству Павла Петровича состоялись две экспедиции под руководством Чичагова В.Я. в Северный Ледовитый океан для отыскания морского пути из Архангельска к берегам Северной Америки. Павел, став императором, не слагает с себя чин генерал-адмирала. Вот тут у него и появляется Мальтийский проект. Замысел об основании на Мальте русской военно-морской базы был дерзкой, но высокой стратегией России в Средиземном море. Мальта входила в круг объектов экспансии великих держав на Средиземноморье. Тому, кто хотел укрепиться на Средиземном море, Мальта была необходима. Главными претендентами на обладание Мальтой явились Франция и Англия.
Делапьер Н.Б. Портрет цесаревича Павла Петровича в адмиральском мундире
Павел в своей мальтийской политике преследовал две цели: доставить русскому флоту надежную стоянку в Средиземном море и, кроме того, приобрести для России нравственную поддержку всего европейского дворянства, сильно заинтересованного сохранением целости Мальтийского ордена. Захват французами Мальты, Ионических островов и ряда пунктов на Ионическом побережье резко изменил отношение России к Франции. Была достигнута договоренность о совместных действиях русского и турецкого флотов против Франции в Средиземном море. Средиземноморский поход русской эскадры под руководством адмирала Ф.Ф.Ушакова явился составной частью плана Павла I в Средиземное море для действий против французов. Главной целью Ушакова был захват Ионических островов – ключевой позиции французов в Ионическом и Адриатическом морях. 24 августа 1798 г. русская эскадра прошла Босфор.
18–20 февраля 1799 г. в результате ожесточенного штурма был взят остров Корфу. Ушаков совместно с Турцией нанес поражение Бонапарту: он овладел Ионическими островами. Россия приобрела там важную военно-морскую базу. Русское влияние распространилось на Адриатику и Средиземное море. Весной – осенью 1799 г. эскадра Ушакова действовала близ побережья Италии, в том числе во взаимодействии с английским флотом адмирала Нельсона. Русские высаживали десанты, которые очищали от французов итальянское побережье. Так, десантный отряд капитана Белли 3 июня штурмом взял Неаполь, а 16 сентября 1000 русских десантников под командованием капитана Балабина вступили в Рим. Но Мальта оставалась в руках Франции. Еще в 1798 г. между Россией и Англией было достигнуто полное соглашение в мальтийском вопросе. Павел I был абсолютно убежден, что Англия согласилась на его планы относительно Мальты.
Но осенью 1798 г. три 70-ти пушечных английских корабля под командованием Александра Белла начали блокаду Мальты. 5 сентября 1800 г. французский гарнизон Мальты сдался англичанам. Поэтому 22 сентября 1799 г. Павел I приказал Ушакову вернуться с эскадрой в Черное море. Мальтийские планы Павла разбились, встретившись с упорным сопротивлением Англии, которая стремилась к гегемонии на Средиземном море. Так неуспешно завершилась попытка России получить базу для своего Военно-Морского Флота на острове Мальта.
Вторая Архипелагская экспедиция (1805-1807)
Эта экспедиция была организована во время войны 2-ой коалиции (Англия, Россия, Австрия, Швеция) против Франции. Она имела целью усиление обороны Ионических островов, где о. Корфу являлся главной базой русского флота. В январе 1806 г. здесь было сосредоточено 6 отрядов Черноморского флота и эскадра Балтийского флота под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина.
Дмитрий Николаевич Сенявин (1763—1831) – русский флотоводец, адмирал
В связи с объявлением в декабре 1806 г. Турцией войны России в феврале 1807 г. эскадра Сенявина подошла к Дарданеллам для совместных действий с английским флотом.10 марта русский десант овладел о. Тенедос, где была организована база для блокадных действий против Дарданелл. Попытка турецкого флота прорвать блокаду закончилась боем в Дарданелльском проливе 10 мая и разгромом турецкого флота в Афонском сражении 1807 г. После заключения Тильзитского мира между Россией и Францией (июль 1807 г.) эскадра Сенявина в августе 1807 г. прекратила блокаду Дарданелл и направилась в Балтийское море.
Как видим, российский флот во второй половине XVIII – начале XIX веков действительно приобрел богатый боевой опыт. Неоднократно успешно осуществлялся стратегический маневр силами флота с одного театра на другой. Русский флот использовал решительные формы стратегических и тактических действий: уничтожение противника в бою, блокадные действия и десанты. Эскадры российского флота успешно сражались в морских боях совместно с флотами других морских держав.
Морской министр императорского флота России и его участие в борьбе за независимость США
Иван Иванович де Траверсе (Жан Батист Прево де Сансак, маркиз де Траверсе) (1754 – 1831) – российский адмирал и государственный деятель, командующий Черноморским флотом, морской министр России
Да, француз по происхождению, он стал третьим морским министром России и возглавлял это министерство почти 20 лет. В России его знали как Ивана Ивановича де Траверсе. Сам из морской семьи, после окончания гардемаринской школы он навсегда связал свою жизнь с военно-морским флотом. В 1773 году в 19-ти летнем возрасте (после 2,5 лет плавания на различных кораблях) Жану присвоили звание мичмана. Как и в России это было первое офицерское звание. До 1777 года молодой мичман Жан Батист нес службу на различных французских военных кораблях. В 1775 году началась война за независимость будущих США. Молодые французские офицеры, воодушевленные новыми идеями, готовы были бороться против британского деспотизма. И в течение трех лет Жан Батист де Траверсе участвовал в крупномасштабной войне на море. В 1781 г. де Траверсе был назначен командиром 26-ти пушечного фрегата «Цапля», на котором он летом этого же года доставил из Гаваны (Куба) испанское золото для помощи Дж. Вашингтону в его борьбе за независимость.
5 сентября 1781 г. де Траверсе, командуя фрегатом «Цапля», принял участие в одном из самых значительных сражений между Францией и Англией – сражении в Чесапикском заливе.
Битва в Чесапикском заливе. Худ. V. Zveg, 1962. США
В декабре 1786 г. де Траверсе стал капитаном 1 ранга. Ему было всего 32 года. Для Франции тех времен это был беспрецедентный случай. Но вскоре во Франции началась революция. Беспорядки на кораблях и в портах перерастали в настоящий мятеж, военно-морской флот оказался брошенным на произвол судьбы. Все это играло на руку Англии, которая вскоре выставила против ослабленной Франции самого грозного из своих адмиралов Горацио Нельсона.
С этого периода начинается жизнь Жана Батиста в России и его служба в российском Военно-Морском Флоте. Екатерина II брала на службу в Россию только молодых иностранных офицеров. Де Траверсе согласился на сделанное ему приглашение. В начале весны 1791 г. де Траверсе оказался на Балтике, и в чине контр-адмирала он стал командиром гребной эскадры кораблей, приняв русское имя и отчество – Иван Иванович де Траверсе. И уже до конца своих дней он оставался в России. Де Траверсе служил командиром Роченсальмского порта, командовал эскадрой канонерских лодок на Балтике. При Павле I получил звание вице-адмирала. 12 марта 1801 года Всероссийским императором стал Александр I, а через два дня маркиз де Траверсе был произведен в чин адмирала, и в мае месяце он был назначен главным командиром Черноморских портов и военным губернатором Севастополя и Николаева.
Скажем прямо, время управления де Траверсе Черноморским флотом и портами на юге России ничем не ознаменовалось в смысле их улучшения. Более того, за время пребывания его в этой должности флот на юге России пришел в упадок. Тем не менее, в 1804 г. де Траверсе был награжден орденом Александра Невского, а в 1807 году еще и орденом Святого Владимира I степени. А в Европе в это время уже бушевали наполеоновские войны, в которых участвовала и Россия. Франция настраивала Турцию против России. Очередной войны было не избежать (она началась в декабре 1806 г.). Поэтому надо было приводить Черноморский флот в боевую готовность. Несмотря на плохое состояние Черноморского флота, И.И. де Траверсе в сентябре 1809 г. занял пост управляющего морским министерством, а 28(10 декабря) ноября 1811 г. он, получив алмазные ордена Александра Невского, стал Морским министром. Российский флот за время управления им де Траверсе практически бездействовал, что обуславливалось недостаточностью государственного финансирования, поглощаемого непрерывными войнами России с 1805 по 1815 гг. Экипажи кораблей содержались не в полном комплекте в соответствии со штатами. А с 1810 года уже ни один корабль не вооружался. 23 июля 1812 года царским указам приостанавливалось все корабельное строительство. Считая, что флот не может совсем обходиться без учений, маркиз де Траверсе старался их проводить, пусть даже на малом пространстве, чтобы как-то ограничить расходы. Поскольку такие «маневры» происходили в Финском заливе между Кронштадтом и Красной Горкой, то это породило ехидное название этого района – «Маркизова лужа», как его и до сих пор называют жители Санкт-Петербурга.
Вот таким оказался для российского флота еще один герой борьбы за независимость Соединенных Штатов Америки. Иван Иванович маркиз де Траверсе скончался в 77-летнем возрасте в 1831 году и был похоронен на маленьком кладбище под Лугой, где до сих пор на его могиле стоит большой чугунный крест, вделанный в гранитную плиту. В настоящее время в России живет потомок де Траверсе – Паткуль Борис Андреевич.
Могила маркиза де Траверсе. Ныне – село Романщина Лужского района Ленинградской области
3.3. Участие Военно-Морского Флота России в Гражданской войне в США (1861-1865)
В период наполеоновских войн в Европе на американском континенте шла война между Великобританией и США (1812—1815). Эта война получила у американцев название второй войны за независимость, подтвердившей статус США как суверенной державы. К сожалению, не прошло и 50-ти лет, как в США в 1861 году началась новая война – Гражданская, гораздо более кровавая, чем годы Американской революции, в которой противостояли друг другу северные и южные штаты страны. Россия оказалась единственной сверхдержавой того времени, открыто поддержавшей Север. Значение этой поддержки не стоит переоценивать, однако она оказала значительное влияние на ход событий.
Роль России в Гражданской войне в США
На тот момент отношения России и США можно было считать практически идеальными. С 1832 года уже действовал двусторонний договор, который установил режим наибольшего благоприятствования в торговых отношениях между двумя государствами. Соединенные Штаты оказались единственным мощным государством, открыто проявившим сочувствие и поддержавшим Россию во время Крымской войны 1853-1854 годов (напомним, тогда Россия воевала с Великобританией, Францией, Турцией и Сардинией).
В 1861 году войну начали южане, которые оперативно объявили о своем выходе из состава США и создании Конфедерации Штатов Америки. Конфедерация призвала великие державы признать их в качестве независимого государства. Позиция Франции по отношению к конфликту в США не была внятно сформулирована, но Париж неофициально продавал оружие и военные материалы южанам. Великобритания заявила о своем нейтралитете, назвав Конфедерацию одной из сторон конфликта, что означало признание независимости Юга де-факто. Россия безоговорочно поддержала легитимное правительство Авраама Линкольна.
В этот же период времени обострились отношения между Россией, с одной стороны, и Англией, Францией и Австрией – с другой стороны. В январе 1863 года на территории Царства Польского, Литвы, частично Белоруссии и Правобережной Украины началось восстание. Английское и французское правительства, чтобы ослабить Россию, решили вмешаться в польские дела, заявив о «поддержке» восставших поляков. А российские войска подавили восстание. В августе 1863 г. правительства Англии и Франции направили Александру II новые угрожающие послания. Наступал кризис. Судьба России была доверена флоту. В этой ситуации в качестве превентивной меры было решено направить к берегам Северной Америки военно-морские соединения России. Это, во-первых, должно было бы создать угрозу английским и французским морским торговым путям в случае начала войны, и, во-вторых, высвобождало заранее крупные силы флота из тесноты оперативного простора Балтики. С другой стороны, так как в США в этот период шла Гражданская война, то присутствие в своих портах дружественных военно-морских сил соответствовало интересам Северных штатов.
Как появился план экспедиции русских кораблей к берегам США?
К 1863 году управляющий Морским министерством вице-адмирал Н. К. Краббе предложил императору России Александру II провести операцию, направленную на предотвращение войны и развал антирусской коалиции. Ее замысел предусматривал отправку двух эскадр в порты западного и восточного побережья Северной Америки. В случае войны, этим эскадрам предстояло действовать в интересах России на морских коммуникациях и против колоний противника на просторах трех океанов – Атлантического, Тихого и Индийского. Одновременно, эта акция означала значительную военную и моральную поддержку правительству Линкольна. Успех операции зависел от обеспечения скрытности действий. Утечка информации могла вызвать вооруженное столкновение русских кораблей с морскими силами Англии и Франции уже на выходе из Балтийского моря. Поэтому о задуманной акции знали только высшие руководители государства.
Экспедиция русских кораблей к берегам Северной Америки (1863-1864) занимает особое место в истории отечественного флота. Впервые Морское министерство России разработало операцию по нарушению океанских перевозок противника в удаленных районах. В результате ее проведения была решена стратегическая задача – сорвано вооруженное выступление коалиции государств против России. Достигнуто это было без единого выстрела – за исключением залпов салюта в гаванях Нью-Йорка и Сан-Франциско. Угроза войны для России была ликвидирована решительным и умелым использованием российских военно-морских сил. Это был своеобразный политический абордаж. Этот поучительный пример, когда флот напрямую предотвратил возникновение войны, на наш взгляд, к сожалению, и тогда, и позднее, и до сих пор не получил достойной оценки.
Плавание к берегам Америки явилось отличной школой оперативной подготовки и морской выучки для офицерского состава и команд русских кораблей.
Появление русского флота у берегов США содействовало победе северян и русско-американскому сближению. Российские военные корабли оставались в США почти на протяжении года. Официально это был первый в истории российско-американских отношений дружеский визит российских военных кораблей в США, призванный продемонстрировать доброе отношение России к американскому народу. Итак, в 1863 году к берегам США отправились две эскадры ВМФ России: Атлантическая и Тихоокеанская.
Атлантическая эскадра Военно-Морского Флота России в США
Командиром Атлантической эскадры назначили контр-адмирала С. С. Лесовского. Степан Степанович Лесовский, опытный и образованный моряк, недавно возвратился из командировки в Америку, где он в течение полутора лет изучал опыт броненосного кораблестроения США. Он прекрасно знал обстановку в Америке.
Степан Степанович Лесовский (1817 – 1884) – российский флотоводец, адмирал. В 1876 – 1880 гг. – управляющим Морским министерством
В1861—1862 гг. капитан 1 ранга Лесовский был в Северной Америке военно-морским атташе России, где наблюдал за постройкой судов для российского флота. Он находился в США "для исполнения особо возложенного на него поручения" (секретного) и по возвращении произведен "за отличие" в контр-адмиралы. Его умелая и деятельная работа в США в немалой степени способствовала установлению взаимопонимания с президентом Северо-Американских Соединенных Штатов Авраамом Линкольном, когда началась Гражданская война.
В состав Атлантической эскадры включили винтовые фрегаты "Александр Невский", "Пересвет" и "Ослябя", корветы "Варяг", "Витязь" и клипер "Алмаз". Общая численность экипажей превышала 3 тысяч человек. Для дезинформации распространялись слухи, что эскадру снаряжают в двухлетнее заграничное плавание в Средиземное море и на Тихий океан. На подготовку ушло меньше месяца. Для сокращения времени развертывания Балтийское море решили пройти под парами. Затем намечалось следовать к восточным берегам Америки в обход Англии с востока и севера. Многопушечные фрегаты с командой в 700—800 человек, которые составляли большую часть судов Атлантической эскадры, были новейшей конструкции, имели винтовые устройства и во время перехода из Кронштадта в Нью-Йорк оказались более быстроходными, чем корветы и клиперы той же эскадры.
Учитывая сложные погодные условия и различные мореходные качества кораблей, С. С. Лесовский отдал команду: идти в Нью-Йорк самостоятельно. В ночь на 18 июля 1863 года флагманский фрегат "Александр Невский" с С.С.Лесовским на борту, тайно покинул кронштадтский рейд. У Ревеля (нынешнего Таллинна) к нему присоединился фрегат "Пересвет". Лишь утром 26 июля, когда корабли находились в походном строю, командам было объявлено, что они следует к берегам Северо-Американских штатов. Сберегая уголь, на случай боя или длительного штиля, отряд шел, в основном, под парусами. 24 сентября 1863 года эскадра в полном составе вошла в Нью-Йоркскую гавань, где её уже ждал фрегат "Ослабля", пришедший самостоятельно из Средиземного моря.
Приход русских кораблей оказался своевременным. Уже в начале лета в канадском порту Эскмольт появилась английская эскадра из пяти кораблей, в том числе двух фрегатов. Англичане открыто демонстрировали готовность поддержать конфедератов (южан). Корабли русской эскадры мало стояли в портах, они, в основном, были в море, в походах. Так, например, фрегат "Александр Невский" под флагом контр-адмирала С.С.Лесовского в сопровождении фрегата "Пересвет" и корвета "Витязь" отправился в Карибское море и в Мексиканский залив, то есть, в районы, буквально кишевшие английскими торговыми судами. Фрегат "Ослябля", корвет "Варяг" и клипер "Алмаз" были оставлены в портах США под командованием командира фрегата "Ослябя" капитана первого ранга А.А. Бутакова. На обратном пути в США отряд С.С.Лесовского еще раз разделился. "Пересвет" посетил южные порты Кубы, а "Витязь" – Британский Гондурас, Гавану, Порт Рояль на Ямайке, карибский остров Кюрасао и Картахену на северном побережье Южной Америки в Колумбии. Сам контр-адмирал на "Александре Невском" посетил северные порты Кубы. Между тем, корабли отряда под началом А.А. Бутакова поочередно заходили в крепость Моир, в Балтимор, в Аннаполис. 6 апреля в Нью-Йорк после крейсерства у Больших Антильских островов и захода в Гавану возвратился "Пересвет". Вместо него к Антильским островам отправился "Варяг". В результате таких постоянных перемещений, англичане не смогли бы внезапно заблокировать русские крейсерские суда.